Научная статья на тему 'Отражение культуры и быта казахского народа в трудах Н. Г. Маллицкого'

Отражение культуры и быта казахского народа в трудах Н. Г. Маллицкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / РИТУАЛЫ / БЫТ И КУЛЬТУРА / АРЕАЛ РАССЕЛЕНИЯ КАЗАХОВ / Н. Г. МАЛЛИЦКИЙ / ETHNOGENESIS AND ETHNIC HISTORY / CUSTOMS / RITES / RITUALS / EVERYDAY LIFE AND CULTURE OF THE KAZAKHS RESETTLEMENT AREA / N. G. MALLITSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Отарбаева Г. К., Косанбаев С. К., Камалдинов Р. А.

Рассматриваются основные этапы жизненного пути и научной деятельности Николая Гурьевича Маллицкого. Наряду с основными фундаментальными трудами учёного были изучены архивные документы и материалы Центрального государственного архива Республики Узбекистан (ЦГАРУз г. Ташкент), в котором хранятся ценные сведения, касающиеся основных периодов жизни и деятельности исследователя, его труды, рукописи, дневники, отчёты, личная анкета, и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the Kazakh Nation of Culture and Life in the Works N. G. Mallitsky

The article traced the main stages of the life and scientific work of Nicholas Guryevich Mallitsky. It, along with the basic fundamental works of the scientist, widely held archival documents and materials of the Central State Archive of the Republic of Uzbekistan (Tashkent TsGARUz), which stores valuable information regarding the major periods of the life and activity of the above researcher, his writings, manuscripts, diaries, reports, personal profile, etc.

Текст научной работы на тему «Отражение культуры и быта казахского народа в трудах Н. Г. Маллицкого»

ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 248-256. УДК 9.930.85

Б01 10.25513/2312-1300.2017.4.248-256

Г. К. Отарбаева, С. К. Косанбаев, Р. А. Камалдинов

ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И БЫТА КАЗАХСКОГО НАРОДА В ТРУДАХ Н. Г. МАЛЛИЦКОГО

Рассматриваются основные этапы жизненного пути и научной деятельности Николая Гурьевича Маллицкого. Наряду с основными фундаментальными трудами учёного были изучены архивные документы и материалы Центрального государственного архива Республики Узбекистан (ЦГАРУз г. Ташкент), в котором хранятся ценные сведения, касающиеся основных периодов жизни и деятельности исследователя, его труды, рукописи, дневники, отчёты, личная анкета, и т. д.

Ключевые слова: этногенез и этническая история; обычаи; обряды; ритуалы; быт и культура; ареал расселения казахов; Н. Г. Маллицкий.

G. K. Otarbayevа, S. K. Kosanbaev, R. A. Kamaldinov

REFLECTION OF THE KAZAKH NATION OF CULTURE AND LIFE IN THE WORKS N. G. MALLITSKY

The article traced the main stages of the life and scientific work of Nicholas Guryevich Mallitsky. It, along with the basic fundamental works of the scientist, widely held archival documents and materials of the Central State Archive of the Republic of Uzbekistan (Tashkent TsGARUz), which stores valuable information regarding the major periods of the life and activity of the above researcher, his writings, manuscripts, diaries, reports , personal profile, etc.

Keywords: ethnogenesis and ethnic history; customs; rites; rituals; everyday life and culture of the Kazakhs resettlement area; N. G. Mallitsky.

Многие видные российские исследователи конца XIX - начала XX в. внесли неоценимый вклад в развитие исторической науки. Это были передовые люди, искренне верующие в будущее местных народов Туркестанского края. Среди них можно назвать Николая Гурьевича Маллицкого, внёсшего весьма значительный вклад в становление и развитие этнографической науки в Казахстане.

Глубокая эрудиция, невероятный талант Н. Г. Маллицкого наряду с исключительной трудоспособностью и волевой энергией, зна-

нием восточных языков позволили ему создать огромное количество интересных и ценных научных трудов, не утративших своей ценности и по настоящее время. Однако круг его научных интересов был намного шире. Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Н. Г. Маллицкого. История, этнография, археология, география, эпиграфика, фольклористика, - таков перечень его научных интересов. Н. Г. Маллицкий был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своём творчестве ценнейшие

© Отарбаева Г. К., Косанбаев С. К., Камалдинов Р. А., 2017

достижения арабской, персидской, греческой, индийской и собственной тюркской культуры. В современной исторической литературе преимущественно делается акцент на воссоздании исторического портрета Н. Г. Маллиц-кого, уяснении его места и роли в изучении истории народов Центральной Азии первой четверти ХХ столетия. Его же научное наследие как учёного оставалось до недавнего времени недостаточно известным, хотя оно обладает большой научной значимостью.

Обращаясь к истории изучения Турке -станского края, к её истокам нельзя пройти мимо такого крупного исследователя истории, этнографии, археологии и географии народов Средней Азии Н. Г. Маллицкого. Он родился в селе Дедово Оренбургской губернии 30 сентября (18 октября по новому стилю) 1873 г. В 1895 г. с отличием окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского педагогического института (историческое отделение). После окончания института поехал на службу в Ташкент, о поездке в который Николай Гурьевич мечтал с детства, хотя имел возможность остаться на работе при Педагогическом институте.

В учительской семинарии г. Ташкента Н. Г. Маллицкий проработал до 1898 г. учителем истории и географии. После этого его перевели преподавателем в мужскую гимназию. При этом Николай Гурьевич стал активно заниматься научными исследованиями, изучал узбекский, арабский, таджикский языки, был постоянным корреспондентом газеты «Туркестанские ведомости».

Весной 1901 г. из-за конфликта с начальством Н. Г. Маллицкий вынужден был подать в отставку и был назначен на должность главного редактора газеты «Туркестанские ведомости», в которой ранее был штатным сотрудником. В этой должности Н. Г. Маллицкий проработал с 1901 г. по 1906 г.

После смерти генерал-губернатора Н. Н. Тевящева в 1905 г., генерал-губернатором Туркестанского края был назначен Д. И. Субботич. Он послал Н. Г. Маллицкого с чиновником министерства внутренних дел (приставом) Григорьевым в Бухарский эмират с целью изучения жизни местного населения. Об этой миссии стало известно эмиру Бухары. Он заявил протест царскому прави-

тельству о нарушении условий протектората. Результатом стала отставка Д. И. Субботича с должности генерал-губернатора Туркестана и вслед за этим увольнение Н. Г. Маллицкого с должности главного редактора газеты «Туркестанские ведомости».

В январе 1907 г. Н. Г. Маллицкий занял должность городского головы Ташкента. Будучи в 1907-1917 гг. городским головой, т. е. руководителем городского общественного самоуправления, Н. Г. Маллицкий пытался в годы, предшествующие Первой мировой войне, лоббировать перед центральной властью вопрос о создании в Туркестанском крае высшего учебного заведения. Однако эта идея по разным причинам не получила поддержки. А вскоре началась мировая война. Нужно признать, что открытию университета в то время мешали объективные причины. И одна из них - нехватка высококвалифицированных научных и педагогических кадров. Но несмотря на это, благодаря инициативе группы ташкентских энтузиастов, весной 1918 г. университет начал свою деятельность. Новое учебное заведение, получившее название «Туркестанский народный университет» состояло из двух отделений -в старой и новой частях Ташкента. Именно Н. Г. Маллицкий был первым председателем Комитета по сбору средств для организации ТНУ. Одновременно он участвовал также в создании Туркестанского Восточного института. Конечно, на первых порах в деятельности ТНУ не могла не сказаться проблема недостатка кадров. Благодаря стараниям местных и российских исследователей, университет быстро стал не только настоящим, но и превратился в один из крупнейших вузов Центральной Азии. В 1927 г. Н. Г. Мал-лицкий был учреждён в должности профессора Среднеазиатского государственного университета (САГУ), предшественника Национального университета Узбекистана. Читал лекции по географии, этнографии.

Н. Г. Маллицкий с научными целями много ездил по Узбекистану, хорошо знал образ жизни, культуру и обычаи местных народов. Его отличало уважительное отношение к их языку, традициям религии. Он глубоко впитал принципы толерантности, всячески пытался привить их студентам разных вузов. Кроме САГУ, он работал также и в других

учебных заведениях, в частности, в Вечернем пединституте, Таджикском пединституте, который находился в Ташкенте (читал лекции на таджикском языке).

Большое внимание Н. Г. Маллицкий уделяет студентам местных национальностей, постоянное и тесное общение с которыми облегчается знанием Н. Г. Маллицким местных языков. Однако отношение к Н. Г. Маллицкому со стороны советской власти не всегда было благосклонным. В мае 1931 г. учёный был арестован по надуманному обвинению - «вредительство против советской власти». Семь месяцев он находился в заключении у органов ОГПУ, подвергаясь допросам и угрозам. Уже в конце следствия главный допроситель, некто Авдеев, заявил Н. Г. Маллицкому: «Вы, конечно, в восторге от советской власти?» На что тот ответил ему честно: «Нет, не во всём, я признаю её заслугой уничтожение религиозных и национальных перегородок, но я стою за свободу мысли и свободу совести» [1, с. 250].

В конце 1932 г. решением соответствующих органов Н. Г. Маллицкому было предписано покинуть Ташкент. Он был выслан на три года (с условием зачёта 7 месяцев предварительного заключения) в Чимкент. По возвращении в Ташкент Н. Г. Мал-лицкий вновь занялся педагогической и научной деятельностью. С сентября 1936 г. он вновь стал преподавать в САГУ на географическом факультете, с которым был связан до конца жизни. Но господствовавшая в то время общественно-политическая система не оставила его без новых испытаний.

Весной 1938 г. Н. Г. Маллицкий был серьёзно обеспокоен тем, что Комиссия по перерегистрации паспортов отказывает в прописке на жительство в Ташкенте всем, кто имел в прошлом судимость и ему придётся в самом близком будущем предстать перед комиссией. «Выселение меня из Ташкента, пишет он, - поставит в безвыходное положение мою больную жену 62-х лет, которая не может ходить и нуждается в посторонней помощи даже для того, чтобы сесть или повернуться на постели». Н. Г. Маллицкий обращается в разные организации и учреждения, где он работал, с просьбой поддержать ходатайствами его оставление в Ташкенте. И вопрос был решён положительно.

Кроме научных работ (опубликовано порядка 120, к сожалению, ряд капитальных трудов так и не вышли в свет), Николай Гурьевич подготовил и воспитал большое число специалистов-географов, которые трудились на благо народа.

Жизнь замечательного человека, известного учёного оборвалась 30 октября 1947 г. Несмотря на все жизненные коллизии, Н. Г. Маллицкий всегда оставался верен науке и в своей деятельности никогда не отходил от принципов толерантности.

Как истинный патриот своей Родины, воспитанный в родной этнической среде, он всю свою сознательную жизнь жил историей народов Центральной Азии, внимательно и вдумчиво изучал её, особенно в переломные периоды развития. Наиболее плодотворным в научном творчестве Н. Г. Маллицкого был Ташкентский период его жизни.

Как отмечает Б. В. Лунин, «существенный вклад в изучение природы и истории Средней Азии внесли местные научные общества, объединявшие в своих рядах энтузиастов-любителей и учёных специалистов. Их насчитывалось более пятнадцати. Большой след в науке оставила деятельность Туркестанского отдела русского Географического общества, Туркестанского отдела общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Туркестанского кружка любителей археологии и др.» (цит. по: [2, с. 63]).

Важной стороной научной жизни Н. Г. Маллицкого тех лет явилось его активное участие в работе Туркестанского кружка любителей археологии (ТКЛА), а также образованных в последующем на его базе научных объединений. К сожалению, в отечественной историографии этот аспект научной биографии учёного слабо отражён. Между тем обращение к нему позволяет охарактеризовать его творческие связи с известными российскими востоковедами, историками, археологами, этнографами, оказавшими заметное воздействие как на формирование исторической концепции Н. Г. Маллицкого, так и на становление национальной казахской исторической школы. Туркестанский кружок любителей археологии был создан в 1895 г. в Ташкенте. Эта была специализированная в области гуманитарных наук научно-краеведческая общественная организация,

своего рода исследовательский центр, кото -рый на протяжении более чем 20 лет (18951917 гг.) занимался изучением археологических памятников материальной культуры Туркестанского края. Среди них можно отметить Н. П. Остроумова, В. А. Каллаура, Н. Н. Пан-тусова, А. А. Семёнова, А. А. Диваева, Н. Г. Маллицкого, Н. С. Лыкошина, наиболее активных деятелей кружка, ставших впоследствии крупными исследователями истории Средней Азии и своими трудами снискавшие признание широкой общественности. Для деятельности кружка особо важное значение имел тот факт, что весь период его существования заботливым покровителем и наставником ТКЛА был выдающийся знаток истории Средней Азии В. В. Бартольд [3, с. 64-65].

О необходимости и взаимной пользе тесных контактов столичных научных деятелей с местными краеведами В. В. Бартольд говорил не раз и этой точки зрения твердо придерживался всю свою жизнь. Наглядным примером, свидетельством постоянного интереса В. В. Бартольда к работе местных деятелей служит многолетняя переписка В. В. Бартоль-да с Н. П. Остроумовым, И. П. Пославским, В. Л. Вяткиным, В. А. Каллауром, Н. Г. Мал-лицким и другими туркестанскими краеведами [3, с. 68].

В 1897 г. в столице края начал действовать Туркестанский отдел Русского географического общества (ТОРГО), ставший одним из самых деятельных объединений краевой интеллигенции. Позже в советское время ТОРГО был преобразован в Среднеазиатский отдел Русского географического общества, который возглавил выдающийся среднеазиатский исследователь археологических памятников народов Средней Азии и Казахстана М. Е. Массон (здесь Н. Г. Маллицкий не раз выступал с обстоятельными докладами).

Время после 1917 г. знаменовало собой качественно новый этап в истории развития этнографических исследований в Средней Азии. Существенную и всё более возраставшую помощь в их организации и осуществлении оказывала Российская академия наук (впоследствии Академия наук СССР). И то обстоятельство, что именно в Ташкенте началась деятельность таких первых советских высших учебных заведений, как Туркестанский восточный институт, Туркестанский го -

сударственный университет с восточным факультетом, объясняется тем, что в Ташкенте работала сложившаяся ещё до 1917 г. группа видных учёных-туркестановедов, историков, востоковедов, фольклористов, этнографов. Это также придавало Ташкенту значение научного центра всей Средней Азии (В. В. Бартольд, А. А. Диваев, Н. Г. Мал-лицкий, А. А. Семёнов, Н. И. Веселовский, И. И. Умняков и др.) [4].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что открытые в городе Ташкенте первые высшие учебные заведения стали впоследствии кузницей по подготовке высококвалифицированных местных национальных кадров этнографов, историков, фольклористов, востоковедов.

В своём докладе о состоянии Туркестанского восточного института к началу 19211922 гг. профессор А. Э. Шмидт отметил, что в истёкшем году удалось организовать научную экспедицию для осмотра памятников старого Ташкента под руководством профессора Н. Г. Маллицкого [5].

23 апреля 1921 г. состоялось заседание Малого совета народных комиссаров Турке -станской республики. На нём был рассмотрен вопрос об организации в Ташкенте научной комиссии по изучению быта коренного населения Туркестана. С докладом выступил профессор В. Н. Кун, который обосновал необходимость изучения этнографического состояния и быта коренного населения, так как во всех отраслях советской работы в Туркестане приходится сталкиваться с местным населением и особенностями его быта. Малый Совет постановил создать комиссию, состоящую из пяти членов, компетентных по каждой народности Туркестанской республики. Спустя некоторое время на заседании большого СНК ТССР утверждаются члены научной комиссии. Председатель В. Н. Кун, учёный секретарь - преподаватель ТВИ М. С. Андреев, в состав комиссии вошли профессор А. Э. Шмидт, П. А. Фалев и преподаватели ТГУ, ТВИ Н. Г. Маллицкий и А. А. Диваев. Работы в комиссии распределялись среди её членов по темам: «Очерк политических и естественных границ» (В. Н. Кун), «Очерк экономической географии Туркестана» (Н. Г. Маллицкий), «Религиозная жизнь Туркестана» (А. Э. Шмидт),

«Обзоры отдельных народностей: сарты, тюрки, найманы» (Н. Г. Маллицкий) и т. д. [6, с. 109].

Комиссии необходимо было изучить не только состояние быта народов, но и тенденции их развития. В связи с этим летом 1921 г. комиссией организовываются три экспедиции (14 чел.): Самаркандская, Сырдарьинская и Закаспийская. Первая Сырдарьинская экспедиция Совнаркома приступила к работе в июле 1921 г. Помимо начальника экспедиции А. А. Диваева, в её составе были: К. Джаленов, Н. Г. Маллицкий и др. Кроме этих лиц, в экспедиции работал и сотрудник газеты «Жас Алаш» Унгибаев. Следует отметить, что экспедиция осуществляла свои работы в крайне тяжёлых условиях. Разруха, голод, отсутствие необходимых средств сказывались на её работе. Так, А. А. Диваев получает телеграмму из Ташкента следующего содержания: «Казалинск. Малику Унгибаеву, передать А. А. Диваеву. В. Н. Кун болен тифом. Вследствие введения новых железнодорожных тарифов научной комиссией заготовлены новые командировочные билеты, телеграфируйте, можно ли переслать их почтой вашему адресу. Как идут работы. Зам председатель научной комиссии Н. Г. Маллицкий. Секретарь Козлов» [6, с. 110].

Но несмотря на эти трудности, экспедиция за короткое время соберет колоссальный этнографический материал, касающийся быта и культуры народов исследуемого района. 5 мая 1922 г. при научном совете Наркомпро-са состоялось единственное собрание этнографического кружка, в котором приняли участие М. С. Андреев (первый директор Туркестанского восточного института), Н. Г. Маллицкий, Е. Д. Поливанов, А. А. Диваев, П. А. Фалев и др. На этом собрании Н. Г. Маллицкий выступил с докладом на тему «Племенной состав населения Ташкентского уезда». Материалами сообщения послужили личные наблюдения и записи докладчика, которые велись им в течение 15 лет [7].

В 1925 г. на заседании секции этнографии и археологии ТОРГО Н. Г. Маллицкий выступил с докладом на тему «Казахский род шанышкылы в Ташкентском уезде», который вызвал оживлённое и продолжительное обсуждение темы [8, л. 187]. Члены этого отде-

ления внесли большой вклад в изучение казахского этноса, особенно его южных групп -от Каспия и Арала до Алтая. 30 ноября 1928 г. на заседании секции этнографии и археологии ТОРГО М. Ф. Гаврилов выступил с докладом на тему «Материалы к этнографии тюрков Уратюбинского района», явившийся результатом поездки к ним летом 1928 г. В своём выступлении Н. Г. Маллицкий отметил существование терминов «чагатай-тюрк», «чагатай-узбек» и высказал предположение, что тюрк является сборным наименованием для тюркских народов, пришедших до узбеков. В Восточной Бухаре, например, карлуков относят к тюркам. Также Н. Г. Маллицкий дал историческую справку об имени тюрк [8, л. 188].

Немалый интерес представляет рукопись Н. Г. Маллицкого «Казахи - этнографический очерк», в котором автор описал образ жизни, культуру и быт, особенности воспитания детей, общественно-политическое устройство, пищу, одежду и жилище кочевых казахов [9, л. 34].

Так, например, касаясь ареала территориального обитания казахов, исследователь отмечает: «Географическое распространение казахов огромно. Западной границей его является нижнее течение Волги. Значительные полосы казахского населения тянутся по южной окраине Зауралья и Западной Сибири. На востоке летние кочевья казахов простираются вглубь монгольского Алтая, на правобережье Чёрного Иртыша и в бассейне озера Кобдо. На юге некоторое количество казахов зарегистрировано в пределах Туркменистана, к востоку от залива Кара-богаз-гол, в Таджикистане они имеются в небольшом количестве по нижнему течению реки Вахша [9, л. 35].

Как отмечал Н. Г. Маллицкий: «Значение слова "казах" точно не выяснено, и попытки связать его с именем какого-либо древнего народа, упоминаемого у классических авторов, обречены на неудачу... Из всех народов по особенностям своего быта ближе всего стоят к казахам, равно как и к киргизам, тюрки времён орхонских надписей. Слово "казах" означает, по-видимому, скитальца, вольницу. В народной этимологии существует несколько объяснений этого слова. Одно из таких объяснений сближает слово "казах" с арабским словом "гази" (газы-хак, т. е. вои-

тель за истинную веру). Так называлась ещё в IX-X столетиях пограничная вольница в мусульманских странах Средней Азии... Можно предполагать, что название "гази" прилагалось также к тем тюркам, которые добровольно обращались в ислам и становились, таким образом, союзниками мусульман в борьбе со своими оставшимися в язычестве единоплеменниками» [9, л. 36].

На наш взгляд, данное утверждение Н. Г. Маллицкого достаточно спорно, особенно если учесть, что казахи относительно поздно приняли ислам, и в данном случае не вполне логично, что их называют ярыми борцами за исламскую веру, тем более что пережитки язычества (тенгрианства, шаманизма, анимизма, тотемизма) наблюдаются в духовно-религиозной жизни казахского народа вплоть до настоящего времени.

Далее он отмечает природную сметливость казахов: «Казахи отличаются острым зрением и тонким слухом. Голос звучный -верстою шакырым называется расстояние, покрываемое голосом человека. Существует такая мера "бер курюм", - расстояние, на котором глаз казаха может различить животное (барана, лошадь или верблюда) [9, л. 37].

Н. Г. Маллицкий подчёркивает, что «жизнь на открытом воздухе в степи, подверженной резким климатическим контрастам, закалила организм казахов, чему способствует также простая не раздражённая пища, лишённая пряностей». Также он отмечает трудовую деятельность мужчин и женщин: «Как народ скотоводческий, казахи выработали сложные технические приёмы выпаса скота и ухода за животными в младенчестве и болезни, при доении, стрижке и случке. Хотя главная забота о скоте - доение, уход за молодыми животными, подсчёт стада и обработка его продуктов - лежала на женщинах, тем не менее, на долю мужчин выпадала роль наиболее ответственная, хотя с вида далеко не столь хлопотливая, - выбор пути, а также места стоянок и определение их продолжительности, в зависимости от состояния подножного корма и в связи с условиями водопоя, с таким расчётом, чтобы для той или иной породы скота были отведены подходящие пастбища, и чтобы остался запас травы на обратный путь и на зимнее время. Для лошадей выбираются заросли лучших

трав, для баранов и верблюдов отводятся участки с горькими солонцеватыми и даже колючими травами, с другой стороны верблюдов нельзя пускать на низменные, болотистые места, где имеется обилие слепней и мошкары. Умение казахов разбираться в свойствах растительного покрова степи, пригодного для разных пород скота поразительно» [9, л. 38].

Отмечая ведущую роль скотоводства, Н. Г. Маллицкий не забывает упомянуть и другие хозяйственные занятия казахов -охоту, рыболовство, бортничество. Он отмечает: «Рыболовство распространилось среди беднейших казахов под влиянием каракалпаков, русских и туркмен. Орудия лова острога, петля и т. д. Зверей и птиц ловят при помощи силков (тузак), капканов и ловушек из камней. Зато охота с ловчими птицами (соколы, беркуты, ястребы, кобчики) всего семь пород составляла любимую забаву богатых людей. Следует также отметить охоту верхом на волка, которого убивают ударами особой толстой нагайки. Имеются борзые собаки, так называемой туркменской, точнее, персидской или арабской породы» [9, л. 39].

Иными словами, хозяйство кочевых казахов носило комплексный характер. Наряду с кочевым скотоводством, казахи занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством, т. е. сочетали один вид хозяйственной деятельности с другим.

Разнообразны формы народного стихо-сочинительства. Это связано с тем, что ни одно событие, ни один праздник в казахской семье не обходился без песни. Как отмечает Н. Г. Маллицкий: «Замечательно развитие среди казахов народной словесности, в виде бесчисленного количества песен, плачей по умершим, пословиц, загадок, скороговорок, сказок, в том числе и про животных» [9, л. 40]. Поэзия развита по большей части лирическая. Любимая поэма казахов о трагической любви Баян-Сулу и Козы-Корпеша, в качестве памятника над могилами героя и героини указывают развалины буддийской ступы в долине реки Аягуза. Казахский фольклор носит на себе следы заимствований не только из мусульманских, но и из монгольских источников, встречается много так называемых ходячих сказаний, широко распространённых между всеми народами мира

(например, магическое бегство от чудовища, во время которого бегущий бросает позади себя мелкие вещи, превращающиеся в гору, лес или озеро и таким образом задерживающие чудовище, далее сказка об удачливом отгадчике) [9, л. 40 об.].

Иными словами, исследователь подчеркнул, что казахский фольклор имеет глубокие историко-культурные корни, связан с творчеством многих соседних этносов. Говоря о казахском сказочном фольклоре, он отмечает: «. следует особо выделить рассказы о ловком обманщике, Кусе или Алдар-Кусе. "Кусе" -значит безбородый и безусый человек, в народном представлении эта примета почему-то связывается с особенной хитростью, лукавством и изворотливостью» [9, л. 41].

Однако стоить напомнить, что Алдар-Кусе обычно обманывает баев, мулл, купцов, торговцев, но никогда простой народ. Напротив, он, как и другой легендарный восточный герой - Ходжа Насреддин всегда выступает на стороне слабых и обиженных.

Говоря об особенностях народной музыкальной культуры Н. Г. Маллицкий отмечал: «Выдающуюся особенность казахской поэзии составляет антифонное пение. В некоторых случаях, например, во время свадьбы, девушки и молодые люди разделяются на два хора и поют песни попеременно. Импровизация вообще имеет в казахской поэзии большое значение. Существуют особые певцы и рапсоды оленгчи, кюйши и акыны, которые сохраняют народные песни и былины, а также акыны составляют новые. Оленгчи и особенно акыны - желанные гости на торжествах, во время которых они поют песни эпического и лирического содержания, импровизируют похвалы хозяину или наоборот, едко высмеивают недостаточно щедрых. Обычно сравнение щедрого хозяина или воспеваемого героя с величественною горою Алатау» [10, с. 18-19].

Немалый интерес представляет труд Н. Г. Маллицкого «Ташкент. Исторический очерк», в котором автор отмечает: «В XV веке в степях по северным окраинам Средней Азии появляются тюркские орды казаков (казахов. - Г. О., С. К., Р. К.), которых мы именуем киргиз-кайсаками и узбеков, вытесненных из Европейской России возраставшим могуществом Московского государства. Это

новое усиление кочевого тюркского элемента немедленно отразилось на судьбах Средней Азии и в частности Ташкента» [10, с. 20].

Далее автор приводит следующий интересный факт, что «можно подумать, что киргизы (казахи. - Г. О., С. К., Р. К.) никогда и не знали другого врага, кроме калмыков. В 1723 году калмыцкий полководец Галдан-Церен овладел Ташкентом, один их холмов к северу от Ташкента и доселе называется Калмак-Чиккан. В долине Чирчика имеется арык (калмак - арык). Гораздо важнее были отношения к киргизам. В XVIII веке Ташкентом владели киргизские ханы Большой Орды» [10, с. 21].

И далее говоря о местах расселения тюркских племенных объединений, Н. Г. Мал-лицкий подчёркивал, что «тюркское племя канглы, обитали по Средней Сырдарье и сохранились, особенно в Ташкентском уезде, которые были главной основой тюркской орды, в настоящее время в Ташкентском уезде встречаются степные киргизы, разных родов, особенно "сыргели", которые являются недавними пришельцами из Чимкентского уезда, и канглы, которые здесь жили до русского завоевания» [11].

На наш взгляд, оценки Н. Г. Маллицкого вполне обоснованы, объективны и достоверны с точки зрения новых данных. Как он отмечает: «Ташкент и его окрестности, вилает Ходжент до 1784 года входили в состав Казахского ханства. После смерти Толе би Али-бек улы в 1780 годах Ташкентом управлял Жунис кожа» [12].

В советское время Н. Г. Маллицкий выступает в роли крупного знатока культуры и быта народов Центральной Азии, опытного организатора научных экспедиций и педагога. До конца своей жизни Н. Г. Маллицкий занимался преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях г. Ташкента, в частности, САГУ, ТВИ, читал лекции по истории, этнографии народов Центральной Азии, разработал и издал программу по этнографии узбекского народа, тесно общался с А. А. Диваевым. Он неустанно призывал молодых исследователей к системному рассмотрению нарративных источников, к исчерпывающему привлечению всех доступных письменных источников, во всей их гамме разновременных разнохарактерных и нередко

противоречивых данных. Н. Г. Маллицкий не раз подчёркивал, что без разрешения источниковедческих проблем, без всесторонней и взаимной проверки различных источников, используя лишь отдельные или фрагментарные сведения, невозможно ответить на многочисленные и разнообразные вопросы, необходимость разработки которых все больше ощущают исследователи древней, средневековой и новой истории народов Центральной Азии.

Таким образом, имя Н. Г. Маллицкого никогда не будет забыто в истории нашей культуры, в истории мировой науки. Вышесказанное вполне достаточно для ещё одного подтверждения многогранности таланта Николая Гурьевича Маллицкого, для необходимости широкого и глубокого изучения научного наследия выдающегося учёного в целях дальнейшего развития исторической науки.

Иными словами, следует отметить, что научные поиски Н. Г. Маллицкого содействовали существенному углублению исторических знаний о прошлом народов Центральной Азии. Но его портрет как талантливого учёного-историка воссоздан ещё не полностью. Потребностью времени в этом отношении выступает задача адекватной оценки

вклада Н. Г. Маллицкого в духовную сокровищницу казахской нации, в развитие отечественной исторической мысли и мировой тюркологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Флыгин Ю. С. Тернистый путь Н. Г. Маллицкого, одного из основателей университета в Ташкенте // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвя-щённой 90-летию со дня образования Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека. - Ташкент, 2008. - С. 250.

2. Аминов А. А., Бабаходжаев А. Х. Экономические и политические последствия присоединения Средней Азии к России. - Ташкент, 1966.

3. Лунин Б. В. Средняя Азия в научном наследии Отечественного востоковедения. - Ташкент, 1979.

4. ЦГАРУз. Ф. 2868. Оп. 1. Д. 286. Л. 17.

5. ЦГАРУз. Ф. 34. Оп. 1. Д. 982. Л. 36 об.

6. Байтанаев Б., Диваев А. А. Очерк жизни деятельности. - Алматы, 2004.

7. ЦГАРУз. Ф. 34. Оп. 1. Д. 1187. Л. 47.

8. ЦГАРУз. Ф. 2773. Оп. 1. Д. 251.

9. ЦГАРУз. Ф. 2231. Оп. 1. Д. 49.

10. Маллицкий Н. Г. Ташкент. Исторический очерк. - Ташкент, 1927.

11. Маллицкий Н. Г. История Ташкента под Ко-кандским владычеством.

12. Протоколы заседаний Туркестанского кружка любителей археологии Год 5. - Ташкент, 1900. - С. 127.

Информация о статье

Дата поступления 22 августа 2017 г.

Дата принятия в печать 30 октября 2017 г.

Сведения об авторах

Отарбаева Гулжан Кобеевна - канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой всеобщей истории и музейного дела Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова (Шымкент, Казахстан)

Адрес для корреспонденции: 160012, Республика Казахстан, Шымкент, пр. Тауке хана, 5

E-mail: gul_4979@mail.ru

Косанбаев Сакен Курбанбекович - старший преподаватель факультета по работе с иностранными студентами Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова (Шымкент, Казахстан)

Адрес для корреспонденции: 160012, Республика Казахстан, Шымкент, пр. Тауке хана, 5 E-mail: gul_4979@mail.ru

Article info

Received August 22, 2017

Accepted October 30, 2017

About the authors

Otarbayevа Gulzhan Kobeevna - Candidate of Historical sciences, Associate Professor, Chief of the Department of General History and Museum Studies of Auezov South Kazakhstan State University (Shymkent, Kazakhstan) Postal address: 5, Tauke khana pr., Shymkent, 160012, Republic of Kazakhstan

E-mail: gul_4979@mail.ru

Kosanbaev Saken Kurbanbekovich - senior teacher of the Faculty of Work with Foreign Students of Auezov South Kazakhstan State University (Shymkent, Kazakhstan)

Postal address: 5, Tauke khana pr., Shymkent, 160012, Republic of Kazakhstan E-mail: gul_4979@mail.ru

Камалдинов Рахимбек Абсатович - канд. ист. наук, доцент, директор департамента стратегического развития и управления качеством Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова (Шымкент, Казахстан)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для корреспонденции: 160012, Республика Казахстан, Шымкент, пр. Тауке хана, 5

E-mail: gul_4979@mail.ru Для цитирования

Отарбаева Г. К., Косанбаев С. К., Камалдинов Р. А. Отражение культуры и быта казахского народа в трудах Н. Г. Маллицкого // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 248-256. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4.248-256.

Kamaldinov Rahimbek Absatovich - Candidate of Historical sciences, Associate Professor, Director of the Department of Strategic Development and Quality Management of Auezov South Kazakhstan State University (Shymkent, Kazakhstan)

Postal address: 5, Tauke khana pr., Shymkent, 160012, Republic of Kazakhstan E-mail: gul_4979@mail.ru

For citations

Otarbayevа G. K., Kosanbaev S. K., Kamaldi-nov R. A. Reflection of the Kazakh nation of culture and life in the works N. G. Mallitsky. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 4 (16), pp. 248-256. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2017.4.248-256 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.