Научная статья на тему 'О возможности построения целостной теории эволюции. Рецензия на монографию В. П. Попова и И. В. Крайнюченко «Глобальная эволюция и синергетика ноосферы»'

О возможности построения целостной теории эволюции. Рецензия на монографию В. П. Попова и И. В. Крайнюченко «Глобальная эволюция и синергетика ноосферы» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
144
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможности построения целостной теории эволюции. Рецензия на монографию В. П. Попова и И. В. Крайнюченко «Глобальная эволюция и синергетика ноосферы»»

КРИТИКАИБИБЛИОГРАФИЯ

О ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В.П. ПОПОВА И И.В. КРАЙНЮЧЕНКО «ГЛОБАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И СИНЕРГЕТИКА НООСФЕРЫ»

В.Е. ПЕНЬКОВ

Белгородский государств еннъгй национальный исследовательский университет

e-mail: penkov@bsu.edu.ru

В концепции глобального эволюционизма, которая была разработана в конце ХХ века, развитие Вселенной, начиная от Большого взрыва, и заканчивая социальными новообразованиями, рассматривается как единый процесс эволюции материи, а сама Вселенная предстает как единая целостная самоорганизующаяся система. Все формы движения материи при этом преемственно связаны между собой, а переходы от одной формы движения к другой выступают как бифуркационные процессы. При этом происходит неизбежное повышение структурной организации материи. Красной нитью в концепции глобального эволюционизма проходит идея отбора. Новое выступает как результат отбора появляющихся формообразований. Критерием отбора является устойчивость систем: если образовавшаяся форма в данных условиях окружающей среды оказывается приспособленной, она сохраняется, в противном случае — распадается.

В исследованиях В.В. Казютинского данная концепция рассматривается в контексте мировоззренческого аспекта: «Идея глобального эволюционизма стала сейчас одной из конкретизаций (или, как иногда говорят, форм реализации) принципа развития. Она обращена одновременно и к философскому, и к естественнонаучному знанию, не сводясь ни к тому, ни к другому. Специфический для нее образ эволюции эта идея выражает на языке конкретных наук, но по степени обобщения эволюционных представлений выходит за рамки любой из них»1. По его мнению, это означает, что идея глобального эволюционизма должна быть отнесена к уровню знания, часто называемому научной картиной мира. Таким образом, глобальный эволюционизм претендует на мировоззренческий методологический статус, и его можно использовать в качестве методологии исследования научных проблем. Наиболее ярко это продемонстрировано в исследовании В.П. Попова

1 Казютинский В.В. Глобальный эволюционизм инаучная картина мира //Глобальный эволюционизм: (Философский анализ) / РАН. Институт философии; Отв. ред. Л.В. Фесенкова. — М., 1994. — С. 140.

и И.В. Крайнюченко «Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы», в которой «Впервые построена непротиворечивая информационная модель эволюции микромира, макромира, неживой и живой материи, включая социальные образования людей»1. По мнению авторов принцип глобального эволюционизма объединяет в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в концепции глобального эволюционизма, распространяющегося на все без исключения сферы деятельности в неживой, живой и социальной материи. В их интерпретации глобальный эволюционизм характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной сложности и объясняет генезис новых структур. Такие «синтетические» устремления проявляются в разных науках. Биологи хотят построить целостную теоретическую биологию. Математики хотят построить огромное здание математики на единой основе теории множеств. Физики хотят создать единую теорию поля — единую теорию всех взаимосвязей. А в пределе должна возникнуть единая теория ВСЕГО. Глобалистика, охват возможно большего разнообразия многогранного мира, требует очень широких знаний в области физики, химии, биологии, естествознания, социологии, управления, системного анализа. Узкая специализация ученых — это барьер взаимного непонимания, ограниченность видения Мира, неспособность правильно прогнозировать будущее.

На наш взгляд, такая «глобалистика» не всегда является адекватной изучаемым проблемам, и не может быть строго научно обоснованной. Так, авторы указанной работы на основе методологии глобального эволюционизма выводят законы, справедливые, по их словам, для всех этапов эволюции.

1. Эволюция направлена в сторону усложнения структур. В структурах растет количество элементов и связей, увеличиваются размеры информационных пакетов.

2. Новые, более сложные организованности возникают как комбинации предшествующих. Эволюция систем есть результат совокупной микроэволюции подсистем, гигантская комбинаторика информационных пакетов.

3. Структурное разнообразие в ходе эволюции непрерывно возрастает.

4. При -конструировании II новых организованностей живой природы используются достаточно крупные блоки. Клетка — это еще не самый большой —кирпич I в строительстве организма. Биологическая эволюция предпочитает манипулировать и более крупными системами: кровеносной, нервной, лимфатической, системами клеток и т.п.

5. Сформулированные Дарвиным условия протекания эволюции живых систем: изменчивость, наследственность, естественный отбор справедливы на всех этапах эволюции Вселенной.

6. Любой эволюционный процесс в природе является цепью актов взаимодействий. Только цепные процессы способны создавать маловероятные организованности очень сложной структуры (клетки, организмы).

7. На образование новых организованностей требуются меньшие затраты энергии, чем на образование их предшественников.

8. В неживой природе затрачивается энергия только на создание очередной организованности, а в живых системах большая доля энергии расходуется на поддержание их неравновесного состояния.

9. По мере усложнения организованностей снижается их структурная (атрибутивная) устойчивость, но возрастает устойчивость потоковых процессов.

10. Всякая организованность вначале появляется как самоорганизующаяся система. По мере «взросления» такой системы она дифференцируется и в ней проявляется управляющая (доминантная) подсистема. Управляющая система «ведет» за собой развитие отстающих подсистем.

11. Локомотивами эволюции являются различного вида взаимодействия, существующие в природе. Регуляторами, придающими определенную направленность процессу развития, являются законы природы и процесс расширения Вселенной, который через вакуумный субстрат влияет на все мировые структуры и процессы управления. Более сложные иерархические уровни, выступая в роли локомотивов, втягивают в свой коридор

1 Попов В.П. Глобальная эволюция и синергетика ноосферы. Ростов-на-Дону, 2003. — С. 175.

эволюции более простые и косные. Разумные системы начинают сами определять ход своего будущего развития, увлекая за собой всю косную материю.

12. Эволюционные переходы, как правило, плавные и нелинейные. Любой процесс начинается медленно, незаметно, затем наступает период резкого ускорения темпов изменения завершающийся замедлением и остановкой. Можно утверждать, что в окружающем нас мире нет четких границ разделяющих уже существующие и возникающие вновь системы.

13. После очередной бифуркации эволюция вначале протекает ускоренно, затем темп постепенно замедляется. Ускорение эволюции является сигналом о приближении замедления и новой бифуркации ведущей к возникновению нового иерархического уровня сложности.

14. Процесс цефализации протекает постоянно, развитие адаптивных и разумных систем — это основной мотив эволюции живого на Земле.

Проанализируем, насколько эти законы эволюции могут быть признаны научными.

Первый и второй законы формулируются с использованием понятия информационных пакетов, под которым понимаются «совокупность более простых, как правило, более мелких носителей атрибутивной информации. Информационный пакет не является простой суммой информации, содержащейся в его элементах. В информационном пакете появляется новая информация, которой не было в его составляющих, т.к. появляются новые связи, новые неоднородности. Часть информации низшего уровня исчезает»1. Здесь наблюдается некая корреляция с информационным подходом В.Б. Гухмана2, однако используется несколько иная концепция и не дается строгих философских обоснований концепции информационного психофизического монизма.

Третий и четвертый законы являются простой констатацией фактов.

Пятый и шестой законы по сути своей являются голословными утверждениями. Говорить о наследственности в рамках неживой природы, по меньшей мере, некорректно. А то, что цепные реакции способны создавать маловероятные организованности требует доказательств. Более того, в дальнейшем будет показано, что для появления маловероятных структур как раз необходимы те процессы, где разрыв цепи не приводит к разрушению уже создавшихся форм и закон умножения вероятностей независимых событий не действует.

Седьмой и восьмой законы противоречат друг другу. Ведь на поддержание неравновесного состояния необходим постоянный приток энергии; значит, система должна быть открытой и энергия в нее должна постоянно поступать.

Девятый и десятый законы также вызывает сомнения. Самый простой пример. С повышением атомной массы устойчивость ядра вначале повышается, а затем снижается так, что максимальная устойчивость приходится на элементы средней части таблицы Д.И. Менделеева. Все зависит от количественного соотношения взаимодействий, участвующих в процессе. И можно ли называть любую организованность самоорганизующейся системой? В предыдущем параграфе мы показали, что это далеко не так.

Последние четыре закона, так же как третий и четвертый просто констатируют наблюдаемые факты.

Таким образом, говорить о научно обоснованных законах эволюции не представляется возможным.

Список литературы

1. Гухман, В.Б. Философская сущность информационного подхода. Дисс... докт. филос. наук [Текст] / В.Б. Гухман. — Тверь-Москва, 2001 — 402 с.

2. Казютинский, В.В. Глобальный эволюционизм и научная картина мира [Текст] / В.В. Казютинский // Глобальный эволюционизм: (Философский анализ) / РАН. Институт философии; Отв. ред. Л.В. Фесенкова. — М., 1994. — С. 140-148.

1 Попов В.П. Глобальная эволюция и синергетика ноосферы. Ростов-на-Дону, 2003. — С. 177.

2 Гухман В.Б. Философская сущность информационного подхода : дис. ... д-ра филос. наук. Тверь; Москва, 2001 — 402 с.

3. Попов, В.П. Глобальная эволюция и синергетика ноосферы [Текст] / В.П. Попов, И.В. ^айнюченко. — Ростов-на-Дону, 2003. — 315 с.

ON THE CONSTRUCTION OF GENERAL THEORY OF EVOLUTION. REVIEW OF THE V.P. POPOV S AND I.V. KRAYNUCHENKOS MONOGRAPH “GLOBAL EVOLUTION AND SYNERGETICS OF NOOSPHERE”

V.E.PENKOV

Belgorod National Research University

e-mail: penkov@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.