Научная статья на тему 'О влиянии масштаба производства на форму собственности угольной компании'

О влиянии масштаба производства на форму собственности угольной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии масштаба производства на форму собственности угольной компании»

ганизацией менеджмента угольных корпораций, которые преобладают сегодня в отечественной угольной промышленности после ее реструктуризации.

Исследования автора данной статьи показывают, что существуют зависимости между фазами жизненного цикла компании и ростом факторов производства в виде труда и капитала. Характер этих зависимостей приведен на рисунке Б. Существует некая

критическая численность персонала, дальнейший рост которой требует введения бюрократизации управления корпорацией. Существует также критическая масса капитала, не набрав которую корпорация не может стабильно развиваться на собственной экономической основе. Поэтому задача предпринимателя состоит в том, чтобы, набрав нужную массу капитала, не превысить критическую массу по

численности персонала. Это значит, что производительность труда должна расти опережающими темпами. Конкретные числовые значения указанных параметров, по-видимому, будут изменяться в зависимости от конкретных условий и конъюнктуры рынка угля. Однако это выходит за рамки данной статью и будет рассмотрено в следующих публикациях автора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Константинов Г., Липсиц И., Филонович С. Как вы- 3. Бутрин Д. Кому принадлежит Россия. Угольная

бираться из ловушки молодости/Журнал “Эксперт”, № 8, промышленность/Коммерсант власть, 5.02. 2002. - С. 5325.02. 2002. - С. 24-28. 71.

2. Адизес А.

© М.И. Шалав, 2002

УЛК 338^658

М.И. Шалов О ВЛИЯНИИ МАСШТАБА ПРОИЗВОЛСТВА НА ФОРМУ СОБСТВЕННОСТИ УГОЛЬНОЙ ОМПАНИИ

ель настоящей публикации состоит в обосновании зависимости между массой капитала и формой собственности на капитал, которая будет рассмотрена на примере угольной промышленности, хотя эта закономерность, по-видимому, имеет общий характер для других отраслей промышленности.

Обратимся к истории горного дела и вспомним, какая производительность была в период ручного труда или при применении отбойных молотков, и какой она стала после технической революции, когда тяжелый труд шахтеров заменили комбайны и очистные механизированные комплексы, работающие в полуавтоматическом и автоматическом режиме.

Примерная схема уровня выработки и стоимости оборудова-

ния, исчисленного в условных единицах, показаны в таблице и на рис. 1. В качестве условной единицы стоимости очистного оборудования принята стоимость компрессора и десяти отбойных молотков. Такая единица стоимости позволит нам соотнести параметры современных технологий ведения горных работ с параметрами, достигнутыми в период стахановского движения, когда труд шахтера был в почете и высоко оплачивался в нашей стране.

ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОБОРУЛОВАНИЯ И УРОВ ТРУЛА ШАХТЕРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТ

обушок и отбойные врубовая

лопата молотки машина

Стоимость, у.е.($) 10 1000 10000

с.у.е. 0,1 1 10

Выработка, т на вых 1 10 50

Капитал, с.у.е. 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Выработка, т/вых.

700

] Стоимость с.у.е

Как видно из приведенных оценочных данных, стоимость капитала в период революционных технологических скачков возрастает на два-три порядка, а производительность труда шахтеров - не более чем на порядок. Это значит, что существует устойчивая закономерность:

В угольной промышленности стоимость капитала возрастает примерно в десять раз быстрее, чем производительность труда.

На диаграмме (рис. 1) видно, что до очистных механизированных комплексов, которые появились в России в 70-х годах прошлого века, о роли капитала в подземной добыче угля речь не шла. Труд шахтеров определял все параметры угольного производства. Однако, при дальнейшем развитии технологии горных работ, ведущую роль начинает играть дорогостоящая горная техника и квалифицированный труда шахтеров, которые ей управляют.

Сегодня для того, чтобы конкурировать на рынке угля, необходимо применять современную технику и передовые технологические схемы, которые материализуются в виде топологии горных выработок, обеспечивающих кратчайшую и безопасную дорогу к угольным пластам, а также транспортную цепочку, доставляющую уголь на поверхность. Это, по меньшей мере, утраивает массу капитала, который требу-

ется для оснащения лавы. Таким образом, задавшись стоимостью очистного механизированного комплекса в 30 млн долл. с годовой производительностью 1 млн т, мы можем примерно оценить массу капитала, который требуется для осуществления добычи угля подземным способом:

30 млн долл. + 30 млн долл.-3 = 120 млн долл.

При этом удельные капитальные вложения на 1 т производственной мощности составляют 120 долл/т, что соответствует уровню параметров, принимаемых при укрупненных расчетах специалистами отрасли.

Известно, что удельные капитальные вложения на строительство современных разрезов примерно в три раза дешевле, чем на строительство шахт. Поэтому УКВ для разрезов можно принять равными 40 долл/т.

Для создания конкурентоспособных шахт их производственная мощность должна быть не ниже 1 млн т, а для разрезов - не ниже 3 млн т. При этих параметрах добычи и реализации продукции угольные компании могут работать в режиме эффективной работы, когда точка безубыточности удалена на достаточно безопасное расстояние. Умножив УКВ на годовую мощность шахты (разреза), мы получим минимальную массу основного капитала в размере долл.120 млн, которая может эффективно ис-

Рис. 1. Рост стоимости капитала и производительности труда шахтеров в период научно-технической революции

пользоваться в виде угольной компании. Добавив к основному капиталу 10 % на формирование оборотных средств, получаем долл. 130 млн капитала, авансируемого на создание конкурентоспособной компании по добыче угля минимальных размеров.

Теперь оценим, какая численность промышленно-произ-

водственного персонала требуется, чтобы обеспечить эксплуатацию этого капитала. Из статистических данных передовых компаний мира мы знаем, что уровень производительности труда на шахтах достигает 200 т/мес. на ППП, а на разрезах -1200 т/мес. на ППП. Исходя из этого нормативного уровня, для организации работы конкурентоспособной шахты минимальных размеров требуется, с учетом российского списочного коэффициента, 400 чел., а для разреза - 200 чел. ППП.

Это минимальные параметры угольной компании. Максимальные параметры, вообще говоря, однозначно определить сложнее. Скорее всего следует говорить о снижении эффективности

управления корпорацией при достижении ею некой критической массы. Так, сверхкрупные разрезы ОАО «Красноярскуголь», достигающие суммарной производственной мощности 64 млн. т в год, концентрируют в себе капитал в размере более 2 млрд долл. при численности занятых 10000 чел. В то же время, для обеспечения вышеназванного нормативного уровня производительности труда, численность занятых не должна превышать на данном предприятии 4500 чел, то есть в 2,2 раза ниже фактического уровня. Это является косвенным свидетельством того, что размеры ОАО «Красноярскуголь» превысили критическую массу и сосредоточенный здесь капитал используется недостаточно эффективно. Вторым доказательством завышенной производственной мощности ОАО «Красноярскуголь» являются трудности со сбытом угля, в результате че-

го загрузка мощностей не превышает 75 % с учетом того, что в 2000 г. было списано 10 млн т производственных мощностей.

По-видимому, размер угольного разреза по мощности не должен превышать 10 млн т в год, а шахты - 3 млн т в год. При этом капитал таких корпораций будет составлять не более долл.500 млн, а численность персонала - не более 1200 чел.

Таким образом, диапазон изменения параметров конкурентоспособных угольных компаний: по массе капитала, млн долл. - 100-500;

по численности ППП, чел. -

200-1200.

При создании угольной компании не рекомендуется рассчитывать на массу капитала ниже долл.100 млн, так как невозможно будет осуществить закупку современного высокопроизводительного горнодобывающего оборудования и обеспечивать выпуск угля с конкурентоспособными издержками производства. В этом случае ограничение размера предприятия снизу задается по массе капитала.

Однако, существует также ограничение угольной компании сверху, которое связано не столько с массой капитала на уровне долл.500 млн, сколько с соответствующей этому капиталу численностью промышленнопроизводственного персонала, который не должен превышать 1000-1200 чел., иначе, как показывают исследования, угольная компания начинает быстро терять эффективность управления персоналом.

Немаловажными факторами в определение параметров уголь-

Схема влияния массы капитала и численности персонала на форму собственности угольной компании (альтернатива: кредиторы - инвесторы)

Комментарии:

Существует некая критическая масса капитала К1 и К2, которая является необходимым условием для перехода соответственно от частной к коллективной форме собственности производственной компании и от коллективной к корпоративной форме собственности. При этом государственная форма собственности может существовать при любой массе капитала, так как госпредприятие не обязательно должно быть всегда прибыльным в виду возможности получения дотаций

ного бизнеса являются возможности получения суммы кредитов и численность единовременно увольняемых работников. Эти два параметра характеризуют адаптационные свойства компании, которая вынуждена, в условиях острой конкуренции и нестабильного спроса на уголь, гибко реагировать на рыночную конъюнктуру. Очевидно, компании легче взять кредит, сопоставимый с капиталом в размере долл.100 млн, чем долл.500 млн.

Поэтому компании с относительно небольшой массой капитала будут, в основном, рассчи-т ы вать на кредиты как источники привлечения дополнительных инвестиций, а большие компании -на привлечение инвесторов, в том числе через вторичную эмиссию своих акций. При этом первые тяготеют к частной собственности как более простой и понятной форме организации производства, а вторые - вынуждены прибегать к корпоративной форме организации производства.

Таким образом, форма собственности угольной компании зависит от ее размера. Характер этой зависимости имеет следующий вид, показанный на диаграмме рис. 2.

Угольные предприятия с частной формой собственности как правило опираются на небольшую массу первоначального капитала. Она может даже быть значительно ниже долл.100 млн, которые, при обменном курсе 31 руб/долл., составляют солидную сумму в размере 3 млрд руб. Если предприниматель вложил свои сбережения, а не воспользовался процессом реструктуризации и не приобрел дешево указанные активы угольной шахты или раз-

реза, то он имеет хорошие шансы освоить процесс простого и расширенного воспроизводства капитала угольного предприятия. В противном случае, когда относительно большие активы попадают в частные руки предпринимателя, не имевшего ранее опыта управления капиталом, шансы «проесть» в два-три года доставшийся от государства капитал весьма велики.

Более значительные активы требуют коллективного владения совместным капиталом. Опыт такой формы организации производства в виде «народного предприятия», когда все члены трудового коллектива оказываются владельцами акций предприятия, известен на примере шахты «Обуховская» и шахты «Ворга-шорская». Этот опыт сегодня можно оценить как негативный, так как оба предприятия в 2001 г. оказались банкротами. Однако, существует и позитивный опыт использования такой формы организации производства, например, шахта «Тауэр коллери» в Уэлсе (Великобритания), где 500 работников имеют равные паи по 10 тыс. фунтов-стерлингов при общем капитале предприятия долл. 10 млн. При этом годовая добыча шахты составляет 500 тыс. т, а производственная мощность - 1 млн т. Это предприятие не является высокоэффективным, но, тем не менее, работать прибыльно и осуществляет воспроизводство своего экономического потенциала.

Классическими примерами корпоративной формы собственности в угольной промышленности являются компании ОАО «Красноярскуголь», ОАО «Вос-тсибуголь», ОАО «Кузбассразрезуголь» и другие крупные угольные компании. Эти компании удовлетворяют условию су-

ществования данной формы собственности по массе капитала, но не удовлетворяют условиям по численности ППП. Все эти компании перегружены трудовыми ресурсами, главным образом, из-за наличия устаревшей, низко производительной и физически изношенной техники. Положение в этих компаниях спасает относительно хорошие условия залегания угольных ппастов и качество угля, пригодного для поставок на мировой рынок. Однако бизнес этих компаний отягощен бюрократическими формами организации управления. Поэтому, в условиях нарастания конкуренции следует ожидать их расслое-

ния на отдельные компании, более соответствующие оптимальным размерам и требованиям гибкого реагирования на колебания рынка.

Что касается предприятий с государственной формой собственности, то здесь указанные диапазоны параметров, обеспечивающих достижение высокой конкурентоспособности, теряет смысп, так как статус казенных угольные предприятия будут, по-видимому, получать только лишь при крайней нужде в обеспечении энергодефицитных регионов топливом по любой цене.

Таким образом, приведенные в данной публикации соображе-

ния показывают, что масса капитала и численность занятых на угледобывающем предприятии работников, создают предпосылки для появления той или иной формы собственности, которая в ходе конкуренции выживает и развивается, если она эффективна, или уступает место иной, более эффективной форме собственности. Застывших форм собственности на конкретном предприятии на весь период его жизненного цикла, по-видимому, не следует ожидать и к процедуре банкротства в отрасли необходимо относиться как к естественному процессу роста корпоративного капитала.

© М.И. Шалав, 2002

УЛК 622.342/:338.45

М.И. Шалов

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Ц

елью выполняемых автором исследований является изучение глобальных изменений в угольной промышленности, обусловленных широкомасштабными преобразованиями практически всех угледобывающих предприятий в акционерные общества открытого типа.

В настоящей статье анализируется влияние формы собственности угольной компании на эффективность ее экономической деятельности.

Известно, что неизбежным этапом процесса реструктуризации любой отрасли является разгосударствление собственности предприятия. С моей точки зрения, разгосударствление собственности угольных предприятий в таких беспрецедентных масштабах требовало стандартизованного решения, про-

водимого во всех субъектах Российской Федерации. Однако, если бы процесс становления собственности в отрасли происходил естественным эволюционным путем, наблюдалось бы большое разнообразие способов реализации форм собственности. В данном случае государство, осуществляя реформу, вынуждено было использовать административные методы работы по преобразованию собственности.

Из мирового опыта и современных гуманитарных знаний, известно, что институт собственности требует свободного развития под воздействием естественных общественно-исторических законов. Поэтому едва ли можно ожидать, что сформированные Правительством России ОАО-уголь, после продажи контрольных пакетов акций, будут сохранять структуру собственности достаточно длительное время. По-видимому, формы соб-

ственности угольных компаний будут меняться динамично и в широких диапазонах, что обусловит либо переход компании с высокой концентрацией капитала в частные руки, либо в статус казенных предприятий, если их существование связано с жизненно важными интересами регионов или даже федерации в целом.

Этот процесс смены статуса предприятий, по-видимому, будет более динамичным по сравнению с процессом разгосударствления, осуществленного под руководством самого государства. Наглядными примерами могут служить ОАО «Красноярскуголь» и ОАО «Востсибуголь», превратившиеся фактически в частные компании. Корпоративный капитал, который должен воплощаться в форме собственности ОАО, требует иного, более высокого уровня развития общественных отношений, чем тот, который складывается в современной России, еще только начавшей формирование рынка и демократии. При этом общественному сознанию еще трудно определять, что является причиной, а что следствием. Так, фактическое отсутствие фондового рынка в отрасли - это причина или следствие отсутствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.