направленные на определение уровня развития самосознания и ценностных ориентаций студента. Оценка производилась на основании: а) качества выполненной работы; б) способа выполнения работы; в) прогнозирования будущей деятельности.
В ходе эксперимента была проанализирована степень развития уровней информационной культуры экономистов (специальностей «Страхование, финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). Наиболее высокими показателями каждого уровня информационной культуры отличаются студенты специальности «Страхование, финансы и кредит», затем идут студенты специальности «Бухгалтерский учет, ана-
лиз и аудит», и самые низкие показатели зафиксированыу студентов специальности «Менеджмент организации». Это объясняется тем, что во ВГИПУ, где проходил эксперимент, студенты специальности «Страхование, финансы и кредит» имеют более высокую успеваемость по сравнению со студентами остальных экономических специальностей вследствие того, что на вступительных экзаменах проходной балл на эту специальность выше, чем на другие.
В ходе эксперимента также отслеживалась динамика изменения уровня информационной культуры студентов по каждой специальности. Результаты обобщены в виде таблиц и диаграмм.
Рис.1. Динамика сформированности информационной Диаграммы наглядно демонстрируют, что у студентов каждой специальности наиболее сформированными являются низкий и средний уровни информационной культуры и менее всего - высокий уровень. Это объясняется тем, что знания, умения и навыки первых двух уровней носят обобщенный характер и могут использоваться в повседневной, неспецифической деятельности. Именно их применяет студент экономических специальностей и в своей учебной деятельности, и после окончания вуза. Знания, умения и навыки высокого уровня привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе - к дисциплинам, формирующим его основы. «На становление профессионального (высокого) уровня информационной культуры влияет ряд факторов, не зависящих от преподавания информатики. Это отношение студента к его будущей профессии, успешность изучения специальных дисциплин, потребность в максимальном использовании изучаемых программ в своей учебной деятельности и во время производственной практики» [2]. Знания, умения и навыки высокого уровня отличаются большей сложностью, носят межпредметный характер и обусловлены свойствами мышления студента, такими как способность к
культуры студентов экономических специальностей анализу и синтезу, к абстрагированию и т.д.
Формирование информационной культуры человека происходит в течение всей жизни. Это сложный, многоплановый, поэтапный процесс информационной подготовки, имеющий различные уровни развития: от первоначального знания к всестороннему овладению и творческому осмыслению способов их реализации в профессиональной деятельности.
Целью информационной подготовки в вузах является формирование у специалиста тех основ информационной культуры, которые в будущем послужат фундаментом всей его профессиональной культуры в целом.
Литература
1. Густов П.В. Информационная культура как компонент профессиональной культуры специалистов научно-технической сферы / История. Философия. Культурология. Педагогика: Сб. трудов аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2006.
2. Кленина В.И. Формирование основ информационной культуры экономистов в условиях вуза / Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Москва: РГСУ, 2008.
УДК 372.853 ББК 74.200
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
А.Х. Суербаев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей физики и МПФ Оренбургского государственного педагогического университета, (3532)99-21-22
Процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования сопровождается изменениями в функциях учреждений дополнительного образования. Одно из главных направлений развития дополнительного образования связано с углублением профилированности.
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная функция, независимая работа.
SOME PECULIARITIES OF ADDITIONAL EDUCATION FORMATION IN RUSSIA
Suerbaev A.Kh.
The process of non-school institutions transformation into additional education system is accompanied by changes in formation functions of such education. One of the most important directions in additional education development is connected with profile enlargement.
Keywords: additional education, educational function, indei
Особенности современного состояния дополнительного образования заключаются, во-первых, в его историческом наследии внеклассных и внешкольных систем, во-вторых, в его неограниченных возможностях и отсутствии границ образовательного поля. С одной стороны, дополнительному образованию приходится еще определяться со своим новым «образовательным» статусом, преодолевая педагогическую и обывательскую мен-тальность «досуговости» внешкольных учреждений и внеклассной работы. С другой стороны, дополнительному образованию необходимо взять на себя новый груз «дополнительности», объем которого безграничен.
Закон РФ «Об образовании» 1992 г. обозначил один тип образовательного учреждения дополнительного образования. В 1996 году в новой редакции закона уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей. Сложилась система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка.
Анализируя процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования:
- отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданных мировоззренческой и политической позиций;
- значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности;
- ведущей стала образовательная функция;
- функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления;
- функции предупреждения детской безнадзорности. В современных условиях ее реализация не соответствует социальным потребностям, так как учреждения дополнительного образования не располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для работы с такими детьми.
При реорганизации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей наряду с традиционными функциями (досуга, учебно-воспитательной, методической др.) они приобретают новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельностный характер образовательного процесса; оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью; профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования.
Для осмысления реализации учреждениями дополнительного образования детей функций в современных условиях важно обоснование социально-педагогических функций: образовательной, воспитательной, профориентацион-ной, рекреационно-оздоровительной, социальной защиты, социокультурной; конкретизация их целей, направленности, содержания деятельности, технологий, методов и условий их реализации.
Произошли изменения в методических функциях учреждений дополнительного образования. С исчезновением комсомольской и пионерской организаций, естественно,
прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание в учреждении дополнительного образования, как отмечают исследователи, уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров.
В современном образовательном пространстве России созданы и реализуются: концепция дополнительного образования как средства повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе (А.В. Скачков, Ростов-на-Дону); концепция развития дополнительного образования региона (Н.Н. Чернова, Кемерово); концепция управления УДО, развития творческого потенциала педагогов УДО (А.И. Щетинская, Оренбург); концепция реализации дополнительного образования как средства развития личности ребенка (В. А. Горский, А.Я. Журкина, Москва) и др.
В концепции «Система дополнительного образования детей» обосновано положение о том, что дополнительное образование как составная часть непрерывного призвано выполнять и реализовать множество функций: обучение досугу; подготовка к самостоятельному решению семей-но-бытовых проблем; формирование готовности личности к непрерывному образованию; допрофессиональная и профессиональная подготовка; развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка.
Авторы концепции - В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов - утверждают, что одна из важнейших функций дополнительного образования в современных условиях - социальное и личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Большую ценность представляет методологическое обоснование концепции, в которой основой построения дополнительного образования детей в современных условиях выдвигается идея его рассмотрения как образовательного пространства (формы его бытия) и времени последовательной смены состояний развития личности, ее самоопределения и самореализации, поскольку изменение социальной роли знаний требует перехода к личностно ориентированному образованию, обеспечивающему соответствие дифференцированных образовательных потребностей личности дифференцированным образовательным услугам на основе расширения пространства образования.
Таким образом, анализируя процесс становления дополнительного образования в России, мы обратили внимание на следующие его особенности:
- становление дополнительного образования в России явилось результатом естественной потребности в образовании народных масс и активной позиции передовой российской интеллигенции. Учреждения, создаваемые в России для детей, на протяжении своего существования претерпевали существенные изменения по целям, задачам, принципам, функциям, формам работы, направлениям деятельности;
- современное дополнительное образование детей в качестве системы характеризуется созданием педагогических условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительная работа и
массовый спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение, военно-патриотическое, социально-педагогическое, естественно-научное, эколого-биологическое, культурологическое;
- система дополнительного образования сегодня характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы.
Факторами развития дополнительного образования на современном этапе являются: совершенствование содержания дополнительного образования; инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию; программно-методическое обеспечение; интеграция базового и дополнительного образования; информационное обеспечение; научно-педагогическое творчество; повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования; совершенствование управления дополнительным образованием.
Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят следующие компоненты: ребенок как субъект образования, педагог дополнительного образования, дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодежные объединения, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ, семья, органы управления дополнительным образованием.
Следует отметить, что все виды дополнительного образования в Советском Союзе финансировались государством, сейчас же все виды дополнительного образования являются платными.
Время, политическая конъюнктура оказывали различные влияния на внешкольные учреждения, отличая их на различных этапах, но в центре внимания внешкольных учреждений, а затем учреждений дополнительного образования был ребенок. Отношение к ребенку определялось отношением и пониманием государством своей позиции в воспитании подрастающего поколения. Определяющей и ведущей функцией в процессе становления дополнительного образования все более и более становилась функция воспитания.
Как показало исследование данного вопроса, в России отмечается тенденция постепенного перехода от компенсации внешкольными учреждениями отсутствия общего образования у детей к превращению внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, а самого дополнительного образования - в важный компонент общего образования. Дополнительное образование выполняет особую роль в создании педагогической практикой новой образовательной парадигмы развивающего образования и не должно рассматриваться как придаток к базовому, поскольку оно является самостоятельным и самоценным видом образования.
Наше исследование позволяет утверждать, что дополнительное образование детей способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране, активно воздействовать на окружающий ребенка социум, что находит отражение в содержании дополнительного образования. Сравнение содержания базового и дополнительного образования позволило нам сделать вывод, что дополнительное образование - это
часть общего и поэтому то, что не включено в стандарт базового образования, является дополнительным. Если содержание основного образования - предметное знание, то содержание дополнительного образования и его цель - построение пространства саморазвития без заданных границ. Поэтому при формировании учебного плана учреждений дополнительного образования необходимо учитывать главную особенность дополнительного образования - способность к адаптации к личностным запросам ребенка, реагированию на изменения в социуме, разнообразие образовательных потребностей и их изменения.
Учреждения дополнительного образования создавались путем реформирования внешкольных учреждений. Современное их состояние во многом определяется как историческими традициями внешкольной работы с учащимися, так и адаптацией к социально-экономическим факторам.
В типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено постановлением Правительства РФ 7 марта 1995 г., № 233, изменения и дополнения внесены в феврале 1997 года) определены основные задачи деятельности учреждения дополнительного образования детей: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга».
Расширение содержания образования в учреждениях дополнительного образования имеет характер общей тенденции и зависит от социального заказа. Это показывает способность дополнительного образования гибко реагировать на изменения образовательных потребностей населения.
Одно из важных направлений развития учреждений дополнительного образования связано с углублением про-фильности, реализация которой требует развития связей внешкольного учреждения с высшими и средними специальными учебными заведениями и другими организациями данного профиля, использования их материальной базы и кадров для работы с детьми, привлечения специалистов к разработке и экспертизе дополнительных образовательных программ, аттестации выпускников.
В последних социологических и педагогических исследованиях современного состояния и тенденций развития образования на селе отмечается, что школа восполняет недостающие компоненты среды, превращается в социокультурный центр села. Однако большинство сельских школ Российской Федерации (60-70%) являются малокомплектными, в них обучается менее 100 детей. В таких школах практически невозможно развивать сеть разнообразных предметных кружков и оказывать на должном уровне поддержку одаренным детям, способствовать их самообразованию и саморазвитию.
Процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождается сменой образовательной парадигмы с традиционной субъектно-объектной на личностно ориентированную, что предполагает постоянное возрастание самостоятельности специалистов, а при обучении - значимости самостоятельной работы.
В условиях личностно ориентированного обучения учитель должен выступать в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности, оказывать компетентную консультацию и помощь. Это значительно
сложнее, чем при традиционном обучении и требует от преподавателя более высокой степени мастерства.
Экспериментальная работа, являясь одним из видов самостоятельной работы, позволяет учащимся исследовать предметы и явления в искусственно созданных условиях, проводить раздельно анализ и синтез, глубже проникать в сущность предметов и явлений, объективно вскрывать их взаимосвязи и материальные причины, делать определенные выводы после изучения явлений.
Необходимо отметить и тот факт, что в большинстве случаев при выполнении учениками экспериментальных работ в классе на первый план выступает только содержательная сторона работы. Это происходит потому, что у школьников не возникает необходимости задумываться над тем, как лучше построить работу, какие использовать приборы, материалы и вещества, в какой последовательности выполнить работу, где взять табличные данные, как оформить работу и т.п.
Такое положение вещей не только не способствует формированию у школьников умения самостоятельно организовать деятельность, но и может создать благоприятную почву для выработки умений работать на готовом материале. Например, в условиях проведения фронтальной лабораторной работы в классе творчество учащихся может быть ограничено инструкцией и временными рамками. С другой стороны, происходит сокращение часов, выделяемых на предметы естественно-научного цикла, и это при возрастании требований к уровню знаний, умений и навыков выпускников школ. Поэтому необходимо обратить внимание на экспериментальные работы, которые можно было бы проводить вне школьных рамок, например, в учреждениях дополнительного образования (УДО) и в домашних условиях. Такие экспериментальные работы можно отнести к разряду внеклассных, но в отличие от домашних экспериментальных работ они будут иметь специфику, определяемую возможностями учреждений дополнительного образования. Классификация таких внеклассных экспериментальных работ может быть проведена по следующим основаниям:
• по дидактическим целям и задачам внеклассные экспериментальные работы можно разделить на следующие группы: изучение нового учебного материала (приобретение новых знаний); повторение, обобщение, систематизация ранее изученного учебного материала; формирование экспериментальных умений учащихся и их применение; комбинированные работы, имеющие несколько дидактических целей;
• по характеру познавательной деятельности учащихся, степени их самостоятельности: репродуктивные, частично-поисковые, продуктивные и продуктивно-творческие. Названия этих групп работ даны в соответствии с названиями уровней познавательного интереса, формируемого в процессе внеклассной экспериментальной
работы, позволяющей рассматривать внеклассные экспериментальные работы с точки зрения методов обучения, определять их место в системе знаний, рационально подбирать необходимое учебное оборудование;
• по содержанию учебного материала: качественные, связанные только с наблюдением явлений и процессов, и количественные, в которых выполняются наблюдения и измерения. Между различными видами таких работ нет резкой границы. Например, в работах по изучению физических законов учащиеся выполняют наблюдения физических явлений, измеряют физические величины, знакомятся с устройством измерительных приборов, методами измерения физических величин, выясняют зависимость между физическими величинами;
• по способу руководства (инструктажа): работы, выполняемые при устном объяснении преподавателя и по письменным инструкциям. Устное руководство обычно осуществляют на начальном этапе применения данных работ, когда у учащихся еще нет необходимых экспериментальных знаний и умений. По мере их развития устный инструктаж заменяется письменными инструкциями, которые помогают учащимся работать самостоятельно в индивидуальном темпе. При дальнейшем развитии экспериментальных умений и навыков учащихся детализация инструкций может уменьшаться и им предоставляется большая самостоятельность при выполнении работ;
• по форме организации: индивидуальные и групповые. В основе своей внеклассные экспериментальные работы представляют индивидуальную форму работы. Учащийся при этом по-своему подходит к выполнению задания, что способствует проявлению его способностей, самостоятельности. Некоторые работы учащиеся могут выполнять в домашней обстановке, объединившись в малые группы по 2-4 человека (это может быть связано либо с целью проведения домашней экспериментальной работы, либо с наличием или отсутствием подручных средств или материалов для ее выполнения);
• по продолжительности выполнения: кратковременные и долговременные. Кратковременные работы могут быть по длительности от нескольких минут до нескольких часов, долговременные могут проводиться в течение нескольких суток или месяцев. Некоторые кратковременные работы можно представить как элементы долговременных работ, которые объединены общей дидактической целью.
Внеклассные экспериментальные работы должны иметь взаимосвязь с изучаемым на уроках учебным материалом, а количество работ должно определяться степенью значимости того или иного понятия, закономерности или практического умения. Заметим, что простое механическое увеличение числа экспериментальных работ должного результата не дает.
УДК 37.016:51+338.2 ББК 74.262.9
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ФИНАНСОВЫМ ВЫЧИСЛЕНИЯМ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Н.В. Вахрушева, ст. преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Российского государственного торгово-экономического университета (Краснодарский филиал), [email protected]
В целях совершенствования учебного процесса в условиях профильного обучения автором представлены основные этапы проектирования полифункционального учебно-методического комплекса по финансовым вычислениям, способ-