Научная статья на тему 'О вкладе ученого и просветителя Н.К. Ярошевича в развитие образования и науки (по архивным материалам ЦГА г. Ташкента)'

О вкладе ученого и просветителя Н.К. Ярошевича в развитие образования и науки (по архивным материалам ЦГА г. Ташкента) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / университет / воспитание / преподаватели / студенты / здание / архив / правление / заседание / протокол / ученый / деятельность / сельское хозяйство / БНТУ / САГУ / Н.К. Ярошевич / education / university / upbringing / teachers / students / building / archive / board / meeting / protocol / scientist / activity / agriculture / BNTU / CASU / N.K.Yaroshevich

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайрия А. Буриева, Зумрад Б. Рахмонкулова, Шерзоджон Ш. Чориев

Статья посвящена одному из важных направлений исторической науки – истории известных общественно-политических деятелей, в частности изучению вклада в развитие образования и науки известного белорусского ученого Н.К. Ярошевича. На основе архивных материалов и исследований специалистов предоставлены сведения о работе ученого в системе высшего образования и в научной сфере Белоруссии и Узбекистана на начальном этапе становления университетского образования в первые годы советской власти. Посредством изучения каждого этапа трудовой деятельности Н.К. Ярошевича выполнен аналитический обзор его профессиональной сферы, указаны направления ее и масштабы, определена важная роль ученого в становлении системы высшего образования, развитии сельскохозяйственной науки, а также в воспитании молодежи в духе патриотизма, доблести, трудолюбия, стремления к созидательности. Материалы данной научной статьи содержат первичную источниковедческую информацию об ученом-просветителе и общественном деятеле Н.К. Ярошевиче и служат восполнению знаний о его личности, жизнедеятельности, проблемах формирования системы высшего образования и организации научно-исследовательских работ в 20–30-е г. ХХ в. в советских республиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the contribution of the famous scientist and enlightener N.K. Yaroshevich to the development of education and science (on the basis of the archival materials of the CSA of Tashkent)

The article deals with one of the important areas of historical science – the history of famous public and political figures, in particular, with the study of the contribution to the development of education and science of the famous Belarusian scientist N.K. Yaroshevich.On the basis of archival materials and research by specialists, information is provided on the work of the scientist in the system of higher education and in the scientific field of Belarus and Uzbekistan at the initial stage of the university education formation during the years of the establishment of Soviet power. Through a scrupulous study of each stage of N.K. Yaroshevich’s labor activity, an analytical review of his professional sphere was made and its directions and scales indicated. The authors define as important the scientist’s role in the formation of the system of higher education, the development of agricultural science, as well as in the education of young people in the spirit of patriotism, valor, diligence, aspiration to creative work. The materials of this scientific article contain the primary source information about the scientist-educator and public figure N.K. Yaroshevich and serve to replenish knowledge about his personality, life, about the issues of forming a higher education system and the organization of research work in the 1920s-1930s in the Soviet republics.

Текст научной работы на тему «О вкладе ученого и просветителя Н.К. Ярошевича в развитие образования и науки (по архивным материалам ЦГА г. Ташкента)»

Персональная история

УДК 001.32(476)

Б01: 10.28995/2658-6541-2023-5-4-112-136

О вкладе ученого и просветителя Н.К. Ярошевича в развитие образования и науки (по архивным материалам ЦГА г. Ташкента)

Хайрия А. Буриева

Национальный университет Узбекистана, Ташкент, Узбекистан, x.burieva@nuu.uz

Зумрад Б. Рахмонкулова

Национальный университет Узбекистана, Ташкент, Узбекистан, zumradrahmonkulova@gmail.com

Шерзоджон Ш. Чориев

Национальный университет Узбекистана, Ташкент, Узбекистан, sherzodch42@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена одному из важных направлений исторической науки - истории известных общественно-политических деятелей, в частности изучению вклада в развитие образования и науки известного белорусского ученого Н.К. Ярошевича. На основе архивных материалов и исследований специалистов предоставлены сведения о работе ученого в системе высшего образования и в научной сфере Белоруссии и Узбекистана на начальном этапе становления университетского образования в первые годы советской власти. Посредством изучения каждого этапа трудовой деятельности Н.К. Ярошевича выполнен аналитический обзор его профессиональной сферы, указаны направления ее и масштабы, определена важная роль ученого в становлении системы высшего образования, развитии сельскохозяйственной науки, а также в воспитании молодежи в духе патриотизма, доблести, трудолюбия, стремления к созидательности.

Материалы данной научной статьи содержат первичную источниковедческую информацию об ученом-просветителе и общественном деятеле Н.К. Ярошевиче и служат восполнению знаний о его личности, жизнедеятельности, проблемах формирования системы высшего образования и

© Буриева Х.А., Рахмонкулова З.Б., Чориев Ш.Ш., 2023

организации научно-исследовательских работ в 20-30-е г. ХХ в. в советских республиках.

Ключевые слова: образование, университет, воспитание, преподаватели, студенты, здание, архив, правление, заседание, протокол, ученый, деятельность, сельское хозяйство, БНТУ, САГУ, Н.К. Ярошевич

Статья поступила в редакцию 11 апреля 2023 г.;

принята к публикации 20 июня 2023 г.

Для цитирования: Нуриева Х.А., Рахмонкулова З.Б., Чориев Ш.Ш. О вкладе ученого и просветителя Н.К. Ярошевича в развитие образования и науки (по архивным материалам ЦГА г. Ташкента) // История и архивы. 2023. Т. 5. № 4. С. 112-136. БОТ: 10.28995/2658-6541-2023-5-4-112-136

On the contribution of the famous scientist

and enlightener N.K. Yaroshevich to the development of education and science (on the basis of the archival materials of the CSA of Tashkent)

Khayria A. Burieva

National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan, x.burieva@nuu.uz

Zumrad B. Rakhmonkulova

National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan, zumradrahmonkulova@gmail.com

Sherzodzhon Sh. Choriev

National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan, sherzodch42@gmail.com

Abstract. The article deals with one of the important areas of historical science - the history of famous public and political figures, in particular, with the study of the contribution to the development of education and science of the famous Belarusian scientist N.K. Yaroshevich.On the basis of archival materials and research by specialists, information is provided on the work of the scientist in the system of higher education and in the scientific field of Belarus and Uzbekistan at the initial stage of the university education formation during the years of the establishment of Soviet power. Through a scrupulous study of each stage of N.K. Yaroshevich's labor activity, an analytical review of his professional sphere was made and its directions and scales indicated. The

authors define as important the scientist's role in the formation of the system of higher education, the development of agricultural science, as well as in the education of young people in the spirit of patriotism, valor, diligence, aspiration to creative work.

The materials of this scientific article contain the primary source information about the scientist-educator and public figure N.K. Yaroshevich and serve to replenish knowledge about his personality, life, about the issues of forming a higher education system and the organization of research work in the 1920s-1930s in the Soviet republics.

Keywords: education, university, upbringing, teachers, students, building, archive, board, meeting, protocol, scientist, activity, agriculture, BNTU, CASU, N.K.Yaroshevich

The article was submitted 11.04.2023;

accepted for publication 20.06. 2023.

For citation: Burieva K.A., Rakhmonkulova Z.B. and Choriev Sh.Sh. (2023), "On the contribution of the famous scientist and enlightener N.K. Yaroshevich to the development of education and science (on the basis of the archival materials of the CSA of Tashkent)", History and Archives, vol. 5, no. 4, pp. 112-136, DOI: 10.28995/2658-6541-2023-5-4-112-136

Введение

Эволюция источниковедения на настоящем этапе характеризуется расширением географии документальных ресурсов, что позволяет более детально и с различных аспектов осветить исследуемую проблему, в том числе в персональной истории. Большую ценность имеют архивные материалы различных регионов, содержащие фактические материалы, изучение которых служит основой новых знаний о человеке.

Особый интерес в персональной истории представляют деятели науки и культуры, посвятившие свою жизнь служению государству и обществу, во благо народа. Среди таких личностей следует назвать имя общественного деятеля и просветителя, талантливого ученого, преданного сына белорусского народа Никанора Казимировича Ярошевича, оставившего яркий след в социально-политической и научно-просветительской истории республики.

Существует несколько научных изысканий, посвященных жизни и деятельности известного ученого, в которых исследованы многие аспекты, касающиеся его роли в становлении системы высшего образования в первые годы советской власти, развитии научной технической мысли, подготовке квалифицированных специалистов, особенно в технической сфере, укреплении научно-про-

светительского потенциала широких народных масс. Однако еще малоизученными являются вопросы деятельности Н.К. Ярошевича за пределами Белоруссии, в частности и в Узбекской Республике, где он также вел активную общественно-просветительскую и научно-исследовательскую деятельность.

В документальных источниках архивов Узбекистана содержатся некоторые сведения о работе ученого в системе высшего образования и научной сфере республики: в фондах Центрального государственного архива г. Ташкента и в хранилище ведомственного архива Национального университета Узбекистана. В целом документов о Н.К. Ярошевиче в архивах сравнительно мало, что можно объяснить проводимым в первые десятилетия существования советской власти строгим режимом засекречивания или уничтожением документов личностей, ставших жертвами репрессий.

В статье приведены результаты исследований, имеющие важное значение в восполнении исторической базы для раскрытия жизни и деятельности просветителя, жизненный путь которого был тесно связан с развитием отечественного образования и утверждением демократических принципов в обществе.

Н.К. Ярошевич -

основатель первого технического вуза Белоруссии

Белорусский национальный технический университет является одним из известных высших учебных заведений среди вузов стран СНГ, история его насчитывает больше столетия, и ныне он входит в состав тысячи ведущих университетов мира. Он образован в 1920 г. как Белорусский государственный политехнический институт (БГПИ) (с 1933 г. - Белорусский политехнический институт (БПИ), с 17 апреля 1991 г. - Белорусская государственная политехническая академия (БГПА), с 1 апреля 2002 г. - Белорусский национальный технический университет (БНТУ)).

Сегодня БНТУ - один из крупнейших научно-технических центров республики. В его составе 46 научных лабораторий, секторов, СКБ, центров, институтов (2020 г.). Университет проводит совместные научные исследования со многими организациями и предприятиями, отраслевыми НИИ и академическими институтами республики и других государств, включая страны СНГ. Широкую известность получили исследования, проведенные научными коллективами вуза под руководством академиков С.А. Астапчи-ка, П.А. Витязя, М.С. Высоцкого, А.И. Гордиенко, В.В. Клубови-ча, Б.М. Хрусталева, членов-корреспондентов НАНБ А.В. Белого, О.В. Берестнева, В.Л. Драгуна, А.П. Ласковнева, С.А. Чижика,

Ф.И. Пантелеенко, Ю.М. Плескачевского и др. БНТУ активно сотрудничает в области науки и подготовки кадров со 114 зарубежными высшими техническими учебными заведениями и научными организациями, в том числе с двумя техническими университетами ФРГ, с Уэльсским политехническим институтом (г. Понтип-ридда, Великобритания), Высшей технической школой Парижа, с Белостокским политехническим институтом, Высшей технической школой в Братиславе, с университетами «Тишрин» (Сирия), «Камагуэй» (Куба), Цзилинским политехническим университетом (г. Чанчун, КНР), Высшей специальной школой г. Аргау (Швейцария), Академией наук Вьетнама и др.

Как первенец и флагман высшего технического образования в Белоруссии, БНТУ явился базой для вновь созданных вузов и научных учреждений, производственных предприятий. В их числе: Белорусский институт механизации сельского хозяйства (ныне Белорусский аграрно-технический университет), Могилев-ский машиностроительный институт (ныне Белорусско-Российский университет), Минский радиотехнический институт (ныне Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники), Брестский инженерно-строительный институт (ныне Брестский политехнический университет), Новополоцкий политехнический институт (ныне Полоцкий государственный университет), Гомельский политехнический институт (ныне Гомельский технический университет им. П.О. Сухого), Барановичский государственный университет, Белорусское республиканское научно-производственное объединение порошковой металлургии, экспериментально-опытный завод «Политехник» и др. [Баландин 2010, с. 5-7].

Достижения университета тесно связаны с его вековой историей, в которой яркий след принадлежит руководителям, известным ученым и специалистам, приложившим немалые усилия в дело становления и развития вуза. Значительный вклад в это благородное дело внесли его ректоры Н.К. Ярошевич, С.Ю. Лысов, И.И. Друже-ловский, Д.И. Горин, С.И. Позняк, М.В. Дорошевич, Г.М. Кокин, П.И. Ящерицын, В.Д. Ткачев, В.Н. Чачин, М.И. Демчук, Б.М. Хрус-талев, С.В. Харитончик. Изучение аспектов жизни и деятельности этих талантливых людей позволит внести новые фактические материалы в историю университета, а также раскрыть малозучен-ные детали из истории известных личностей республики, их роли в жизни общества и государства.

Первым ректором Белорусского национального политехнического университета (1920-1922 гг.) являлся Н.К. Ярошевич, которого справедливо считают одним из основателей высшей технической школы в Белоруссии.

Рис. 1. Портрет Н.К. Ярошевича (История БНТУ. URL.: https://mgmk. bntu.by/index.php/university/istoriya-bntu)

Никанор Казимирович Ярошевич родился 11 (23) июля 1885 г. в местечке Новый Свержень Минского уезда (ныне Столбцовский район Минской области) в крестьянской семье. В 1903-1906 гг. учился в Глуховском учительском институте. Работал учителем Головенчицкого (Минский уезд), Шостенского (Киевский учебный округ) и Глуховского (Черниговская губерния) училищ.

В 1910-1914 гг. Н.К. Ярошевич учился в Московском институте сельского хозяйства; во время учебы входил в состав белорусского студенческого кружка, присылал письма в газету «Наша Шва». Работал агрономом в Лебединском уезде Харьковской губернии, читал лекции по агрономии в учебных заведениях Минской, Смоленской и Харьковской губерний. Распоряжением Министерства финансов в 1915 г. его назначили инспектором малого кредита при Сумском отделении Государственного банка. С 1915 г. участвовал в Первой мировой войне.

Общественно-политические взгляды Н.К. Ярошевича сформировались еще в студенческие годы под влиянием газеты «Наша Шва» и деятельности белорусских землячеств. Он являлся сотрудником правоэсеровской газеты «Дело труда». Считал, что лучшая форма землепользования - та, которую выберет сам крестьянин. Отдавал предпочтение хуторам. 16 ноября 1917 г. избран председателем Минской уездной земской управы, после чего как специалист в области сельского хозяйства откомандирован из армии. В марте 1918 г. в составе минской земской группы кооптирован в Раду БНР, однако затем вместе с другими представителями земств, городского

самоуправления и национальных меньшинств вышел из ее состава в знак несогласия с принятием Третьей Уставной грамоты [Кукса, Баландин 2010, с. 5-10].

Будучи главой губернского земского собрания, Н.К. Ярошевич поставил задачу создать университет либо сельскохозяйственный институт. Вопрос о необходимости открытия Политехникума, наряду с университетом, был поставлен в декабре 1917 г. на Всебелорус-ском съезде. Восстановление народного хозяйства и подготовка специалистов требовали комплексного подхода к созданию первого национального технического вуза. Летом 1920 г. Н.К. Ярошевич вошел в состав комиссии по созданию БГУ, а в ноябре был назначен первым ректором новообразованного Белорусского политехнического института (БПИ), одновременно преподавал в минском Институте народного образования, Белорусском рабочем техникуме, исполнял обязанности заведующего отделом Наркомата просвещения БССР по профессионально-техническому образованию. Был инициатором создания и первым председателем Белорусского вольно-экономического общества1 [Кукса 2015, с. 1-2; Кукса 2010, с. 87].

Как член университетской комиссии он направился в Москву для решения вопроса о создании в Беларуси университета. В ноябре 1920 г. Н.К. Ярошевич числился уже заведующим Политехникумом. В результате организационной работы, проведенной Н.К. Ярошеви-чем и другими руководителями системы образования, 10 декабря 1920 г. Президиум Ревкома ССРБ под председательством А.Г. Чер-вякова принял постановление следующего содержания:

«1. Принимая во внимание крайнюю необходимость для Белоруссии втуза для возрождения промышленно-экономической ее жизни, преобразовать Политехникум в вуз. 2. Закрепить здание Коммерческого училища. 3. Отнести Белорусский государственный политехникум в смысле снабжения его всем необходимым для успешной его организации к числу ударных втузов» [Баландин 2010, с. 15]. В тот же день состоялось заседание Совета деканов, на котором был заслушан доклад Н.К. Ярошевича с решением Ревкома ССРБ о признании минского Политехникума Белорусским

1 Моряков Л.В. Ярошевич Миконор (Никанор) Казимирович // Репрессированные литераторы, ученые, работники образования, общественные и культурные деятели Беларуси: 1794-1991: Энциклопедический справочник: В 3 т. Мн., 2003. Т. 1; Кукса А. Никанор Казимирович Ярошевич - первый ректор Белорусского государственного политехнического института. URL: https://vesti.bntu.by/nikanor-kazimirovich-yaroshevich-pervyy-rektor-belorusskogo-gosudarstvennogo-politehnicheskogo (дата обращения 06.03.2023). См. также: [Кукса 2010, с. 87].

государственным политехническим институтом. 1 февраля 1921 г. Н.К. Ярошевич был назначен одновременно и деканом лесного факультета. Как руководитель института он многое делал для подбора кадров преподавателей (например, к чтению лекций по истории Белоруссии был привлечен известный ученый В.И. Пичета), укрепления материально-технической базы вуза. Он организовал работу старостата, добился присвоения вузу статуса ударного, что давало право студентам не призываться в армию и получать небольшое содержание. Решение о создании первого в истории Белоруссии высшего технического учебного заведения сыграло огромную роль в подготовке инженерно-технических кадров высшей квалификации, дало толчок развитию индустриализации, значительно ускорило социально-экономическое развитие Белорусской земли.

Однако весной 1921 г. большевики усилили борьбу с членами других партий. В итоге 9 марта 1921 г. Н.К. Ярошевич был арестован, обвинен в попытке возобновить деятельность эсеровской организации «областников», а также в налаживании связей с Польшей, что проявлялось в появлении большого количества студентов, бежавших в Минск из Западной Беларуси. Но обвинения о его связях с заграничными правыми эсерами не подтвердились. В защиту ученого-просветителя выступили и студенты, и преподаватели института и других образовательных учреждений. В середине апреля этого же года Н.К. Ярошевича освободили.

В то время шла подготовка к открытию Белорусского государственного университета, который начал свою работу в октябре 1921 г. Финансовое положение Белоруссии оставалось трудным. В этих условиях в руководстве республики возникло предложение о слиянии БГПИ и БГУ в один вуз, переводе различных специальностей и др. В результате с учетом многих факторов 29 июня 1922 г. Белорусский государственный политехнический институт был преобразован в сельскохозяйственный вуз. Ректором был назначен А.Т. Кирсанов, а его заместителем - Н.К. Ярошевич. Таким образом, с упразднением БГПИ его имущество, студенты и преподаватели были переданы новому институту.

В ноябре 1922 г. Н.К. Ярошевича вновь арестовали. Несмотря на попытки А.Т. Кирсанова и других общественных деятелей защитить ученого-агронома, в январе 1923 г. его выслали в Ташкент. В Ташкенте он продолжил просветительскую и научную деятельность в Среднеазиатском университете, далее - в Институте ирригации и механизации сельского хозяйства Узбекской ССР. В 1930 г. ученого в очередной раз арестовали и выслали вместе с семьей из Ташкента в сельскую местность. В 1933 г. ему разрешили вернуться. Усиление репрессивной политики было трагично для известного белорусского ученого, истинного патриота своего народа

Рис. 2. Фото Н.К. Ярошевича (фонд «Последний адрес». URL: https:// www.poslednyadres.ru/news/news1140.htm)

Н.К. Ярошевича. В 1937 г. его вновь, без всяких доказательств, арестовали за «шпионаж в пользу иностранной разведки» и осудили на 10 лет исправительно-трудовых лагерей без права переписки (его выслали в Красноярлагерь). Однако 7 октября 1938 г. он был приговорен Военной коллегией Верховного суда к высшей мере наказания (список от 12.09.1938) и в тот же день расстрелян. И лишь спустя полвека, имя талантливого деятеля науки и просвещения было оправдано, он был реабилитирован прокуратурой Минской области (08.12.1995). Такова непростая, трагическая судьба видного политического деятеля Белоруссии Н.К. Ярошевича, ученого-агронома, основателя Белорусского государственного политехнического института, понимавшего значимость высшего технического образования для будущего страны и белорусского народа [Вершина, Баландин 2020, с. 445-457].

Общественная и социальная деятельность ученого в составе Правления САГУ в Узбекистане

Деятельность Никонора Казимировича Ярошевича в Среднеазиатском государственном университете (САГУ, ныне - Национальный университет Узбекистана) разносторонняя, насыщенная [Бендриков 1960, с. 481-490; Холбоев 2003, с. 47-77; Флыгин 2018, с. 5-32]. Он работал в Правлении, где являлся заместителем ректора, ответственным за хозяйственные дела учебного заведения, одно-

временно с этим преподавал на сельскохозяйственном факультете университета.

В составе Правления САГУ он работал с января 1924 по июнь 1925 г., о чем свидетельствуют архивные документы, в которых он представлен в должности заведующего хозяйственно-административной частью. Следует отметить, что Н.К. Ярошевич в определенный период (июль - август, конец октября - первая половина ноября 1924 г.) исполнял обязанности ректора университета на время отпуска и командировки ректора САГУ профессора А. Бродского. В управленческих документах того периода Н. Ярошевич отмечается как «замректора», «ректор»2.

Будучи в составе администрации университета, Никанор Казимирович проявил себя в качестве дальновидного, опытного руководителя, человека с твердым характером, преданного делу просвещения, всецело отдающего свои силы во имя блага преподавателей, сотрудников, студентов университета. Безусловно, активная его деятельность в Белоруссии была большой школой для ученого-просветителя, благодаря которой он смог грамотно организовать работу по благоустройству и развитию Среднеазиатского государственного университета в первые годы его становления и развития.

В этот период университет состоял из шести факультетов: рабочий, медицинский, агрономический, физико-математический, инженерно-мелиоративный, общественных наук. Будучи единственным вузом на огромной территории, равной Франции, Германии и Австрии, вместе взятых, он должен был ответить на целый ряд вызовов, их разнообразие и выразилось в большом количестве факультетов. Интерес, вызываемый у работников высшей школы в центре, а отчасти и тяжелые экономические условия дали возможность получить университету 60 профессоров и 300 преподавателей и научных сотрудников. Количество студентов достигало 3000 человек. В составе студенчества были представители различных социальных групп - крестьян (33%), рабочих (29,7%), служащих (29%), трудовой интеллигенции (4%), прочих (4,3)3.

Тяжела и длительна была борьба за существование нового очага знания, науки и культуры, утвердившегося на Востоке. Борьбу осложняли также тяжелые материальные условия жизни профессуры, преподавателей и технических сотрудников, заключающиеся в отсутствии жилья и средств к существованию. Оторванность от центра прибавляла к указанным еще и другие проблемы, ослож-

2 Ведомственный архив Национального университета Узбекистана. Д. 2. Л. 303; Д. 8. Л. 136; Д. 9. Л. 45; Д. 61. Л. 72; Д. 70. Л. 78.

3 ЦГА г. Ташкента. Ф. 38. Оп. 1. Д. 10. Л. 98: из доклада ректора ТНУ (САГУ) проф. А. Бродского к пятилетию университета.

нившие развитие университета. «Не верил центр тому, что в 3000 верст от Москвы мог возникнуть новый университет, не уступающий старшим провинциальным университетам, а быть может, превосходящий их в некоторых отношениях»4. Долгое время Туркестанскому государственному университету (САГУ) грозила участь быть закрытым в числе тех многочисленных университетов, которые возникли в порядке революционного порыва, охватившего все уголки России, но не могли устоять в условиях сложной работы. Поддержка местных органов власти, самоотверженный труд руководства и профессорско-преподавательского состава, сотрудников университета помогли его сохранить Средней Азии.

Факультеты САГУ обслуживали целый ряд научно-вспомогательных учреждений - институты почвоведения, машиноведения, клиники, химический институт и др. Уже с первых лет своей деятельности был принят курс культивирования науки. В разных областях был предпринят целый ряд научных исследований: поставлены для научного разрешения проблемы экономические, юридические, исторические, агрономические. Велась работа по сбору научного материала, тысячи верст территории Туркестана пройдены научными экспедициями, оперировавшими довольно скудными материальными средствами. Наряду с этим университет быстро вступил на путь приложения знаний к разрешению задач и прикладного характера. Целый ряд его институтов получил задания практического свойства от различных учреждений Туркестана: не один десяток работников университета помогал им в повседневной работе. В методах работы САГУ всемерно старался проводить полевые работы, которые диктуются особенностями края. В этом отношении были осуществлены некоторые мероприятия, опираясь на хозяйство «Капланбек», горную опытно-показательную станцию на Чимгане.

По мере развития университета возникали новые проблемы: так, особого внимания требовал вопрос о мерах по увеличению числа студентов из коренного населения. Наряду с этим следовало поставить студентов из коренного населения в такие материальные условия, чтобы хотя бы небольшая часть из них могла проводить научную работу и начать заполнение кадров преподавателей высшей школы и ученых-исследователей. Необходимо было создать специальный фонд для премий за научные и научно-прикладные работы, выполненные ими. Далее, необходимо было совершенствовать деятельность рабфака и поддержать его выпускников во время прохождения ими курсов на основных факультетах. Актуальной являлась в эти годы и проблема закрепления в Туркестане тех научных

4 Там же.

работников, которые приложили большие усилия в деле развития университета. В свою очередь, вопрос этот был связан с улучшением их материального положения и отпуске средств, которые дали бы возможность поддерживать на должной высоте руководимые им учреждения. Остро стоял вопрос обеспечения университета помещениями и увеличения площади его территории. В 1923 г. он обладал восемью большими зданиями, не считая ряда мелких помещений.

«Достигнуто признание за университетом права на специальное внимание со стороны центра, достигнуто доверие к нему со стороны местного населения, завоеван целый ряд позиций на пути культурно-научного завоевания». Следует отметить, что САГУ по итогам своего первого пятилетнего развития добился сравнительно стабильного существования и занял достойное место в истории учреждений, действовавших в области просвещения и научных изысканий на территории Средней Азии5.

В непростое время политико-социальных, экономических и духовных перемен перед руководством университета были поставлены задачи организации учебного процесса согласно выдвигаемым правительством требований и с учетом возможностей населения республики. Особенности деятельности университета нашли свое отражение в документальных источниках, содержащих в себе тексты постановлений, приказов, списки преподавателей, студентов, протоколы заседаний Правления. Аналитическое исследование материалов позволяет выявить достоверные факты о работе на факультетах, других подразделениях учебного заведения, а также об отдельных его трудовых кадрах.

В протоколах заседания Правления САГУ за 1924-1925 гг. приведены сведения, связанные с работой университета. Судя по этим материалам, Н.К. Ярошевич, как заведующий административно-хозяйственной частью, руководил процессом обеспечения университета материальными ресурсами, что, безусловно, было делом сложным в эти годы. В сущности, наиболее остро стоял вопрос обеспечения университета зданиями для проведения учебных занятий, расширения его площади. Эффективным считалось расположить все корпуса на одной площади или, по мере возможности, хотя бы на близких территориях. В связи с этим Н.К. Ярошевич проводил многочисленные переговоры с владельцами различных организаций об обмене зданиями, о предоставлении площадей на взаимовыгодной основе, об ускорении данных процессов, ибо учебные процессы должны начинаться в свое время. Привлекают внимание, например, споры между Правлением университета и артелью

5 Там же.

ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2023. Т. 5. № 4

Туркпуть, здания которого должны были перейти в ведение САГУ (на углу ул. Тараса Шевченко и Гоголевской, решением Нарком-проса республики от 25 октября 1924 г.). В обмен на данные территории и здания университетом для артели предоставлялись определенные территории из своих владений. Около года длился процесс передачи соответствующих зданий, и здесь следует особо отметить дипломатические способности, смекалку, настойчивость, а также и инженерские знания Никанора Казимировича, который приложил большие усилия для разрешения этой проблемы в пользу университета. Можно привести целый ряд примеров касательно приобретения зданий и площадей для университета.

Под руководством Н. Ярошевича в целях создания удобств для студенческой молодежи и для самих сотрудников учебного заведения при САГУ была организована работа парикмахерской, восстановлена деятельность амбулатории, налажено обеспечение книгами библиотеки, перешел в ведение университета Ботанический сад (передан университету от Туркомстариса на основании постановления Среднеазиатского Ликвидкома от 20 декабря 1924 г.; со всей территорией, зданиями, тремя отделениями, сторожкой, фруктовым сараем, живыми растениями).

Особое внимание Н.К. Ярошевич уделял вопросам обеспечения жильем студентов - общежитиями, а также профессоров и преподавателей - квартирами. В этом деле он осуществил масштабную работу, проводя расчеты жилплощадей, добиваясь выделения зданий для сотрудников университета. Одновременно с этим руководил работой по обеспечению условий для проживания в них людей, особенно сложным было разрешение в те годы проблем с отоплением зданий в холодный сезон, а также ремонт учебных корпусов, обеспечение аудиторий учебным инвентарем, лабораторных кабинетов - необходимым инвентарем, налаживание общественных столовых на факультетах.

Подробные сведения о мероприятиях, проведенных под руководством Н.К. Ярошевича, можно получить из документальных архивных источников, в которых содержатся достоверные факты, а также отражается ответственное отношение и самоотверженный труд ученого в деле становления и развития САГУ6 (табл. 1, 2).

6 В таблицах приводятся фрагменты из архивных документов: ЦГА г. Ташкента. Ф. 38. Оп. 1. Д. 18. Связка 2. Л. 1-201; а также протоколы заседания правления САГУ за 1924-1925 гг.

Таблица 1

Сведения из протоколов заседаний Правления САГУ (об участии Н.К. Ярошевича в решении вопросов хозяйственной части САГУ)

№ Рассматриваемый вопрос на заседании Принятое решение

1. Протокол № 33 от 1 ноября 1924 г. Председатель: Ярошевич Н.К.

1. На заседании рассматривалось 18 вопросов, первый из которых состоял из семи пунктов, все пункты - хозяйственные дела: учреждение здания (бывш. Туркпуть) на углу ул.Тараса Шевченко и Гоголевской от 25 октября 1924 г., о чистоте, о ремонте. Выделить средства и материалы для ремонта - покраски зданий, на ремонт указанных помещений; на вывоз мусора. Вопросы по хозяйственной части разрешить положительно.

2. Об открытии парикмахерской. Разрешить открыть парикмахерскую при САГУ.

3. Об устройстве вечеров в здании № 1. Отказать, особенно в текущем учебном году, поскольку в этом здании проводятся учебные занятия САГУ.

8. О заявках факультетов по хозяйственным вопросам. Решить положительно и заявки удовлетворить.

12. Информация члена правления Ярошевича о распределении бухгалтерской дотации. Предлагается средства дотации распределить на ремонт, покупку лошади и экипажа, оборудование кабинетов института Почвоведения, для лаборатории Агрохимии, на командировку. Остаток средств - на покупку флагов для празднования годовщины Октябрьской революции. Предложить клиникам выделять из сметы расходов средства, которые идут на теоретические кафедры, и предоставить их на рассмотрение Правления.

14. О выделении 2000 р. Хозяйству Капланбек (подсобное хозяйство САГУ) на ремонт помещения для служащих здесь граждан. Выделить средства на ремонт помещений в Хозяйстве Капланбек.

2. Протокол № 34 от 16 ноября 1924 г. Председатель: ректор Бродский А.Л.

5. Ярошевич Н.К.: об отоплении зданий. Информацию Ярошевича об окончании ремонта по восстановлению центрального отопления по зданию № 1 и зданию бывшего Реального училища принять к сведению.

3. Протокол № 39 от 16 декабря 1924 г. Председатель: ректор Бродский А.Л.

2. Ярошевич Н.К.: о квартирах бывших служащих Реального училища. Члену Правления Ярошевичу поручается дать проект согласно постановления Правления от 25 ноября. Предложить Жилищной Комиссии сделать доклад о заселении общежитий профессорами и преподавателями САГУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Протокол № 40 от 23 декабря 1924 г. Председатель: ректор Бродский А.Л.

3. Доклад члена Правления Ярошевича об амбулатории. Докладчик сообщает о количестве больных, принятых амбулаторией, и сообщает Постановление Месткома о желательности ее сохранения с исходатайствованием Наркомздрава права выдачи бесплатных лекарств. Член Правления Плышевский сообщает, что на Рабфаке имется свой врач, и предлагает объединить медицинскую помощь в Университете, оставив одного врача и одного санитара. Кроме того, он настаивает на открытии амбулатории на более продолжительное время. Объединить медицинскую помощь сотрудникам Университета, студентам, оставив одного врача и одного санитара. Амбулаторию как опорный пункт сохранить, поручив заведующему Хоз. Частью Университета члену Правления Ярошевичу составить инструкцию для урегулирования работы врача и санитара. Предложить Ярошевичу через три месяца сделать доклад о деятельности амбулатории. Ходатайствовать перед Наркомздравом о предоставлении Амбулатории Университета права выдавать рецепты на бесплатное получение лекарств.

6. Информация Ярошевича о приемке Центральной Химической Лаборатории. Докладчик сообщает, что при ознакомлении с лабораторией выяснилась малая связь ее с промышленностью, предприятиями и убыточность ее работы. Далее он указывает, что для фактической приемки выделена Комиссия под Председательством преп. Новикова и что при Лаборатории имеются квартиры, часть которых может быть использована для поселения работников Университета. Информацию принять к сведению. Поручить члену правления Ярошевичу по окончании приемки оформить жилые помещения и Хим. лабораторию на предмет их использования. Предложить Приемочной комиссии до 1 января 25 года дать конкретные предложения о ее реорганизации.

14. Постановление президиума Сельфака об утверждении Заведующим кабинетом и хозйством Кафедры Экономики преп. Н. Ярошевича. Утвердить временно Заведующим кабинетом и хозйством Кафедры Экономики Н.К. Ярошевича, с 1 ноября 1924 года.

5. Протокол № 41 от 30 декабря 1924 г. Председатель: ректор Бродский А.Л.

2. На основании постановления Ср.-Аз. Ликвидкома от 20 декабря 1924 г. Комиссия постановляет: ботанический сад, передаваемый САГУ, сохраняет всю прежнюю территорию сада Туркомстариса. Ботаническому саду САГУ передать здания на территории его: оранжерею с тремя отделениями, флигеля при ней, сторожки, фруктовый сарай, живые растения. Протокол принять к сведению. Для приемки Ботанического сада образовать комиссию в составе члена Правления Н.К. Ярошевича, председателей от СельскоХозяйственного и Физико-Математического факультетов и от Исполбюро Профсекций при САГУ. Проект Положения о Ботаническом саде Комиссии надлежит представить Правлению университета на утверждение.

6. Протокол № 42 от 10 января 1925 г. Председатель: ректор Бродский А.Л.

4. Доклад члена Правления Ярошевича. Докладчик сообщает сведения о помещениях, занимаемых САГУ, указывает, что нужды Университета еще далеко не Доклад члена Правления Ярошевича. о помещениях, занимаемых САГУ, ремонте мебели и представлении типографии для печатания трудов Университета принять к сведению.

удовлетворены и что необходимо прибавить к занимаемым помещениям еще два здания и обновить совершенно непригодные для учебных целей помещения Восточного факультета на более подходящее. Далее необходимо очистить здания САГУ от постоянных жильцов и учреждений, произвести ремонт текущий, средства на пополнение, ремонт мебели и представление типографии для печатания трудов Университета.

8. О жилищных нуждах САГУ. Поручить члену Правления Ярошевичу выяснить потребную Университету площадь и представить полученные сведения в Ревком Узбекистана. Поручить ему же представить проект распределения помещений, освобождаемых Г.П.У. в Турпути.

7. Протокол № 46 от 10 февраля 1925 г. Председатель: ректор Бродский А.Л.

5. Доклад члена Правления Ярошевича. Докладчик указывает, что фактические получения сумм хозяйственной частью были значительно меньше предположенных. За недостатком средств приостановилось исполнение многих заказов и перестал выполняться текущий ремонт. Несмотря на это, хозяйственная часть не могла расплатиться по целому ряду случаев, вследствие чего у нее в настоящее время имеется около 4000 руб. долгу. Сведения доклада члена Правления Ярошевича о недостатках в хозяйственной части университета принять к сведению.

Наряду с разрешением проблем с материальным обеспечением, в период своей деятельности в составе Правления САГУ, Н.К. Яро-шевич участвовал в процессе руководства учебно-воспитательной

и научно-исследовательской работой университета. Он проводил заседания Правления, где решались вопросы организации всех отделений учебного заведения, вносил предложения, обосновывая их реальными фактами и доводами: о начале учебного года, структуре факультетов, списке изучаемых учебных дисциплин, об оснащении учебных кабинетов, методах преподавания, организации практики, научных экспедиций, связи обучения с производством, опубликовании результатов научных изысканий в периодическом издании Трудов САГУ, работе опытных станций при университете и др.

Таблица2

Сведения из протоколов заседаний Правления САГУ (об участии Н.К. Ярошевича в организации учебной работы на факультетах САГУ)

№ Рассматриваемый вопрос на заседании Принятое решение

1. Протокол Заседания Комиссии по увязке новых методов преподавания, согласования учебных планов и расписания, от 10 сентября 1924 г. Председатель Н.К. Ярошевич

Открывая собрание, председатель Н.К. Ярошевич делает небольшую информацию о начале занятий и о ходе работ по введению новых методов преподавания. Согласно постановления Правления, требования Главпрофсбора и пожелания студенческих организаций занятия должны начаться 15 сентября. Что касается новых методов преподавания, то работа в этом направлении велась в течение всего года на всех факультетах, и задача настоящего совещания подытожить эту работу. Заслушиваются доклады: проф. Василевского, деканов факультетов Залесского, Мухина, Гудковой, Топольского, замдекана Загрубского. По заслушивании докладов председатель Н.К. Ярошевич делает следующие выводы: 1) Информации деканов о введении новых методов преподавания и председателя принимаются к сведению и руководству, для решения комиссии. 2) Сроком для начала занятий постановлено считать 15 сентября. На Медфаке -15 сентября считается началом занятий на теоретических кафедрах. Клиники постанов. открыть до 1 октября. 3) Рабочую комиссию по согласованию учебных планов и расписания выдвинуть: проф. Василевский, препод. Баранов, Загрубский, Залесский, проф. Мухин, студент. Гудкова, Самострелов, Ананьев. Заседание комиссии назначается на 12 сентября в 9 часов утра. Комиссия

Работа по проведению новых методов преподавания проводится на всех факультетах. В смысле конденсации, введения семинарского и лабораторного метода расхождений нет. Несколько изолированно стоит Медфак, где учебный план базируется на комплексном строении. Лекция не аннулируется, но им отводится второе место, семинариям и лабораторным занятиям придается первостепенное значение. На факультете Местного хозяйства и Права лекционный и семинарский метод занятия признаются равноценными. должна выдвинуть докладчика Правлению. Комиссия постановила считать необходимым освобождение двух аудиторий Инжмельфака, занятые аудиториями рабфака в зд. № 1. Принципиально же ходатайствовать через Правление перед СНК о расширении помещения Университета.

2. Протокол № 25 расширенного заседания Правления от 14 сентября 1924 г. Председатель Н.К. Ярошевич

1. Доклад Н.К. Ярошевича по проведению в жизнь новых методов преподавания. Доклад принимается к сведению. Правление считает, что задание по введению новых методов преподавания выполнено, и предлагает 15 сентября считать днем открытия занятий на всех факультетах. Рабочий факультет просит сделать доклад на ближайшем заседании Правления о методах преподавания.

3. Протокол № 29 от 7 октября 1924 г. Председатель Н.К. Ярошевич

3. Информация члена Правления Ярошевича о заседании по вопросу оформления вхождения Восточного факультета в состав САГУ. Были предварительно рассмотрены следующие вопросы: о студенческом составе, о преподавателях, учебные планы, хозяйств. части, вопрос об избрании Деканата. Ярошевич предлагает свои варианты, которые были приняты. Информацию Ярошевича принять к сведению. Штаты административного персонала Восточного ф-та предложено передать в канцелярию САГУ. При подписании приема сдаточного акта предложено приглашать присутствовать представителя НКП. Деканат избрать, все студенческие дела предлагается передать в Секретариат по Студделам САГУ.

2. Доклад члена Правления Ярошевича по финансовой части: к началу учебного года были мобилизованы все ассигнования, которые по § 6 ст. 1 выразились в следующем получении и расходе... Остаток в сумме 7500 р. Ярошевич предлагает распределить сумму между факультетами, а также известную долю выделить для приезжающих профессоров. Решение принимается единогласно.

Протокол № 32 от 28 октября 1924 г. Председатель: Н.К. Ярошевич

4. 2. О коренизации вуза, о преподавателях туземных языков, они закрепляются за факультетами: Назимов, Тилляханов, Исламов, Аскаров, Исмаилов, Худоярханов. Преподаватели, числящиеся уже в САГУ, таковыми остаются и на будущее время. Ввиду все же недостатка преподавателей для туземных студентов, принятые новые заявления от преподавателей коренных национальностей остается на распорядительное собрание Правления.

4. Информация Замректора Ярошевича о том, что работы Комиссии по распределению курсов по Кафедрам ботаники и Физмате не закончены благодаря вновь полученному новому материалу, требующему дополнительного освещения. Информацию Замректора Ярошевича по распределению курсов принять к сведению.

9. Заявление Директора Библиотеки университета Комаревского о необходимости учесть нужды библиотеки при ближайших распорядительных средствах -принимается к сведению. Принять к сведению заявление Директора Библиотеки Комаревского и учесть при распределении средств.

Из сведений, приведенных в таблицах, очевидно, что в период работы Н.К. Ярошевича в составе Правления САГУ под его ответственность было возложено решение вопросов материального характера всего университета, в числе которых были мероприятия по выдаче стипендий, оказанию материальной помощи, и все это производилось в условиях сложной экономической обстановки в республике. Следует отметить, что большинство вопросов с материальным обеспечением решались положительно, о чем свидетельствуют факты из архивных документов.

К тематике научных изысканий Н. Ярошевича

Н.К. Ярошевич известен не только как государственный и общественный деятель, но и как талантливый ученый. Большая часть его работ посвящена исследованию сельскохозяйственной отрасли. Им созданы такие фундаментальные труды, как «О почвах Белоруссии», «Сельскохозяйственные районы Белоруссии», «Организация крестьянского хозяйства Средней Азии (популярный очерк)» и др. Никанор Казимирович - ученый, специалист с широким кругозором знаний и высоким уровнем методологического подхода. В его научных исследованиях ярко выражается междисциплинарный подход, где, наряду с методами изучения аграрных дисциплин, сочетаются социологические, статистические, исторические, географические, геологические методы, которые он применял, базируясь на материалых соответствующих наук.

Одной из крупных работ Н.К. Ярошевича является выпуск многотомного издания «Сельское хозяйство и ирригация Средней Азии», которое было целиком посвящено изучению Голодной степи в целях ее освоения и эффективного использования. Данный выпуск представляет собой научный сборник под названием: «Сельское хозяйство и ирригация Средней Азии: Голодная степь, как хлопководческий район, и ее значение в хлопководстве СССР»7.

Материалы для сборника были собраны группой ученых, участвовавших в научно-исследовательской экспедиции летом 1924 г. на территории Голодной степи в Узбекистане; в работе этой экспедиции активное участие принимал и сам Н.К. Ярошевич.

Обзор тематик, представленных в главах сборника, позволяет ознакомиться с сутью проведенных научно-исследовательских работ по изучению Голодной степи. Наряду с этим он указывает на приведенные ценные сведения об истории, современном (на тот момент) состоянии края, социальном, этническом составе населения, его экономической ориентации. Важны материалы о географических, климатических, природных условиях, проблемах населения и экономического развития региона.

Как указал сам Н.К. Ярошевич, создание научного труда, посвященного проблемам ирригации, расширения посевных площадей, развития сырьевой базы, а также различных отраслей сельского хозяйства, являлось крайне необходимым, поскольку народное хозяйство страны после перенесенных военных событий находилось в состоянии глубокого кризиса. Восстановление его требовало

7 Сельское хозяйство и ирригация Средней Азии: Голодная степь, как хлопководческий район, и ее значение в хлопководстве СССР / Сост. Н.К. Ярошевич. Ташкент, 1925. 543 с.

поиска наиболее эффективных методов и разработок, направленных на развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства в кратчайшие сроки, с учетом региональных особенностей и ограниченности экономических средств. Тяжелые потрясения, испытанные во время Первой мировой войны и Гражданской войны народным хозяйством России и соседних регионов, в том числе территорий Средней Азии, неблагоприятно отразились на развитии сельского хозяйства, вызвав не только общее сокращение посевной площади, но и деградацию сельского хозяйства по линии его натурализации. Естественным радикальным мероприятием по восстановлению сельского хозяйства Средней Азии являлось увеличение посевной площади промышленных культур. Перед Управлением водного хозяйства Средней Азии проблема ремонта и улучшения ирригационной системы требовала безотлагательного решения. Ограниченность государственных средств, в связи с большими расходами по общему восстановлению народного хозяйства СССР, требовала серьезного экономического обоснования рентабельности производимых ирригационных расходов.

Управление водного хозяйства использовало данные статистического бюро, организованного при нем, однако этого было мало ввиду несколько устаревших данных. По этой причине к исследованию земельных площадей Средней Азии были привлечены Главный хлопковый комитет и Туркестанский хлопковый комитет.

Материалы сборника указывают, что были выбраны следующие хлопководческие районы для обследования: район Дальверзинской степи, район Голодной степи, район бассейна Чирчика, Ферганский район, район долины Зеравшана. В дальнейшем, в связи со специальными задачами Управления водного хозяйства, были обследованы Хорезмский, Кашкадарьинский, Сурхандарьинский районы. Обследование проводили экспедиционным методом, в основном за счет бюджетных средств. Подворное обследование производилось гнездовым выборочным методом, в размере 5-10 %, и имело главной задачей более точный выбор типичных хозяйств на основании собранного подворного материала.

Вся работа экспедиции была проведена в течение лета 1924 г. Кроме собранных бюджетных и подворных материалов 1924 г., для характеристики сельского хозяйства Голодной степи учеными были использованы материалы переписей 1914, 1917, 1920 и 1922 гг., а также печатные материалы и труды по Голодной степи. В целом материалы бюджетных экспедиций дали необходимый материал по экономике орошаемых хлопководческих районов и ирригации, который позволил приступить к серьезному экономическому обоснованию перспективных планов по ирригации Средней Азии. Особо следует отметить, что сборник, посвященный материалам

экспедиции, составлен Н. Ярошевичем основательно, с сочетанием теоретических и практических методов научного исследования, богатого опыта ученого, междисциплинарного подхода в решении поставленных проблем, соблюдением научного этикета. Этот научный труд имеет важное значение в изучении природы, климата, почвы, аграрного потенциала, различных географических особенностей, а также истории, населения Голодной степи и определения степени ее ресурсной способности в первые десятилетия ХХ в.

Заключение

Поводя итоги исследования, целесообразно подчеркнуть ценный вклад в становление высшего образования в советский период белорусского ученого-просветителя и общественного деятеля Н.К. Ярошевича, который также известен как представитель национальной интеллигенции, посвятивший свою жизнь и деятельность развитию университетского образования, становлению национальной высшей школы, как человек, понесший бремя тяжких испытаний и несправедливо ставший жертвой политических репрессий 1920-1930-х гг. В изучении его непростой судьбы особую ценность представляют архивные документальные материалы, определенное количество которых хранится за пределами Республики Беларусь. В числе таковых следует отметить архивы Узбекистана, где имеются источники о жизни ученого здесь и его трудовой, научно-просветительской работе в системе высшего образования и в научно-исследовательских учреждениях. Аналитический обзор архивных источников позволяет осветить новыми фактами историю жизни и деятельности известного ученого, а также его борьбы за расширение грамотности среди населения, участия в проведении сельскохозяйственных научных изысканий и экспедиций, создания фундаментальных исследований. В целом комплексное изучение научных трудов ученых и архивных сведений в ретроспективном и межрегиональном аспектах имеет ценное значение в создании персональной истории. Она является своеобразной частью общей истории и на современном этапе вызывает большой интерес у специалистов и широкого круга читателей, играет важную роль в воспитании благородных чувств у подрастающего поколения.

Литература

Баландин 2010 - Баландин К.И. [и др.] История Белорусского государственного технического университета: 1920-2010 / Под общ. ред. Б.М. Хрусталева. 2-е изд., доп. и испр. Минск: БНТУ, 2010. 258 с.

Бендриков 1960 - Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924 гг.). М., 1960. 509 с.

Вершина, Баландин 2020 - Вершина Г.А., Баландин К.И. Они возглавляли БГПИ - БПИ - БГПА - БНТУ // Наука и техника. 2020. Т. 19. № 6. С. 455-457.

Кукса 2010 - Кукса А.Н Н.К. Ярошевич - первый ректор Белорусского государственного политехнического института. Минск: БГАТУ, 2010. 87 с.

Кукса, Баландин 2010 - Кукса А.Н., Баландин К.И. БПИ: на пути реорганизации и становления (1920-1930-е гг.) // Вестник Белорусского национального технического университета: научно-технический журнал. 2010. № 3. С. 5-10.

Флыгин 2018 - Флыгин Ю.С. Национальный университет Узбекистана - старейший на Среднем Востоке: Краткий исторический очерк. Ташкент, 2018. 215 с.

Холбоев 2003 - Холбоев С. Миллий университетнинг тарихий илдизлари ва ташкил топиши [Исторические корни и образование Национального университета] / Масъул мух,аррир Б. ^осимов. Тошкент, 2003. 203 б.

Reference

Balandin, K.I. [et. al.] (2010), Istoriya Belorusskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta: 1920-2010 [History of the Belarusian State Technical University. 1920-2010], Belorusskii natsional'nyi tekhnicheskii universitet, Minsk, Belarus.

Bendrikov, K.E. (1960), Ocherki po istorii narodnogo obrazovaniya v Turkestane (1865-1924 gg.) [Essays on the history of public education in Turkestan (1865-1924), Moscow, USSR.

Flygin, Yu.S. (2018), Natsional'nyi universitet Uzbekistana - stareishii na Srednem Vostoke: Kratkii istoricheskii ocherk [The National University of Uzbekistan is the oldest in the Middle East. Brief historical outline], Tashkent, Uzbekistan.

Kholboev, S. (2003), Milliy universitetning tarixiy ildizlari va tashkil topishi [Historical roots and formation of the National University], Tashkent, Uzbekistan.

Kuksa, A.N. (2010), N.K. Yaroshevich - pervyi rektor Belorusskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo instituta [N.K. Yaroshevich - the first rector of Belarusian State Polytechnic Institute], Belorusskii gosudarstvennyi agrarnyi tekhnicheskii universitet, Minsk, Belarus.

Kuksa, A.N. and Balandin, K.I. (2010), "BPI: on the way to reorganization and formation (1920s - 1930s)", Vestnik Belorusskogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta: nauchno-tekhnicheskii zhurnal, no. 3, pp. 5-10.

Vershina, G.A. and Balandin, K.I. (2020), "They headed BSPI - BPI - BSPA -BNTU", Nauka i tekhnika, vol. 19, no. 6, pp. 455-457.

Информация об авторах

Хайрия А. Нуриева, доктор исторических наук, Национальный университет Узбекистана, Ташкент, Узбекистан; 100174, Ташкент, Узбекистан, ул. Университетская, д. 4; x.burieva@nuu.uz

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6307-3149

Зумрад Б. Рахмонкулова, кандидат исторических наук, Национальный университет Узбекистана, Ташкент, Узбекистан; 100174, Ташкент, Узбекистан, ул. Университетская, д. 4; zumradrahmonkulova@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9215-7037

Шерзоджон Ш. Чориев, кандидат исторических наук, Национальный университет Узбекистана, Ташкент, Узбекистан; 100174, Ташкент, Узбекистан, ул. Университетская, д. 4; sherzodch42@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7769-3189

Information about the authors

Khayria A. Burieva, Dr. of Sci. (History), National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan; 4 Universiytetskaya St., Tashkent 100174, Uzbekistan; x.burieva@nuu.uz

ORCID ID:https://orcid.org/0000-0002-6307-3149

Zumrad B. Rakhmonkulova, Cand. of Sci. (History), National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan; 4, Universiytetskaya St., Tashkent, 100174, Uzbekistan; zumradrahmonkulova@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9215-7037

Sherzodzhon Sh. Choriev, Cand. of Sci. (History), National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan; 4, Universiytetskaya St., Tashkent, 100174, Uzbekistan; sherzodch42@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7769-3189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.