Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ТУВИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ'

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ТУВИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-ресурсы / сайт / этнокультурное развитие / тувинцы / традиционная одежда / национальная одежда / студенты / система образования / Internet resources / website / ethnocultural development / Tuvans / traditional clothing / national clothing / students / education system

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уламсурэн Цэцэг, Монгуш Аржаана Сергеевна

В статье отмечена важность применения интернет-сайта о традиционной национальной одежде тувинцев в образовательном процессе для педагогов, студентов, школьников. В современном обществе особое внимание акцентируется на вопросах применения интернет-ресурсов для решения задач в области науки и образования. В системе высшего образования в свою очередь учитывается повышение информационнокоммуникативной компетентности как профессорско-преподавательского состава, так и студентов, формирование их навыков, относящихся к использованию ИКТ. Целью данной статьи является определение значимости интернет-сайта о традиционной национальной одежде тувинцев в образовательном процессе и возможности его использования в будущей профессиональной деятельности. В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, беседа, анкетный опрос. В результате проведенных исследований можно сказать о том, что у большинства студентов существуют общие представления об интернет-сайте этнокультурной направленности, в частности о традиционной национальной одежде и некоторые из них уже пользуются материалами сайта в жизни, в учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Уламсурэн Цэцэг, Монгуш Аржаана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBILITY OF USING THE INTERNET SITE «TUVIN NATIONAL CLOTHING» FOR EDUCATIONAL PURPOSES

The article notes the importance of using a website about traditional national clothing of Tuvans in the educational process for teachers, students, and schoolchildren. In modern society, special attention is paid to the use of Internet resources to solve problems in the field of science and education. The higher education system, in turn, takes into account the increase in information and communication competence of both teaching staff and students, the formation of their skills related to the use of ICT. The purpose of this article is to determine the significance of a website about traditional national clothing of Tuvans in the educational process and the possibility of its use in future professional activities. The main research methods used were observation, conversation, and questionnaires. Research results. As a result of the research, it can be said that most students have a general understanding of the ethnocultural Internet site, in particular about traditional national clothing, and some of them already use the site’s materials in life, in their educational and professional activities. Conclusion. In the era of digital technologies and computerization, it is important for every teacher to have the skills to use all kinds of numerous Internet resources and sites in solving professional problems.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ТУВИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ»

УДК 811.512.156

doi 10.24411/2221-0458-2024-01-50-64

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ТУВИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

Уламсурэн Ц., Монгуш А.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

ABOUT THE POSSIBILITY OF USING THE INTERNET SITE «TUVIN NATIONAL CLOTHING» FOR EDUCATIONAL PURPOSES

Ts. Ulamsuren, A.S. Mongush

Tuvan State University, Kyzyl

Аннотация. В статье отмечена важность применения интернет-сайта о традиционной национальной одежде тувинцев в образовательном процессе для педагогов, студентов, школьников. В современном обществе особое внимание акцентируется на вопросах применения интернет-ресурсов для решения задач в области науки и образования. В системе высшего образования в свою очередь учитывается повышение информационно-коммуникативной компетентности как профессорско-преподавательского состава, так и студентов, формирование их навыков, относящихся к использованию ИКТ. Целью данной статьи является определение значимости интернет-сайта о традиционной национальной одежде тувинцев в образовательном процессе и возможности его использования в будущей профессиональной деятельности. В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, беседа, анкетный опрос. В результате проведенных исследований можно сказать о том, что у большинства студентов существуют общие представления об интернет-сайте этнокультурной направленности, в частности о традиционной национальной одежде и некоторые из них уже пользуются материалами сайта в жизни, в учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, сайт, этнокультурное развитие, тувинцы, традиционная одежда, национальная одежда, студенты, система образования

Annotation. The article notes the importance of using a website about traditional national clothing of Tuvans in the educational process for teachers, students, and schoolchildren. In

modern society, special attention is paid to the use of Internet resources to solve problems in the field of science and education. The higher education system, in turn, takes into account the increase in information and communication competence of both teaching staff and students, the formation of their skills related to the use of ICT. The purpose of this article is to determine the significance of a website about traditional national clothing of Tuvans in the educational process and the possibility of its use in future professional activities. The main research methods used were observation, conversation, and questionnaires. Research results. As a result of the research, it can be said that most students have a general understanding of the ethnocultural Internet site, in particular about traditional national clothing, and some of them already use the site's materials in life, in their educational and professional activities. Conclusion. In the era of digital technologies and computerization, it is important for every teacher to have the skills to use all kinds of numerous Internet resources and sites in solving professional problems.

Keywords: Internet resources, website, ethnocultural development, Tuvans, traditional clothing, national clothing, students, education system

Современная инновационная образовательная среда высшей школы требует усовершенствования материально-технической базы путем усиления использования компьютерных технологий в обучении (компьютеризация обучения), активизации в учебном процессе цифровых технологий. В связи с этим во всех университетах, училищах, школах огромное внимание акцентируется на вопросах применения интернет-ресурсов для решения научных и образовательных задач. В системе высшего образования также предусматривается повышение информационно-коммуникативной компетентности как преподавателей, так и студентов, формирование их навыков, связанных с использованием ИКТ [3].

Владение ИКТ-компетентностью (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической) преду-

смотрено на всех направлениях подготовки. Например, в Федеральном государственном образова-тельном

стандарте высшего образования [6] предусматривается формирование

универсальной компетенции, связанной с поиском, критическим анализом и синтезом информации (УК-1) и общепрофессиональной компетенции по разработке основных и дополнительных образовательных программ и их компонентов с использованием ИКТ (ОПК-2). Кроме того, предусматривается формирование универсальной компетенции по восприятию межкультурного

разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5). Также в федеральном государственном образовательном стандарте [5], где в качестве одного из основных принципов обозначается принцип учета этнокультурной ситуации развития ребенка и подчеркивается, что образовательная программа должна учитывать специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Следовательно, профессиональная подготовка будущих педагогов также должна быть ориентирована на активное освоение и использование ими интернет-ресурсов этнокультурной

направленности для успешного решения профессиональных задач [8].

В свою очередь этнокультурное образование является составляющей общего среднего образования. Согласно Конституции Российской Федерации в Федеральном государственном образовательном стандарте учитываются «региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации», которые дают обоснование формирования этнокультурного образования [7]. Этнокультура -это совокупность ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной и

социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации людей представителей своего этноса [1].

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс с изучения, практического (деятельно-стного) освоения этнокультурного наследия (ценностей традиционной этнокультуры) и воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в осмыслении и синхронных и диахронных

информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития своего этноса и суперэтноса в структуру развития мировой культуры [10].

Составляющими этнокультурного образования являются материальный мир: вещи, интерьер, одежда, посуда, утварь; духовно-нравственный мир: искусство, литература, обряды, традиции;

невербальное общение: поведение, жест, мимика, этикет; социально-культурная среда: праздник, состязание. В то же время этнокультурное образование - это система приобщения детей и молодежи к культурному наследию своего народа,

направленная на развитие национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитание межкультурной толерантности через освоение этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя в себе. В связи с этим, как мы выше отметили, одним из составляющих этнокультурного образования является национальная одежда народов, среди которых ярким из них считается традиционный костюм. Кроме того, здесь также можно отметить то, что одним из способов самоидентификации народа является костюм. Костюм - это зеркальное отражение всех процессов, происходящих в обществе: политических, экономических, социальных, культурных. Национальный костюм - это материальная оболочка, своеобразное звено, которое связывает человека с пространством окружающей среды, внешним миром; в нём закодирована сложная и сущностная информация о миропонимании человека. Костюм проходил своеобразный отбор временем и практикой, служил культурным идеалом, родившимся в процессе исторического развития этноса со своим предметным миром, материальными и духовными потребностями. Его формы, тип, принципы кроя, пропорции и манера ношения, характер декора и цветового решения придавали каждой этнической группе индивидуальное своеобразие и

неповторимость. При этом, хотя основные элементы и формы были едины для всей общности и носили ярко выраженный характер, традиционная одежда - очень разнообразна. Она оставляла простор для реализации индивидуальности, элементы одежды не являлись точными копиями единого образца, а носили стереотипный и вариабельный характер [2]. В костюме любого народа находили своё отражение религиозные, этические и эстетические представления о строении окружающего мира, уровень духовной и материальной культуры, взаимосвязи с другими культурами. Таким образом, традиционный национальный костюм тувинцев является одним из значимых элементов культурного наследия, в связи с этим важно пробудить интерес современной молодежи к исследованию тувинской национальной одежде и народных традиций с помощью современных технологий, что позволит сформировать уникальную и узнаваемую во всем мире. В связи с этим авторами данной статьи был разработан интернет-сайт о традиционной тувинской одежде. Данный сайт был сформирован на тувинском языке.

Структура сайта На главной странице сайта о национальной одежде тувинцев имеются 9 объемных блоков. Каждый блок состоит из 36 небольших частей.

I небольшие части

Сообщества и группы о традиционной нациоанльной одежде у тувинцев в интернет .. Список монографий и научных трудов о традиционной одежде тувинцев

Главные документы о национальной одежде

Особенности национальной одежды тувинцев от других народов

Свадебная одежда Украшения национальной одежды тувинцев Виды традиционной тувинской одежды

Правила кройки и шитья одежды

История возникновения о традиционной одежде тувинцев

11

31

29

10

20

30

40

Рис. 1. Список 9 объемных блоков на сайте «Тувинская национальная одежда»

Например, если ввести курсором мыши на блок «История возникновения о традиционной одежде тувинцев», то внутри него появятся следующие небольшие блоки в виде таблицы:

Таблица 1.

0

№ Сайтыда блоктарньщ аттары Блоктарныц тургустунган кезектери

1. История возникновения и развития туувинской традиционной одежды История развития одежды с давних времен до XXI в.

1. Правило шитья тувинской традиционной одежды Народные мерки

Алгы-кешти эттеп кылыры

Алгы-кештен идик-хепти, эт-херекселди даараарда, ажыглаар даарашкы тиглер

Алгы негей тонну быжып, даараары

Додарлыг тонну быжып, даараары

Тоннарга моюндурукту даараары

Херээжен улустуц эдектиг тонун быжып, даараары

Шыва тонну быжып даараары

2. Различные виды тувинской традиционной одежды Идик-хептиц бойдустуц сезоннарыныц аайы-биле хевирлери (кышкы, куску, чайгы идик-хеп)

Виды тувинской национальной одежды согласно возрасту (для маленьких детей, для взрослых)

Внутренняя одежда

Рубашки, брюки

Рабочая одежда

Праздничная одежда

Шапки

Обувь

Виды спортивной одежды

3. Укаршения национальной одежды тувинцев Пояса

Пуговицы

Украшения мужской традиционной национальной одежды тувинцев

Украшения женской традиционной национальной оежды тувинцев

Принадлежности для табака

4. Свадебный наряд ДYгдеп каан келин кыстыц идик-хеви, каасталгазы

Национальная одежда и украшения невесты во время свадьбы

Одежда и украшения жениха

5. Виды религиозной национальной одежды Традиционная национальная одежда буддийских лам

Одежда шаманов

6. Т ыва хеп-сынньщ ацгыланып турар чYYлдери

7. Т ыва национал хеп дугайында бар литература дацзызы

8. Интернет-четкиде бар тыва хеп дугайында бeлYктер болгаш телевилелдер

9. Тыва Yндезин хеп-сынга хамаарышкан саазын-саавыыр (документы)

Все небольшие части больших блоков наполнены различные

материалами, фотографиями, рисунками. Например, на сайте если открыть блок тувинский национальный тон на экран выходит рисунок, где обозначены части тона: рукава, воротник и т.д.

Кроме того, седьмой, восьмой и девятый блоки отличаются от всех остальных. В седьмом блоке имеется список, где собраны все научные труды, монографии, статья о традиционной тувинской одежде. В данном списке есть 50 книг и научные статьи.

Также в интернете имеется очень

много сайтов и групп про тувинскую

традиционную одежду. В результате

анализа в целом в интернете

зарегистрировано 27 различных сайтов о традиционной одежде тувинцев (см. рис. 2).

Рис. 2. Численность различных интернет-сайтов о традиционной одежде тувинцев

Кроме интернет-ресурсов для сохранения и показа подрастающему поколению, другим народам, их значимость, красоту, глубокий смысл, для ознакомления культурой предков переданную испокон веков создаются множество сообществ, организаций. Самыми популряными из них являются:

1. Модельное агентство «Урянхай»;

2. Образцовый театр моды и костюма «Он-кум»;

3. модельное агентство города Кызыла;

4. «Театр танца и костюма Эдегей».

Применение материалой сайта о

традиционной тувинской одежде в учебном процессе в естественных науках

Наука делится на два направления -естественные (точные науки) и

гуманитарные науки. Естественные науки - это отдельная определенная категория науки. С помощью естественных наук можно измерить, потрогать, проводятся исследования по определенным нормам и правилам. Если говорить по другому точные науки основываются на подсчетах, формулах, размерах, цифрах.

Представители данных наук с помощью отдельных методов, эспериментов, рассчитывая каждый шаг, упраздняя лишние погрешности, либо подтвержадют выбранную гипотезу, либо опровергают, приходят к точным результатам. К естественным (точным наукам) относятся немного дисциплин.

Одним из ярких представителем данной отрасли науки является математика. На основе матиематики лежат

методы и способы работы с цифрами: расчеты, подсчеты, формулы, схемы, геометри-ческие рисунки и чертежи, тождества, законы математики и др. В данной дисциплине, каким образом можно использовать материалы интернет-сайта о тралиционной тувинской одежде? Во-первых: для того чтобы сшить какую-то одежду нужно сперва провести мерку самого человека, далее сделать мерку материала. И только потом делаются подсчеты. В древности тувинцы для измерения длины не пользовались такими терминами как «метр», «сантиметр»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«дециментр», «милиметр», которые в настоящее время большинство населения используют. Они всегда измеряли тувинскими мерками длины. Например, существовали следующие тувинские меры: 1 шаг (бир базым) - это расстояние от стопы одной ноги до пальцев другой ноги (примерно 70 см.). По нынешним меркам он равен полутора метру. 1 кулаш - это расстояние между кончиками растянутых рук (примерно равен 2 м.). Чартык кулаш -это расстояние от кончиков одной руки до середины груди, который равен 1 метру (см. рис. 3).

Кроме того, на уроке математики дети с помощью сайта могут научиться маленьким единицам измерения величины, которые тувинцы использовали в древности. Они измеряли длину с помощью частей своего тела: бир илиг -это толщина указательного пальца (примерно равен 1-2,5 см.); ийи илиг - это

толщина двух пальцев (4-5 см.); Yш илиг -это толщина трех пальцев одной руки (66,5 см); мугур соом - это расстояние от согнутого указательного пальца до кончика большого пальца (9-13,14 см); дерт илиг - толщина четырех пальцев однеой руки; беш илиг - толщина всех папяти пальцев одной руки (см. рис. 4).

Рис. 4. Виды измерения величины илиг

Также в тувинской культуре имеется единицы измерения пальцами. Узун сеем -расстояние от кончика большого и указательного пальца (17-20 см); карыщ дурту - самая распространенная мера. Это соответствует расстоянию от кончика среднего пальца до кончика большого пальца (18-23 см); кыры дурту -расстояние от локтя до кончиков четырех пальцев (45-50 см); теш чартыы (кулаш

иугур iflWH

Таким образом, можно сказать о том, что студенты, школьники, используя материалы интернет-сайта о традиционной тувинской одежде на уроках математики, с

чартыы) - это расстояние от кончиков пальцев до середины грудной клетки (примерно 95-1 м); кулаш - это расстояние между кончиками растянутых рук (195-2м); теш чартыы, кыры дурту, кулаш - эти мерки длины тувинцы использовали для изготовления уздечек, ремней и различных снаряжений коня и рогатого скота (см. рис.

5).

ШЕНЕН

помощью тувинских единиц измерения длины, величины, сравнивают с мерами длины других народов, будут учиться логически думать, считать, при этом не

Рис. 5. Единицы измерения пальцами

забывая свою культуру, будут передавать данные знания следующему поколению.

Другим предметом точных естественных наук является дисциплина информатика. Разрабатываемый авторами интернет-сайт в области

программирования станет для студентов и школьников в будущем фундаментом для разработки различных программ,

проектов в сфере традиционной тувинской одежде, дизайна. Молодое поколение, разработав программы для

автоматизированных машин, могут построить большие заводы, фабрики для производства традиционной тувинской одежды. Кроме того данный сайт и его материалы могут послужить площадкой для популяризации тувинской

традиционной одежды, могут сделать известным его во всем мире. Также с помощью его будут проводиться дистанционные занятия.

Еще одним направлением естественных наук является - хими и биология. В данном разделе студенты и школьники с помощью сайта о традиционной тувинской культуре измеряя длину и величину человека могут узнать о физическом строении человека. Потому что тувинские единицы измерения связаны с телом человека, которые мы описывали выше (пальцы, локоть, ноги и т.д.). Изучая технологию изготовления традиционной

тувинской одежды по данным сайта студенты и школьники могут узнать о составе тканей и т.д., который в свою очередь связан с предметом "химия".

Применение материалов сайта о традиционной тувинской одежде в учебном процессе в гуманитарных науках Вторым направлением науки считаются гуманитарные науки, которые специализируются на человеке и его жизнедеятельности в обществе. К нему могут относится огромное количество предметов. Но мы остановимся на истории, этнографии, археологии.

Сайт о традиционной одежде тувинцев может быть использован для проведения занятий по истории. С помощью эволюции, трансформации одежды, его дизайна по различным эпохам и временам студенты и школьники могут узнать историю самого общества, государства, о его социально-экономическим положении, взаимосвязи с другими государствами и странами, о жизни самого народа. Изучая археологию дети могут узнать об истории возникновения тувинской традиционной оджеды и самом народе. Например, доказательством тому могут послужить найденные и выкопанные на территории Тувы, известный в Туве и в мире скифские курганы «Аржаан 1,2», в которых найдены и восоозданы виды одежды и их

украшения [11]. В результате исследования одежды ученые пришли к выводу о том, что мастера кузнечного дела того времени были действительно профессионалами своего дела, развитыми, шили одежду искусно, красиво, не было даже аналогов. Кроме того золотые украшения одежды подтверджают о развитом искусстве в то время.

Еще одним предметом гуманитарных наук также является этнология. Этнология -область знания, специализирующаяся на исследовании и описании народов (этносов), живущих на нашей планете (их жизнь, быт, хозяйство, демографичексую

ситуацию, экономику, язык,

традиционную материальную и духовную культуру и т.д.) [4]. С помощью созданного сайта студенты и школьники могут научиться многому. Например, изучая дизайн и стиль тувинской одежды, они могут узнать о наименованиях орнаментов, узоров, их смысл, а также согласно узорам возраст человека, носивший определенную тувинскую национальную одежду. Например, узор «Улгаткан ийис» (позрослевшие двойняшки) символизирует молодой поколение (см. рис. 6).

Рис 6. Узоры, символизирующиеи указывающие возраст человека

Кроме того, с помощью сайта дети также могут познамиться с традиционными одеждами тувинцев, которые носили во время свадьбы, и связанные с ними обряды, ритуалы и обычаи народа.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что разработанный интернет-сайт о традиционной тувинской одежде имеет огромное значение при формировании

эффективной этнокультурной компетентности студентов и школьников в процессе обучения. А формирование самого компонента будет эффективна при следующих условиях: определения сущности этнокультурной компетентности детей студенческого и школьного возраста; систематического использования этнокультурного материала в учебном процессе.

Библиографический список

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образ ование в России : теория, история, концептуальные основы моно графия. Санкт-Петербург : Издательство «Университетский обр азовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. 296 с.

2. Виниченко И. В. Язык моды как феномен межкультурной коммуникации // Сибирская этника. Преемственность межкультурных коммуникаций : материалы всероссийской научной конференции / под общей редакцией Д. П. Маевского. Омск : Омский государственный институт сервиса, 2013. С. 123-125.

3. Касторнова В. А. Информационно образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2(18).С.83-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsi onno-obrazovatelnaya-sreda-kak-osnova-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения : 03.03.2024).

4. Основы этнологии : учебное пособие / под редакцией профессора В.В. Пименова. Москва : Издательство МГУ, 2007. С. 3.

5. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: pr1155.pdf (ranepa.ru)

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (зарегистрирован 15.03.2018 № 50362) : официальный интернет-портал правовой информации. Москва. 2019 URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения : 02.03.2024).

7. Федеральный государственный образов ательный стандарт начального общего о бразования утверждения. Приказ Мини стерства образования и науки Российско й Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 // Р оссийская газета: [сайт]. URL: http://w ww.rg.m/2012/06/21/obrstandart-dok.htm1/ (дата обращения : 15.02.2024).

8. Федорова С. Н. Исследование языковой компетентности субъектов билингвальной среды и современных образовательных интернет-ресурсов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 3 (27). C48-54.URL : http://vestnik.marsu.ru/

view/journal/article.html?id=1453 (дата обращения : 27.02.320240.

9. Федорова С. Н. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров и магистров. Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2018. 233 с. URL :

https://elibrary.ru/item.asp?id=3830n03 (дата обращения : 27.02.2024).

9. Филиппова Н.И., Флегонтова У.М. Якутский традиционный праздник Ысыах-уроки этнокультурного образования // Народное образование. 2012. № 8. С. 72-75.

10. Чугунов К. В. Аржан-1 и Аржан-2 : сравнительный анализ // Новые исследования Тувы. 2009. №3.С. 176186. URL : https://xn--80adihlp9be0f.xn--p1ai/?p=5360 (дата обращения : 22.03.2024).

11. Шафранов-Куцев Г. Ф. Профессиональное образование в условиях информационного взрыва // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 17101 500 (дата обращения : 22.03.2024).

References

1. Afanasyeva A. B. Etnokul'turnoe obrazovanie v Rossii: teoriya, istoriya, kontseptual'nye osnovy: monografiya. [Ethnocultural education in Russia: theory,

history, conceptual foundations: monograph]. St. Petersburg: Publishing house "University Educational District of St. Petersburg and Leningrad Region", 2009. 296 p. (In Russian)

2. Vinichenko I.V. Yazyk mody kak fenomen mezhkul'turnoy kommunikatsii [The language of fashion as a phenomenon of intercultural communication] // Siberian Ethnics. Continuity of intercultural communications: materials of the All-Russian scientific conference / edited by. ed. D. P. Mayevsky. Omsk: Omsk State Institute of Service, 2013. pp. 123-125. (In Russian)

3. Kastornova V.A., Dmitriev D.A. Informatsionno obrazovatel'naya sreda kak osnova obrazovatel'nogo prostranstva [Information and educational environment as the basis of the educational space] // Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2012. No. 2 (18). pp. 83-90. (In Russian)

4. Osnovy etnologii: Uchebnoe posobie [Fundamentals of ethnology: Textbook] / Ed. Prof. V.V. Pimenova. M.: Moscow State University Publishing House, 2007. P. 3 (In Russian)

5. Order No. 1155 of October 17, 2013 "On approval of the federal state educational standard for preschool education." online: pr1155.pdf (ranepa.ru) (In Russian)

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 02.22.2018 No. 121 "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 03.44.01 Pedagogical education" (registered 03.15.2018 No. 50362). [online] Available at: http://pravo.gov.ru/ (In Russian)

7. Federal state educational standard for primary general education: approved. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012 N 413 // Ross. newspaper: [online] Available at: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html/ (In Russian)

8. Fedorova S.N., Andreeva I.N., Toktarova V.I. Issledovanie yazykovoy kompetentnosti sub"ektov bilingval'noy sredy i sovremennykh obrazovatel'nykh internet-resursov [Study of the linguistic competence of subjects of a bilingual environment and modern educational Internet resources] // Bulletin of the Mari State University. 2017. T. 11. No. 3 (27). P.48-54. [online] Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article. html?id=1453 (In Russian)

9. Fedorova S.N., Vorontsova E.M. Formirovanie informatsionno-kommunikativnoy kompetentnosti budushchikh bakalavrov i magistrov: monografiya [Formation of information and communication competence of future bachelors and masters: monograph] / Mar. state University, ed.: S.N. Fedorova, E.M. Vorontsova. Yoshkar-Ola: 2018. 233 p. [online] Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38301 103 (access date: 03/02/2024). (In Russian)

10. Filippova N.I., Flegontova U.M. Yakutskiy traditsionnyy prazdnik Ysyakh-uroki etnokul'turnogo obrazovaniya [Yakut traditional holiday Ysyakh - lessons of ethnocultural education] // People's education, 2012. No. 8. pp. 72-75. (In Russian)

11. Chugunov K.V. Arzhan-1 i Arzhan-2: sravnitel'nyy analiz [Arzhan-1 and Arzhan-2: comparative analysis] // New studies of Tuva. 2009. No. 3. (In Russian)

12. Shafranov-Kutsev G.F. Professional'noe obrazovanie v usloviyakh informatsionnogo vzryva [Professional education in the conditions of information explosion] // Bulletin of Tyumen State University. 2011. No. 9. P. 13. (In Russian)

Уламсурэн Цэцэг, кандидат филол.н., доцент кафедры тувинской филологии и общего языкознания, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, эл. адрес: uthetheg@yandex. ги

Монгуш Аржаана Сергеевна, преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ РТ «Тувинский техникум информационных технологий», г. Кызыл, Россия, эл. Адрес: mongush.arjaana. 1995@mail.ru

Tsetseg Ulamsuren, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Tuvan Philology and General Linguistics, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: uthetheg@yandex. ru

Arzhaana Sergeevna Mongush, teacher of special disciplines, State Budgetary Educational Institution of the Republic of Tuva "Tuvan Technical School of Information Technologies", Kyzyl, Russia, e-mail: mongush.arjaana.1995@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.