характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-6.
5. Дудченко В.С. Онтосинтез конфликта (к методологии исследования) // Социологические исследования. 1996. № 10. С. 50-63.
6. Согомонов А.Ю. Генеалогия успеха и неудач. М.: Солтэкс, 2005. 384 с.
7. Кроль Л., Пурова Е. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. М.: Класс, 2001. 464 с.; Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга (руководство для ведущего). Ярославль: НЦП Психодиагностика, 1987. 112 с.; Клюева Н.В.
Эффективность деятельности консультанта и факторы, влияющие на нее. Деп. ИНИОН РАН. № 55011. 1997. 24 с.
8. Алберти Р., Эммонс М. Умейте постоять за себя. М.: Горбунок, 1992. 106 с.; Грейсон С. Десять условий преуспевания. М.: Фонд Новое поколение, 1994. 147 с.; Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 74-81.
9. Хубер Р. От "Этики характера" к "этике личности" // Этика успеха. Тюмень-М.: Центр Прикладной этики, 1994. Вып. 1. С. 66-71.
25 января 2010 г.
ББК 87 УДК 100.7
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ ПРОЦЕССОВ В СЛОЖНЫХ СИСТЕМАХ
Э.Н. Богданова
Большое значение для ученых-теоретиков имеет философско-методологическое осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение изучаемой реальности в контексте общей картины мира. Это особенно актуально для обеспечения интеграции научного познания, развития понятийного аппарата междисциплинарных, комплексных исследований. "Философия решает очень важную задачу: выявление всего многообразия взаимосвязей в природе и обществе (в том числе и всеобщих связей), изучение их видов, типов и уровней с опорой на результаты конкретных наук" [1, с. 45].
Ориентируясь на понимание не только частных, но и общих проблем в исследовании объективной действительности, ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь философия, опираясь на результаты исследований конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их, предсказав многие фундаментальные научные открытия (атомистическая теория, проблема бесконечности мира, теория отражения, теория относительности и др.).
Богданова Элина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе Института экономики и управления, 357500, г. Пятигорск, ул. Московская, 51, e-mail: [email protected], т. 8(8793)326687.
История развития духовной жизни человечества располагает большим количеством примеров, когда философия опережала в своем развитии конкретные науки. Великие научные достижения всегда были связаны с выдвижением философских обобщений. Философия содействует эффективному описанию и объяснению физической реальности. Можно согласиться с утверждением В.С. Степина, что философия как органическое единство двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - пронизывает все современное естествознание [2].
Образ современной постнеклассической науки определяет совокупность исследований в разных областях знания - это и теория диссипативных структур (И. Пригожин), и синергетика (Г. Хакен), и теория автопоэзиса (Ф. Варель и У. Матуран), и наука о сложности и взаимопереходах типа "порядок-хаос" (Р. Том, И. Арнольд, Я. Синай, Ю.Л. Климон-тович), и математические разработки, связанные с построением фрактальных геометрий (Б. Мандельброт).
Объектом изучения постнеклассической науки являются системы, характеризующиеся нелинейностью, открытостью, когерентностью, адаптивностью и саморазвитием. В нелинейной Вселенной законы природы выражают не определенность, а возможность и вероятность.
Bogdanova Elina - Ph. D. of economy, associate professor, prorector of educational work in the Institute of Economies and Management, 51 Moscovskaya Street, Pyatigorsk, 357500, e-mail: [email protected], ph. +7(8793)326687.
Отличительными свойствами нелинейного мира являются: необратимость эволюционных процессов; бифуркационный характер эволюции, предполагающий альтернативные сценарии развития; динамизм структуры саморазвивающихся систем.
Современная наука фокусируется на исследованиях систем, где в качестве особого компонента включен человек. Этот факт привносит в научное знание новый гуманистический смысл: человек рассматривается в неразрывном единстве с природой, а не как независимый "наблюдатель".
Нелинейная логика ведет к новому пониманию будущего и требует новой методологии познания. Если в соответствии с классическими представлениями о науке ее выводы должны определяться только самой изучаемой реальностью, то для современной методологии науки, по мнению многих исследователей, характерны плюралистическая тенденция, утверждение ценности различных стандартов научности [2-4]. "Новые реалии утверждают полифундаментализм, инверсионный подход, принципиальную открытость систем, ветвящуюся графику их описания и опровергают принципы редукционизма, элементаризма, линейности. Они свидетельствуют об изменении парадигмы теоретической философии, задают новый способ видения универсума и входят весомыми составляющими в современную постнеклассическую картину мира" [4, с. 60]. Современная теория познания исходит из того, что всему развитию науки присущи скачки, революционные концептуальные изменения, что возможно совмещение новых и несовместимых с прежними теориями концепций об одном и том же предмете.
Обобщая, можно отметить основные черты современной теории познания:
- широкая взаимная интеграция наук, вплоть до стирания границ между ними;
- "организменный" (В.С. Степин) подход к объектам исследования вместо традиционного механистического подхода;
- обоснование теории "ассиметричного" развития, при котором всякая система имеет много вариантов развития, из которых реализуется один;
- сформулированная теория бифуркаций и аттракторов;
- отказ от представлений об абсолютной истине (исследователь лишь строит вероятностную модель, в которую и сам включен);
- сближение с "нетрадиционными" для науки сферами и формами общественного сознания (религией, искусством и т.п.).
Облик современного научного познания все более связывается со становлением парадигмы "глобального эволюционизма", призванной положить начало новому диалогу человека с природой [5-9]. Восприятие образа самоорганизующейся Вселенной и понимание всеобщих и специфических законов самоорганизующихся систем выступают сегодня на первый план. Явления самоорганизации и управления охватывают все уровни жизни - от микромира до общества. Одна из актуальных задач современной науки связана со становлением общей методологии, которая помогла бы с единых позиций рассмотреть ограниченное число общих закономерностей, которые лежат в основе мирового порядка. Ее решение требует выявления и осмысления многообразия взаимосвязей между разными объектами, явлениями, процессами бытия и сознания.
Глобальный эволюционизм характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной сложности и объясняет генезис новых структур. Согласно теории, разрабатываемой И. Пригожиным, развитие любой системы происходит в некотором "канале эволюции", когда заранее и однозначно определены пути развития. Но "каналы" исчерпывают себя; развиваться дальше по этим правилам система не может, и тогда она вступает в "точку бифуркации", в которой происходит поиск нового "канала эволюции". При этом система распадается на составные элементы, часть из которых гибнет, а часть необратимо изменяется, а способ новой "сборки" целого определяется тем, каков будет новый "канал эволюции" [9].
Глобалистика ставит вопрос о синтезе знаний различных наук, так как узкая специализация ограничивает видение Мира, является барьером для взаимопонимания ученых и исключает правильное прогнозирование будущего. Методология мышления, основанная на концепции глобального эволюционизма, по мнению В.П. Попова и М.В. Крайнюченко, позволяет открыть сущности, невидимые другими способами [5]. Глобальный эволюционизм объединяет в единое целое идеи системного и эволюционного подходов, показывая, что эволюция носит сложный характер и не является ни полностью упорядоченным, ни полностью хаотическим процессом. Порядок неотделим
от хаоса, а хаос - это сверхсложная упорядоченность [5, с. 250].
Развитие науки неуклонно и естественно привело к дифференциации знания. Однако в настоящее время все чаще говорят о том, что XXI век будет веком синтеза наук и переоценки ценностей в жизни, поиска глубинного смысла в человеческой деятельности. Науки о жизни и о человеке играют системообразующую роль, являясь фундаментом как научного мировоззрения, так и обыденного, практического восприятия жизни. Поэтому важно, чтобы гуманитарное и естественнонаучное знания складывались в единую картину. Объединяющим звеном должны быть те модели, которые разработаны современными науками о живом: историческое развитие биосферы и ноосферы, индивидуальное развитие организмов, динамика развития человечества и цивилизации, взаимодействие природы и общества, биосферы и Космоса.
Методологическую основу рассмотрения всех этих разноуровневых нелинейных процессов и взаимодействий дает синергетика как теория самоорганизации и развития сложных систем любой природы. Именно синергетика предоставляет нам единый тезаурус для обсуждения и сравнения динамики различных процессов развития в природе и обществе, полезную основу современной естественнонаучной картины мира [6-9]. Нельзя не согласиться с представлениями Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, что синергетика - это не просто новая дисциплина, но "новый стиль мышления", характеризующий постнекласси-ческую науку, поскольку он является "некоторого рода синтезом позитивных элементов детерминистской и вероятностной картин мира" [8, с. 12-13].
Новая синергетическая картина мира строится путем выработки нового междисциплинарного (включая и философский) подхода к осмыслению образа самоорганизующейся Вселенной. Начальность и конечность, развитие и возможность "плана строения" материального мира, представление о планетарном экологическом кризисе как следствии развития цивилизации - это те новые идеи науки, которые постепенно переходят в сознание и мировосприятие любого образованного человека.
Для философского осмысления синергетики особенно важен тот факт, что представление о самоорганизации объединяет представления об эволюции и становлении.
Тем самым создаются идейные предпосылки для синтеза классической и неклассической наук. Следует отметить, что идеи синергетики берут свое начало из диалектики Ф.В. Шеллинга, Г.В. Ф. Гегеля, К. Маркса. Основные положения синергетики, имеющие важное методологическое значение для пост-неклассической науки и получившие свое обоснование в трудах таких ученых как И. При-гожин, И. Стенгерс, С. Курдюмов, Е. Князева, В. Попов, И. Крайнюченко [5, 8, 9], таковы:
1. Наш мир представляет собой саморазвивающуюся целостность, фундаментальными характеристиками которого являются нестабильность, неустойчивость, неопределенность. При этом в универсуме присутствуют и противоположные характеристики, дополняющие первые: стабильность, устойчивость, определенность. Без неустойчивости нет развития. Порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно.
2. Эволюция систем любой природы проходит следующие основные стадии: 1) медленное развитие свойств системы; 2) ускорение процессов развития по мере усложнения организации системы; 3) понижение уровня стабильности системы; 4) изменение состояния системы (бифуркация), на которое могут повлиять даже малые (незначительные) события (флуктуации); 5) переход системы в новое состояние.
3. Для сложных систем характерна альтернативность путей развития (движение в аттрактор) в точках бифуркации, но это не означает, что этот процесс принципиально непредсказуем, а выбор аттрактора абсолютно случаен. При помощи определенных воздействий на систему можно обеспечить желаемые тенденции ее развития, т.е. выбор желаемого аттрактора.
4. Процесс эволюции сводится к возникновению иерархии вложенных друг в друга систем, при этом работает принцип коэволюции.
5. Знание процессов самоорганизации, протекающих в системах любой природы по одним и тем же законам, дает человечеству возможность предвидения изменений в окружающем нас мире, а, следовательно, и возможность частичного управления ими.
Изменение парадигмы познавательной деятельности вызывает потребность в методологической рефлексии. Все более важным параметром развития современной
науки является заметный рост ее саморефлексивности. Понятие рефлексии в широком смысле, как известно, применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки, т.е. того, что можно было бы назвать "мышлением о мышлении". Под рефлексивностью научного знания А.П. Огурцов понимает его самообращенность, наличие в нем механизмов и норм сознательного контроля над процессом его роста и функционирования [10].
Активизация действия этих механизмов в современной науке не случайна. Вовлечение в ее орбиту сложных и сверхсложных объектов, резкое увеличение комплексных и системных исследований, интенсивная математизация научного знания способствовали рождению новых научных направлений и программ, связывающих обобщающими идеями, понятиями и подходами целый ряд дисциплин и междисциплинарных проектов. Если междисциплинарные исследования и проекты - это вполне окрепшая форма взаимодействия ученых, то процесс формирования общенаучного знания находится в состоянии становления. Мы считаем необходимым активизировать этот процесс, в том числе с помощью новых методов исследования сложных систем [11, 12]. Реализация одной из генеральных программ современной науки - синтеза научного знания - возможна лишь при становлении общей методологии исследований и познания окружающего нас мира.
ЛИТЕРАТУРА
I. Марков В.С. Философия как наука // Вестник Российского философского общества. 2006. № 1. С. 45-48.
2 Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
3. Кохановский В.П., Тилинина Т.В. Методология современного естествознания // Научная мысль Кавказа. 1997. № 4. С. 19-24.
4. Лешкевич Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. № 6. С. 52-70.
5. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. Ростов н/Д: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2003. 334 с.
6. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М.: ИЯ^, 2003. 144 с.
7. Аршинов В.И. Синергетика как феномен пост-неклассической науки: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 1999. 320 с.
8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 238 с.
9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Ин. лит-ра, 1986. 431 с.
10. Огурцов А.П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. 2001. 692 с. С. 675-676.
II. Богданова Э.Н. Синергетический подход как метод исследования сложных систем // Научная мысль Кавказа, 2008. № 4. С. 28-31.
12. Богданова Э.Н. Процессы взаимодействия самоорганизации и управления в сложных эволюционирующих системах (монография). Пятигорск: Изд-во ИнЭУ, 2009. 198 с.
15 января 2010 г.
ББК Ю22
ИННОВАЦИЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ В КОНЦЕПЦИИ С. ТУЛМИНА
М.В. Максимова
Инновацию можно назвать одним из основных элементов понятийного аппарата постнеклассиче-ской научной парадигмы информационного общества. В настоящее время понятие инновации успешно интегрируется практически во все сферы общественной жизни, включая социальную: термин "инновация" используется
сегодня в тандеме с большинством дефиниций в культуре и областях интеллектуального, социогуманитарного знания. Доминирующая часть новых научных исследований в мире претендует именно на инновационный статус: инновация понимается как принципиальное революционное изменение, концептуальное новшество. В данном контексте имеет особое
Максимова Марина Валерьевна - аспирант кафедры философии и методологии науки Южного федерального университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина 13, e-mail: [email protected], т. 8(863)2303278.
Maximova Marina - the post-graduate student of the Philosophy and Methodology ofScience Department in the Southern Federal University, 13 M. Nagibin Avenue, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: [email protected], ph. +7(863)2303278.