Syndrome (The Haworth Medical Press). -1995. - № 1. - P. 9-33.
S.K. Matveeva, L.P. Sanakoeva
PREVALENCE AND EFFECT OF
CHRONIC FATIGUE ON PSYCHOEMOTIONAL STATUS, COGNITIVE AND PERCEIVING FUNCTIONS IN SCHOOLCHILDREN
Prevalence of various types of chronic fatigue in schoolchildren of Perm at the age of 12-16 years old was studied. Investigation of psychoemotional status and cognitive functions in 45 children with idiopathic chronic fatigue (ICF) and in 25 healthy pupils was carried out. It has been established that each second pupil has complaints for fatigue; prolonged fatigue (during 1 month) was revealed in 38 % pupils, chronic one (duration more
than 6 months) - in 14,% and idiopathic chronic fatigue - in 4,4 %. Increased situational and personal anxiety, depression, emotional instability and low extravertness were typical for ICF children. Lower indices of distribution of attention and decrease in acoustic and combined memory volumes were also found. It has been established that in ICF children, disorders of psychoemotional state prevail over cognitive ones. Obligatory observation of such pupils by psychologist is needed.
Keywords, schoolchildren, chronic fatigue, psychoemotional status, cognitive and perceiving functions.
Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера
Материал поступил в редакцию 12.05.2006
УДК 616-02:621.397
Е.В. Малышева
О ВЛИЯНИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Средства массовой информации, включая теле-, радиопередачи, электронные и печатные СМИ, прочно вошли в жизнь людей.
Курение, алкоголь, ожирение, насилие, сексуальность, психическое здоровье и развитие, познавательное развитие, как доказано во многих зарубежных исследованиях, имеют связь с телевидением. Наша страна находится на этапе становления и развития западной модели телевидения и если не учитывать зарубежный опыт, то в скором времени нам придется пожинать те его плоды, что сейчас уже имеют развитые страны.
Критическая оценка воздействия телевидения на здоровье человека, в особенности детей и подростков, дана исследователями «Школы медицины» университета Питтсбурга (Пенсильвания): «Добрый вечер и добро пожаловать в шестичасовые новости! Сегодня вечером мы собираемся пропустить наши обычные сенсационные истории и сообщить вам нечто действительно очень важное. Знаете ли вы, что ваши дети подвергнуты воздействию более чем 45 часов в неделю различных видов электронных медиа-средств, включая радио и телевидение? Знаете ли вы, что прежде чем ваши дети достигнут совершен-
нолетия и достигнут юридического возраста употребления спиртных напитков, они будут наблюдать 20000 коммерческих реклам пива, большинство из которых направлены на молодежь? Знаете ли вы о рекомендациях Американской академии педиатрии, что дети младше 2 лет вообще не должны смотреть телевизор? Знаете ли вы, что воздействие медиасредств было связано с проблемами, такими как ожирение, слабая академическая успеваемость, самоубийства и посттравматические стрессовые расстройства? Теперь, когда вы это знаете, пожалуйста, настройте снова вечером...». Но вряд ли будет такое сообщение в новостях, отмечают авторы цитируемой статьи [27].
Курение - это первая причина заболеваний и летальности в Соединенных Штатах [1], однако немногие знают о влиянии телевидения на курение, особенно на американскую молодежь. Например, 86 % американских подростков курят наиболее рекламируемые марки сигарет («Мальборо», «Кэмэл» и «Ньюпорт»), сигареты этих 3 марок составляют 32 % всех продаж сигарет [5]. 89 % злостных неизлечимых курильщиков начали курить, когда им не было 19 лет; сегодня задействованная в процесс курения молодежь в будущем будет пополнять список умерших. Это не является тайной табачных компаний, так как они заинтересованы в юных потребителях своей продукции [40]. Табачные рекламные кампании предназначены для подростков, потому что они - потенциальные пожизненные клиенты. Наконец, если подростки видят, что в кинофильмах главные герои курят, то вероятно предположить, что они будут курить в будущем [8]. Установлено, что курение героев кинофильмов «ответственно» за более чем половину случаев (52,2 %) курения в юном возрасте в реальной жизни [8]. Есть предложение сократить время просмотра телевизионных программ, так как чем больше
времени молодой человек тратит на просмотр телевизора, тем больше у него вероятность стать курильщиком [36].
Потенциальные возможности телевидения в профилактике курения и поощрения желания бросить курить используются недостаточно. Нами было обнаружено лишь одно сообщение, описывающее результаты антитабачной телевизионной кампании.
В Англии проводилась оценка эффективности телевизионной рекламной кампании в формировании мотивации бросить курить и профилактике рецидивов у тех, кто уже бросил курить. Проводилось проспективное контролируемое исследование в четырех телевизионных областях центральной и северной Англии. В одном регионе не предпринималось никаких вмешательств (контроль), в другом проводили антитабачную телевизионную рекламу (TV media), в одной области проводили антитабачную телевизионную рекламу (TV media+LTCN). Телевизионные рекламные объявления были скринированы в 2 фазы по 18 месяцев; в течение первой фазы интенсивность рекламы в регионах была различной. В две стадии методом случайной выборки были отобраны 5468 мужчин и женщин (2997 курильщиков, 2471 экс-курильщиков); интервьюированы перед вмешательством, из них 3610 были повторно интервьюированы шесть месяцев спустя, после окончания первой фазы кампании. Через 18 месяцев были переинтервьюированы те, у которых было взято интервью через 6 месяцев. Сравнивались самосообщения о курении сигарет в 18-месячный период между тремя областями. Через 18 месяцев кампании 9,8 % курильщиков бросили курить, а 4,3 % экс-курильщиков снова начали курить. Отношение шансов для некурящего поведения при программе TV media в сравнении с контролем составило 1,53 [1,02-2,29, р=0,04], а для программы TV me-
&а+ЬТСК - 1,67 [1,0-2,8, ^=0,05]. Не было дополнительного эффекта локально организованной табачной кампании в комбинации с медиа (отношение шансов 1,15[0,74-1,78, ^=0,55]. Также не было признаков любых интервенционных эффектов после первой фазы телевизионной кампании. Было подсчитано, что эта кампания в типичной популяции, где 28 % составляют курильщики и 28 % экс-курильщики, может способствовать снижению распространенности курения до 1,2 %. Антитабачная телевизионная кампания в Англии была эффективной: она поддерживала и ободряла желающих бросить курить и оказывала помощь в предотвращении рецидива тем, кто уже не курил. Недостаточный эффект первой фазы кампании указывает на то, что рекламирование должно быть интенсивным и длительным. Полученные результаты поможет закрепить и улучшить решение правительства Великобритании финансировать подобные кампании, так как они - существенные компоненты стратегии сокращения курения населения в стране. Полагают, что снижение распространенности курения во многом поможет реализовать цель правительства Великобритании предотвратить 300 000 случаев возникновения рака и смертельных случаев от заболеваний сердца в последующие 10 лет [20].
Первые три причины смертности среди лиц 15-24 лет в США - несчастные случаи, убийства и самоубийства, в 20-40 % -по причине приема алкоголя [32]. Несмотря на эти статистические данные, реклама алкоголя по телевидению по-прежнему предназначена для молодых людей. Фактически несовершеннолетние подвергнуты воздействию рекламы пива на 45 % больше, ликеров - на 27 % больше, чем взрослые [11]. В коммерческой рекламе алкоголя часто используют мультипликационные сюжеты и персонажи [25]. Эти рекламные объявления предназначаются для молоде-
жи, так как молодые люди, рано начав принимать алкоголь, с большой долей вероятности станут алкоголиками, следовательно, пожизненно покупателями рекламируемой продукции [12]. Рекламные объявления были связаны с увеличением употребления алкоголя и проблемами у молодых людей, возникающими при употреблении алкоголя [45]. Много рекламы алкоголя во время спортивных передач, но нет материалов, рассказывающих о хронических алкоголиках [18].
Учитывая суггестивное влияние телевидения на человека, на формирование общественного мнения, стереотипов поведения можно сказать, что его возможности, как отрицательные, так и положительные, безграничны. Во Франции, стране, считающейся главным потребителем алкоголя в мире, имеется опыт национальной информационной кампании под лозунгом: «Один напиток - о кэй, три напитка - и ваши неприятности начинаются», с вовлечением всех средств массовой информации, включая телевидение. Лейтмотив кампании состоял в том, чтобы пить умеренно. По предварительным оценкам, общенациональный опрос показал, что 70 % телезрителей помнили лозунг спустя 3 месяца после кампании, из них 86 % думали, что кампания была необходима, 69 % полагали, что она была хорошо продумана
[41].
В США активно формируется позиция - уменьшение времени просмотра телевизионных программ может позитивно отразиться на здоровье населения, в особенности детского. Притчей во языцех стал обсуждаемый вопрос о связи телевидения с эпидемией юного ожирения в развитых странах [16,17,35,37]. Исследования непосредственно связывают ожирение с просмотром телевидения [38]. Три главных фактора вносят свой вклад в развитие национальной эпидемии ожирения в США - сидячий образ жизни (тысячи ча-
сов перед телевизором начиная с детства), выбор пищевых продуктов, основанный на рекламных объявлениях, а не на сведениях о пищевой ценности, и употребление пищевых закусок во время просмотра телевизионных передач. В целом частота случаев детского и юношеского ожирения возрастает приблизительно на 2 % в течение каждого часа в неделю, проведенного свыше предусмотренный нормы перед телевизором [7]. Кроме того, компании пищевых закусок и быстрого питания настойчиво продвигают рекламу по телевидению в надежде получить пожизненного потребителя [30]. Однако это пища далеко не идеальная для детей. Согласно вебсайту Макдоналда, например, «Счастливая пища» содержит приблизительно 800 калорий и 30 г жира [19].
Телевидение и насилие - еще одна животрепещущая тема для обсуждения. При сравнении с Англией и Японией в США в 1998 г. зарегистрировано в 35 и 285 раз больше убийств, соответственно [15]. В дополнение к этому США имеют самую мощную в мире медиасеть [44]. Каждый человек в Америке до достижения 18 лет является свидетелем 200 000 сцен насилия по телевидению, включая 16000 убийств [3]. В дополнение к объему насилия, медиасредства развлечений преподносят насилие в нереалистичном контексте. Например, «хорошие парни» часто используют мощное оружие и не получают от этого ношения отрицательных последствий [10], тогда как в действительности домашнее оружие в шесть раз более вероятно является причиной несчастных случаев, чем оружие преступника [6]. Нереалистичное представление медиасредства-ми насилия десенсибилизирует детей и учит их быть агрессивными, способствуя тем самым эпидемии насилия в стране [10]. Исследования показывают, что важная причина социального насилия - насилие в медиа-средствах [33]. Насилие по
телевидению более опасно, если это «гламурное насилие», не демонстрирующее физических и эмоциональных последствий [10]. Предлагается записывать на видео те программы, где демонстрируются сцены насилия, чтобы, просматривая их совместно с детьми, обсуждать истинные последствия насилия, уменьшить количество сцен насилия, демонстрируемых по телевидению, чтобы не дать развиться тенденции увеличения агрессии и тревожности среди населения [10,28]. Родители, преподаватели и создатели видеофильмов должны постоянно заботиться о смягчении эффектов телевизионных сцен насилия, а педиатры и другие службы здравоохранения - играть ключевую роль в создании здоровых семейных медиапривычек [14]. Для нивелирования отрицательных эффектов медианасилия в США большая роль отводится медицинским сестрам, службам ухода, которые в клиниках, школах, первичных офисах ухода могут минимизировать это воздействие. Они могут получить всестороннюю медиаисторию от детей и их семей, рассказать детям и родителям об эффектах медиа-насилия, сообщать, как их избегать. Индустрия развлечений должна с большей ответственностью избирать способы развлечения детей [23].
В США большее количество нежеланных беременностей у подростков, чем в любой другой развитой стране в мире [31], а эпидемия болезней, передающихся половым путем, ежегодно нарастает [43]. Нереалистичное представление сексуальности по телевидению вносит свой вклад в эпидемию заболеваний, передающихся половым путем, и нежелательных беременностей у подростков [13]. Проводились исследования роли телевидения в восприятии партнерских половых отношений 2127 подростков 12 и 15 лет девяти школ во Фландрии (нидерландско-говорящая часть Бельгии) методом анкетирования. Среди 12-летних выявлена связь между
временем просмотра телевидения и восприятием партнерского полового поведения, «эффект» телевидения начинался после уровня приблизительно 45 часов в неделю и был более сильным при преждевременном половом развитии. У 15-летних независимо от их пубертатного статуса, пола просмотр телевидения был связан с более высокими ожиданиями партнерской половой активности. Исходя из этого исследования, беспокойство о воздействии телевидения на половое здоровье не следует ограничивать только старшими, младших подростков, имеющих более высокий уровень пубертатного развития и проводящих много времени у телевизора, следует рассматривать как категорию зрителей с повышенным риском [9].
Самоубийства связываются в США с увеличением норм просмотра новостей по телевидению, сообщений о самоубийствах [24]. После событий 11 сентября 2001 г. было показано, что увеличение времени просмотра телевизионных новостей связано с симптомами посттравматического стрессового расстройства сильнее, чем любой другой фактор, включая фактическое нахождение в тот день во Всемирном торговом центре [26, 28]. Рекламные объявления и телевизионные программы могут способствовать возникновению у детей и подростков чувства ущемленного собственного достоинства, так как демонстрируют нереалистичные физические формы моделей [29].
Что же может противопоставить реальный потребитель телевидения во избежание его негативного последствия на детей? Рекомендуется разъяснять детям, что модели, ведущие различных программ, актеры в большинстве средств массовой информации не являются нереальными, для того чтобы изменить их истинные физические формы и особенности, используются многократные цифровые эффекты. Американская академия педиатрии не ре-
комендует смотреть телевизор детям младше 2 лет, это приводит к низкому уровню их общения с другими детьми и торможению умственного и психического развития [21]. Чрезмерное увлечение школьников телевидением неблагоприятно сказывается на их успеваемости [2,22,34], поэтому в этом возрасте рекомендуется уделять просмотру телевизионных передач не более 1-2 часов в день. Необходимо избегать «серфинга каналов», составить строгий план просмотра телепередач в неделю с указанным временем, удалить телевизоры из детских спален [2]. Необходимо анализировать, оценивать телепередачи вместе с детьми, а не быть пассивными потребителями [39]. В США уже существуют общественные программы с участием врачей, которые направлены на обучение молодежи критической оценке телевизионной рекламы, телешоу и кинофильмов, и они показали свою эффективность [4,42].
Таким образом, завершая обзор, можно сказать, что есть множество нерешенных вопросов. Где найти ту золотую середину в медиасредствах, в телевидении, чтобы воздействие на человека и общество оказалось максимально полезным и эффективным, способствовало формированию здорового поведения и образа жизни, улучшению состояния здоровья нации.
Телевидение - это фактор мощного психологического воздействия, который с успехом может выполнять просветительскую, образовательную функции, способствовать повышению медицинской грамотности и активности населения, избавлению от вредных поведенческих стереотипов, поощрению здорового образа жизни, внося определенный вклад в улучшение общественного здоровья. Однако, опираясь на зарубежный опыт, мы должны быть готовы к тому, что телевидение, все более и более вторгаясь в частную жизнь,
может оказывать негативное влияние на образ жизни и поведение людей, особенно детей и подростков, необходимо искать способы контроля и влияния на этот процесс.
Библиографический список
1. Actual causes of death in the United States 2000 / A.H. Mokdad, J.S. Marks,
D.F. Stroup, J.L.Gerberding // JAMA. -2004. -Vol. 291.-P.1238-45.
2 .American Academy of Pediatrics: children, adolescents, and television // Pediatrics. - 2001. - Vol. 107. -P.423-6.
3. American Psychiatric Association. Psychiatric effects of media violence. Accessed online May 12, 2004, at: http:// www.psych.org/-/public_info/media_violence.cfm.
4. Austin E.W. Effects of general and alcohol-specific media literacy training on children's decision making about alcohol /
E.W. Austin, K.K. Johnson // J. Health. Commun. - 1997. -Vol.2. -P.17-42.
5. Centers for Disease Control and Prevention. Preventing tobacco use among young people. A report of the Surgeon General. -Atlanta: U.S. Department of Health and Human Services, 1994.
6. Christoffel K.K. Handguns as a pediatric problem. 1986. / K.K. Christoffel, T. Christoffel // Inj. Prev.-1999. -Vol.5.-P.151-156.
7. Dietz W.H. Jr. Do we fatten our children at the television set? Obesity and television viewing in children and adolescents / W.H. Dietz Jr., S.L.Gortmaker // Pediatrics. -1985.-Vol.75.- P.807-812.
8. Effect of viewing smoking in movies on adolescent smoking initiation: a cohort study / M.A. Dalton, J.D. Sargent, M.L. Beach [et al.] // Lancet. - 2003 .-Vol. 62.-P.281-5.
9. Eggermont S. Young adolescents' perceptions of peer sexual behaviours: the role of television viewing / S. Eggermont // Child. Care Health. Dev. - 2005. Jul. -Vol.31(4). -Р.459-468.
10. Federman J. Executive Summary: National Television Violence Study. / J. Fed-erman // Center for Communication and Social Policy -Santa Barbara: University of California 1998.
11. Georgetown University, Center on Alcohol Marketing and Youth. Overexposed: youth a target of alcohol advertising in magazines. -Washington, D.C.: Georgetown University Press, 2002.
12. Grant B.F. Age at onset of alcohol use and its association with DSM-IV alcohol abuse and dependence: results from the National Longitudinal Alcohol Epidemiologic Survey / B.F. Grant, D.A.Dawson // J. Subst. Abuse - 1997.-Vol.9.-P.1103-10.
13. Harris L. Sexual material on American network television during the 1987-88 season. / L. Harris. -New York: Planned Parenthood Federation of America, 1988.
14. Hogan M.J. Adolescents and media violence: six crucial issues for practitioners / M.J. Hogan // Adolesc. Med. Clin. - 2005. Jun. -Vol.16(2).- P.249-268.
15. Krug E.G. Firearm-related deaths in the United States and 35 other high- and upper-middle-income countries. / E.G. Krug, K.E. Powell, L.L. Dahlberg //Int. J. Epidemiol. - 1998. Vol.27.-P.214-221.
16. Lin B.H. Factors associated with women's and children's body mass indices by income status/ B.H. Lin, C.L. Huang, S.A.French // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. - 2004.- Apr, -Vol.28(4). -P.536-542.
17. Marquis M. Does eating while watching television influence children's food-related behaviours? / M. Marquis, Y.P. Filion, F.Dagenais // Can. J. Diet. Pract. Res. -2005.- Spring.-Vol.66(1). -P. 8-12.
18. McCannon R. Subtexts of beer ads. The Albuquerque Tribune. / R. McCanno. -Albuquerque, 2000. -P.1,4.
19. McDonald's Corporation. Bag a McMeal and get the nutrition facts. Accessed onli
ne May 11, 2004, at: http://app.mcdo-nalds.com//countries/usa/food/nutrition/mcme al/bagmeal.jsp.
20. McVey D. Can anti-smoking television advertising affect smoking behaviour? controlled trial of the Health Education Authority for England's anti-smoking TV campaign / D. McVey, J. Stapleton // Tob. Control. - 2000.- Sept. -Vol.9(3). -P.273-282.
21. Media education. American Academy of Pediatrics, Committee on Public Education //Pediatrics. - 1999. -Vol. 104(2 Pt 1).-P.341-343.
22. Morgan M. Television and school performance/MMorgan // Adol. Med. -1993. -№4. ^.607-622.
23. Muscari M. Media violence: advice for parents/ M.Muscari // Pediatr Nurs. -2002.- Nov.-Dec.-N.28(6). -P.585-591.
24. Phillips D.P. Clustering of teenage suicides after television news stories about suicide. / D.P. Phillips, L.L. Carstensen //N. Engl. J. Med. - 1986.-Vol.315.-P.685-689.
25. Postman N. Myths, men, and beer: an analysis of beer commercials on broadcast television. / N. Postman. Washington, D.C.: AAA Foundation for Traffic Safety, 1987.
26. Posttraumatic stress two years after the Oklahoma City bombing in youths geographically distant from the explosion / B. Pfefferbaum, T. W. Seale, N.B. McDonald et al. // Psychiatry. - 2000.-Vol.63.-P.358-370.
27. Primack BA. Counseling patients on mass media and health / B.A. Primack // Am. Fam. Physician. - 2004.- Jun 1.-№69(11).-P.2545-2546, 2548, 2553-2554.
28. Psychological reactions to terrorist attacks: findings from the national Study of Americans' Reactions to September 11 /
W.E. Schlenger, J.M. Caddell, L. Ebert et al. //JAMA. - 2002. -Vol.288.-P.581-588.
29. Relation of peer and media influences to the development of purging behaviors among preadolescent and adolescent girls / A.E. Field, C.A. Camargo Jr., C.B. Taylor et al. // Arch. Pediatr. Adolesc Med. - 1999.-Vol.153.-P.1184-1189.
30. Schlosser E. Fast food nation. / E. Schlosser.- Boston: Houghton Mifflin, 2001.
31. Singh S. Adolescent pregnancy and childbearing: levels and trends in developed countries. / S. Singh, J.E.Darroch //Fam. Plann. Perspect. - 2000. -Vol.32. -P.14-23.
32. Smith G.S. Fatal nontraffic injuries involving alcohol: a meta-analysis. / G.S. Smith, C.C. Branas, T.R. Miller // Ann. Emerg. Med. - 1999.-Vol.33.-P.659-668.
33. Strasburger V.C. Children, adolescents, and the media in the 21st century. / V.C. Strasburger, E. Donnerstein // Adolesc. Med. - 2000. -Vol.11. ^.51-68.
34. Strasburger V.C. Does television affect learning and school performance? / V.C. Strasburger //Pediatrician. - 1986.-Vol.13.-P. 141147.
35. Television viewing and change in body fat from preschool to early adolescence: The Framingham Children's Study / M.H. Proctor, L.L. Moore, D. Gao et al. // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. - 2003 Jul. -Vol.27(7). ^.827-833.
36. Television viewing and initiation of smoking among youth / P.P. Gidwani, A. Sobol, W. Deong [et al.] //Pediatrics. - 2002.-Vol.110.-P.505-508.
37. Television viewing and its associations with overweight, sedentary lifestyle, and insufficient consumption of fruits and vegetables among US high school students: differences by race, ethnicity, and gender / R. Lowry, H. Wechsler, D.A. Galuska et al. // J. Sch. Health. - 2002.- Dec. -№72(10). -P.413-421.
38. Television watching, energy intake, and obesity in U.S. children: results from the third national Health and Nutrition Examination Survey, 1988-1994 / C.J. Crespo, E. Smit, R.P. Troiano [et al.] // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2001. -Vol.155. ^.360-365.
39. The Center for Media Literacy. Accessed online May 11, 2004, at: http://www.centerformedialiteracy .com.
40. Tobacco industry promotion of cigarettes and adolescent smoking / J.P. Pierce, W.S. Choi, E.A. Gilpin et al. // JAMA. - 1998. -Vol.279. - Р.511-515.
41. Vilain C. National information campaign in France. «One drink is O.K., 3 drinks is asking for trouble»/ C. Vilain // Hygie. -1985.- Jun. -№4(2). -P.31-36.
42. Wade T.D. A preliminary controlled evaluation of a school-based media literacy program and self-esteem program for reducing eating disorder risk factors. / T.D. Wade, S. Davidson, J.A.O'Dea // Int. J. Eat. Disord. - 2003.-Vol.33.-P.371-383;(discussion)384-387.
43. Weinstock H. Sexually transmitted diseases among American youth: incidence and prevalence estimates, 2000. / H. Weinstock, S. Berman, W. Cates Jr. //Perspect. Sex. Reprod. Health. - 2004.-Vol.36.-P.6-10.
44. Willis E. Media violence. / E. Willis, V.C. Strasburger // Pediatric Clinics of North America. - 1998.-Vol.45.-P.319-331.
45. Wyllie A. Positive responses to televised beer advertisements associated with drinking and problems reported by 18 to 29-year-olds. / A. Wyllie, J.F. Zhang, S.Casswell // Addiction. - 1998.-Vol.93.-P.749-760.
E.V. Malysheva
EFFECT OF TELEVISION ON INHABITANTS' HEALTH
Television is a factor of strong psychological effect. It can successfully fulfill educational function, promote elevation of medical competence and activity of inhabitants, save from harmful behavioral stereotypes, encourage healthy mode of life. It contributes to improvement of public health. However, television, being more and more intruded into private life, can render negative effect on the mode of life and behaviour of people, especially children and adolescents. New ways of control and influence on this process should be found.
Keywords: television, psychological effect, positive effect, negative effect.
Первый канал Центрального телевидения, г. Москва
Материал поступил в редакцию 20.03.2006