Научная статья на тему 'БПИ: на пути реорганизации и становления (1920-1930-е гг. )'

БПИ: на пути реорганизации и становления (1920-1930-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
431
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
БПИ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / 1920-1930-Е ГГ.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баландин К. И., Кукса А. Н.

Процессы становления технического вуза и восстановления высшей сельскохозяйственной школы в Минске тесно взаимосвязаны. В 2010 г. свои юбилеи отмечают Белорусский национальный технический университет и Белорусская государственная сельскохозяйственная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of engineering higher education institution and restoration processes of higher agricultural school and in Minsk are closely interrelated with each other. The Belarussian National Technical University and the Belarussian State Agricultural Academy are celebrating their jubilees in 2010.

Текст научной работы на тему «БПИ: на пути реорганизации и становления (1920-1930-е гг. )»

К 90-летию БНТУ

УДК 62:378 (476)

БПИ: НА ПУТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ (1920-1930-е гг.)

Канд. ист. наук, доц. БАЛАНДИН К. И., канд. ист. наук КУКСА А. Н.

Белорусский национальный технический университет

БНТУ - первое высшее техническое учебное заведение в Республике Беларусь, положившее начало подготовке инженерных кадров, а также давшее путевку в жизнь многим другим вузам республики. Изучению истории становления и развития БПИ - БГПА - БНТУ посвящены специальные юбилейные, справочные и иллюстративные издания, а также подготовленное к 85-летию университета объемное издание [1]. Тем не менее и на сегодняшний день 1920-1930-е гг. остаются наиболее сложными для изучения. В то же время в преддверии 90-летия вуза тема становления высшего технического образования в Беларуси остается актуальной.

Наиболее полная информация о данном периоде собрана в архивных фондах. Интересные материалы по истории БНТУ хранятся в Национальном архиве Республики Беларусь (НАРБ) - в материалах 210 фонда (Белорусский политехнический институт). До Великой Отечественной войны документы фонда хранились в Могилеве. Материалы по истории БПИ в архиве не имели самостоятельного фонда, а входили в фонды Горецкой сельскохозяйственной академии (фонд 208) и Белорусского института сельского и лесного хозяйства (фонд 209). В период немецко-фашистской оккупации документы архива вывезли в Ригу. В 1945 г. они вернулись в Могилев. Научно-техническая обработка документов была проведена в 1948 г., что позволило из 208 и 209 фондов выделить самостоятельный фонд 210. Значительная часть документов, освещающих историю становления и развития БПИ - БГПА - БНТУ, находится

в других фондах НАРБ: 4 - партийный фонд Центрального Комитета Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии, 6 - фонд Центрального исполнительного комитета БССР, 7 -фонд Совета народных комиссаров БССР.

Первая мировая и гражданская войны обусловили упадок как аграрного, так и промышленного секторов экономики [2]. Отсутствие крупных предприятий в Белоруссии не способствовало развитию технического образования. Но военные действия и дислокация воинских подразделений на территории республики требовали наличия большого количества инженеров-техников, что ставило вопрос о создании технических учебных заведений. В 1918 г. в Минске, Слуцке, Бобруйске были открыты политехнические училища, однако во время польской оккупации два последних закрыли. Осталось только Минское политехническое училище. Подобное название в то время обозначало больше наличие многих специальностей, чем технический характер. И действительно, половина отделений имела сельскохозяйственное направление. Белоруссия в то время была аграрной. Поэтому одновременно поднимался вопрос и о высшем сельскохозяйственном образовании.

В частности, вопрос о восстановлении Го-рецкого сельскохозяйственного вуза был поднят СНК ССРБ в январе 1919 г. перед Главным управлением профессионального образования (Главпрофобром) РСФСР. Горецкий сельскохозяйственный институт в целях подготовки кадров для аграрного сектора вновь восстановили 7 апреля 1919 г., однако уже за пределами

ССРБ. Этот факт был обусловлен тем, что в январе 1919 г. было принято решение о включении Могилевской, Смоленской и Витебской губерний в состав РСФСР.

Как уже отмечалось, 10 декабря 1920 г. Военревком ССРБ постановил преобразовать Минское политехническое училище в институт (Политехникум). Главпрофобр РСФСР отнес этот вуз к числу ударных заведений, ведущих подготовку инженеров узкой специальности. В октябре 1921 г. открылся Белорусский государственный университет (БГУ). Разоренная экономика шести уездов Минской губернии, из которых состояла в то время ССРБ, не способна была ни принять такого количества выпускников, ни материально обеспечить профессорско-преподавательский состав, в связи с чем рассматривался вопрос о введении оплаты за обучение.

Экономические сложности 1922 г. привели к появлению предложений о реорганизации отделений Политехникума в технический и агрономический факультеты БГУ. Это объяснялось тем, что в составе Политехникума были наряду с техническими факультетами и два сельскохозяйственных - культурно-технический (выпускались инженеры-мелиораторы) и лесной (лесоводы). Работу этих факультетов проверяли московские профессора А. Т. Кирсанов и Н. Н. Кулагин. Ознакомившись с постановкой учебного дела на факультетах, они признали тот факт, что учебное дело на аграрных факультетах поставлено правильно. Недостаток оборудования некоторых кабинетов восполнялся учебной фермой «Сёмково» и лесными показательными дачами. Такое значимое влияние сельскохозяйственного профиля в первом техническом вузе было обусловлено как слабым развитием промышленности, так и отсутствием специалистов в технической сфере образования.

Твердая позиция преподавательского состава относительно сохранения самостоятельного статуса Политехникума привела к тому, что идея слияния с БГУ была снята с повестки дня. Но в июле 1922 г. произошла реорганизация Политехникума в Белорусский государственный сельскохозяйственный институт (с 1924 г. - Белорусский институт сельского и лесного хозяй-

ства имени Октябрьской революции), ректором которого стал А. Т. Кирсанов, а его заместителем - Н. К. Ярошевич. Институт получил все имущество Политехникума, весь контингент преподавателей и студентов. Отмечая успехи, которые были достигнуты Политехникумом в создании технической и методической базы, ректор А. Т. Кирсанов писал: «Чрезвычайно ценно в Институте и то, что он получил имущество Политехнического института в виде болотного геодезического кабинета, - кабинет, который теперь нельзя создать в короткий срок ни за какие миллиарды. Но не только один геодезический кабинет Институт сельского хозяйства получил от Политехникума. Он получил лесной кабинет, часть химического оборудования, часть для работ по микроскопии и по сельскохозяйственным машинам и т. д. Все это вместе взятое создает такие благоприятные условия, каких не имела ни одна из высших школ, открывшихся в наше время» [3, с. 3].

В 1924 г. в ходе территориального укрупнения Белоруссии Горецкий уезд Смоленской губернии был включен в состав Могилевской губернии. В результате на территории ССРБ оказалось два сельскохозяйственных института -в Минске и Горках. В связи с этим встал вопрос о судьбе этих вузов. На заседании Народного комиссариата земледелия (Наркомзема) 30 мая 1924 г. по вопросу о развитии сельскохозяйственного образования указывалось на то, что «имеющаяся сеть сельскохозяйственных учебных заведений подвергается пересмотру. Работает комиссия, которая готовит свои соображения по вопросу сокращения одного из институтов. Один из двух институтов мы оставим, по всей вероятности, в Горках. Там все условия, благоприятствующие учебе. Основное, что институт в Горках всесторонне оборудован, имеет опытные поля и нужный инвентарь» [4, л. 15]. Выступавшие в прениях отмечали также то, что часть студентов предлагала оставить институт в Минске, часть - в Горках, а третья часть выступала за разделение отдельных факультетов. Отметим, что ректор Белорусского государственного института лесного и сельского хозяйства А. Т. Кирсанов направил письмо в СНК ССРБ, в котором выступил против перевода института в Горки.

5 августа 1925 г. СНК ССРБ принял решение о слиянии Минского и Горецкого сельскохозяйственных институтов с размещением в Горках и образованием на их базе Белорусской сельскохозяйственной академии. Первым ректором был избран Н. Т. Козырев [5, с. 19]. По результатам доклада наркома Наркомпроса ССРБ А. В. Балицкого в связи с необходимостью концентрации научных сил и для экономии средств СНК ССРБ постановил: «Беларуси iмя Кастрычнщкай Рэвалюцьп Сельскай i Ляс-ной Гаспадарю i Горацкi Сельскай Гаспадаркi iнстытуты злучыць у вадну Вышэйшую наву-чальную установу, месцам быцця для якой назначыць Горкi. Новай злучанай установе даць назву: «Беларуская Дзяржауная Акадэмiя Сельскай гаспадаркi iмя Кастрычнщкай рэвалюцыи» i заснаваць у ёй чатыры факультэты: агранамiч-ны, лясны, землябудаушчы i мелюратыуны, злучыушы для гэтага адпаведныя аднолькавыя факультэты абодвух памянённых вышэйшых шстытутау i нанава аргашзаваушы мелiора-тыуны факультэт. Для практычнага правядзен-ня у жыццё тае пастановы утварыць пры Народным Камiсарыяце Асветы камiсiю у скла-дзе: 1гнатоускага (старшыня), Васылевiча (на-меснiка старшынi), Прышчэпава, Юрсанава i Кай-городова» [6, л. 2]. В дальнейшем этот факт благоприятствовал обмену кадрами между вузами. В 1927 г. академию окончил М. В. Дорошевич - в будущем ученый в области геодезии, профессор, заслуженный деятель науки и техники БССР, декан торфяного факультета, ректор БПИ, министр высшего и среднего образования БССР. Его именем названа улица в Минске [7, с. 34].

Начавшаяся после XIV съезда ВКП(б), прошедшего в декабре 1925 г., индустриализация в СССР поставила перед руководителями ССРБ задачи, связанные с переходом к более интенсивному развитию тяжелой промышленности. Но первоначально руководители Белоруссии вынуждены были сосредоточить внимание на менее энергоемких отраслях легкой промышленности. Это создавало ряд проблем для государственного сектора экономики. Отсутствие больших предприятий тормозило индустриальное развитие страны и не позволяло в должной мере пополнять государственный бюджет. Пе-

реход к развитию тяжелой промышленности был возможен только при создании собственной топливно-энергетической базы. Отсутствие минеральных источников энергии привело к концентрации внимания на местные виды топлива: дерево и торф. Первый был в значительной мере истощен в ходе немецкой и польской окку-паций, а второй - мало изучен и разведан. Тем не менее 1927-1928-е гг. явились переломными в становлении торфяной промышленности и системы подготовки специалистов. Внимание обращается на Горецкую сельскохозяйственную академию как возможный центр по подготовке кадров для торфяной промышленности. Но ни кадров, ни оборудования в академии не было, что актуализировало вопрос о создании специального учебного заведения.

В начале марта 1928 г. директор Болотной станции в Минске Ф. Я. Бахтеев в своем докладе на заседании технического комитета Наркомзема подчеркнул, что «одной из важнейших отраслей, способствующих скорейшему развитию и поднятию производительности народного хозяйства ССРБ, является торфяное дело. Развитие торфодобывания дает возможность: 1) увеличить количество топлива до размеров, делающих республику независимой от других регионов; 2) обеспечить топливом железнодорожный транспорт, от которого зависит развитие фабрично-заводской промышленности». По результатам доклада Ф. Я. Бахтеева технический комитет Наркомзема 19 марта 1928 г. постановил признать необходимым организовать в Минске Центральную торфяную станцию. Но этот проект подверг критике профессор БГСХА А. Д. Дубах, который заметил, что вопросам техники и экономики торфяного производства уделяется мало внимания: «На первое время Торфяная станция должна заняться вопросами непосредственно техники и экономики торфяного производства, отказавшись от изучения вопросов болотоведения, гидрологии, сельскохозяйственных культур и мелиорации» [8, л. 15]. Этим самым ставился вопрос о необходимости открытия технического вуза.

Данные вопросы активно обсуждались в прессе, что позволило создать почву для реализации перспективных идей на практике. В газете «Савецкая Беларусь» 17 августа 1929 г. по-

явилась первая статья Р. Кравса из цикла «Чор-нае золата». Для большей убедительности своих размышлений автор начинает свой рассказ о белорусской торфяной станции словами идеолога электрификации Г. М. Кржыжановского: «Если бы мы всю нашу промышленность перевели на торф, то на протяжении 350 лет мы могли бы питаться этим богатством». Достигнув больших успехов в культуре болот, Белоруссия отставала в деле использования торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Запасы сырого торфа в стране составляли 10 млрд м3. При переводе в воздушно-сухой торф, который способен гореть в котельных установках и обычных домашних печах, запасы составляли около 3,1 млрд м3 торфа. Подчеркивая значимость этого ресурса в энергетическом балансе Белоруссии, Р. Кравс указывал на то, что запасы торфа в четыре раза превышали запасы дров, подводя, таким образом, к выводу, что без широкого использования торфа невозможна и индустриализация республики. В целях подготовки специалистов для индустриального сектора экономики в 1930 г. в Минске был открыт Научно-исследовательский институт промышленности, что в свою очередь приблизило восстановление и вуза технического направления.

14 декабря 1929 г. СНК ССРБ принял решение организовать высшее техническое учебное заведение в Минске. 12 марта 1930 г. было признано необходимым создание сети вузов по подготовке специалистов узкой специализации со сроком обучения в индустриальных вузах три-четыре года, в других - до трех лет. «Адчыняемы Палггэхшчны шстытут з 3-4-гадовым курсам навучання i гадавым прыёмам у 780 асоб павшен падрыхтаваць вузкiх спе-цыялютау для прамысловасщ, будаунщтва i сельскай гаспадарю» [9, л. 85]. Эти меры предпринимались ввиду отсутствия кадров, необходимых для обеспечения индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. ВСНХ ССРБ было поручено строительство на окраине Минска учебно-лабораторной базы института. В 1933 г. строительство в основном было завершено.

Темпы развития страны, а также поставленные Коммунистической партией задачи,

направленные на коллективизацию и индустриализацию, приводят в 1930-х гг. к новой реформе высшей школы. Она была направлена на разделение крупных вузов на мелкие отраслевые институты. В целях сближения высшего сельскохозяйственного образования с производством СНК ССРБ 2 февраля 1930 г. постановил провести следующую реорганизацию БГСХА: «1. перадаць БДСГА у веданне Нар-камзему з новага навучальнага года - верасень -кастрычшк 1930 г. з правам астаткау адпавед-ных крэдытау з каштарысу Наркамасветы у каш-тарыс Наркамзему; 2. прыняць наступную структуру БДСГА: а) факультэт аргашзацьп, экано-мiкi i планавання буйнае сельскае гаспадарю; б) механiзацыi; в) раслшагадоулц г) жывёлага-доулц д) мелiарацыi з гiдратэхнiчным i тарфя-ным адцзяленнямi; е) лясны; 3. у навучальных планах ВТНУ павiнна быць забяспечана пад-рыхтоука тэхнiчных кадрау для сельскагаспа-дарчых iндустрыяльных прадпрыемствау» [9, л. 58]. Этим постановлением предполагался ежегодный прием 1420 студентов в БГСХА по трехлетним планам обучения, за исключением гидротехнического и торфяного отделений, на которых устанавливался четырехлетний срок обучения.

В 1930-1931-е гг. академия была разделена на 11 отраслевых институтов. По мнению П. К. По-номаренко, на то время «академия представляла собой крупное, хорошо сложенное учебное заведение, заслуженно пользовавшееся известностью как в Белоруссии, так и за ее пределами». В связи с этим он отрицательно относился к процессам реорганизации БГСХА, так как разбитие ее на «ряд карликовых институтов» привело к тому, что они на «протяжении 2-х лет влачили жалкое существование. В 1933 г. отдельные институты были опять объединены в один Белорусский сельскохозяйственный институт» [10, л. 1].

В ходе реформы высшей школы в ССРБ создается ряд индустриальных вузов, в том числе был восстановлен и Белорусский политехнический институт. В открытии БПИ деятельное участие принимали и структурные подразделения Белорусского сельскохозяйственного института. Уже приняв решение об открытии Политехнического института, СНК ССРБ в январе

1930 г. предлагал поручить Народным комиссариатам просвещения и земледелия обсудить вопрос о согласовании программы лесного факультета и гидротехнического отделения мелиоративного факультета Горецкого сельскохозяйственного института с соответствующими факультетами Политехнического института. Из состава Горецкого института в 1930 г. был выделен Торфяной институт. Ввиду наличия в Минске высококлассной болотной станции его перевели в столицу ССРБ. Но работу Торфяного института из-за отсутствия помещений не было возможности развернуть в полной мере (закупленное дорогое оборудование пылилось на складах). В начале 1933 г. в докладной записке инспектора Наркомпроса «По вопросам о ходе реализации постановления ЦИК СССР о высшей технической школе и техникумах» указывалось на то, что «рад шстытутау апынууся у надзвычай цяжкiм становiшчы (энерга-, тор-фаiнстытут, будаунiчы i харчовы). У вынiку невыканання пастановы Бюро ЦК КП(б)Б ад 12.9.1932 аб будаунщтве навучальных карпу-соу, шэраг шстытутау (будаушчы, тарфяны) не змаглi выклшаць новага набору i распачаць нармальна новы навучальны год. Закупленнае абсталяванне для лабораторый тарфянога ш-стытута зараз ляжыць без усякай карысщ i псуецца. А умовы навучальнай работы (цесната, непрыстасаванасць памяшканняу) адбiваюцца на якасцi вучобы студэнтау i не даюць магчымасщ разгарнуць работу» [11, л. 28].

В связи с этим СНК ССРБ 1 июля 1933 г. принял постановление «Об организации Политехнического института», согласно которому существовавшие Энергетический, Строительный, Торфяной, Водно-мелиоративный, Химико-технологический и Пищевой промышленности институты вошли в состав воссоздаваемого Политехнического института. Директором воссозданного института был назначен инспектор высшего образования Наркомпроса С. Ю. Лы-сов. Минский торфяной институт вместе с Го-рецким водно-мелиоративным институтом вошли в состав вновь организованного БПИ в качестве торфомелиоративного факультета, проводившего подготовку инженеров для торфяной промышленности и по разработке тор-

фяных месторождений. Возрожденный БПИ состоял из четырех крупных факультетов: строительного, энергетического, химико-технологического и торфомелиоративного (на сегодняшний день правопреемником последнего является факультет горного дела и инженерной экологии). Но мелиораторов в БПИ практически не выпускали, а факультет в обиходе называли торфяным. Так, в мае 1939 г. при рассмотрении вопроса о подготовке к новому учебному году БПИ на заседании бюро Куйбышевского райкома КП(б)Б (ныне Советский район г. Минска) упоминается торфяной факультет, а не торфомелиоративный, как он официально назывался до 1949 г.

Ввиду увеличения территории БССР вдвое (после воссоединения Западной и Восточной Белоруссии в 1939 г.) руководители Горецкого сельскохозяйственного института и БПИ предлагали увеличить набор студентов и открыть новые специальности. Эти предложения руководители вузов обосновывали и грядущими юбилейными датами. В справке, составленной заместителем ректора БПИ Фадеевым, сообщалось о том, что в состав института входили четыре факультета: торфомелиоративный, химико-технологический, строительный и механический. На 1 июля 1939 г. насчитывалось 1802 студента. Подготовка инженеров велась по восьми специальностям. За 10 лет своего существования институт подготовил и выпустил 1186 инженеров. В составе института насчитывалось 30 кафедр и 5 самостоятельных курсов, 18 лабораторий, 20 учебных кабинетов и 1 учебная мастерская. Среди научных работников числились 19 профессоров (из них 3 доктора), 82 доцента (27 кандидатов наук), 80 ассистентов и 20 аспирантов. Учитывая все возрастающую значимость вуза в развитии республики, накануне 10-летнего юбилея БПИ секретарь ЦК КП(б)Б П. К. Пономаренко предлагал его расширить, открыв новые учебные корпуса, кабинеты и лаборатории.

Директор Горецкого института С. И. Тиш-ков в докладной записке в ЦК КП(б)Б указывал на то, что вуз является «первым высшим учебным сельскохозяйственным заведением не только в БССР, но и во всем Советском Союзе». В связи со 100-летним юбилеем вуза

П. К. Пономаренко ходатайствовал перед ВКП(б) о присвоении Горецкому институту статуса академии и предлагал увеличить набор студентов за счет открытия нового факультета. В черновике подготовленного П. К. Пономаренко доклада в ЦК ВКП(б) в подтверждение необходимости восстановить прежний статус академии, указывалось на то, что «название "академия" глубоко вошло в широкие слои Белоруссии, а также в круги сельскохозяйственных ученых. И теперь белорусские крестьяне Горец-кий институт называют академией» [10, л. 23]. Не останавливаясь на этом, руководством ЦК КП(б)Б был составлен проект постановления «О расширении Белорусского сельскохозяйственного института и создании факультета механизации», которым предполагалось реорганизовать Белорусский сельскохозяйственный институт в академию, сохранив прежнюю структуру факультетов. Но ввиду сложившихся объективных причин этот проект на практике был реализован только в конце 1948 г., во время празднования 30-летия БССР.

После окончания Великой Отечественной войны первыми возобновили свою деятельность Белорусский политехнический и Горец-кий сельскохозяйственный институты. Белоруссия быстрыми темпами преобразовывалась в индустриальную страну, что требовало большого количества специалистов для промышленного сектора экономики. Это внесло свои коррективы в сферу технического образования. БПИ все более ориентируется на подготовку кадров только для промышленности.

Таким образом, аграрный и индустриальный секторы экономики Белоруссии в 20-30-е гг. XX в. были тесно взаимосвязаны, что прослеживается и в истории ведущих флагманов этих отраслей по подготовке специалистов - БПИ

и БГСХА. Элементы технического образования всегда сопутствовали подготовке специалистов для сельского хозяйства. В то же время инженеры разных специальностей сохраняют тесную связь с аграрным сектором. Сегодня первые в своих отраслях БНТУ и БГСХА имеют давние традиции подготовки высококвалифицированных кадров, способствуя как развитию друг друга, так и становлению других вузов республики.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. История Белорусского национального технического университета / К. И. Баландин [и др.]; под общ. ред. Б. М. Хрусталева. - Минск: БНТУ, 2006.

2. Баландин, К. И. Первые шаги к высшему техническому образованию в Белоруссии / К. И. Баландин, А. Н. Кукса // Вестник БНТУ. - 2010. - № 1. - С. 5.

3. Кирсанов, А. Т. Открытие института / А. Т. Кирсанов // Звезда. - № 263 (1264). - 1922. - 5 нояб.

4. Протоколы и циркуляры, планы, докладные записки, телеграммы и другие материалы отдела агитации и пропаганды ЦК КП(б)Б // НАРБ. - Ф. 4 п. - Оп. 1. -Д. 1757.

5. Беларуская сельскагаспадарчая акадэм1я ордэна Кастрычншкай Рэвалюцып [ ордэна Працоунага Чырво-нага Сцяга / аут.-склад. У. М. Лгушыц, А. Р. Цыганау. -Минск: ПФК «Конвент», 1995.

6. Переписка с Наркомземом БССР // НАРБ. - Ф. 209. -Оп. 1. - Д. 204.

7. Летопись Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (1863-2005 гг.) / авт.-сост. В. М. Лившиц; редкол. А. Г. Цыганов (гл. ред.) [и др.]. - Горки: БГСХА, 2005.

8. Материалы об организации и утверждении положения о Белорусской центральной торфяной станции // НАРБ. - Ф. 7. - Оп. 1. - Д. 578.

9. Протоколы заседаний СНК БССР // НАРБ. -Ф. 7. - Оп. 1. - Д. 690.

10. Проект постановления ЦК КП(б)Б о расширении сельскохозяйственного института и создании факультета механизации // НАРБ. - Ф. 4 п. - Оп. 1. - Д. 16555.

11. Сведения о составе студентов ВУЗов, ВТУЗов и др. // НАРБ. - Ф. 4 п. - Оп. 1. - Д. 6129.

Поступила 03.03.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.