Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика способов мотивации к изменению образа жизни населения Красноярского края'

Сравнительная характеристика способов мотивации к изменению образа жизни населения Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
220
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / АНТИТАБАЧНАЯ РЕКЛАМА / ANTI-TOBACCO ADVERTISING / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / КУРЕНИЕ / SMOKING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / HEALTHCARE PROFESSIONAL ADVICE / СОВЕТ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кутумова Ольга Юрьевна, Кононова Лариса Ивановна, Труфанов Дмитрий Олегович, Россиева Татьяна Владимировна

Проведенное социологическое исследование показало, что просветительская информация является основным способом создания у населения мотивации к изменению образа жизни и отказа от вредных привычек. Первое ранговое место, как самые действенные источники пропаганды, занимают средства массовой информации (СМИ), второе советы медицинских работников. Как правило, пациент получает совет врача при посещении лечебного учреждения с диагностической или лечебной целью, либо во время прохождения диспансеризации, плановых профилактических осмотров. Так, под влиянием просмотра телевизионных программ и наружной рекламы, 45% курящего населения Красноярского края задумались об изменении образа жизни и отказе от курения, 36,9% жителей сделали такую попытку, а 8,4% отказались от вредной привычки. Сведения же, о факторах риска развития основных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, респираторных) вследствие курения, полученные от врача, мотивировали только у 36,9% населения желание изменить образ жизни, причём в основном у молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет. У 63,6% жителей края позитивный эффект от совета медицинского работника во время посещения лечебного учреждения с той или иной целью, отсутствовал. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о большей значимости просветительской пропаганды СМИ в мотивации к изменению образа жизни и отказа от курения, по сравнению с информацией, полученной от медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кутумова Ольга Юрьевна, Кононова Лариса Ивановна, Труфанов Дмитрий Олегович, Россиева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MOTIVATION METHODSAPPLIED TO HAVE THE KRASNOYARSK REGION RESIDENTS CHANGE THEIR LIFESTYLE

The sociological research carried showed that provision of educational information is the main method of motivating people to change their lifestyle and break harmful habits. The mass media are in the first position in the rating as the most effective public awareness development means and healthcare professional advice goes second. A patient usually receives such advice when visiting a healthcare institution to be given diagnosis or treatment or in the course of health assessment or scheduled preventive medical examination. 45% of the Krasnoyarsk Region smokers considered changing their lifestyle and quitting smoking, 36,9% of the residents made such attempt and 8,4% broke the harmful habit after watching television features and under the influence of outdoor advertising. Information that was received from a doctor about risks of developing major no communicable diseases (cardiovascular, oncology, respiratory) due to smoking motivated only 36, 9% of the population to change the lifestyle, which mostly included young people aged 18-24. For 63,6% of the region residents there was no positive effect of health professional advice received during a visit to a healthcare institution for a certain purpose. Thus, the received results testify to the bigger importance of educational promotion of mass media in motivation to change of a way of life and refusal of smoking, in comparison with information received from health workers.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика способов мотивации к изменению образа жизни населения Красноярского края»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-6 УДК 316.628:316.728(571.51)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ МОТИВАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Кутумова O.Ю., Кононова Л.И., Труфанов Д.О., Россиева Т.В.

Проведенное социологическое исследование показало, что просветительская информация является основным способом создания у населения мотивации к изменению образа жизни и отказа от вредных привычек. Первое ранговое место, как самые действенные источники пропаганды, занимают средства массовой информации (СМИ), второе - советы медицинских работников.

Как правило, пациент получает совет врача при посещении лечебного учреждения с диагностической или лечебной целью, либо во время прохождения диспансеризации, плановых профилактических осмотров. Так, под влиянием просмотра телевизионных программ и наружной рекламы, 45% курящего населения Красноярского края задумались об изменении образа жизни и отказе от курения, 36,9% жителей сделали такую попытку, а 8,4% отказались от вредной привычки. Сведения же, о факторах риска развития основных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, респираторных) вследствие курения, полученные от врача, мотивировали только у 36,9% населения желание изменить образ жизни, причём в основном у молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет. У 63,6% жителей края позитивный эффект от совета медицинского работника во время посещения лечебного учреждения с той или иной целью, отсутствовал. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о большей значимости просветительской пропаганды СМИ в мотивации к изменению образа жизни и отказа от курения, по сравнению с информацией, полученной от медицинских работников.

Ключевые слова: телевидение; антитабачная реклама; образ жизни; курение; мотивация; факторы риска; совет медицинского работника.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MOTIVATION METHODSAPPLIED TO HAVE THE KRASNOYARSK REGION RESIDENTS CHANGE THEIR LIFESTYLE

Kutumova O.Yu., Kononova L.I., Trufanov D.O., Rossieva T.V.

The sociological research carried showed that provision of educational information is the main method of motivating people to change their lifestyle and break harmful habits. The mass media are in the first position in the rating as the most effective public awareness development means and healthcare professional advice goes second.

A patient usually receives such advice when visiting a healthcare institution to be given diagnosis or treatment or in the course of health assessment or scheduled preventive medical examination. 45% of the Krasnoyarsk Region smokers considered changing their lifestyle and quitting smoking, 36,9% of the residents made such attempt and 8,4% broke the harmful habit after watching television features and under the influence of outdoor advertising. Information that was received from a doctor about risks of developing major no communicable diseases (cardiovascular, oncology, respiratory) due to smoking motivated only 36, 9% of the population to change the lifestyle, which mostly included young people aged 18-24. For 63,6% of the region residents there was no positive effect of health professional advice received during a visit to a healthcare institution for a certain purpose. Thus, the received results testify to the bigger importance of educational promotion of mass media in motivation to change of a way of life and refusal of smoking, in comparison with information received from health workers.

Keywords: television; anti-tobacco advertising; lifestyle; smoking; motivation; risk factors; healthcare professional advice.

Введение

Доказано, что курение табака - одна из самых распространённых форм зависимости человека и причина гибели миллионов жителей нашей планеты [4]. Учёные Бостонского медицинского колледжа [8] обнаружили, что курение вызывает повреждение генетического аппарата человека (изменяется активность 97 генов, 13 из которых, не возвращаются к нормальному состоянию, даже при ликвидации табачной зависимости). Вредная привычка является одним из главных факторов риска возникновения основных неинфекционных заболеваний (респираторных, сердечно-сосудистых, онкологических) [3, 5]. И самое главное, что курение - единственная причина смерти, которую можно предотвратить по желанию человека. В Красноярском

крае курит 33 % населения, а в структуре заболеваемости и смертности у мужчин ведущее место занимает рак лёгкого. Эти показатели выше, чем по России, в 1,3 раза [2]. Особую тревогу вызывает ежегодный рост табачной зависимости среди подростков, как в России, так и в развитых странах Европы и США [1, 7] Естественно, что поиски способов мотивации к избавлению от табачной зависимости, профилактики и её лечения - важная задача государственного значения. В Российской Федерации в феврале 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 15-ФЗ, призванный охранять здоровье граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака [6]. Поэтому, просвещение и информированность населения о вреде курения, а также выявление наиболее действенных способов мотивации к отказу от вредной привычки, крайне актуально, что и определило цель настоящего исследования.

Цель исследования

Выявить наиболее значимые источники антитабачной рекламы и способы мотивации у жителей Красноярского края к изменению образа жизни и отказа от вредных привычек.

Материалы и методы

Для исследования сформирована пропорциональная квотная выборка, репрезентативная по полу, возрасту и территориальному размещению взрослого населения Красноярского края. Выборочная совокупность составила 1286 респондентов в возрасте от 18 до 64 лет, из которых 594 мужчин (46,2%) и 692 женщины (53,8%). Доверительная вероятность составила 95±3,1%. Социологическое исследование проводилось методом личного интервью и посредством телефонного опроса. Для анализа полученных данных использовались методы описательной статистики с помощью профессионального пакета IBM SPSS Statistics 20.

Результаты и обсуждение

Анализ полученных результатов показал, что более половины (64,5%) взрослого населения Красноярского края, в возрасте от 18 до 64 лет, сталкиваются с антитабачной рекламой. Из них 67,1% составляет работающая молодёжь (от 18до 24 лет - 67,1%) и от 25 до 34 лет (67,7%), а также люди среднего возраста от 35 до44 лет (67,7%). У респондентов старшего возраста (55-64 лет) этот показатель несколько снижается и составляет 59,3%. Уровень встречаемости подобной рекламы курильщиков выше (75,9%), чем у некурящих (58,2%). Такая разница обусловлена тем, что у людей, страдающих табачной зависимостью, проблемы, связанные со здоровьем, стоят более остро и антитабачная реклама привлекает их внимание. Для планирования профи-

лактических мер борьбы с курением, важно знать, какой вид рекламы наиболее действенный. Проведенные исследования показали, что средства массовой информации (СМИ), такие, как телевидение (67,4 ±1,4 %) и наружная реклама (64,5±0,9%) являются наиболее частыми источниками просветительской информации среди представителей населения Красноярского края, которые встречали какую-либо рекламу борьбы с табаком (табл. 1). Не менее важной, является задача донести до населения знания о факторах риска развития основных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, респираторных, онкологических, сахарного диабета). Как видно из таблицы 1, второе ранговое место, как источники пропаганды, занимают врачи (охват просветительской информацией составил 56,6 ±1,5% - процент от количества жителей Красноярского края, получавших от кого-либо информацию о факторах риска развития заболеваний). Уровень обращаемости жителей края в медицинские учреждения для диагностики, лечения и профилактических осмотров, достаточно высок и составляет 70,7%. Почти у трети респондентов (36,2%) после прохождения диспансеризации (углублённого планового профилактического осмотра), возникло желание изменить свой образ жизни.

Таблица 1

Источники антитабачной рекламы и их распределение в зависимости от степени значимости

Источник антитабачной Охват просветительской Ранговое место

рекламы информацией по степени значимости

Телевидение 67,4±1,4 % 1

Наружная реклама 64,5±0,9 %

Врачи 56,6±1,5 % 2

Пресса (газеты, журналы) 48,9±1,5 % 3

В общении с друзьями и 41,2±1,4 %

родственниками Медсестра, фельдшер 40,9±1,6 % 4

Плазменные экраны 31,7±0,8 % 5

Радио 22,2±1,6 % 6

Другие источники 12,7± 1,3 % 7

Надписи на пачках сигарет 9,7±0,8 % 8

Интернет 8,5±1,1 %

Достаточно часто жители края получают сведения о вреде курения, читая газеты, журналы (3 ранговое место - охват 48,9±1,5%), общаясь с друзьями, родственниками и медсестрой,

фельдшером при посещении поликлиник (4 ранговые места, охват 41,2 ±1,4 % и 40,9±1,6 %, соответственно). Плазменные экраны и радио большой популярностью, в плане источника информации, у населения не пользуются: охват составляет лишь 31,7±0,8% и 22,2±1,6%, соответственно. Другие источники (конкретно респондентами не указанные) составляют 12,7±1,3%, находясь на 7 месте. Такие источники информации, как надписи на пачках сигарет (9,7±0,8%) и глобальная сеть интернета (8,5±1,11,3%), несмотря на незначительные проценты и последнее 8 ранговое место, нельзя не принимать во внимание. Известно, что молодёжь гораздо чаще, чем телевидение, использует в качестве информации интернет, а люди старшего возраста, особенно женщины, наоборот. Но, вопрос о значимости такого источника просвещения, как глобальная сеть интернета, требует отдельной разработки. Распределение ответов респондентов разного пола, получающих сведения о факторах риска, показало, что женщины получают в большей степени информацию от медицинских работников, а мужчины из СМИ. Различий в восприятии рекламы у мужчин и женщин практически не установлено, кроме телевидения: 65, ±1,3% и 69±0,5% (р<0,05), соответственно.

Для выяснения эффективности воздействия антитабачной рекламы на поведенческие реакции человека, в анкете был предложен вопрос: «Способствует ли увиденная реклама изменению Вашего поведения в плане курения?» На основании полученных ответов, установлено следующее: 45 ±1,4% курящих респондентов задумались о том, чтобы бросить курить, 36,9±1,2% сделали такую попытку, а 8,4±1,3% продекларировали, что расстались с пагубной привычкой. Женщины отреагировали на рекламу более позитивно. Так, у 52,2 ±1,3% появилась мысль избавиться от табачной зависимости, 43,5 ± 2,1% сделали такую попытку, а 10,4 ±1,8% женщин отказались от курения.

Заключение

Таким образом, полученные результаты проведенного исследования показали,что более половины населения Красноярского края в возрасте от 18 до 64 лет получают информацию о вреде курения табака, источником которой являются СМИ, в частности, телевидение и наружная реклама. Полученные из рекламы сведения оказали позитивное влияние: 45% курильщиков задумались о том, чтобы отказаться от пагубной привычки, 36,9% сделали такую попытку, а 8,4%, благодаря рекламе, избавились от табачной зависимости. Учитывая эти данные, следует увеличить в СМИ долю антитабачной пропаганды. Но, если сравнивать значимость информации о факторах риска развития основных неинфекционных заболеваний, полученных от медицинских работников и рекламы в СМИ, то первое ранговое место занимают врачи, а СМИ -второе.

Таким образом, необходимо, чтобы участковые врачи и средние медицинские работники в процессе консультирования, обследования или лечения (независимо от повода обращения пациента в лечебное учреждение), создавали соответствующую мотивацию к изменению образа жизни и отказа от вредных привычек. Также, важным является обучение пациентов практическим навыкам восстановления и поддержание своего здоровья.

Список литературы

1. Профилактика табакокурения среди детей и подростков: Руководство для врачей / Геп-пе Н.А., Малахов А.Б., Шараповы О.В., Саввина Н.В. и др. / Под общ. ред. Геппе Н.А. -ГЭОТАР - Медиа, 2008. 144 с.

2. Киприна А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2013 году (заболеваемость и смертность) - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «ФМИЦ им. П.А. Герцена» Минздрава России. 2015. илл. 250 с.

3. Полянская И.А. Создание системы коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в Кемеровской области. Медицина в Кузбассе. 2013. №3. С. 55-58.

4. Смирнов В.К. Клиника и терапия табачной зависимости. - М., 2000. 96 с.

5. Вопросы ранней диагностики и профилактики заболеваний.формирование здорового образа жизни / Чукаева И.И., Шургая М.А., Кашежева А.З., Суворова Н.Н., Хачирова А.И. / Лечебное дело. 2011. №3. С. 25-31.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г., №15-ФЗ «О защите здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» URL: http://www.rg/ru/2013/02/26/Zakon-dok.html (дата обращения 04.06.2013).

7. Denscombe M. Uncertain identities and health-risking behavior: the case of young people and smoking in late modernity // British Journal of Sociology Vol. 52 Issue 1 (March 2001). Рр. 157177.

8. Effect of cigarette smoke on the human airway epithelial cell transcript me / AvrumSpira, Jennifer Beane, Vishal Shah, Gang Liu, FrankSchebri, Huemei Yang, Iohn Palma and Ierome S. Bro-dy // Published online before print, June 21, 2004. Prok. Natl. Acad. Sci. USA, 10, 1073/pnas. 0401422101.

References

1. Prevention of tobacco smoking among children and teenagers: The management for Doctors/ Gepp N.A., Malakhov A.B., Sharapov O.V., Savvina N.V. and other / Under a general edition to Geppa N. A. - GEOTAR - Media, 2008. 144 р.

2. Kiprina A.D., Starinsky V.V., Petrov G.V. Malignant new growths in Russia in 2013 (incidence and mortality) - M.: MNIOI of P. A. Herzen - Federal State Budgetary Institution FMITs im. P. A. Gertsena branch of the Russian Ministry of Health. 2015. silt. 250 р.

3. Polyanskaya I.A. Creation of system of correction of risk factors of chronic noninfectious diseases in the Kemerovo region. Medicine in Kuzbass.2013. No. 3. Pp. 55-58.

4. Smirnov of V.K. Klinik and therapy of tobacco dependence. - M., 2000. 96 p.

5. Questions of early diagnostics and prevention of diseases. formation of a healthy lifestyle / Chu-kayeva I.I., M.A., Kashezhev A.Z. Shurgaya., Suvorova N.N., Hachirov A.I. / Medical business. 2011. No. 3. Pp. 25-31.

6. The federal law of the Russian Federation of February 23, 2013. No. 15-FZ «About protection of health of the population against a surrounding tobacco smoke and consequences of consumption of tobacco». URL: http://www.rg/ru/2013/02/26/Zakon-dok.html (date of the address 04.06.2013).

7. Denscombe M. Uncertain identities and health-risking behavior: the case of young people and smoking in late modernity // British Journal of Sociology. Vol. 52. Iss. 1 (March 2001). Pp. 157177.

8. Effect of cigarette smoke on the human airway epithelial cell transcript me / AvrumSpira, Jennifer Beane, Vishal Shah, Gang Liu, Frank Schebri, Huemei Yang, Iohn Palma and Ierome S. Bro-dy // Published online before print, June 21, 2004. Prok. Natl. Acad. Sci. USA, 10, 1073/pnas. 0401422101.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кутумова Ольга Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент, главный врач Красноярский краевой Центр медицинской профилактики ул. Парижской Коммуны, 33, г. Красноярск, 660049, Россия krasmp@yandex.ru

Кононова Лариса Ивановна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая организационно-методическим отделом

Красноярский краевой Центр медицинской профилактики ул. Парижской Коммуны, 33, г. Красноярск, 660049, Россия krasmp@yandex.ru

Труфанов Дмитрий Олегович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии Сибирский Федеральный университет пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Россия krassocio@ya.ru

Россиева Татьяна Владимировна, кандидат медицинских наук, врач-методист Красноярский краевой Центр медицинской профилактики ул. Парижской Коммуны, 33, г. Красноярск, 660049, Россия rossievatv@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kutumova Olga Yurevna, candidate of medical sciences, associate professor, chief physician

Krasnoyarsk Centre of Medical Prevention

33, Parizhskaya Kommuna st., Krasnoyarsk, 660049, Russia

krasmp@yandex.ru

Kononova Larisa Ivanovna, candidate of medical sciences, associate professor, manager of organizational and methodical department

Krasnoyarsk Centre of Medical Prevention

33, Parizhskaya Kommuna st., Krasnoyarsk, 660049, Russia

krasmp@yandex.ru

Trufanov Dmitry Olegovich, candidate of sociological sciences, associate professor of sociology of Institute of pedagogics, psychology and sociology Siberian Federal University pr. Svobodny, 79, Krasnoyarsk, 660041, Russia

Rossieva Tatyana Vladimirovna, candidate of medical sciences, doctor-methodologist

Krasnoyarsk Centre of Medical Prevention

33, Parizhskaya Kommuna st., Krasnoyarsk, 660049, Russia

rossievatv@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.