Научная статья на тему 'О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ В ПОЛЬЗУ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АДВОКАТА'

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ В ПОЛЬЗУ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АДВОКАТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АДВОКАТ / ЗАЩИТНИК / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манахов Николай Петрович

В статье рассматривается правоприменительная практика взыскания из федерального бюджета расходов на оплату юридических услуг лиц, обладающих статусом профессионального адвоката, при признании на основании решения суда незаконным бездействие правоохранительного органа государственной власти, выразившееся в несвоевременной оплате труда адвоката, выступающего в качестве защитника в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Автором вносятся предложения, касающиеся изменений в действующее законодательство, регламентирующее порядок взыскания судебных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON AMENDMENTS TO THE CURRENT LEGISLATION REGULATINGTHE PROCEDURE FOR COLLECTING COURT COSTS IN FAVOR OF PERSONS WITH THE STATUS OF A PROFESSIONAL LAWYER

The article examines the law enforcement practice of collecting from the federal budget the costs of paying for legal services of persons with the status of a professional lawyer, when recognizing, on the basis of a court decision, illegal inaction of a law enforcement agency of state power, expressed in late payment of a lawyer acting as a defender in accordance with articles 50 and 51 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The author makes proposals concerning amendments to the current legislation regulating the procedure for collecting court costs.

Текст научной работы на тему «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ В ПОЛЬЗУ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АДВОКАТА»

О внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок взыскания судебных расходов в пользу лиц, обладающих статусом профессионального адвоката

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ МАНАХОВ,

начальник правового отделения Управление МВД России по г. Уфе Республика Башкортостан, 450069, г. Уфа, Российская Федерация, ул. Шафиева, д. 46 E-mail: nmanakhov@mvd.ru

On Amendments to the Current Legislation Regulating the Procedure for Collecting Court Costs in Favor of Persons with the Status of a Professional Lawyer

NIKOLAY PETROVICH MANAKHOV,

Head of the Legal Department Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Ufa Republic of Bashkortostan, 450069, Ufa, Russian Federation, Shafieva Str., 46 E-mail: nmanakhov@mvd.ru

УДК 351.743:351.759.5

Аннотация. В статье рассматривается правоприменительная практика взыскания из федерального бюджета расходов на оплату юридических услуг лиц, обладающих статусом профессионального адвоката, при признании на основании решения суда незаконным бездействие правоохранительного органа государственной власти, выразившееся в несвоевременной оплате труда адвоката, выступающего в качестве защитника в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Автором вносятся предложения, касающиеся изменений в действующее законодательство, регламентирующее порядок взыскания судебных расходов.

Ключевые слова и словосочетания: профессиональный адвокат; защитник; правоохранительный орган; судебные расходы; федеральный бюджет; юридические услуги; административное исковое заявление.

В Российской Федерации каждому гарантировано право на юридическую помощь, что нашло свое закрепление в ст.

Annotation. The article examines the law enforcement practice of collecting from the federal budget the costs of paying for legal services of persons with the status of a professional lawyer, when recognizing, on the basis of a court decision, illegal inaction of a law enforcement agency of state power, expressed in late payment of a lawyer acting as a defender in accordance with articles 50 and 51 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The author makes proposals concerning amendments to the current legislation regulating the procedure for collecting court costs.

Keywords and phrases: professional lawyer; defender; law enforcement agency; court costs; federal budget; legal services; administrative statement of claim.

48 Конституции Российской Федерации1. Учи-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным

тывая, что не каждый гражданин в силу своего финансового положения может воспользоваться услугами защитника за отдельную плату, в том числе в случаях, когда является подозреваемым или обвиняемым, а вменяемое ему преступное деяние находится на стадиях предварительного расследования в правоохранительном органе, федеральный законодатель закрепил, что каждый имеет право на профессиональную, безвозмездную юридическую помощь. Реализация данного права предусмотрена в том числе в ч. 2 ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1 (далее - УПК РФ).

В случае если гражданин решит воспользоваться вышеуказанным процессуальным правом, оплата услуг адвоката будет производиться за счет средств федерального бюджета с возложением обязанности на правоохранительный орган, проводящий предварительное расследование, осуществить перечисление денежных средств на расчетный счет соответствующего адвокатского профессионального сообщества в течение тридцати дней со дня получения постановления должностного лица проводящего расследование2. При этом следует отметить, что установление указанных процессуальных сроков необходимо в том числе для поддержания финансовой дисциплины финансовых подразделений правоохранительных органов в вопросах перечисления адвокатского денежного вознаграждения.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, компенсация услуг адвоката за счет средств федерального бюджета не всегда производится в указанные сроки в том числе по причинам, часто напрямую независящим от того или иного правоохранительного органа.

В свою очередь адвокат, не получивший в обозначенные сроки оплату за оказанные услуги защитника, в целях защиты своих интересов инициирует административное исковое заявление, в соответствии с которым заявляются требования о признании в судебном порядке незаконным

голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

2 Положение о возмещении процессуальных издержек, свя-

занных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1240 // СЗ РФ. 2012. № 50. Ст. 7058.

бездействия правоохранительного органа, выразившегося в отсутствии оплаты труда адвоката или несвоевременной оплате труда адвоката.

При этом наиболее характерными заявляемыми исковыми требованиями являются возложение обязанности на правоохранительный орган возместить затраты, связанные с оплатой лицом, являющимся профессиональным адвокатом, оказанных ему юридических услуг, к которым отнесены такие элементарные с профессиональной точки зрения услуги как составление административного искового заявления.

В подтверждение факта наличия произведенных профессиональным адвокатом (административным истцом) затрат на оказанные ему услуги к административному исковому заявлению прикладывается письменное соглашение о юридических услугах и доказательство приема-передачи денежных средств, в соответствии с которыми одна сторона — «Доверитель» (фактически являющаяся профессиональным адвокатом, оказавшим услуги защитника в рамках проведения предварительного расследования и одновременно административным истцом) передает денежные средства другому профессиональному адвокату во исполнение заключенного между ними вышеуказанного соглашения.

В результате рассмотрения подобных административных исковых заявлений, установив незаконность действий правоохранительного органа, выраженную в отсутствии оплаты труда адвоката или несвоевременной оплате труда адвоката, суд рассмотревший дело на основании общих нормативно-правовых положений, регулирующих вопросы взыскания судебных расходов, взыскивает в пользу административного истца понесенные им расходы на оказание юридических услуг3.

Подобная ситуация свидетельствует о намерении административного истца о суще -ствить необоснованное обогащение за счет средств правоохранительных органов, поскольку для получения статуса адвоката необходимо высшее юридическое образование, сдача соответствующего квалификационного экзамена, которые предполагают наличие таких базовых знаний и навыков как составление административного искового заявления.

3 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

В целях исключения подобной судебной практики, приведения действующего законодательства в актуальное состояние, недопущения фактов неосновательного обогащения за счет средств правоохранительного органа предлагается ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской

Федерации дополнить исключением из установленного в данной части общего правила, предусмотрев, что указанное правило не распространяется на случаи взыскания расходов на оплату юридических услуг представителя при наличии у представляемого действующего статуса адвоката.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.