УДК 316.346.32-053.6
ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ПРИОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ*
Матосова Анна Юрьевна,
соискатель кафедры социологии и социальной работы
Иркутский Государственный Технический Университет, г. Иркутск, Иркутская область, Россия avosotam@inbox. ru
Статья посвящена рассмотрению факторов приобщения молодежи и подростков к употреблению алкогольных напитков с помощью факторного анализа, линейной регрессии и метода моделирования структурными уравнениями. В результате была построена модель, рассматривающая детерминанты потребления алкоголя и механизмы их взаимного влияния на приобщение подростков к алкоголю.
Ключевые слова: потребление алкогольных напитков; отношение к потреблению алкоголя; молодежь; свободное время; телевизионная реклама алкогольных напитков; развлекательные телепрограммы.
FACTORS DETERMINING ADOLESCENTS AND YOUTH ALCOHOL
DRINKING
Matosova Anna
Department of Sociology and Social Work
Irkutsk State Technical University, Irkutsk, Irkutsk Region, Russia
avosotam@inbox. ru
* Публикация подготовлена по результатам исследования, выполненного при финансовой поддержке гранта Erasmus Mundus № EM ECW-L04 TUD 08-130
The paper analyses the factors, which involve young people and adolescents in alcohol drinking by means of factor analysis, linear regression and structural equation modeling methods. A model is proposed, which considers the determinants of alcohol consumption and mechanisms of their mutual influence on adolescent initiation of alcohol drinking.
Keywords: alcohol consumption; attitudes toward alcohol consumption; young people; leisure time; television advertising of alcoholic beverages; entertainment television.
В настоящее время алкогольная проблема в России занимает одно из ведущих мест в ряду социально-экономических проблем государства. Алкогольная ситуация в стране оценивается как неблагоприятная, в силу того что в последние годы значительно возросло потребление алкоголя на душу населения, а также произошло снижение возраста приобщения к алкоголю. Среди исследователей нет единого мнения о том, что в наибольшей степени оказывает влияние на приобщение к алкоголю. Разработаны многочисленные теории, объясняющие потребление алкоголя молодежью. Приобщение молодых людей к алкоголю определяется социальными, демографическими и психологическими факторами. Обзор факторов алкогольного потребления был сделан Кислицыной
О.[1]. Она отмечает, что этиология приобщения подростков к потреблению алкогольных напитков носит комплексный характер, включая многие детерминанты и направления развития.
В настоящем исследовании мы будем опираться на социализационный подход к объяснению алкогольного поведения на основе российских данных. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, группы, организации, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь - агентами социализации. Среди агентов социализации, так или иначе воздействующих на представления молодых людей об алкоголе, можно выделить родителей, сверстников, средства массовой информации и рекламу. Алкогольные напитки и процесс их потребления очень часто
демонстрируется в телевизионных программах и рекламе. Их показ может формировать положительное отношение к потреблению алкогольных напитков, одобрению пьянства и алкоголизма. Зарубежные исследования свидетельствуют о влиянии просмотра телевизионных программ на потребление алкоголя подростками. Однако в отечественной науке отсутствуют работы, оценивающие эффект сообщений об алкоголе в СМИ на подростка. Связь между просмотром телевизионных программ и потреблением алкогольных напитков недостаточно изучена. Проведенное исследование представляет собой попытку восполнить этот недостаток.
Цель исследования: выявление связи просмотра телевизионных развлекательных программ (1) с положительным отношением к пьянству и алкоголизму и (2) с потреблением алкогольных напитков, а также определение количественной оценки их вклада.
Метод. Связь между просмотром телевидения и потреблением алкоголя была исследована с помощью факторного анализа, линейной регрессии (Stata/SE 10.0). В результате регрессионного анализа была построена модель, рассматривающая детерминанты потребления алкоголя и механизмы их взаимного влияния на приобщение подростков к алкоголю. Методом моделирования структурными уравнениями (LISREL) разработана модель влияния социальных факторов на употребление алкогольных напитков, определяющая количественно вклад каждого из них.
Гипотезы исследования:
— Потребление алкоголя опосредовано толерантным или негативным отношением к пьянству и алкоголизму;
— Отношение к алкоголизму связано с типом телевизионных программ, которые предпочитают молодые люди;
— В структуре телесмотрения и времяпрепровождения имеются определенные паттерны;
— Чем больше молодые люди смотрят развлекательных телевизионных программ, тем более положительное отношение к пьянству и алкоголизму они имеют;
— Чем более положительно отношение к пьянству и алкоголизму у молодых людей, тем выше уровень потребления алкоголя.
В качестве информационной базы исследования использованы данные исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» (данные предоставлены Единым Архивом Социологических данных, режим доступа: http://sophist.hse.ru), в ходе которого были опрошены 1796 молодых людей в возрасте от 17 до 26 лет (табл. 1). Время проведения март - апрель 2007 года. Тип выборки: квотная, случайная. Метод сбора данных: формализованное интервью.
Таблица 1
Пол Доля, % N чел.
Юноши 50.1 899
Девушки 49.9 897
Всего 100.0 1796
Для анализа были выделены три группы переменных. Первая группа имеет отношение к самому подростку и включает такие переменные как его пол, возраст, место жительства, потребление алкогольных напитков. Вторая группа относится к характеристикам семьи, в которой проживает подросток, и включает такие переменные как ежемесячный доход на каждого члена семьи, образование матери, образование отца, тип взаимоотношений с родителями, согласие с мнением отца, матери. Третья группа включает переменные, характеризующие тип занятости молодых людей в свободное время, тип предпочитаемых телевизионных программ, отношение к пьянству и алкоголизму.
Для построения нашей модели мы определили как главную независимую переменную паттерн просмотра телевизионных программ, зависимой переменной стало потребление алкоголя. Промежуточной переменной стало отношение
к пьянству и алкоголизму. Таким образом, контрольными переменными стали возраст, пол, тип поселения, доход, тип занятости в свободное время, характеристики семьи: образование родителей, отношения в семье, согласие с мнением родителей. Рассмотрим их подробно:
1. Потребление алкоголя. Молодым людям был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, приходилось ли вам пить крепкие спиртные напитки?». Ответы распределились следующим образом (табл.2):
Таблица 2
Скажите, пожалуйста, приходилось ли Вам: Пить крепкие спиртные напитки? Доля, % чел.
Да, часто 28.5 480
Редко (только пробовали) 48.9 823
Сами этого не делают, но других за это не осуждают 8.1 138
Нет, я противник подобных действий 11.1 189
Не хотят отвечать на вопрос 3.3 54
Всего 100.0 1684
Анализ литературы показал, что потребление алкогольных напитков всегда опосредуется отношением к алкоголю, к пьянству, к алкоголизму. Отношение к алкоголю выражается в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. Положительная реакция может предсказывать потребление алкоголя. Поэтому становится необходимым выявление отношения молодых людей к алкоголю, пьянству, алкоголизма.
2. Отношение к пьянству и алкоголизму. Уровень критичности или толерантности по отношению к алкоголю можно рассматривать как результат осведомленности человека о вреде алкоголя и непринятия для себя. В критичном отношении проявляется способность анализировать, а не просто подчиняться внешнему окружению и следовать навязываемым образцам. Отношение молодых людей к пьянству и алкоголизму выявлено при помощи вопроса: «Какие из следующих поступков, на ваш взгляд, никогда не могут быть оправданы, какие
могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно: пьянство, алкоголизм?». Ответы респондентов распределились следующим образом (табл.3):
Таблица 3
Какие из следующих поступков,на ваш взгляд, никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно? Пьянство/алкоголизм Доля, % N чел.
Никогда не может быть оправдано 59.3 1065
Иногда это допустимо 32.5 583
К этому следует относится снисходительно 7.9 142
З/о 0.3 6
Всего 100.0 1796
3. Просмотр телевизионных программ. Молодым людям был задан вопрос: «Какие телевизионные программы вы смотрите?». Среди ответов было выделено 14 типов программ. Для выявления предпочитаемых типов телевизионных программ российской молодежью был проведен факторный анализ. Нами были использованы метод главных компонент и метод вращения факторов (варимакс). С помощью факторного анализа мы хотели выяснить наличие паттернов телесмотрения, другими словами, правда ли, что молодые люди, предпочитающие спортивные программы, вероятнее всего смотрят также музыкальные каналы. И наоборот, тот, кто смотрит новостные и аналитические программы, скорее всего также смотрит программы о культуре (табл.4).
Таблица 4
Факторный анализ: паттерны телесмотрения
Матрица корреляций = 61,14%)
Факторы Программы Фактор 1 Информаци- онный Фактор 2 Культурный Фактор 3 Развлека- тельный Фактор 4 Фильмы Общности
Новости 0,8598 -0,1807 0,0045 0.1474 0,3033
Научно-популярные 0,7157 0,1949 -0,0175 0.0144 0,3568
Аналитические 0,6853 0,1513 0,1047 -0.1498 0,4399
Игровые -0,2196 0,2669 0,5859 0.1202 0.4840
Музыкально-развлекат. -0,0891 0,0220 0,6181 0.3082 0.4376
Спортивные 0,4427 -0,1525 0,7296 -0.1348 0.3751
Эротические -0,0487 -0,0401 0,7123 -0.0733 0.4977
О культуре 0,1562 0,7171 -0,0614 0.1161 0.3502
Исторические 0,5107 0,4182 -0,0123 0.0885 0.4034
Религиозные -0,0741 0,8145 0,0428 -0.1699 0.3810
Отечественные фильмы 0,2180 0,0573 -0,0976 0.7722 0.3292
Зарубежные фильмы -0,0557 -0,1066 0,1243 0.8116 0.3056
Курсивом обозначены признаки, имеющие максимальный вес по каждому фактору. Из матрицы следует, что выделено 4 фактора, объясняющих 61,14% дисперсии:
Фактор I, объединяющий: новости, научно-популярные программы, аналитические, исторические. В качестве метки для этого фактора мы выбрали «информационные программы».
Фактор II, объединяющий: программы о культуре, религиозные. В качестве метки для этого фактора мы выбрали «культурные программы»,
Фактор III, объединяющий: игровые, музыкально-развлекательные, спортивные, эротические. В качестве метки для этого фактора мы выбрали «развлекательные программы».
Фактор IV, объединяющий фильмы: отечественные и зарубежные фильмы. В качестве метки для этого фактора мы выбрали «фильмы».
Таким образом, проведенный анализ подтвердил нашу гипотезу о наличии паттернов телесмотрения. Выявление указанных латентных факторов позволило упростить процедуру дальнейшего анализа.
4. Характеристики семьи.
- Культурный капитал. Данная переменная основана на информации об образовании родителей. Существующие исследования находят связь между уровнем образования родителей и отношением к алкоголю: чем выше образование родителей, тем более негативное отношение к алкоголю у их детей. В ходе интервью молодым людям был задан вопрос «Какое образование получили отец, мать?». Ответы распределились следующим образом (табл.5):
Таблица 5
Образование родителей
Какое образование получили родители? Отец Мать
Доля, % N чел. Доля, % N чел.
Начальное (до 4-х классов) 0.1 2 0.2 3
Неполное среднее (до 8 классов) 3.5 62 3.2 58
Общее среднее, в т.ч. ПТУ со средним образованием 23.6 424 19.4 348
Среднее специальное 35.4 636 39.5 710
Высшее гуманитарное или экономическое 12.7 228 22.3 400
Высшее техническое или естественнонаучное 19.8 356 13.8 248
З/о 4.9 88 1.6 29
Всего 100.0 1796 100.0 1796
- Социально-экономический статус семьи. Социально-экономический статус определяется уровнем доходов. Существующие исследования между социально-экономическим статусом и потреблением алкоголя в подростковом возрасте являются противоречивыми. В то время как некоторые из них зафиксировали более высокий риск чрезмерного потребления алкоголя молодежью в низших социально-экономических группах [2], другие не подтвердили такую связь [3], или даже показали обратную направленность этой связи, свидетельствующую о том, что подростки и молодежь из обеспеченных семей более склон-
ны к потреблению алкоголя по сравнению с обеспеченными сверстниками [4]. Для определения социально-экономического статуса в ходе интервью был задан вопрос: «Каков примерный среднемесячный доход на каждого члена вашей семьи?». Ответы распределились следующим способом (табл.6):
Таблица 6
Распределение доходов респондентов
Каков примерный среднемесячный доход на каждого члена вашей семьи? Доля, % N чел.
менее 3000 руб. 9.87 148
от 3001 до 4000 руб. 9.33 140
от 4001 до 5000 руб. 14.20 213
от 5001 до 6000 руб. 8.47 127
от 6001 до 7000 руб. 10.07 151
от 7001 до 8000 руб. 7.47 112
от 9001 до 10000 руб. 4.20 63
от 10001 до 11000 руб. 11.87 178
от 11001 до 12000 руб. 1.73 26
от 12001 до 13000 руб. 4.40 66
от 13001 до 15000 руб. 1.87 28
от 15001 до 17000 руб. 5.27 79
от 17001 до 20000 руб. 1.20 18
от 20001 до 25000 руб. 4.33 65
от 25001 до 30000 руб. 2.60 39
от 30001 до 40000 руб. 1.87 28
более 40000 руб. 1.27 19
Всего 100.00 1500
Мы полагаем, что гораздо в большей степени на потребление алкоголя влияют взаимоотношения в семье. Возможно, что хорошая атмосфера в семье снижает риск потребления алкоголя. Атмосфера в семье определяется отношениями между родителями и их детьми, а также согласием с мнением родителей.
- Отношения с родителями. Исследования показывают, что чем лучше отношения между родителями и детьми, тем меньше вероятность потребления алкоголя. Вероятно, что при ухудшении отношений с родителями, наблюдается ослабление связи с родителями. С одной стороны, это в свою очередь может вызывать уменьшение родительского мониторинга и контроля. С другой стороны, отсутствие душевной близости с родителями может приводить к поиску способов самоутверждения, в том числе и через приобщение к алкоголю. Для выявления отношений с родителями был задан вопрос: «Как складываются отношения с вашими родителями?» (табл.7):
Таблица 7
Как складываются Ваши отношения с родителями? Доля, % N чел.
Отношения прекрасные, основанные на полном взаимопонимании 31.3 563
Отношения хорошие, но иногда случается недопонимание 54.1 972
Отношения натянутые, практически лишенные взаимопонимания 7.3 131
По-другому 0.1 2
Нет родителей 1.6 29
З/о 5.5 99
Всего 100.0 1796
- Согласие с мнением родителей. Те подростки, которые не признают мнение родителей авторитетным, в 4 раза вероятнее потребляют алкогольные напитки [5]. Мы полагаем, что согласие с мнением родителей может означать также следование установленным родителями правилам, в том числе правилам потребления алкоголя. Для выявления согласия с мнением родителей в ходе интервью был задан вопрос: «Как вы считаете, совпадают ли ваши взгляды на те процессы, которые происходят в России в настоящее время, с точкой зрения ваших отца, матери?». Ответы распределились следующим образом (табл.8):
Таблица 8
Как Вы считаете, совпадают ли ваши взгляды с точкой зрения: Матери Отца
Доля, % N чел. Доля, % N чел.
В значительной степени совпадают 43.0 772 37.2 668
Совпадают, но в незначительной степени 41.4 743 37.9 681
Практически не совпадают 13.5 242 17.7 318
З/о 2.2 39 7.2 129
Всего 100.0 1796 100.0 1796
5. Место проживания. Существуют противоречивые данные о том, что жители малых городов и деревень потребляют больше алкоголя. Для большинства провинциальных городов и деревень России характерны стереотипы поведения и отношения к алкоголизму как к норме жизни. Социально приемлемым считается алкогольное проведение досуга молодёжью. Для выявления места жительства молодых людей был задан вопрос: «Тип поселения, в котором вы проживаете?». Ответы распределились следующим образом (табл.9):
Таблица 9
Тип поселения Доля, % N чел.
Мегаполис 14.5 260
Город 74.6 1340
Село 10.9 196
Всего 100.00 1796
6. Свободное время. Существует мнение, что приобщению к алкоголю предрасполагает проблема свободного времени. В связи уменьшением числа детских и юношеских учреждений, введением платы за дополнительные образовательные услуги в учебных заведениях, большинство молодых людей испытывает избыток свободного времени. Так, например, на вопрос нашего исследования «Чем вы занимаетесь в свободное время?» около 40% респондентов ответили «просто отдыхают, расслабляются», 66% респондентов «смотрят телевизор», 65% - «встречаются и общаются с друзьями». Объединенные в ком-
пании, незанятые полезной деятельностью, молодые люди начинают употреблять алкогольные напитки [6]. Те подростки, которые проводят больше времени во внеучебных мероприятиях, с меньшей вероятностью принимают участие в рискованном поведении [7]. Таким образом, использование свободного времени позволяет спрогнозировать вовлеченность подростков в рискованное поведение. Для анализа свободного времени в нашем распоряжении имелись переменные о посещении мероприятий (кинотеатры, театры), кафе, баров, встречи с друзьями, учеба для повышения квалификации и другие. Для выявления паттернов времяпрепровождения была реализована модель факторного анализа с методом вращения варимакс (табл.10).
Таблица 10
Матрица корреляций = 39,53%)
Факторы Свободное время Фактор 1 Интеллектуальная деятельность Фактор 2 Развлечения Общности
Чтение книг 0,6506 0,0488 0,5743
Посещение театров, кинотеатров 0,6888 0,1664 0,4979
Просмотр музыкальных видео, слушание музыки 0,2510 0,6673 0,4917
Посещение кафе, баров 0,1052 0,5723 0,6614
Просмотр телевизора 0,0199 0,5891 0,6525
Встречи с друзьями -0,2153 0,6425 0,5408
Посещение музеев 0,6758 -0,0820 0,5366
Учеба для повышения квалификации 0,4234 -0,0164 0,8205
Из матрицы следует, что выделено 2 фактора, объясняющих 39,53% дисперсии:
Фактор I: «интеллектуальная деятельность», объединяющий: чтение книг, посещение театров и кинотеатров, посещение музеев, учеба для повышения квалификации.
Фактор II: «развлечения», объединяющий: просмотр музыкальных видео, слушание музыки, просмотр телевизора, встречи с друзьями.
Для выявления значимых факторов, влияющих на потребление алкоголя, использовался метод регрессионного анализа, так как именно этот метод позволяет определить влияние той или иной переменной «при прочих равных условиях», т.е. при средних значениях остальных переменных [8].
Результаты исследования.
Данные многочисленных исследований указывают на то, что факторами употребления психоактивных веществ являются как формальные (социальнодемографические) характеристики, такие как пол и возраст, материальное положение семьи и ее состав [9], так и неформальные, например, взаимоотношения в семье и медиасреда. Мы проанализировали зависимость употребления крепких алкогольных напитков от ряда социально-экономических характеристик.
«Часто» спиртное употребляли 29,5% молодых людей, «пробовали» -50,6%. По сравнению с девушками, юноши практически в 2 раза больше употребляли алкоголь «часто» (табл.11).
Таблица 11
Соотношение между потреблением крепкого алкоголя и
полом респондентов
Приходилось ли вам пить крепкий алкоголь? (%)
Пол Да, часто Редко, только пробовали Я не пью, но не критикую Нет, я против потребления Всего
Юно- ши 38.9 48.4 5.4 7.4 100.00
Де- вушки 20.1 52.8 11.4 15.7 100.00
Всего 29.5 50.6 8.4 11.5 100.00
Одной из предпосылок алкоголизации молодежи является урбанизированная среда: молодые люди, живущие в городе потребляют больше алкогольных напитков. Возможно, это связано с возможностью укрыться от контроля со
стороны родителей, институтов образования, наличием большего количества возможностей для «реализации соблазнов», а также наличием более насыщенного медиаокружения, провоцирующего потребление. Проживание в деревне влияет на отношение к пьянству и алкоголизму, оказывая негативный эффект на процесс алкоголизации. Проживание в городской местности увеличивает риск алкоголизации молодых людей (табл.12).
Таблица 12
Соотношение между потреблением крепкого алкоголя и типом поселения
Тип поселения Приходилось ли вам пить крепкий алкоголь?(%) Город Село Всего
Нет, я против потребления 80,0 20,0 100,00
Я не пью, но не критикую 76,7 23,3 100,00
Редко, только пробовали 87,4 12,6 100,00
Да, часто 93,4 6,6 100,00
Всего 87,4 12,6 100,00
Основной предпосылкой, удерживающей подростков от потребления алкоголя, является высокий уровень критичности к пьянству и алкоголизму. Важно не только то, как социальное окружение и среда воздействуют на подростка, но и то, как он сам их воспринимает и оценивает. Если удается сформировать у подростка это критичное отношение, вероятность его попадания в группу потребляющих алкогольные напитки понижается. Таким образом, главным предиктором потребления алкоголя является положительное и толерантное отношение к пьянству и алкоголизму (табл. 13).
Таблица 13
Соотношение между потреблением крепкого алкоголя и отношением к
пьянству, алкоголизму
Могут быть оправданы: пьянство, алкоголизм? Приходилось ли вам пить крепкий алкоголь? (%)
Нет, я против потребления Яне пью, но не критикую Редко, только пробовали Да, часто
Никогда не может быть оправдано 15,3 8,3 56,5 19,9
Иногда это допустимо 6,7 9,5 42,8 41,0
Надо относиться снисходительно 2,9 5,1 37,2 54,7
Всего 11,5 8,4 50,5 29,5
Существующие исследования связи между социально-экономическим статусом и потреблением алкоголя в подростковом возрасте являются противоречивыми. Большинство зарубежных исследований не обнаружило такой связи. Вовлеченность в употребление алкоголя связывают как с низким, так и с высоким статусом семьи. Проведенное нами исследование также не подтвердило наличие связи. Однако на уровень дохода влияет образование родителей: чем выше образование родителей, тем выше доход. Таким образом, наличие денег само по себе не является причиной потребления алкоголя, но эта связь может быть опосредована воздействием каких-то других переменных, учтенных в модели. С одной стороны, мы полагаем, что наличие денег повышает возможности посещения кафе, баров, дискотек, где риск потребления алкоголя увеличивается. Это подтверждается другими исследованиями. Среди завсегдатаев кафе и баров число курильщиков вдвое выше, чем среди студентов, которые предпочитают проводить свое свободное время в других местах. Вдвое выше среди них и число регулярно употребляющих спиртные напитки (86% и 41% соответственно), почти втрое выше число выпивающих чаще одного раза в неделю (29% и 11%) [10]. Таким образом, не доход семьи, а способ времяпрепровождения может быть индикатором потребления алкоголя.
С другой стороны, «культурный капитал» также связан с атмосферой в семье. Хорошие взаимоотношения межу ребенком и родителями способствуют уменьшению потребления психоактивных веществ [11]. По мнению исследова-
телей, когда родители поддерживают ребенка, он может управлять своими эмоциями и способен справляться с возникающими проблемами [12]. Конфликтные взаимоотношения могут стать причиной начала и последующего употребления алкоголя, а ощущение взаимного доверия является фактором защиты [13]. Исследование показало наличие связи между отношениями в семье и потреблением алкогольных напитков, и критичностью к пьянству и алкоголизму (табл. 14, табл. 15).
Таблица 14
Соотношение между отношениями с родителями и потреблением крепкого алкоголя
Как складываются Ваши отношения с родителями? Приходилось ли вам пить крепкий алкоголь? (%)
Да, часто Редко, только пробовали Я не пью, но не критикую Нет, я против потребления
Отношения прекрасные, основанные на полном согласии 25,1 46,3 11,5 17,1
Отношения в целом хорошие, но иногда случаются разногласия 30,5 54,4 6,4 8,7
Отношения в целом натянутые, практически нет понимания 43,2 45,6 7,2 4,0
Всего 29,7 50,9 8,2 11,2
Таблица 15
Соотношение между отношениями с родителями и отношением
к пьянству, алкоголизму
Как складываются Ваши отношения с родителями? Какие из этих поступков могут быть оправданы: пьянство, алкоголизм? (%)
Никогда не может быть оправдано Иногда это допустимо Надо относиться снисходительно
Отношения прекрасные, основанные на полном согласии 67,5 24,0 8,5
Отношения в целом хорошие, но иногда случаются разногласия 58,7 33,9 7,4
Отношения в целом натянутые, практически нет понимания 35,1 55,7 9,2
Всего 59,8 32,3 7,9
Кроме того, «культурный капитал» семьи оказывает влияние на времяпрепровождение молодых людей. Чем выше образование родителей, тем больше вероятность, что подростки будут заняты общественно-полезной деятельностью. Участие подростка в общественно-полезной и интеллектуальной деятельности оказывает негативное влияние на потребление алкоголя.
Просмотр телевизора является одним из самых распространенных способов времяпрепровождения подростков и молодежи. В данном исследовании около 66% респондентов отметили, что в свободное время смотрят телевизор (табл. 16).
Таблица 16
Чем вы занимаетесь в свободное время: Смотрят телевизор Доля, % N чел.
Да 65,6 1172
Нет 34,4 614
Всего 100,00 1786
При этом выделяются 4 паттерна телесмотрения - «информационный», «культурный», «развлекательный», «фильмы». Положительный эффект на потребление алкоголя оказывает «развлекательный» паттерн (табл. 17). Это может быть связано с тремя предположениями:
1) развлекательные программы содержат наибольшее количество рекламы алкоголя;
2) развлекательные программы показывают особый стиль жизни, связанный с потреблением алкоголя;
3) «продакт плэйсмент» - вплетение алкогольных напитков в сюжет демонстрируемых программ (фильмы, музыкальные ролики и т.д.), здесь работает механизм имитации, идентификации с образами.
Показ алкогольных напитков происходит, как правило, в «прайм тайм», музыкальных программах, спортивных программах. Например, на музыкальном канале МТУ подростки могут видеть потребление алкогольных напитков в среднем каждые 14 минут [14]. По другим данным, алкоголь представлен в 35% музыкальных видео [15]. Кроме того, алкогольные образы положительны и же-
лательны для молодых людей, отсутствие информации о негативных последствиях может усиливать вероятность восприятия и формирования положительного отношения к потреблению алкоголя. Частая демонстрация алкоголя и его потребления может формировать положительные ожидания от потребления алкоголя.
Чтобы выявить факторы, повышающие риск алкоголизации молодых людей, был проведен регрессионный анализ ответов респондентов. Анализ регрессионной модели на этих данных показал, что существенное защитное влияние (на уровне значимости 5% и 1%) оказывают два основных фактора: 1) гармония в семье, прекрасные взаимоотношения с родителями 2) согласие с мнением родителей. Так, в семьях, где родители более образованы, создается лучшая атмосфера, где дети находят понимание и чувствуют себя более комфортно. Положительные корреляции наблюдаются между потреблением алкоголя, толерантным отношением к алкоголю, плохой атмосферой в семье. Результат соотносится с результатами аналогичных исследований [16]. Отрицательные корреляции наблюдаются между потреблением алкоголя и критичным отношением к нему, занятостью общественно-полезной и интеллектуальной деятельностью в свободное время, хорошими взаимоотношениями в семье. Доход семьи напрямую не связан с потреблением алкоголя, но опосредован типом деятельности в свободное время (посещение кафе, баров и т.п.)
Регрессионный анализ показал наличие сильной и значимой связи между потреблением алкоголя и просмотром телевизионных программ (табл.18). Те подростки и молодые люди, которые смотрят больше развлекательных программ, потребляют больше алкоголя и имеют менее критичное отношение к пьянству и алкоголизму (табл.17). В анализе были также учтены другие типы телевизионных программ, однако наибольший и значимый эффект на потребление алкоголя и отношение к нему оказывают именно развлекательные программы. Таким образом, повышенная частота просмотра телевизионных развлекательных программ увеличивает риск потребления алкоголя молодежью. Данный результат соотносится с данными зарубежных исследований [17].
Таблица 17
Факторы, влияющие на отношение молодежи к пьянству и
алкоголизму
Количество респондентов 1270 R-squared = 0.0974 Коэффициент
Возраст -.018**
Пол
Юноши -
Девушки -.065*
Место проживания
Мегаполис, город -
Село - 347***
Образование родителей
Отец
Неполное среднее -
Общее среднее .009
Средне-специальное .078
Высшее .050
Мать
Неполное среднее -
Общее среднее -.085
Средне-специальное -.213*
Высшее -.164
Отношения с родителями
В целом натянутые, практически лишенные взаимопонимания -
В целом хорошие, но иногда случается недопонимание -.099
Прекрасные, основанные на полном взаимопонимании - 149**
Согласие с мнением родителей
Практически не совпадают -
Совпадают, но в незначительной степени -.130**
В значительной степени совпадают -.110*
Доход .039
Посещение кафе, баров -.432
Индекс деятельности в свободное время (интеллектуальная) - 077***
Индекс телевизионных программ (развлекательные) .063***
Уровень значимости р<=0.10=* , р<=0.05=**, р<=0.01=***.
Таблица 18
Факторы, определяющие потребление алкоголя среди молодежи
Количество респондентов 1231 R-squared = 0.1871 Коэффициент
Возраст 0.023**
Пол
Юноши -
Девушки -0.334***
Место проживания
Мегаполис, город -
Село -0.199**
Образование родителей
Отец
Неполное среднее -
Общее среднее -0.048
Средне-специальное -0.024
Высшее 0.010
Мать
Неполное среднее -
Общее среднее 0.146
Средне-специальное 0.239
Высшее 0.243
Отношения с родителями
В целом натянутые, практически лишенные взаимопонимания -
В целом хорошие, но иногда случается недопонимание -0.069
Прекрасные, основанные на полном взаимопонимании -0.243**
Согласие с мнением родителей
Практически не совпадают -
Совпадают, но в незначительной степени 0.018
В значительной степени совпадают -0.178**
Доход 0.081*
Посещение кафе, баров 0.305***
Индекс деятельности в свободное время (интеллектуальная) -0.054**
Индекс телевизионных программ (развлекательные) 0.093***
Отношение к пьянству и алкоголизму
Никогда не может быть оправдано -
Иногда это допустимо 0.250***
К этому следует относиться снисходительно 0.505***
Уровень значимости p<=0.10=* , p<=0.05=**, p<=0.01=***.
Регрессионный анализ показывает лишь наличие связи между переменными, но не указывает направление причинности. Другая проблема, требующая некоторой осторожности в интерпретации коэффициентов регрессии, возникает вследствие того, что модель множественной регрессии не обязывает нас ни к каким строгим предположениям о причинных связях между независимыми переменными. В тех случаях, когда теоретическая гипотеза, проверяемая в ходе исследования, допускает: 1) существование взаимосвязей между независимыми переменными, 2) наличие прямых и косвенных (опосредованных) влияний, а также 3) использование нескольких индикаторов для каждого латентного фактора, могут понадобиться более совершенные статистические методы. Одна из возможностей здесь — это использование путевого анализа или метода моделирования структурными уравнениями. Последовательно «считывая» такую модель, можно легко определить все пути влияния одной переменной на другую и соответственно оценить величину чистого эффекта [18].
Для анализа причинных связей между переменными и выявления наиболее значимых факторов было использовано моделирование структурными уравнениями. Итоговыми показателями в нашей модели выступали отношение к пьянству и алкоголизму и потребление алкогольных напитков, а в качестве независимых показателей - социально-демографические характеристики, показатели семейных отношений, индекс телесмотрения (развлекательные программы), индекс свободного времени (интеллектуальная деятельность). Построенная модель обладает высоким уровнем пригодности (Chi-square = 29.96, df = 28, P-value = 0.36, RMSEA = 0.008). На основе анализа причинных связей всех переменных модель предсказывает потребление алкоголя на 18% (рис. 1).
Регрессионный анализ показал отсутствие корреляции между уровнем образования родителей и потреблением алкоголя. Мы предположили, что эта связь может быть опосредованной. Моделирование структурными уравнениями показало, что эти переменные опосредованы уровнем доходов и одним из способов проведения свободного времени (посещение кафе и баров).
Потребление алкоголя выше, когда подросток живет в семье с плохими взаимоотношениями. Фактором защиты выступает согласие с мнением родителей, и хорошие отношения с родителями. Это подтверждается рядом исследований, где показано, что подростки, употребляющие психоактивные вещества, как правило, имеют слабые контакты с родителями, испытывают больше трудностей в общении с членами семьи [19].
Рис. 1. Факторы, определяющие потребление алкоголя молодежью
Культурный капитал оказывает влияние на отношения в семье, на паттерн телесмотрения, на выбор способа проведения свободного времени. Например, чем выше образование родителей, тем больше вероятность того, что подросток выберет более интеллектуальный способ проведения свободного времени, который в свою очередь повышает вероятность критического отношения к пьянству и алкоголизму и, соответственно, снижает вероятность потребления алкогольных напитков.
Способ проведения свободного времени прямо и косвенно оказывает влияние на потребление алкоголя. Чем больше в структуре свободного времени интеллектуальной деятельности, тем больше критичности к пьянству, тем меньше потребление алкогольных напитков. Положительное значение занятий спортом, просоциальной активности в свободное время отмечается многими авторами [20].
Особое внимание следует уделить просмотру телевизионных передач. Величина вклада семейных характеристик практически равна величине вклада развлекательных телевизионных передач на потребление алкогольных напитков. Также эффект просмотра телевизионных передач опосредуется отношением к пьянству и алкоголизму, что повышает влияние телевидения на потребление алкоголя. Паттерн телесмотрения также определяется культурным капиталом семьи. Паттерн телесмотрения влияет на потребление алкоголя как прямо, так и опосредованно через отношение к пьянству и алкоголизму. Чем больше развлекательных программ в структуре телесмотрения, тем более толерантное отношение к пьянству и алкоголизму имеет подросток, и, следовательно, больше уровень потребления алкоголя.
Таблица 19
Стандартизированный общий эффект переменных
СЫ^иаге= 29.96, а^28, Р-уа1ие=0.36, RMSEA=0.008 Отношение к пьянству, алкоголизму Просмотр развлекательных ТВ программ Свободное время (интеллект.) Посещение кафе, баров Доход Согласие с мнением родителей Отношения с ро-дителя-ми
Степень влияния
Потребление алкоголя 0,17 0,13 -0,10 0,15 0,08 -0,09 -0,15
Отношение к пьянству, алкоголизму - - 0,09 -0,14 - - - - - - -0,10
Просмотр развлекательных ТВ программ - - - - -0,17 - - - - - - -0,07
Свободное время - - - - - - - - - - - - 0,08
Посещение кафе, баров - - 0,10 0,04 - - 0,14 - - -0,06
Доход - - - - - - - - - - - - - -
Согласие с мнением родителей - - - - - - - - - - - - 0,29
Отношения с родителями - - - - - - - - - - - - - -
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые факторы употребления алкогольных напитков и количественно оценить их вклад. Наиболее информативными стали особенности семейных отношений, способ проведения свободного времени и паттерн телесмотрения. По нашим данным потребление алкоголя зависимо от пола, увеличивается с возрастом. Неоднозначное влияние материального благополучия, отмеченное нами, находит под-
тверждение в других исследованиях [21]. Положительное значение занятий спортом, просоциальной активности в свободное время отмечается многими авторами. В нашей работе занятие более интеллектуальными видами деятельности препятствует формированию толерантного отношения к пьянству и алкоголизму, и потреблению алкоголя. Особую роль играет медиасреда молодого человека. Однако вклад медиасреды лишь недавно стали признавать в некоторых странах. Чем больше молодежь видит развлекательных телепрограмм, содержащих алкогольные образы, тем больше уровень потребления алкогольных напитков. Таким образом, важной составляющей программ профилактики потребления алкогольных напитков должна являться не только работа среди молодежи, среди родителей, но и контроль окружающей подростка и молодого человека медиасреды.
Литература
1. Кислицына О. А. Факторы, детерминирующие приобщение подростков к употреблению алкогольных напитков. // Доклады III Социологического конгресса. режим доступа: http://www.isras.ru/publications_bank/1227702753.pdf,-2008. (дата обращения 13.06.2010)
2. Geckova A. et al. Socio-economic differences in health risk behaviour and attitudes towards health risk behaviour among Slovak Adolescents. // SozPraven-tivmed. 2002. 47. P. 233-239
3. Miller K.E. et al. Gender, race, and adolescent problem drinking // Journal “Drug Addiction”. 2003. 33. P. 455-462
4. Hanson M.D., Chen. E. Socioeconomic status and health behaviours in adolescence: the role of family resources and versus family social status. // Journal of Health Psycology. 2007. 12(1). P.32-35
5. H. van der Vorst et al. The role of alcohol-specific socialization in adolescents’ drinking behaviour // Addiction, 2005, 100 , P. 1464-1476
6. Кислицына О. А. Факторы, детерминирующие приобщение подростков к употреблению алкогольных напитков. // Доклады III Социологического кон-
гресса. режим доступа: http://www.isras.ru/publications_bank/1227702753.pdf.-2008. (дата обращения 13.06.2010)
7. Zill N., Nord C.W., Loomis L.S. Adolescent Time Use, Risky Behavior and Outcomes: An Analysis of National Data Westat, Inc., September 11. 1995. Department of Health and human Services, Washington D.C. http://eric.ed.gov/ERICDocs/data/ ericdocs2/content_storage_01/0000000b/80/26/ 57/4c.pdf. (дата обращения 15.07.2011)
8. Рощина Я.М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга. // Экономическая социология, 2007, том 8, № 4, с. 23-42. Режим доступа: http://ecsoc.msses.ru/Cont.php?tom=8&number=4. (дата обращения 10.08.2008)
9. Проявления девиации в подростковой субкультуре / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Вопросы психологии. - 2004. - №3.
- С. 3-18.
10. Курение: личный выбор и национальная проблема. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2010. - 71 с.
11. Rankin J. H., Kern R. Parental attachements and delinquency // Criminology, 1994, N. 32, P. 495-515.
12. Eisenberg N., Fabes R.A. Emotion, regulation and the development of social competence. In M.S. Clark. Review of personality and social psychology. Vol. 14. 1992. Emotion and social behavior. Newbury Park. CA: Sage. P. 119-150.
13. Associations of family environment and individual factors with tobacco, alcohol, and illicit drug use in adolescents / B. Challier, N. Chau, R. Predine, et al. // European journal of Epidemiology. - 2000. - № 16. - P. 33-42.
14. Strasburger V.C. Children, Adolescents, Substance Abuse, and the Media. // Pediatrics, 2010, Vol.126, N.4, P. 791-799.
15. Gruber E.L. et al. Alcohol, Tobacco, and Illicit substance use in music videos: a content analysis of prevalence and genre. // Journal of adolescent health, 2005, 37(1), P.81-83.
16. Duncan S.C. et al. Family Influences on Youth Alcohol Use: A Multiple-Sample Analysis by Ethnicity and Gender // Journal of Ethnicity in Substance Abuse,
2:2, 17-33, 2003; Ахметова О.А., Слободская Е.Р. Употребление психоактивных веществ подростками: психосоциальные факторы защиты // Бюллетень СО РАМН, №3 (125), С. 34-40, 2007.
17. Robinson T.N. et al. Television and music video exposure and risk of adolescent alcohol use // Pediatrics, 2008, Vol. 102, N.5; Hanewinkel R., Sargent J.D. Longitudinal Study of Exposure to Entertainment Media and Alcohol Use Among German Adolescents // Pediatrics, 2009, Vol. 123, N.3, P. 989-995.
18. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие.
- 2-е изд. - М.: Университет, 2002. - 295 с.: ил. - ISBN 5-8013-0149-6.
19. A developmental analysis of sociodemographic, family, and peer effects on adolescent illicit drug initiation / J. Guo, K.G. Hill, J.D. Hawkins, et al. // J. Am. Acad. Child. Adolesc Psychiatry. - 2002. - Vol. 41. - №. 7. - P. 838-845; Dielman T.E. Structural equation model tests of patterns of family interaction, peer alcohol use, and intrapersonal predictors of adolescent alcohol use and misuse / T.E. Dielman, A.T. Butchart, J.T. Shope // J. Drug. Educ. - 1993. - Vol. 23. - № 3. - P. 273316.
20. Associations of family environment and individual factors with tobacco, alcohol, and illicit drug use in adolescents / B. Challier, N. Chau, R. Predine, et al. // European journal of Epidemiology. - 2000. - №.16. - P. 33-42. ; Scottish schools adolescent lifestyle and substance use survey (SALSUS) national report. Smoking, drinking and drug use among 13 and 15 year olds in Scotland in 2002 / C. Currie, J. Fairgrieve, P. Achtar, D. Currie // Publiced by TCO. - 2002. - P. 267.
21. Ахметова О.А., Слободская Е.Р. Употребление психоактивных веществ подростками: психосоциальные факторы защиты // Бюллетень СО РАМН, №3 (125), С. 34-40, 2007.
Рецензент:
Кармадонов О.А., д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой регионо-ведения и социальной экономики Иркутского государственного университета