Научная статья на тему 'ЛЫСОВ СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - ЗАБЫТОЕ ИМЯ В ИСТОРИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ'

ЛЫСОВ СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - ЗАБЫТОЕ ИМЯ В ИСТОРИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ / БЕЛСЕЛЬПРОМСОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кукса А.Н.

В статье раскрываются основные моменты биографии С.Г. Лысова, который в 1920 - 1930 гг. являлся одним из активных участников создания высшей школы Беларуси. Будучи специалистом в области истории революционного движения и работы среди крестьян С.Г. Лысов возглавил в Народном комиссариате просвещения (НКП) БССР одно из самых ответственных ведомств - Главное управление политико-просветительной работы (Главполитпросвет). При его непосредственном участии начался подъем и кооперативного движения в Беларуси. Но стремление к преподавательской работе, которую он не прекращал вести, содействовало его возвращению на работу в комиссариат просвещения в качестве инспектора высшей школы. С 1927 по 1933 годы С.Г. Лысов непосредственно участвовал в выработке структуры и концепции развития высшей школы. Он выступил проводником основных положений реформ высшей школы, которые проходили в СССР в 1930. и 1932 гг., стал во главе сначала Белорусского государственного машиностроительного института (БГММИ) в Гомеле, а позже Белорусского государственного политехнического института (БГПИ) в Минске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERGEY GEORGIEVICH LYSOV IS A FORGOTTEN NAME IN THE HISTORY OF HIGHER EDUCATION IN BELARUS

The article reveals the main points of the biography of S. G. Lysov, who in 1920-1930 He was one of the active participants in the creation of the higher school of Belarus. Being a specialist in the history of the revolutionary movement and work among the peasants, S. G. Lysov headed one of the most responsible departments in the People's Commissariat of Education (NCP) of the BSSR - the Main Directorate of Political and Educational Work (Glavpolitprosvet). With his direct participation, the rise of the cooperative movement in Belarus began. But the desire for teaching, which he did not stop leading, contributed to his return to work at the Commissariat of Education as an inspector of a higher school. From 1927 to 1933, S.G. Lysov was directly involved in the development of the structure and concept of the development of higher education. He became the head first of the Belarusian State Machine-Building Institute (BMMI) in Gomel, and later of the Belarusian State Polytechnic Institute (BSPI) in Minsk.

Текст научной работы на тему «ЛЫСОВ СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - ЗАБЫТОЕ ИМЯ В ИСТОРИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ»

УДК 378.4(476-25).091.113(092):94(476)(091) DOI 10.52928/2070-1608-2023-66-1-86-90

ЛЫСОВ СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - ЗАБЫТОЕ ИМЯ В ИСТОРИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ

канд. ист. наук, доц. А.Н. КУКСА (Белорусский национальный технический университет, Минск) ORCID: https://orcid.org/00000-0003-3385-3096

В статье раскрываются основные моменты биографии С.Г. Лысова, который в 1920 - 1930 гг. являлся одним из активных участников создания высшей школы Беларуси. Будучи специалистом в области истории революционного движения и работы среди крестьян С.Г. Лысов возглавил в Народном комиссариате просвещения (НКП) БССР одно из самых ответственных ведомств - Главное управление политико-просветительной работы (Главпо-литпросвет). При его непосредственном участии начался подъем и кооперативного движения в Беларуси. Но стремление к преподавательской работе, которую он не прекращал вести, содействовало его возвращению на работу в комиссариат просвещения в качестве инспектора высшей школы. С1927 по 1933 годы С.Г. Лысов непосредственно участвовал в выработке структуры и концепции развития высшей школы. Он выступил проводником основных положений реформ высшей школы, которые проходили в СССР в 1930. и 1932 гг., стал во главе сначала Белорусского государственного машиностроительного института (БГММИ) в Гомеле, а позже Белорусского государственного политехнического института (БГПИ) в Минске.

Ключевые слова: высшая школа, инженерное образование, Главполитпросвет, Белсельпромсоюз.

Введение. Роль личности в истории сложно переоценить, значительно легче недооценить или потерять из виду. Таким представителем высшего эшелона власти в Беларуси на этапе становления и утверждения советской власти являлся Сергей Георгиевич (Юрьевич) Лысов, 1886 г.р. Будучи выходцем из Калужской губернии, он стал одним из системы образования, разработчиком политико-просветительской работы, кооперативного движения и организатором высшей школы Беларуси. При этом, как и большинство политиков новой формации не от «белой кости», получил всего лишь среднее техническое образование. В РКП(б) состоял с 1923 г., партийный билет № 539098 губернского масштаба III группы «б» под грифом секретно. До этого состоял в других партиях. Эти скудные данные его биографии указаны им же в одном из учетных листов. Более полные сведения о деятельности С.Г. Лысова до 1923 г. находятся в архиве г. Калуги, а те документы, которые удалось обнаружить в ходе исследования, хранятся в Национальном архиве Республики Беларусь и часть - в архивах Гомеля (возглавлял местный машиностроительный институт). Часть документов хранится в архивах Витебска [1]. О деятельности и жизни Сергея Георгиевича в отечественной историографии практически нет упоминаний, кроме нескольких работ, посвященных истории БНТУ [2].

Начало деятельности С.Г. Лысова в Калужской губернии пришлось на один из наиболее сложных этапов утверждения советской власти в 1917-1923 гг. Повсеместно на всем постимперском пространстве шла борьба за власть: общество раскололось на тех, кто поддерживал большевиков, и тех, кто отказывался кормить Красную Армию и платить налоги, тех, кто шел в ряды Красной Армии, и тех, кто скрывался от призыва. Представители оппозиционных партий (эсеры, меньшевики, кадеты, анархисты и др.), говоря о готовности идти на сотрудничество, одновременно отказывались признавать власть большевиков, называя их «узурпаторами, насильственно захватившими власть в итоге разгона Всероссийского Учредительного собрания». Продолжалась гражданская война и внешняя интервенция. В этих чрезвычайно сложных условиях проводилась массированная агитационно -пропагандистская работа и теми, и другими по расширению социальной базы среди местного населения. В этой работе большевики проявили себя зрелыми государственниками. С целью формирования лояльных кадров советской власти они широко развернули обучение молодежи азам политической грамоты: открывали марксистские кружки при воинских частях, избы-читальни в деревнях, советские партийные школы и кратковременные курсы. Центральная роль в этом вопросе отводилась системе образования, в том числе и высшей школе. Основным идеологом агитационно-пропагандистской работы в это время выступил ближайший соратник В.И. Ленина, родившийся в Гродненской губернии А.А. Богданов, который предлагал развивать сеть совпартшкол, венцом всей системы рассматривая Пролетарские университеты.

Основная часть. Во время становления советской власти С.Г. Лысов возглавлял одно из ключевых направлений, от которого зависела судьба нового политического строя: с 1917 по 1920 гг. он являлся губпродко-миссаром Калужской губернии, через которую шел продовольственный поток по обеспечению Москвы продовольствием из украинских губерний, в том числе и через Гомель. В октябре 1920 г. в Калуге была открыта губернская советская партийная школа, в которой и начал свою преподавательскую деятельность С.Г. Лысов. В ее задачу входила переподготовка советских и партийных работников, ликвидация их политической неграмотности. При совпартшколе существовали различные краткосрочные курсы. В 1921 г. работали курсы пропагандистов для села, на которых обучалось 120 коммунистов и комсомольцев. Работая в совпартшколах и на учительских курсах переподготовки в Калуге, С.Г. Лысов читал лекции по истории революционного движения.

Однако, только приняв в ряды РКП(б) в 1923 г., его тут же исключили из партии и перевели в Витебск. В протоколах Витебского губисполкома с мая 1923 г. уже встречается подпись секретаря С.Г. Лысова, который

заменил С.З. Слонима. Заседанием Витебского губкома РКП(б) от 12 ноября 1923 г. С.Г. Лысов был введен в состав президиума Губисполкома. В состав президиума вошли А.В. Анохин - председатель, А.Я. Калнин - первый заместитель, Д.Ф. Прищепов - второй заместитель, Э.М. Медне - секретарь Губкома, С.Г. Лысов - секретарь ГИК и др. 3 января 1924 г., учитывая опыт лекторской работы в Калуге, бюро Витгубкома РКП(б) приняло решение назначить С.Г. Лысова заведующим Витебской губернской совпартшколы [3, л. 594]. Сергей Георгиевич прибыл на место новой работы 18 января 1924 г.

В это время в Беларуси произошли серьезные изменения. В ответ на неоднократные требования БССР руководство СССР приняло решение о проведении её территориального укрупнения. С целью минимизации конфликтов с губернскими центрами было создано Временное Белорусское бюро во главе с представителем РКП(б) А.Н. Асаткиным-Владимирским. Уже 3 марта 1924 г. уезды Витебской губернии с преобладающим белорусским населением были переданы БССР. Протокол подписали от Витебской губернии Д.Ф. Прищепов, от БССР И.А. Адамович. В мае 1924 г. прошел XIII съезд КП(б)Б, который избрал ЦК КП(б)Б, подведя итоги работы Временного Белорусского бюро ЦК РКП(б). Определив дальнейшую судьбу БССР, бюро ЦК РКП(б) определило и судьбу С.Г. Лысова. В феврале 1924 г. положительную характеристику в ЦК КП(б) ему дал А.Н. Асаткин-Владимир-ский: «Лысов с 1924 г. заведующий губсовпартшколой, был исключен в Калуге за «пустяк», здесь его вновь приняли, тов. Э.М. Медне просил ЦК прекратить его дело в Калуге. Работать умеет. Нужно держать на партработе. Хороший докладчик» [4, л. 15]. Благодаря такой поддержке С.Г. Лысов был направлен в НКП БССР.

Формирование коллегии НКП БССР проходило в марте 1924 г. Президиум временного Белбюро ЦК РКП(б) 24 марта 1924 г. постановил утвердить заведующим Главполитпросвета С.Г. Лысова, вызвав его срочно для работы [5, л. 21]. Полный состав коллегии НКП был утвержден 31 марта 1924 г. в составе: В.М. Игнатовского, А.В. Балицкого, П.И. Волосевича, А.И. Дьякова, И.П. Кореневского, С.Г. Лысова и др. Витебский городской комитет РКП(б) рассмотрел 1 апреля 1924 г. вопрос об отзыве С.Г. Лысова в распоряжение Белбюро ЦК РКП(б), и 9 апреля Сергей Георгиевич выбыл из Витебска.

Уже в июне 1924 г. в Минске усилиями новой коллегии НКП БССР был организован выпуск первого номера журнала «Асьвета». В предисловии П.И. Волосевича очерчивались основные задачи сферы просвещения в БССР, в центр которых ставилось воспитание советского гражданина. В статье А.В. Балицкого «Ближайшие задачи Наркомпроса в связи с укрупнением Белоруссии» указывалось на то, что система народного образования в БССР близка к украинской модели и отличается от существующей системы в РСФСР. В статье, представленной С.Г. Лы-совым, были подняты вопросы организации просвещения в деревне. Для налаживания работы он предлагал создать единый центр культурно-просветительских сил деревни. «Этот волостной политико-просветительный центр должен быть, примерно, составлен таким образом: секретарь ячейки КПБ, секретарь КСМ, заведующий клубом или избой-читальней, учитель (желательно председатель месткома) и уполномоченный по просвещению» [6, с. 16]. В это время С.Г. Лысов также являлся членом редколлегии журнала «Советское строительство».

Партиец сразу включился в работу и стал одним из основных деятелей НКП, возглавляя не только Главпо-литпросвет, но и Главлит. В июле 1924 г. он представлял БССР на Всероссийском съезде совпартшкол. В сентябре 1924 г. состоялся доклад С.Г. Лысова о работе Главполитпросвета за период с 1 мая по 1 сентября. По его данным основная работа проводилась в направлении разработки твердой сети совпартшкол Беларуси, изб-читален, клубов, народных домов, школ, библиотек, ликвидации безграмотности. Решение данных задач было определяющим для развития советской модели высшей школы, которая выстраивалась на принципах пролетаризации вузов. Контингент абитуриентов был настолько слаб, что на рабочие факультеты принимали людей, которые умели читать, писать и знали четыре действия арифметики. Для практической работы в деревне во время летних каникул привлекались студенты белорусского сектора Университета народов Запада. Из трудностей, стоящих перед Главполитпросветом, отмечал «недостаточность материальных средств и отсутствие квалифицированных работников» [7, л. 492]. Тем не менее, благодаря проведенной работе и созданной системе всеобщего обучения БССР первой в СССР в 1930 г. отчиталась о ликвидации безграмотности. 11 сентября 1924 г. С.Г. Лысов выступал на заседании Бюро ЦК КП(б)Б с докладом «О состоянии ликвидации неграмотности». В постановляющей части отмечалось, что в ходе разработанных мероприятий планировалось ликвидировать неграмотность на протяжении 15 лет, до 1940 г. Было поддержано предложение С.Г. Лысова о привлечении общественной инициативы путем расширения деятельности общества «Долой неграмотность», а также профсоюза. В первую очередь предлагалось обучать допризывников и крестьянок-делегаток.

Таким образом, в НКП БССР с первых дней работы С.Г. Лысов стал отвечать за культурно-просветительскую работу среди крестьян. С декабря 1924 г. являлся членом совещания при ЦК по работе в деревне, комиссии по выработке программы для сельскохозяйственных кружков в деревне, правления общества «Долой неграмотность». Основные позиции по активизации работы среди крестьян прозвучали в декабре 1924 г. в тезисах доклада «Политико -просветительская работа в деревне», озвученном на секретариате ЦК КП(б)Б и различных съездах. По его мнению, борьба за влияние на крестьян будет более эффективной, если её вести под знаменем системы образования. Центр всей политико-просветительской работы среди взрослого населения предлагал переместить в избы-читальни. В следующем своем докладе «Культработа в деревне» акцентировал внимание на необходимости обеспечить крестьян достаточным числом хорошо подготовленных работников, предлагал большую часть окончивших совпартшколы 1-й ступени направить на культработу в деревню и организовать специальный техникум для «подготовки деревенских работников по типу Педагогических техникумов» [8, л. 62].

Окончание войн и внешней интервенции, а также оформление СССР не означали окончательного утверждения советской власти, единой идеологии и гражданской позиции среди населения бывшей Российской империи. Налаживание экономики шло с большими трудностями, переход к НЭПу, хотя и позволил решить ряд проблемных вопросов с обеспечением населения товарами первой необходимости, вызвал рост недовольства внутри партии большевиков. Ежегодно фиксировалось по несколько оппозиционных выступлений как в ВКП(б), так и среди представителей самых разных слоев населения. В связи с этим все более актуальным становился вопрос по выработке эффективных форм агитационно-пропагандистской работы. С.Г. Лысов издал статью «Формы полиыка-асьветнай працы у вёсцы» [9, с. 27]. Кроме ранее предлагаемых им мер в виде твердой сети народных домов и изб-читален, партиец предлагал более активно вовлекать в эту работу детей и подростков посредством увеличения количества пионерских и ученических клубов, школ КСМ и рабочей молодежи.

Однако уже вскоре партия, учитывая опыт работы С.Г. Лысова среди крестьян, приняла решение перевести его в сельскохозяйственную кооперацию. Это новое направление в работе КП(б)Б только с 1924 г. начало рассматриваться в БССР как одно из ключевых в области поднятия эффективности аграрного сектора. В характеристике, которую С.Г. Лысову дал А.В. Балицкий, указывалось, что за месяцы работы в Главполитпросвете он сумел поднять авторитет Главполитпросвета и увязать его работу с работой НКП.

В России начало кооперативному движению положила крестьянская реформа 1861 г. После первого Всероссийского кооперативного съезда 1908 г. на территории России насчитывалось уже 10 080 потребительских кооперативов. Однако в ходе революционной ломки 1917-1921 гг. произошло почти полное их уничтожение. В период НЭПа начался новый этап в развитии кооперативного движения. Наибольшие успехи в этой сфере приходятся на 1924-1927 гг., когда Белорусский центральный союз сельскохозяйственных и кустарно-промышленных кооперативов (Белсельпромсоюз) возглавил С.Г. Лысов. Так, если в 1924 г. различными формами сельхозко-операции было охвачено 7,3%, то уже в 1929 г. - 69%. Именно в это время сельскохозяйственная кооперация дала мощный толчок к восстановлению сельского хозяйства [10, с. 11].

23 июля 1924 г. было утверждено правление Белсельпромсоюза во главе с П.А. Саперовым. На заседании Бюро ЦК КП(б)Б от 31 января 1925 г. постановили направить С.Г. Лысова на работу в Белсельпромсоюз в качестве первого заместителя П.А. Саперова и «обязать его приступить к работе в Белсельпромсоюзе со 2 февраля». На заседании коммунистической фракции Белсельсоюза от 7 февраля 1925 г. в присутствии П.А. Саперова, О.А. Саприцкого, С.Г. Лысова и М.М. Карклина постановили: «Оставить Лысова на правах члена правления с возложением на него обязанностей первого заместителя председателя правления и заведующего организационно-инструкторским отделом» [11, л. 172]. В мае 1925 г. Бюро ЦК уже рекомендовало избрать С.Г. Лысова председателем Белсельпромсоюза. В сводной ведомости по наркоматам и ведомствам за 1925 г. по Белсельсоюзу в составе руководства перечислялись Лысов Сергей Георгиевич, председатель правления, и его заместители: Буткевич Степан Ананьевич 1889 г.р. и Дедов Георгий Павлович 1882 г.р. Данная должность входила в список центральных учреждений БССР наряду с председателем ЦИКа, ГПУ, НКП, ВСНХ и др.

С целью активизации работы по расширению кооперативного движения ЦК КП(б)Б проводился целый ряд мероприятий, в том числе и путем организации работы посредством разных комиссий. Так, С.Г. Лысов являлся членом деревенского совещания, кооперативного совещания, комиссии по регламентированию взаимоотношений между кредитной и сельскохозяйственной кооперацией, комиссии Политбюро ЦК РКП(б) по улучшению пограничной полосы Западного и Северо-Западного районов, входил в состав правления Белсельбанка.

Процессы проходившей коллективизации наталкивались на проблемы отсутствия специальных машин и специалистов. Для решения этих вопросов предлагалось поставить перед ЦК РКП(б) вопрос о необходимости облегчения условий кредитов со стороны машиностроительных трестов и синдикатов. Фракциям Белсоюза, Бел-сельбанка и Наркомзема предложили срочно выработать план кредитования снабжения населения сельскохозяйственными машинами и орудиями. Как негативное явление повсеместно отмечали то, что кредитами могли воспользоваться в основном зажиточные слои крестьян. В связи с этим С.Г. Лысову поручили разработать ряд мероприятий и льгот, облегчающих вступление бедняков в кооперацию. На кооперативном совещании при ЦК КП(б)Б 13 июля 1925 г. в своем докладе он предлагал увеличить оборотные средства всех видов кооперации путем выделения сумм из бюджета. Однако эта инициатива не нашла поддержки у членов совещания. В виду отсутствия средств в бюджете приняли решение повлиять на изменение положения в системе кредитования в пользу бедняков политическими методами, путем проведения партийной чистки. На заседании бюро ЦК КП(б)Б 21 августа 1925 г. был рассмотрен доклад С.Г. Лысова «Итоги работы Белсельсоюза». В целом итоги работы, организационный план Белсельсоюза, а также план снабжения и заготовок были утверждены, но п.7 предложили дополнить мероприятиями по проходившей в стране партийной чистке: «провести специальную деловую кампанию по прочистке низовой сети сельскохозяйственной кооперации (организационных процессов, отчетности и т.п.)» [12, л. 12].

В этом же духе выступал 18 февраля 1926 г. Д.Ф. Прищепов на бюро ЦК КП(б)Б с докладом «О сельскохозяйственной весенней кампании». В проекте постановления указывалось: «придавая большое значение успешному проведению весенней посевной кампании Бюро постановляет: 1) партийным организациям осуществлять сверху до низу руководящее влияние; 2) подготовку к весенним сельскохозяйственным работам проводить под лозунгом дальнейшей интенсификации сельского хозяйства; 3) особое внимание уделять всесторонней помощи бедняку и середняку» [13, л. 22]. В то же время, для успешного проведения всех мероприятий необходимы были значительные средства. С этой целью были заслушаны сообщения председателя правления Белорусского сельскохозяйственного банка Н.Л. Аксючица и председателя правления Белсельсоюза С.Г. Лысова о положении дел с получением средств на подготовку к весенней посевной кампании. Учитывая отсутствие внутренних ресурсов, в докладах акцент делался на необходимости немедленного получения средств из бюджета СССР.

Масштабная индустриализация народного хозяйства требовала ускоренных темпов развития промышленного производства и перевода сельского хозяйства на индустриальную основу. Стратегическим направлением в реализации этого вопроса стало решение состоявшегося в декабре 1927 г. XV съезда ВКП(б), вошедшего в историю как «съезд коллективизации», поставившего в качестве первоочередной задачи переход крестьянского хозяйства на рельсы крупного обобществленного производства. Для реализации этой идеи в БССР в октябре 1928 г. был создан самостоятельный орган координации и управления колхозами - Белколхозсоюз. В октябре 1929 г. Белсельсоюз был ликвидирован, а функции его переданы республиканским отраслевым союзам сельскохозяйственной кооперации. Таким образом, С.Г. Лысову пришлось сменить сферу деятельности. С 1 июля 1927 г. он уже числился в должности инспектора высших учебных заведений Наркомпроса. В своей работе в основном курировал Витебскую губернию, хотя о том, что свои взгляды не изменил и в последующем, свидетельствует поступившая жалоба на него в сентябре 1929 г. в газету «Рабочий». В очерке под названием «НКпрос - искривлял партийную линию» сообщалось, что на специально созванном НКП в Горецкой академии совещании только С.Г. Лы-сов выступил против организации отделения крупного хозяйства. Более того, член коллегии НКП С.Г. Лысов, подводя итоги совещания, заявил, что «НКП поступит не так, как решило совещание, а как находит нужным».

В то время, как в РСФСР НКП поспешило сбросить с себя ответственность за развитие втузов и передало их ВСНХ, в БССР, ввиду их отсутствия, данный вопрос не поднимался. Не способствовала этому и позиция СНК, рассматривавшего легкую промышленность как основу экономического развития страны. И только в декабре 1928 г. впервые перед НКП был остро поставлен вопрос о необходимости своими силами готовить инженерные кадры. В феврале 1929 г. в газете «Рабочий» появилась статья «В БССР открывается новый технический вуз», в которой говорилось о том, что коллегия НКП признала целесообразным открыть втуз. 1 октября 1929 г. в газете «Рабочий» появилось сообщение о том, что новый втуз политехнического типа «предполагается открыть в Гомеле». Сторонниками организации втуза в Гомеле выступили представители НКП А.М. Платун, С.Я. Вольфсон и С.Г. Лысов. Их оппонентами стали организаторы НИИ промышленности БССР В.Н. Строковский и С.Г. Середа, которые требовали открыть втуз в Минске, так как видели в нем свои будущие учебно-лабораторные базы и кадры.

В феврале 1930 г. началась организация БГПИ в Минске во главе с ректором Я.З. Куницей. Был произведен подбор профессорско-преподавательских кадров, подготовлены помещения под лаборатории и специальные кабинеты. Па-ралельно с этими процесами в СССР началась реформа высшей школы, которая была ориентирована на дробление вузов и ускоренную подготовку узкопрофильных специалистов. Уже 25 июля 1930 г. в газете «Рабочий» появилась информация о том, что СНК БССР решил вместо единого БГПИ организовать к новому учебному году отдельные институты: химико-технологический, строительный, электротехнический - в Минске и механико-машиностроительный институт в Гомеле. За период реформы 1930 г. в Беларуси были открыты 7 втузов, при каждом из них рабфаки и десятки индустриальных техникумов. Все организационные вопросы по подбору руководителей, кадров и помещений легли на плечи С.Г. Лысова, который и поддержал предложение перевести один из факультетов в Гомель.

Такое разобщение и так «скудных» научных сил привело к тому, что все втузы находились в крайне сложном положении. Отсутствие кадров и помещений не позволяло развернуть работу в полной мере и машиностроительному институту в Гомеле. Для исправления сложившейся ситуации 27 марта 1931 г. директором БГММИ был назначен С.Г. Лысов. Первостепенной задачей являлось привлечение профессорско-преподавательского состава и строительство здания для БГММИ, который был единственным учреждением в БССР по подготовке специалистов для металлургических заводов. Еще одним направлением стало значительное расширение заочной и вечерней форм обучения в вузе. Так, по данным С.Г. Лысова, в ноябре 1931 г. при БГММИ в Гомеле был открыт двухгодичный вечерний втуз по переподготовке техников и практиков в инженеры [14, л. 303]. Витавшее напряжение в системе высшей школы, которая так и не сумела подстроиться под основные направления и задачи реформы 1930 г., что отмечалось и производственниками, получило свое разрешение в сентябре 1932 г. Для изменения положения провозглашалось укрупнение вузов и увеличение сроков обучения до 5 лет. О том, что это решение было не спонтанным, а выработанным самими вузами, свидетельствует и то, что еще в феврале 1932 г. на методическом совещании БГММИ С.Г. Лысов сообщал, что на совещании в Минске было определено, что ни один втуз не вложился в 4-летний срок. «Нам необходимо добиваться всеми силами утверждения учебных планов, так как мы решили: принять имеющийся первый вариант учебного плана с увеличением срока обучения на 4-5 месяцев, изменив количество часов по военному делу в тех пределах, которые требуются» [15, л. 12].

Сергей Георгиевич доработал в БГММИ до июня 1932 г., после чего был возвращен в Минск на должность инспектор вузов НКП. Данное решение было принято ввиду того, что в СССР намечался новый виток реформы в высшей школе. Уже 20 июня 1933 г. С.Г. Лысов констатировал, что высшая школа Беларуси пошла по пути, намеченном постановлением ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г., направленном на объединение однотипных учебных заведений. «На этот путь стала РСФСР, на этот путь стала и БССР. Существующие в Минске институты сейчас ликвидируются, и на их базе организуется один политехнический институт» [16, с. 3]. Уже 1 июля 1933 г. он был назначен ректором БГПИ.

Организация высшего технического учебного заведения в Минске проходила с огромными трудностями. На С.Г. Лысова поступали жалобы как со стороны студентов, так и партийных инстанций. Заведующий отделом кадров ЦК КП(б)Б Н.М. Денискевич в августе 1933 г. констатировал, что ряд конкретных мероприятий по форсированию строительства учебных корпусов не выполнили. Второй проблемой являлось отсутствие профессорско-преподавательского состава. В БГПИ имелось всего 8 профессоров. В итоге 7 декабря 1933 г. от Н.М. Денискевича в докладной на имя секретаря ЦК КП(б)Б Н.Ф. Гикало предложил С.Г. Лысова снять с должности. В постановлении секретариата ЦК КП(б)Б директором БГПИ предлагалось назначить Шиманского. Указывалось на необходимость утвердить строгую структуру БГПИ, с запретом на протяжении 5 лет проводить какую-либо реорганизацию. В учебных

планах института, требовалось предусмотреть 75% на общетехнические и специальные дисциплины, организовать производственное обучение и обязательную сдачу реального дипломного проекта [17, л. 197].

Заключение. Таким образом, в ходе сложных перипетий 1920-х гг. одним из основных направлений деятельности правительства БССР стали вопросы ликвидации неграмотности и развития системы образования. Усилиями С.Г. Лысова были разработаны принципиальные основы и направления повышения грамотности среди крестьян. В этой деятельности он предложил создать целостную структуру для повышения уровня образования взрослых и молодежи. Благодаря налаженной работе БССР первой из советских республик ликвидировала неграмотность, что позволило значительно расширить как возможности местных жителей, так и увеличить количество подготовленных абитуриентов в высшие учебные заведения. В период работы в Белсельпромсоюзе наметился значительный рост кредитных кооперативных обществ в Беларуси, которые сконцентрировались, в том числе, и на росте технического оснащения и усилении процессов механизации сельского хозяйства. С 1927 по 1933 гг. С.Г. Лысов занимался исключительно вопросами организации и выработки структуры высшей школы Беларуси. Пройдя путь через организацию жизни крестьян, он стал убежденным сторонником возможности улучшения их быта посредством внедрения новой техники и технологий в сельском хозяйстве, в связи с чем стал активным участником возрождения высшей технической школы Беларуси. Понимая, что для создания и обслуживания современной техники потребуется в первую очередь штат инженеров, изначально предлагал возродить технический вуз в Гомеле, так как именно там началось строительство первого крупнейшего завода по производству сельскохозяйственной техники. Изначально С.Г. Лысов курировал всю систему высшей школы, но когда наметились проблемы, спровоцированные реформой 1930 г., то сам возглавил БГММИ, а в 1933 г. был назначен директором возрожденного БГПИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витебская губерния: 1917-1924 гг. / Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, Национальный архив Республики Беларусь, Государственный архив Витебской области. - Витебск : Витебская областная типография, 2012.

2. Кукса, А.Н. Н.К. Ярошевич - первый ректор БГПИ. - Минск: БГАТУ, 2011.

3. Национальный архив Республики Беларусь (далее - НАРБ). - Ф. 4 п. Оп. 1. Д. 152.

4. НАРБ. - Ф. 4 п. Оп. 1. Д. 1957.

5. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 1. Д. 1276.

6. Лысов С.Г. Очередные вопросы политико-просветительской работы в деревне // Асьвета. - № 1. - июнь 1924.

7. НАРБ. - Ф. 4 п. Оп. 1. Д. 2196.

8. НАРБ. - Ф. 4 п. Оп. 1. Д. 1779.

9. Лысов С.Г. Формы полпыка-асьветнай працы у вёсцы // Асьвета. - № 1. - январь 1925.

10. Механизм эффективного функционирования потребительских сельскохозяйственных кооперативов малых форм хозяйствования на современном этапе / А.С. Сайганов и др.; под общ.ред. А.С. Сайганова. - Минск : Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2021.

11. НАРБ. - Ф. 4 п. Оп. 1. Д. 1999.

12. НАРБ. - Ф. 4 п. Оп. 1. Д. 2003.

13. НАРБ. - Ф. 4 п. Оп. 1. Д. 2012.

14. Государственный архив Гомельской области (далее - ГАМО). - Ф. 431. Оп.1. Д. 5.

15. ГАМО. - Ф. 431. Оп.1. Д. 8.

16. Лысоу С.Ю. Замест карлжавых шстытутау - адзшы палггэхшчны шстытут // Звязда. - 20 чэрв. 1933. - № 134 (4678).

17. НАРБ. - Ф. 4 п. Оп.1. Д. 6859.

Поступила 07.04.2022

SERGEY GEORGIEVICH LYSOV IS A FORGOTTEN NAME IN THE HISTORY OF HIGHER EDUCATION IN BELARUS

A. KUKSA

(Belarusian National Technical University, Minsk)

The article reveals the main points of the biography of S. G. Lysov, who in 1920-1930 He was one of the active participants in the creation of the higher school of Belarus. Being a specialist in the history of the revolutionary movement and work among the peasants, S. G. Lysov headed one of the most responsible departments in the People's Commissariat of Education (NCP) of the BSSR - the Main Directorate of Political and Educational Work (Glavpolitprosvet). With his direct participation, the rise of the cooperative movement in Belarus began. But the desire for teaching, which he did not stop leading, contributed to his return to work at the Commissariat ofEducation as an inspector of a higher school. From 1927 to 1933, S.G. Lysov was directly involved in the development of the structure and concept of the development of higher education. He became the head first of the Belarusian State Machine-Building Institute (BMMI) in Gomel, and later of the Belarusian State Polytechnic Institute (BSPI) in Minsk.

Keywords: higher school, engineering education, art school, Belselpromsoyuz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.