Научная статья на тему 'О возможности использования зарубежного опыта правового регулирования лоббизма в России'

О возможности использования зарубежного опыта правового регулирования лоббизма в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОББИЗМ / LOBBYISM / LOBBYING / ЛОББИ / LOBBY / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / SOCIAL DEMOCRACY / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВО / LAW / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ / JUSTICE / POLITICAL AND LEGAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Наталья Алексеевна, Попова Анна Владиславовна

Исследователи политического института лоббизма в большинстве своем утверждают, что он возникает только на определенном этапе финансово-экономического развития той или иной страны, когда рыночная экономика становится главенствующим элементом в ее государственно-правовом развитии. Именно в этом период происходит смена одной политико-правовой парадигмы другой, и либерализм становится определяющим типом правопонимания. Как известно, основным постулатами либеральной доктрины являются свобода личности в любом ее проявлении и невмешательство государства в экономическую жизнь общества. Таким образом, происходит не просто различение между частным и публичным интересами, но и зависимость публичного интереса, выразителем которого является государство как таковое, от частных интересов членов общества. Демократия как форма народовластия, когда каждый член социума, удовлетворяющий определенным цензам, имеет право на управление своей политической жизнью путем осуществления политических прав право избирать и быть избранным, право создавать и участвовать в политических организациях, право на петицию и т.д. сама порождает лоббизм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE IN LEGAL REGULATION OF LOBBYING IN RUSSIA

The researchers of the institute of political lobbyism generally claim that it only occurs at a certain stage of financial and economic development of a country, when the market economy is becoming the dominant element in its state and legal development. During this period there occurs a transition from one polical and legal paradigm to another, and liberalism becomes dominant type of legal consciousness. As it is known, the basic postulates of the liberal doctrine are personal freedom in any form and the non-interference of the state in economic life of the society. Thus, there is not just the distinction between the private and the public interests, but also the subordination of the public interest, which exponent is the state as such, to the private interests of members of the society. Democracy itself as a form of popular sovereignty, when every member of the society, satisfying to certain qualifications, has the right to control its political life by the exercise of political rights the right to elect and to be elected, the right to form and participate in political organisations, the right to petition, etc. induces lobbyism.

Текст научной работы на тему «О возможности использования зарубежного опыта правового регулирования лоббизма в России»

рабочей силы. В результате заработная плата наемных работников и цена товаров в денежном выражении будут соответствовать стоимости рабочей силы и стоимости товаров, а юридические законы, закрепляющие это соответствие, будут обеспечивать их исполнение, поскольку нарушения юридических и, следовательно, экономических законов станут очевидными. В этих условиях предприниматели с целью увеличения прибыли не смогут повышать цену товаров. Единственной возможностью увеличивать прибыль станет повышение экономической эффективности производственного процесса, улучшение качества продукции, а это означает снижать ее себестоимость, поскольку при одинаковой цене, чем меньше себестоимость, тем больше прибыли.

Однако следует иметь в виду, что производители сами, как правило, не выступают в качестве продавцов в розничной торговле. Этим занимается специальные торговые предприятия, которые делают так называемую наценку на приобретаемые у производителей товары. Поэтому рыночная цена, т.е. цена по которой потребители покупают товары, увеличивается на величину торговой наценки, которая за вычетом собственных расходов выступает в качестве прибыли торгующей организации, и которую теряет производитель, если сам не реализует товары по розничной цене. Поэтому производителю выгоднее самому продавать товары потребителям, и нередко крупные фирмы-производители товаров создают собственные торговые предприятия, которые и реализуют их товары. В результате производитель получает дополнительную прибыль в размере торговой наценки. Цены на товары и величина минимальной заработной платы должны устанавливаться ежегодно законом о бюджете. В результате они будут связаны не только между собой, но и с другими показателями бюджета, что будет способствовать его выпол-няемости. В результате такого правового урегулирования величины цен на товары и минимальной заработной платы экономика станет более управляемой, рациональной и эффективной, прекратится стихийное действие экономических законов, исчезнут экономические кризисы - разрушители экономики. Она станет функционировать устойчиво и прогрессивно.

Библиографические ссылки

1. Политическая экономия. Капиталистический способ производства. М., 1972.

2. Маркс К. Капил // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 23. М., 1972.

3. Кугеле Д. Хозяйственно-административное право. Бонн. М., 1994.

4. Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003.

References

1. The political economy. The capitalist mode of production. M., 1972.

2. Marx K. Kapil // K. Marx and Engels. Vol. Ed. 2nd. 23. T. M., 1972.

3. Kugel D. Economic administrative law. Bonn. M., 1994.

4. Sociological encyclopedia. Vol.1. M., 2003.

Информация об авторе

Васильев Анатолий Васильевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, Россия. E-mail: SVKomarov2008@yandex.ru

Information about the author

Vasilev Anatoliy Vasilyevich, doctor of sciences (law), professor, professor of the chair of theory of state and law named after G.V. Maltsev of the department of law named after M.M. Spe-ranskiy of RANESS under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: SVKomarov2008@yandex.ru

Received: 19.03.2015

Получена: 19.03.2015

УДК 341.01

ФРОЛОВА Наталья Алексеевна,

доктор юридических наук, доцент ПОПОВА Анна Владиславовна,

кандидат юридических наук, кандидат философскихнаук, доцент

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИЗМА В РОССИИ

Исследователи политического института лоббизма в большинстве своем утверждают, что он возникает только на определенном этапе финансово-экономического развития той или иной страны, когда рыночная экономика становится главенствующим элементом в ее государственно-правовом развитии. Именно в этом период происходит смена одной политико-правовой парадигмы другой, и либерализм становится определяющим типом правопонимания. Как известно, основным постулатами либеральной доктрины являются свобода личности в любом ее проявлении и невмешательство государства в экономическую жизнь общества. Таким образом, происходит не просто различение между частным и публичным интересами, но и зависимость

FROLOVA Natalya Alekseyevna,

doctor of sciences (law), associate professor POPOVA Anna Vladislavovna, candidate of sciences (law), candidate of sciences (philosophy), associate professor

ON THE USE OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE IN LEGAL REGULATION OF LOBBYING IN RUSSIA

The researchers of the institute of political lobbyism generally claim that it only occurs at a certain stage of financial and economic development of a country, when the market economy is becoming the dominant element in its state and legal development. During this period there occurs a transition from one poli-cal and legal paradigm to another, and liberalism becomes dominant type of legal consciousness. As it is known, the basic postulates of the liberal doctrine are personal freedom in any form and the non-interference of the state in economic life of the society. Thus, there is not just the distinction between the private and the public interests, but also the subordination of the public interest, which exponent is the state as such, to the private interests of

публичного интереса, выразителем которого является государство как таковое, от частных интересов членов общества. Демократия как форма народовластия, когда каждый член социума, удовлетворяющий определенным цензам, имеет право на управление своей политической жизнью путем осуществления политических прав - право избирать и быть избранным, право создавать и участвовать в политических организациях, право на петицию и т.д. сама порождает лоббизм.

Ключевые слова: лоббизм, лобби, лоббистская деятельность, либерализм, социал-демократия, правосознание, государство, право, политико-правовой.

members of the society. Democracy itself as a form of popular sovereignty, when every member of the society, satisfying to certain qualifications, has the right to control its political life by the exercise of political rights - the right to elect and to be elected, the right to form and participate in political organisations, the right to petition, etc. - induces lobbyism.

Key words: lobbyism, lobby, lobbying, liberalism, social democracy, justice, state, law, political and legal.

В результате перехода российской государственности от советской модели строительства к постиндустриальному либерализму в политической действительности России возник феномен лоббизма как проявления возможности частного интереса воздействовать на публичный интерес. Иными словами, определенные группы, имеющие либо индивидуальный, либо корпоративный интересы стали воздействовать на государственные структуры с тем, чтобы получить институционализацию в реальной действительности.

Исследователи политического института лоббизма в большинстве своем утверждают, что он возникает только на определенном этапе финансово-экономического развития той или иной страны, когда рыночная экономика становится главенствующим элементом в ее государственно-правовом развитии. Именно в этом период происходит смена одной политико-правовой парадигмы другой, и либерализм становится определяющим типом пра-вопонимания. Как известно, основным постулатами либеральной доктрины являются свобода личности в любом ее проявлении и невмешательство государства в экономическую жизнь общества. Таким образом, происходит не просто различение между частным и публичным интересами, но и зависимость публичного интереса, выразителем которого является государство как таковое, от частных интересов членов общества. Демократия как форма народовластия, когда каждый член социума, удовлетворяющий определенным цензам, имеет право на управление своей политической жизнью путем осуществления политических прав - право избирать и быть избранным, право создавать и участвовать в политических организациях, право на петицию и т.д. сама порождает лоббизм.

В результате научно-технической революции интересы различных промышленных групп, корпораций стали входить в противоречие друг с другом, и единственным законным механизмом их реализации стало влияние на политические партии, которые, имея места в законодательных (представительных) органах государственной власти, могли прямо влиять на механизм создания условий для реализации тех или иных корпоративных интересов. Не случайно понятие «лоббизм» возникает именно в Великобритании, с которой в XVIII в. и началась техническая революция сначала в Европе, а затем и в мире, от известного слова «lobby» - отдельного помещения в здании Палаты общин, где депутаты могли общаться между собой неформально [1].

Трактовка лоббизма как политического инструмента воздействия на государственные органы появляется уже во второй половине XIX в. в США, когда им начали обозначать привлечение голосов конгрессменов в обмен на денежное вознаграждение или эквивалентные услуги. Развитие рыночной экономики и развитие либерализма, утверждавшегося в качестве единственно верной политико-правовой доктрины, повлияло и на оценочные характеристики лоббизма. Так как частный интерес корпораций мог получить законодательное закрепление только в результате заинтересованности конгрессменов, в том числе и материальной, (как известно в соответствии с Конституцией США члены Палаты представителей, от которых зависит принятие тех или иных законодательных актов, не имеют право заниматься во время оправления своих полномочий любым видом предпринимательской деятельности), то он сразу же получил негативный оттенок и стал ассоциировался с выгодой для того, кто лоббирует, а также для того, чьи решения лоббируются. Именно поэтому основным направлением законодательного регулирования лоббизма в США стал запрет на незаконные формы лоббизма и установление ответственности, за подобные действия.

Первоначально такое законодательство получило распространение в штатах. Так, в 1873 г. к Конституции штата Алабама была принята поправка, запрещающая подкуп членов законодательного органа, должностных лиц штата, муниципальных органов под угрозой штрафа или тюремного заключения. В таких Штатах, как Джорджия, Калифорния незаконное лоббирование признавалось преступлением. В последующем данные нормы получили свое закрепление на федеральном уровне. В конце ХХ в. была принята резолюция Сената США, в соответствие с которой сенаторам запрещено получение любых подарков, включая обеды, на сумму более 50 долл. США. Кроме того, любые подарки членам их семей рассматриваются как подарки самому сенатору, если он знал об этих подарках и мог полагать, что подарки были сделаны из-за того, что он является конгрессменом.*

По мере развития нормативно-правового регулирования назрела необходимость в законодательном регулировании института лоббизма не только в США, но и в странах Западной Европы. Анализ зарубежного законодательства по проблемам лоббизма показывает, что именно в странах с господствующим либеральным менталитетом (США, Канада, Великобритания, Германия) оно является наиболее детально проработанным** [2]. В то время, как в странах с социал-демократической и социалистической направленностью (Индия, Франция, страны Латинской Америки) подобного законодательства нет или оно сводится к конституционно-правовому закреплению в виде политических прав граждан этих стран.

Данное обстоятельство объясняется достаточно просто - понятие лоббизма носит не только правовую или экономическую окраску, но, прежде всего, нравственную. В тех странах, в которых провозглашен приоритет индивидуального интереса над общественным, рано или поздно, происходит деформация правосознания, в начале на

индивидуальном, а затем и на профессиональном уровне. Борьба между эгоцентричным и коллективистском взглядом на общественное и государственно-правовое устройство приводит к установлению определенного состояния в социуме, когда нравственные, моральные, этические начала поставлены в зависимость от материального и иного благополучия отдельных членов общества. Именно поэтому приверженность к идеям социал-демократизма в качестве общественных ценностей, даже на небольшом промежутке времени, способна изменить общественное правосознание, а, следовательно, и отношение к трактовке политических институтов вообще, и лоббизму, в частности. В этом случае, цель лоббистской деятельности кардинально меняется - от «проталкивания» собственных индивидуальных интересов отдельных лиц или корпораций к созданию условий для процветания всего общества в целом в различных сферах его жизнедеятельности.

Россия, также как и все государства, проходит определенные этапы политико-правового развития. Лоббизм является реальной составляющей политической жизни страны и, в силу этого, нуждается в законодательном закреплении. Однако, прежде чем создать закон, необходимо определиться с содержанием лоббизма и его трактовкой. Именно с этим и возникают определенные трудности. С одной стороны, в результате распада Советского Союза и курса на строительство демократического правового государства, в 90-х гг. наше общество перешло на идеологию классического западного либерализма. В результате этого принципы построения системы органов государственной власти, заложенные в Конституции Российской Федерации 1993 г. (как известно, в том числе и под влиянием английских и американских советников Б.Н. Ельцина), привели к построению в России аналога американского общества с влиятельными промышленными корпорациями, имеющими главенствующее положение над государством (известные олигархические круги, получившие неограниченную власть над естественными монополиями). Лоббизм как политический институт получил не просто развитие, а стал главенствующим принципом всей государственной политики. Именно поэтому среди большинства населения лоббизм стал ассоциироваться с коррупционной составляющей.

С другой стороны, в начале XXI в. в результате консолидации российского общества и дальнейшего поступательного развития Российского государства как социального и правового, трактовка лоббизма претерпевает изменения. В современной научной литературе лоббизм стал уже ассоциироваться с возможностью выражения частного интереса гражданина страны «путем личного доступа его или его представителя на заседания соответствующих подразделений органов публичной власти; (...) немаловажна институционализация распространения государственными и муниципальными структурами планов обсуждения конкретных публично-властных решений, форм проведения заседаний с учетом возможного достаточно широкого присутствия общественности» [3, с. 34]. Однако существование олигархических кругов и монополизация в одних руках целых отраслей экономики не позволяет забывать и о коррупционной составляющей.

Подобное противоречие в трактовке лоббизма объясняет тот факт, что в современной России отсутствует нормативный правовой акт, осуществляющий комплексное регулирование лоббистской деятельности. Хотя в конце 90-х гг. ХХ в. - начале XXI в. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поступили законопроекты по данному вопросу, но по тем или иным причинам они так и не были приняты [4]: 5 марта 1996 г. депутаты внесли проект закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»; 2 июня 1997 г. депутатами Государственной Думы В.И. Зоркальцевым, Г.Н. Махачевым, А.В. Чуевым был предложен законопроект «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»; 24 ноября 2003 г. депутаты Б.Б. Надеждин, И.М. Хакамада, Б.Е. Немцов внесли в Государственную Думу проект закона «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»; в конце декабря 2013 г. Н. Левичевым был предложен проект закона «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций в органах государственной власти и местного самоуправления» [5]. Однако ни один из этих законопроектов так и не обсуждался депутатским корпусом страны.

Данное обстоятельство обусловлено именно сложностью современного определения понятия самого лоббизма и лоббистской деятельности. В России нет опыта законодательного регулирования подобных политических институтов, хотя отдельные элементы лоббизма получили закрепление в ряде законов [6]. Именно поэтому использование опыта зарубежных стран необходимо не только по вопросу определения сущностных характеристик лоббизма, но и в части законодательного закрепления форм и методов лоббизма, так как цель закона о лоббизме представляет собой установление «прозрачности этого института, открытости как для государственных (лоббируемых) структур, так и для общества» [7, с. 35].

На наш взгляд, для создания закона о лоббистской деятельности необходимо обратиться к опыту США, как наиболее детально прописанному. В частности, в Законе «О раскрытии лоббирования» (Lobbying Disclosure Act) 1995 г. вводится понятие субъекта лоббистской деятельности - лобби, под которым понимается «любое лицо, которое нанято клиентом за денежное или иное вознаграждение оказывать услуги, заключающиеся в осуществлении более чем одного лоббистского контакта, при условии, что лоббистская деятельность занимает более 20% времени в течение 6 месяцев» [7, с. 36]. В США вся лоббистская деятельность осуществляется только в виде лоббистских контактов на основе гражданско-правового или трудового контракта между клиентом и исполнителем. При этом, законом устанавливается возможность возмездного характера лоббистского контакта («договора о лоббизме»). Сторонами такого договора выступают клиент (заказчик) - любое лицо и исполнитель (лоббист, лоббистская фирма) - публичная или частная корпорация, физическое лицо.

Предметом договора является лоббистский контакт, который может быть заключен в любой форме. Однако существует жесткий перечень лиц. с которыми разрешены лоббистские контакты: Президент США и Вице-президент США; должностные лица и служащие аппарата Президента США; служащие, участвующие в формировании политики, список которых законодательно определен; члены Конгресса США; выборные должностные лица

палат Конгресса США; чиновники, работающие на конгрессмена или в комитетах палат Конгресса США, включая объединенные комитеты палат, в партийных фракциях, рабочих группах, оказывающие юридическую или иную помощь конгрессменам, другие законодательно определенные чиновники.

В Германии в соответствии с «Кодексом поведения члена Бундестага» депутатам предоставляется право заниматься за вознаграждение проблемами, выносимыми на обсуждение комитетов парламента, но они обязаны перед началом слушаний в комитете заявить о своей заинтересованности. В Германии главным объектом лоббизма является правительство, поэтому разрешение на участие лобби в разработке законопроектов на уровне исполнительной власти законодательно закреплена «Единым положением о федеральных министерствах». «Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге» так же как и американский закон легализирует контакты лобби с различными органами государственной власти.

Лобби, как в США, так и в Германии, в целях реализации своих целей могут использовать следующие методы: 1) предоставление информации законодателям, когда лоббист определенной промышленной корпорации предоставляет необходимую информацию для создания конкретного законопроекта, в связи с чем подобные информационные отношения между лоббистом и депутатским корпусом являются взаимовыгодными для обеих сторон; 2) предоставление готовых законопроектов. В США право законодательной инициативы имеют только конгрессмены, поэтому конгрессмен заинтересован в наиболее выверенном с токи зрения социальной и экономической выгоды законопроекте. Разработанный заинтересованной группой проект является в некоторых случаях предпочтительнее; 3) участие в разработке законопроектов; 4) выступления в комитетах Конгресса, когда «лоббист излагает и отстаивает позицию своей заинтересованной группы по обсуждаемому проекту. В любом случае, положительном или отрицательном для него, он будет выступать, поскольку слушания предоставляют хорошую возможность привлечь внимание к определенной проблеме, создать или укрепить репутацию своей организации, прозондировать интересы законодателей и конкурентов» [7, с. 43]; 5) неформальные контакты, когда представители заинтересованных групп вступают в контакты с конгрессменами на различных конференциях, семинарах, на всевозможных мероприятиях, в том числе устраиваемых заинтересованными организациями; 6) пропагандистские кампании в виде публикации в средствах массовой информации, выступлении на телевидении и радиовещании, различные рекламные мероприятия; 7) финансирование избирательных кампаний, частные и общественные организации имеют право создавать на собственные средства специальные фонды, получившие название «комитетов политического действия», для сбора средств по финансированию избирательных кампаний; 8) лоббирование в составе коалиций, на современном этапе даже появились лоббистские фирмы, специализирующиеся на создании коалиций.

Подобные методы известны и российской практике, однако правовое содержание лоббизма и лоббистской деятельности до сих пор является неразрешенным вопросом. Так как в России отсутствуют лобби как законные участники лоббистской деятельности, то есть, в отличие от США депутатский корпус и чиновники «напрямую контактируют с экономическими элитами, а чаще даже являются их прямыми креатурами», практически исключена возможность регулирования лоббизма [8]. Поэтому существует насущная необходимость в создании законодательного акта с учетом зарубежного опыта не только США, но и стран Западной Европы, в частности Германии, учитывающего особенности российского менталитета.

Примечания

*В том случае, если родственники (круг лиц, которые к ним относятся, определен законом об этике в правительстве) близкие друзья захотят сделать подарок, то он не может превышать сумму 250 долл., в противном случае на его получение должен дать согласие Комитет Сената по этике. Понятие «друг» также законодательно закреплено, учитываются время знакомства, традиции обмениваться подарками в течении дружбы с конкретным человеком и т.д.

**В настоящее время в США существует следующая система законов: О регистрации лоббистов (1946), Об иностранном лоббизме (1938), О федеральных избирательных кампаниях (1972), О раскрытии лоббирования (1995), а также законы, регулирующие правила поведения конгрессменов и представителей исполнительной власти, включая Президента США. В Канаде законодательство носит сходный, но менее жесткий характер. Так в соответствии с Законом о регистрации лоббистов (1988), лобби не обязаны указывать объем финансов, потраченных на лоббистскую деятельность; нет ограничений на занятия бизнесом для ушедших в отставку чиновников, нет этического кодекса и запрета на получение подарков. В Великобритании акцент делается на финансовых интересах членов парламента, а не на лобби; основными биллями в этой сфере являются Свод Законов о государственной гражданской службе (Service Code), на основе которого в каждом департаменте действуют отдельные Кодексы управления (Management Code), при этом члены парламента могут быть выразителями коммерческих интересов, т.е. сами быть лобби. В Германии нет федерального закона о лоббизме, однако имеется целый ряд положений, регулирующих лоббистскую деятельность. К таким документам в первую очередь следует отнести: «Единое положение о федеральных министерствах», «Регламент деятельности Бундестага», «Кодекс поведения члена Бундестага», «Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге».

Библиографические ссылки

1. Теория и практика нормативно-правового регулирования лоббизма (российский и зарубежный опыт): монография [Текст] / Под ред. С.А. Комарова. СПб.: Издательство Юридического института, 2014.

2. Коцан И.М. Политико-правовой анализ регулирования лоббистской деятельности в зарубежных странах [Текст] / И.М. Коцан // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2011. № 4. С. 146-156.

3. Васильева С. Не стоит искать лоббизм там, где его нет: к вопросу о правовом понимании этого института в России // Подборка материалов на тему: «Зарубежный опыт законодательного регулирования лоббистской деятельности в системе мер противодействия коррупции и перспективы его использования в Российской Федерации» М.: Управление библиотечным фондом: Парламентская библиотека, 2008.

4. Журнал о лоббизме и GR [Электронный ресурс] // URL: http://lobbying.ru (дата обращения: 23.07.2014).

5. Родин И. Николай Левичев предлагает упорядочить и поставить под госконтроль лоббистскую деятельность [Электронный ресурс] / И. Родин // Независимая газета. 2013. 18 дек. // URL http://ng.ru (дата обращения: 17.07.2014).

6. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ [от 05.12.2014 № 2-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4. Ст. 445; О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер. закон [от 02.05.2006 № 59-ФЗ] (в ред. от 02.07.2013 № 182-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060; Об общественных объединениях: Федер. закон [от 19.05.1995 № 82-ФЗ] (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930; О некоммерческих организациях: Федер. закон [12.01.1996 № 7-ФЗ] (28.12.2013 N 413-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 145; О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федер. закон [от 12.01.1996 № 10-ФЗ] (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 148; О саморегулируемых организациях: Федер. закон [от 01.12.2007 № 315-ФЗ] (в ред. от 07.06.2013 № 113-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076 и др.

7. Богдановская И.Ю. Лоббизм и право: опыт США [Текст] / И.Ю. Богдановская // Подборка материалов на тему: «Зарубежный опыт законодательного регулирования лоббистской деятельности в системе мер противодействия коррупции и перспективы его использования в Российской Федерации». М.: Управление библиотечным фондом: Парламентская библиотека, 2008.

8. Кузнецов Г.С. Политический лоббизм: мировой опыт и возможности регулирования / Г.С. Кузнецов // Национальный институт развития современной идеологии [Электронный ресурс] // URL:http://www.nirsi.ru/PublicPolicy/n69 (дата обращения: 24.07.2013).

References

1. Theory and practice of legal regulation of lobbying (Russian and foreign experience): monograph [Text] / Ed. S.A. Komarova. SPb.: Publisher of the Law Institute, 2014.

2. Kotsan I.M. The political and legal analysis of regulation of lobbying activities in foreign countries [Text] / I.M. Kotsan // Herald MGOU. Series "History and political science." 2011. № 4. S. 146-156.

3. Vasilyeva S. Do not look lobbying where it is not: the question of the legal understanding of this institution in Russia // Selection of materials on the theme: "International experience of legislative regulation of lobbying activities in the action of anti-corruption activities and the prospects for its use in the Russian Federation "M.: Management library fund: Par-Parliamentary Library, 2008.

4. Log on lobbying and GR [Electronic resource] // URL: http://lobbying.ru (the date of circulation: 07.23.2014).

5. Rodin I. Nikolay Levichev offers streamlined and put under state control lobbying activities [electronic resource] / I. Rodin // Nezavi-simaya Gazeta. 18 December 2013. // URL http://ng.ru (the date of circulation: 07.17.2014).

6. The Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote 12.12.1993 (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation [of 05.12.2014 № 2-FCL] // Coll. Ros law. Federation. 2009. № 4. Art. 445, On the order of consideration of citizens of the Russian Federation: Feder. law [from 02.05.2006 № 59-FZ] (in the red. from 02.07.2013 № 182-FZ) // Coll. Ros legislation. Federation. 2006. № 19. Art. 2060; Voluntary Associations: Feder. law [from 19.05.1995 № 82-FZ] (in the red. from 28.12.2013 № 396-FZ) // Coll. Ros law. Federation. 1995. № 21. Art. 1930; On non-profit organizations: Feder. law [12.01.1996 № 7-FL] (28.12.2013 N 413-FZ) // Coll. Ros legislation. Fede-portable radio. 1996. № 3. Art. 145, the Trade Unions , their rights and guarantees of activity: Feder. law [from 12.01.1996 № 10-FZ] (in the red. from 02.07.2013 № 185-FZ) // Coll. Ros law. Federation. 1996. № 3. Art. 148 ; On Self-Regulating Organization's: Feder. law [from 01.12.2007 № 315-FZ] (in the red. from 07.06.2013 № 113-FZ) // Coll. Ros legislation. Federation. 2007. № 49. Art. 6076 et al.

7. Bogdanovskaya I.Y. Lobbying and law: the US experience [Text] / I.Y. Bogdanovskaya // Selection of materials on the theme: "International experience of legislative regulation of lobbying activities in the anti-corruption measures and the prospects for its use in the Russian Federation." M.: Management library fund: Library of Parliament, 2008.

8. Kuznetsov G.S. Political lobbying: global experience and opportunities of regulation / G.S. Kuznetsov // National Institute of modern ideology [electronic resource] // URL: http: //www.nirsi.ru/PublicPolicy/n69 (the date of circulation: 07.24.2013).

Информация об авторе

Фролова Наталья Алексеевна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Россия. E-mail: frolova.rags@yandex.ru Попова Анна Владиславовна, кандидат юридических наук, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»; зав. кафедрой теории и истории государства и права АНОО ВПО «Российский университет кооперации»; доцент кафедры теория и история государства и права ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия. E-mail: anna0710@yandex.ru

Information about the author

Frolova Natalya Alekseyevna, doctor of sciences (law), associate professor, professor of the chair of theory of state and law named after G. V. Maltsev of the department of law named after M. M. Speranskiy of the FSBEIHPE the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of Russian Federation, Moscow, Russia. Е-mail: frolova. rags@yandex. ru

Popova Anna Vladislavovna, candidate of sciences (law), candidate of sciences (philosophy), associate professor, professor of the chair of theory of state and law named after G. V. Maltsev of the department of law named after M. M. Speranskiy of the FSBEI HPE the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of Russian Federation; d the theory and history of state and law chair holder of the Russian University of Cooperation; assistant professor of the chair of theory and history of state and law of the FSBEI HPE Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. Е-mail: anna0710@yandex.ru

Received: 19.03.2015

Получена: 19.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.