УДК 001
On the Possibilities of Developing the Subjectivity of the Student's Personality in the Learning Process
Gusakova M. A.
Yekaterinburg, Russia [email protected]
Abstract The article discusses the importance of the development of subjectivity of the younger teenagers. Through a thorough analysis of the educational process, the author comes to the conclusion that subjectivity is the personal property of the person, revealing the essence of the human way of being. Subjectivity allows a person to be the doer of their activities. The author notes that younger adolescence is a significant period in the development of the child. Teen feels his own importance in the learning process, which is an important factor of personal subjectivity.
Key words: subjectivity 1, interactive training 2, learning, independence 3, personal potential 4.
О возможностях развития субъектности личности учащегося в
процессе обучения
Гусакова М.А.
Екатеринбург, Россия [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются значение формировании субъектности учащихся. Путем глубокого анализа образовательного процесса автор приходит к выводу о том, что субъектность - это личностное свойство человека, раскрывающее сущность человеческого способа бытия. Субъектность позволяет человеку быть деятелем своей деятельности. Автор отмечает, что младший подростковый возраст является знаковым периодом в развитии ребенка. Учащийся ощущает собственную значимость в процессе обучения, что является важным фактором личностной субъектности.
Ключевые слова: субъектность, обучение, усвоение материала, самостоятельность, личностный потенциал и т.д.
Введение: Проблемы совершенствования российского образования в условиях его модернизации и компьютеризации сегодня приобретают личностный и социальный характер. Одновременно с этим
и растет потребность социума в самостоятельных, мобильных, само реализованных специалистах.
В настоящее время такой специалист должен формировать собственную личность, приобретать социальный опыт, преобразовывать свою деятельность к лучшему и быть субъектом своей жизни. В связи с этим, детальное исследование феномена субъекта и становления человеческой субъектности приобретает особое значение.
Поскольку, субъект является частью эволюции общества и основа формирования субъектности человека. Отметим, что субъект как активный и самостоятельный деятель собственной жизни неразрывно связан с субъектностью личности.
При рассмотрении данной проблемы целесообразно исходить из позиции С. Л. Рубинштейна, указывавшего на неправомерность метафизического подхода в определении того, «является ли индивид субъектом» [2, с. 63].
Именно поэтому, в настоящее время субъектный подход, применяемый к изучению психологической реальности индивида, приобретает статус приоритетного.
Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека.
По мнению В. И. Слободчикова, сущностными свойствами субъектности «является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий» [5, с. 131].
Следовательно, на практике, возможно, формировать и развивать учащегося как субъекта учебной деятельности.
Субъектность обучающегося проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Важно отметить, что субъектность, с одной стороны, становится методологическим принципом в психологическом исследовании личности, а с другой, является предметом познания. В современном образовании приоритетным становится личность, ее сущность и развитие.
Безусловно, современная школа стремиться создавать личность, которую требует современное общество - активного деятеля своей деятельности. Но развитие информационного потока идет
быстрее и, следовательно, на уровне школы готовую личность такого масштаба мы наблюдать не можем.
Материал и методы: Образование должно обеспечить подготовку к решению личностных проблем, так как решение общественных проблем не помогает разрешить проблемы отдельного человека, а, напротив, только увеличивает и усугубляет их.
Причем в основе такой подготовки должна лежать не опора на имеющийся общественный опыт как основного средства личностных проблем, а актуализацию потенциала личности, осуществляемую в процессе ее саморазвития.
С целью становления и развития обучающегося как субъекта учебной деятельности, т.е. роста его самостоятельности в реализации учебной деятельности, обучающийся включается в различные виды деятельности, такие как самоопределение и целеполагание, познавательная, коммуникативная, творческая, рефлексивная и другие.
Каждый из этих видов деятельности может быть представлен в виде некоторого пути или траектории развития самостоятельности обучающегося при осуществлении им учебной деятельности:
1. Самоопределение и целеполагание - переход от частичной субъектности к полной. Это предполагает прохождение обучающимся следующих реперных точек:
- осознание потребности в обучении и развитии, а также самоопределение себя как субъекта учебной деятельности, формулирование своих ожиданий;
- вхождение в пространство совместно-разделённой деятельности, т. е. совместное целеполагание;
- определение своего уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, самостоятельное построение учебных целей (от «маленьких», тактических целей до сквозного целеполагания вектора развития).
2. Коммуникативная деятельность - переход от простой коммуникации к сложной, а от нее - к внутреннему диалогу. Это предполагает организацию следующего цикла деятельности: понимание -критический анализ авторских точек зрения - порождение авторского текста.
3. Мыслительная деятельность - от эмпирических, конкретных форм мышления к теоретическим, образным, абстрактным, что означает следующую логику движения обучающегося в пространстве совместно-разделенной деятельности: от когнитивных навыков группировки, классификации - к понятийным формам мышления.
4. Творческая деятельность - от субъективно нового к объективно новому, что предполагает следующий путь движения: применение известных способов и средств в новой ситуации - порождение
недостающих способов и средств для разрешения ситуации - преобразование ситуации в соответствии с изменяющимся контекстом и построение новых способов деятельности.
5. Рефлексивная деятельность - от рефлексии предметно - специфической деятельности и ее продукта (рефлексия предметного результата) к рефлексии процессов порождения данного результата (рефлексия способов, средств и собственных способностей) и рефлексии собственных изменений [3, с. 129-141].
В результате: Осваивая перечисленные выше виды деятельности, обучающийся формирует собственную субъектность в учебной деятельности за счет обогащения инструментария (способы и средства деятельности), развития способностей для решения все более сложных учебных задач и роста самостоятельности при их решении.
В заключении, можно сделать вывод о том, что субъектность -это личностное свойство человека, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия.
Это свойство заключается в осознанном и деятельном отношении к миру и себя в нем, способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. В основе этого свойства лежит отношение к себе как к деятелю.
Деятельные отношения между людьми (педагог и обучаемый) предполагают развитие у них сторон уникальности, сознательности, что дает предпосылки для саморазвития субъектности личности каждой из сторон. Это является инструментом для совершенствования и развития педагога и ученика.
Библиографический указатель:
1. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. - М., Учпедгиз, 1955.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004.
3. Курсакова, А.В. Особенности самостоятельной учебной деятельности в системе ОДПО и проблемы ее обеспечения // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 9-М.: МАПДО, ИПК госслужбы, 2006. - С. 129-141.
4. Худякова, Н.Л. Философия и развитие образования [Текст] : учеб. пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009.
© Гусакова М.А., 2017
Об авторе:
Гусакова Мария Анатольена - Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
About author:
Gusakova Mariya. Anatolyevna - Ural state pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]