Научная статья на тему 'О воспитании глобально-космической ответственности'

О воспитании глобально-космической ответственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / MAN / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / GLOBAL AND COSMIC RESPONSIBILITY / РУССКИЕ КОСМИСТЫ / RUSSIAN COSMISTS / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пушкина Ирина Михайловна

В данной статье рассмотрен генезис идеи глобально-космической ответственности. Показана значимость концепции воспитания глобально-космической ответственности в образовании XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О воспитании глобально-космической ответственности»

ние Правительства РФ от 15. 04. 2014 года № 295. - URL: http://www. consultant. ru/document

3. Листвин, А. А. Основные положения профессио-нально-интегративной системы обучения / А. А. Листвин // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - №5. -С. 45-46.

4. Стратегия развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года. - М. : пр. Минпромторга России от 05.05.2014 г. № 839. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 165502/ ?frame=2.

5. Образование в Германии. Дидактика. Международный семинар. Дюссельдорф. - URL: http://www. ica-amk. ru/despo/event

6. Schelten, A. Einfuhrung in die Berufspedagogik / A. Schelten. - Stuttgart, 1991.

7. Schulz, K. Das duale System der Beruflichen Bildung in Deutschland - Darstellung und Kritik / K. Schulz. - Munchen [u. a.]: Grin Verl., 2004.

УДК 37.01

И. М. Пушкина

Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова О ВОСПИТАНИИ ГЛОБАЛЬНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В данной статье рассмотрен генезис идеи глобально-космической ответственности. Показана значимость концепции воспитания глобально-космической ответственности в образовании XXI века.

Человек, воспитание, образование, глобально-космическая ответственность, русские космисты.

The paper considers the genesis of the idea of global and space responsibility. The author underlines the significance of bringing up the global and space responsibility in education of the XXIst century.

Man, upbringing, education, global and cosmic responsibility, Russian cosmists.

Введение.

Обращение к идее воспитания глобально-космической ответственности продиктовано остротой ситуации, которая сложилась на планете к началу XXI в. и, безусловно, нуждается в скорейшем и кардинальном разрешении многих глобальных проблем. Исходя из документов ЮНЕСКО, главной целью современного образования является полноценное и качественное развитие Человека, одной из основных задач - формирование глобального миропонимания, ценностными основами которого должны стать духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не только гражданином своей страны, но и Мира, исповедующего высокие моральные качества, гуманистические идеалы, ценности и нормы. Мир в третьем тысячелетии понимается как единая, целостная, взаимосвязанная и взаимозависимая система «Человек - Человечество -Природа - Космос». На наш взгляд, только осознав свою гражданскую ответственность за судьбу человечества, планеты и околоземного пространства (другими словами глобально-космическую ответственность), человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.

Основная часть.

Анализ трудов философов-космистов XX века показал, что идея формирования глобально-космической ответственности имеет отечественные истоки, ее предвосхитили такие мыслители, как: Н. А.

Бердяев, В. И. Вернадский, Е. И. и Н. К. Рерих, Н. Ф. Федоров, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский и др.

Так, например, основоположник русского космизма Николай Федорович Федоров предчувствовал многие проблемы нашей эпохи. Уверенный в том, что современная цивилизация приведет человечество к полной моральной деградации, Н. Ф. Федоров разработал проект построения общества братства и родства, дружбы и любви [9]. Логика его рассуждений была такова: всякие цели и идеи (классовые, национальные, политические, экономические и др.) ведут к разобщению, розни и недоверию, а потому не могут быть общими. Начинать построение цивилизации братства следует с объединения людей в едином общем деле борьбы со смертью. Жизнь - это космическое чудо. Жизнь - добро, смерть - зло. Смерть одного человека - зло, смерть миллионов людей -страшное зло. Но может быть неотвратимая и тотальная смерть - это смерть, которая из бытия стерла бы полностью жизнь на планете. Это угроза космическая, ибо, как считал Федоров, планета Земля, возможно, является единственным питомником жизни в нашей Галактике или даже Вселенной, и «именно поэтому ответственность человека за ее судьбу есть не только глобальная, но и космическая ответственность» [6, с. 106].

Н. Ф. Федоров, как педагог-космист, утверждал, что главная задача образования - формирование планетарного и космического чувства сопричастности ко всем явлениям Мироздания. Школа, по Н. Ф. Федорову, должна воспитывать детей в духе единст-

ва со всем человечеством и окружающим миром, развивать космическое сознание, чувство нравственного долга и ответственности за свои дела и поступки. Мыслитель Федоров был уверен в том, что личность в результате воспитания и саморазвития тем и отличается от индивида, что способна принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой, окружающими людьми, своей страной и всем человечеством [9].

Рассуждения о постепенном историческом «от-хождении человека от природы, создание человеком целого мира машин, помещаемого между ним и природой, разрушение техникой, как природы, так и самого человека» привели Николая Александровича Бердяева к мысли о том, что если и дальше будет продолжаться «поглощение человека вещной средой, будут господствовать ценности обладания, то общечеловеческая катастрофа неминуема» [1, с. 232]. Позитивный выход, по Н. А. Бердяеву, состоит в возвращении к религии, поднимающей человека до духовности, в воссоздании себя творчеством и свободой, которая должна всегда сопровождаться ответственностью человека. Кстати, в труде «О назначении человека» философ настаивал на том, что человек, как составная часть Космоса, а также носитель разума и души, несет огромную ответственность за судьбу не только планеты, но и всей Вселенной [2].

В самой объемной работе Константина Эдуардовича Циолковского под названием «Этика, или естественные основы нравственности», над которой он к тому же трудился дольше всего, русский космист поставил перед собой уникальную задачу: попытался вывести нормы этики из фундаментальных законов природы и убедить тем самым людей в бессмысленности нарушения этих норм. Обращаясь к анализу человеческой деятельности, ученый развил мысль о том, что от того, какие идеалы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба каждого, но и всего человечества, планеты, судьба всей Вселенной, так как будущее человека самым тесным образом связано с освоением космического пространства и совсем не безразлично, какие нравственные ценности он понесет с собой в Космос, чем будет руководствоваться в процессе своей преобразовательной космической деятельности. К. Э. Циолковский о целенаправленном строительстве нового Человека, новых формах организации общества, причем во вселенских масштабах. Но этим грандиозным задачам должна обязательно соответствовать, по его мнению, новая этика (супра-морализм), в основе которой стоит нравственная ответственность всех перед всеми [5].

Основатель отечественной космической философии, этики и педагогики Циолковский постоянно думал о том, как спасти и уберечь человечество от разного рода природных катаклизмов (как земных, так и космических). Он предупреждал, что в результате своей неразумной деятельности по отношению к природе люди наносят себе огромный вред, истощая

природные богатства Земли, ее ресурсы, а это может привести к страшным последствиям. Еще в 1902 г. К. Э. Циолковский составил план спасения человечества, включив в него такие разделы как: «Спасение от катастроф земных, от перенаселения, ... спасение в случае понижения солнечной температуры» и т. п. Он очень надеялся решить общечеловеческие проблемы с помощью образования и научно-технического прогресса, когда ученые всего мира, объединившись, создадут мощные корабли-ракеты для космических рейсов в поисках пригодного для людей жилища где-то там, в необъятных просторах Космоса. Поэтому, говоря о важности воспитания гражданина своей Родины через формирование у него любви к родной природе, ученый и педагог расширил это понятие до общечеловеческого и планетарного уровня. К. Э. Циолковский был убежден, что в мироощущении новых поколений все большую роль будут играть категории Мира, Жизни, Человека, жиз-нетворчества и ответственности [6].

В своем труде под названием «Начало и вечность жизни» русский космист середины XX века Владимир Иванович Вернадский отмечал, что человек несет ответственность перед будущими поколениями «за достижение возможно быстрого результата, несмотря ни на что». Для В. И. Вернадского «человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом». В отличие от других животных, «человек наделен разумом и способностью научно мыслить». Следовательно, изучив природные процессы, он может «сознательно и с наименьшими вредными последствиями изменять природу, делать биосферу пригодной к жизни для всех последующих поколений» [4, с. 157]. В этой работе ученый-энциклопедист, мыслитель и преподаватель высшей школы Вернадский неоднократно подчеркивал, что перед человечеством стоит проблема нравственной ответственности за преобразование природы на планете и в околоземном космическом пространстве.

В статье «Мысли натуралиста о природе и человеке», написанной в 1944 г., известный русский мыслитель, ботаник и микробиолог Николай Григорьевич Холодный впервые вводит понятие «антропо-космизма». Человек признается Н. Г. Холодным составной частью Космоса и мощным фактором дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания. При этом фактором, действующим сознательно, что налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения. Н. Г. Холодный подчеркивал двусторонний характер связи человека и Космоса: человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны окружающей природы, и сам в то же время может влиять на нее различными способами. Выделим особо: с идеей антропокосмизма Н. Г. Холодный связывал надежду на совершенствование человека. В ней он видел определенную линию развития самого человека - его интеллекта, чувств, воли, которая, по его

мнению, является самым прямым и кратчайшим путем к достижению высоких духовных, нравственных целей. Эта линия развития позволяет осознать каждому человеку свою связь с природой, с мирозданием, с Космосом. На этом пути, считал он, можно успешно решать воспитательную задачу - развивать чувство любви к природе, планете и бережное отношение к ним. Это и будет, по его мнению, космическим чувством ответственности, единения со всем человечеством как носителем космической жизни [10].

Обратим внимание, что Елена Ивановна и Николай Константинович Рерих предъявляли высокие требования к образованию, качеству школ, учителей, школьных программ и учебников. Каждая школа, утверждали они, должна быть оплотом познания во всей полноте. С детских лет должны закладываться «основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя» [8, с. 195]. «Приветствуем тех школьных учителей, которые найдут час рассказать ученикам о достоинстве и ответственности человека...» [3, с. 115]. Так как «...велика ответственность человечества за все порождения, которые явили такое разрушение на планете» [11, с. 143]. «Никто не должен считать себя ничтожной песчинкой. Наша величина обеспечена огромной ответственностью» [5, с. 18]. Заметим, исследователи были уверены в необходимости формирования глобально-космической ответственности для перехода человечества на новую эволюционную ступень своего развития, чтобы избегнуть самоуничтожения, а значит, и возможного уничтожения всей планеты и необратимых процессов в околоземном космическом пространстве [5, с. 18].

Выводы.

Таким образом, формирование глобально-космической ответственности - это философско-педаго-гическая концепция, позволяющая по-новому взглянуть на цели и задачи образования XXI века. Сюда входит развитие планетарного мышления, целостного восприятия окружающего Мира и Человека как его неотъемлемой части и высшей ценности. Также данная концепция включает идеи: становление чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли; экологическое воспитание, забота о жизни всех живых существ на Земле; воспитание такого важного нравственного качества как ответственность перед будущими поколениями. Отметим также: концепция

формирования глобально-космической ответственности ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Она способствует этическому образованию и воспитанию уважения к достоинству человека, прививая ему чувство глобальной солидарности. В целом, воспитание глобально-космической ответственности - это целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.

На наш взгляд, одной из главных задач образования XXI века должно стать раскрытие взаимозависимости, целостности всего существующего на Земле и в околоземном космическом пространстве, открытие логики развития этой взаимосвязи, определение особой роли и ответственности человека за сохранение этой целостности и себя в ней. Современная педагогика должна заниматься развитием нравственного и творческого Человека с самостоятельным и системным мышлением, осознающего свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством, Миром; увязывающего настоящее с прошлым и с будущим, осуществляющего оценочный подход к последствиям человеческой деятельности на планете и в Космосе.

Литература

1. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. - М., 1990.

2. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М., 1993.

3. Братство // Агни Йога. - Т. 5.

4. Вернадский, В. И. Дневники, письма, фрагменты из научных трудов / В. И. Вернадский // Начало и вечность жизни. - М., 1978.

5. Иерархия // Агни Йога. - Т. 3.

6. Меденица, В. Амо, ergo sum, или этические проблемы иммортологии / В. Меденица // Русская философия сегодня (идеи и направления): Материалы этико-философского семинара им. А. Платонова / под ред. В. П. Фетисова. - Воронеж, 2009.

7. Мир Огненный Ч. 3 // Агни Йога. - Т. 4.

8. Письма Елены Рерих: 1929-1938 гг. - Новосибирск, 1993. - Т. 2.

9. Федоров, Н. Ф. Философия общего дела: (отрывки) / Н. Ф. Федоров // Русский космизм: антология философской мысли / сост. С. Г. Семенова, Г. А. Гачева. - М., 1993.

10. Холодный, Н. Г. Избранные труды / Н. Г. Холодный. - К., 1982.

11. Циолковский, К. Э. Этика, или естественные основы нравственности / К. Э. Циолковский // Архив РАН. -Ф. 555. - Оп. 1. - Д. 272. - Л. 1-111.

12. Циолковский, К. Э. Будущее Земли и человечества / К. Э. Циолковский. - Калуга, 1928.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.