Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОЛЬЗУ ОТЦОВ В СЕМЕЙНЫХ СПОРАХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

О ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОЛЬЗУ ОТЦОВ В СЕМЕЙНЫХ СПОРАХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / РЕБЁНОК / РОДИТЕЛЬ / ОТЕЦ / МАТЬ / СУД / ПСИХОЛОГ / ДЕЛО / МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мачурина Т.Н.

в статье приводится краткий анализ существующей судебной практики по семейным спорам, связанным с определением места жительства несовершеннолетних. В статье излагаются размышления автора о возможности увеличения количества судебных решений в пользу отцов несовершеннолетних, приводятся случаи из собственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОЛЬЗУ ОТЦОВ В СЕМЕЙНЫХ СПОРАХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

О ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОЛЬЗУ ОТЦОВ В СЕМЕЙНЫХ СПОРАХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Мачурина Т.Н.

Мачурина Татьяна Николаевна - магистр права, супервизор российского уровня в области написания психологических заключений для суда, органов опеки и иных официальных инстанций, клинический психолог, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы, г. Москва

Аннотация: в статье приводится краткий анализ существующей судебной практики по семейным спорам, связанным с определением места жительства несовершеннолетних. В статье излагаются размышления автора о возможности увеличения количества судебных решений в пользу отцов несовершеннолетних, приводятся случаи из собственной практики.

Ключевые слова: судебное решение, несовершеннолетний, ребёнок, родитель, отец, мать, суд, психолог, дело, место жительства.

Проанализировав судебную практику по семейным спорам, связанным с проживанием и воспитанием несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев (авторы приводят данные — до 90%) суд отдаёт предпочтение матерям, особенно когда речь идёт о малолетних детях. Сказанное выступает де-факто, но де-юре мы имеем следующее: ст. 61 СК РФ п.1: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)»; ст.65 СК РФ п.3: «Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое)». Вместе с тем, прямой зависимости между привязанностью ребёнка к родителю и его полом, возрастом или географическим местонахождением родителя, если они проживают раздельно, не наблюдается. На сегодняшний день в тематической литературе не приводится убедительных научных доводов в пользу теории о том, что малолетний возраст ребёнка априори означает его большую привязанность к матери, чем к отцу. Например, И.А. Кельмансон, доктор медицинских наук, профессор, научные интересы которого связаны с различными аспектами педиатрии, включая вопросы перинатологии и перинатальной психологии, психосоматических нарушений в детском возрасте, детской кардиологии, детской сомнологии, особенностей поведения и темперамента ребенка, клинической эпидемиологии и доказательной педиатрии, в своей замечательной книге «Перинатология и перинатальная психология» говорит о том, насколько важно и органично участие отца в развитии и воспитании ребёнка даже грудного возраста [6]. И.А. Кельмансон разъясняет, что грудной ребёнок не различает тепло, получаемое им от материнской и от отцовской любви, также, как не различает, от кого получает объятия, нежные прикосновения — от матери или от отца [6]. Для ребёнка в данном случае важно, что он защищён, ему тепло и комфортно, что полностью удовлетворяет его базовые потребности. Исходя

из вышеизложенного, нет никаких препятствий тому, чтобы мужчина точно так же, как и женщина, мог носить ребёнка на руках, прижимая его к груди, — именно так формируется ранняя детская привязанность к отцу.

Итак, степень и сила привязанности ребёнка к родителю определяется степенью эмоциональной близости между ними, но не полом или возрастом ребёнка и не географической удалённостью между родителем и ребёнком. Известно множество случаев, когда дети, разлучённые с родителями (родителем) на протяжении долгих лет (иногда и на протяжении всей жизни) испытывают острую тоску и желание воссоединиться с ними [2]. Вместе с тем, представляется очевидным тот факт, что проживающие совместно родитель и ребёнок нередко оказываются абсолютно чуждыми друг другу психологически и единственным объединяющим их фактором в данном случае является вынужденность совместного проживания.

Роль отца в воспитании и формировании подрастающей личности невозможно переоценить: именно фигура отца формирует у ребёнка представление о собственной полоролевой идентичности, о роли мужчины в семье как мужа и отца, о тех социальных границах, которые должна соблюдать в обществе психологически здоровая личность. Если в семье, воспитывающей мальчика, между отцом и сыном существует крепкая душевная привязанность, ребёнок проводит достаточное количество времени с ним, имеет возможность видеться и общаться с отцом не от случая к случаю, а систематически — всё это укрепляет уверенность мальчика в себе, воспитывает в нём надёжность и ответственность; напротив, если общению отца и сына чинят препятствия, в том числе, психологические (нередки случаи, когда мать, преследуемая корыстными мотивами либо мотивами мести, осознанно формирует у ребёнка отчуждённость от отца), то это приводит к деморализации формирующейся личности мальчика, развитию у него тревожности, агрессивности, недоверчивости. В моём профессиональном опыте нередко встречались случаи, когда мальчики, выросшие в семьях без отца, либо редко или нерегулярно видевшиеся с ним, имели устойчивые феминные черты характера, воспринятые ими от модели поведения воспитавших их женщин — как правило, матерей и бабушек — что затрудняло их социальную адаптацию и приводило к нарушению отношений со сверстниками, расстройству понятия собственной половой идентичности.

«В начале отец является для ребенка второй матерью» - говорит Г. Фигдор. Отец подает малышу пример отношений с другим объектом. Путем отождествления себя с отцом ребёнок открывает возможность новых отношений. С помощью отца ребёнок учится общаться, устанавливать контакт, выходить из конфликтных ситуаций. Поэтому присутствие отца так необходимо. Отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка [1].

По мнению специалистов (см. список литературы), отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, что равно справедливо для детей обоих полов. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Девочки, выросшие без отца, на протяжении всей жизни испытывают неуверенность в себе, дефицит любви, стремятся получить её любой ценой и от любого человека. Нередко такие девочки вырастают тревожными и импульсивными, у них развивается заниженная самооценка, ненависть и предубеждение к представителями противоположного пола. Даже создав собственную семью, такая женщина часто компенсирует собственную психологическую незрелость и бессилие,

9

чувство вины и обиду на своём супруге и детях. Круг замыкается, и с высокой долей вероятности можно говорить о том, что такая семья распадётся и уже дети этой женщины будут лишены полноценной отцовской заботы и внимания [2].

Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце в течение всей жизни [3]. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей. Более того, существуют исследования, доказывающие, что и на интеллектуальное развитие ребёнка оказывает положительное влияние авторитарность отца. Забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны отца влияют на формирование положительной самооценки у ребёнка.

Безусловно, встречи, совместные поездки, путешествия — всё это имеет очень важное значение в общении отца и ребёнка, но общение по часам недостаточно для гармоничного развития личности подрастающей личности. Более того, для детской психики представляется крайне нежелательным общение с отцом по часам, когда он должен внезапно покинуть его. Необходимым условием сохранения нормального психологического развития ребёнка является возможность видеть своего отца и общаться с ним на протяжении определённого времени, возможность оставаться у него на ночь, так как это укрепляет эмоциональную связь между отцом и сыном, и сглаживает последствия развода родителей для ребёнка.

Автор хотел бы особенно подчеркнуть, что именно в младшем дошкольном возрасте у ребёнка присутствует осознанное подражательное поведение, которое позволяет ему воспринимать правильную полоролевую модель взаимодействия в социуме. Вместе с тем, суды при вынесении решения об определении места жительства детей в пользу матери часто основывают свои доводы на малолетнем возрасте как факторе большей привязанности к матери, чем к отцу. По мнению автора, выносить обоснованное суждение о степени привязанности к каждому из родителей должно лицо, имеющее специальное (психологическое) образование не ниже уровня специалиста (магистра), специальную подготовку (желательно в области клинической (медицинской) психологии) и обладающее длительным опытом работы (не менее десяти лет подряд) в области детско-родительских отношений в учреждениях образования и/или здравоохранения с детьми, подростками и их родителями.

Автору представляется важным, что даже при опросе ребёнка, достигшего десятилетнего возраста, в суде, необходимо использовать индивидуальный подход. К примеру, в практике автора статьи были случаи, когда подростки разного возраста (13 и 15 лет) высказывали в суде желание проживать с матерью, однако, как оказывалось в дальнейшем, их мотивация заключалась в том, что матери не предъявляли к ним каких-либо требований, а отцы контролировали круг общения подростков, количество их пребывания в Интернете, требовали посещения школы, соблюдения режима дня и т. д. Автор понимает, что суд не имеет возможности погружаться в подробное изучение каждого дела, именно поэтому представляется необходимым участие психолога в подобных спорах и желательно — в досудебном (внесудебном) порядке.

Следующий случай представляет интерес с точки зрения возможности применения психологического исследования в сфере института медиации. К автору статьи обратились бывшие супруги, сохранившие после развода лояльные взаимоотношения, однако по прошествии длительного времени так и не пришедшие к единому консенсусу в вопросе о проживании их несовершеннолетней дочери. Ранее между ними существовала устная договорённость о графике проживания ребёнка у каждого из родителей (2 недели через 2), однако, ввиду изменившихся условий (переезд отца в другой район города) и поступления ребёнка в школу существующее между сторонами соглашение стало трудновыполнимым.

Автором статьи было проведено психологическое исследование и клинико-психологическая беседа, по результатам которых обнаружилось, что наиболее

10

сильную привязанность ребёнок испытывал к отцу и, несмотря на хорошие взаимоотношения с матерью, хотел бы жить с отцом. Когда оба родителя ознакомились с письменным заключением специалиста, они поговорили с дочерью и приняли решение о том, что она будет проживать с отцом (также учитывался тот факт, что район, в который переехал отец, более комфортабелен и благоустроен с точки зрения развитости инфраструктуры, в том числе, количества и качества образовательных учреждений, спортивных секций, детских медицинских учреждений и т. д.). Автор статьи со своей стороны порекомендовал родителям несовершеннолетней подготовить письменное соглашение о месте проживания несовершеннолетней и графике её общения с матерью, которое, в случае необходимости придания ему законной силы, они могут предоставить в суд.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что по внутреннему убеждению автора, исходя из принципов разумности, гуманности и справедливости, каждое дело с участием несовершеннолетних требует индивидуального подхода и заключение психолога в подобных случаях может оказать существенную помощь.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте//Дошкольное воспитание. № 7, 2005.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. Т.В. Андреева. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

3. Акивис Д.С. Отцовская любовь/Д. С. Акивис. М.: Профиздат, 1989.

4. Берн Шон. Гендерная психология. Спб., 2002.

5. Достовалов С. Г., Мальцева Л. В. Отец и сын: атрибутика мужского воспитания // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0066.shtml/ (дата обращения:22.09.2021).

6. Кельмансон И.А. Перинатология и перинатальная психология. М., 2015.

7. Кон И. С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп. М., 2002.

8. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003.

9. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства.

11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (КонсультантПлюс).

12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: sudact.ru - СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ/Судебная практика по определению места жительства ребенка / Судебная практика по применению нормы ст. 24 СК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.