Научная статья на тему 'О возможности дуального обучения педагогов дополнительного образования технической направленности в условиях повышения квалификации'

О возможности дуального обучения педагогов дополнительного образования технической направленности в условиях повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / DUAL TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Светлана Александровна, Лупандина Марина Владимировна

В статье показана необходимость дуального основания при построении модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеева Светлана Александровна, Лупандина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the need for the dual basis in designing the model of in-service training of additional education teachers

Текст научной работы на тему «О возможности дуального обучения педагогов дополнительного образования технической направленности в условиях повышения квалификации»

С. А. Фадеева М. В. Лупандина

(Нижний Новгород)

О ВОЗМОЖНОСТИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ABOUT THE POSSIBILITY OF DUAL TRAINING OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION OF TECHNICAL ORIENTATION IN FRAMES OF IN-SERVICE TRAINING

В статье показана необходимость дуального основания при построении модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Ключевые слова: дуальное обучение, дополнительное образование детей, дополнительное профессиональное образование педагогов

The article shows the need for the dual basis in designing the model of in-service training of additional education teachers

Keywords: dual training, additional education of children, additional vocational education of teachers

«Очередную технологическую революцию отличает массовое внедрение цифровых технологий, качественно новый уровень роботизации производства, и поэтому квалификация инженерно-технических специалистов становится сегодня ключевым фактором конкурентоспособности страны и основой для экономической и технологической независимости» [5].

Важными приоритетами государственной политики в сфере образования определена поддержка инженерного образования, в том числе через развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Особая роль в этом отводится системе дополнительного образования детей, что акцентируется в важнейших законодательных актах Российской Федерации.

Разработка и внедрение в учебный процесс образовательной «модели нового дополнительного образования детей» [7] предполагают актуализацию роли и готовности педагога дополнительного образования к предполагаемым изменениям. Преобразова-

ние педагогической реальности в системе дополнительного образования детей связывается прежде всего с наличными возможностями профессионального развития педагога дополнительного образования, навигацией его перехода к инновационной деятельности.

Однако сегодня наблюдается несоответствие профессиональной готовности педагогов дополнительного образования технической направленности декларируемому повсеместно для данной сферы социальному заказу: слишком выросла брешь между реальным и желаемым, что и демонстрируют следующие противоречия:

- между стремительно возрастающими требованиями информационного, технического общества и недостаточностью условий для качественного развития технического (информационного, робо-тотехнического] образования школьников;

- между необходимостью нового профессионализма педагога дополнительного образования, базирующегося на персонифицированной потребности в исследовательской деятельности для постижения мира techne (греч.), и фактиче-

ским уровнем готовности педагогов к реализации принципиально иных образовательных программ и маршрутов инновационного формата; - между потребностью передовых педагогов дополнительного образования в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям и фрагментарностью разработки механизмов и моделей сопровождения профессионального развития педагогов сферы технического творчества.

В сложившейся практике педагог дополнительного образования технической направленности - либо выпускник профессиональной образовательной организации технической специальности, но без педагогического образования, либо выпускник педагогического вуза без инженерно-технического образования. И такая ситуация сложилась исторически, в ходе развития самой системы внешкольного (дополнительного] образования детей.

Учреждения внешкольного образования в конце XIX века создавались на общественные и частные средства; с 1918 года внешкольное образование вошло в государственную систему народного образования. В 20-30-е годы XX века содержание внешкольной деятельности обогащается делами пионерской и комсомольской организаций как неотъемлемых составляющих идеологического воспитания личности молодого советского государства. В это же время формируются специализированные станции детского творчества, и в 1926 году открывается Центральная детская техническая станция, определившая начало организованного движения юных техников в нашей стране, которое во внешкольном, а затем и в дополнительном образовании развивалось в специализированных детских образовательных учреждениях - центрах технического творчества. Кстати, на современном этапе развитием технического творчества на муниципальном уровне занимаются отделы техники в многопрофильных учреждениях дополнительного образования.

Во времена первых пятилеток и технического переустройства страны количество кружков, мастерских и станций юных техников росло очень быстрыми темпами. Развитию детского технического творчества помо-

гали добровольные технические общества (ОСОАВИАХИМ, ОСВОД, АВТОДОР], они же оказывали помощь в подготовке руководителей технических кружков. Первый выпуск шестнадцати инструкторов планерного дела при станции ОСОАВИАХИМа состоялся в 1929 году [1, 4].

Подготовка кадров ставилась как одна из острых проблем системы внешкольной работы: создается научно-педагогический институт методов внешкольной работы; при Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской открывается внешкольное отделение для подготовки кадров внешкольных работников; повышение квалификации проходит в различных организационных форматах: курсы, семинары, конференции, практикумы, методические объединения и пр. Однако при этом следует подчеркнуть, что основным назначением активизации подобной работы остается удовлетворение кадрового голода в пионерских организациях.

Центральная детская техническая станция (открытая в Москве в 1926 году] стала инициатором освоения различных технических новшеств в деятельности пионеров; долгие годы именно она являлась одним из главных координаторов в сфере технического творчества для детей и педагогов. В апреле 1941 года проводится 1-ая научно-методическая конференция работников детских технических станций, на которой присутствует 37 (!) наиболее опытных внешкольных работников. Великая Отечественная война нанесла урон и системе внешкольного образования, были разрушены многие станции юных техников, потеряны опытные кадры - «внешкольники».

В 60-е годы определяются перспективные направления развития творческой самодеятельности детей и молодежи, возникают научные общества учащихся, малые академии наук. Опыт внешкольных учреждений начинает не только активно пропагандироваться и обобщаться в публикациях, представляются к защите большое количество кандидатских и несколько докторских исследований по проблемам внеклассной и внешкольной работы на примере развития отдельных видов детского технического творчества. Тогда же выравнивание размеров оплаты труда работников школ и внешкольных учреждений дает возможность целенаправленного при-

влечения к внешкольной деятельности инженерно-технических специалистов - для реализации программ технической направленности.

Собственно понятие - «дополнительное образование» - было закреплено лишь в 1992 году, оно пришло на смену понятиям «внешкольное воспитание», «внешкольная работа», изменив назначение и функции педагогической деятельности данной сферы.

Переход к дополнительному образованию как системе - вариативной, гуманистической и демократичной, - заявленный в 1992 году, определил проведение целого ряда теоретических исследований относительно смысла и специфики деятельности учреждений дополнительного образования, развития их в социальной перспективе и, конечно же, подготовки педагогических кадров. Изучение особенностей профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования нашло отражение в педагогических исследованиях М. А. Валиевой, Л. Г. Дихановой, И. В. Ка-лиш, З. А. Каргиной, С. Б. Серяковой, А. И. Ще-тинской и др., которые раскрывали проблематику научно-педагогических основ подготовки специалистов, развития профессионализма педагогов непосредственно в учреждении дополнительного образования, формирования психолого-педагогической компетентности специалистов и пр. Однако следует отметить, что за годы существования дополнительного (внешкольного) образования так и не сложилась целостная система подготовки и повышения квалификации специалистов для данной сферы и особенно остро ощущается сегодня нехватка подготовленных педагогов в сфере технического творчества.

Ключевая идея возрождения и развития инженерного образования в стране, заключающаяся в построении системы непрерывного технического образования, учитывает -в обязательном порядке - потенциал учреждений дополнительного образования и возможности создания в данных учреждениях STEM-образования (STEM - Science, Technology, Engineering, Mathematics). Но инновационное движение в данной области невозможно без повышения квалификации педагогов дополнительного образования согласно профилю деятельности: необходимы соответствующий уровень владения профессиональными знаниями и навыками, техни-

ко-технологическая компетентность, инженерно-творческое мышление и проектно-исследовательская культура.

Варианты построения моделей повышения квалификации педагогов дополнительного образования предлагались отечественными учеными (М. А. Валеева, В. А. Гуров, В. Н. Иванченко, И. В. Калиш, В. И. Лушников, С. Б. Серикова, Н. С. Толстоухова, А. Н. Щетинская, Д. Е. Яковлев и др.]. Развитие детского технического творчества в системе дополнительного образования рассматривалось исследователями А. Б. Абдулаевым, Д. М. Беренштейн, И. Д. Алиевым, В. А. Горским, Б. М. Мавриным, С. К. Никулиным, М. Н. Поволяевой, Н. Н. Ярцевым и др. Ими было определено, что дополнительное образование технической направленности должно соответствовать специфичным целям и задачам, что, безусловно, предъявляет свои требования к обучению педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

Мы предполагаем, что профессиональная деятельность педагога дополнительного образования в сфере технического творчества методологически носит двойственный - инженерно-педагогический - характер. Особое значение в нашем исследовании имеет научно-педагогический поиск, связанный с областью системной организации профессионального образования на основе методологического принципа дуальности (Ю. Н. Петров, С. П. Романов, М. А. Шувалова, Л. Н. Са-молдина, Е. Ю. Есенина, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова и др.].

Для проектирования эффективной системы повышения квалификации педагога дополнительного образования технической направленности, которая непосредственно «генетически» и содержательно связана с системой профессионального обучения, становится важным осмысление не только положительного отечественного, но и зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов.

Дуальная форма профессионального образования Германии, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария], входит в первую группу стран по уровню квалификации кадров. Система профессионального образования Германии - одна из самых динамичных в Европе, способная адекватно и быстро реагировать на все изменения в экономике страны, при-

спосабливаться к ситуации на рынке профессий. Доказательством служит факт, что дуальная система является основной системой подготовки кадров более чем в 60 странах (в Германии, Австрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории и Швейцарии, а также в Дании, Нидерландах и Франции, в странах Азии и др.].

Концепция дуальной формы профессионального образования как метод подготовки и воспитания молодых рабочих была принята еще в довоенной Германии. Закон о профессиональном образовании, принятый в 1969 году, действует и в настоящее время. В основе процесса профессиональной подготовки в дуальной форме является ученичество, которое возникло в ремесленном обучении (до-индустриальный период] и впоследствии было перенесено в сферы промышленности, торговли и другие отрасли экономики. Преимущество современной дуальной системы -совмещение в учебном процессе теоретической и практической подготовки (в основе -принцип «от практики к теории»]. Обучаемые одновременно с учебой осваивают избранную профессию на производстве, в образовательный процесс включены производственные предприятия. Важным для нас является то, что на всех этапах дуального обучения в Германии происходило научно-методическое сопровождение образовательного процесса, «формирование общих дидактических принципов обучения через действие и процесс, основанный на осмысленном выполнении рабочих задач» [3].

Дуальная система профессионального обучения представляет собой антитезу традиционной системе, где обучение рабочим профессиям сначала осуществляется в профессиональных школах, а затем продолжается и завершается непосредственно на рабочем месте предприятия. Так была построена система профессионально-технического образования, законодательно закрепленная у нас в стране в советский период: «предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль над их обучением» [2].

Принципиальное отличие дуальной системы заключается в инновационной органи-

зации профессионального образования, предполагающей тесное взаимодействие различных учебно-производственных сред: предприятия и профессиональной школы. Изучение исследований организации профессионального обучения на основе методологии дуальности позволило выявить, что основополагающими идеями концепции дуальной системы являются: непрерывность профессионального образования; реализация гуманистически-технического подхода; опора на интегративность собственно инженерно-педагогического образования. Дуальная система подготовки специалистов технического профиля ориентирована не только на формирование интеллектуально-творческого потенциала личности, но и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Проектирование дуальной системы обучения в профессиональной образовательной организации учитывает единство методологических оснований: аксиологического (как равноценности гуманистических и технико-технологических смыслов], компе-тентностного (как обеспечения развития необходимых компетенций - личностных, социальных, профессиональных, общеобразовательных] и технологического (как организации процесса развития профессиональной деятельности и социально-

профессиональных отношений].

При всем разнообразии тематики научных разработок в данной области отсутствуют исследования, посвященные возможностям дуального обучения в системе повышения квалификации педагогов, а именно педагогов дополнительного образования технической направленности. Однако содержание исследований дуальности в сфере профессионального образования наводит на предположение о возможности экстраполяции основных идей в сферу дополнительного профессионального образования педагогов - их переподготовку и повышение квалификации. При этом под дуальным обучением в условиях повышения квалификации мы понимаем инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки педагогов, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной (теоретической] и профессиональной (практической] сфер.

Дуальное основание в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования сферы технического творчества

может быть результативным при наличии

следующих условий:

- концепция ее организации будет основана на идеях, отражающих актуальные потребности и тенденции развития технического и педагогического образования, что позволяет реализовывать своевременное реагирование на изменение социальных потребностей;

- содержательные условия реализации дуального обучения будут обеспечивать взаимосвязь и взаимообусловленность системы повышения квалификации и характеристик процесса обучения на единых методологических основаниях;

- модель сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов будет охватывать различные исходные уровни подготовки специалистов сферы технического творчества;

- тип организации будет определен как социальное партнерство (проектирование образовательных программ с учетом сетевой формы реализации], основанное на согласованном взаимодействии сис-

темной целостности профессионально-учебных сфер подготовки специалистов дополнительного образования детей, с возможностью опоры на механизмы их самоорганизации и саморазвития.

Переход на дуальную систему образования в России был поддержан В. В. Путиным: «Если дуальное образование предусматривает сочетание обучения и практической работы, то, конечно, это то, чем нужно заниматься, ...разумеется, на современной, новой основе, современными методами, на современном оборудовании» [6].

Повышение квалификации педагогов дополнительного образования технической направленности, основанное на принципе дуальности, позволит оптимально соединить ценностно-целевые установки, различные образовательные подходы, педагогические технологии и дидактические средства, не нарушая методологической целостности обучения; поможет преодолеть содержательную и методическую рассогласованность в вопросах подготовки профессиональных кадров системы дополнительного образования детей.

Литература

1. Горский В. А. Живое образование (без стандартов и ЕГЭ). - М., 2005. - 341 с.

2. Закон РСФСР «О народном образовании» от 02.08.1974 (ст. 64) // Интернет-версия КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2054&rn d=235642.1051432730#0 (дата обращения: 04.01.2017).

3. Есенина Е. Ю. Особенности дуальной системы обучения в Германии // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dualnoy-sistemy-obucheniya-v-germanii (дата обращения: 04.01.2017).

4. Никулин С. К. Системный подход в развитии научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России. - М.: Глобус, 2005. - 432 с.

5. Развитие научно-технического творчества детей в системе дополнительного образования: проблемы и пути решения, 20.12.2015 // Информационно-методический портал Добразование [Электронный ресурс]. -URL:http://dopedu.ru/news/695-razvitie-nauchno-tekhnicheskogo-tvorchestva-detej-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-problemy-i-puti-resheniya.html (дата обращения 12.12.2016).

6. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, 23 декабря 2013 года // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19882 (дата обращения 9.12.2016).

7. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей» Агентство Стратегических Инициатив [Электронный ресурс]. -URL: https://asi.ru/social/education/ (дата обращения 01.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.