Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ТРАДИЦИОННОЙ ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЫ ТУВИНЦЕВ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. (ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

КОМПЛЕКС ТРАДИЦИОННОЙ ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЫ ТУВИНЦЕВ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. (ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная одежда тувинцев / комплекс одежды / разновидности одежды / материальная культура тувинцев / зимняя одежда / нагольная шуба / кожаная обувь / капорообразные шапки / туникообразный покрой / traditional Tuvinian clothing / clothing complex / types of clothing / material culture of Tuvinians / winter clothing / naked fur coat / leather shoes / bonnet-shaped hats / tunic-like cut

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ховалыг Роланда Биче-Ооловна

В статье рассматриваются разновидности зимней традиционной одежды тувинцев конца XIX – нач. ХХ вв. в контексте двух комплексов одежды – западных степных скотоводов и восточных таежных охотников-оленеводов, показаны их сходные и отличительные черты. Отражено влияние сурового климата и географии региона, кочевого образа жизни, хозяйствования, исторических процессов на формирование традиционной одежды тувинцев. Упомянуты забытые виды тувинской зимней одежды и изложены особенности технологии ее изготовления – покроя, раскроя, шитья, материалов, элементов. Затронуты вопросы генезиса традиционной одежды, а также особенностей современного применения тувинцами некоторых видов традиционной одежды. Новизна статьи состоит в том, что зимняя одежда тувинцев рассматривается здесь в полной комплектации, с названиями ее отдельных элементов, чего раньше не наблюдалось ни в одной из научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX OF TRADITIONAL WINTER CLOTHING OF TUVANS THE END OF THE XIX – BEGINNING. XX CENTURY (ETHNOGRAPHIC ASPECT)

The article discusses the varieties of traditional winter clothing of Tuvans of the late XIX – early XX century. XX centuries. in the context of two clothing complexes – western steppe pastoralists and eastern taiga hunters-reindeer herders, their similar and distinctive features are shown. The influence of the harsh climate and geography of the region, nomadic lifestyle, economic management, historical processes on the formation of traditional Tuvinian clothing is reflected. The forgotten types of Tuvan winter clothing are mentioned and the features of the technology of its manufacture – cutting, cutting, sewing, materials, elements are described. The issues of the genesis of traditional clothing, as well as the features of the modern use of some types of traditional clothing by Tuvinians are touched upon. The novelty of the article lies in the fact that winter clothing of Tuvinians is considered here in full configuration, with the names of its individual elements, which was not previously observed in any of the scientific papers.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ТРАДИЦИОННОЙ ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЫ ТУВИНЦЕВ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. (ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

_Ермолаевские чтения - 2022

Государственный архив Красноярского края (ГААК). Ф. 142: Абаканская инородная управа.

Государственный архив Красноярского края (ГААК). Ф. 296: Качинская инородная управа.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1: Сибирский революционный комитет.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-143: Документы по истории революционного движения, становления Советской власти и борьбы с контрреволюцией в Омске.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1206: Объединенный фонд церквей г. Новониколаевска.

Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-156: Тобольская духовная консистория.

Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 152: Тобольское общее губернское управление.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3: Томское губернское управление.

Исторический архив Омской области (ИсАОО). Ф. 3: Главное управление Западной Сибири.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Недзелюк Татьяна Геннадьевна, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул; профессор кафедры теории и истории государства и права Сибирского института управления - филиала РАНХиГС. Новосибирск, Россия. Электронный адрес: tatned@list.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTOR

Nedzelyuk Tatyana Gennadyevna, Doctor of History, leading researcher at the department of regional studies, national and state-confessional relations of Altai State University, Barnaul; professor of department of theory and history of state and law Siberian Institute of Management -Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Novosibirsk, Russia. E-mail: tatned@list.ru

УДК 391.2

КОМПЛЕКС ТРАДИЦИОННОЙ ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЫ ТУВИНЦЕВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ. (ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)1

Ховалыг Р. Б.

Аннотация. В статье рассматриваются разновидности зимней традиционной одежды тувинцев конца XIX - нач. ХХ вв. в контексте двух комплексов одежды - западных степных скотоводов и восточных таежных охотников-оленеводов, показаны их сходные и отличительные черты. Отражено влияние сурового климата и географии региона, кочевого образа жизни, хозяйствования, исторических процессов на формирование традиционной одежды тувинцев. Упомянуты забытые виды тувинской зимней одежды и изложены особенности технологии ее изготовления - покроя, раскроя, шитья, материалов, элементов.

1 Исследования проводились при финансовой поддержке гранта РНФ «Комплексные этногенетические, лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: универсальность, локальность, трансграничье» (№ 22-18-20113)

_Ермолаевские чтения - 2022

Затронуты вопросы генезиса традиционной одежды, а также особенностей современного применения тувинцами некоторых видов традиционной одежды. Новизна статьи состоит в том, что зимняя одежда тувинцев рассматривается здесь в полной комплектации, с названиями ее отдельных элементов, чего раньше не наблюдалось ни в одной из научных работ.

Ключевые слова: традиционная одежда тувинцев, комплекс одежды, разновидности одежды, материальная культура тувинцев, зимняя одежда, нагольная шуба, кожаная обувь, капорообразные шапки, туникообразный покрой.

THE COMPLEX OF TRADITIONAL WINTER CLOTHING OF TUVANS THE END OF THE XIX - BEGINNING. XX CENTURY (ETHNOGRAPHIC ASPECT)

Khovalyg R. B.

Annotation.The article discusses the varieties of traditional winter clothing of Tuvans of the late XIX - early XX century. XX centuries. in the context of two clothing complexes - western steppe pastoralists and eastern taiga hunters-reindeer herders, their similar and distinctive features are shown. The influence of the harsh climate and geography of the region, nomadic lifestyle, economic management, historical processes on the formation of traditional Tuvinian clothing is reflected. The forgotten types of Tuvan winter clothing are mentioned and the features of the technology of its manufacture - cutting, cutting, sewing, materials, elements are described. The issues of the genesis of traditional clothing, as well as the features of the modern use of some types of traditional clothing by Tuvinians are touched upon. The novelty of the article lies in the fact that winter clothing of Tuvinians is considered here in full configuration, with the names of its individual elements, which was not previously observed in any of the scientific papers.

Keywords: traditional Tuvinian clothing, clothing complex, types of clothing, material culture of Tuvinians, winter clothing, naked fur coat, leather shoes, bonnet-shaped hats, tunic-like cut.

Статья является частью результата исследования и изучения темы тувинской традиционной одежды конца XIX - начала ХХ в. на основе материалов из фондов Национального музея Республики Тыва, трудов ученых Тувы, а также сведений, полученных от информантов. В результате исследования автору удалось восстановить в полном объеме комплекс традиционной одежды тувинцев конца XIX - начала ХХ вв. с учетом тех разновидностей традиционной одежды, которые в 1940-1950-е годы вышли из обихода и забылись. В данной статье рассматривается один из комплексов традиционной одежды тувинцев - зимняя одежда.

Зимняя одежда западных тувинцев-скотоводов. Зима в Туве особенно холодная, мороз может достигать минус 50-60°С. Такие низкие температуры человек может выдержать только в одежде из натуральных материалов, таких как шкура, кожа, шерсть и войлок.

Тувинцы-кочевники шили одежду из выделанных шкур домашних и диких животных, а также из покупных тканей, которые до революции приобретались у русских и китайских купцов. Китайский шелк для одежды приобретали, в основном, богатые чиновники и скотоводы, рядовым тувинцам он практически был недоступен по цене. Ф. Кон писал: «Россия своими товарами одевала по преимуществу бедноту, Китай доставлял материал для одежды богачей и чиновников» [Кон, 1934: 68].

Коллекция тувинской традиционной одежды Национального музея РТ достаточно полно укомплектована, кроме некоторых разновидностей, которые вышли из обихода еще до 1950-х годов, так как фонды Тувинского музея начали формироваться в полном объеме только с 1950-х годов.

В музейной коллекции имеются почти все разновидности зимних шуб тувинцев, которых насчитывается всего 32 ед., из них 22 - овчинная шуба, 9 шуб из мерлушки (из них

2 подростковые шубы), 1 комплект зимней детской одежды из овчины (шуба детская, головной убор калбак бврт («плоская шапка»), обувь бопуктар). Также в коллекции имеются все разновидности зимних головных уборов (39 ед.), которые широко использовались до начала ХХ в., хранятся очень интересные трубчатые детские рукавицы трапециевидной формы чулдургууштар (2 пары), 19 пар зимней тувинской национальной обуви (мужская, женская, детская).

Общее название зимней наплечной одежды - «кышкы тон» (букв. с тув. «зимняя шуба»). Наиболее популярны зимой были нагольные шубы «негей тон» (шуба нагольная), «аскыр негей тон» (тяжелая нагольная шуба из шкур баранов) и «додарлыг хой кежи тон» (зимняя шуба из овчины, крытая тканью), «додарлыг хураган кежи тон» (мерлушка, крытая тканью).

Зимой самой распространенной одеждой были шубы из овчины: «негей тон» и «аскыр негей тон». Это нагольные шубы, т.е. не покрытые тканью. Отличие между ними состояло в том, что «негей тон» изготавливался из шкур баранов, овец, домашних коз и длинной стриженной мерлушки - «детпе» (годовалого барана), а «аскыр негей тон» из шкур взрослых особей 4-х годовалых баранов. Длина ворса у «негей тон» обычно была 4-5 см, а у «аскыр негей тон» - 8-10 см. При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.

В музейном фонде хранится одна очень тяжелая нагольная шуба, похожая на аскыр кежи негей тон. Она изготовлена из шкур с коротким ворсом, но для ее спинной и грудной частей использована шкура с длинным ворсом 8-10 см (рис. 1.). О настоящей шубе аскыр-негей тон написала Л. Ш. Сат-Бриль в своей статье «Традиционная верхняя одежда тувинцев». Такие шубы предназначены для суровых морозов, которых тувинцы называют «тос-тостун соогу» - в буквальном переводе «девятые морозы»1, т.е. лютые морозы. «Аскыр-негей тон» отличался от «негей тон» несколько большим размером, так как, во-первых, для его изготовления брали шкуры 3-4-летних самцов баранов, шерстяной покров которых был особенно густым, а длина ворса достигала 8-10 см. Во-вторых, часто под «аскыр-негей тон» одевали другую утепляющую одежду. В героических сказаниях тувинцев этот вид зимней одежды упоминается как одежда богатырей. Она была очень теплой, но тяжелой, поэтому ее в основном носили мужчины [Сат-Бриль, 1989: 44].

Рис. 1. Зимняя нагольная шуба негей тон (ближе к аскыр-негей тону) КП 246.

Фото С. М. Еловикова.

1 Тос-тостун - «девятые морозы». Цифра «9» у тувинцев - одно из священных чисел, которым отмечают более высокий уровень чего-либо, например, в Туве действовал проект по туристическим объектам и достопримечательностям «Девять драгоценностей». На самом деле, в число достопримечательностей вошло больше 9-ти примечательных мест, но цифра «девять» в этом случае является символическим числом.

Не менее распространенной была «додарлыг кышкы тон» - овчинная шуба, крытая сверху тканью. В фондах музея их насчитывается 11 ед., они покрыты шелком, бархатом и далимбой разных цветов (рис.2).

Рис. 2. Шуба додарлыг кышкы тон (КП 9798), зимний головной убор «овууза» (разновидность капорообразной шапки калбак бврт) (КП 5709), кожаная обувь кадыг идик (КП 10718). Фото С. М. Еловикова, 2014 г.

В тувинской традиционной одежде видное место занимают праздничные шубы из мерлушки хураган кежи тоннар с манжетами уштуктар и без них. Манжеты уштуктар придавали шубе праздничность, парадность [ПМА 2, 2005]. Надевали хураган кежи тон во время празднования «Шагаа» (Новый год по лунному календарю) или по какому-то особому случаю (рис. 3). Эту шубу шили из шкурок подросших ягнят. В зависимости от размера для взрослого тона нужно было 15-17 шкурок. Такая шуба всегда покрывалась шелком, который прошивался мелкими стежками с нижней меховой частью.

Щ

Рис. 3. Шуба из мерлушки хураган кежи тон (КП 9570), кожаная обувь кадыг идик (НМ РТ - 11617/3,4. (Ховалыг Р. Б. «Тувинская традиционная одежда. Тыва Yндезин хеп» Н. «Наука», 2018, С. Рис. 46,2. Фото С. М. Еловикова, 2014 г.)

При изготовлении праздничной шубы из мерлушки хураган кежи тон мастерицы проявляли свои талант и мастерство, эстетический и художественный вкус. Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густоту и сочетаться по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма цветов шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т.д. Часто мастерицы-портнихи создавали настоящие шедевры, удачно подбирая и сшивая разрозненные отрезки мерлушек, получая оригинальные орнаменты из разноцветного меха. У каждой портнихи были свои приемы, например, некоторые мастерицы при изготовлении «хураган кежи тон» для верхней спинной части шубы выбирала шкурки с более густым и длинным ворсом, чтобы не поддувал ветер. Эта шуба была теплой и легкой, удобной в носке. По этой причине детям также шили детскую шубу «хураган кежи чучак» [Сат-Бриль, 1989: 45].

Названия разновидностей «тон» происходят от характера материала, из которого он изготовлялся. Например, «хой кежи тон» - овчинная шуба, «хураган кежи тон» - шуба из мерлушки, «кошкар кежи тон» - из бараньей шкуры, «ой тон» - из шкуры с короткой шерстью, отросшей после весенней стрижки, и т.д. «Тон» из покрытой тканью овчины -«хой кежи додарлыг негей тон». Слово «негей» используют в отношении зимних шуб, оно означает: «шуба из теплой шкуры с длинным ворсом» [Ховалыг, 2018:8].

Зимой поверх верхней одежды надевали короткополый меховой полушубок с широкими рукавами XYрме. Об этой одежде есть информация в работах С. И. Вайнштейна, Л. Ш. Сат-Бриль, Л. В. Гребнева, Ф. Я. Кона и Сиянбилей. К сожалению, данный вид одежды отсутствует в музейной коллекции, но, как она выглядела, мы можем увидеть на фотографиях В. П. Ермолаева, показывающие XYрме в летнем и зимнем вариантах. Их кроили из шкур мехом наружу, без воротника, вместо него был круглый вырез (без ступенчатого выреза), полы имели одинаковую ширину, их сшивали краями, пользовались завязками [Вайнштейн, 1991: 165]. Летние XYрме шили из ровдуги, хлопчатобумажного бархата (плис), шелка, зимние - из черной мерлушки, шкуры соболя и волка. Наибольшее распространение имели XYрме из волчьей шкуры, которые надевали зимой и в холодные летние дни, причем носили мехом наружу [Сиянбиль, Сиянбиль, 2000: 8-9]. Для них характерны широкие, удлиненные проймы, доходящие до талии; разрезы, оставленные в боковых швах [Сат-Бриль, 1989: 49].

Хурме шили из лучших сортов шелка, с широкими рукавами и запахивающейся левой полой; зимой богатые люди подшивали подклад из шкурок соболя и мерлушки. Хурме носили поверх халата - летом и поверх шубы - зимой. Ф. Я. Кон писал: «богатые тувинцы «из волчьей шкуры шьют «хурэмэ», нечто вроде жилета, который носят поверх шубы» [Кон, 1934: 61]. Этот вид одежды упоминается и в «Уложении Китайской палаты внешних сношений»: «Нашивки на верхнем летнем платье (куромо) такие же, как у князей четвертой степени...» [пер. Липовцова, 1828: 23]. В 1636 г. маньчжурский император послал в подарок халхаскому хану «соболью курму» [Позднеев, 1987: 125]. Судя по этим фактам, хурме носили феодалы-чиновники и ламы. А. Позднеев указывает на китайское происхождение хурме: «Выходя из дому куда-либо на прогулку или в гости, ламы надевают курму. - тоже китайская одежда. Она представляет собою однобортную кофту с широкими рукавами; летом делается из какой-нибудь легкой материи, а зимой бывает меховая и покрывается или сукном, или шелковой материей» [Позднеев, 1987: 153]. Судя по сведениям исследователей Тувы, хурме носили не только мехом наружу, но и мехом во внутрь, и покрывали сверху сукном или шелком, также, как пишет А. Позднеев, в однобортном покрое со ступенчатым вырезом ведет.

Виды зимних хурме можно увидеть на фотографии 1914 г. фонда фотонегативов В. П. Ермолаева, на которой запечатлен тоджинский князь Тонмит с женой (рис. 4). Он одет в тон и куртку хурме мехом наружу, а его жена одета в хурме из меха рыси наружу. Хурме, в основном, были доступны состоятельным людям и чиновникам.

Рис. 4. Зимние виды хYрме из черной мерлушки и волчьей шкуры. Тоджинский нойон Тонмит с женой, 1914 г. Фото В. П. Ермолаева (КП 11286/585)

Далее рассмотрим другие разновидности зимней одежды тувинцев, вышедшие из обихода в советское время.

В суровые морозы носили «чагы» (алгы тон) [Сат-Бриль, 1989: 47] - просторную баранью доху, которой пользовались во время длительных переездов. Эквивалентом ей в Эрзинском районе была «дахы», которую шили из длинношерстных козлиных шкур мехом наружу, часто надевая под нее «негей тон» (нагольную шубу). В музейной коллекции имеются 2 такие дохи из козлиных шкур, поступившие в фонды в 1960-1970-е годы, одна из Пий-Хемского, другая из Тандынского кожуунов. Они сшиты из козлиных шкур с длинным ворсом 6-7 см. У одной из них края левой передней полы окантованы черной далембой, для мужской одежды тувинцев характерно использование ткани темных цветов: черного или синего, которые по поверьям приносят мужчинам удачу в охоте и других занятиях [Потапов, 1969: 214]. У второй шубы чагы края полы окантованы тканью оранжевого цвета, что можно объяснить тем, что иногда для окантовки использовали имеющуюся в наличии ткань, без соблюдения традиции.

К зимней одежде тувинцев, кроме наплечной одежды «тон», относятся: различные зимние меховые головные уборы (в основном «калбак берт», «шиш берт», «малагай» и др.), рукавицы «туткуй», варежки «чулдургууш», наушники «чаактааш», зимние штаны «алгы чYBYP» (меховые штаны), наколенники «егдешки», утепленные с войлочным подкладом и войлочными чулками виды зимней кожаной обуви - обувь с загнутым вверх носком «кадыг идик» (в переводе «жесткая обувь»), повседневная обувь «чымчак идик» (в переводе «мягкая обувь).

До начала ХХ в. у тувинцев были широко распространены несколько видов головных уборов. По покрою и внешнему виду их можно разделить на две группы: капорообразные и круглые [Ховалыг, 2018: 91]. К капорообразным относятся калбак берт (виды: бYдээлге, овууза), который кроится из 2-х одинаковых половин овчины, мерлушки или из шкур промысловых зверей, мехом внутрь, шиш баштыг берт - шапки с островерхой тульей (кожагар борт - края не опускаются^ малагайлар (тулья раскраивается в форме низкого цилиндра, состоящего из нескольких клиньев). К круглым головным уборам относятся

довурзак (зимние виды шьют из войлока), оваадай, хаптыга, тумак (у этих головных уборов околыши из меха, а тульи из войлока или сукна). Зимние варианты головных уборов тувинцев шьют из меха домашних и диких животных и войлока, а летние виды из шелка и ткани, околыши которых шили из плиса (китайского бархата).

Западные тувинцы носили кожаную обувь 2-х видов: кадыг идик (на толстой подошве, с загнутым кверху носком), чымчак идик (мягкая обувь из выделанной кожи в виде чулка). А тоджинцы - восточные таежные тувинцы-оленеводы носили бышкак идик (бышкак -шкурка с ног животного, камус).

Кадыг идик - кожаные сапоги с характерным загнутым и заостренным мысом (думчук), твердой многослойной войлочно-кожаной подошвой. Зимние кадыг идики имели подклад к кожаному основанию из овчинной шкуры или из войлока [Вайнштейн, 1991: 172].

В отличие от кадыг идиков сапоги чымчак идик имели мягкую кожаную подошву без загиба мыса и голенище с прямым или задним косым срезом сверху. Их делали из обработанной кожи домашней козы, а головку (майык) и подошву (улдун) выкраивали из кожи с шеи или спинной части коровы. В начале ХХ в. для изготовления подошв и головок начали все чаще применять мягкую кожу - юфть (булгар) фабричной выработки, которую наколенники вгдешки (вдешки, Yгдешки, хууш) в Тодже носили зимой, они имели трубчатую форму, верхний конец которых привязывался к поясу. Их надевали в период глубоких снегов поверх обычных меховых сапог [Вайнштейн, 1991: 174].

Тувинцы-скотоводы зимой внутри сапог носили войлочные чулки кидис ук. Верхнюю часть чулок нередко украшали орнаментальными вышивками, выполненными тамбурным швом. Верхняя декорированная часть чулка, обычно более длинного, чем сапог, возвышалась над голенищем и служила дополнительным украшением.

О наколенниках егдешки, забытой разновидности тувинской одежды, ценные сведения находим у В. П. Дьяконовой: «Штаны, как мужские и женские, были длиной до колен. Естественно, что зимой в таких штанах было холодно, особенно охотникам и пастухам, которые, как уже говорилось выше, носили короткие шубы. Короткие шубы, как и «хевенеки» (кафтаны дождевики из войлока, дождевики), являются промысловой рабочей одеждой тувинцев. Дополнение к штанам у мужчин составляли наголенники (угтешки), зимой - меховые, в более теплое время - из выделанной кожи. Пристегивались наголенники к штанам на пуговицах и натягивались поверх голенища сапог. Низ наколенников обшивался полоской кожи (хаш) [Дьяконова, 1960: 260].

Туткуй [ПМА 2, 2005] - муфта. Шилась из шкур прямоугольной формы мехом внутрь, ею пользовались все независимо от пола. Чулдургууштар - варежки из шкур ягненка, обшитые тканью. Варежки шились в виде трубы, верхний конец которой зауживался для их поддержания на запястье руки [Ховалыг, 2018: 68].

В сильные морозы для защиты лица и шеи от холодного степного ветра тувинцы, в особенности, на промысле, надевали своеобразный нашейник «моюндурук» [Вайнштейн, 1991: 166], которым обычно служили волчьи или лисьи хвосты, а также заячьи шкурки, завязывавшиеся на шее кожаным шнурком. Подобные нашейники из волчьих хвостов известны у якутов под названием «мойтрук» [Серошевский, 1896: 341], а также у хакасов, сагайцев, бельтиров и койбалов [Окладников, 1955: 253]. У сайгайцев, бельтиров и койбалов их шили из козьих камусов и называли «мунчар». Нашейники из беличьих хвостов были известны и другим народам, в частности эвенкам под названием «вачи» [Вайнштейн, 1991: 166].

Чаактааштар [Вайнштейн, 1991: 168] - наушники представляли из себя чехлы для ушей с ленточкой для завязывания под подбородком (рис. 5). В Национальном музее Республики Тыва в научно-вспомогательном фонде имеется пара стилизованных чаактааштар без меховой части, сшиты по описанию Е. Ш Байкара. [ПМА 1, 2005 г.]

I

Рис. 5. Наушники чаактааштар.

Их носят с головным убором кожагар берт, околыш которого не опускается.

Шили их из шкур ягненка и косули, обшивали сверху шелком, иногда, лицевую часть, как на рисунке, украшали узорной вышивкой. Их носили в сильные морозы вместе с головным убором «кожагар берт» с шишечкой «дошка» и лентами «маактар» (рис. 6). У кожагар бврт тулья узкая и околыш не опускается, поэтому зимой вместе с ним надевают наушники чаактааштар.

Брюки, наколенники, муфту, варежки, наушники шили мехом внутрь.

Крой брюк кулажы ЧYвур (название произошло от названия народной меры «кулаш») был очень простым и традиционным. Прямоугольный кусок шкуры складывали пополам и сшивали длинные стороны, оставляя посередине незашитое место, которое обрабатывалось полоской ткани (ша), служившей поясом для поддержания штанов. Покрой мужских, женских и детских штанов был одинаков. Зимние штаны шили из шкур домашних и диких животных, скотоводы шили обычно из шкуры домашней козы, а оленеводы - из шкуры косули или оленя, их носили шерстью внутрь. В поясе они стягивались узким кожаным ремешком, продетым через петли, пришитые к верхнему краю. Для женских зимних штанов использовались лишь шкуры диких животных [Вайнштейн, 1991: 177].

Детская одежда покроем не отличалась от одежды взрослых. После распашонки из мягкой шкурки хурагана (мерлушки), оленя, белки ребенку шили тон уже со всеми отличиями, которые были присущи мужской и женской верхней одежде (рис. 6).

Первую обувь бопук для детей шили из войлока, когда ребенок начинал ползать и ходить в юрте. Бопук имел вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока (голенище с головкой целиком) [Дьяконова, 1960: 265]. Их шьют детям и в наше время, раскраивая голенище, головку и подошву отдельно. Высота голенища бопука доходит до колен ребенка. Различий бопуков для девочек и мальчиков не имелось, так же, как и в других видах обуви.

Рис. 6. Зимняя детская одежда: головной убор кадбак бврт, нагольная шуба негей тон, рукавицы чуддургууштар, обувь бопуктар. (НМРТКП 9699/1,2,3,4,5,6)

В результате исследований, на сегодняшний день, мы можем в полном объеме представить традиционную одежду тувинцев, в том числе и зимнюю в комплексе.

Зимняя одежда восточных тувинцев - тоджинцев-оленеводов. Формы одежды тувинцев-тоджинцев находят определенные аналогии у кетов и самодийских народов. С. И. Вайнштейн связывает происхождение северного типа одежды с верховьями бассейна Енисея, с Саянами. Он пишет, что на север одежду енисейского типа принесли те кетские и самодийские группы, которые продвинулись вниз по Енисею с Саян. Причем очевидно, что народы, этническая история которых была связана с Саянами, принесли ее на енисейский север, а тунгусские народы - на северо-восток Сибири [Прыткова, 1961: 238].

Зимой на промысле тоджинцы пользовались теплым и удобным для передвижения в горах полушубком «чолдак тон», «херектээш тон» в западных районах [Вайнштейн, 1991: 165]. На левой поле его был полукруглый вырез, воротник стоячий, рукава, сужавшиеся книзу, заканчивались обшлагами из овчины и были обшиты тканью. Эти полушубки были чуть ниже колен или бедер. Их обычно изготовляли из шкур диких козлов, оленьих шкур.

У тоджинцев «чагы» в отличие от западных тувинцев шили из летних шкур оленя или косули мехом наружу. Они носили ее во время зимней оттепели мехом наружу [Вайнштейн, 1991: 165], шили ее из оленьей или косульей шкуры, а скотоводы - преимущественно из двух трапециевидно срезанных шкур домашних коз. Доху кроили несколько расширяющейся книзу, сделав круглый вырез для ворота; переднюю шкуру разрезали пополам, получая две полы, а короткие и широкие рукава выкраивали отдельно, придавая им при раскрое трапециевидную форму. Иногда к левой поле надшивали кусок ткани, а к вороту -стоячий воротник. Полы завязывали [Вайнштейн, 1991: 165].

Оленеводы Восточной Тувы поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами бышкак идиктер (бышкак - шкурка с ног животного, камус) мехом наружу. В фондах Национального музея 6 пар взрослой обуви и 3 пары детской обуви.

Камусная обувь тоджинцев из голенища и подошвы, подобная тувинской, характерна для многих сибирских народов - тофаларов, алтайцев, хакасов [Шибаева, 1951: 16], якутов, эвенков, но неизвестна монгольским народам Центральной Азии [Вайнштейн, 1991: 175].

Подошвой (улдун) служила кожа со спинной части лося или марала. Покрой бышкак идиков не сложен. Переднюю часть голенища шили из двух кусков камусов, каждый из которых имел прямоугольную форму, завершающуюся у нижнего конца боковым выступом, образующим при сшиве головку с полукруглым носком. Заднюю часть голенища

шили из одного или нескольких прямоугольных кусков камуса. Для пошива одной пары такой обуви требовалось либо четыре камуса взрослого оленя, либо три - лося, либо шесть -косули. Лишь после того, как голенище из камусов было сшито, его тщательно выделывали: смазывали кислым молоком, мяли руками и в течение десяти дней коптили. Охотники удлиняли голенище, пришивая наколенники хончу, которые защищали от холода и проникновения снега в обувь (их выкраивали из старой одежды). К верхнему краю хончу пришивали два ремешка тYнгY для привязывания к поясу штанов. В период глубоких снегов поверх обычных меховых сапог, сшитых без хончу, надевали съемные наколенники вгдешки1 (в Тодже - хууш), изготовленные из старого зимнего тона. Камусная обувь с голенищем и подошвой, подобная тувинской, характерна для многих сибирских народов - тофаларов, алтайцев, хакасов, якутов, эвенков [Вайнштейн, 1991: 175].

Большой интерес вызывают штаны из шкуры косули, у которых штанины сшиты из далимбы, в Кунсткамере из коллекции В. Н. Васильева, который в 1908 г. побывал в Туве с экспедицией и собрал большое количество этнографических предметов. Видимо такие штаны зимой служили нижним бельем (рис. 7).

Рис. 7. Штаны, у которых натазники сшиты из шкуры косули, а штанины из далембы.

МАЭ (Кунтскамера). Колл. В. Васильева № 1340-102. Фото: А. К. Кужугет

Оленеводы зимой носили на каждой ноге по два меховых чулка разного размера из шкуры косули: внешний, длиной до колена надевали мехом наружу, короткий внутренний длиной около 20 см - мехом внутрь. У С. И. Вайнштейна есть информация, что в обувь клали в качестве стелек жимолость [Вайнштейн, 1991: 175]. Скорее всего, это делали, чтобы внутри обуви не было влаги.

В связи с тем, что территория Урянхайского края попала под власть Маньчжуро-Цинской империи во П-ой половине XVIII в., последующее развитие отдельных видов одежды тувинцев-тоджинцев было тесно связано с трансформацией одежды у их степных соседей, у которых в одежде появилась одна из особенностей костюма маньчжуров -ступенчатый вырез «еелет» в верхней части левой полы [Вайнштейн, 1991: 197]. Верхняя одежда «тон» со ступенчатым вырезом «еелет» была обязательным компонентом официального костюма, введенного маньчжурами законодательным путем в подчиненных ими районах, включая и Китай, превратившись постепенно в характерную деталь простонародной одежды ^ычев, 1977: 45].

Тоджинцы из шкур оленей, маралов и диких зверей изготавливали одежду, как и западные тувинцы, с маньчжурскими элементами, о чем свидетельствует шуба тоджинцев, хранящаяся в Национальном музее Республики Тыва. Она сшита из шкуры косули, имеет туникообразный покрой, со стоячим коротким воротником, ступенчатым вырезом «еелет» на груди. Но, несмотря на эти влияния, традиционная одежда охотников-оленеводов сохранила свои самобытные и отличные черты от западно-тувинских форм.

Особенности зимней одежды тувинцев. Зимняя одежда тувинцев была очень теплой. Полностью одетый в зимнюю меховую одежду человек мог продолжительное время спокойно находиться на улице даже в пятидесятиградусные морозы и к тому же красиво и благородно при этом смотреться. Представим себе тувинца в зимней одежде. Он одет в шубу из овчины «хой кежи тон», крытую цветным шелком, поверх шубы - короткополая «хурме» из соболя мехом наружу. Под шубой он одет в безрукавку из мерлушки, под ней

1 Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. С. 175.

_Ермолаевские чтения - 2022

«шыва тон» из шелка или ткани, на теле - нательная рубашка «кегенек», панталоны «ырыктааш», поверх которых меховые штаны «кулажы чYBYP» из козлиной или ягнячьей шкуры. Поверх штанин надевали меховые наголенники «егдешки» из козлиной, телячьей или ягнячьей шкуры. На голове его шапка с заостренной стеганной тульей и околышем из соболя, украшенная шишечкой «дошка» [Вайнштейн, 1973: 159], уши защищают от холода наушники «чаактааштар» из телячьей или ягнячьей шкуры, красиво отделанные парчой. На руках варежки «чулдургууштар» или муфта «туткуй». На ногах - кожаная обувь (сапоги), изнутри отделанная войлоком, подошва сапог состоит из нескольких слоев войлока и кожи, а внутри сапог дополнительно одеты войлочные чулки. В такой одежде не страшна суровая зима!

Капорообразные меховые шапки с наушниками, назатыльником и околышем (малагай, шиш берт, калбак берт) являются надежной защитой в лютые морозы. Когда одета такая шапка, у человека остаются открытыми только глаза, нос и рот.

Хочется отметить, что длинная распашная овчинная шуба оберегала колени от морозов. Возможно, благодаря этому раньше у пожилых людей редко болели суставы, а молодежь, вообще, не знала такие болезни. Таким образом, одежда тувинцев-скотоводов великолепно приспособлена к суровому климату и кочевому образу жизни.

Данное исследование является попыткой восстановить полный комплекс традиционной одежды тувинцев, сохранение которой имеет большое значение для трансляции традиционной культуры тувинского народа последующим поколениям и способствуют творческому развитию мастеров, модельеров и дизайнеров тувинской традиционной одежды и современной этнической моды тувинцев.

Тувинский народ, возвращаясь к своим истокам, черпает в них народные знания, традиционные устои, духовность, основанные на единении человека и природы, на их взаимосвязи и взаимозависимости. Сегодня традиционные знания и умения, оставляя в себе суть, трансформируются с учетом современных условий и реалий. Так, национальная одежда сегодня выполняет роль маркера преемственности поколений. Национальную одежду сегодня носят и стар, и млад, в основном, во время национальных праздников «Наадым», «Шагаа» и семейных торжеств.

Современные дизайнеры, например известный модельер Вячеслав Донгак, руководитель ансамбля моды и танца «Эдегей, из деталей традиционной одежды создают шедевры современной этнической моды тувинцев, используя символы и элементы одежды из всех исторических периодов Тувы, такие как: высокие островерхие головные уборы скифского периода, тюркская безрукавная женская одежда «шегедек», женский «эдектиг тон», безрукавка «кандаазын», короткополая «хурме» маньчжурского периода, кожаная обувь с загнутым вверх носком «кадыг идик» монгольского времени и многие другие детали одежды маньчжурского периода: стоячие воротники, ступенчатый вырез «еелет», длинные рукава с манжетами «уштук».

В столице и кожуунах республики создаются ателье, мастерские по пошиву тувинской национальной одежды. По изготовлению и основным канонам тувинской традиционной одежды проводятся семинары, организуемые Центром тувинской традиционной культуры и Национальным музеем Республики Тыва. В Кызыле, Шагонаре, Ак-Довураке работают театры танца и тувинской моды, которые популяризуют тувинскую национальную одежду среди народа.

Возрождение традиционной одежды, ее возврат в повседневную жизнь тувинцев способствуют сохранению национальной самобытности народа, эстетическому воспитанию подрастающих поколений, а самое главное - в суровом климате Тувы теплая натуральная одежда тувинцев служит несомненной поддержкой здоровью народа. Шубы из овчины хой кежи тон, из мерлушки хураган кежи тон, меховые унты тоджинского происхождения уже стали обязательными компонентами современной одежды тувинцев в зимние месяцы, особенно, во время празднования «Шагаа».

_Ермолаевские чтения - 2022

Концепция сохранения традиций прошлого определяется необходимостью синтеза этих устоев с этико-нравственной составляющей: полезное, нужное должно быть и красивым, даже в предметах домашнего обихода, тем более, в таком тонком искусстве как народная одежда, которая сегодня модна и современна.

Источники:

ПМА 1 - информант Е. Ш. Байкара, 1927 г.р., уроженка Пий-Хемского кожууна. Опрос был проведен в 2005 году в Кызыле.

ПМА 2 - информант Л. К. Куулар, 1955 г.р., уроженка Сут-Хольского кожууна, опрос был проведен в 2005 году в Кызыле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

Гребнев Л. В. Тувинский героический эпос. М., 1960. 147 с.

Дьяконова В. П. Материалы по одежде тувинцев // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. М.; Л., 1960. Т. 1: Материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. С. 238-266.

Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию // За пятьдесят лет. М., 1934. Т. 3. 293 с.

Кужугет А. К. Некоторые аспекты процесса модернизации культуры Тувы в ХХ веке // Сб. мат-лов научн.-практ. конф. «Россия и Тува: 60 лет вместе». Кызыл, 2004. 309 с.

Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.

Сат-Бриль Л. Ш. Традиционная верхняя одежда тувинцев // Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл, 1989. С.41-49.

Сиянбиль М. О., Сиянбиль А. А. Традиционный тувинский костюм. Кызыл, 2000. 72 с.

Окладников А. П. Якутия до присоединения к русскому государству // История Якутской АССР. М.; Л., 1955. Т. 1. 432 с.

Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу // Записки Русского географического общества, отд. этнографии. Т. XVI. СПб., 1987. 492 с.

Прыткова Н. Ф. Верхняя одежда / под редакцией М. Г. Левина и Л. П. Потапова // Историко-этнографический атлас. М.-Л., 1961. 498 с.

Серошевский В. Л. Якуты. СПб., 1896. Т. 1. 751 с.

Сычев В. Л. Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии (к проблеме классификации) // Советская этнография. 1977. № 3. С. 32-46:

Уложение Китайской палаты внешних сношений / Пер. с маньчжур. Степан Липовцов. Т. 1. Санкт-Петербург: тип. Деп. нар. просвещения, 1828. 28. Т. 1. 1828. XXXII, XVIII в., С. 362

Ховалыг Р. Б. Тувинская традиционная одежда. Тыва Yндезин хеп. Новосибирск: Наука, 2018. 335 с.

ШибаеваЮ. А. Одежда хакасов // Сб. МАЭ. 1951. Т. 13. 126 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ховалыг Роланда Биче-ооловна, главный хранитель Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, заслуженный работник культуры Республики Тыва, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ. Кызыл, Россия. Элетронный адрес: hovrol@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Khovalyg Rolanda Biche-oolovna, chief curator of the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva, Honored Worker of Culture of the Republic of Tyva, expert on cultural values of the Ministry of Culture of the Russian Federation. Kyzyl, Russia. E-mail: hovrol@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.