ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
УДК 94(470):001
ГРНТИ 03.01.09 История исторической науки. Персоналия
В.Г. Иофе
Крупный ученый, талантливый организатор науки
и образования
Статья посвящена жизни и деятельности А.Э. Шмидта - крупного востоковеда-арабиста исламоведа, профессора Петербургского (Петроградского) Университета, члена-корреспондента Российской академии наук. А.Э. Шмидт был одним из основателей Туркестанского государственного университета (ныне Национальный Университет Узбекистана) и Восточного института, председателем Туркестанского общества историко-филологических и социально-экономических наук, одним из создателей каталога восточных рукописей. Исследованы основные этапы деятельности А.Э. Шмидта как ученого и педагога, организатора высшего образования в Средней Азии, показаны основные направления его научных исследований. Характеризуется роль А.Э. Шмидта в привозке в Ташкент из Усяфы Корана Османа, в изучении, научном анализе и публикации восточных рукописей, а также в формировании первых исторических архивов в Средней Азии.
Ключевые слова: востоковедение, ислам, Коран Османа, Туркестанский университет, Абу Юсуф (Йусуф), Восточный институт, исторические архивы, ру-кописехранилище.
V.G. Iofe
A great scientist, talented organizer of science and education
The article is devoted to the life and activities of a major orientalist-Arabist is-lamologist, St. Petersburg (Petrograd) University Professor, corresponding member of The Russian Academy of Sciences A.E. Schmidt. A.E. Schmidt was one of the founders of the Turkestan State University (now the National University of Uzbekistan) and the Eastern Institute, Chairman of the Turkestan society of historical, philological and socio-economic sciences, one of the creators of the catalog of Oriental manuscripts. The article highlights the main stages of A.E. Schmidt activities as a scientist and teacher, organizer of higher education in Central Asia, shows the main directions of his research. A. E. Schmidt's role in bringing of the Osman Koran to Tashkent from Ufa, in studying, scientific analysis and publication of Eastern manuscripts, and also in formation of the first historical archives in Central Asia is shown.
© Иофе В.Г., 2018 © Iofe V.G., 2018
Key words: Oriental studies, Islam, Osman Koran, Turkestan University, Abu Yusuf, Eastern Institute, historical archives, manuscript storage.
Среди ярких страниц истории контактов Запада и Востока -жизнь и деятельность на земле Узбекистана выдающегося ученого -Александра Шмидта. Александр Эдуардович Шмидт родился 12 (24) марта 1871 г. в Астрахани в семье военного врача. Отец его был родом из обрусевших немцев. В 1889 г. А.Э. Шмидт закончил с золотой медалью 1-ю Тифлисскую классическую гимназию (ныне г. Тбилиси, Грузия), а затем продолжил учёбу на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета (арабско-персидско-турецкое отделение), который и окончил в 1894 г. с дипломом первой степени. Уже в те годы были заметны его блестящие способности к изучению языков. А с течением времени он не просто овладел, а практически в совершенстве знал многие древние и новые европейские и восточные языки; в их числе -латинский, греческий, древнееврейский и новоеврейский,
I WWW W W W
французский, английский, немецкий, испанский, итальянский,
W ^ W WW ^ w
голландский, арабский, персидский, турецкий и узбекский языки.
Еще со студенческой скамьи он проявлял способности и склонности к научно-исследовательской работе. Как ученый Шмидт сформировался под влиянием и руководством известного востоковеда Виктора Романовича Розена. Уже в 1897 г. вышла первая статья А.Э. Шмидта по арабистике, а с 1898 г. Александр Эдуардович Шмидт начал преподавать в качестве приват-доцента на восточном факультете Санкт-Петербургского университета, где читал лекции по исламоведению и вел занятия по арабскому языку. В течение длительной научной командировки за рубеж он тесно сотрудничал с известным голландским ученым-востоковедом Яном Михелем де Гуэ (нидерландским арабистом, который был с 1886 г. иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук; занимался изданием сочинений средневековых арабоязычных историков и географов). Одновременно А.Э. Шмидт работал в Александровском лицее, а позднее был секретарём редакции газеты «Санкт-Петербургские ведомости». В 1907-1920 гг. он был в Российской Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге старшим помощником библиотекаря, библиотекарем, помощником директора. В 1912-1913 гг. Шмидт тесно сотрудничал с журналом «Мир Ислама». В нескольких номерах журнала А.Э. Шмидт опубликовал очерки по истории ислама, а также написал и опубликовал рецензию на материалы о Средней Азии, вышедшие во французском журнале «Обозрение мусульманского мира». В 1914 г. Шмидт успешно защитил магистерскую диссертацию («Абдал-Ваххаб-аш-Шараний и его "Книга рассыпанных
жемчужин"»). В это же время Шмидт также часто выступал с научными докладами и сообщениями в Восточном отделении Русского археологического общества (Санкт-Петербург) и Лазаревском институте (Москва). С 1 сентября 1917 г. Шмидт становится профессором Петроградского университета. В июле 1918 г. на съезде преподавателей высшей школы в Москве А.Э. Шмидт был избран профессором и деканом историко-филологического факультета и одновременно преподавателем восточного факультета Петроградского университета. С 1 октября 1918 г. он стал работать и на этнолого-лингвистическом факультете Лазаревского института восточных языков (позднее, с 1921 г. -Московский Институт востоковедения) в Москве, где читал курс мусульманского права и исламоведения, а с 1920 г. был членом Коллегии востоковедов при Азиатском музее Академии наук.
Когда в Ташкенте произошло важное событие - создание первого университета в Средней Азии, А.Э. Шмидт, всегда интересовавшийся проблемами изучения истории Средней Азии, развитием образования в Туркестане, принял активное участие в подготовительной работе по формированию и открытию Государственного университета (ныне Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека). 29 июня - 1 июля 1918 г. он участвовал в совещании по вопросам организации работы университета в Ташкенте, на котором присутствовали представители ведущих вузов. Петроградские востоковеды на нем были представлены В.В. Бартольдом и А.Э. Шмидтом, который был избран членом оргкомитета по созданию государственного университета в Ташкенте. В августе 1919 г. вместо оргкомитета было организовано правление создаваемого ташкентского вуза, председателем правления стал известный ученый-почвовед Н.А. Димо, а его заместителем А.Э. Шмидт. 31 августа 1919 г. А.Э. Шмидт стал заместителем ректора этого университета, и в этом качестве он был 17 января 1920 г. был командирован в Ташкент, куда и выехал в феврале 1920 г., возглавляя первую группу профессоров, направленную в Ташкент. Кроме подбора преподавателей для университета, он также занимался комплектованием его библиотеки [1, с. 115-137].
10 апреля 1920 г. А.Э. Шмидт во главе группы преподавателей университета прибыл на санитарном поезде № 159 в Ташкент. Во время поездки он обращался за содействием к командующему Туркестанским фронтом, послав ему телеграмму: «Делегация ТГУ прибыла в Актюбинск. Дальнейшее продвижение крайне затруднительно. Просим приказа внеочередной отправки» [2. Л. 98, 102].
С конца 1920 г. и до середины 1921 г. А.Э. Шмидт являлся деканом и профессором историко-филологического факультета
ТуркГУ. В апреле 1920 г. он был избран профессором Восточного института, который создавался в Ташкенте одновременно с университетом, а в декабре 1920 г. стал его ректором. На этих должностях А.Э. Шмидт находился до середины 1921 г. В Восточном институте он читал лекции по исламоведению, мусульманскому праву, мусульманской догматике, истории, арабской литературе и арабскому языку. Его студентами в этом институте были, ставшие позднее известными учеными или писателями, М.О. Ауэзов, Е.К. Бетгер, А. К. Боровков, М.И. Шевердин. Под его председательством в 19201922 гг. при Туркестанском университете функционировало Общество историко-филологических и социально-экономических наук. Он также состоял членом Совета Туркестанского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы (Тур-комстарис). В сентябре 1920 г. в составе группы востоковедов он совершил поездку в Бухару для осмотра памятников старины и принятия мер для их охраны; а в 1922 г. участвовал в экспедиции в город Туркестан для исследования мавзолея Ахмада Яссави. С
1922 г. А.Э. Шмидт одновременно работал помощником редактора ташкентского журнала «Наука и просвещение», с августа 1922 года по февраль 1923 г. являлся заместителем председателя Государственного ученого совета при Наркомпросе Туркестанской АССр. В 1920-1921 гг. А.Э. Шмидт являлся членом Научной комиссии по изучению быта коренного населения Туркестана [3. Л. 2]. В середине 20-х гг. XX в. он также принимал активное участие в исследовательских экспедициях в Киргизию и Туркмению, а в июле 1923 г. А.Э.Шмидт участвовал в доставке КОРАНА ОСМАНА из Уфы в Ташкент [4].
В этот период Шмидт имел уже очень широкую известность и как крупный ученый-востоковед, и как талантливый организатор науки и образования. Как справедливо указывал Ю.С. Флыгин, «глубокие и основательные научные познания, исключительная преданность работе, достойнейшие человеческие качества А.Э. Шмидта снискали ему любовь и уважение друзей, коллег и учеников» [5]. В
1923 г. к 25-летию первой его лекции в качестве преподавателя Петербургского университета (15 января 1898 г.) был издан «Сборник Туркестанского Восточного Института в честь профессора А.Э. Шмидта» [6]. Сборник включал разнообразные востоковедческие статьи. Среди его авторов были В.Л. Вяткин, Е.К. Бетгер, М.С. Андреев, А.А. Семенов, Н.Г. Маллицкий, Е.Д. Поливанов и др. Авторы сборника писали, обращаясь к Шмидту: «Преподаватели и студенты Туркестанского Восточного Института горячо приветствуют Вас, - своего старшего сочлена и высокоавторитетного учителя... и просят благосклонно принять их совместный труд, как посильную дань глубокого к Вам почтения и признательности за
всегдашнее теплое и отзывчивое к ним отношение» [7]. В сентябре 1924 г. Восточный институт был преобразован в Восточный факультет Среднеазиатского государственного университета и А.Э. Шмидт стал деканом Восточного факультета САГУ и был им до 1926 г., когда он был назначен проректором САГУ по учебной работе. В сентябре 1928 г. Шмидт ушел с должности проректора САГУ. По ходатайству руководства университета в августе 1929 г. ему назначили в связи плохим состоянием здоровья персональную пенсию «в знак признательности за большой вклад в дело становления вуза», при этом А.Э. Шмидт продолжал преподавать в университете. Но в 1930 г. восточный факультет САГУ был закрыт, а в марте 1931 г. было прекращено изучение арабского языка в университете.
В апреле 1933 г. постановлением правительства Узбекистана «Об объединении республиканских рукописных фондов» Государственная публичная библиотека в Ташкенте была определена как Центральное рукописехранилище Узбекистана. В библиотеку стали поступать в значительном количестве рукописи из библиотек и учреждений других городов Узбекистана. Для организации хранения и изучения рукописей в библиотеку были приняты на работу в качестве сотрудников крупные востоковеды - проф. А.А. Молчанов (с мая 1933 г.), проф. А.Э. Шмидт (с июня 1934 г.) и проф. А.А. Семенов (с мая 1936 г.). Большую роль в работе над рукописями сыграл замечательный знаток старинных рукописей И. Адылов, который вместе со Шмидтом, Семеновым и Молчановым подготовил к изданию первый том Каталога восточных рукописей. Шмидт работал в Восточном отделе Государственной публичной библиотеки Узбекистана и в других учреждениях Ташкента, посещал с научными целями Ленинград и Москву. Он занимался описанием восточных рукописей. Позднее рукописи были изданы в виде восьми томов Собрания восточных рукописей Академии наук. В последние годы жизни А.Э. Шмидт по поручению Института востоковедения АН работал над трудами великого Абук Али Ибн Сино (Авиценны); над комментированным текстом «Книги о налоге» судьи эпохи Харун ар-Рашида - Абу Йусуфа (Юсуфа) - важного источника к характеристике социально-экономической истории халифата VI11—IX вв. Как и многие другие, А.Э. Шмидт оказался в числе жертв политических репрессий 1930-х гг. Правда, был освобожден, но «окончательно» только незадолго до смерти [7]. Скончался Александр Эдуардович Шмидт в Ташкенте 9 августа 1939 г. и был похоронен в Ташкенте, на т.н. Боткинском кладбище. Отражением признания заслуг в научно-педагогической деятельности А.Э. Шмидта явилось его избрание в 1926 г. членом-корреспондентом тогдашней союзной Академии наук (в те годы единственным из Узбекистана) [8]. Вся жизнь и деятель-
ность А.Э. Шмидта - яркое свидетельство тесных связей культуры Востока и Запада.
В заключение хочется особо выделить то, в чем он был самым первым или одним из первых на благородном пути развития науки, образования, прогресса, глубокого и объективного изучения истории нашей страны. Да, А.Э. Шмидт был крупным ученым востоковедом, исламоведом, одним из создателей университета в Ташкенте, первым деканом историко-филологического факультета [9. Л. 31-38; 10. Л. 41-42; 11. Л. 51]. Но в чем же он был в полном смысле -ПЕРВЫЙ!!! Или одним из самых первых:
- первый ученый Средней Азии, чьи работы по востоковедению появились (были опубликованы) и стали известны за рубежом во Франции, Голландии и т. д.;
- руководитель первой группы ученых, прибывших в Ташкент из Москвы и Петрограда для помощи в организации университета в Ташкенте;
- первый председатель Туркестанского общества историко-филологических и социально-экономических наук;
- в ХХ в. - один из первых исследовал исторический памятник -мавзолей Ахмада Яссави в Туркестане;
- он - тот, кто привез из Уфы в Ташкент выдающийся памятник духовности Востока, священный для мусульман КОРАН ОСМАНА и был среди первых, кто создал и издал т. 1 Каталога восточных рукописей (а затем Собрания восточных рукописей);
- первый комментатор «КНИГИ О НАЛОГЕ» Абу Йусуфа (судьи Гаруна аль-Рашида - знаменитого арабского халифа) - важнейшего источника по характеристике социально-экономической истории VIII—IX веков;
- по поручению первых управляющих Центрального управления архивным делом В.Н. Кучербаева и Д.И. Нечкина, был среди тех, кто собирал документы, комплектовал и создавал систему исторических архивов в Туркестане и Узбекистане;
- первый и долгое время единственный на всю Среднюю Азию человек, избранный членом-корреспондентом Российской (тогда союзной) Академии наук;
- один из создателей ВОСТОЧНОГО ИНСТИТУТА в Средней Азии (потом Восточного факультета), первый ректор Восточного института, потом декан восточного факультета университета.
Список литературы
1. Германов В. Восточный фронт // Восток - Опепв. Афро-азиатские общества: история и современность. - М.: Наука, 1996. - № 3. - С. 115-137.
2. Центральный Государтвенный Архив Республики Узбекистан (ЦГА РУз). Ф. р- 368. Оп. 4. Д. 5.
3. ЦГА РУз. Ф. р-368. Оп. 13. Д. 5.
4. Флыгин Ю. Памяти востоковеда А. Шмидта, вернувшего в Ташкент священный Коран Османа // Письма о Ташкенте. Историко-художественный интернет-альманах. 18 апреля 2015. - URL: htpp.: mytashkent.uz (дата обращения: 12.05.2017).
5. Флыгин Ю. Тот, кто возвращал в Ташкент Коран Османа // Звезда Востока. - 2007. - 26 февр. - № 1.
6. Лунин Б. В. Историография общественных наук в Узбекистане. Биобиблиографические очерки. - Кн. 1. Ташкент: Фан, 1974. - 384 с.
7. Лунин Б. В. Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов -жертв политического террора в советский период (1917-1991). Изд. подготовили Я. В. Васильков, М.Ю. Сорокина. - СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2003. - 496 с.
8. Лунин Б. В. Биобиблиографические очерки о деятелях общественных наук Узбекистана. Т. 1. Сост. Б. В. Лунин. Ташкент, АН УзССР. Ин-т истории. -Ташкент: Фан, 1974. - [Кн. 2]. 1. - 1976. - 438 с.
9. Государственный Архив (ГА) г. Ташкента. Ф. ТГУ-САГУ-ТашГУ-НУУз. Ф. 38. Оп. 3. Д. 985.
10. ГА г. Ташкента. Ф. 38 - ф.ТГУ-САГУ-ТашГУ-НУУз. Оп. 1. Д. 582.
11. ГА г. Ташкента. Ф. 38 - ф.ТГУ-САГУ-ТашГУ-НУУз. Оп. 3. Д. 441.
References
1. Germanov V. Vostochnyj front [Eastern front] // Vostok - Oriens. Afro-aziatskie obshhestva: istorija i sovremennost'. Moskva: Nauka, 1996. № 3. S. 115137.
2. Central'nyj Gos. Arhiv Respubliki Uzbekistan (CGA RUz) [The Central State. Archive of the Republic of Uzbekistan (TSGA RUz)]. F. R-368. Op. 4. D. 5.
3. CGA RUz. F. r-368. Op. 13. D. 5.
4. Flygin Ju. Pamjati vostokoveda A. Shmidta, vernuvshego v Tashkent svjashhennyj Koran Osmana [Memory orientalist A. Schmidt, who returned to Tashkent the Holy Koran] // Pis'ma o Tashkente. Istoriko-hudozhestvennyj internet-al'manah. 18 aprelja 2015. - URL: htpp.: mytashkent.uz (data obrashhenija 12.05.2017).
5. Flygin Ju. Tot, kto vozvrashhal v Tashkent Koran Osmana [The one who returned to Tashkent the Koran] // Zvezda Vostoka. T., 2007. 26 fevralja. №1.
6. Lunin B.V. Istoriografija obshhestvennyh nauk v Uzbekistane. Biobiblio-graficheskie ocherki [Historiography of the social Sciences in Uzbekistan. The bibliographic]. Tashkent: Fan, 1974. - 384 p.
7. Lunin B. V. Ljudi i sud'by Bibliograficheskij slovar' vostokovedov-zhertv politicheskogo terrora v sovetskij period. (1917-1991) [People and destiny Bibliographical dictionary of Orientalists-victims of political terror during the Soviet period. (1917-1991)] Izd. podgotovili Ja. V.Vasil'kov, M.Ju. Sorokina. - SPb.: Centr «Peter-burgskoe vostokovedenie», 2003. - 496 s.p
8. Lunin B. V. (sostavitel) Biobibliograficheskie ocherki o dejateljah obshhestvennyh nauk Uzbekistana [Biobibliographic essays on the social Sciences of Uzbekistan] T. 1. Sost. B.V. Lunin. Tashkent, AN UzSSR. In-t istorii. - Tashkent: Fan, 1974. [Kn. 2]. 1. - 1976. - 438 s.
9. Gos. Arhiv (GA) g.Tashkenta [State. Archive (HA) of Tashkent city]. F. TGU-SAGU-TashGU-NUUz. F. 38, On. 3. D. 985.
10. GA g. Tashkenta. F. 38. TGU-SAGU-TashGU-NUUz. Op. 1. D. 582.
11. GA g. Tashkenta. F. 38. TGU-SAGU-TashGU-NUUz. Op. 3. D. 441.