Научная статья на тему 'О влиянии философии В. С. Соловьёва на мировоззрение и творчество Ю. К. Балтрушайтиса'

О влиянии философии В. С. Соловьёва на мировоззрение и творчество Ю. К. Балтрушайтиса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
366
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЁВА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТВОРЧЕСТВО Ю.К. БАЛТРУШАЙТИСА / СИМВОЛИЗМ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТЕУРГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саунькин Павел Сергеевич

Рассматривается вопрос о влиянии философских идей В.С. Соловьёва на творчество и художественно-эстетическое восприятие мира поэта-символиста Ю.К. Балтрушайтиса. На основе анализа книг стихов Ю.К. Балтрушайтиса «Земные Ступени», «Горная Тропа», «Лилия и Серп», а также его литературно-критических статей установлены связи творчества поэта с ключевыми работами русского философа В.С. Соловьёва. Определены основные моменты, позволяющие говорить о семантической тождественности творчества Ю.К. Балтрушайтиса с идеями В.С. Соловьёва: методы исследования творчества и произведений по установленным В.С. Соловьёвым канонам, основанные на раскрытии творческих замыслов автора; концепция философа о «жертве жизни» и вопрос об «искусстве-жертве» у Ю.К. Балтрушайтиса; теургическая основа творчества; христианская тематика лирики; религиозная символика. В результате анализа творчества поэта-символиста установлено также, что основные философские концепции В.С. Соловьева, воспринятые поэтом, подверглись трансформации и дальнейшему развитию. Основная идея творчества Ю.К. Балтрушайтиса как единого художественного текста определена следующим образом: искусство единственный путь преображения мира и человека, путь к постижению нравственных идеалов. Дана характеристика лирического героя Балтрушайтиса, преодолевающего последовательность этапов-«ступеней» к постижению духовных вершин Искренности и Мудрости, обозначенных поэтом через образы «Лилии» и «Серпа». Делается вывод о том, что в творчестве Ю.К. Балтрушайтиса прослеживается общая для «младших» символистов тенденция репрезентации наследия В.С. Соловьёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии философии В. С. Соловьёва на мировоззрение и творчество Ю. К. Балтрушайтиса»

relation of the Slavic World with the German-Romanesque], Saint-Petersburg: Izdatel'stvo «Glagol», 1995. 513 p.

9. Leont'ev, K.N. Vizantizm i slavyanstvo [Bizantism and Slavic], in Leont'ev, K.N. Izbrannoe [Favortes], Moscow: Rarog», Moskovskiy rabochiy, 1993, pp. 19-119.

10. Leont'ev, K.N. Plody natsional'nykh dvizheniy na pravoslavnom Vostoke [The fruits of national mouvements in the Ortodox East], in Leont'ev, K.N. Tsvetushchaya slozhnost': Izbrannye stat'i [Blossoming complexity. Featured articles], Moscow: Izdatel'stvo «Molodaya gvardiya», 1992, pp. 221-279.

11. Leont'ev, K.N. Oshibka g. Astaf'eva [Error m. Astafiev], in Leont'ev, K.N. Izbrannoe [Favorites], Moscow: Rarog, Moskovskiy rabochiy, 1993, pp. 343-355.

12. Dostoevskiy, FM. Dnevnik pisatelya za 1877 g. [The diary of writer for 1877], in Dostoevskiy, FM. Polnoe sobranie sochineniy v 301., t. 26 [Complete works in 30 vol., vol. 26], Leningrad: Izdatel'stvo «Nauka», 1984, pp. 5-128.

13. Solov'ev, VS. Natsional'nyy vopros v Rossii [The national question in Russia], in Solov'ev, VS. Sochinenia v 2 t., 1.1 [Works in 2 vol., vol. 1], Moscow: Pravda, 1989, pp. 259-410.

14. Berdyaev, N.A. Sud'ba Rossii [The fate of Rossia], Moscow: Astrel': Poligrafizdat, 2010. 333 p.

15. Bakunin, M.A. Tovarishcham Federatsii sektsii internatsionala Yury [Comrades Federation of sections of the international of Jura], in Bakunin, M.A. Internatsional, Marks i evrei [International, Marx and Jews], Moscow: Izdatel'skiy Dom «Veche», 2008, pp. 161-285.

16. Trubetskoy, N.S. Verkhi i nizy russkoy kul'tury [The tops and bottoms of Russian culture], in Trubetskoy, N.S. Nasledie Chingiskhana [The Legacy Of Genghis Khan], Moscow: Agraf, 1999, pp. 118-135.

17. Vernadskiy, G.V Opyt istorii Evrazii. Zven'ya russkoy kul'tury [Experience the history of Eurasia. Links of Russian culture], Moscow: Tovarishchestvo nauchnykh izdaniy KMK, 2005. 339 p.

18. Trubetskoy, N.S. Obshcheslavyanskiy element v russkoy kul'ture [Slavic element in Russian culture], in Trubetskoy, N.S. Nasledie Chingiskhana [The Legacy Of Genghis Khan], Moscow: Agraf, 1999, pp. 163-219.

19. Trubetskoy, N.S. Otvet D.I. Doroshenko [The Answer D.I.Doroshenko], in Trubetskoy, N.S. Istoriya, kul'tura, yazyk [History, culture, language], Moscow: Progress, 1995, pp. 393-406.

20. Savitskiy, PN. Russkie sredi narodov Evrazii (Metodologicheskoe vvedenie v problemu) [Russians among the Nations of Eurasia (Methodological introduction to the problem)], in Savitskiy, PN. Izbrannoe [Favorite], Moscow: ROSSPEN, 2010, pp. 546-548.

УДК 82:11(47) ББК 83.3:87.3(2)522-685

О ВЛИЯНИИ ФИЛОСОФИИ В.С. СОЛОВЬЁВА НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО Ю.К. БАЛТРУШАЙТИСА

П.С. САУНЬКИН

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина ул. Свободы, д. 46, г. Рязань, 390000, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Рассматривается вопрос о влиянии философских идей В.С. Соловьёва на творчество и художественно-эстетическое восприятие мира поэта-символиста Ю.К. Балтрушайтиса. На основе анализа книг стихов Ю.К. Балтрушайтиса «Земные Ступени», «Горная Тропа», «Лилия и Серп», а также его литературно-критических статей установлены связи

творчества поэта с ключевыми работами русского философа В.С. Соловьёва. Определены основные моменты, позволяющие говорить о семантической тождественности творчества Ю.К. Балтрушайтиса с идеями В.С. Соловьёва: методы исследования творчества и произведений по установленным В.С. Соловьёвым канонам, основанные на раскрытии творческих замыслов автора; концепция философа о «жертве жизни» и вопрос об «искусстве-жертве» у Ю.К. Балтрушайтиса;теургическая основа творчества;христианская тематика лирики; религиозная символика. В результате анализа творчества поэта-символиста установлено также, что основные философские концепции В.С. Соловьева, воспринятые поэтом, подверглись трансформации и дальнейшему развитию. Основная идея творчества Ю.К. Балтрушайтиса как единого художественного текста определена следующим образом: искусство - единственный путь преображения мира и человека, путь к постижению нравственных идеалов. Дана характеристика лирического героя Балтрушайтиса, преодолевающего последовательность этапов-«ступеней» к постижению духовных вершин - Искренности и Мудрости, обозначенных поэтом через образы «Лилии» и «Серпа». Делается вывод о том, что в творчестве Ю.К. Балтрушайтиса прослеживается общая для «младших» символистов тенденция репрезентации наследия В.С. Соловьёва.

Ключевые слова: философия В.С. Соловьёва, русская литература, творчество Ю.К. Балтрушайтиса, символизм, поэтическое творчество, теургия, религиозное творчество, духовное преображение.

ABOUT THE INFLUENCE VS. SOLOVYOV'S PHILOSOPHY ON J.K. BALTRUSHAITIS'S OUTLOOK AND CREATIVE WORK

P.S. SAUNKIN Ryazan State University named after S.A. Esenin 46, Svobody str., Ryazan, 390000, Russian Federation Е-mail: [email protected]

Here we consider a question about the influence VS. Solovyov's philosophic ideas on the poetsymbolist J.K. Baltrushaitis's creative work and his art-esthetic world perception. On the basis of the analysis of Baltrushaitis's books of poems «Earthly Steps», «A Mountain Trail» and «A Lily and a Sickle» and his literary-critical essays connections between the poet's creative work and key works by Russian philosopher VS. Solovyov. The main common points of these two thinkers are defined: investigation methods of V.S. Solovyov's creative work and books, his canons based on revealing the author's creative ideas;philosopher's conception about «life sacrifice» and U.K. Baltrushaitis' s question of «art sacrifice»; theurgic basis of creativity; Christian lyrics; religious symbolism which allows us to speculate about semantic identity with VS. Solovyov's thoughts. The analysis of the poet-symbolist's creative work it is set up that the main philosophical conceptions of V. S. Solovyov perceived by the poet were transformed and later worked out. The main idea of J.K. Baltrushaitis's creative work as a complete art treasure was set up: art is the only way of transformation of the world and man, the way to moral ideals. Baltrushaitis's lyric hero overcame some stairs-«steps» while getting spiritual tops: Sincerity and Width which are hidden behind the characters of «a lily» and «a sickle». It is concluded that J.K. Baltrushaitis's outlook has the same tendency as all «junior» symbolists have, V.S. Solovyov's heritage representation.

Key words: philosophy of VS. Solovyov, Russian literature, J.K. Baltrushaitis, symbolism, poetry, theurgy, religious creativity, transfiguration.

Философско-эстетические взгляды В.С. Соловьёва оказали большое влияние на литературу Серебряного века. А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, М. Волошин и многие другие авторы восприняли идеи русского философа, что нашло

отражение в их мировоззрении и творчестве. О влиянии В.С. Соловьёва на поэзию Ю.К. Балтрушайтиса, воспитанного изначально в литовской языковой среде и исповедующего католичество, но являющегося «по сути своей человеком русской культуры»1, упоминали К.Д. Норкелиунас в исследовании «Юргис Казими-рович Балтрушайтис. Религиозность литовского поэта русского символизма» (1978)2 и В. Дауётите в труде «Юргис Балтрушайтис: монографический очерк» (1983)3, однако данный вопрос детально не рассматривался. Предметом нашего исследования является определение особенностей репрезентации философских идей В.С. Соловьёва в литературной деятельности Ю.К. Балтрушайтиса.

В литературно-критических статьях («У гроба Ибсена» (1906 г.), «Яльмар Седерберг» (1908 г.), «Последний замысел (Впечатления)» (1915 г.), «Внутренние приметы творчества Рериха» (1916 г.) и др.) Ю.К. Балтрушайтис использует методы исследования творчества и произведений по установленным В.С. Соловьёвым в работе «Поэзия Я.П. Полонского. Критический очерк» (1896 г.) канонам. В.С. Соловьёв пишет: «Прямая задача критики, - по крайней мере философской, понимающей, что красота есть ощутительное воплощение истины, - состоит в том, чтобы разобрать и показать, что именно из полноты всемирного смысла, какие его элементы, какие стороны или проявления истины, особенно захватили душу поэта и по преимуществу выражены им в художественных образах и звуках. Критик должен "вскрыть глубочайшие корни" творчества у данного поэта не со стороны его психических мотивов - это более дело биографа и историка литературы, - а главным образом со стороны объективных основ этого творчества, или его идейного содержания» [4]. Схожие мысли находим у поэта-символиста, который в статье «О внутреннем пути К. Бальмонта» (1914 г) говорит о цели своего исследования следующим образом: «Кроме тайны вдохновения, дара наития, составляющих стихийную первооснову и непременное условие истинного творчества, в созидании каждого произведения искусства участвует и наличное душевное содержание художника: глубина мира, разгаданного и сознанного им, весь строй его воли, весь его внутренний опыт» [5, с. 62]. Таким образом, описательность и конкретный предмет рассмотрения отходят на второй план, а основой становится раскрытие творческих замыслов художника.

В эстетическом эссе «Жертвенное искусство» (1921 г.) - единственной теоретической работе - Ю.К. Балтрушайтис провозглашает высшей формой искусства «искусство-жертву», которое «является единственно преображающей и притом вселенскою стихией»4. Поэт считает, что «искусство осуществляется только тогда, когда душа создающего - в деянии творчества и через своё творческое деяние - вовлекается в жертвоприношение себя тайне мира, неизречен-

1 См.: Пайман А. История русского символизма / пер. с англ. В.В. Исакович. М.: Республика, 2000. С. 152 [1].

2 Norkeliunas C.J. Jurgis KazimirovieBaltru&jtis: A Religious Lithuanian Poet of Russian Symbolism [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.academic.marist.edu / nork / chapter2.htm [2].

3 См.: Дауётите В. Юргис Балтрушайтис: монографический очерк. Вильнюс: Vaga, 1983. С. 126 [3].

4 См.: Балтрушайтис Ю.К. Жертвенное искусство // Мысль и слово. Философский ежегодник / под ред. Г Шпета. Т. II, 1. М.: Кн-во С.И. Сахарова, 1918-1921. С. 221 [6].

ной воле вселенской, в жертвенное забвение себя и в жертвенное отречение от себя, целостно и слепо предавая свою одинокую отдельность Неведомому зодчему мира» [6, с. 223]. Позиция автора является развитием положений трактата В.С. Соловьёва «Оправдание добра. Нравственная философия» о «жертве жизни»5, предполагающей самопожертвование «в силу высокоразвитого сознания нравственного долга»6. Данное положение - единственное, по Балтрушайтису, средство, призванное «служить чуду нашего преображения»7.

Для Ю.К. Балтрушайтиса «жизнь художника неотделима от его творчества»8, и поэтому автор принимает не просто «позицию поэта-пророка»9, но позицию воинствующего пророка, который «имеет право отречься от утешительных обманов и стать на сторону безнадежной истины»10:

Витязь Тайной Дали, Стоек я в бою -Древний щит из стали Кроет грудь мою... [9, с. 24].

В начале ХХ века поэты-символисты «младшего» поколения мыслили себя теургами - создателями новой Вселенной, новыми Богами, сочинителями священных текстов и носителями тайных знаний. В.С. Соловьёв писал: «Художники и поэты опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, ещё более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет владеть ими, но они сами будут владеть ею и сознательно управлять ее земными воплощениями» [10, с. 293]. В стихотворениях Ю.К. Балтрушайтиса строителями нового мира являются люди, ведомые Богом, то есть мотив теургии тесно переплетается с идеей «соработниче-ства» Богу, близкой Н.Ф. Федорову, влияние взглядов которого испытывал В.С. Соловьёв, обращаясь к нему словами «дорогой учитель и утешитель»11:

В день чуда в русском бездорожьи, Идите, каменщики Божьи, Поправ навек свой долгий плен, Дробить гранит для гордых стен.

5 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. I / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. 1улыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 191 [7].

6 Там же. С. 219.

7 См.: Балтрушайтис Ю.К. Жертвенное искусство. С. 222.

8 См.: Дауётите В. Юргис Балтрушайтис: монографический очерк. С. 120.

9 Там же. С. 109.

10 См.: Соловьёв В.С. Буддийское настроение в поэзии (1894) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // az.lib.ru / s / solowxew_wladimir_sergeewich / text_0200.shtml [8].

11 См.: Соловьёв В.С. Два письма Н.Ф. Федорову // Н.Ф. Федоров: pro et contra: антология: в 2 кн.: к 175-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти Н.Ф. Федорова / подгот. А.Г. Гачева и С. Г. Семенова. Кн. 1. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2004. С. 100 [11].

Идите, плотники Христовы, Свершая кротко подвиг новый, Тесать с молитвой горный дуб, Чтоб рос в лазурь за срубом сруб [9, с. 88].

Современники Ю.К. Балтрушайтиса отмечали «могучую и плодоносную струю религиозности в его лирике»12. Истоки его религиозности находятся в детстве поэта, где религиозное воспитание в семье (крёстным отцом Балтрушайтиса был ксендз католического прихода) гармонично сочеталось с национальным фольклором и созерцанием природы, «литовских поселочных дорог с покривившимися от времени, почерневшими от непогоды крестами, обилие которых внушало <...> волнующее представление о древнем и скорбном шествии человечества к Голгофе.. .»13. Христианские реминисценции присутствуют во многих стихах Балтрушайтиса: «Вифлеемская звезда», «Аминь» и др. В «Приближении» автор отсылает к Евангелию от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1;1)14. «Слово» - символ истины, которым Балтрушайтис обозначает иной, гармоничный мир: «Ни голода, ни жажды - только Слово, / Как сумрачный, глухой и праздный звон.» [15, с. 114]. Идеальным смыслом наполнено «слово» В.С. Соловьёва, которое «есть орудие разума для выражения прав-ды»15. Сюжет стихотворения «Рыбаки» с возникающим образом креста призван напомнить сцену из Евангелия от Матфея, в которой Иисус Христос говорит будущим апостолам Петру и Андрею: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4;19)16. Рыбаки Балтрушайтиса также ищут человеческие души, что жаждут спасения, и готовы снова и снова поднимать сети «с илом и тиной.»17, выражая, в соловьёвской трактовке, жалость и милосердие, которые побуждают «к действию с целью избавить другое существо от страдания или помочь ему»18.

В новом контексте теургический мотив звучит в стихотворении «Верую», в котором поэт-демиург создал собственный аналог «Символа Веры», облаченный в свободную лирическую форму. Противопоставлением в произведении реального и идеального («плач на рассветном пороге», «годы, заботы и крохи» и «сила души беспечальной», «свет беззакатный») Балтрушайтис предопределяет лирическому герою, «тоскующему невольнику»19, образу большинства стихов и близкому образу «мученика» В.С. Соловьева, «путь, ведущий к высшей славе и царству небесному»20:

12 См.: Розанов С. Ю. Балтрушайтис (Силуэт). М., 1913. С. 12 [12].

13 См.: Балтрушайтис Ю.К. Автобиографическая справка // Русская литература XX века (1890-1910): в 2 кн. / под ред. проф. С.А. Венгерова. М.: ИД «XXI век-Согласие», 2000. Кн. 2. С. 84 [13].

14 См.: Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета: в рус. пер. с парал. местами и прил. М.: Рос. библ. о-во, 1999 [14].

15 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. С. 57-58.

16 См.: Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета: в рус. пер. с парал. местами и прил. М.: Рос. библ. о-во, 1999.

17 См.: Балтрушайтис Ю.К. Горная Тропа. Вторая книга стихов. М.: Скорпион, 1912. С. 114 [16].

18 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. С. 156.

19 См.: Балтрушайтис Ю.К. Земные Ступени. Элегии, песни, поэмы. М.: Скорпион, 1911. С. 128 [15].

20 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. С. 155.

Верую в молот разящий, В пламя и в меч создающий, В жертву зиждительной дрожи, В мощь упованья! [9, с. 36]

С общими тенденциями мировосприятия символистов связано ощущение присутствия иного мира, заимствованное у поэтов-романтиков. Балтрушайтис не отступает от установленных канонов: «Нам божий мир - как чуждая обитель»21, «отзвуки жизни незримой»22, «человек, как трепетная тень»23. Ранее В.С. Соловьёв в своей философской лирике аналогично выразил видение другого мира:

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами -Только отблеск, только тени От незримого очами? [17, с. 93]

Категорично трактуя философа, Ю.К. Балтрушайтис скептически относился к искажению смысла Культа Софии, Вечного Женского начала современниками: «При виде снега я упорно думаю о тайне небытия. Здешние "пророки" вспоминают при этом белую, непременно женскую грудь. У них всё - символ белой женской груди, и даже не груди, а просто грудей, или чего-нибудь еще посокро-веннее. Что ж, у всякого дерева свой листочек!» [18, с. 16].

Поднимая вопрос о влиянии учения В.С. Соловьёва на мировоззрение поэта Балтрушайтиса, следует учесть, что сам литовец «понимал своё творчество как единый неделимый текст»24, в связи с чем возникает необходимость рассмотреть его лирику как единое художественное целое.

Название книги стихов Балтрушайтиса «Земные Ступени» (1911 г.) звучит прямым противопоставлением названию стихотворения К. Бальмонта «Воздушная дорога». Но это противопоставление касается также В.С. Соловьёва, чей философско-поэтический диалог рассматривался в данном контексте25. Прежде чем подняться в небо, оторваться от земли и пройти по «воздушной дороге» «к светлым высям божьих гор»26, необходимо понять жизнь земную, считает Балтрушайтис. Дорога в высь - в следующей, второй книге стихов «Горная Тропа» (1912 г.), в которой поэт выразил человеческую «способность и стремление к бесконечному росту и возвышению»27. Собственную концепцию пути Балтру-

21 См.: Балтрушайтис Ю.К. Земные Ступени. Элегии, песни, поэмы. С. 144.

22 Там же. С. 151.

23 Там же. С. 148.

24 См.: Мержвинскайте Б. Символика пути в поэзии Юргиса Балтрушайтиса // МокБ1о darbai: Literatura. 2013. №. 55 (2). Е 50 [19].

25 См.: Петрова Т.С. Образ воздушной дороги в диалогическом пространстве К. Бальмонта и В.С. Соловьёва // Соловьёвские исследования. 2014. Вып. 3 (43). С. 50-58 [20].

26 См.: Балтрушайтис Ю.К. Земные Ступени. Элегии, песни, поэмы. С. 75.

27 См.: Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона (1898) // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. II / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. 1улыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 617 [21].

шайтте развил из «Жизненной драмы Платона» (1898 г.) В.С. Соловьёва, акцентируя внимание на прилагаемых человеком устлиях к торжеству ума и любви. Схожей идеей пути, ориентированной на учение В.С. Соловьёва, пронизано творчество А. Блока, культивировавшего мьюль «о движении к цели как необходимом атрибуте поэта в выюоком cмыcлe»28.

В пocмepтнoм третьем cбopникe стихов «Лилия и Серп» (1948 г.), подготовленном к изданию в 1914 году29, Ю.К. Бaлтpyшaйтиc представляет вершинную цель духовных даканий человека. Лилия в западноевропейкой традиции cчитa-ется стмволом веры, чистоты, Девы Mapии, цветок лилии украшает жипетр архангела Гавриила - вестника рождения Спасттеля30; терп - это не только стмвол крестьянкою труда, но и орудие cмepти31. Учитывая индивидуально-авторжую интерпретацию стмволов, Балтрушайтте наделяет образ «лилии» значением те-кренности, а «терп», указывающий на нахождение человека в конце жизненного пути у грани, отделяющей жизнь от cмepти, - мудрости. И^ренное^ и Myд-рость, в понимании поэта, являются вершинами даканий человека. В «Предда-ловии ко второму изданию» фундаментальной работы «Оправдание добра» В.С. Соловьёв определяет главную задачу отоего труда: «показать добро как правду»32. Бaлтpyшaйтиc в отоём поэтичежом творчестве довёл эти нравственные категории до абшлюта, так как не подлежит томнению, что недакренняя правда есть ложь, а недакреннее добро - лицемерие.

В результате анализа трудов руоокого мыстителя А.В. Гулыга отметил, что они оотещают «путь не только от человека к человеку, но и вгему человечеству -к истине, краште, добру»33. Именно эти гуманистиче^ие идеи филошфии В.С. Соловьёва были близки «младшему» поколению стмволистов, в том чдале и Ю.К. Балтрушайтдау, в литературном творчестве которого нам удалое установить как прямое ^пользование концептуальных филocoфcкиx идей, так и факты их художественной и мировоззренчежой традаформации.

Список литературы

1. Пайман А. История руажого cимвoлизмa / пер. c англ. В.В. Иcaкoвич. M.: Рестублика. 2000. 416 c.

2. Norkeliunas C.J. Jurgis Kazimiroviè BaltruCajtis: A Religious Lithuanian Poet of Russian Symbolism [Электронный pecypc]. Режим доступа: http: // www.academic.marist.edu / nork / chapter2.htm

3. Дауётите В. Юрт; Балтрушайтис мoнoгpaфичecкий очерк. Вильнюс Vaga, 1983. 326 c.

4. Соловьёв В.С. Поэзия Я.П. Полоцкого. Критичежий очерк (1896) [Электронный pecypc]. Режим доступа: http: // www.odinblago.ru / soloviev_7 / 14

28 См.: Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л.: Сов. писатель, 1981. С. 51 [22].

29 См.: Балтрушайтис Ю.К. Автобиографическая справка. С. 86.

30 См.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с англ. А.Е. Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. С. 333-334 [23].

31 Там же. С. 506, 312.

32 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. С. 79.

33 См.: Гулыга А.В. Философия любви // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. I / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. 1улыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 46 [24].

5. Балтрушайтис Ю.К. О внутреннем пути К. Бальмонта // Заветы. 1914. № 6. III. С. 62-68.

6. Балтрушайтис Ю.К. Жертвенное искусство // Мысль и слово. Философский ежегодник / под ред. Г Шпета. Т. II, 1. М.: Кн-во С.И. Сахарова, 1918-1921. С. 219-224.

7. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. I / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 47-548.

8. Соловьёв В.С. Буддийское настроение в поэзии (1894) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // az.lib.ru / s / solowxew_wladimir_sergeewich / text_0200.shtml

9. Балтрушайтис Ю.К. Лилия и Серп. Третья книга стихов. Paris: YMCA-Press, 1948. 228 с.

10. Соловьёв В.С. Три речи в память Достоевского (1881-1883) // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. II / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 289-323.

11. Соловьёв В.С. Два письма Н.Ф. Федорову // Н.Ф. Федоров: pro et contra: антология: в 2 кн.: к 175-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти Н.Ф. Федорова / подгот. А.Г. Гачева и С. Г. Семенова. Кн. 1. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2004. С. 100-102.

12. Розанов С. Ю. Балтрушайтис (Силуэт). М., 1913. 16 с.

13. Балтрушайтис Ю.К. Автобиографическая справка // Русская литература XX века (18901910): в 2 кн. / под ред. проф. С.А. Венгерова. М.: ИД «XXI век-Согласие», 2000. Кн. 2. С. 84-86.

14. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета: в рус. пер. с парал. местами и прил. М.: Рос. библ. о-во, 1999. 1376 с.

15. Балтрушайтис Ю.К. Земные Ступени. Элегии, песни, поэмы. М.: Скорпион, 1911. 228 с.

16. Балтрушайтис Ю.К. Горная Тропа. Вторая книга стихов. М.: Скорпион, 1912. 168 с.

17. Соловьёв В.С. Милый друг, иль ты не видишь... // Соловьёв В.С. Стихотворения и шуточные пьесы / вступ. ст., сост. и примеч. З.Г Минц. 2-е изд. Л.: Сов. писатель, 1974. С. 93-94.

18. Балтрушайтис Ю.К. Письмо А.А. Дьяконову от 15.10.1906 // Балтрушайтис Ю.К. Дерево в огне. Вильнюс, 1969. 540 с.

19. Мержвинскайте Б. Символика пути в поэзии Юргиса Балтрушайтиса // Mokslo darbai: Literature. 2013. Nr. 55 (2). P 47-58.

20. Петрова Т.С. Образ воздушной дороги в диалогическом пространстве К. Бальмонта и В.С. Соловьёва // Соловьёвские исследования. 2014. Вып. 3 (43). С. 50-58.

21. Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона (1898) // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. II / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 582-625.

22. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л.: Сов. писатель, 1981. 522 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с англ. А.Е. Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 656 с.

24. Гулыга А.В. Философия любви // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. I / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 33-46.

References

1. Payman, A. Istoriya russkogo simvolizma [A history of Russian symbolism], Moscow: Respublika, 2000. 416 p.

2. Norkeliunas, C.J. Jurgis Kazimirovie BaltruCjtis: A Religious Lithuanian Poet of Russian Symbolism. Available at: http: // www.academic.marist.edu / nork / chapter2.htm

3. Dauetite, V Yurgis Baltrushaytis:monograficheskiy ocherk [Jurgis Baltrushaitis: monographic essay], Vil'nyus: Vaga, 1983. 326 p.

4. Solov'ev, VS. Poeziya Yа.P. Polonskogo. Kriticheskiy ocherk (1896) [J. P. Polonsky's Poetry. Critical essay (1896)]. Available at: http: // www.odinblago.ru / soloviev_7 / 14

5. Baltrushaytis, Yu.K. O vnutrennem puti K. Bal'monta [About K. Bal'mont's inner path], in Zavety, 1914, no. 6 (III), pp. 62-68.

6. Baltrushaytis, Yu.K. Zhertvennoe iskusstvo [Sacrificial art], in Mysl' i slovo. Filosofskiy ezhegodnik, t. II, 1 [Thought and word. Philosophical Yearbook, vol. II, 1], Moscow: Knigoizdatel'stvo S.I. Sakharova, 1918-1921, pp. 219-224.

7. Solov'ev, VS. Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya [Justification of the Good. Moral philosophy], in Solov'ev, VS. Sochineniya v 2 t., 1.1 [Works in 2 vol., vol. 1], Moscow: Mysl', 1988, pp. 47-548.

8. Solov'ev, VS. Buddiyskoe nastroenie v poezii (1894) [Buddhistic spirit in poetry (1894)]. Available at: http: // az.lib.ru / s / solowxew_wladimir_sergeewich / text_0200.shtml

9. Baltrushaytis, Yu.K. Liliya i Serp. Tret'ya kniga stikhov [A Lily and a Sickle. The third book of poems], Paris: YMCA-Press, 1948. 228 p.

10. Solov'ev, VS. Tri rechi v pamyat' Dostoevskogo [Three Speeches in Memory of Dostoevsky], in Solov'ev, VS. Sochineniya v 2 t., t. 2 [Works in 2 vol., vol. 2], Moscow: Mysl', 1988, pp. 289-323.

11. Solov'ev, VS. Dva pis'ma N.F Fedorovu [Two letters to N.F Fedorov], in N.F. Fedorov:pro et contra, Saint-Petersburg: Izdatel'stvo RKhGA, 2004, pp. 100-102.

12. Rozanov, S.Yu. Baltrushaytis (Siluet) [J. Baltrushaitis (Silhouette)], Moscow, 1913. 16 p.

13. Baltrushaytis, Yu.K. Avtobiograficheskaya spravka [Autobiographical reference], in Russkaya literatura XX veka (1890-1910) v 2 kn., kn. 2 [Russian literature of XX century (1890-1910) in 2 vol., vol. 2], Moscow: ID «XXI vek-Soglasie», 2000, pp. 84-86.

14. Bibliya. Knigi svyashchennogo pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta [The Bible. Scripture of the Old and New Testament], Moscow: Rossiyskoe bibliograficheskoe obshchestvo, 1999. 1376 p.

15. Baltrushaytis, Yu.K. Zemnye Stupeni. Elegii, pesni, poemy [Earthly Steps. Elegies, songs, poems], Moscow: Skorpion, 1911. 228 p.

16. Baltrushaytis, Yu.K. Gornaya Tropa. Vtoraya kniga stikhov [Mountain Trail. The second book of poems], Moscow: Skorpion, 1912. 168 p.

17. Solov'ev, VS. Milyy drug, il' ty ne vidish'... [Dear friend, don't you see...], in Solov'ev, VS. Stikhotvoreniya i shutochnyep'esy [Poems and humorous Plays], Leningrad: Sovetskiy pisatel', 1974, pp. 93-94.

18. Baltrushaytis, Yu.K. Pis'mo A.A. D'yakonovu ot 15.10.1906 [Letter to A.A. D'yakonov as of 15.10.1906], in Baltrushaytis, Yu.K. Derevo v ogne [The tree is on fire], Vil'nyus, 1969. 540 p.

19. Merzhvinskayte, B. Simvolika puti v poezii Yurgisa Baltrushaytisa [The image of the road in the poetry of Jurgis Baltrushaitis], in Mokslo darbai: Literatura, 2013, issue 55(2), pp. 47-58.

20. Petrova, T.S. Obraz vozdushnoy dorogi v dialogicheskom prostranstve K. Bal'monta i VS. Solov'eva [Image of an airy road within the K. Bal'mont's and V Solov'ev's dialogical space], in Solov'evskie issledovaniya, 2014, issue 3(43), pp. 50-58.

21. Solov'ev, VS. Zhiznennaya drama Platona (1898) [Plato's Life Drama (1898)], in Solov'ev, VS. Sochineniya v 2 t. T. II [Works in 2 vol., vol. 2], Moscow: Mysl', 1988, pp. 582-625.

22. Maksimov, D.E. Poeziya iproza Aleksandra Bloka [Poetry and prose by Alexander Block], Leningrad: Sovetskiy pisatel', 1981. 522 p.

23. Kholl, Dzh. Slovar' syuzhetov i simvolov v iskusstve [Dictionary of subjects and symbols in art], Moscow: KRON-PRESS, 1996. 656 p.

24. Gulyga, A.V Filosofiya lyubvi [Philosophy of Love], in Solov'ev, VS. Sochineniya v2 t., 1.1 [Works in 2 vol., vol. 1], Moscow: Mysl, 1988, pp. 33-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.