Научная статья на тему 'О востребованности профессиональной этики и профессионально-этической экспертизы в контексте морали рыночных отношений'

О востребованности профессиональной этики и профессионально-этической экспертизы в контексте морали рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О востребованности профессиональной этики и профессионально-этической экспертизы в контексте морали рыночных отношений»

ЕС. Протанская О востребованности профессиональной этики и профессионально-этической экспертизы в контексте морали рыночных отношений

С легкой руки В.И. Бакштановского пространство морального выбора обрело практические ориентиры, стало предметом дискуссий еще в тех условиях, когда тематика дискуссий и они сами «спускались сверху», вместе с «правильными» ответами на все вопросы. Например, в СССР мало кто слышал о западном кейс-методе, а в Тюмень, на кафедру этики Индустриального института, уже съезжались этики со всей страны, решали ситуации морального выбора для деловых людей при отсутствии и выбора, и деловых людей в традиционном для остального мира понимании. Возможно, поэтому сегодня у многих из эти ков возникает сожаление об этих временах, когда много чего «рыночного» не было, а в науке превалировал не только рыночный аспект...

Многие вопросы морального выбора, которые сегодня будоражат общество, вызывают не только научные споры, но и уличные демонстрации, как проблемы поставлены были в те времена. И важно, что к тем, кто инициировал их осмысление, в обществе прислушивались.

В этой связи особенно тревожно, что на новом этапе формирования самосознания российского общества, когда востребованность этического знания особенно остра, она не подкреплена ни обучением основам этического знания в школе и в вузе, ни систематической этической рефлексией.

Стихия рынка вызвала к жизни не только переоценку привычных ценностей - бывшие «спекулянты» называются предпринимателями, образование стали получать за деньги, возникли дискуссии об официальной оплате за отказ от службы в вооруженных силах и т.д. Само понятие

«профессионал» утратило однозначность. Так, в обыденном сознании «профессионал» - это мастер, чья работа отличается высоким качеством, имеет положительную моральную оценку и, как правило, предполагает общественную ценность. С другой стороны, «мода» в журналистском сообществе оценивать «профессионализм» убийц, называемых киллерами, по характеру выстрелов. Невольно вспоминается Высоцкий: «Я не люблю, когда стреляют в спину, я также против выстрелов в упор». Ведь для таких попаданий не надо быть классным стрелком.

Профессионала от дилетанта отличает не только высокое качество работы (подчас и любитель может сделать хорошую вещь, квалифицированно оказать помощь и пр.), но и степень ответственности, принятие требований долга.

При этом знание основ общей и профессиональной этики необходимо для понимания своей ответственности и работодателю, часто рассматривающему сотрудников как своего рода рабов, и сотрудникам, подневольно готовым на любые пакости ради обещанной зарплаты и премии.

Конкуренция специалистов в условиях рынка, противоречия ценностных ориентаций в системе профессионального образования, узкая специализация и замкнутость профессиональных цехов делают проблему выполнения специалистом своего долга особенно актуальной Наряду с этим, не менее важная причина актуальности профессиональной этики - индивидуализация (как неизбежный спутник демократизации общественной жизни), означающая расширение прав и свобод личности, ослабление контролирующих функций государства.

В условиях рационализации социальных отношений, социального расслоения и духовной разобщенности общества подчас трудно преодолеваются соблазны личного и группового эгоизма, идет игра на дефиците высоко-

классных специалистов и технологий, правовой и социальной незащищенности населения. Наряду с возрастанием потребности в квалифицированных специалистах, возрастает опасность корпоративной разобщенности общества. Несмотря на наличие законов, устанавливающих ответственность профессионалов за негативные последствия их деятельности, халатность, упущения, неумелые действия, коррупция свидетельствуют о незрелости рыночных отношений в современной ситуации России.

Актуальной остается формирование моральной позиции специалиста, понимания им миссии своей профессии. Профессиональная рефлексия этиков на эту тему остается сегодня невостребованной: как замечает В.И. Бакшта-новский, многие авторы работ по бизнес-этике считают природу морали очевидной, рассуждая в духе «кто же этого не знает»1.

В историческом прошлом становлению профессиональной морали способствовала сакрализация деятельности специалистов, понимание работы как своего предназначения, боязнь Страшного суда, регулярность церковной исповеди, контроль мастерами ремесленных цехов качества производимой продукции и поведения учеников, вмешательство мировых судей в регулирование внутрицеховых отношений в виде ограничений роста заработной платы и т.п. Этические основы профессиональной деятельности кристаллизовались в опыте конкретных школ, цехов, сообществ, озабоченных чистотой своих рядов, сохранением технологий, рецептов, секретов профессионального мастерства, сохранением материального благополучия.

Изначальный принцип всякой профессиональной этики, ее гуманистическое основание - «Не навреди!» - по-

1 Бакштановский В.И. Прикладная этика: инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. 4.1. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2011.

лучил распространение еще из врачебной клятвы Гиппократа. Многие термины, слова, без которых немыслима миссия специалиста, понимание высокого смысла работы, например, «служение», «храм» («храм науки»), «алтарь» («алтарь Отечества»), «послушание» имеют религиозное происхождение. Мастера Средневековья возвысили понимание ремесла, бескорыстия и усердия в верности технологиям. Уставы рыцарских цехов этого времени, подкрепленные соответствующими псалмами, создавали понимание высокого смысла присяги, честного боя, самоотверженности, верности данному слову.

Сегодня возвращение к этим формам исторически не оправдано. «Отмаливание грехов» в церквах бритоголовыми мужчинами, большие свечи, освящение мерседесов, купленных на средства, добытые сомнительными путями... Все эти «индульгенции» оцениваются в обществе с опасением.

В то же время и ситуация изменилась: профессиональная деятельность специалиста не замкнута пределами цеха, фирмы, она контролируется общепрофессиональными нормами природопользования и охраны здоровья, законами о правах потребителей и нормами межличностного общения.

Правда, актуальной остается граница норм патриархальной и профессиональной морали. Патриархальные отношения с неизжитыми «вертикалями» - возрастными, властными, «связями», разного рода «родством», «соучени-чеством», «землячеством», близостью этнической, религиозной, принимаемой во внимание прежде профессиональной компетентности при приеме на работу, в принятии профессиональных решений - создают «двойные стандарты» морали на всех уровнях. Прав был Грибоедов, герой которого, воскликнувший: «При мне служащие чужие очень редки. Все больше тещины, свояченицы детки...», мог бы и сегодня прекрасно вписаться в рыночную ситуацию с её далеко шагнувшим техническим прогрессом.

Нельзя не отметить, что сегодня любое профессиональное сообщество - хотя бы внешне - заботится об этической стороне своей профессии. Нередки судебные иски в защиту чести не только конкретных людей, но и отдельных фирм. Достоинство марки, признание качества товаров и услуг расцениваются как условие успеха, доверия потребителей, прибыли. Однако в целом нормы профессиональной этики остаются в границах переходного - от Средневековья к Новому времени - периода, когда нападения на купеческие обозы, обязательные сборы дани уже изживались, а вассальные отношения еще оставались в силе. Общество осознает и хорошо ощущает давление сетевого бизнеса, монополистов всех уровней, неразвитость и подчас бесперспективность среднего и малого предпринимательства. Проблемой, на мой взгляд, является недооценка этического основания профессионализма как условия построения общества профессионалов - «меритократии».

На пути нашей страны к гражданскому обществу, «со времен Перестройки встала проблема выбора в масштабе всего общества»2, а нормативный характер контроля деятельности специалистов подготовил соответствующие формы законодательства. Но, как правило, без участия специалистов по этике: в России этическая экспертиза, участие специалистов по этике не является сложившейся традицией. Их не принято приглашать даже в комиссии по этике (!). К примеру, в США этики участвуют в работе Комиссии по вопросам здравоохранения при Президенте Соединенных Штатов, в работе Этических комитетов при больницах и госпиталях, Американской ассоциации менеджмента, различных лабораторий и корпораций, Мас-сачусетском центре психиатрии, в экологических организациях, комиссиях по парламентской этике и других кор-

2 Бакштановский В.И. Прикладная этика: инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. С. 216.

поративных комиссиях и комитетах3. В странах, где строительство гражданского общества не прерывалось революциями, понимают, что профессионалы должны обладать этическими знаниями, которые сегодня так же необходимы, как и правовые, и экономические. Этическая экспертиза - на мой взгляд - прежде всего экспертиза профессиональная, потом уже человеческая, хотя, конечно, желательно, чтобы эти люди были «с безупречной репутацией»4. Однако кто будет подтверждать её безупречность?

Проблема этической экспертизы, комиссий по этике остается актуальной. Интересный обзор этой проблемы в этическом профессиональном журнале, основанном и редактируемом В.И. Бакштановским, показывает перспективность поисков в этом направлении5.

Вопрос организации и функционирования Этических комиссий, комитетов очень важен, поскольку - несмотря на важность и актуальность профессиональной самоидентификации и специалистов всех уровней, и этиков - для общества важна и этическая экспертиза производимых товаров и услуг, соответствие их стандартам не только качества, но и морали. Все производимые товары и услуги адресованы потребителям, и они заинтересованы в их моральной экспертизе.

Так, формулировка кодекса Хейса для производителей американского кино 1930-х гг. предлагала подумать о том, чтобы стандарты морали производителей кино были бы не ниже стандартов зрителей: «1. Ни один кинофильм не дол-

3 Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С.31.

4 ЗимбулиА.Е. Лекции по этике. СПб., 2011. С.194.

5 См., напр.: Кулиниченко В.Л., Пустовит C.B., Чешко В.Ф. Тео-ретико-методологические и организационные аспекты функционирования этических комитетов // Прикладная этика для ма-гистр(ан)тов и профессоров. Ведомости. Вып. 38/Под ред. В.И. Бак-штановского, В.В. Новосёлова. Тюмень: ТюмГНГУ. 2011. С.59-68.

жен снижать моральные устои аудитории. Таким образом, симпатии аудитории никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха. 2. Представлению подлежит только правильный образ жизни, с учётом требований законов драматического и развлекательного искусства. 3. Недопустимо ставить под сомнение естественные и человеческие законы, а также вызывать сочувствие к фактам нарушения таких законов»6.

Становление норм профессиональной этики, как представляется, идет от общего к частному. Осмысление сложившихся стандартов профессионального поведения в учебном пособии7 привело к неожиданным вначале выводам: из медицины в другие профессии пришли и утвердились в них принципы профессиональной тайны и конфиденциальности, информированного согласия, коллегиальности, хотя и другие профессии сыграли свою роль в становлении культуры профессиональной деятельности. Российский потребитель получил эти зарубежные стандарты вместе с привозимыми товарами, хотя поначалу и рассматривался иностранными производителями как "наивняк", для которого "и так сойдёт"».

В процессе становления структуры научного знания об этике профессий важен акцент на превалирующих, доминантных категориях, среди которых практически все исследователи выделяют долг. Одно из распространенных определений: «Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу,... к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом»8, как видим, соединяет отношение к долгу, коллегам и к потребителям,

6 См.: seance.ru/n/37-38/flashback-depress/hays_code/

7 См.: Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения: Учеб. пособие. СПб.: Алетейя, 2003.

8 Основы этических знаний. СПб., 1998. С. 217.

что в целом способствует преодолению размытости проблемы, определяя моральные ориентиры рыночных отношений.

Профессиональные сообщества, консолидируясь, создают собственные кодексы, хартии, декларации. Эти правила возникают в том числе и из-за трудности обозначения в законе или служебной инструкции всех сложных случаев, встречающихся в деятельности специалистов. Их устанавливает само профессиональное сообщество, которому необходимо доверие населения к моральному облику своего цеха.

В условиях информационного общества нарушения правил безопасности, отступление от стандартов качества становятся достоянием СМИ, общественности, они способны влиять не только на уровень продаж конкретной фирмы, но и привести к ее разорению, даже к недоверию целой отрасли в мнении потребителей. Этика специалиста обусловливает стратегии корпоративного мышления, становится предметом обсуждения и своеобразным рекламным продуктом. В перспективе через профессии ими может быть охвачено все общество. Через профессиональное сознание, под «давлением» общественного мнения, непосредственного окружения коллег, в результате конкуренции профессиональная этика является одним из рычагов гуманизации социальных отношений. Как отмечается в исследованиях по этике бизнеса, «История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или, в крайнем случае, терпимым, позднее было осуждено как аморальное, например, выброс вредных отходов в воздух и воду, изменение местоположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные изменения в политике в угоду влиятельным магнатам»9.

9 Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М.: Дело, 2000. С. 15.

В условиях демократизации социальных отношений профессиональная этика становится конкретизацией норм морали гражданского общества, стимулируя уважение к ценностям правовых отношений. Они базируются, в том числе, и на признании общедоступности благ, товаров и услуг для всех членов общества; точности, аккуратности как гарантии профессионализма; уважении тайны частной жизни, уважении прав собственников.

Всякая профессиональная деятельность по мере развития общества обнаруживает прикладные проблемы этики. Непредвиденные политические ситуации, новые виды оружия и преступлений, провоцирующее агрессию влияние искусства, неизвестные прежде заболевания, сопряжение и противоречие интересов производителей и потребителей и т.д. требуют оценки и разрешения с точки зрения этики. Здесь специалисты в области этической теории объединяются с профессионалами, приходят к совместным решениям, отвечающим практическим потребностям общества.

Благодаря постановке в прикладной этике «открытых моральных проблем», в этике возникли прецеденты нового, более глубокого и сложного понимания автономии личности, права на информацию, осведомленности и других прав человека. В этой связи некоторые проблемы прикладной этики приобретают общеэтический характер.

Профессиональная этика как система норм профессионального поведения, безусловно, имеет прикладной характер, но все же всегда употребляется в конкретном контексте: этика врача, психолога, педагога, юриста. Например, интерес представляет совмещение прикладной этики и прикладной психологии. Прикладная психология - инженерная психология, космическая, спортивная, политическая, милицейская, психология катастроф и др. - изучает специфику психических состояний человека в конкретных видах деятельности и в типических ситуациях, имеющих значение для общества (например, реакция толпы или по-

ведение утопающих). Поглощенность человека конкретной ситуацией, решением неотложной задачи делает особенно важной его ответственность, гуманность, способность воздержаться от непоправимых шагов под влиянием минуты. Гиперответственность операторов, специалистов в этих видах деятельности приводит к составлению подробных служебных инструкций, заучиваемых наизусть и избавляющих профессионалов от трудностей морального выбора10.

Вне контекста конкретных профессий речь может идти об общих основах профессионального поведения, нормах и принципах, уже сложившихся в конкретных корпорациях, цехах, традициях и перспективах их развития.

Уровень развития профессиональной этики отражает в целом уровень гуманности и цивилизованности общества, его гражданственности. Ведь понятие «профессионал» большинством россиян воспринимается уважительно, оно сближается по смыслу с понятием «гражданин», т.е. человек, понимающий значение гражданских прав и свобод, необходимость обеспечения их в своей повседневной деятельности, признающий ценность жизни, здоровья и душевного равновесия каждого.

Несмотря на трудности развития этического знания в современных условиях, в обществе зреет понимание его значимости для профессионалов.

10 См.: Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога. С.20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.