Научная статья на тему 'О влиянии физических факторов внешней среды на естественную резистентность организма'

О влиянии физических факторов внешней среды на естественную резистентность организма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / MORBIDITY / PHYSICAL FACTORS OF ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рахманов Рофаиль Салыхович, Гаджибрагимов Джамалудин Алиевич

При оценке влияния физических факторов внешней среды на состояние здоровья людей в условиях горного и жаркого климатов в трех группах людей: неакклиматизированных и неадаптированных к условиями труда и быта, акклиматизированных и адаптированных, неакклиыатизированных и адаптированных установили снижение естественной резистентности организма. Об этом свидетельствовали уровни заболеваемости по первичной обращаемости, заболеваемости болезнями органов дыхания, инфекциями кожи и подкожной клетчатки, превышение уровня заболеваемости у неакклиматизированных и регистрация максимального уровня на 3-4 месяцы прибытия в данные регионы, уровень лизоцима, иммуноглобулина IgG, IgA в слюне, дисбиотические изменения микрофлоры толстого кишечника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рахманов Рофаиль Салыхович, Гаджибрагимов Джамалудин Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PHYSICAL FACTORS OF ENVIRONMENT ON NATURAL RESISTANCE OF HUMAN ORGANISM

Authors evaluated the impact of physical factors of hot and mountain climate on health of three groups of persons: non-acclimatized and non-adapted to working conditions and way of life, acclimatized and adapted, non-acclimatized and adapted. It was found a decrease of natural resistance of human organism. The decrease was confirmed by morbidity according to data on first calling for doctor, respiratory morbidity, morbidity of infection of skin and subcutaneous fat, higher morbidity in non-acclimatized persons and maximum level of morbidity on 3-4th months after arrival to these regions, levels oflysozyme, immunoglobuline IgG, IgA in saliva, dysbiotic changes of large intestine microflora.

Текст научной работы на тему «О влиянии физических факторов внешней среды на естественную резистентность организма»

профилактическая медицина

УДК 613.6-331.4

Д.А. Рахманов, М.А. Гаджибрагимов

о влиянии физических факторов внешней среды на естественную резистентность организма

ФГУН «Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии» Роспотребнадзора,

Нижний Новгород

При оценке влияния физических факторов внешней среды на состояние здоровья людей в условиях горного и. жаркого климатов в трех группах людей: неакклиматизированных и неадаптированных к условиями труда и быта, акклиматизированных и адаптированных, неакклиматизированных и адаптированных установили, снижение естественной резистентности организма. Об этом свидетельствовали, уровни заболеваемости, по первичной обращаемости, заболеваемости, болезнями органов дыхания, инфекциями кожи и подкожной клетчатки, превышение уровня заболеваемости у неакклиматизированных и. регистрация максимального уровня на 3—4 месяцы, прибытия, в данные регионы., уровень лизоцима, иммуноглобулина IgG, IgA в слюне, дисбиотические изменения микрофлоры толстого кишечника.

Ключевые слова: заболеваемость, физические факторы внешней среды

impact of physical factors of environment on natural resistance of human organism

R.S. Rakhmanov, D.A. Gadjiibragimov

FSSI «Nizhny Novgorod Research Institute of Hygiene and Occupational Pathology», Nizhny Novgorod

Authors evaluated, the impact of physical factors of hot and mountain climate on health, of three groups of persons: non-acclimatized and non-adapted to working conditions and way of life, acclimatized, and adapted, non-acclimatized and adapted. It was found, a decrease of natural resistance of human organism.. The decrease was confirmed, by morbidity according to data on first calling for doctor, respiratory morbidity, morbidity of infection of skin and. subcutaneous fat, higher morbidity in non-acclimatized persons and. maximum, level of morbidity on 3—4th months after arrival to these regions, levels of lysozyme, immunoglobuline IgG, IgA in saliva, dysbiotic changes of large intestine microflora.

Key words: morbidity, physical factors of environment

Рядом авторов показано негативное влияние физических факторов внешней среды на естественную резистентность организма [1, 4, 8, 9]. Однако исследований по ее изучению при сочетанных воздействиях физических факторов внешней среды и роли, при этом отдельных, проведено незначительно.

В качестве объекта наблюдения были выбраны три группы лиц мужского пола организованного коллектива: группа 1 — юноши 18 — 20 лет, неак-климатизированные и неадаптированные к данным условиям труда и быта; 2 группа — мужчины 22 — 30 лет, акклиматизированные и адаптированные (местное население); 3 группа — мужчины 35 — 50 лет, неакклиматизированные, но адаптированные к условиям труда и быта.

Исследования проведены в двух климатических условиях, которые при длительном воздействии могут оказывать негативное влияние на организм: жарком влажном и горно-континентальном климатах.

Поскольку установлено, что одним из критериев состояния естественной резистентности

организма является уровень заболеваемости по первичной обращаемости, заболеваемости болезнями органов дыхания и инфекциями кожи и подкожной клетчатки, провели анализ по группам наблюдения [2, 6]. При этом у юношей оценивали уровни заболеваемости инфекциями кожи и подкожной клетчатки в зависимости от времени пребывания в данных условиях. Кроме того, определяли концентрации лизоцима, общих иммуноглобулинов классов М, G, А в слюне, оценивали состояние бактерицидной активности кожных покровов и колонизационной резистености толстого кишечника [7].

Иммуноглобулины слюны определяли методом радиальной иммунодиффузии в агаре по Манчини с помощью моноспецифических сывороток, лизоцима — нефелометрическим методом. Коэффициент сбалансированности рассчитывали как соотношение местной иммунограммы и лизоцимной активности секрета ротовой полости по В.Г. Дорофейчук [3]. Бактерицидную активность кожных покровов оценивали по методике Г.Ф. Клемпарской [5].

Как оказалось, уровни заболеваемости по первичной обращаемости лиц 1 и 3 групп практически не отличались, а у мужчин группы 2 он был ниже в 1,8 и в 1,7 раза (р < 0,01).

В структуре заболеваемости по первичной обращаемости болезни органов дыхания занимали 1 ранговое место у мужчин обеих групп, а у юношей

— 2 ранговое место.

Заболеваемость болезнями, входящими в группу «Инфекции кожи и подкожной клетчатки», у юношей занимали 1 ранговое место в структуре заболеваемости. У мужчин 2 группы заболеваемость была ниже, чем у юношей в 3,2 раза (р < 0,001), а группы 3 — ниже, чем у юношей в 3,7 раза (р < 0,001), но выше, чем у мужчин 2 группы, в 1,2 раза (р < 0,005).

О роли естественной резистентности организма при заболеваниях инфекциями кожи и подкожной клетчатки свидетельствовали и следующие данные по заболеваемости. Так, у юношей, менее адаптированных к жаркому влажному климату, уровень заболеваемости в 2,0 раза был выше, чем у тех же юношей, кто находился здесь более 1,5 лет. Максимальный уровень заболеваемости у первых (независимо от времени прибытия в данный регион — весна, осень) наблюдалась на 3 — 4 месяцы. У мужчин из числа местного населения уровень заболеваемости был ниже, чем среди неакклиматизированных мужчин в 2,6 раза (р < 0,01), и в 1,6 раза, чем у юношей. У мужчин 3 группы более

68,0 % случаев заболеваний регистрировались в первый — второй годы нахождения в данных условиях.

У юношей, прибывших в условия жаркого климата, динамика показателей местных факторов защиты в слюном секрете следующая: исходный уровень лизоцима составлял 37,9 ± 4,3 %, через 1 мексяц — 27,7 ± 2,7 % (р < 0,05). Содержание иммуноглобулина IgG в слюне увеличивалось с

0,23 ± 0,03 до 0,806 ± г/л (р < 0,01), что косвенно свидетельствовало об активизации гуморального звена иммунитета при «перемешивании коллектива».

Концентрация секреторного IgA, свидетельствующая о специфической местной защите, в исходный период находилась на пониженном уровне (норма 0,4 мг/л) — 0,225 ± 0,04, через 1 месяц он значимо не изменялся — 0,32 ± 0,04 г/л. Концентрация IgM достоверно не изменялась: 0,02 ± 0,01 и 0,03 ± 0,01 г/л. Коэффициент сбалансированности, характеризующий состояние местного иммунитета, снизился до умеренного значения — с 2,3 ± 0,307 до 1,64 ± 0,088 (р < 0,05).

Следствием расстройства адаптационных, защитных и компенсаторных механизмов организма явилось развитие дисбиотических изменений в составе микрофлоры толстого кишечника юношей. У них по сравнению с более акклиматизированными и адаптированными достоверно ниже было содержание бифидобактерий (7,7 ± 0,1 против 8,2 ± 0,2, р < 0,05). Доля лактозонегативных эшерихий достигала 13,0 ± 3,0 % и 6,2 ± 1,4 % (р < 0,05). У первых микробы рода протея обнаруживались в 1,7 раза

чаще. Содержание энтерококков было достоверно выше нормы; по группам наблюдения эти данные достоверно не различались. По индивидуальным показателям дисбактериоз Д2 регистрировали у вновь прибывших в 50,0 ± 5,9 % случаев против

30,0 ± 6,4 % в группе сравнения (р < 0,05) при этом к 2 месяцу дисбактериоз Д обнаруживался у 75,0 %, а к 3 месяцу — у 90,0 % обследованных.

Изучая динамику бактерицидной активности кожных покровов у здоровых юношей и у лиц с инфекциями кожи и подкожной клетчатки установили следующее. При 5-минутном контакте тест-микробов с кожей у здоровых она была в 3,0 раза выше, чем у больных (р < 0,01), при 10-ти минутном контакте — в 2,0 раза (р < 0,01), при 15-ти минутном контакте — в 1,5 раза (р < 0,01), соответственно, на 28,1, 32,5 и 24,3 % (р < 0,01).

При проведении корреляционного анализа выявили наличие высокой силы связи между заболеваемостью инфекциями кожи и подкожной клетчатки у мужчин обеих групп и температурой окружающей среды ( + 0,76 ± 0,21, р < 0,01 и +0,7 ± 0,2, р < 0,01) и с влажностью воздуха ( — 0,77 ± 0,21, р < 0,01 и —0,81 ± 0,21, р < 0,01). Такая же направленность связи была и у юношей, соответственно + 0,28 ± 0,3 и —0,36 ± 0,3, но ее сила по каждому оцениваемому климатическому параметру была не достоверной ^ критерий = 0,88 и 1,14).

При определении связи по нозологическим формам болезней у мужчин установили связь уровня заболеваемости фурункулезом и абсцессами с температурой окружающей среды и относительной влажностью воздуха ( + 0,89 ± 0,15 и —0,84 ± 0,18, р < 0,01, соответственно). У юношей такая связь была менее выраженная — с температурой окружающей среды ( + 0,58 ± 0,26, р < 0,05) и относительной влажностью воздуха ( — 0,68 ± 0,24, р < 0,05).

При болезнях органов дыхания установили наличие обратной связи с температурой окружающей среды и прямой — с относительной влажностью воздуха: для юношей, соответственно —0,64 ± 0,21 (р < 0,05) и +0,8 ± 0,22 (р < 0,05), а для мужчин группы 2 соответственно —0,71 ± 0,21 (р < 0,05) и + 0,65 ± 0,21 (р < 0,05) и группы 3 — соответственно -0,77 ± 0,2 (р < 0,05) и +0,73 ± 0,21 (р < 0,05).

Определялась обратная связь со скоростью движения воздуха: для юношей — 0,65 ± 0,24 (р < 0,05), для мужчин — 0,64 ± 0,27 и — 0,74 ± 0,23 (р < 0,05). Прямая связь определялась между интегральными показателями — индексами ветроохлаждения при средней и максимальной скоростях движения воздуха: для юношей, соответственно, +0,7 (р < 0,05) и +0,79 (р < 0,05, для мужчин 2 группы, соответственно, + 0,71 и +0,79, а третьей +0,67 (р < 0,05) и +0,65 (р < 0,05).

Коэффициенты корреляции между заболеваемостью и барометрическим давлением для юношей и мужчин составляли, соответственно, +0,45 и + 036, но они были недостоверными.

В горных условиях влияние физических факторов внешней среды на здоровье людей на показатели заболеваемости по первичной обращаемости

болезнями органов дыхания было связано с высотой над уровнем моря. Так, у юношей, начиная с 800 м оно обнаруживалось по влиянию температуры окружающей среды ( — 0,77, р < 0,05), относительной влажности воздуха ( + 0,69, р < 0,05), индексами ветроохлаждения при средней ( + 0,69, р < 0,05), и максимальной (0,69, р < 0,05) скоростях движения воздуха. С высоты более 1100 м

— определялось по скорости движения воздуха ( — 0,57, р < 0,05).

У мужчин группы 3 такая же достоверная связь обнаруживалась, начиная с высоты 800 м (температура, относительная влажность воздуха, индексами ветроохлаждения при средней и максимальной скорости движения воздуха). Однако влияние скорости движения воздуха как монофактора определялось с более низкой высоты — с 850 м над уровнем моря.

Интересно, что у мужчин из числа местных жителей влияние факторов внешней среды достоверно определялось с высоты 1100 м над уровнем моря, а скорости движения воздуха — с высоты 1500 м.

Таким образом, доказано негативное влияние физических факторов внешней среды на состояние естественной резистентности организма и, как следствие ее снижения — рост заболеваемости по первичной обращаемости, заболеваемости болезнями органов дыхания и инфекциями кожи и подкожной клетчатки. Это обусловливает включение в перечень профилактических мероприятий при влиянии жаркого влажного и горно-континентального климатов методов, направленных на повышение естественной резистентности организма.

литература

1. Аверкин Д.А. Совершенствование системы профилактических мероприятий при кишечных инфекциях в организованных воинских коллективах, дислоцированных в жарком климате: Автореф.

дис. ... канд. мед. наук / Д.А. Аверкин. — Н. Новгород, 2005. — 25 с.

2. Басалыга В.Н. Гигиеническое обоснование мероприятий по неспецифической профилактике болезней органов дыхания в организованных воинских коллективах: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / В.Н. Басалыга. — Н. Новгород, 2003. — 21 с.

3. Дорофейчук В.Г. Определение активности лизоцима нефелометрическим методом / В.Г. Дорофейчук //Лабораторное дело. — 1968. — № 1. — С. 28-30.

4. Жоголев С.Д. Эпидемиология и совершенствование профилактики внебольничных пневмоний в войсках: Автореф. дис. . докт. мед. наук / С.Д. Жоголев. - СПб., 2003. - 45 с.

5. Клемпарская Н.Н. Некоторые итоги применения метода изучения видового состава и количества микробов аутофлоры, как показателя состояния реактивности организма / Н.Н. Клем-парская // Аутофлора здорового и больного организма. — Таллин, 1972. — С. 3-7.

6. Меджидова М.А. Гигиеническое обоснование профилактики инфекций кожи и подкожной клетчатки у военнослужащих в условиях жаркого влажного климата: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / М.А. Меджидова. - Н. Новгород, 2007. - 23 с.

7. ОСТ 91500.11.0004-2003 «Протокол ведения больного. Дисбактериоз кишечника».

8. Потехина Н.Н. Научное обоснование системы нутриционной профилактики заболеваний, связанных со снижением естественной резистентности организма военнослужащих: автореф. дис. ... докт. мед. наук / Н.Н. Потехина. - М., 2004.

- 47 с.

9. Рахманов Р.С. Прогнозирование и неспецифическая профилактики аэрозольных и кишечных инфекций в экстремальных условиях: Автореф. дис. ... докт. мед. наук / Р.С. Рахманов. - М., 1994.

- 46 с.

сведения об авторах

Рахманов Рофаиль Салыхович - директор ФГУН «Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии» Роспотребнадзора, д.м.н. 603950, г Н. Новгород, ул. Семашко, д. 20, ФГУН «НИИ гигиены и профессиональной патологии» Роспотребнадзора, конт. тел.: 8 (831) 419-61-94

Гаджиибрагимов ДжамалудинАлиевич - начальник медицинской службы воинской части, к.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.