Научная статья на тему 'Концепция воспитания глобальной ответственности: отечественные истоки'

Концепция воспитания глобальной ответственности: отечественные истоки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА / MAN / MANKIND / FORMATION / UPBRINGING / EDUCATION / GLOBAL RESPONSIBILITY / PHILOSOPHY OF RUSSIAN COSMIC IDEAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина Ирина Михайловна

В данной статье рассматривается ведущая идея образовательной политики XXI в. формирование у человека глобальной ответственности. Обосновывается, что одной из основных задач содержания образования XXI в. должно стать объяснение Мира как единой, взаимосвязанной и взаимозависимой системы: «Человек Человечество Природа Космос». Воспитание глобальной ответственности рассматривается как целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе. Доказывается, что идея воспитания глобальной ответственности имеет отечественные корни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF EDUCATING A PERSON’S GLOBAL RESPONSIBILITY: NATIVE SOURCES

The article highlights the main educational idea of the 21st century the formation of a person’s global responsibility. It is stated that one of the main objectives of the education content in the 21st century must be explanation of the World as an integral interconnected and interdependent system: «Man Mankind Nature Cosmos». Global responsibility education is considered as a purposeful and dynamic process of educating young people based on the integral picture of the World and responsibility for the consequences of transformations made on the Earth and in Cosmos. It is highlighted that the idea of educating the global responsibility takes its roots in the homeland.

Текст научной работы на тему «Концепция воспитания глобальной ответственности: отечественные истоки»

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

УДК 37.01

ПУШКИНА Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОКИ

В данной статье рассматривается ведущая идея образовательной политики XXI в. - формирование у человека глобальной ответственности. Обосновывается, что одной из основных задач содержания образования XXI в. должно стать объяснение Мира как единой, взаимосвязанной и взаимозависимой системы: «Человек - Человечество - Природа - Космос». Воспитание глобальной ответственности рассматривается как целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе. Доказывается, что идея воспитания глобальной ответственности имеет отечественные корни.

Ключевые слова: человек и человечество, воспитание и образование, глобальная ответственность, философия русского космизма.

doi: 10.17748/2075-9908.2015.7.1.185-18

PUSHKINA Irina Mikhailovna, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor

THE CONCEPT OF EDUCATING A PERSON’S GLOBAL RESPONSIBILITY: NATIVE SOURCES

The article highlights the main educational idea of the 21st century - the formation of a person’s global responsibility. It is stated that one of the main objectives of the education content in the 21st century must be explanation of the World as an integral interconnected and interdependent system: «Man - Mankind - Nature - Cosmos». Global responsibility education is considered as a purposeful and dynamic process of educating young people based on the integral picture of the World and responsibility for the consequences of transformations made on the Earth and in Cosmos. It is highlighted that the idea of educating the global responsibility takes its roots in the homeland.

Key words: man, mankind, formation, upbringing, education, global responsibility, philosophy of Russian cosmic ideas.

В современных условиях проблема воспитания у человека глобальной ответственности привлекает к себе внимание всего мирового сообщества, озабоченного растущими противоречиями и числом глобальных проблем. Напомним, что латинское слово «globus» означает - шар, груда, глыба; французское «global» переводится как взятый в целом, общий. Термин «глобальный» широко используется с середины XIX века и понимается как всесторонний, всеобщий, универсальный, планетарный, мировой [1, с. 157-158]. Слово «мировой» также означает: всемирный, общечеловеческий, общемировой, всечеловеческий, вселенский, всесветный, то есть охватывающий весь земной шар, касающийся всех стран, всех народов, известный всему миру [2, с. 134]. Уточним, глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировых войн и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технического прогресса. Многие исследователи включают в число глобальных проблем современности также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, межнациональных отношений и др. [3, с. 100].

Заметим, ответственность - это важнейшая форма саморегуляции человека и одно из значимых качеств личности, способной дать отчет своим действиям и поступкам, а также принять на себя вину за их результат. Социальная ответственность понимается как мера соответствия действий личностей и социальных групп взаимным требованиям, действующим правовым и общественным нормам, общим интересам. Глобальная ответственность в первую очередь означает нравственную установку человека, основанную на глубоком понимании смысла и последствий своей деятельности на планете. Глобальная ответственность является способом поддержания мира (целостности общества и общественного согласия, социальной справедливости, усовершенствования общественных отношений) и сохранения Земли как общего Дома для всех жителей планеты, где люди - одна семья, и каждый человек должен активно участвовать в мироустройстве [4, с. 350].

Выделим особо, воспитание глобальной ответственности - это динамическая концепция, позволяющая по-новому взглянуть на цели и задачи в образовании XXI века. Сюда входит развитие глобального мышления, целостного восприятия окружающего мира и человека как его

- 185 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

неотъемлемой части и высшей ценности. Становление чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли, экологическое воспитание, забота о жизни всех живых существ на Земле, а также формирование такого важного нравственного качества как ответственность перед будущими поколениями. Концепция воспитания глобальной ответственности ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Она способствует этическому образованию и воспитанию уважения к достоинству человека, прививая ему чувство глобальной солидарности.

Как показал анализ трудов философов-космистов, концепция формирования глобальной ответственности имеет отечественные истоки, ее предвосхитили мыслители: Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Е.И. и Н.К. Рерихи, Н.Ф. Фёдоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский и др. Подчеркнем, русские космисты еще в начале XX в. поставили целый ряд насущных вопросов: о месте и роли человека на планете и в Космосе, об ответственности разума за сотворенное Богом и преобразуемое человеком, о смысле человеческого бытия, его целях и путях их достижения. Они пришли к пониманию того, что, корыстно и бесхозяйственно используя земные источники энергии и питания, человек породит нравственный, межнациональный, межрелигиозный, экологический, экономический и другие кризисы. Русские космисты стали первыми осознавать, что человек оказался заложником своего стремительно развивающегося, технически ориентированного разума и может явиться источником не только возможной катастрофы своей цивилизации, но и гибели планеты в целом.

Так, например, основоположник русского космизма Николай Федорович Фёдоров предчувствовал многие проблемы нашей эпохи. Уверенный в том, что современная цивилизация приведет человечество к полной моральной деградации, Н.Ф. Фёдоров разработал проект построения общества братства и родства, дружбы и любви [5]. Логика его рассуждений была такова: всякие цели и идеи (классовые, национальные, политические, экономические и т.д.) ведут к разобщению, розни и недоверию, а потому не могут быть общими. Начинать построение цивилизации братства следует с объединения людей в едином общем деле борьбы со смертью. Жизнь - это космическое чудо. Жизнь - добро, смерть - зло. Смерть одного человека - зло, смерть миллионов людей - страшное зло. Но может быть неотвратимая и тотальная смерть -это смерть, которая из бытия стерла бы полностью жизнь на планете. Это угроза космическая, ибо, как считал Федоров, планета Земля, возможно, является единственным питомником жизни в нашей Галактике или даже Вселенной, и именно поэтому ответственность человека за ее судьбу есть не только глобальная, но и космическая ответственность [6, с. 106].

Н.Ф. Фёдоров, как педагог-космист, утверждал, что главная задача образования - формирование планетарного и космического чувства сопричастности ко всем явлениям Мироздания. Школа, по Н.Ф. Фёдорову, должна воспитывать детей в духе единства со всем человечеством и окружающим миром, развивать космическое сознание, чувство нравственного долга и ответственности за свои дела и поступки. Мыслитель Фёдоров был уверен в том, что личность в результате воспитания и саморазвития тем и отличается от индивида, что способна принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой, окружающими людьми, своей страной и всем человечеством [5].

Анализируя постепенное историческое «отхождение человека от природы, создание человеком целого мира машин, помещаемого между ним и природой, разрушение техникой как природы, так и самого человека» привели Николая Александровича Бердяева к мысли о том, что если и дальше будет продолжаться «поглощение человека вещной средой, будут господствовать ценности обладания, то общечеловеческая катастрофа неминуема». Позитивный выход, по Н.А. Бердяеву, состоит в возвращении к религии, поднимающей человека до духовности, в воссоздании себя творчеством и свободой, которая должна всегда сопровождаться ответственностью человека [7, с. 232]. Кстати, в труде «О назначении человека» философ настаивал на том, что человек, как составная часть Космоса, а также носитель разума и души, несет огромную ответственность за судьбу не только планеты, но и всей Вселенной [8].

В самой объемной работе Константина Эдуардовича Циолковского под названием «Этика, или естественные основы нравственности», над которой он к тому же трудился дольше всего, мыслитель поставил перед собой уникальную задачу: попытался вывести нормы этики из фундаментальных законов природы и убедить тем самым людей в бессмысленности нарушения этих норм. Обращаясь к анализу человеческой деятельности, ученый развил мысль о том, что от того, какие идеалы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба каждого, но и всего человечества, планеты, судьба всей Вселенной, так как будущее человека самым тесным образом связано с освоением космического пространства и совсем не без-

- 186 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

различно, какие нравственные ценности он понесет с собой в Космос, чем будет руководствоваться в процессе своей преобразовательной космической деятельности. К.Э. Циолковский писал в этой книге о целенаправленном строительстве нового Человека, новых формах организации общества, причем во вселенских масштабах. Но этим грандиозным задачам должна обязательно соответствовать, по его мнению, новая этика (супраморализм), в основе которой стоит нравственная ответственность всех перед всеми [9].

Русский космист Циолковский постоянно думал о том, как спасти и уберечь человечество от разного рода природных катаклизмов (как земных, так и космических). Он предупреждал, что в результате своей неразумной деятельности по отношению к природе, люди наносят себе огромный вред, истощая природные богатства Земли, ее ресурсы, что может привести к страшным последствиям. Еще в 1902 г. К.Э. Циолковский составил план спасения человечества, включив в него такие разделы как: «Спасение от катастроф земных, от перенаселения, ... спасение в случае понижения солнечной температуры» и т.п. [10]. Он очень надеялся решить общечеловеческие проблемы с помощью образования и научно-технического прогресса, когда ученые всего мира, объединившись, создадут мощные корабли-ракеты для космических рейсов в поисках пригодного для людей жилища где-то там, в необъятных просторах Космоса. Поэтому, говоря о важности воспитания гражданина своей Родины через формирование у него любви к родной природе, ученый и педагог расширил это понятие до общечеловеческого и планетарного уровня. К.Э. Циолковский был убежден, что в мироощущении новых поколений все большую роль будут играть категории Мира, Жизни, Человека, жизнетворчества и ответственности.

В труде под названием «Начало и вечность жизни» русский космист середины XX в. Владимир Иванович Вернадский отмечал, что человек несет ответственность перед будущими поколениями «за достижение возможно быстрого результата, несмотря ни на что». Для В.И. Вернадского «человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом». В отличие от других животных, «человек наделен разумом и способностью научно мыслить». Следовательно, изучив природные процессы, он может «сознательно и с наименьшими вредными последствиями изменять природу, делать биосферу пригодной к жизни для всех последующих поколений». В этой работе ученый-энциклопедист, мыслитель и преподаватель высшей школы Вернадский неоднократно подчеркивал, что перед человечеством стоит проблема нравственной ответственности за преобразование природы на планете [11, с. 157].

В статье «Мысли натуралиста о природе и человеке», написанной в 1944 г., известный русский мыслитель, ботаник и микробиолог Николай Григорьевич Холодный впервые вводит понятие «антропокосмизма». Человек признается Н.Г.Холодным составной частью Космоса и мощным фактором дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания. При этом фактором, действующим сознательно, что налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения. Н.Г.Холодный подчеркивал двусторонний характер связи человека и Космоса: человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны окружающей природы, и сам в то же время может влиять на нее различными способами. Подчеркнем, с идеей антропокосмизма Н.Г. Холодный связывал надежду на совершенствование человека. В ней он видел определенную линию развития самого человека - его интеллекта, чувств, воли, - которая, по его мнению, является самым прямым и кратчайшим путем к достижению высоких духовных, нравственных целей. Эта линия развития позволяет осознать каждому человеку свою связь с природой, с мирозданием, с Космосом. На этом пути, считал он, можно успешно решать воспитательную задачу - развивать чувство любви к природе, планете и бережное отношение к ним. Это и будет, по его мнению, космическим чувством ответственности, единения со всем человечеством как носителем космической жизни [12].

Обратим внимание, что Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи предъявляли высокие требования к качеству школ, учителей, школьных программ и учебников. Каждая школа, утверждали они, должна быть оплотом познания во всей полноте. С детских лет в них должны закладываться «основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя» [13, с. 195]. «Приветствуем тех школьных учителей, которые найдут час рассказать ученикам о достоинстве и ответственности человека...» [14, с. 115]. Так как «...велика ответственность человечества за все порождения, которые явили такое разрушение на планете» [15, с. 143]. «Никто не должен считать себя ничтожной песчинкой. Наша величина обеспе-

- 187 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

чена огромной ответственностью» [15, с. 18]. Заметим, Рерихи были уверены в необходимости формирования глобальной ответственности для перехода человечества на новую эволюционную ступень своего развития, чтобы избегнуть самоуничтожения, а значит, и возможного уничтожения всей планеты.

Итак, обращение к идее воспитания глобальной ответственности продиктовано остротой ситуации, которая сложилась на планете к началу XXI в. и, безусловно, нуждается в скорейшем и кардинальном разрешении многих глобальных проблем. Поэтому одной из главных задач содержания образования XXI в. должно стать раскрытие взаимозависимости, целостности всего существующего на Земле, открытие логики развития этой взаимосвязи, определение особой роли и ответственности человека за сохранение этой целостности и себя в ней. На наш взгляд, современная педагогика должна заниматься развитием нравственного и творческого Человека с самостоятельным и системным мышлением, осознающего свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством, миром, увязывающего настоящее с прошлым и с будущим, осуществляющего оценочный подход к последствиям человеческой деятельности на планете и в Космосе.

Таким образом, воспитание глобальной ответственности - это целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе. Мир - это единая, взаимосвязанная и взаимозависимая система: «Человек - Человечество - Природа - Космос».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Современный словарь иностранных слов - М.: Цитадель-Трейд, 2006. - 959 с.

2. Словарь синонимов русского языка - СПб.: Виктория плюс, 2007. - 537с.

3. З.Большой толковый словарь по культурологии / под ред. Б.И. Кононенко - М.: Вече, Аст, 2003. - 509с.

4. 4.Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 808 с.

5. 5.Федоров Н.Ф. Философия общего дела: (отрывки) // Русский космизм: антология философской мысли / Сост. Семенова С.Г., Гачева Г.А. - М.: 1993. - С. 317-327.

6. Меденица В. Амо, ergo sum, или этические проблемы иммортологии // Русская философия сегодня (идеи и направления): материалы этико-философского семинара им. А. Платонова / под ред. В.П. Фетисова - Воронеж, 2009. - 256 с.

7. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990. - 239 с.

8. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 384 с.

9. Циолковский К.Э. Этика, или естественные основы нравственности // архив РАН, ф.555, оп.1, д. 272, лл.1-

111.

10. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. - Калуга: Изд-во автора, 1928. - 34с.

11. Вернадский В.И. Дневники, письма, фрагменты из научных трудов // Начало и вечность жизни. - М.: Наука, 1978. - 650 с.

12. Холодный Н.Г. Избранные труды. - Киев, 1982. - 332 с.

13. Письма Елены Рерих: 1929-1938 гг. - Новосибирск, 1993. Т.2. - 413 с.

14. Братство // Агни Йога: Т.5. - С.9, 14, 31-32, 115-120.

15. Мир Огненный Ч.3 // Агни Йога: Т.4. - С. 143-144.

REFERENCES

1. Modern Dictionary of Foreign Words [Sovremennyj slovar' inostrannyh slov]. Moskva: Citadel-Trade, 2006. 959 p. (in Russ.).

2. Dictionary of Russian Language Synonyms [Slovar' sinonimov russkogo jazyka]. S-Pb.: Victoria Plus, 2007. 537 p. (in Russ.).

3. Large Dictionary with Definitions of Culturology/ edited by B.I. Kononenko [Bol'shoj tolkovyj slovar' po kul'turologii, Kononenco B.I.]. Moskva,: Veche, Аst, 2003. 509 p. (in Russ.).

4. Modern Dictionary of Psychology/ edited by V.B. Shapar [Novejshij psihologicheskij slovar', V.B.Shapar']. Rostov-on-Don, Phoenix, 2005. 808p. (in Russ.).

5. Fedorov N.F. Filosofiya obshego dela, otryvki, Rysski j cosmism, antologiya filosofscoj mysli, sost. Semenova S.G., Gasheva G.A. [Filosofiya obshego dela, otryvki, Rysski j cosmism, antologiya filosofscoj mysli, sost. Semenova S.G., Gasheva G.A.]. Moskow, 1993. pp. 317-327. (in Russ.).

6. Medenitsa V. Амо, ergo sum, or Ethical Problems of Immortality/Russian Philosophy Today (Ideas and Trends): Materials of the A. Platonov Ethic-Philosophy Serminar/ edited by V.P. Fetisov [Medenica Vladimir Амо, ergo sum, ili jeticheskie problemy immortologii. Russkaja filosofija segodnja (idei i napravlenija), materialy jetiko-filosofskogo seminara imeni A. Platonova, pod redakciej V.P. Fetisova]. Voronezh: 2009. 256 p. (in Russ.).

7. Berdyaev N.A. Russia's Fate [Sud'ba Rossii]. Moskow, Respublica, 1990. 239 p. (in Russ.).

8. Berdyaev N.A. Abaut man naznachenii [O naznachenii cheloveca]. Moskow, 1993. 384p. (in Russ.).

9. Tsiolkovsky K.E. Jetica, ili estestvennye osnovy nravstenosti [Jetica, ili estestvennye osnovy nravstenosti], arhiv RAN, f.555, op.1, d.272, pp.1-111. (in Russ.).

- 188 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

10. Tsiolkovsky K.E. The Future of the Earth and Mankind [Budushhee Zemli i chelovechstva] Kaluga: Author's Publishing House, 1928. 34p. (in Russ.).

11. Vernadsky V.I. Diaries, Letters, Fragments from Scientific Works [Dnevniki, pis'ma, fragmente iz nauchnyh trudov. Nachalo i vechnost' zhizni]. Moskow, Nauka, 1978. 650 p. (in Russ.).

12. Holodny N.G. Izbrannye trudy [Izbrannye trudy ] Kiev, 1982. 332p. (in Russ.).

13. Elena Rerikh's Letters: 1929-1938. [Pis'ma Eleny Rerih: 1929-1938 gody]. Novosibirsk, 1993, V.2. 413 p. (in Russ.).

14. Brotherhood // Agny Yoga [Bratstvo. Agni Joga] V.5. Pp. 9, 14, 31-32, 115-120. (in Russ.).

15. Fiery World // Agny Yoga [Ognennyj Mir, Chast' 3. Agni Joga] V.4, Pp.143-144. (in Russ.).

Информация об авторе Information about the author

Пушкина Ирина Михайловна, кандидат Pushkina Irina Mikhailovna, Candidate of Pedagogi-педагогических наук, доцент кафедры пе- cal Science, Associate Professor, Chair of Education дагогики, Северный (Арктический) феде- and Psychology, the Northern (Arctic) Federal Uni-ральный университет, versity,

г. Архангельск, Россия Arkhangelsk city, Russian Federation

pushkina [email protected] pushkina [email protected]

Получена: 28.01.2015 Received: 28.01.2015

- 189 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.