Научная статья на тему 'О вопросах взимания в Республике Армения иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, во взаимной торговле с государствами - членами Евразийского экономического союза'

О вопросах взимания в Республике Армения иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, во взаимной торговле с государствами - членами Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / REPUBLIC OF ARMENIA / ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ / MUTURAL TRADE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ЗА ВЫВОЗ / EXPORT DUTY / ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ / NATURE PROTECTION PAYMENT / ИНЫЕ ПОШЛИНЫ / OTHER DUTIES / НАЛОГИ И СБОРЫ / TAXES AND FEES / ИМЕЮЩИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ / THAT HAVING EQUIVALENT EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза в условиях применения Республикой Армения ряда пошлин и налогов, имеющих признаки не подлежащих применению во взаимной торговле товарами иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ISSUES OF COLLECTION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA OTHER DUTIES, TAXES AND FEES, THAT HAVING EQUIVALENT EFFECT IN MUTURAL TRADE WITH STATES - MEMBERS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article considers relevant issues of internal Eurasian Economic Union market operation in conditions of application by the Republic of Armenia number of duties, taxes and fees, with features of other duties, taxes and fees, that having equivalent effect and can’t be used in mutural trade

Текст научной работы на тему «О вопросах взимания в Республике Армения иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, во взаимной торговле с государствами - членами Евразийского экономического союза»

УДК 339.543

О ВОПРОСАХ ВЗИМАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ ИНЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ И СБОРОВ,

ИМЕЮЩИХ ЭКВИВАЛЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ

С ГОСУДАРСТВАМИ - ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Гармонников Сергей Николаевич

Представитель таможенной службы Российской Федерации в Республике Армения, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза в условиях применения Республикой Армения ряда пошлин и налогов, имеющих признаки не подлежащих применению во взаимной торговле товарами иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; Республика Армения; взаимная торговля; государственная пошлина за вывоз; природоохранительный платеж; иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие

ABOUT ISSUES OF COLLECTION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA OTHER DUTIES, TAXES AND FEES, THAT HAVING EQUIVALENT EFFECT IN MUTURAL TRADE WITH STATES-MEMBERS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Garmonnicov Sergey N.

Representative of the Federal Customs Service of Russian Federation in the Republic of Armenia, e-mail: [email protected]

The article considers relevant issues of internal Eurasian Economic Union market operation in conditions of application by the Republic of Armenia number of duties, taxes and fees, with features of other duties, taxes and fees, that having equivalent effect and can't be used in mutural trade

Keywords: Eurasian Economic Union; Republic of Armenia; mutural trade; export duty; nature protection payment; other duties, taxes and fees, that having equivalent effect

*

Д У I А "О

0

1 А Я

А

аз го

А

А

X

m А

UJ О

Для цитирования: Гармонников С.Н. О вопросах взимания в Республике Армения иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, во взаимной торговле с государствами - членами Евразийского экономического союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 7-9.

2 января 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [1], и с этой даты Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза.

Частью 3 ст. 28 «Внутренний рынок» Договора о Евразийском экономическом союзе [2] установлено, что «в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые меры, за исключением случаев, установленных настоящим Договором».

Однако до настоящего времени подлежат применению при вывозе с территории Армении, в том числе в рамках взаимной торговли

с государствами - членами ЕАЭС, пункты 15.2 и 15.3 Закона Республ ики Армения «О государственной пошлине» от 10.01.1998 № ЗР-186 [3], согласно которым:

- п. 15.2: «за вывоз каждой тонны отходов и лома из черных металлов, труб и их фитингов, изготовленных из черного металла, металлоконструкций из черных металлов, классифицируемых под кодами 7204, 7303 00, 7304, 7305, 7306, 7307, 7308 ТН ВЭД» уплачивается государственная пошлина в 80-кратном размере базовой пошлины1 («обязательство по уплате государственной пошлины, предусмотренное настоящим пунктом, не распространяется на классифицируемые под вышеуказанными кодами товары, оформленные в таможенных режимах «временный ввоз» и «временный ввоз

1 Базовая пошлина в Республике Армения установлена в размере 1 тыс. драм (экв. 2,08 долл. США).

Гармонников С.Н.

для переработки» и реимпортируемые в дальнейшем, а также произведенные в Республике Армения»);

- п. 15.3: «за вывоз каждой тонны отходов и лома из цветных металлов, классифицируемых под кодами 7404 00, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000, 7902 00 000, 8002 00 000, 8101 97 000, 8102 97 000, 8103 30 000, 8104 20 000, 8105 30 000, 8106 00 100, 8107 30 000, 8108 30 000, 8109 30 000, 8110 20 000,

8111 00 190, 8112 13 000, 8112 22 000, 8112 52 000,

8112 92 200, 8113 00 400 ТН ВЭД» уплачивается государственная пошлина в 100-кратном размере базовой пошлины (за исключением классифицируемых под вышеуказанными кодами товаров, оформленных в таможенных режимах «временный ввоз» и «временный ввоз для переработки» и реимпортируемых в дальнейшем»).

Произведенные расчеты показывают, что применяемая в Армении ставка государственной пошлины:

- за вывоз c территории Армении лома и отходов черных металлов и ряда наименований изделий из черных металлов в 80-кратном размере базовой пошлины составляет 80000 драм/ тонна, что эквивалентно 166,4 долл. США/тонна и что значительно (в 19 раз) превышает установленную в России при экспорте за пределы ЕАЭС лома и отходов черных металлов ставку вывозной таможенной пошлины в размере 7,5 %, но не менее 7,5 евро/тонна;

- за вывоз c территории Армении лома и отходов цветных металлов в 100-кратном размере базовой пошлины составляет 100 000 драм/ тонна, что эквивалентно 208 долл. США/тонна и что сравнимо с установленными в России ставками вывозной таможенной пошлины при экспорте за пределы ЕАЭС лома и отходов меди (20 %, но не менее 168 евро/т), никеля (10 %, но не менее 240 евро/т), алюминия (20 %, но не менее 152 евро/т) и так далее.

Законодательством Республики Армения вывозные таможенные пошлины не установлены. Но вышеуказанная государственная пошлина, установленная за вывоз за пределы Армении товаров, перечисленных в пп. 15.2 и 15.3 Закона Республики Армения «О государственной пошлине», имеет явные признаки понятия «иные пошлины, имеющие эквивалентное действие» по отношению к вывозной таможенной пошлине, которая не должна применяться в рамках взаимной торговли государств - членов ЕАЭС.

Следует отметить, что Российская Федерация в рамках взаимной российско-армянской торговли не применяет вывозную таможенную пошлину и иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие.

Схожая ситуация имеет место и при ввозе на территорию Республики Армения, в том числе с территорий государств-членов ЕАЭС, ряда наименований товаров, которые Законом Республики Армения «О природоохранительных платежах и платежах за природопользование» от 28.12.1998 [4] определены как причиняющие вред окружающей среде: минеральные масла, нефть и нефтепродукты, асфальт, электроизоляционные масла, отработанные масла, моющие средства, изделия из пластика для упаковки и транспортировки грузов, шины, стекловолокно, электроды, люминесцентные лампы, автотранспортные средства производства от 5 лет и старше и так далее.

Так, Законом Республики Армения «О ставках природоохранительных платежей» от 20.12.2006 [5] определено, что при выпуске в свободное обращение ввезенных на территорию Республики Армения из третьих стран иностранных товаров, причиняющих вред окружающей среде, таможенные органы Республики Армения отдельно от ввозной таможенной пошлины взимают природоохранительный платеж, исчисляемый по адвалорной ставке от таможенной стоимости таких ввозимых товаров.

Исходя из величины ставок (0,5-3,0 %), этот платеж имеет фискальный характер, кроме ставки за ввоз автотранспортных средств возрастом более 15 лет, которая составляет 20 %, и схож с ввозной таможенной пошлиной.

Данный природоохранительный платеж подлежит уплате и за ввозимые в Республику Армения товары, причиняющие вред окружающей среде, из государств, являющихся членами ЕАЭС. В этом случае платеж исчисляется импортером на основании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (без суммы акцизного налога), предусмотренной в установленном порядке законом Республики Армения «Об особенностях исчисления и уплаты косвенных налогов между Республикой Армения и государствами — членами Евразийского экономического союза» [6] для этих товаров, и выплачивается в государственный бюджет включительно до 20-го числа месяца, следующего за днем, включающим день фактического ввоза

8

Учёные записки СПб филиала РТА № 2 (58) 2016

О вопросах взимания в Республике Армения..

(пересечения государственной границы Республики Армения) этих товаров на территорию Республики Армения.

Исчисление данного природоохранительного платежа включается в налоговую декларацию о ввозе, представляемую в налоговый орган.

Таким образом, вышеуказанный природоохранительный платеж за ввоз в Армению из государств - членов ЕАЭС товаров, причиняющих вред окружающей среде, имеет признаки понятия «иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие», которые не должны применяться в рамках взаимной торговли государств — членов ЕАЭС.

Следует отметить, что Российская Федерация в рамках взаимной российско-армянской торговли не применяет иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие ввозным таможенным пошлинам, налогам и сборам.

По информации Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения, при ввозе на территорию Армении, в рамках взаимной торговли с государствами - членами ЕАЭС, товаров из перечня причиняющих вред окружающей среде, таможенными органами Армении осуществляются следующие таможенные операции:

- завершив таможенную процедуру таможенного транзита, открытую таможенным органом государства — члена ЕАЭС в отношении следующих в Армению товаров со статусом товаров ЕАЭС [7], пограничный таможенный орган Республики Армения обязывает импортера заполнить обязательство об уплате налоговому органу природоохранительного платежа и помещает ввозимую в Армению партию товаров ЕАЭС, подлежащих обложению природоохранительным платежом, под таможенную процедуру таможенного транзита до внутренней таможни Армении, в регионе деятельности которой зарегистрирован получатель данного товара;

- внутренний таможенный орган Республики Армения контролирует своевременность уплаты природоохранительного платежа налоговому органу Армении в сроки, установленные Законом (до 20-го числа месяца, следующего за днем, включающим день фактического ввоза этих товаров на территорию Республики Армения).

В 2015 году суммарный объем всех природоохранительных выплат в бюджет Республики Армения составил 6,5 млрд драмов (экв. 13,5 млн долл. США), из которых около 6 % приходится на импорт товаров из стран ЕАЭС.

С учетом изложенного, Евразийской экономической комиссии целесообразно рассмотреть сложившуюся до 2015 года в Республике Армения практику взимания до настоящего времени государственной пошлины при вывозе с ее территории лома и отходов черных и цветных металлов и ряда наименований изделий из черных металлов, а также природоохранительных платежей в рамках взаимной торговли с государствами — членами ЕАЭС на предмет соответствия положениям, изложенным в ст. 28 «Внутренний рынок» Договора о Евразийском экономическом союзе.

Библиографический список:

1. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Армения от 10.10.2014 «О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года». URL: http:// www. eurasiancommission.org.

2. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе». URL: http:// www.eurasiancommission.org.

3. Закон Республики Армения от 10.01.1998 № ЗР-186 «О государственной пошлине» (в ред. Закона Республики Армения «О внесении дополнений в Закон Республики Армения «О государственной пошлине» от 10.01.1998» от 28.12.2012 № ЗР-253). URL: http:// www. parliament.am.

4. Закон Республики Армения от 28.12.1998 № ЗР-270 «О природоохранительных платежах и платежах за природопользование» (в ред. от 03.12.2016.). URL: http:// www.parliament.am.

5. Закон Республики Армения от 20.12.2006 № ЗР-245 «О ставках природоохранительных платежей». Ст. 7. URL: http:// www.parliament.am.

6. Закон Республики Армения от 30.12.2014 № НО-242-N «Об особенностях исчисления и уплаты косвенных налогов между Республикой Армения и государствами-членами Евразийского экономического союза. URL: http:// www.parliament.am

7. Протокол об особенностях перемещения товаров и транспортных средств с таможенной территории Евразийского экономического союза, включая территорию Республики Армения, на таможенную территорию Евразийского экономического союза, включая территорию Республики Армения, через территории, не являющиеся таможенной территорией Евразийского экономического союза (Приложение № 5 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года»). URL: http:// www.eurasiancommission.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.