Научная статья на тему 'Методология исследования нелинейных процессов в сложных системах'

Методология исследования нелинейных процессов в сложных системах Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
53
8
Поделиться
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / SCIENCE METHODOLOGY / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / KNOWLEDGE THEORY / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / GLOBAL EVOLUTIONISM / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETRICS

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Богданова Элина Николаевна

Статья посвящена философско-методологическому осмыслению сложившихся познавательных традиций. Обобщаются основные положения теории познания. Анализируется методология мышления, основанная на концепции глобального эволюционизма.

Methodology of Research of Nonlinear Processes in Difficult Systems

The article is devoted to filosofsko-methodological judgement of the developed informative traditions. Substantive provisions of the theory of knowledge are generalised. The methodology of thinking based on the concept global evolutionism is analyzed.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Методология исследования нелинейных процессов в сложных системах»

характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-6.

5. Дудченко В.С. Онтосинтез конфликта (к методологии исследования) // Социологические исследования. 1996. № 10. С. 50-63.

6. Согомонов А.Ю. Генеалогия успеха и неудач. М.: Солтэкс, 2005. 384 с.

7. Кроль Л., Пурова Е. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. М.: Класс, 2001. 464 с.; Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга (руководство для ведущего). Ярославль: НЦП Психодиагностика, 1987. 112 с.; Клюева Н.В.

Эффективность деятельности консультанта и факторы, влияющие на нее. Деп. ИНИОН РАН. № 55011. 1997. 24 с.

8. Алберти Р., Эммонс М. Умейте постоять за себя. М.: Горбунок, 1992. 106 с.; Грейсон С. Десять условий преуспевания. М.: Фонд Новое поколение, 1994. 147 с.; Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 74-81.

9. Хубер Р. От "Этики характера" к "этике личности" // Этика успеха. Тюмень-М.: Центр Прикладной этики, 1994. Вып. 1. С. 66-71.

25 января 2010 г.

ББК 87 УДК 100.7

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ ПРОЦЕССОВ В СЛОЖНЫХ СИСТЕМАХ

Э.Н. Богданова

Большое значение для ученых-теоретиков имеет философско-методологическое осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение изучаемой реальности в контексте общей картины мира. Это особенно актуально для обеспечения интеграции научного познания, развития понятийного аппарата междисциплинарных, комплексных исследований. "Философия решает очень важную задачу: выявление всего многообразия взаимосвязей в природе и обществе (в том числе и всеобщих связей), изучение их видов, типов и уровней с опорой на результаты конкретных наук" [1, с. 45].

Ориентируясь на понимание не только частных, но и общих проблем в исследовании объективной действительности, ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь философия, опираясь на результаты исследований конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их, предсказав многие фундаментальные научные открытия (атомистическая теория, проблема бесконечности мира, теория отражения, теория относительности и др.).

Богданова Элина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе Института экономики и управления, 357500, г. Пятигорск, ул. Московская, 51, e-mail: elina-bog@ya.ru, т. 8(8793)326687.

История развития духовной жизни человечества располагает большим количеством примеров, когда философия опережала в своем развитии конкретные науки. Великие научные достижения всегда были связаны с выдвижением философских обобщений. Философия содействует эффективному описанию и объяснению физической реальности. Можно согласиться с утверждением В.С. Степина, что философия как органическое единство двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - пронизывает все современное естествознание [2].

Образ современной постнеклассической науки определяет совокупность исследований в разных областях знания - это и теория диссипативных структур (И. Пригожин), и синергетика (Г. Хакен), и теория автопоэзиса (Ф. Варель и У. Матуран), и наука о сложности и взаимопереходах типа "порядок-хаос" (Р. Том, И. Арнольд, Я. Синай, Ю.Л. Климон-тович), и математические разработки, связанные с построением фрактальных геометрий (Б. Мандельброт).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Объектом изучения постнеклассической науки являются системы, характеризующиеся нелинейностью, открытостью, когерентностью, адаптивностью и саморазвитием. В нелинейной Вселенной законы природы выражают не определенность, а возможность и вероятность.

Bogdanova Elina - Ph. D. of economy, associate professor, prorector of educational work in the Institute of Economies and Management, 51 Moscovskaya Street, Pyatigorsk, 357500, e-mail: elina-bog@ya.ru, ph. +7(8793)326687.

Отличительными свойствами нелинейного мира являются: необратимость эволюционных процессов; бифуркационный характер эволюции, предполагающий альтернативные сценарии развития; динамизм структуры саморазвивающихся систем.

Современная наука фокусируется на исследованиях систем, где в качестве особого компонента включен человек. Этот факт привносит в научное знание новый гуманистический смысл: человек рассматривается в неразрывном единстве с природой, а не как независимый "наблюдатель".

Нелинейная логика ведет к новому пониманию будущего и требует новой методологии познания. Если в соответствии с классическими представлениями о науке ее выводы должны определяться только самой изучаемой реальностью, то для современной методологии науки, по мнению многих исследователей, характерны плюралистическая тенденция, утверждение ценности различных стандартов научности [2-4]. "Новые реалии утверждают полифундаментализм, инверсионный подход, принципиальную открытость систем, ветвящуюся графику их описания и опровергают принципы редукционизма, элементаризма, линейности. Они свидетельствуют об изменении парадигмы теоретической философии, задают новый способ видения универсума и входят весомыми составляющими в современную постнеклассическую картину мира" [4, с. 60]. Современная теория познания исходит из того, что всему развитию науки присущи скачки, революционные концептуальные изменения, что возможно совмещение новых и несовместимых с прежними теориями концепций об одном и том же предмете.

Обобщая, можно отметить основные черты современной теории познания:

- широкая взаимная интеграция наук, вплоть до стирания границ между ними;

- "организменный" (В.С. Степин) подход к объектам исследования вместо традиционного механистического подхода;

- обоснование теории "ассиметричного" развития, при котором всякая система имеет много вариантов развития, из которых реализуется один;

- сформулированная теория бифуркаций и аттракторов;

- отказ от представлений об абсолютной истине (исследователь лишь строит вероятностную модель, в которую и сам включен);

- сближение с "нетрадиционными" для науки сферами и формами общественного сознания (религией, искусством и т.п.).

Облик современного научного познания все более связывается со становлением парадигмы "глобального эволюционизма", призванной положить начало новому диалогу человека с природой [5-9]. Восприятие образа самоорганизующейся Вселенной и понимание всеобщих и специфических законов самоорганизующихся систем выступают сегодня на первый план. Явления самоорганизации и управления охватывают все уровни жизни - от микромира до общества. Одна из актуальных задач современной науки связана со становлением общей методологии, которая помогла бы с единых позиций рассмотреть ограниченное число общих закономерностей, которые лежат в основе мирового порядка. Ее решение требует выявления и осмысления многообразия взаимосвязей между разными объектами, явлениями, процессами бытия и сознания.

Глобальный эволюционизм характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной сложности и объясняет генезис новых структур. Согласно теории, разрабатываемой И. Пригожиным, развитие любой системы происходит в некотором "канале эволюции", когда заранее и однозначно определены пути развития. Но "каналы" исчерпывают себя; развиваться дальше по этим правилам система не может, и тогда она вступает в "точку бифуркации", в которой происходит поиск нового "канала эволюции". При этом система распадается на составные элементы, часть из которых гибнет, а часть необратимо изменяется, а способ новой "сборки" целого определяется тем, каков будет новый "канал эволюции" [9].

Глобалистика ставит вопрос о синтезе знаний различных наук, так как узкая специализация ограничивает видение Мира, является барьером для взаимопонимания ученых и исключает правильное прогнозирование будущего. Методология мышления, основанная на концепции глобального эволюционизма, по мнению В.П. Попова и М.В. Крайнюченко, позволяет открыть сущности, невидимые другими способами [5]. Глобальный эволюционизм объединяет в единое целое идеи системного и эволюционного подходов, показывая, что эволюция носит сложный характер и не является ни полностью упорядоченным, ни полностью хаотическим процессом. Порядок неотделим

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

от хаоса, а хаос - это сверхсложная упорядоченность [5, с. 250].

Развитие науки неуклонно и естественно привело к дифференциации знания. Однако в настоящее время все чаще говорят о том, что XXI век будет веком синтеза наук и переоценки ценностей в жизни, поиска глубинного смысла в человеческой деятельности. Науки о жизни и о человеке играют системообразующую роль, являясь фундаментом как научного мировоззрения, так и обыденного, практического восприятия жизни. Поэтому важно, чтобы гуманитарное и естественнонаучное знания складывались в единую картину. Объединяющим звеном должны быть те модели, которые разработаны современными науками о живом: историческое развитие биосферы и ноосферы, индивидуальное развитие организмов, динамика развития человечества и цивилизации, взаимодействие природы и общества, биосферы и Космоса.

Методологическую основу рассмотрения всех этих разноуровневых нелинейных процессов и взаимодействий дает синергетика как теория самоорганизации и развития сложных систем любой природы. Именно синергетика предоставляет нам единый тезаурус для обсуждения и сравнения динамики различных процессов развития в природе и обществе, полезную основу современной естественнонаучной картины мира [6-9]. Нельзя не согласиться с представлениями Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, что синергетика - это не просто новая дисциплина, но "новый стиль мышления", характеризующий постнекласси-ческую науку, поскольку он является "некоторого рода синтезом позитивных элементов детерминистской и вероятностной картин мира" [8, с. 12-13].

Новая синергетическая картина мира строится путем выработки нового междисциплинарного (включая и философский) подхода к осмыслению образа самоорганизующейся Вселенной. Начальность и конечность, развитие и возможность "плана строения" материального мира, представление о планетарном экологическом кризисе как следствии развития цивилизации - это те новые идеи науки, которые постепенно переходят в сознание и мировосприятие любого образованного человека.

Для философского осмысления синергетики особенно важен тот факт, что представление о самоорганизации объединяет представления об эволюции и становлении.

Тем самым создаются идейные предпосылки для синтеза классической и неклассической наук. Следует отметить, что идеи синергетики берут свое начало из диалектики Ф.В. Шеллинга, Г.В. Ф. Гегеля, К. Маркса. Основные положения синергетики, имеющие важное методологическое значение для пост-неклассической науки и получившие свое обоснование в трудах таких ученых как И. При-гожин, И. Стенгерс, С. Курдюмов, Е. Князева, В. Попов, И. Крайнюченко [5, 8, 9], таковы:

1. Наш мир представляет собой саморазвивающуюся целостность, фундаментальными характеристиками которого являются нестабильность, неустойчивость, неопределенность. При этом в универсуме присутствуют и противоположные характеристики, дополняющие первые: стабильность, устойчивость, определенность. Без неустойчивости нет развития. Порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно.

2. Эволюция систем любой природы проходит следующие основные стадии: 1) медленное развитие свойств системы; 2) ускорение процессов развития по мере усложнения организации системы; 3) понижение уровня стабильности системы; 4) изменение состояния системы (бифуркация), на которое могут повлиять даже малые (незначительные) события (флуктуации); 5) переход системы в новое состояние.

3. Для сложных систем характерна альтернативность путей развития (движение в аттрактор) в точках бифуркации, но это не означает, что этот процесс принципиально непредсказуем, а выбор аттрактора абсолютно случаен. При помощи определенных воздействий на систему можно обеспечить желаемые тенденции ее развития, т.е. выбор желаемого аттрактора.

4. Процесс эволюции сводится к возникновению иерархии вложенных друг в друга систем, при этом работает принцип коэволюции.

5. Знание процессов самоорганизации, протекающих в системах любой природы по одним и тем же законам, дает человечеству возможность предвидения изменений в окружающем нас мире, а, следовательно, и возможность частичного управления ими.

Изменение парадигмы познавательной деятельности вызывает потребность в методологической рефлексии. Все более важным параметром развития современной

науки является заметный рост ее саморефлексивности. Понятие рефлексии в широком смысле, как известно, применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки, т.е. того, что можно было бы назвать "мышлением о мышлении". Под рефлексивностью научного знания А.П. Огурцов понимает его самообращенность, наличие в нем механизмов и норм сознательного контроля над процессом его роста и функционирования [10].

Активизация действия этих механизмов в современной науке не случайна. Вовлечение в ее орбиту сложных и сверхсложных объектов, резкое увеличение комплексных и системных исследований, интенсивная математизация научного знания способствовали рождению новых научных направлений и программ, связывающих обобщающими идеями, понятиями и подходами целый ряд дисциплин и междисциплинарных проектов. Если междисциплинарные исследования и проекты - это вполне окрепшая форма взаимодействия ученых, то процесс формирования общенаучного знания находится в состоянии становления. Мы считаем необходимым активизировать этот процесс, в том числе с помощью новых методов исследования сложных систем [11, 12]. Реализация одной из генеральных программ современной науки - синтеза научного знания - возможна лишь при становлении общей методологии исследований и познания окружающего нас мира.

ЛИТЕРАТУРА

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

I. Марков В.С. Философия как наука // Вестник Российского философского общества. 2006. № 1. С. 45-48.

2 Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.

3. Кохановский В.П., Тилинина Т.В. Методология современного естествознания // Научная мысль Кавказа. 1997. № 4. С. 19-24.

4. Лешкевич Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. № 6. С. 52-70.

5. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. Ростов н/Д: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2003. 334 с.

6. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М.: ИЯ^, 2003. 144 с.

7. Аршинов В.И. Синергетика как феномен пост-неклассической науки: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 1999. 320 с.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 238 с.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Ин. лит-ра, 1986. 431 с.

10. Огурцов А.П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. 2001. 692 с. С. 675-676.

II. Богданова Э.Н. Синергетический подход как метод исследования сложных систем // Научная мысль Кавказа, 2008. № 4. С. 28-31.

12. Богданова Э.Н. Процессы взаимодействия самоорганизации и управления в сложных эволюционирующих системах (монография). Пятигорск: Изд-во ИнЭУ, 2009. 198 с.

15 января 2010 г.

ББК Ю22

ИННОВАЦИЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ В КОНЦЕПЦИИ С. ТУЛМИНА

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

М.В. Максимова

Инновацию можно назвать одним из основных элементов понятийного аппарата постнеклассиче-ской научной парадигмы информационного общества. В настоящее время понятие инновации успешно интегрируется практически во все сферы общественной жизни, включая социальную: термин "инновация" используется

сегодня в тандеме с большинством дефиниций в культуре и областях интеллектуального, социогуманитарного знания. Доминирующая часть новых научных исследований в мире претендует именно на инновационный статус: инновация понимается как принципиальное революционное изменение, концептуальное новшество. В данном контексте имеет особое

Максимова Марина Валерьевна - аспирант кафедры философии и методологии науки Южного федерального университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина 13, e-mail: aspera-86@mail.ru, т. 8(863)2303278.

Maximova Marina - the post-graduate student of the Philosophy and Methodology ofScience Department in the Southern Federal University, 13 M. Nagibin Avenue, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: aspera-86@mail.ru, ph. +7(863)2303278.