Научная статья на тему 'О воспитании глобальной ответственности в контексте новых ценностей мирового сообщества'

О воспитании глобальной ответственности в контексте новых ценностей мирового сообщества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
671
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА / ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА / GLOBAL RESPONSIBILITY / GLOBAL PROBLEMS / HUMAN AND HUMANITY / UPBRINGING AND EDUCATION / PROBLEM / RUSSIAN COSMISM PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пушкина Ирина Михайловна

В данной статье рассматривается концепция образовательной политики XXI века – формирование у человека глобальной ответственности. Обосновывается ее актуальность и значимость. Раскрывается сущность и содержание концепции. Доказывается, что идея воспитания глобальной ответственности имеет отечественные корни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On global responsibility upbringing in the context of the new values of international community

The article is concerned with the chief educational idea of the 21st century – forming the person’s global responsibility. Its topicality and significance for higher education is substantiated. Concept essence and contents is revealed. The idea that global responsibility upbringing has Russian roots is proved.

Текст научной работы на тему «О воспитании глобальной ответственности в контексте новых ценностей мирового сообщества»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 37.014

Пушкина Ирина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск

pushkina_im@mail.ru

О ВОСПИТАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

В данной статье рассматривается концепция образовательной политики XXI века — формирование у человека глобальной ответственности. Обосновывается ее актуальность и значимость. Раскрывается сущность и содержание концепции. Доказывается, что идея воспитания глобальной ответственности имеет отечественные корни.

Ключевые слова: глобальная ответственность, глобальные проблемы, человек и человечество, воспитание и образование, проблема, философия русского космизма.

На рубеже ХХ-ХХІ вв. в мировом сообществе возник системно-целостный взгляд на человека и мир, науку и образование, включающий в себя гуманистическую составляющую и требующий от человека новой системы ориентаций, основанной на подлинных ценностях, а также предполагающий решение глобальных проблем.

Напомним, что на уровне ЮНЕСКО и Совета Европы в начале XXI века сформулирована концепция глобального образования: «Земля - наш общий Дом». К основным задачам глобального образования относятся: формирование понимания мира на основе холистических (восприятие мира как одного целого) и гуманистических взглядов; воспитание Человека, ответственного за все формы жизни на Земле и в Космосе; способного сочетать свободу выбора с личной ответственностью за принятые решения, общечеловеческое интересы с национальными, безопасность в мире с толерантностью, дружбой народов и др. [7, с. 108].

Исходя из документов ЮНЕСКО, главной целью образования XXI века является полноценное, качественное развитие Человека, одной из основных задач - формирование глобального миропонимания, ценностными основами которого должны стать духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не только гражданином своей страны, но и мира, «исповедываю-щим высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы» (В.Т. Пуляев) [4, с. 7]. Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу человечества и планеты (другими словами - глобальную ответственность), человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.

Идея формирования глобальной ответственности делает необходимым ориентировать образовательный процесс на подготовку молодых людей к решению глобальных проблем, на духовно-научное освоение окружающего мира, на воспитание нравственных качеств, отвечающих императиву вы-

живания и устойчивого развития человеческой цивилизации. Так как устойчиво и динамично развивающееся общество могут построить только современно образованные люди, способные гибко и разумно реагировать на постоянные и быстрые изменения в мире, обладающие развитым чувством ответственности как за свою судьбу, судьбу своей страны, так и за судьбу человечества и планеты.

Заметим, что латинское слово «globus» означает - шар, груда, глыба; французское «global» переводится как общий, взятый в целом. Кстати, термин «глобальный» широко используется уже с середины XIX века и понимается как всесторонний, всеобщий, универсальный, планетарный, мировой [5, с. 157-158]. Слово «мировой» также означает: всемирный, общечеловеческий, общемировой, всечеловеческий, вселенский, всесветный, т.е. - охватывающий весь земной шар, касающийся всех стран, всех народов, известный всему миру [6, с. 134].

Глобальные проблемы - это совокупность противоречивых процессов, составляющих содержание современного кризиса мировой цивилизации, создающих угрозу нормальному развитию и самому существованию всех стран мира и требующих для предотвращения этих катастроф общих усилий, т.е. имеющих планетарный характер. Источники глобальных проблем современности можно условно разделить на две группы: углубление разногласий между человеком и природой (экологические, продовольственные, энергетические и др.); отношения между людьми (проблемы войны и мира, защиты и развития духовной сферы, демографии, борьбы с преступностью, наркоманией и т.п.). Глобальность данных проблем определяется еще и тем, что они «так или иначе касаются как всего человечества в целом, так и каждого человека в отдельности, а поэтому не могут решаться изолированно одна от другой» (П.А. Водопьянов) [2, с. 227-228].

Подчеркнем, из всех проблем в качестве ведущей остается проблема самого Человека - и «как существа космобиологического в общей универ-

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Пушкина И.М., 2013

сальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса» (Д.И. Фельдштейн).[8, с. 8-15]. Что может Человек? Как интенсифицировать его деятельность по преобразованию Природы (в новом ее понимании и согласии с ней) и общественных отношений, как усилить гуманистическую направленность и человеческую ответственность? Это делает актуальными поиски, связанные с новым образом Человека. В современном сознании «все более ясно вырисовывается мысль о невозможности эффективного реформирования нашего общества без соответствующей подготовки субъекта этих преобразовании -Человека» [там же]. Важнейшая роль в решении этой ключевой проблемы принадлежит сфере образования. Именно поэтому глобальные проблемы необходимо рассматривать как основу и причину для пересмотра методологии воспитания будущих поколений, т.к. без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого члена общества невозможно решение ни одной из них.

В этой связи необходимо отметить, что сама идея воспитания глобальной ответственности имеет отечественные истоки, ее предвосхитили русские космисты (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, В.С. Соловьев, Н.К. и Е.И. Рерих,

Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.). Русский космизм, сформировавшись в русле европейской философии к концу XIX века и являясь неотъемлемой частью мирового космизма (где человек, человечество, природа и Вселенная рассматриваются как единое целое), обладал своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры гармонично соединились с научными концепциями о Мире. Мир - это единая, целостная, взаимосвязанная и взаимозависимая система «Человек - Человечество - Природа - Космос». Главная особенность русского космизма состояла не в созерцательном отношении человека к Земле и Вселенной, а в формировании его активной позиции, поскольку человек призван творчески и ответственно преобразовывать этот Мир. Именно в рамках русского космизма в начале XX века зародилось понимание ответственности разума за разрешение противоречий между человеком и человечеством, человеком и природой. Человек - созидатель, а не разрушитель, поэтому космистами всегда утверждался приоритет нравственного воспитания. Совершенствование человека, по их мнению, является основной задачей педагогики.

Русские космисты одни из первых в мире пришли, с одной стороны, к осознанию огромной силы научного разума и порожденной им техногенной цивилизации, резко отделившей и даже противопоставившей этот разум миру, природе, Космосу. С другой стороны к пониманию того, что корыстно

и бесхозяйственно используя земные источники энергии и питания, человек породит нравственный, межнациональный, межрелигиозный, экологический, экономический и другие кризисы. Они осознали, что человек оказался заложником своего стремительно развивающегося, технически ориентированного разума и может явиться источником не только возможной катастрофы своей цивилизации, но и гибели планеты в целом. Предвидя кризисные отношения человека и природы, человека и общества, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др. в начале прошлого века заговорили о развитии планетарного мышления и ноосферно-го сознания, о смене техногенной парадигмы развития цивилизации на антропокосмическую, о космическом воспитании и проблеме формирования у человека глобальной ответственности.

Отрадно, что Россия берет на себя все больше ответственности за положение в мире, активно участвует не только в реализации, но и в формировании глобальной повестки дня. Главы государств (Россия, Казахстан, Германия и др.) осознали наступление эпохи глобализма и «рассматривают глобализацию не только как глобальную политику, глобальную коммуникацию и глобальную торговлю», но и «как глобальную ответственность за все, что происходит в нашем мире» (В.П. Алексеев) [1]. И если XX век действительно был веком научнотехнической революции, то XXI век, по их мнению, должен стать веком глобальной ответственности. Термин «глобальная ответственность» все чаще звучит на различных международных саммитах: «Сегодня особенно необходимо понимание современного мира как единого живого организма, которое требует концептуального перехода в международной политике от парадигмы глобальной конкуренции к парадигме глобальной ответственности», «отказ от ядерного оружия взамен гарантий ядерных держав был стратегической позицией, основанной на понимании глобальной ответственности перед миром» (президент республики Казахстан Нусурлан Назарбаев) и др. [9].

Таким образом, актуальность идеи формирования у человека глобальной ответственности для отечественной и мировой системы образования очевидна.

По признаку масштабности, (а также уровню развития сознания человека), можно различать персональную (личную, личностную), социальную, глобальную и космическую ответственности. Персональная ответственность подразумевает, в первую очередь, ответ перед самим собой за свои слова и поступки. Ответственность - это важнейшая форма саморегуляции человека и одно из значимых качеств личности, способной дать отчет своим действиям, а также принять на себя вину за их результат. Социальная ответственность понимает-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

107

ся как мера соответствия действий личностей и социальных групп взаимным требованиям, действующим правовым и общественным нормам, общим интересам. В социальную входит ответственность не только перед обществом, но и за социум.

Понятие глобальной ответственности еще шире. Сюда входит ответственность за природу (экологическая ответственность), сохранение биосферы и ноосферы, т.е. жизни на планете во всех ее проявлениях, за решение всех глобальных проблем, созданных человеческой цивилизацией. Глобальная ответственность является способом поддержания мира (целостности общества и общественного согласия, социальной справедливости и усовершенствования общественных отношений), сохранения Земли как общего Дома для всех жителей планеты, где люди - одна семья, и каждый человек должен активно участвовать в мироустройстве. Глобальная ответственность означает нравственную установку человека, основанную на глубоком понимании смысла и последствий своей деятельности на планете.

Но планета Земля - космическое тело, поэтому и в космическую ответственность входит сохранение планеты, как части Космоса. Космическая ответственность - это ответственность и за деятельность человека в околоземном, космическом пространстве (например, за созданный уже космический мусор на орбите). В Космос нужно нести высокую духовность и нравственность, а не «звездные» войны, внедряющиеся в сознание современной молодежи с помощью ТВ и американских фильмов. По Космосу можно «шагать» только с чистыми ногами и только с чистым сердцем. По-другому просто не получится. Нести все земные проблемы на Луну, Марс (именно там будут строиться первые города) не стоит. Их надо решить здесь и сейчас.

Конечно, все начинается с воспитания личной ответственности. Научившись отвечать за свои слова и действия, молодой человек с творческим мышлением постепенно научится осознавать и чувствовать свою неразрывную связь, солидарность со всем человечеством и миром, увязывать настоящее с прошлым и будущим, осуществлять оценочный подход к последствиям человеческой деятельности на планете и в Космосе.

Формирование глобальной ответственности -это философско-педагогическая концепция, позволяющая по-новому взглянуть на цели, задачи и содержание образования XXI века в России. Сюда входит развитие планетарного мышления, целост-

ного восприятия окружающего Мира и Человека как его неотъемлемой части и высшей ценности. Также данная концепция включает идеи: становление чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли; экологическое воспитание, забота о жизни всех живых существ на Земле; воспитание такого важного нравственного качества как ответственность перед будущими поколениями. Другими словами, формирование глобальной ответственности - это целенаправленный процесс становления у человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.

Итак, стремительное развитие мирового сообщества требует инновационного образования, которое сформировало бы у современной молодежи способность к проективной детерминации будущего и ответственности за него. Одной из главных задач образования XXI века должно стать раскрытие глобальной взаимозависимости, целостности всего существующего на Земле и околоземном космическом пространстве, открытие логики развития этой взаимосвязи, определение особой роли и ответственности человека за сохранение этой целостности и себя в ней.

Библиографический список

1. Алексеев В.П. Мир глобальных проблем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.i-u.ru./

2. ВодопьяновП.А. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абущенко и др. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1312 с.

3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - М: Вече, 2003. - 509 с.

4. Пуляев В. Т. Россия на рубеже веков: от прошлого к будущему // Социально-политический журнал. - 1997. - № 1. - С. 6-16.

5. Современный словарь иностранных слов. -М.: Цитадель-Трейд, 2006. - 959 с.

6. Словарь синонимов русского языка. - СПб.: Виктория плюс, 2007. - 537 с.

7. Словарь-справочник современного общего образования / сост. З.И. Тюмасева. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

8. Фельдштейн Д.И. Актуальные направления психолого-педагогических исследований // Диссертационные исследования в системе психологических знаний. - М., 2002 - 34 с.

9. http://www.eamedia.ord.ru /history/ 2007/443/447.

108

Вестник КГУ им. KA. Некрасова ♦ 2013, Том 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.