Научная статья на тему 'О влиянии факторов межэтнической напряженностина криминогенную обстановку в регионе'

О влиянии факторов межэтнической напряженностина криминогенную обстановку в регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА / EXTREMIST ACTIVITY / INTER-ETHNIC TENSIONS / ENSURING OF PUBLIC SAFETY / CRIMINOGENIC SITUATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сараев Николай Вячеславович

В статье автор рассматривает проблемы, связанные с возникновением межэтнических конфликтов и их влиянием на криминогенную обстановку. Определены основные факторы, влияющие на конфликтогенность этносов, которые необходимо учитывать сотрудникам органов внутренних дел при осуществлении оперативно-служебной деятельности, приводятся результаты исследования, характеризующие степень и характер влияния этноконфликтной напряженности на состояние обеспечения общественной безопасности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the influence of ethnic tensions factors on the crime situation in the region

In the article the author considers the problems associated with the emergence of ethnic conflicts and their influence on the crime situation. The main factors affecting the ethnic groups’ conflict ability which need to be considered employees of internal affairs bodies in the implementation of operational and service activities are defined, the results of the study showing the extent and nature of the ethno-conflict tension impact on the state of public safety in the region are given.

Текст научной работы на тему «О влиянии факторов межэтнической напряженностина криминогенную обстановку в регионе»

Происходящие в России изменения, связанные с проводимыми в стране реформами, приводят не только к позитивным явлениям, но и, в известной мере, порождают новые виды общественных, групповых и межличностных противоречий, труднопреодолимые социальные конфликты. Их последствия способствуют появлению различного рода опасностей и угроз для человека, общества и государства [1, с. 3]. Главная проблема сегодня в том, что такие конфликты перестают быть локальными и имеют склонность перерастать в политические на уровне субъектов Российской Федерации [2, с. 99].

И.Л. Хромов отмечает, что результатом экстремистской деятельности, как правило, являются этнорелигиозные конфликты, которые наносят серьезный ущерб стабильности государства и общества [3, с. 42].

При изучении социальной обусловленности уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности важна характеристика понятия «конфликт». Конфликт (от лат. сопШс1;ш - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил, противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом [4, с. 47]. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов или иных социальных групп с интересами других субъектов. По мнению социологов, конфликты хотя и происходят в различных сферах общества и именуются политическими, экономическими, национальными и т.д., в широком смысле относятся к социальным конфликтам. Это означает, что речь идет о противоборстве между общностями и социальными группами, силами, преследующими свои цели и интересы [5, с. 284].

Ученые выделяют следующие основания возникновения межнациональных конфликтов [6, с. 23]:

- стремление к перераспределению определенных жизненных ресурсов и природных богатств;

- несовпадение этнических, национальных и религиозных границ, предъявление в связи с этим территориальных, политических и иных претензий одной нацией в адрес другой, а также желание сделать свою страну мононациональной или монорелигиозной;

- ущемление прав наций на самоопределение, причем здесь имеются в виду только те случаи, когда данная нация, действительно, может претендовать на суверенитет;

- стремление какой-то национальной группы или организации захватить государственную власть путем отделения от остальной страны;

- нарушение прав личности представителей данной нации, унизительное, пренебрежительное отношение к ним, непринятие необходимых мер для их экономического и духовного развития;

- желание продемонстрировать другой нации свое превосходство и одновременно запугать ее. Иногда это связано с обнищанием населения, когда у него ничего не остается, кроме своей национальной принадлежности;

- неумелая, непродуманная политика центральной власти в отношении отдельных национальных регионов, а также непринятие мер по нейтрализации негативных последствий при перестройке иерархических структур, нарушении прежнего баланса сил и возможностей;

- стремление данной нации (этноса) к сохранению своей национальной идентичности и сопротивление в связи с этим навязываемым властью или другими структурами иному образу жизни, иному мировосприятию и миропониманию, иным ценностям;

- формирование теневого национального компонента при образовании национального предпринимательства;

- неготовность власти, а также интеллигенции к взрыву национализма и неумение в связи с этим вовремя спрогнозировать его и принять профилактические меры, пресечь деструктивное поведение;

- политическая борьба, опирающаяся на национальное и националистическое движение;

- рост безработицы, миграционные процессы.

Мирное сосуществование наций, этнических групп предполагает исключение силовых методов как средств решения межэтнических проблем; отказ от применения оружия; использование только мирных и цивилизованных средств при разрешении вопросов, затрагивающих социально-экономические, политические и иные стороны жизнедеятельности наций и их представителей; учет прав, свобод и потребностей всех субъектов конфликта, развитие дружеских отношений между ними; выбор оптимальных, взаимоприемлемых форм и средств предупреждения и пресечения массовых

нарушений прав человека, нецивилизованных форм развития межнационального конфликта; сохранения возможности участия третьей стороны как арбитра; достижение компромисса как важнейшего результата взаимодействия наций в данных условиях.

Межнациональные отношения в негативном плане всегда конфликтны. Конфликт всегда нарушает чьи-то интересы, а межнациональный конфликт втягивает в свою сферу неисчислимое множество людей.

Установлено, что проблема этноконфликтной напряженности тесно связана с проблемой обеспечения общественной безопасности. Так, по результатам анкетирования, 81,4 % респондентов отметили, что межнациональные конфликты способны негативно повлиять на преступность*.

Анализ оперативной обстановки позволил сделать вывод, что в настоящее время активность и стремление доминировать в ряде общественных мест г. Ростова-на-Дону этнических молодежных групп играет основную роль в дестабилизации оперативной обстановки по данной линии и способно привести к новым серьезным конфликтам на межнациональной почве.

Несмотря на небольшие количественные показатели экстремистских преступлений в области, за прошедшие несколько лет на территории региона имел место ряд резонансных преступлений и правонарушений, которые свидетельствуют об определенном уровне напряженности в межнациональной и межэтнической сферах.

25 июня 2007 г. в Сальске в районе городского пляжа произошла массовая драка между представителями дагестанских и славянских национальностей. Со стороны представителей славянских национальностей было около 40 человек (в основном члены спортивного клуба «Олимп»). Со стороны представителей дагестанских национальностей было 15 человек. В ходе драки получил огнестрельное ранение и скончался по дороге в больницу гр. Ю. Сарычев.

15 ноября 2008 г. в селе Летник Песчанокопского района произошла драка между местной молодежью и прибывшими из г. Ростова-на-Дону лицами - выходцами из республик Северного Кавказа (чеченцы, дагестанцы). По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 и п. «а» ч. 2 ст. 116 УК РФ.

8 февраля 2009 г. в вечернее время на ул. Пушкинской г. Ростова-на-Дону произошла массовая драка между двумя группами молодых людей общей численностью около 15 человек с применением холодного оружия. В результате один из зачинщиков драки от полученного ножевого ранения скончался на месте, а другой скончался в БСМП-2. Оба - студенты ростовских вузов, в период обучения неоднократно высказывали идеи расовой нетерпимости, носили ярко выраженную «скин»-одежду. Остальные участники, в том числе представители другой стороны (выходцы с Северного Кавказа), также проходили обучение в вузах г. Ростова-на-Дону.

21 октября 2009 г. Центром по противодействию экстремизму ГУВД по Ростовской области совместно с УВД по г. Ростову-на-Дону в районе Театральной площади была предотвращена массовая драка, планируемая в результате конфликта, возникшего между представителями молодежи чеченской и славянской национальностей. 18 человек были задержаны и доставлены в ОВД. В числе задержанных - студент 3 курса ЮФУ, чеченец по национальности, при его досмотре обнаружены фотоснимки одетых в камуфлированную военную форму молодых людей, находящихся в лесистой местности, вооруженных автоматическим оружием, при этом изображающих характерные для приверженцев радикального течения ислама «ваххабизм» жесты руками. Данные лица, со слов задержанного, являются знакомыми ему членами бандформирований, действующих на Северном Кавказе.

В ноябре 2010 г. пресечена несанкционированная акция участников неформальных националистических организаций и футбольных фанатов «Русский марш». В результате мероприятий в отдел милиции № 6 УВД г. Ростова-на-Дону доставлены более 90 человек, придерживающихся националистических взглядов, с которыми проведена профилактическая беседа. Следует отметить, что из 90 задержанных 27 человек были несовершеннолетними лицами из среды фанатов ФК «Ростов».

В декабре 2010 г. осложнилась оперативная обстановка в связи с резонансными событиями, произошедшими в студенческой среде Ростовского государственного строительного университета (РГСУ), когда выходцы из Республики Ингушетия нанесли телесные повреждения, повлекшие смерть

студента 2 курса М. Сычева. На 12 декабря 2010 г. студенческой общественностью планировалось проведение сбора, посвященного памяти М. Сычева. Собравшиеся намеревались возложить на месте цветы и зажечь поминальные свечи, а также обсудить конфликт с руководством университета. По сведениям руководства вуза, было заявлено 150 участников. Однако многочисленные публикации в Интернете и демонстрация по центральным телеканалам беспорядков, произошедших накануне в Москве, устроенных футбольными фанатами, способствовали резкой эскалации националистических настроений среди молодежи, повышению агрессивности в околофутбольной и ультраправой среде.

11 декабря 2010 г. в вечернее время в г. Ростове-на-Дону в районе общежития № 4 ЮФУ группой из 10-15 человек совершено нападение на находившихся на автобусной остановке трех студентов кавказской и азиатской внешности, повлекшее причинение одному из них побоев.

12 декабря 2010 г. около общежития РГСУ стала концентрироваться молодежь (более 500 человек). После проведенного стихийного митинга в память погибшего и общения с ректоратом РГСУ собравшиеся стихийно направились по центральным улицам г. Ростова-на-Дону, частично перекрыв движение, на Театральную площадь. По пути следования количество участников сократилось до 100 человек. На Театральной площади собравшиеся провели стихийный митинг и встречу с представителями органов власти и управления, на которой выразили требование провести тщательное и открытое расследование преступления, совершенного в отношении М. Сычева, а также проверку на предмет нарушений, имевших место со стороны руководства вуза, по мнению собравшихся, привело к указанному преступлению.

По результатам исследования, почти половина респондентов (47,7 %) отметили, что в Ростовской области существует проблема межнационального конфликта. Значительную этноконфликтную напряженность в регионе отметили жители г. Ростова-на-Дону (71,0 %) и Сальского района (55,9 %).

Более половины респондентов из числа жителей г. Ростова-на-Дону (54,3 %) и Сальского района (53,9 %) отметили, что данная проблема имеет место в местах их проживания. О наличии проблемы межнационального конфликта отметил каждый третий из опрошенных в Зимовниковском (35,4 %) и в Егорлыкском (27,5 %) районах и 12,9 % - из числа жителей Целинского района. Необходимо учесть, что только 29,5 % респондентов отметили об имевших место межнациональных конфликтах в их окружении.

Подавляющее большинство респондентов заявило об отсутствии в своей жизни проблем, связанных с национальной принадлежностью (68,1 %). Тем не менее, обращает на себя внимание Егорлыкский и Целинский районы, где позитивных ответов «Возникали редко» заметно больше, чем в остальных территориальных образованиях (35,4 % и 32,9 %, соответственно). Однако нужно выделить тот факт, что в большинстве случаев наряду с представителями славянской национальности на данный вопрос давали положительные ответы турки и армяне. Причем, судя по наблюдениям, далеко не всегда то, что они характеризовали конфликтом из-за национальной принадлежности, было таковым, нередко это была лишь словесная перебранка с использованием этнически окрашенных речевых обращений.

Специалисты в генезисе подобных конфликтов выделяют следующие закономерности [7, с. 41]:

- локальные конфликты возникают в населенных пунктах, характеризующихся быстрой сменой этнического состава населения. В их основе лежат нерешенные проблемы в экономической (распределение собственности, земельные и трудовые отношения), политической (представительство в органах власти, формы политического участия), социальной (включая миграцию и демографию), духовно-культурной (образование, культура, язык и религия) сферах. При этом старожильческое население консолидировалось и мобилизовалось на основе чувства «ущемленности» своих интересов;

- локальные конфликты, как правило, протекают в форме межобщинных этнических столкновений, в качестве субъектов которых выступают объединения старожильческого (коренного) населения, чаще всего казачество и формальные и неформальные этнические объединения (диаспоры), мобилизующиеся по принципу этнической и конфессиональной идентичности;

- конфликтующие группы ориентированы на ретроспективные ценности, на выстраивание социокультурных, экономических и правовых механизмов охранительной самобытности, что предопределяет доминирование «локального» типа идентичности и обусловливает межгрупповую дифференциацию, затрудняющих интеграцию мигрантов и формирование общегражданской идентичности населения;

- локальные этнополитические процессы лишь тогда становятся объектом пристального внимания местной власти, когда межэтнические отношения обостряются и конфликт вступает в стадию массовой конфронтацию или открытого столкновения. Такой подход становится самостоятельным фактором роста уровня межэтнической напряженности и усилением «закрытости» идентичности конфликтующих групп.

По мнению экспертов, необходимо отказаться от ряда таких распространенных стереотипов, как представление о преходящем характере чувства этнической и религиозной принадлежности и вырастающей на его почве национальной и религиозной нетерпимости, об их ограниченности узкими историческими рамками и уровнем общественного развития. Нужно отказаться от взгляда на возможность изменений национального характера в соответствии с изменениями внешней материальной среды. По их мнению, национальный характер представляет собой сочетание исторически сложившихся устойчивых социально-психологических, нравственных и духовных особенностей данного этноса или нации, выраженных в национальных и религиозных символах, национальных и религиозных ценностях [7, с. 41].

Важно учитывать, что знание национальной и религиозной принадлежности позволяет понять причины и природу межэтнического конфликта и не допустить его эскалацию, опираясь, в том числе, на те ценности, которые имеются в соответствующих национальных и религиозных культурах [6, с. 20-21].

По результатам исследования, 57,8 % респондентов отметили о значимости своей национальной принадлежности. Вместе с тем высокую степень своей национальной идентичности выразило подавляющее большинство представителей турецкой и армянской национальностей (70-80 %).

Выявлена закономерность между степенью значимости национальной принадлежности и необходимостью освещения в СМИ межнациональных конфликтов. О необходимости информирования населения через СМИ о происходящих в регионе межэтнических конфликтов отметили 61,0 % респондентов. Вместе с тем порядка 80 % респондентов из числа неславянских национальностей отметили, что данный вид конфликтов не следует придавать огласке, что, по их мнению, способно спровоцировать негативное отношение ко всем представителям данной этнической группы.

В этой связи следует учитывать, что современные средства массовой информации способны влиять как на уровень правосознательности населения, так и на поведенческую психологию социальных групп населения.

Сейчас в мире при оценке развитости той или иной страны учитывается, прежде всего, обеспеченность социальных стандартов населения. Чем больше материальных, культурных, информационных ресурсов получает каждый гражданин, тем выше возможности общества. Однако основная криминогенность этих обстоятельств связана не с общим уровнем этой обеспеченности, а с распределением ее среди населения [8, с. 519].

Так, на вопрос о возможном проявлении конфликта в ближайшие 1-2 года в своем населенном пункте 39,2 % респондентов ответило положительно. Вместе с этим вызывает обеспокоенность возможными межэтническими конфликтами у большинства респондентов г. Ростова-на-Дону (61,6 %), а также Сальского (41,2 %) и Зимовниковского (40,0 %) районов.

Говоря об источниках межнациональных конфликтов, большинство респондентов выделило провокации со стороны представителей отдельных этнических групп (66,8 %); правовую безнаказанность и коррупцию отметило 26,0 % опрошенных; социально-экономический кризис как источник межнационального конфликта - 19,4 %.

Отметим основные факторы, влияющие на конфликтогенность этносов:

- всплеск миграционной активности;

- самоизоляция этнического меньшинства (нежелание представителей национальных меньшинств выполнять правила и нормы этнического большинства, приоритет этнических авторитетов над формальным законом и авторитетом государственной и муниципальной власти);

- криминальное поведение как приезжих, так и представителей местного населения;

- не всегда своевременная реакция муниципальной власти на возникшие конфликтные ситуации;

- недостаточное методическое обеспечение работы по профилактике межэтнической напряженности.

Таким образом, по результатам исследования, становится очевидным, что проблемы, связанные с межэтническими конфликтами, волнуют широкие слои населения.

В качестве факторов формирования таких установок у местных жителей можно выделить:

1) в регионе с трудоизбыточным населением и наличием молодежных движений националистической направленности увеличение доли представителей неславянских народов порождает социальную напряженность, быстро приобретающую межнациональный характер;

2) наиболее вероятными в проявлении конфликтных ситуаций стали восточные и северовосточные районы области (Зимовниковский, Сальский, Ремонтненский и др.), которые являются традиционно проблемными в вопросах занятости и куда, в основном, и направляются мигранты из республик Северного Кавказа;

3) этнокультурная дистанция между населением, различие в образе жизни, культуре, обычаях и религии, проблемы адаптации на новых территориях нередко формируют комплекс проблем, существенно осложняющих взаимоотношения местного населения и прибывших в регион представителей других этнических групп;

4) этническая преступность, наличие которой фиксируется в различных регионах страны и в Ростовской области в том числе, существенно осложняет интеграцию мигрантов в местное сообщество. Так, в районах области условно можно выделить три категории, на которые делят мигрантов: а) проживающие в данном регионе 20 и более лет, занятые в общественном производстве и заслужившие авторитет односельчан; б) этнические мигранты, участники криминальных группировок; в) не зарегистрированные на территории районов, но активно обозначающие свое присутствие (вызывающее поведение в общественных местах и т.п.). Именно две последние группы представляют социальную базу для правонарушений и формирования негативных этнических стереотипов, провоцируют возмущение общественности.

Литература

1. Терроризм и организованная преступность: Монография / Под ред. С.А. Солодовникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.

2. Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В., Романов И.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т. V: Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития. Спец. выпуск. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2011.

3. Хромов И.Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания: криминологические и оперативно-разыскные аспекты. М.: ИД «Юриспруденция», 2011.

4. Борисов С.В. Квалификация преступлений экстремистской направленности: Учеб. пособие / Отв. ред. и предисл. Н.И. Ветрова. М.: Волтерс Клувер, 2011.

5. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.

6. Природа этнорелигиозного терроризма / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект Пресс, 2008.

7. Миграционные процессы на Юге России: реалии, проблемы, перспективы: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.В. Понеделков. Ростов-н/Д: СКАГС, 2008. Вып. 1.

8. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть. М.: Юрайт, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.