Научная статья на тему 'Первые шаги к высшему техническому образованию в Белоруссии'

Первые шаги к высшему техническому образованию в Белоруссии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЛОРУССИЯ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баландин К.И., Кукса А.Н.

Статья посвящена одному из наименее изученных и сложных периодов становления высшей технической школы в Беларуси. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1918- 1920 гг. В дальнейшем технический вуз претерпел ряд преобразований и возродился в 1933 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First Steps to Higher Engineering Education in Belarussia

The paper is devoted to one of the least investigated and complicated formation periods of higher engineering school in Belarus. The first steps in this direction were made in 1918-1920 but later on engineering higher education institution passed through a number of transformations and revived in 1933.

Текст научной работы на тему «Первые шаги к высшему техническому образованию в Белоруссии»

К 90-летию БНТУ

УДК 62:378 (476)

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ВЫСШЕМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В БЕЛОРУССИИ

Канд. ист. наук, доц. БАЛАНДИН К. И., канд. ист. наук КУКСА А.Н.

Белорусский национальный технический университет

Возможность открытия в Белоруссии высшего учебного заведения рассматривалась еще в дореформенное время (аграрная реформа Столыпина, 1906 г.). Ряд городских и земских самоуправлений Минской губернии выносили постановления об открытии в Минске сельскохозяйственного, коммерческого и других институтов. В 1913 г. Государственная Дума в лице особой комиссии по высшему специальному образованию определила Минск как один из городов, в которых должны быть открыты высшие технические учебные заведения.

В ходе Первой мировой войны технические силы Белоруссии были направлены в Россию. В связи с этим при ликвидации учреждений армии Западного фронта стала очевидной бедность белорусских технических сил. Это заставило обратить внимание на отсутствие необходимых технических учебных заведений. В 1918 г. по инициативе Минского союза инженеров и техников было организовано Минское политехническое училище по образцу заграничных техникумов, начали открываться технические школы в Бобруйске, Слуцке и других городах, которые во время польской оккупации были разрушены. Сохранилось только Минское политехническое училище, включавшее в себя одно подготовительное отделение и три специальных (механическое, строительное и культурно-техническое). Курс обучения был четырехлетним (один год подготовительного и три года специального отделений). На подготовительное отделение принимались лица с образованием не ниже высшего начального училища, а на первый курс специального - лица со средним образованием или из соответствующей

группы школы 2-й ступени. Учащиеся помимо специальных предметов и практических занятий по ним проходили также необходимый курс практических работ в имеющихся при училище учебных мастерских по механическому, столярному, кузнечному и литейному делу. По окончании курса обучающиеся отрабатывали двухлетнюю практику по избранной специальности и после предоставления соответствующей отчетной работы получали звание инженера-практика по той или иной специальности.

В 1919-1920 гг. Минск находился в зоне польской оккупации. После освобождения города появилась возможность поднять вопрос о преобразовании Минского политехнического училища в высшее учебное заведение. 20 августа 1920 г. в губернский отдел народного образования обратился педагогический совет училища с просьбой довести до сведения Главного управления профессионального образования (Главпрофобра) о существующем учебном положении училища типа «техникум» и ходатайством о признании за ним принадлежности к соответствующему разряду высших технических учебных заведений со всеми присущими им правами. Педагогический совет училища, ходатайствуя об улучшении социального положения учащихся и освобождении их от мобилизации, указывал на то, что «ввиду сильно расстроенного мировой войной и двумя оккупа-циями экономического положения края Белорусского учащиеся (большинство которых из уезда - дети крестьян) большую часть учебного времени тратят на поиск заработка, и таким образом у них сильно понижается качество тех-

нических познаний; наступающая же мобилизация еще более его понизит, а для училища же она и вовсе отдалит возможность выполнить возложенную на него высшую задачу - подготовить и выпустить кадры специалистов инженеров-практиков, так необходимых для возобновления разрушенного войной Белорусского края» [1, л. 2]. В это время в училище работали 21 преподаватель и 9 мастеров.

В Москву в августе 1920 г. командировали товарища председателя педагогического совета Минского политехнического училища Н. К. Яро-шевича. Заведующий технической секцией Главпрофобра РСФСР инженер Александров в присутствии Н. К. Ярошевича наложил резолюцию о зачислении Минского политехнического училища в список ударных учебных заведений. 31 августа в газете «Савецкая Беларусь» появилась заметка «Аб ушверсытэце», в которой говорилось о том, что из Москвы вернулся «член Камюп па адкрыццю у Менску беларускага ушверсытэту Ярашэв1ч 1 перадае, што Народны камюарыят асветы прызнае вельм1 патрэбным 1 неадкладным адкрыццё ушверсытэту на Беларус1 з боку матар'яльнай дапамоп затрымю шякай ня будзе. Апрача таго, Беларускае правщельства мае права у сябе адчыняць 1 зачыняць усякага роду навуковые 1 прасветные установы».

Педагогический совет Минского политехнического училища 9 сентября 1920 г. под председательством директора Н. И. Михайлова принял постановление о преобразовании училища в высшее техническое учебное заведение и ходатайствовал об утверждении этого решения перед Военно-революционным комитетом Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ). Народные комиссариаты просвещения (Наркомпрос) как в Москве, так и в Минске отнеслись положительно к вопросу преобразования Минского училища в тип специально-технических учебных заведений, для чего была утверждена смета на сумму 180 млн руб. В связи с этим Педагогический совет училища постановил преобразовать его в высшее техническое учебное заведение и именовать Белорусским государственным политехникумом.

Так как ответа от Главпрофобра не последовало, Н. К. Ярошевич с командированным в Москву инженером Каганом просил передать

документ, который подтверждал бы то, что Политехникум: «1) зачислен в группу ударных технических учебных заведений и 2) преобразован во втуз, имеющий целью подготовить специалистов узкой специальности. Просимое удостоверение крайне необходимо для властей Белоруссии, дабы не чинились препятствия правильному и полному развитию Политехникума и к обеспечению студентов и преподавателей Политехникума необходимыми пайками, какие в настоящее время получают в самом ограниченном количестве, а также для снабжения Политехникума необходимыми финансовыми средствами» [2, л. 11].

11 ноября 1920 г. состоялось первое заседание Совета Политехникума, на котором председателем предложили избрать Н. К. Ярошеви-ча. Были заслушаны доклады об истории Политехникума (Н. К. Ярошевич) и о специализации научной работы соответственно потребностям края (П. З. Грабовский). В преддверии открытия института 12 ноября 1920 г. состоялось первое заседание Совета деканов, на котором было принято решение о порядке открытия отделений. В первую очередь предлагалось составить расписание и начать лекции на инженерно-строительном, культурно-техническом и механическом отделениях. Совет принял также решение начать занятия: на подготовительном отделении - 12 ноября, а на специальных отделениях -15 ноября.

14 ноября 1920 г. ввиду того, что не успели рассмотреть все вопросы на первом заседании, провели второе, на котором заведующим Политехникумом был избран Н. К. Ярошевич. По итогам отдельных факультетских собраний преподавателей и представителей студентов деканами были утверждены: на подготовительном отделении - Л. Н. Цветков, инженерно-строительном - М. И. Бабицкий, механическом -А. Я. Васильев, технико-химическом - П. З. Гра-бовский, электротехническом - С. В. Тулисов, культурно-техническом - И. М. Тупикин, агро-механическом - А. А. Гайдаенко. Заведующим учебной частью был избран С. В. Тулисов. В этот же день по состоянию здоровья отказался от должности декана П. 3. Грабовский. Деканом технико-химического отделения избрали Н. И. Михайлова [1, л. 32]. В газете «Савецкая Беларусь» 19 ноября 1920 г. публикуется сообщение «У Палпэхшкуме»: «Быушая Менская

палггэхшчная школа з 14 лютапада мае быць перероблена у Палпэхшкум...». В номере от 3 декабря сообщалось: «...навучанне щзе нармаль-ным чынам... Прынятак слухачоу з вёсак Бе-ларус прадоужаны». С 17 декабря заголовки сообщений изменили на «Беларуси дзяржауны палггэхшкум». В материалах этого номера говорилось о том, что «за апошше дш прыкмя-чаецца наплыу жадаючых паступщь у Пал1эх-шкум з-за рубяжу (з ваколщ Беларус яюе знаходзяцца пад палякам1). Палгохтшкум, яю з'яуляецца цяпер навуковым цэнтрам Беларуси пастанав1у прыняць памянёных слухачоу».

Решив такой важный организационный вопрос, как создание факультетов и назначение деканов, Совет Политехникума столкнулся с более сложной проблемой - приемом студентов для обучения на открывшихся факультетах. Ограничение территории Белоруссии пятью уездами Минской губернии не позволяло рассчитывать на большой наплыв студентов. В связи с этим важной организационной задачей с первых же дней работы деканов стало объяснение студентам значимости избранной специальности. На Совете деканов 2 декабря 1920 г. был поднят вопрос о наполняемости отделений студентами. Заведующий Политехникумом предложил деканам на каждом отделении организовать собеседование с целью «ознакомления и освещения существа и значения в практическом отношении каждой специальности, так как неравномерное распределение слушателей по отделениям дает основание предполагать, что студенты не вполне ясно представляют себе значение каждой специальности» [3, л. 9].

Одним из результатов собеседования стало первое реорганизационное решение, принятое относительно агромеханического отделения. Совет Политехникума постановил: «Факультет является не соответствующим запросам молодежи. В настоящее время Политехникум малодоступен для жителей деревни, почему является необходимым тщательно рассмотреть и переработать учебные планы вообще и в частности» [1, л. 44]. В связи с тем, что осенью предполагалось при Университете (БГУ) открыть агрономический факультет, приняли решение преобразовать агромеханический в лесной факультет. На совещании преподавателей Политехникума 21 января 1921 г. С.В. Тулисов доложил, что «для местного края, главным бо-

гатством коего являются леса, эта отрасль представляется первостепенной, отсюда ясно, что открытие лесного отдела необходимо и таковой будет идти навстречу запросам края» [3, л. 23]. Деканом лесного факультета был назначен Н. К. Ярошевич.

4 декабря 1920 г. Политехникум приказом № 2334 Главпрофобра РСФСР был отнесен к разряду ударных технических учебных заведений. 8 декабря 1920 г. Наркомпрос ССРБ поддержал это решение и направил докладную записку со сметой Политехнического института в Главпрофобр РСФСР. Комиссариат просвещения Белоруссии 10 декабря обратился в Во-енревком ССРБ с предложением поддержать ходатайство Политехникума о преобразовании его в высшее техническое учебное заведение. Состоявшееся заседание Совета профессионального технического образования Белоруссии из представителей профессиональных союзов и соответствующих комиссариатов вынесло единогласное постановление о зачислении Политехникума в список высших ударных технических учебных заведений для подготовки инженеров по главным отраслям производства. В Москву в Главпрофобр была послана докладная записка со сметой Политехникума и резолюцией Предревкома ССРБ о крайней необ ходимости втуза, который готовил бы кадры инженеров-практиков для поднятия производительных сил разоренной войнами и оккупацией Белоруссии. В Москве отнеслись положительно к этому вопросу и «перевели на нужды Политехникума авансом 50 млн рублей». В этот же день Президиум Ревкома ССРБ под руководством А. Г. Червякова принял постановление: «1. принимая во внимание крайнюю необходимость для Белоруссии втуза для возрождения промышленно-экономической ее жизни, преобразовать Политехникум в вуз; 2. закрепить за ним здание Коммерческого училища; 3. отнести Белорусский государственный политехникум в смысле снабжения его всем необходимым для успешной его организации к числу ударных втузов» [4, л. 11].

10 декабря 1920 г. состоялось заседание Совета деканов, на котором был заслушан доклад заведующего институтом о преобразовании Минского политехнического училища в высшее учебное заведение «в связи с постановлением Ревкома, коим Минский политехникум признан

Белорусским государственным политехникумом». Доклад был принят к сведению, причем постановили «провести организационную работу в осуществление этого постановления с тем, чтобы окончившие студенты после двухгодичных практических работ приобретали звание инженера с высшим образованием и, развивая те факультеты, которые являются существенными и необходимыми для Белоруссии» [3, л. 11]. Обучение проводилось на основе трехлетних планов, составляемых по триместрам (два - отводилось на изучение теоретического материала, третий - на прохождение практики). Вновь образованному институту было передано помещение, ранее принадлежавшее Коммерческому училищу по Васильевскому переулку, и выделены в качестве учебной базы Минский стеклозавод и земельные участки для практических занятий студентов. Из вузов Москвы и других городов страны были приглашены на преподавательскую работу профессора Н. И. Андреев, В. А. Лепешкин, Б. К. Армфельд, В. И. Переход и другие известные ученые [5, с. 12].

На заседании педагогического совета Политехникума 6 марта 1921 г. Н. К. Ярошевич указывал на недостаток научных сил: «Политехникум в будущем году может быть поставлен в весьма тяжелое положение в смысле большого недостатка нужных научных сил; если в настоящее время учебное заведение может удовлетворяться местными научными силами, то при необходимости открыть старшие третьи курсы этого персонала будет недостаточно, так как встретится надобность в научной силе со специальной подготовкой - профессоров, которых на местах нет. После обсуждения постановили: 1. обратиться во все высшие учебные заведения с призывом к профессорам - уроженцам Белоруссии и лицам, посвятившим свои силы науке, возвратиться на родину для представления своих сил Белорусскому политехникуму; 2. обратиться в Совнарком Белоруссии с ходатайством обеспечить всем необходимым всех преподавателей и могущих явиться сюда профессоров» [1, л. 86].

Разорение войнами и уменьшение территории Белоруссии обозначили и проблему высшей школы. Перед правительством ССРБ встал вопрос об обеспечении двух вузов страны - Политехникума и планируемого к открытию БГУ.

Члены правительства ССРБ склонялись к принятию решения об открытии БГУ, который обещало профинансировать правительство РСФСР, а Политехникум преобразовать в технический факультет университета. Педагогический персонал Политехникума совместно с членом временного правления БГУ Ф. Ф. Туруком и членами университетской комиссии Талем, Б. М. Беркенгеймом и Кролем 18 апреля 1921 г. обсуждали вопрос об открытии в Минске БГУ в связи с вопросом о взаимоотношении будущего университета с Политехникумом. Председателем собрания был избран Н. К. Ярошевич, который выступил с докладом по вопросу о возникновении Политехнического института «закончив таковой оглашением постановления Ревкома о преобразовании Минского технического училища в Белорусский государственный политехникум». Он сообщил, что на данный момент существуют шесть факультетов (подготовительный факультет до конца 1922 г. планировалось закрыть).

Ф. Ф. Турук указал на то, что вопрос о создании БГУ с декабря 1920 г. решен. Создана особая «тройка» - Гринберг, Пичета и Турук. Планируется открыть следующие факультеты: рабочий, общественных наук, сельскохозяйственный, медицинский и физико-математический. Для этого БГУ «потребуется 1000 профессорского и преподавательского персонала, обширная библиотека и многочисленные вспомогательные кабинеты на оборудование коих советская власть гарантировала определенную сумму золотом». После обсуждения были выработаны основные положения взаимоотношений между Политехникумом и будущим университетом: «а) принимая во внимание, что в Политехникуме, существование коего вызвано потребностями края, преподавание ведется по учебным планам втуз, что в Политехникуме насчитывается вполне подготовленных студентов свыше 400, что сгруппировалось более 40 преподавателей, признать крайне желательным сохранение Политехникума в дальнейшем его развитии как высшее техническое учебное заведение Белоруссии; б) если по финансовым и другим условиям невозможно существование в Белоруссии двух вузов - университета и политехнического института, то возможность существования этих учебных заведений как единого под наименованием БГУ. Причем поли-

технический институт должен влиться в состав университета на следующих положениях: существующие при институте отделения культурно-техническое и лесное должны естественно слиться с намеченным к открытию сельскохозяйственным факультетом университета с его отделениями, а прочие четыре технических отделения института (инженерно-строительное, электротехническое, механическое и технико-химическое) должны войти в состав университета как отдельный технический факультет с его отделениями: инженерно-строительным, механико-электрическим, технико-химическим; в) само слияние института с университетом не должно носить характер хотя бы временного закрытия и прекращения существования отделения института, а должно носить характер естественного ограничения развития факультетов Политехникума в соответствующих факультетах БГУ» [4, л. 9]. Отчет об этом собрании появился 22 апреля 1921 г. на страницах газеты «Звезда».

23 апреля 1921 г. на Совете деканов заведующий Политехникумом Н. К. Ярошевич сообщил о переговорах с членами Центрального бюро КП(б)Б А. Г. Червяковым и В. Г. Кнориным по поводу взаимоотношений Политехникума и открывающегося БГУ. Как А. Г. Червяков, так и В. Г. Кнорин считали «вполне естественным, дабы Политехникум как существующее высшее учебное заведение края не прекращало своего значения и существования, а ввиду невозможности существования в крае двух высших учебных заведений слияния с университетом, образовав технический факультет с известными отделениями. По характеру ведения дела, по учебным планам высших технических учебных заведений, а также по характеру слушателей и педагогического персонала Политехникум может рассматриваться как высшее учебное заведение» [3, л. 47].

Но преподаватели Политехникума, понимая, что таким образом в Белоруссии прекратит свое существование высшая техническая школа, приняли решение продолжить борьбу за право на самостоятельное развитие вуза. На заседании Президиума Политехникума 1 мая 1921 г. было принято решение отправить в Москву члена Президиума Г. А. Каплана, управляющего делами И. М. Белинского, а также студентов Шолковича и Гурария «для получения необходимых справок для Политехникума как высше-

го технического учебного заведения» [6, л. 47]. Вернувшись, они доложили о положительных результатах. Член Президиума Г. А. Каплан сделал обстоятельный доклад о поездке в Москву, указав, что «Москва настроена крайне благожелательно в смысле признания Политехнического института нормальным высшим учебным заведением, что в настоящее время Политехническому институту присвоены все права и преимущества высшего технического учебного заведения. Вместе с тем указал, что Политехнический институт пользуется правом объявления профессорских кафедр. По предложению председателя секретарь доложил последнее постановление Совета деканов от 20 июня по вопросу объявления 20 кафедр профессорскими, огласив перечень таковых, а именно: высшая математика, теоретическая механика, химия органическая, химия неорганическая, физика, ботаника, минералогия и геология, общее лесоводство, почвоведение, теория переменных токов, электрическое освещение и тяги, орошение и осушение, гидротехнические сооружения, гидравлика, технология металлов, теплотехника, мосты, водоснабжение, гражданская архитектура, отопление и вентиляция» [3, л. 57].

11 июня 1921 г. доклад Г. А. Каплана был заслушан на Совете деканов. Постановили принять все меры к оборудованию учебно-вспомогательных кабинетов и лучшему обеспечению преподавательского персонала. В газете «Звезда» в номере от 24 июля сообщалось о том, что Политехнический институт приглашает лиц, обладающих профессорским званием и желающих занять одну из указанных кафедр, подать в институт заявление с приложением соответствующих документов. Лиц же непрофессорского звания, желающих принять участие в конкурсе на приобретение этого звания по указанным кафедрам, институт просит сообщить свои курикулюмвите и указать свои научные труды. В отношении материального положения институт гарантирует, что все эти лица будут обеспечены не ниже профессоров столичных технических учебных заведений.

2 июля 1921 г. представители Политехникума обратились в Белпрофобр с просьбой о «необходимости привлечь к работе в нем лиц с высшим техническим образованием в качестве преподавателей. Кадр необходимых лекторов приглашен, но для того чтобы работа их

была продуктивна и чтобы они всецело могли отдаться делу строительства высшей технической школы, необходимо, прежде всего, их обеспечить в достаточной мере материально и снабдить необходимыми продовольственными средствами к жизни в виде пайка» [1, л. 116].

На заседании Президиума Политехникума 4 июля 1921 г. постановили: «1) именовать Политехникум Белорусским государственным политехническим институтом (па-беларусю: Беларуси дзяржауны палгохшчны шстытут); 2) поручить хозяйственной части изготовить новую вывеску с надписью на белорусском языке: Беларуси дзяржауны палгохшчны ш-стытут, а также угловой штемпель с текстом на русском и белорусском языках; 3) предложить Совету деканов выработать проект об открытии при институте профессорских кафедр» [6, л. 51].

Это постановление подвело черту под вопросом о невозможности преобразования Политехникума в технический факультет БГУ. Это решение имело под собой твердую почву. Предпринятые представителями Политехникума действия в отношении получения поддержки у Москвы имели положительный результат. Главпрофобр РСФСР 20 мая 1921 г. зачислил Политехнический институт в разряд ударных учебных заведений, выпускающих инженеров узкой специализации. В этот же день на 3-м заседании Президиума Главпрофобра Преображенский, Аникст, Волгин и Вихирев постановили: «Признать в принципе возможным организацию высшей технической школы в Белоруссии. Может ли Белорусский политехникум быть преобразован в таковую - решить при обсуждении вопроса о единой сети вузов и по выяснении соответствия всех данных с требованиями, предъявляемыми к вузам, причислить Белорусский политехникум к ударным» [7, л. 40].

Сельскохозяйственный отдел Главпрофобра РСФСР 13 декабря 1921 г. зачислил сельскохозяйственные факультеты (лесной и культурно-технический) Политехникума в разряд высших учебных заведений. В газете «Звезда» от 6 мая 1922 г. в статье «Наши сельскохозяйственные факультеты на высоте» сообщалось: «представитель Главпрофобра РСФСР профессор Про-кудин производил обследование сельскохозяйственных факультетов Политехнического института. Прокудин подробно ознакомился с постановкой учебного дела на факультетах,

с составом преподавательского персонала, студенчества и учебными планами. Ознакомился он также с постановкой учебного дела на показательной ферме института «Сёмково». По словам профессора, учебное дело на сельскохозяйственных факультетах института поставлено правильно. Нужно заметить, что в последнее время с постановкой учебного дела на сельскохозяйственных факультетах института знакомились приезжавшие в Минск профессора Кулагин и Кирсанов, и, как ими было доложено представителям местной власти, они пришли к тем же заключениям, к каким пришел профессор Прокудин».

В конце 1921 г. в Политехническом институте было шесть факультетов: инженерно -строительный, механический, электротехнический, технико-химический, культурно-технический (инженерно-мелиоративный) и лесной. Открытие последних двух факультетов сельскохозяйственного профиля было вызвано острым недостатком в ССРБ специалистов сельского хозяйства. Все съезды работников земли и леса выносили постановления о крайней необходимости указанных специальностей по сельскому хозяйству. Нехватка ресурсов приводила к тому, что в целях экономии средств предлагалось закрыть подготовительное отделение, аргументируя тем, что этим должны заниматься школы. Но без предварительной подготовки обойтись в то время было очень сложно, что заставило искать другие пути экономии средств. «В настоящее время в целях экономии преподавательских сил, а также по соображениям практического характера правлением института возбужден вопрос о слиянии некоторых однородных факультетов» [8, л. 19]. По факультетам и курсам на начало 1922 г, студенты распределялись следующим образом:

Факультеты/курсы I II III Итого

Механический 68 40 8 116

Лесной 58 23 - 81

Инженерно-строительный 51 29 - 80.

Технико-химический 38 16 - 54

Электротехнический 43 22 - 65

Инженерно-мелиоративный 47 13 - 60

Всего 305 143 8 456

Нулевой - - - 179

Всего - - - 635

В соглашении между Наркомземом и Нар-компросом ССРБ 4 мая 1922 г. указывалось на то, что для Белоруссии необходима высшая сельскохозяйственная школа, но «считаясь с тяжелым материальным положением республики, - организовать ее временно как агрофак при БГУ. Существующие отделения агрофака Политехнического института сливаются с агрофа-ком БГУ» [9, л. 55].

Это решение вызвало протест среди преподавателей Политехникума. С обоснованием необходимости существования Политехникума в газете «Звезда» от 20 мая 1922 г. выступил преподаватель А. Сенкевич, отметивший, что задача высшей школы определяется потребностью в квалифицированных работниках, которые нужны для той или другой отрасли народного хозяйства и государственного строительства в данный период. В частности, он писал: «Не подлежит сомнению, что в первую очередь нам нужны агрономы для поднятия культуры сельского хозяйства, лесоводы для правильного ведения лесного хозяйства. Стекольное, смолокурение, спичечное и химическое производства требуют специалистов-химиков. Пора же нам научиться хоть спички вырабатывать по-человечески. Установка машин, оборудование заводов вышеназванной промышленности, установки турбин потребуют от нас инженеров-механиков. С развитием государственного строительства, а равно с развитием электротехнической промышленности понадобятся строители-электротехники. Существующий Политехнический институт при надлежащей постановке может дать нам квалифицированных работников по вышеуказанным отраслям. Разбухание университета за счет Политехникума через создание агрофака отзовется вредно как на работе университета в вышеуказанном направлении, так равно гибельно для нашего сельскохозяйственного и технического образования».

Складывающееся в научных кругах мнение относительно возможного поглощения Политехникума как структурной части БГУ, по всей видимости, заставило изменить ранее намеченное слияние. Тем не менее, судьба Политехникума была предопределена. Народные комиссариаты просвещения и земледелия ССРБ

29 июня 1922 г. приняли совместное постановление о преобразовании Политехникума в Белорусский государственный институт сельского хозяйства. ЦИК ССРБ утвердил это решение 1 июля 1922 г. Интересен тот факт, что в этот же день СНК ССРБ обращается в Главпрофобр РСФСР с просьбой в связи с тяжелым положением БГУ выделить средства из золотого фонда Федерации и передать университету оборудование ликвидируемых высших учебных учреждений.

Таким образом, в 1918 г. в Минске появилось техническое училище, на базе которого 10 декабря 1920 г. с большими трудностями было создано первое высшее техническое учебное заведение. В этот период закладывались основы подготовки специалистов для различных отраслей промышленности. Но в соответствии с особенностями развития края техническое образование долгое время связывалось с подготовкой специалистов для аграрного сектора экономики. Тем не менее в 1933 г, технический институт в Белоруссии будет воссоздан, а в 2002 г. он преобразуется в Белорусский национальный технический университет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Протоколы заседаний педсовета, списки и статистические сведения о студентах Белорусского государственного политехникума // Национальный архив Респ. Беларусь (НАРБ). - Фонд 42. - Оп. 1. - Д. 56.

2. Переписка о преобразовании Минского политехникума в Белорусский государственный политехнический институт // НАРБ. - Фонд 42. - Оп. 1. - Д. 1168.

3. Протоколы заседаний Совета деканов и педсовета института // НАРБ. - Фонд 210. - Оп. 1. - Д.З.

4. Сметы расходов Белорусского государственного политехникума на 1921 г. // НАРБ. - Фонд 42. - Оп. 1. - Д. 83.

5. История Белорусского национального технического университета (1920-2005 гт.) / К. И. Баландин [и др.]; под общ. ред. Б. М. Хрусталёва. - Минск: БНТУ, 2006.

6. Протоколы заседаний Президиума педагогического совета Белорусского государственного политехнического института // НАРБ. - Фонд 210. - Оп. 1. - Д. 2.

7. Отчет о работе Белорусского государственного политехнического института за 1920-1921 гт. // НАРБ. -Фонд 42. - Оп. 1. - Д. 109.

8. Выписки из протоколов заседаний Президиума ЦИК БССР // НАРБ. - Фонд 209. - Оп. 1. - Д. 6.

9. Циркуляры Главпрофобра // НАРБ. - Фонд 42. -Оп. 1. -Д. 1177.

Поступила 11.11.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.