Научная статья на тему 'Профессиональная этика специалиста  и перспективы ее развития'

Профессиональная этика специалиста и перспективы ее развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1654
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Протанская Е. С., Косых М.П.

Emergence, principles and development of professional ethics are briefly reviewed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика специалиста и перспективы ее развития»

2005

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. Вып. 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Е.С. Протанская, М.П. Косых (философский ф-т)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СПЕЦИАЛИСТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Профессиональная этика сегодня становится если не неотъемлемой чертой деятельности специалиста, то, по крайней мере, позицией общественного требования. Преодолевается изоляция России от мирового сообщества, где в условиях рыночной экономики общественный контроль стимулировал развитие деловой этики, гуманизировал конкуренцию, уравновешивал монопольный захват позиций цеховой моралью. Сегодня во многом пересматриваются представления о долге и профессиональной ответственности, сложившиеся в СССР. Однако для многих все еще откровением являются сообщения СМИ о том, что, например, во Франции существует Национальная комиссия по этике. Внимание к проблемам профессиональной этики, развитие биоэтики и других форм прикладной этики становятся поистине знамением времени. На государственном уровне и в обществе все больше говорят об этике и нормах профессионального поведения. Вышел Закон о государственных служащих, создана Комиссия по борьбе с коррупцией при Президенте страны, о профессиональной этике принято спрашивать высокопоставленных персон и писать в газетах. Написано немало книг и выходит ряд периодических изданий, посвященных проблемам профессиональной этики. Внимание общества привлекают моральные аспекты бизнеса и политики, коррупции и профессионализма высших должностных лиц, вопросы конфликта интересов, прав потребителей и морального вреда от недоброкачественных товаров и услуг. Активизация критического настроя потребителей, общественного мнения естественным образом вызывает желание профессионалов защитить свое достоинство и интересы, что рождает и в их среде потребность осведомленности в этих вопросах.

Понимание профессии как призвания, служения долгу и осуществления некоей высокой миссии приходит в культуру, как неоднократно отмечалось, в Новое время и связывается с утверждением протестантизма. Как писал один из авторов исследования «Мужчина и женщина», «слово "профессия" (Beruf) в немецком языке означает в то же время "призвание", т.е. не просто работу, а работу на службе обществу, к которой индивидуум "призван" частью потребностями общества, частью внутренними побуждениями... Достоин сожаления юрист, который должен просиживать в своем бюро без всякого внутреннего влечения... в то время как все его существо тянется к музыке! Достоин сожаления священник - а еще более достоин сожаления его приход - если он без серьезного внутреннего побуждения проповедует волю Божью... Выбор профессии для каждо-

© Е.С. Протанская, М.П. Косых, 2005

го человека ...чрезвычайно важен и может быть сравним лишь с выбором... спутницы жизни: как свою жену всякий должен выбирать согласно своей склонности, так должен выбирать он и профессию»1.

Становление профессионализма исторически связывается с пониманием миссии профессионала, призванного посвятить себя сначала учению, а затем служению людям. Так, вероятно, складывались общины Пифагора и Гиппократа в Древней Греции. В Древнем Китае - это общины будущих врачей, изучающих принципы и технику иглоукалывания. Характерно, что изначально профессиональная этика как система принципов складывается именно в среде врачей, понимающих ответственность специалиста перед беспомощным человеком. Эти общины формируют не только знания, умения и навыки, но и приучают к образу жизни в соответствии с ремеслом. Человек сживается со своим цехом, становится частью единой семьи. Так, в клятве Гиппократа упоминается долг врача не только перед учителем, но и перед его сыном, которому в случае смерти его отца ученик отца обязан бесплатно передать науку врачевания. Происхождение «Клятвы Гиппократа» исследователи связывают с деятельностью пифагорейской общины. Внимательное прочтение «Клятвы» наводит на мысль, что ее основные этические принципы близки пифагорейскому уставу. Пифагорейцы занимались медициной и явно придерживались представления о ненанесении вреда живым существам. Пифагор, по преданию, запрещал всякое убийство, требуя, не только не есть мясо, но и избегать общества поваров и охотников. Именно пифагорейцы в течение первых пяти лет пребывания в общине хранили обет молчания, заучивая акусмы (аксиомы), возможно, приучаясь к сохранению «профессиональной тайны». Они вели здоровый образ жизни, культивировали бескорыстие, верность Учителю, корпоративную сплоченность.

Античная традиция, заложенная пифагорейской и гиппократовой общинами, получает продолжение в христианском средневековье, кроме того, «Клятва» послужила образцом для многих подобных текстов в иных культурах. Варновый, а затем кастовый характер культуры Древней Индии в идеале вообще закрепляет единство занятий и образа жизни. Например, в «Артхашастре» отмечается, что законом для брахмана является «учение, обучение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение», для кшатрия - «учение, жертвоприношение, раздача даров», для вайшьи - «земледелие, скотоводство и торговля», для шудры - «послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство». При этом представителям высших каст надлежало пройти стадии ученика, домохозяина, отшельника, странствующего аскета, каждой из которых предписывался определенный образ жизни. Огадия домохозяина - «период центральный и основной во всей социальной структуре индийского общества»2.

Следствием этой слитности профессии и образа жизни становится определенная направленность мотивов, установок, поступков и поведения человека. Профессия накладывает отпечаток на характер. Впоследствии традицию закрепляет уклад средневекового ремесленного цеха. Например, в средневековой Европе складывается тенденция к унификации культуры, которая проявляется сегодня в виде глобализации. В ремесленных цехах той поры утверждается принцип каноничности, строгого следования образцу, обеспечивающий сохранение технологий. Четыре колеса, сделанные в разных концах Европы, должны были подойти к одной телеге, чтобы она могла доехать до цели. Так сохраняется преемственность изготовления изделий в условиях господства ручного труда, органичная для традиционного характера этой культуры. «Средневековый человек жил и творил во времени, омываемом со всех сторон вечностью. Знание его являлось его индивидуальным свойством, не принадлежа при этом ему лично... Каждая вещь неповторима, но

устремлена к одному и тому же образцу, так и один человек отличается от другого, но все вместе они стремятся уподобиться одному-Христу»3. В значительной степени христианство с утверждением такого нравственного идеала способствовало и становлению профессиональной этики как стремления к «истинному служению» - сначала религиозной, а затем и «мирской» аскезе.

В Новое время профессионализм получает развитие и начинает означать, прежде всего, осознание миссии своей профессии, понимание работы как долга, призвания, понимание ее как «служения» делу, людям, Родине. По-видимому, долгое время слово «профессия» употребляется лишь по отношению к жрецам и священникам. Только в протестантизме впервые возникает понимание, что и «верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией... [что и] к служению Богу»4. Социальное, имущественное разделение общества сохраняет связь занятий и образа жизни, по-прежнему влияя на поведение и характер. Однако человек Нового времени исполняет свой долг в условиях складывающихся представлений о равенстве граждан перед законом и относительной индивидуальной свободы от своего цеха. Являясь субъектом рыночных отношений, он вынужден считаться с требованиями моральных стандартов. Его автономия повышает степень индивидуальной ответственности.

Интересно, что на связь занятий и характера, поведения человека обращает внимание Кант. В этической доктрине И. Канта долг как воплощение категорического императива и личный выбор каждого человека трактуется в плане практических отношений. И хотя философ прямо не говорит о применении его в профессиональной деятельности, в работах Канта неоднократно упоминается разница в понимании личностных особенностей, являющихся следствием профессиональных занятий: «Говорят также, что поэты не имеют характера, например, что они скорее готовы оскорбить своих лучших друзей, чем отказаться от какой-нибудь остроумной выдумки; говорят, что нечего искать характер у придворных, которые должны подлаживаться ко всяким формам; что плохо обстоит дело с твердостью характера и у духовных лиц, которые должны в одинаковом настроении ухаживать и за господином на небе и за господином на земле; что, следовательно, иметь внутренний (моральный) характер - это есть и остается лишь благим желанием»5. Выражаясь языком современной науки, Кант в данном случае говорит о профессиональных деформациях, затрудняющих следование категорическому императиву. Согласно Канту, отсутствие «твердости характера», его целост-ности, противоречивость с самим собой и окружением (поэты, оскорбляющие друзей ради шутки, «красного словца»), вызваны, по-видимому, первостепенностью для названных субъектов отождествления себя с цехом, пребыванием в состоянии готовности отвечать ожиданиям окружения - замкнутой богемы поэтического круга, узкого круга придворных, укладу монастыря или церковной общины. Поскольку Кант не говорит о неких исключениях, а о поэтах, придворных, духовных лицах вообще, видимо, он полагает, что эти цехи и лишают человека «твердости характера». И отмечает также вину философов, которые «представляли добродетель только фрагментарно». Заметим также, что среда поэтическая, придворная, а также «духовных лиц» - отнюдь не рыночная, законодателями в ней выступают субъективные начала.

В настоящее время актуальность ответственности и надежности специалиста, стойкости к соблазну коррупции, понимания каждым работником миссии своей профессии, т.е. «твердости характера», осознается на всех уровнях. Создаются комиссии по этике, бюро журналистских расследований, собственной безопасности и другие внешние и внут-

рикорпоративные формы контроля, а также кодексы, хартии и прочие документы, обозначающие «правила поведения» для профессионалов.

Вообще говоря, профессиональная этика имеет несколько уровней общности. Это обстоятельство нужно учитывать при теоретическом осмыслении проблем, возникающих в данной области. Существуют метаэтический уровень - на котором формулируются общие принципы морали общества в конкретно-историческом выражении, общеморальный

- на котором эти принципы осмысляются для специалистов всех профессий, профессиональный (или корпоративный) - на котором они понимаются применительно к профессии и корпорации, фирменный или внутренний конкретного предприятия, издания или офиса.

Нами уже делалась попытка обозначить проблемное поле этики профессионала на основе обобщения имеющихся публикаций6. Оно складывается из признаваемых обществом и конкретными корпорациями принципов и норм профессионального поведения, отличающегося по степени ответственности от действий дилетантов. Общность этих норм видна при сопоставлении текстов специальных этических кодексов и следует из признаваемых всеми требований соблюдения прав и свобод граждан. В настоящей проблеме имеется и еще один аспект - культурологический. Культура как результат развития общества, освоения технологий оценивается сегодня в связи с достижением ценностей гражданского общества. Эти ценности - права и свободы граждан, реализуемые в традиционных формах или на основе провозглашаемых Западом принципов. Они базируются в том числе и на признании общедоступности профессиональной помощи, точности, в работе, тайны частной жизни и частной собственности.

Можно назвать несколько основных принципов, получивших распространение в деятельности профессиональных сообществ и отраженных в их этических кодексах. Поскольку эти сообщества объединяют специалистов не только внутри, но и вне государственных границ и условностей национальных культур, есть основания полагать, что подобные объединения являются отражением процессов глобализации. Вместе с тем нельзя не отметить, что их единство способствует развитию каждого из сообществ, развитию отрасли и мировой культуры в целом. Так, единые принципы в деятельности медиков способствуют поступательному развитию медицины и выживанию человечества, и с этим трудно спорить противникам глобализации. Подобные подходы формируются в международных объединениях - журналистов, РЯ-консультантов и т.п.

Многие из важнейших этических принципов работы специалистов известны в среде медиков со времен Гиппократа, но применяются не только в области медицины, но и в психологии, в социальной работе и пр. Среди них называют, прежде всего, принципы:

- доступности профессиональной помощи, отказ от любых форм дискриминации клиентов, уважение их религиозных и других убеждений, учет этих убеждений;

- аккуратности и точности в работе - касается ли это выводов и рекомендаций, постановки диагноза или выводов исследования;

- соблюдения конфиденциальности и уважения права на закрытость частной жизни, как клиентов, так и коллег;

- уважения прав собственности - идет ли речь о результатах разработок коллег или о сумме оплаты услуг;

- экологической безопасности, означающий долг специалиста всеми доступными ему средствами способствовать охране окружающей среды, участвовать в пропаганде здорового образа жизни и экологии человека, просвещении населения, обсуждении последствий применения химических веществ и технологий в быту для здоровья людей. Это

- культура предотвращения паники, травматизма, возможных скоплений масс людей при

планировании разного рода акций, психотравм для участников экспериментов, в организации которых участвуют специалисты. В широком смысле экологическая безопасность предполагает заботу о последствиях вмешательства специалиста в жизнь клиентов, их родственников, объектов их деятельности;

- коллегиальности и индивидуальной (личной) ответственности, означающий требование соблюдения долга перед обществом, - помощь и сотрудничество, с одной стороны, и ценность инициативы, личной заинтересованности в результате - с другой;

- приоритета служебных интересов перед личными, предполагающий преодоление соблазна коррупции в профессиональной деятельности;

- права на критику и бесконфликтности, предполагающий соответствующую современному уровню культуру коллегиальных обсуждений и внутрикорпоративных отношений;

- гедонистический принцип, означающий умение вселить оптимизм, надежду на позитивное изменение тяжелой ситуации;

- недопущения обмана и дезинформирования клиента (за исключением специальных исследований), запрет использования дезинформации в личных целях специалиста;

- информированного (осведомленного) согласия пациента, клиента, участника эксперимента на участие в процедурах с указанием всех возможных последствий и соблюдения прав участников. Профессионалы не должны использовать власть или превосходство над клиентами, непрофессионалами, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ, как для себя, так и для третьих лиц.

Вместе с тем нужно сделать следующий шаг - конкретизировать названные принципы и подходы применительно к наиболее популярным профессиям, в этических аспектах которых отражается сущность их миссии в обществе. Но очевидно, что данная конкретизация достаточно условна: сегодня насчитывается более 200 специализаций только врачей, не меньше педагогических или юридических. Так, если говорить о педагогической этике, то нормы и принципы работы воспитателя детского сада в этическом плане, безусловно, отличаются от соответствующих этических норм преподавателя вуза, хотя они оба - педагоги. То же можно сказать и о юристах, работающих в гражданских, уголовных, арбитражных судах, рассматривающих трудовые, семейные, экономические и многие другие споры. В каждом отдельном случае речь идет о специфике этики конкретного специалиста. Она не совпадает с общеморальными нормами и нормами права, но именно в сфере морали формируются нормы профессионального поведения, которые впоследствии могут и становятся основанием для инициативы законодателя.

Думается, что здесь завершаются возможности собственно этической, спекулятивной разработки вопроса. Дальнейшее невозможно без активного участия и осмысления проблематики специалистами конкретных отраслей. Однако специалисты, осознающие потребность в формировании норм собственной деятельности, представляют корпоративное мышление и корпоративную мораль при всех ее возможных плюсах и минусах. Часто специалист в своем деле, формулирующий этический кодекс, не будучи этиком-теорети-ком, не знакомый с законодательством, сам, по существу, является дилетантом в конкретном вопросе этического рефлексирования. Важным является осознание двоякой ответственности специалиста: перед обществом, потребителем и перед корпорацией. Опасно, когда они приходят в противоречие. В настоящее время исследования по профессиональной этике, например, врачей написаны, как правило, врачами, этика юристов исследуется юристами. В этом есть определенная логика. Вместе с тем объективность требует участия в осмыслении проблем и другой стороны - не врачей и не юристов, а тех, кому адресован

труд этих специалистов. Ведь именно они - пациенты, подзащитные ощущают на себе степень «этичности» действий профессионалов. Однако когда об этом заходит речь, то оказывается, что существуют некоторая ревность и озабоченность в среде специалистов по поводу работ по профессиональной этике, написанных не специалистами или бывшими специалистами. Иначе говоря, специалисты часто и сами не пишут о своей этике (им некогда, они специалисты и работают «по специальности») и деятельность других в этой области не одобряют. Те же, кто пишет, иногда попадают в сложное положение «идеальных законодателей»: предлагаемые ими «законы» не могут всех устраивать или оказываются далекими от конкретных проблем.

Между тем общество, потребители товаров, услуг, медицинской и других видов помощи, заинтересовано во всестороннем обсуждении проблем профессиональной этики. Должна быть выслушана каждая сторона: и профессионалы-практики, и теоретики, и пользователи - публика.

Что касается теоретиков, то они могут и должны быть не только профессионалами -действующими или занимающимися изысканиями в конкретных областях, но и философами - этики. Если мы рассматриваем эту область как этическую в философском плане, т.е. охватывающую наиболее общие вопросы рассматриваемой морали специалистов, то здесь необходимо привлечение философов, формирующих, по крайней мере, методологию рассмотрения вопроса. Кроме необходимого философского кругозора—наличия представлений об общих подходах и сложившихся теоретических конструкциях, о соответствии норм профессиональной морали правам человека и гражданина, законодательству и традиции общества и т.д. - философ, не будучи специалистом в данной конкретной области, представляет публику, общество, являясь в некотором смысле квалифицированным потребителем. Хотя случаи участия философов нередки (к примеру, преподаватели философии и этики в медицинских вузах, на юридических факультетах волей-неволей занимаются проблемами профессиональной морали, преподают, пишут статьи, участвуют в конференциях), все же разделение полномочий - важный вопрос компетентности и прав.

Можно привести ряд примеров ситуаций, оценки которых с точки зрения моральной и правовой весьма затруднительны. Врач, допустивший ошибку и не спасший пациента, но предотвративший подобные ошибки у других, путем описания своего опыта и создания соответствующей методики. Адвокат, не разгласивший доверенную тайну подзащитного, но (тем самым) не предотвративший другого преступления. Журналист, взявший интервью у террориста и не открывший его местопребывание следователям. Психолог, обучающий продавцов манипулированию волей покупателя, создающий «черные политтехнологии» и вызывающий зависть коллег своими заработками. Все они, вероятно, могут привести оправдывающие их доводы, так же как найдутся аргументы и у порицающих их действия критиков. Не всегда законодатель и корпорация дают по каждому поводу ответ, который может удовлетворить чувство справедливости обеих сторон. Необходимы общеэтические дискуссии с участием специалистов для формирования подходов к решению подобных «казусов», поскольку в особенности в России, где многие решенные в других странах проблемы еще находятся в стадии осмысления, механический перенос чужого опыта невозможен. Нужно приобрести собственный опыт решения. Необходимо осознать также, что сомнительные технологии, виды рекламы и прочие формы «предпринимательства», запрещенные законом в своих странах, вместе со своими создателями пересекают границы и появляются в других; так появились финансовые пирамиды после России в Албании. Общественность и профессионалы не всегда оказываются гото-

выми к адекватной этической оценке подобных явлений и пониманию последствий безответственного отношения к ним.

Особенно остро вопросы ответственности стоят в профессиональных сообществах замкнутого типа, не определяемых исключительно сферой рыночных отношений: милиционеров, работников суда и прокуратуры, госчиновников, врачей, педагогов, психологов. Относительная замкнутость этих цехов способствует формированию собственных стандартов профессиональной морали. Именно в них в первую очередь создаются службы собственного расследования, кодексы профессиональной этики, комиссии по этике, которые в России пока еще являются редкостью. Но вопрос не только в этом, а в размывании границ профессионализма. Следует отметить также, что обозначился ряд проблем, которые с очевидностью указывают на необходимость активизации роли этики в формировании норм профессионального поведения специалистов. Это, в частности, расхождение норм профессиональной этики в России и за рубежом, не позволяющее, например, нашим психологам публиковать в других странах результаты своих исследований из-за отсутствия протоколов информированного согласия участников, утвержденных комиссиями по этике. Это проблема интеллектуальной собственности, плохо осознаваемая участниками становящегося рынка. Это проблемы моральных аспектов служебного поведения работодателей, рекламной деятельности и пр.

Вместе с тем именно профессиональные сообщества определяют стабильность и надежность государственных систем, здоровье нации и его будущее. Моральный климат, конкурсный подбор кадров по принципу квалификации, а не личных связей, наращивание профессионализма требуют постоянного внимания, в противном случае профессиональные сообщества неизбежно будут отставать в своем развитии, сохраняя патриархальную традицию, особенно в условиях интенсификации труда и возрастания значимости последствий их деятельности. Профессионалы - это люди, и они нуждаются в признании и отдыхе, в общении с профессионалами не только своего цеха, в празднике и путешествиях. Наряду с этим им необходим диалог с обществом, осмысление миссии своей профессии, независимость от давления цеха. Поэтому перспективы развития профессиональной этики связаны не только с внутрикорпоративными разработками, но и с формированием мультидисциплинарных конструкций, подобных современной биоэтике, и с развитием коммуникативных моделей решения моральных проблем.

Перспективы развития профессиональной этики в определенном смысле обусловлены и становлением гражданского общества: уважение законов, законопослушность способствуют становлению нормативного морального сознания, а значит, и общих для всех профессий принципов ответственного отношения к делу.

1 Циммер Ф. Оба пола в буржуазии // Мужчина и женщина. СПб.: Тов-во «Просвещение». Б.г. С. 274.

2 Этикет у народов Южной Азии. СПб., 1999. С. 22.

3 Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 36.

4 Психология и этика делового общения. М., 2000. С. 233.

5 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 544.

6 См., напр.: Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения: Учеб. пособие. СПб., 2003. 288 с.

Статья поступила в редакцию 29 июня 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.