Научная статья на тему 'О некоторых особенностях использования налога на добавленную стоимость для государственного регулирования внешней торговли товарами (на примере лесоматериалов)'

О некоторых особенностях использования налога на добавленную стоимость для государственного регулирования внешней торговли товарами (на примере лесоматериалов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / VALUE ADDED TAX / ВВОЗНАЯ ПОШЛИНА / IMPORT DUTY / ВЫВОЗНАЯ ПОШЛИНА / EXPORT DUTY / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / НАЛОГОВАЯ БАЗА / TAX BASE / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / TAX RATE / ВОЗМЕЩЕНИЕ НАЛОГА / TAX REFUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович

Статья посвящена особенностям использования налога на добавленную стоимость как одного из основных финансовых инструментов государства при регулировании внешней торговли товарами. Предлагаются к обсуждению вопросы изменения порядка возврата налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE VALUE ADDED TAX USE IN THE STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE IN GOODS (for example, timber)

This article is about features of using a value added tax as one of the main financial instruments of the country during regulation of the foreign trade. There are some questions to discuss a change of the value added tax refund in terms of the export.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях использования налога на добавленную стоимость для государственного регулирования внешней торговли товарами (на примере лесоматериалов)»

УДК 339.542.26

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ (на примере лесоматериалов)

Гайфутдинов В.А.

Статья посвящена особенностям использования налога на добавленную стоимость как одного из основных финансовых инструментов государства при регулировании внешней торговли товарами. Предлагаются к обсуждению вопросы изменения порядка возврата налога на добавленную стоимость при экспорте товаров

This article is about features of using a value added tax as one of the main financial instruments of the country during regulation of the foreign trade. There are some questions to discuss a change of the value added tax refund in terms of the export

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость; ввозная пошлина;

вывозная пошлина; налогообложение; налоговая база; налоговая ставка;

возмещение налога

Keywords: value added tax; import duty; export duty; taxation; the tax base; the tax rate; tax refund

Товары, перемещаемые через таможенную границу, являются объектами обложения пошлинами, налогами1.

Государство путем изъятия в виде ввозных (вывозных) пошлин, налогов части прибыли у участника внешней торговли от внешнеторговых операций решает следующие задачи:

1) пополнение доходной части бюджета;

2) регулирование в совокупности с прямым запретом и ограничением ввоза (вывоза) отдельных товаров, объемов перемещения отдельных товаров, что оказывает непосредственное влияние на насыщенность товарами внутреннего рынка и национальное производство этих товаров.

Остаток прибыли после уплаты пошлин и налогов у участника внешней торговли - цель его коммерческой деятельности.

Государство, варьируя размеры пошлин и налогов, стимулирует предпринимателя, с одной стороны, на развитие производства (прежде всего, конкурентоспособных отраслей) внутри страны, с другой - на экспорт наукоемких и высокотехнологичных товаров. Экономические кризисы 2008, 2014 годов показывают, что лишь при условии наличия в стране развитого производства современных наукоемких, высокотехнологичных товаров

1 Таможенный кодекс Таможенного союза. Ст. 75.

80 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (56) 2015

мирового уровня можно в какой-то мере смягчить в будущем наблюдаемые сегодня негативные последствия этих явлений.

Пошлины и налоги представляют, по сути, два различных финансовых инструмента государства, оказывающих существенное управляющее воздействие на наличие товара, соответственно и на цены во внутреннем рынке. Пошлины взимаются при перемещении товаров через границу и непосредственного воздействия на производство не оказывают, а налоги органически связаны с производством товаров внутри страны.

Создание Таможенного союза, переросшего в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), вступление Российской Федерации во Всемирную таможенную организацию (ВТО) вызвали определенные изменения в порядке утверждения размеров пошлин и налогов, их взимания.

При регулировании международной торговли ВТО придерживается приоритетности таможенно-тарифных мер. Их применение жестко регламентируется соответствующими нормами, что не позволяет государствам в одностороннем порядке изменять ставки таможенных пошлин. Это значительно сужает возможности государства по регулированию внешней торговли.

Ставки ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые на территорию ЕАЭС, утверждаются Советом Евразийской экономической комиссии2 и являются едиными для государств-членов ЕАЭС, что определяется общностью границ, единством таможенной территории и внутреннего рынка. Таким образом, ввозные таможенные пошлины являются наднациональным инструментом регулирования ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Основная проблема при их утверждении состоит в учете особенностей национальных экономик государств - членов ЕАЭС. Утвержденный размер ввозной пошлины представляет некое компромиссное решение. При необходимости изменения пошлин требуется согласование со всеми членами ЕАЭС. В этом заключается невозможность их оперативного изменения и применения.

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы ЕАЭС, утверждаются государствами-членами и являются одним из национальных инструментов регулирования вывоза товаров с таможенной территории государств - членов ЕАЭС. Их изменение не требует согласования со всеми членами ЕАЭС, они могут быть оперативно изменены и применены.

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - членов ЕАЭС, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации3.

2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 №2 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников

Другим важнейшим инструментом государства по регулированию внешней торговли являются налоговые меры - прямые и косвенные налоги.

К прямым налогам правила ВТО относят налоги на прибыль, заработную плату, арендную плату, платежи процентов и другие, которые международной практикой рассматриваются как запрещенная экспортная субсидия.

К косвенным налогам правила ВТО относят налог на продажи, акцизы, налоги с оборота, на добавленную стоимость, франшизы, почтовый сбор, налог на передачу в собственность и прочие налоги, кроме прямых налогов и импортных сборов.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам ВТО (1995 г.) предусматривает полное или частичное освобождение экспортируемых товаров от налогов и сборов, применяющихся к аналогичным товарам, предназначенным для внутреннего рынка. Возвращение таких налогов и сборов при экспорте не рассматривается в качестве экспортной субсидии, что дает возможность его использования как инструмента государственной поддержки экспорта товаров конкретных секторов экономики. Размер налогов и сборов, возвращаемых экспортеру, или от которых освобожден экспортируемый товар, не должен превышать размер налогов и сборов на аналогичный товар, продаваемый на внутреннем рынке.

Основным традиционно считается налог на добавленную стоимость (НДС).

Налоги, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС4, включают в себя НДС и акциз. Порядок налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и при вывозе с территории России определен Налоговым кодексом Российской Федерации5.

Взимание налогов при ввозе товаров на территорию РФ обеспечивает им равные ценовые условия (конкурентоспособность) на внутреннем рынке с товарами, произведенными в России. Особенности налогообложения при этом зависят от того, под какие таможенные процедуры помещаются ввозимые товары6. Установлен следующий порядок:

налог уплачивается в полном объеме при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления;

применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога при помещении товаров под таможенные процедуры временного ввоза, переработки вне таможенной территории;

соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

4 Таможенный кодекс Таможенного союза. Ст. 4.

5 Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2.

6 Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Ст. 151.

налогоплательщик уплачивает суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, возвращенные ему в связи с экспортом товаров при помещении их под таможенную процедуру реимпорта;

налог не уплачивается при помещении товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, специальную таможенную процедуру, а также переработки на таможенной территории, при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории ЕАЭС в определенный срок.

Итак, уплата налога в полном объеме производится только при помещении ввозимых товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, что соответствует логике налогообложения.

В целях стимулирования реализации отдельных крупных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для государства, предусмотрено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость отдельных видов ввозимых товаров (в основном, средств производства (технологического оборудования), аналоги которых не производятся в Российской Федерации7.

В случае вывоза товаров с территории России налогообложение производится в следующем порядке8:

налог не уплачивается при вывозе товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, реэкспорта (при этом уплаченные при их ввозе суммы налога возвращаются налогоплательщику), таможенного склада (при вывозе этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта), а также в целях завершения специальной таможенной процедуры;

налог уплачивается, возврат уплаченных сумм налога не производится в случае вывоза товаров, помещенных под иные таможенные процедуры.

Очевидна роль налогообложения наряду с вывозной пошлиной как одного из государственных механизмов, стимулирующих экспорт товаров.

В случае ввоза товаров на территорию России налоговая база определяется как сумма9:

таможенной стоимости этих товаров;

подлежащей уплате таможенной пошлины;

подлежащих уплате акцизов (в случае подакцизных товаров).

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

8 Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Ст. 151.

9 Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Ст. 160.

При ввозе товаров, являющихся продуктами переработки, ранее вывезенных в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории товаров, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

Налоговая база устанавливается отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида, марки, ввозимой на территорию РФ.

При ввозе товаров на территорию РФ применяются налоговые ставки 10 % и 18 %10. При вывозе товаров с территории РФ, в случае уплаты налогов, применяются налоговые ставки 10 % и 18 %11. Таким образом, применяются всего три фиксированные налоговые ставки - 0 %, 10 % и 18 %.

Для российского экспорта, в структуре которого преобладает сырьевые товары, особенно актуальна проблема возврата ранее уплаченного НДС. Нередко это возмещение приносит экспортерам больший доход, чем сам экспорт товаров (например, в ситуации с «черными» лесорубами). Напротив, производители готовых товаров с высокой долей добавленной стоимости сталкиваются с нехваткой инвестиций, что в конечном итоге оборачивается ростом удельного веса сырьевых товаров в структуре экспорта.

В связи с этим пристального внимания заслуживает китайский опыт возврата НДС при экспорте товаров. Следуя принципу «чем выше добавленная стоимость товара, тем выше процент возврата», Правительство Китайской Народной Республики стимулирует экспорт высокотехнологичной продукции. В частности, экспортерам «сложных» готовых изделий возмещаются максимальные 17 %, полуфабрикатов - 5 %, сырья - 0 % НДС.

Из возможных вариантов реформирования механизма возврата НДС при экспорте товаров наиболее логичным, на наш взгляд, является введение ограничений по возмещению НДС экспортерам дифференциацией шкалы возврата налога в зависимости от степени добавленной стоимости (переработки продукции) по примеру китайского. Реализация данного варианта механизма возврата НДС предполагает решение задач классификации товаров в зависимости от степени добавленной стоимости и определения размера возмещения НДС.

Определение степени добавленной стоимости в товарах в целях дифференциации шкалы возврата НДС связано с определенными трудностями, так как наиболее удобная и простая, на первый взгляд, классификация товаров от степени добавленной стоимости - сырьё, полуфабрикат, готовая продукция - не совсем корректна. ТН ВЭД ЕАЭС такой классификации товаров не содержит.

В данном случае удобнее пользоваться понятием передел (термин, применяемый в металлургии), включающий совокупность технологических

10 Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Ст. 164.

11 Там же.

операций по производству определенного вида продукции. Продукция одного предела в общем виде является продуктом законченного производственного цикла, что очень удобно в целях классификации. Эта продукция может служить исходным сырьем для следующего передела и одновременно товаром для внешнеторговых операций.

Рассмотрим в качестве примера технологическую схему переработки древесины (рис. 1). Если принять лесоматериалы необработанные (продукция лесозаготовительной отрасли) в качестве нулевого передела, то в случае переработки древесины можно выделить пять переделов:

1 - древесина в виде щепок, лесоматериалы распиленные;

2 - плиты древесностружечные, древесноволокнистые, целлюлоза древесная, фанера, ящики;

3 - изделия столярные, бумага;

4 - печатная продукция.

Рис. 1. Обобщённая схема стадий технологического процесса (передела) древесины

С учетом этого подхода товары классифицируются по росту добавленной стоимости по мере их переработки и, главное, просто классифицируются в товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС. Данная система классификации товаров может быть принята за основу для дифференциации шкалы возврата НДС при экспорте товаров.

Определение шкалы возврата НДС - самостоятельная задача, которая не рассматривается нами в статье.

Чтобы ответить на несложный вопрос о том, прилагает ли усилия бизнес-сообщество по увеличению доли товаров с высоким уровнем добавленной стоимости в структуре экспорта, рассмотрим динамику изменения объемов экспорта некоторых важнейших видов продукции, полученных

в результате первых четырех переделов древесины в 2011-2013 годах (рис. 2), наиболее благоприятных для экономики России.

нетто тонн 22000000 21000000 21044174 21498574

20000000

19000000 18000000 19163516

17000000

2011 2012 2013 год

Объемы экспорта лесоматериалов необработанных.... (код ТН ВЭД ЕАЭС 4403)

нетто тонн 5600000 5400000 5200000 5419174 --- 5259532

5000000

4300000 4600000 4856579

4400000

2011 2012 2013 год

Объемы экспорта древесины топливной в виде бревен...; древесины в виде щепок или стружки; опилки... (код ТН ВЭД ЕАЭС 4401)

нетто тонн

26000 __-- 25611

25000

24000 24864

23000 23273

22000

2011 2012 2013 год

Объемы экспорта целлюлозы древесной, сульфидной...(код ТН ВЭД ЕАЭС 4704)

нетто тонн 3050000 3000000 3009864 __ 2981483

2950000

2900000 2850000 — 2861784

2800000

2750000

2011 2012 2013 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объемы экспорта бумаги и картона; изделий из бумажной массы, бумаги или картона (код ТНВЭД ЕАЭС 48)

Рис. 2. Объемы экспорта некоторых видов товаров, получаемых из древесины,

в 2011-2013 годах

Анализируя представленные на рис. 2 данные, можно сделать следующие выводы:

- основным экспортным товаром по-прежнему являются лесоматериалы необработанные.. .(код ТН ВЭД ЕАЭС 4403), объем экспорта которых в разы превышает объем остальных товаров, полученных в результате переработки древесины. Этот факт объясняется тем, что издержки на их производство минимальны по сравнению с остальными товарами (образно говоря, «спилил - продал»);

- объемы экспорта этих видов продукции существенно не изменились (показатель того, что за эти годы новые производственные мощности по их производству не введены в эксплуатацию);

- возврат НДС при вывозе товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта, стимулирует экспорт в первую очередь тех товаров, издержки производства которых минимальны (сырьё). При устойчивом спросе на сырьё со стороны развитых государств основная проблема для экспортеров заключается в получении любыми способами доступа к дешевому сырью;

- потенциал НДС как финансового инструмента государственного регулирования (поощрения) экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости не реализован. Размер НДС, подлежащего уплате при вывозе товаров, должен определяться степенью переработки товара.

Дифференцирование НДС, подлежащего возврату при экспорте товаров, в комплексе мер по импортозамещению в определенной степени будет стимулировать производство товаров с высокой долей добавленной стоимости, соответственно, и их экспорт.

Библиографический список:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза. Ст. 4, 75.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.