Научная статья на тему 'Идея В. С. Соловьёва об автономности нравственной жизни человека и проблема естественных оснований этики добра'

Идея В. С. Соловьёва об автономности нравственной жизни человека и проблема естественных оснований этики добра Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
355
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / ЭТИКА ДОБРА / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ / СТЫД / ЖАЛОСТЬ / БЛАГОГОВЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ГРУППОВОЙ ОТБОР / АЛЬТРУИЗМ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ДИЛЕММА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волков Юрий Константинович

Рассматривается мало исследованная с учётом современных подходов в решении проблемы врождённых и приобретённых свойств в поведении человека идея В.С. Соловьёва об автономности нравственной жизни, изложенная им в первой части его работы «Оправдание добра». Материалами для анализа послужили, кроме самого текста произведения В.С. Соловьёва, философские, психологические, биологические и социологические исследования современных авторов, посвящённые вопросам естественных оснований человеческой культуры. Показано, что защищаемая В.С Соловьёвым гипотеза об исключительно человеческой природе стыда, несмотря на ряд существенных позднейших дополнений, по-прежнему сохраняет свою актуальность. В ходе проведённого анализа установлено, что умозрительным в свете современных знаний выглядит предположение философа о существовании наследственных признаков, похожих на чувство благоговения как религиозного начала нравственной жизни человека. Утверждается, что исходя из современных представлений о значении альтруистических поведенческих стратегий в процессе группового отбора успешность существования группы обеспечивает увеличение числа индивидов, обладающих такими первичными проявлениями добра, как чувство жалости по отношению к «своим». Делается вывод о том, что противоречивость позиции В.С. Соловьёва в понимании автономной природы этического сознания обусловлена его дуалистическим подходом к решению мировоззренческой дилеммы: человек есть либо продукт естественных видоизменений, либо результат высшего творческого акта. В то же время признание одновременного существования в человеке двух противоположных сущностей, определяющих характер его «вертикальных» отношений к низшему и высшему, оставляет открытым вопрос о природе «горизонтальных» межчеловеческих связей, выходящих за границы этики добра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея В. С. Соловьёва об автономности нравственной жизни человека и проблема естественных оснований этики добра»

НАСЛЕДИЕ В.С. СОЛОВЬЕВА: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

УДК 17:111.84(47) ББК 87.70(2)

ИДЕЯ В.С. СОЛОВЬЁВА ОБ АВТОНОМНОСТИ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМА ЕСТЕСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ ЭТИКИ ДОБРА

Ю.К. ВОЛКОВ

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского. Арзамасский филиал ул. К. Маркса, 36, Нижегородская область, г. Арзамас, 607220, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Рассматривается мало исследованная с учётом современных подходов в решении проблемы врождённых и приобретённых свойств в поведении человека идея В.С. Соловьёва об автономности нравственной жизни, изложенная им в первой части его работы «Оправдание добра». Материалами для анализа послужили, кроме самого текста произведения В.С. Соловьёва, философские, психологические, биологические и социологические исследования современных авторов, посвящённые вопросам естественных оснований человеческой культуры. Показано, что защищаемая В.С Соловьёвым гипотеза об исключительно человеческой природе стыда, несмотря на ряд существенных позднейших дополнений, по-прежнему сохраняет свою актуальность. В ходе проведённого анализа установлено, что умозрительным в свете современных знаний выглядит предположение философа о существовании наследственных признаков, похожих на чувство благоговения как религиозного начала нравственной жизни человека. Утверждается, что исходя из современных представлений о значении альтруистических поведенческих стратегий в процессе группового отбора успешность существования группы обеспечивает увеличение числа индивидов, обладающих такими первичными проявлениями добра, как чувство жалости по отношению к «своим». Делается вывод о том, что противоречивость позиции В.С. Соловьёва в понимании автономной природы этического сознания обусловлена его дуалистическим подходом к решению мировоззренческой дилеммы: человек есть либо продукт естественных видоизменений, либо результат высшего творческого акта. В то же время признание одновременного существования в человеке двух противоположных сущностей, определяющих характер его «вертикальных» отношений к низшему и высшему, оставляет открытым вопрос о природе «горизонтальных» межчеловеческих связей, выходящих за границы этики добра.

Ключевые слова: автономность нравственной жизни, этика добра, естественные основания нравственности, стыд, жалость, благоговение, естественная религия, поведенческие стратегии, групповой отбор, альтруизм, мировоззренческая дилемма.

VS. SOLOVYEV'S IDEA ABOUT THE AUTONOMY OF THE MORAL LIFE OF THE MAN AND THE PROBLEM OF THE NATURAL BASICS THE ETHICS OF GOOD

Yu.K. VOLKOV

National research N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University. Arzamas branch 36, K. Marx str., Nizhegorodsky region, c. Arzamas, 607220, Russian Federation E-mail: [email protected]

It is considering little investigated taking into account modern approaches in addressing the problem of congenital and acquired properties in human behavior VS. Solovyov's idea of the autonomy of the ethical consciousness and the moral life contained them in the first part of the «Justification of the good». In the article are used in addition to the text of the work of V.S. Solovyov materials from the philosophical, psychological, biological and sociological research of modern authors devoted to the issues of the natural bases of human culture. It is shown that the hypothesis about the purely human nature of shame which VS. Solovyov is protected still retains its value despite a number of the latest significant additions. During the carried out analysis it is found that the assumption of the philosopher about the existence of the hereditary traits similar to the sense of piety as the religious beginning of the moral human life in light of current knowledge is speculative. It is alleged that on the basis of modern ideas about the meaning of altruistic behavioral strategies in the process of group selection the success of the group's existence could provide an increase in the number of individuals possessing such a primary manifestation of good feeling as pity for the «its». The conclusion is made that the contradiction of the position of V.S. Solovyov in understanding the autonomy of the nature of the ethical consciousness emerged due to its dualistic approach in addressing the worldview dilemma: man is a product of natural adaptations, or the result of the highest creative act. At the same time acknowledging the simultaneous existence of two opposite entities in man that define the nature of its «vertical» relations to the lowest and highest leaves open the question of the nature of the «horizontal» interpersonal relationships beyond the bounds of ethics of goodness.

Key words: autonomy of the moral life, ethics of good, natural foundation of morality, shame, pity, piety, natural religion, behavioral strategies, group selection, altruism, worldview dilemma.

Содержание учения В.С. Соловьёва о естественных основаниях нравственности, изложенное им в первой части его работы «Оправдание добра», подробно описано и проанализировано в многочисленных отечественных и зарубежных публикациях, тематической характеристике которых посвящены специальные разделы научно-квалификационных работ1. В значительно меньшей степени исследована ценностно-смысловая структура соловьёвской гипотезы происхождения нравственности в её сравнении с содержанием эволюционной теории2. Современное понимание проблемы соотношения врождённого и приобретённого в по-

1 См., напр.: Беккер М. Начала нравственной философии в «Оправдании добра» Владимира Соловьева: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2002. С. 3-8 [1]; Краснов А.М. Проблема абсолютного добра в этике В.С. Соловьёва и Н.О. Лосского: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2008. С. 5-8 [3]; Кривова Е.В. Этика В.С. Соловьева: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005. С. 4-10 [4].

2 См.: Сестра Тереза Оболевич. Мотив эволюции в творчестве В.С. Соловьёва // Соловьёвс-кие исследования. 2009. Вып. 4 (24). С. 112-122 [5].

ведении человека в контексте идеи В.С. Соловьёва об автономности трёх начал нравственной жизни составляет главный предмет настоящего исследования.

Восходящие к учению Декарта идеи морального нативизма к концу XIX столетия потеряли свою научную актуальность. Вместе с тем попытки эволюционного синтеза нативизма и генетизма в социальной этике3 свидетельствовали о сохраняющемся метанаучном значении нативистской гипотезы. В.С. Соловьёв в своём учении об автономности нравственной жизни также использует идею этического формализма, одновременно отклоняя те мировоззренческие ориентации, которые не находят «для себя твёрдых точек опоры в самой нравственной природе человека»4.

Среди других естественных начал человеческой нравственности на первое место В.С. Соловьёв поставил стыд как чувство, которое определяет этическое отношение человека к материальной природе «не только внешней, но и своей собственной»5. Кроме человека, как утверждает В.С. Соловьёв, ни у каких животных нет никаких зачатков стыдливости. В то время как даже «самый дикий и неразвитый человек ... скрывает такой физиологический акт, который не только удовлетворяет его собственные ... потребности, но сверх того полезен и необходим для поддержания рода»6. Никакие аргументы в пользу тезиса об отсутствии стыда у некоторых племён и народов, а также у представителей «низших» слоёв населения и преступников, по мнению В.С. Соловьёва, не являются убедительными в силу их человеческой анормальности7.

Будучи исключительно родовым врождённым качеством, стыд, по мнению В.С. Соловьёва, позволяет человеку выйти за пределы своих природных влечений и показать, «что он не есть только это природное материальное существо, а ещё нечто другое и высшее»8. Отсюда вытекает указание автора «Оправдания добра» на тот жизненный путь, который должен выбрать человек в своём противодействии материальной природе. Этот путь, по мнению В.С. Соловьёва, лежит в практике такой формы аскетизма, которая отрицает плотские проявления мира и руководствуется следующей нравственной нормой: «животная жизнь в человеке должна быть подчинена духовной»9. Попробуем оценить значение рассуждений В.С. Соловьёва о нравственной уникальности человека, как существа наделённого врождённым чувством стыда, с позиции накопленных современных знаний.

По теме стыда за период времени, прошедший после выхода «Оправдания добра», опубликовано большое количество исследовательских работ. При этом

3 См.: Спенсер Г. Синтетическая философия: пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1997. С. 444-506 [6].

4 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.И. 1улыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. С. 119 [7].

5 Там же. С. 123.

6 Там же. С. 121.

7 Там же. С. 122-123.

8 Там же. С. 123.

9 Там же. С. 139.

преобладают биолого-психологические исследования, в которых, наряду с психоаналитическими объяснениями природы стыда10, всё большее распространение получают исследования, направленные на изучение психофизиологических и социально-психологических особенностей проявления чувства вины и стыда11. Обширный материал для изучения социальных, культурологических и эстетических аспектов стыда предоставляют история, искусствоведение, литературоведение и лингвистика12. Вместе с тем в теориологии стыда до настоящего времени не предложено каких-либо общепризнанных концепций, принципиальным образом отличающихся от гипотезы В. С. Соловьёва, хотя выяснены некоторые существенные моменты, касающиеся понимания релятивистской природы этого явления.

Так, например, в свете позднейших исследований, развивающих идеи И. Канта13 о личностной саморазрушительности таких трансформаций стыда, как чувства вины и страха14, спорной представляется идея В.С. Соловьёва о природной полезности стыда для человека15. Существенно дополняют позицию В.С. Соловьёва в вопросе о происхождении стыда социобиологические16 и другие междисциплинарные исследования человеческой сексуальности17. Тем не менее даже на современном эвристическом фоне можно говорить о сохраняющейся конкурентоспособности концепции стыда В.С. Соловьёва. Такая оценка гипотезы российского философа, на наш взгляд, объясняется тем, что любые биологи-

10 См.: Kinston W A Theoretical Context for Shame / пер. с англ. Д.Г Борисова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.psyq.ru/publications/ kinston_shame.html [8].

11 См.: Алимов А.А. Вина и стыд: возрастная специфика переживания // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Красноярск: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. С. 133-135 [9]; Кузьминова Е.А. Психологические особенности переживания стыда и вины женщинами // Новый университет. Сер.: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. № 10(31). С. 57-60 [10]; Манхаева О.М. Переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2012. С. 13-23 [11].

12 См.: Баженов М.В. Предыстория европейского понимания стыда // Вестник Удмурт. ун-та. 1995. № 6. С. 66-74 [12]; Данилова Ю.Н. Вина и стыд в культурах Запада, России и Востока: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2016. С. 8-9 [13]; Дженкова Е.А. Концепты «стыд» и «вина» в русской и немецкой лингвокультурах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2005. С. 7-9 [14]; Мартен Ж.-П. Книга стыда. Стыд в истории литературы: пер. с фр. М.: Текст, 2009 [15].

13 См.: Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 500 [16].

14 См.: Изард К.Э. Психология эмоций: пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. C. 319, 354-366 [17].

15 В.С. Соловьёв объясняет разрушительную природу плотских желаний проявлением в них животной энергии, которая «сильна только слабостью духа, живёт только его смертью» (см.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 141).

16 См.: Моррис Д. Людской зверинец: пер. с англ. М.: Амфора, 2004 [18].

17 См.: Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. С. 74-85 [19].

ческие, психологические и социологические сюжеты на тему стыда не могут иметь законченный вид без учёта фактора свободной воли, не подчиняющейся законам группового отбора18. Именно такое автономное начало центрирует все другие детерминанты нравственной жизни и предоставляет индивидам возможность «максимально свободно подчиняться обществу».

Вторым естественным началом «вертикали» нравственной жизни в доктрине В.С. Соловьёва выступает чувство благоговения (р1е1а8), которое философ связывает с возвышающей человека религиозностью19. В связи со сказанным, можно сослаться на более поздние исследования, в которых так же используется идея «культуры верха»20. Нас же в данном контексте интересует вопрос о том, насколько обоснована с учётом накопленных современных знаний используемая В.С. Соловьёвым гипотеза о существовании естественного религиозного чувства благоговения, которое в своей элементарной форме «зарождается безотчётно и у других тварей, кроме человека»21.

Просвещенческая гипотеза о естественных началах религиозности постепенно трансформировалась в теорию о существовании у человека иерархии биологических и социальных инстинктов22. В.С. Соловьёв, используя аргументы «естественнонаучного трансформизма», направленные на доказательство тезиса о существовании некоторых зачатков религиозности у животных, вместе с тем указывает на отличие нравственно-религиозного чувства благоговения от похожих чувств, которые можно найти в отношениях между прирученными животными и хозяином23. Главная мысль В.С. Соловьёва, акцентирующего внимание на качественной стороне такого отличия, заключается не только в указании на разумный характер проявления естественной религиозности у человека, из которой «получают свою разумную санкцию все требования нравственнос-ти»24. Другой, не менее существенной стороной благоговения, по утверждению философа, выступает присущая только человеку сложность и многогранность этого чувства25. Для обоснования этого дискутируемого вопроса В.С. Соловьёв

18 Об отрицательном отношении В.С. Соловьёва к гипотезе Ч. Дарвина об инстинктивной обусловленности стыда потребностями группы см.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 120-123.

19 Там же. С. 129.

20 См.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит.,1990 [20]; Маркузе Г. Эрос и цивилизация: пер. с англ. М.: ООО «Изд-во АСЕ»; ЗАО НПП «Ермак», 2003. С. 42-46 [21].

21 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 129.

22 См.: Протопопов А.И., Вязовский А.В. Инстинкты человека (Попытка описания и классификации) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьир://'№№«.е1:Ьо^у.ш/НЬгагу/?1ё=407 [22]; Сериков А.Е. Дискуссии об инстинктах человека // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология. 2015. № 1(17). С. 65-87 [23].

23 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 129-130.

24 Там же. С. 180.

25 Там же. С. 178.

рассматривает естественные основания процесса возникновения и развития религиозной идеи26. Вывод, к которому приходит автор «Оправдания добра», состоит в признании существования высшей воли, которая определяет наше существование через призванных людей27. Подобная этизация и мистификация В.С. Соловьёвым религиозного начала, в основе которого, по его мнению, лежит чувство благоговения, заставляет обратиться к другим существующим сегодня объяснениям истоков человеческой религиозности.

На первое место здесь, пожалуй, можно поставить переработанную Э. Фроммом версию известной идеи Л. Фейербаха о любви к Богу как превра-щённой родовой потребности человека в любви к другому человеку. Дополнив указанный антропологический подход психоаналитической гипотезой о бессознательном влечении к отцу, Э. Фромм рассуждает об особенностях религиозного чувства любви в «материнских» и «отцовских» религиях28, без обязательного прохождения которых человек «не сможет развить в себе более зрелую любовь к Богу»29.

Принципиально иначе, дистанцируясь от психоаналитических интенций фрейдомарксизма, объясняются естественные предпосылки религиозности человека в палеопсихологической гипотезе Б.Ф. Поршнева30 и его последовате-лей31. Здесь в качестве основы проторелигиозного чувства выступает специализированное и связанное с дивергенцией палеоантропов и неоантропов архаичное и негативное отношение к таким гипотетическим предкам человека, как суггесторы-антропофаги.

Более реалистическую картину возникновения религиозного чувства, во многом схожую с культурно-функционалистским подходом Б. Малиновского, предлагает Ю.И. Семёнов. С позиции реконструируемого мировоззрения палеоантропов забота о мёртвых сородичах интерпретируются им как условие сохранения группового единства32. В то же время, как отмечает Ю.И. Семёнов, такое проторелигиозное отношение к умершим членам группы одновременно включало в себя страх перед ними33. Вероятно, на основе похожего амбивалентного отношения к покойникам могло возникнуть столь же двойственное отношение к другим объектам анимистических обрядов и верований34.

26 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 176-180.

27 Там же. С.182-183.

28 См.: Фромм Э. Искусство любви (Исследование природы любви). Вып. 2. М.: Знание, 1991. С. 19 [24].

29 Там же. С. 20.

30 См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. СПб.: Алетейя, 2007 [25].

31 См.: Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть. М.: МП Китеж, 1996 [26].

32 См.: Семёнов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989. С. 230-233 [27].

33 Там же. С. 234-235.

34 См.: Тэйлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / под ред., с предисл. и примеч. В.К. Никольского. М.: Гос. соц. - экон. изд-во, 1939. С. 259-473 [28].

Следовательно, непередаваемые генетическим путём поведенческие стереотипы, сопровождающиеся заботой о «своих» или признаваемых такими членах сообщества, страх перед «чужими» и статусными «своими», потребность во взаимовыгодном подчинении и иерархическом доминировании обнаруживаются в группах всех совместно проживающих животных, включая представителей гоминидов35. Однако едва ли перечисленные этологические стереотипы можно относить к числу религиозных инстинктов или естественных начал религиозного чувства. В этом смысле утверждение В.С. Соловьёва о существовании хотя и слабой, но всё же актуальной связи между человеческим чувством благоговения и похожим чувством в поведении животных выглядит как некая уступка дарвинизму в ситуации, когда эволюционное учение не противоречит идее о природно-божественной сущности человека.

Третьим естественным началом нравственности в соловьёвской «вертикально-горизонтальной» модели автономного человека выступает жалость. Чувство жалости, как считает автор «Оправдания добра», связывает человека с миром в двояком смысле: «во-первых, потому, что оно принадлежит человеку вместе со всеми другими живыми существами, а во-вторых, потому, что все живые существа могут и должны стать предметом этого чувства для человека»36. Подобно тому, как чувство стыда связано с практикой аскетизма, из жалости, по мнению В.С. Соловьёва, вытекают правила альтруизма37. С другой стороны, возникновение альтруистического направления в европейской этике В.С. Соловьёв связывает с реакцией на средневековый аскетизм, который, по его словам, превращал аскетов в воплощённых дьяволов38.

Разбирая далее вопрос о сущности жалости, автор «Оправдания добра» обращает внимание на противоположность чувства жалости соучастию в чужом удовольствии39. С этим важным уточнением связан ответ на вопрос о том, на кого может быть направлена жалость. По мнению В.С. Соловьёва, жалости достоин не только человек, но и животные40. В этом смысле В.С. Соловьёв, не соглашаясь с метафизической формой обобщений А. Шопенгауэра о бытийной сути сострадания, солидаризируется с их действительным содержанием41.

Наряду с таким расширительным толкованием масштабов жалости, В.С. Соловьёв одновременно определяет границу человеческого сострадания, связанную с осознанием человеком автономности своего собственного суще-

35 Современный этолог Р Докинз считает, что хотя с точки зрения дарвинизма религия бесполезна, однако поведенческие характеристики, связанные с религиозностью, могли повлиять на условия естественного отбора. См.: Докинз Р. Какая польза от религии? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www. 8серв18.пеЬБиблиотека>1ё_151.Мш1 [29].

36 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 153.

37 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 164.

38 Там же. С. 153.

39 Там же. С. 157-158.

40 Там же. С. 154.

41 Там же.

ствования. «Когда я жалею другого человека или животное, - замечает В.С. Соловьёв, - я вовсе не смешиваю себя с ним ..., а только вижу в нём ... подобное мне существо ...» [7, с. 165]. Отсюда, как заключает философ, можно сделать вывод о том, что безжалостное отношение к другим существам проистекает из того, что искажается истинное понимание этого реального отношения42.

Современное решение проблемы соотношения врождённого и приобретённого в альтруистических и делинквентных формах поведения43 содержит в себе целый комплекс более частных вопросов, связанных с выяснением условий перехода форм биотического поведения в социальные действия и взаимо-действия44. С этой точки зрения косвенным подтверждением преимущества альтруизма для всех сообществ, успешно участвующих в групповом отборе, служат реконструкции различных стадий антропогенной эволюции. В то же время, как свидетельствуют результаты специальных исследований, эффект группового отбора не означает «автоматического» увеличения в популяции числа генов «самопожертвования»45. Следовательно, сопровождаемая чувством жалости потребность в заботе о «своих» полностью не переводится на язык биологии.

Возвращаясь к идее В.С. Соловьёва о самоценности трёх первоначал нравственности, которые в силу естественным образом содержащегося в них потенциала добра дают человеку правила нравственного поведения, попытаемся ответить на вопрос - как эти основания этики связаны с соловьёвс-ким пониманием добродетельной природы человека? Согласно концепции В.С. Соловьёва, добродетельность определяется тремя видами отношений должного: к низшему, высшему и подобному46. В этой триаде разнонаправленных отношений автономного и целостного по своей заявленной сути этического сознания содержится не только противоречие, связанное с дуалистическим подходом автора «Оправдания добра» к решению центральной мировоззренческой дилеммы: человек есть или продукт «видоизменений животных организаций или непосредственное произведение высшего творческого акта»47. Признание одновременного существования в человеке двух противоположных сущностей, определяющих характер его «вертикальных» отношений к низшему и высшему, оставляет открытым вопрос о природе «горизон-

42 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 165-166.

43 См. об этом подробнее: Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. С. 227-249 [30].

44 Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990 [31].

45 См.: Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1989. С. 230-231 [32].

46 См.: Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. С. 185.

47 Там же. С. 120.

тальных» межчеловеческих связей, выходящих за границы этики добра. Отказавшись в «Оправдании добра» от чуждой христианской идентичности идеи абсолютизации мирового зла48, философ уже в самом конце своего творческого пути не решается дать ответ на волнующий его вопрос о происхождении социального зла, заменив его «простоватой пословицей» об антихристовой сущности поддельного добра49.

Список литературы

1. Беккер М. Начала нравственной философии в «Оправдании добра» Владимира Соловьева: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2002. 125 с.

2. Душина С.А. Проблема нравственного идеала в философии В.С. Соловьева: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1998. 128 с.

3. Краснов А.М. Проблема абсолютного добра в этике В.С. Соловьёва и Н.О. Лосского: дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2008. 187 с.

4. Кривова Е.В. Этика В.С. Соловьева: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005. 133 с.

5. Сестра Тереза Оболевич. Мотив эволюции в творчестве В.С. Соловьёва // Соловьёвские исследования. 2009. Выпуск 4 (24). С. 112-122.

6. Спенсер Г. Синтетическая философия: пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1997. 512 с.

7. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.И. 1улыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. 892 с.

8. Kinston W A Theoretical Context for Shame / пер. с англ. Д.Г. Борисова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.psyq.ru/publications/ kinston_shame.html

9. Алимов А.А. Вина и стыд: возрастная специфика переживания // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Красноярск: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. 144 с.

10. Кузьминова Е.А. Психологические особенности переживания стыда и вины женщинами // Новый университет. Сер.: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. № 10 (31). С. 57-60.

11. Манхаева О.М. Переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2012. 22 с.

12. Баженов М.В. Предыстория европейского понимания стыда // Вестник Удмурт. унта. 1995. № 6. С. 66-74.

13. Данилова Ю.Н. Вина и стыд в культурах Запада, России и Востока: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2016. 24 с.

14. Дженкова Е.А. Концепты «стыд» и «вина» в русской и немецкой лингвокультурах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2005. 22 с.

15. Мартен Ж.-П. Книга стыда. Стыд в истории литературы: пер. с фр. М.: Текст, 2009. 288 с.

16. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. 743 с.

17. Изард. К.Э. Психология эмоций: пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 464 с.

18. Моррис Д. Людской зверинец: пер. с англ. М.: Амфора, 2004. 287 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. 320 с.

48 См.: Красицкий Я. Бог, человек и зло. Исследование философии Владимира Соловьева / под ред. Е.Б. Рашковского; пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 8 [33].

49 См.: Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. С. 761 [34].

20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

21. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: пер. с англ. М.: ООО «Изд-во АСЕ»; ЗАО НПП «Ермак», 2003. 312 с.

22. Протопопов А.И., Вязовский А.В. Инстинкты человека (Попытка описания и классификации) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ethology.ru/library/?id=407

23. Сериков А.Е. Дискуссии об инстинктах человека // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология. 2015. № 1(17). С. 65-87

24. Фромм Э. Искусство любви (Исследование природы любви). Вып. 2. М.: Знание, 1991. 64 с.

25. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. СПб.: Алетейя, 2007. 714 с.

26. Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть. М.: МП Китеж, 1996. 160 с.

27. Семёнов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989. 318 с.

28. Тэйлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / под ред., с предисл. и примеч. В.К. Никольского. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1939. 567 с.

29. Докинз Р. Какая польза от религии? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www. scepsis.net>Бибилиотека>id_151.html

30. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. 480 с.

31. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

32. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1989. 315 с.

33. Красицкий Я. Бог, человек и зло. Исследование философии Владимира Соловьева / под ред. Е.Б. Рашковского; пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 448 с.

34. Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А.В. 1улыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. 822 с.

References

1. Bekker, M. Nachala nravstvennoy filosofii v «Opravdanii dobra» Vladimira Solov'eva. Diss. kand. filos. nauk [The beginnings of moral Philosophy in the "Justification of good" of Vladimir Soloviev. Cand. philos. sci. diss.]. Saint-Petersburg, 2002. 125 р.

2. Dushina, S.A. Problema nravstvennogo ideala v filosofii VS. Solov'eva. Diss. kand. filos. nauk [The problem of moral nonpareil in Philosophy of VS. Soloviev. Cand. philos. sci. diss.]. Saint-Petersburg, 1998. 128 р.

3. Krasnov, A.M. Problema absolyutnogo dobra v etike VS. Solov'eva i N.O. Losskogo. Diss. kand. filos. nauk [The problem of total good in ethics of VS. Soloviev and N.O. Losskiy. Cand. philos. sci. diss.]. Tula, 2008. 187 p.

4. Krivova, E.V Etika VS. Solov'eva. Diss. kand. filos. nauk [VS. Soloviev's ethics. Cand. philos. sci. diss.]. Moscow, 2005. 133 p.

5. Sestra Tereza Obolevich. Motiv evolyutsii v tvorchestve VS. Solov'eva [The motive of evolution in Soloviev's work], in Solov'evskie issledovaniya, 2009, issue 4 (24), pp. 112-122.

6. Spenser, G. Sinteticheskaya filosofiya [Synthetic Philosophy]. Kiev: Nika-Tsentr, 1997. 512 p.

7 Solov'ev, VS. Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya [Justification of the good. Moral

philosophy], in Solov'ev, V.S. Sochineniya v2 t., 1.1 [Works in 2 vol., vol 1]. Moscow: Mysl, 1990. 892 p.

8. Kinston, W A Theoretical Context for Shame. Available at: https: // www.psyq.ru/publications/ kinston_shame.html

9. Alimov, A.A. Vina i styd: vozrastnaya spetsifika perezhivaniya [Guilt and shame: age-related particularity of ruefulness], in Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «O nekotorykh voprosakh i problemakh psikhologii i pedagogiki» [The collection of scientific papers on the results of the international scientific and practicle conference «Some questions and problems of Psychology and Pedagogics»]. Krasnoyarsk: Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki, 2014. 144 p.

10. Kuz'minova, E.A. Psikhologicheskie osobennosti perezhivaniya styda i viny zhenshchinami [The psychological features of guilt and shame sufferings by women], in Novyy universitet. Ser.: Aktual'nye problemy gumanitarnykh i obshchestvennykh nauk, 2013, no. 10 (31), pp. 57-60.

11. Mankhaeva, O.M. Perezhivanie chuvstva viny u muzhchin s razlichnoy sotsial'noy napravlennost'yu. Avtoref. diss. kand. psikhol. nauk [The suffering of guil by men with different social dimention. Abstract Cand. psychol. sci. diss.]. Khabarovsk, 2012. 22 p.

12. Bazhenov, M.V Predystoriya evropeyskogo ponimaniya styda [The prehistory of European guilt conception], in Vestnik Udmurtskogo universiteta, 1995, no. 6, pp. 66-74.

13. Danilova, Yu.N. Vina i styd v kul'turakh Zapada, Rossii i Vostoka. Avtoref. diss. kand. filos. nauk [Guilt and shame in the West culture. Abstract cand. philos. sci. diss.]. Omsk, 2016. 24 p.

14. Dzhenkova, E.A. Kontsepty «styd» i «vina» vrusskoy inemetskoy lingvokul'turakh. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [The concepts of "shame" and "guilt" in Russian and German linguocultures: author's abstract. Cand. philol. sci. diss.]. Volgograd, 2005. 22 p.

15. Marten, Zh.-P Kniga styda. Styd v istorii literatury [The shame book. Shame in the history of literature]. Moscow: Tekst, 2009. 288 p.

16. Kant, I. Antropologiya s pragmaticheskoy tochki zreniya [Anthropology in the context of pragmatism], in Kant, I. Sochineniya v 6 t., t. 6 [Works in 6 vol., vol. 6]. Moscow: Mysl', 1966. 743 p.

17. Izard, K.E. Psikhologiya emotsiy [Psychology of emotions]. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo «Piter», 1999. 464 p.

18. Morris, D. Lyudskoy zverinets [Human menagerie]. Moscow: Amfora, 2004. 287 p.

19. Kon, I.S. Vvedenie vseksologiyu [Introduction to Sexual Medicine]. Moscow: Meditsina, 1988. 320 p.

20. Bakhtin, M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa [The works of Fransua Rable and the folklife culture of Middle Ages and Renaissance]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1990. 543 p.

21. Markuze, G. Eros i tsivilizatsiya [Eros and civilization]. Moscow: OOO «Izd-vo ASE»; ZAO NPP «Ermak», 2003. 312 p.

22. Protopopov,A.I.,'Vyazovskiy,A.VInstinkty cheloveka (Popytka opisaniya i klassifikatsii) [Human instincts (Effort of description and classification)]. Available at: http://www. ethology.ru/library/?id=407

23. Serikov, A.E. Diskussii ob instinktakh cheloveka [The discussion about human instincts], in Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya Filosofiya. Filologiya, 2015, no. 1(17), pp. 65-87

24. Fromm, E. Iskusstvo lyubvi (Issledovanie prirody lyubvi). Vyp. 2 [The love art (Exploration of love nature)]. Moscow: Znanie, 1991. 64 p.

25. Porshnev, B.F O nachale chelovecheskoy istorii. Problemy paleopsikhologii [The beginning of human history. The problems of Paleopsychology]. Saint-Petersburg: Aleteyya, 2007. 714 p.

26. Didenko, B.A. Tsivilizatsiya kannibalov. Chelovechestvo kakono est' [Cannibals' civilization. Humanity as it stands]. Moscow: MP Kitezh, 1996. 160 p.

27 Semenov, Yu.I. Na zare chelovecheskoy istorii [In the earliest days of human history]. Moscow: Mysl', 1989. 318 p.

28. Teylor, E. Pervobytnaya kul'tura [Primitive culture]. Moscow: Gosudarstvennoe sotsial'no-ekonomicheskoe izdatel'stvo, 1939. 567 p.

29. Dokinz, R. Kakayapol'zaotreligii? [What is the benefit of religion?]. Available at: http:www. scepsis.net>Bibilioteka>id_151.html

30. Grekhem, L.R. Estestvoznanie, filosofiya i nauki o chelovecheskom povedenii v Sovetskom Soyuze [Natural science, philosophy and the science of human behavior in the Soviet Union]. Moscow: Politizdat, 1991. 480 p.

31. Veber, M. Izbrannyeproizvedeniya [Selected works]. Moscow: Progress, 1990. 808 p.

32. Dubinin, N.P. Genetika, povedenie, otvetstvennost': O prirode antiobshchestvennykh postupkov i putyakh ikh preduprezhdeniya [Genetics, behavior, responsibility: about the nature of asocial act and the ways of their warning]. Moscow: Politizdat, 1989. 315 p.

33. Krasitskiy, Ya. Bog, chelovek i zlo. Issledovanie filosofii Vladimira Solov'eva [Three talks about the war, the progress and the end of world history]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2009. 448 p.

34. Solov'ev, VS. Tri razgovora o voyne, progresse i kontse vsemirnoy istorii [Three Conversations on War, Progress and the End of World History], in Solov'ev, VS. Sochineniya v2 t., t. 2 [Works in 2 vol., vol. 2]. Moscow: Mysl, 1990. 822 p.

УДК 111(47) ББК 87.3(2)522-685

ИЗ НЕИЗДАННОГО И НЕСОБРАННОГО ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА: ПИСЬМО О.К. НОТОВИЧУ 3 ЯНВАРЯ 1891 Г.; НОВЫЕ ОРАКУЛЫ; ИЗ РАЗГОВОРА С П.Е. ОСТАВЬ-ЕГО; ПРИПИСЫВАЕМОЕ: АНОНИМНЫЕ ЗАМЕТКИ «НОВОСТИ И БИРЖЕВАЯ ГАЗЕТА». СПБ., 1891. 11 ЯНВ. (№ 11); 12 ЯНВ. (№ 12); 17 ЯНВ. (№ 17)1

ПУБЛИКАЦИЯ Н.В. КОТРЕЛЕВА2 Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН ул. Поварская, 25а, г. Москва, 121069, Российская Федерация E-mail: [email protected]

FROM THE VLADIMIR SOLOVYOV'S UNPUBLISHED AND UNCOLLECTED WORKS: THE LETTER TO O. K. NOTOVICH, 3 JAN 1891; NEW ORACLES; FROM A CONVERSATION WITH P. E. LEAVE-IT (OSTAV' EGO); ATTRIBUTED TO VLADIMIR SOLOVYOV: ANONYMOUS NOTES FROM «NOVOSYI I BIRZHEVAIA GAZETA». SPB., 1891. 11 JAN. (NO. 11); 12 JAN. (NO. 12); 17 JAN. (NO. 17)

PUBLICATION by N.V KOTRELEV A.M.Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences 25А, Povarskaya street, Moscow, 121069, Russian Federation E-mail: [email protected]

1 См. предыдущую публикацию: Из неизданного и несобранного Владимира Соловьева: Письмо О.К. Нотовичу, 28 (?) февраля 1890 г. - Тип византийца XI века / публ. Н.В. Котрелева // Соло-вьевские исследования. 2010. Вып. 25. С. 61-69. - Часть материала предлагаемой публикации была предварительно напечатана: Из неизданного и несобранного Владимира Соловьева: Письмо О.К. Нотовичу, 3 января 1891 г. - Из разговора с П.Е. Оставь-Его / публ. Николая Котрелева // Самопознание: Информационный бюллетень Форума «Бердяевские чтения». М., 2016. № 6. С. 50-60.

2 В публикуемых материалах сохранены орфография и пунктуация источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.