АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_226 УДК 343.98
О ВИДАХ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ON THE TYPES OF CONTROL AND SUPERVISION IN THE IMPLEMENTATION OF THE TASKS OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES
МУСТАФИНА Гульнара Мажитовна,
доцент кафедры профессиональной подготовки, Уфимский юридический институт МВД России. 450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: ornella1103@mail.ru;
MUSTAFINA Gulnara Mazhitovna,
Associate Professor of Department of professional training Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450103, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: ornella1103@mail.ru
Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются виды контроля и надзора при реализации задач оперативно-розыскной деятельности. Освещаются проблемные аспекты реализации отдельных видов контроля и надзора и их влияния на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. В рамках научной статьи предлагается внесение изменений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности в разделе контроля.
Abstract: This article discusses the types of control and supervision in the implementation of the tasks of operational investigative activities. The problematic aspects of the implementation of certain types of control and supervision and their impact on ensuring the protection of human and civil rights and freedoms are highlighted. Within the framework of the scientific article, it is proposed to amend the legislation on operational investigative activities in the control section.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, противодействие преступности, принципы оперативно-розыскного производства, уголовное судопроизводство, оперативно-розыскная деятельность.
Keywords: human and civil rights and freedoms, crime prevention, principles of operational investigative proceedings, criminal proceedings, operational investigative activities.
Для цитирования: Мустафина Г.М. О видах контроля и надзора при реализации задач оперативно-розыскной деятельности // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 226-227. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_226.
For citation: Mustafina G. M. On the types of control and supervision in the implementation of the tasks of operational investigative activities // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 226-227. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_226.
Статья поступила в редакцию: 25.02.2023
Права и свободы человека и гражданина[1] обязаны обеспечивать все правоохранительные органы путем контроля и надзора за их исполнением, привлечением к ответственности за некачественное исполнение своих функций по их защите. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) определяет возможности осуществления данного контроля и надзора в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Надлежащее законодательное определение видов контроля, надзора, а также разграничение полномочий позволяет предотвратить вредоносное влияние проверяющих субъектов на ОРД.
В рамках научной статьи предлагается рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются правоприменители, осуществляющие ОРД из-за чрезмерного контроля и надзора, создания волокиты со стороны субъектов контроля и надзора.
В статье 20 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД») в качестве субъектов контроля определены Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации[2]. В дополнение к вышеописанной статье ФЗ «Об ОРД» устанавливает в статье 21 - прокурорский надзор, и в статье 22 - ведомственный контроль в качестве способов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина[2].
В статье 21 ФЗ «Об ОРД» установлено, что неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность^]. Однако, нигде в законах не предусмотрена ответственность за превышение полномочий по надзору со стороны прокуратуры в отношении[3] органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, что негативно отражается на свободе действий органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия. В ходе анкетирования оперативных сотрудников МВД России очень часто встречаются ссылки на действия сотрудников прокуратуры, явно ограничивающих полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В ходе анкетирования и анализа теоретических исследований проблем прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью выявлены следующие негативные аспекты:
1) Осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью по аналогии с уголовно-процессуальным законода-тельством[5]. Уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность осуществляется разными субъектами правоприменения, порой, имеющих разный уровень правовой подготовки. Лица, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность имеют высшее юридическое образование, используют только гласные способы проведения проверки сообщения и в своей деятельности руководствуются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее УПК РФ). Лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность не всегда имеют высшее юридическое образование, чередуют гласные и негласные способы проверки поступивших сведений и руководствуются в своей деятельности ФЗ «Об ОРД» [2]. При этом, оперативно-розыскные мероприятия могут проводится и без соблюдения принципов, указанных в УПК РФ,
Уголовно-правовые науки
но с соблюдением принципов, установленных ФЗ «Об ОРД» для получения ориентирующей информации.
Зачастую прокурорские работники, осуществляя проверку материалов ОРД действуют по аналогии с уголовно-процессуальными нормами в отношении дознания, возвращая материалы на доработку с письменными указанием о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий и даже указанием тактики его проведения.
2) Неравномерность распределения ответственности между субъектами контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью и их исполнителями.
В соответствии со статьей 21 ФЗ «Об ОРД» [2] за неисполнение законных требований прокурора, предусмотрена ответственность. Однако, за превышение или злоупотребление полномочиями при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью ответственность в ФЗ «Об ОРД» не предусмотрена. Имеющаяся коллизия в законодательстве позволяет осуществлять несоразмерно широкое толкование полномочий прокурора в области надзора за оперативно-розыскной деятельностью и чрезмерное сужение толкования правовых норм со стороны правоприменителей (оперуполномоченных).
3) Аналогичная позиция законодателя прослеживается и в статье 22 ФЗ «Об ОРД» предписывающего персональную ответственность руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность[2]. В целях минимизации рисков руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность пытаются максимально узко осуществлять толкование правовых норм при реализации полномочий.
4) Наличие требований об оформлении результатов оперативно-розыскных мероприятий на бумажный носитель также является одним из аспектов негативно влияющих на скорость выявления, раскрытия преступлений. Так, при проведении проверки, полученного в составе следственно-оперативной группы сообщения сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность обязан оформлять результаты оперативно-розыскного мероприятия «опрос» на бланке объяснения даже в случае получения отрицательного результата. В итоге, при анализе материалов проверки можно найти около десяти объяснений, содержание которых идентично и трактует о том, что опрашиваемое лицо не знает о факте совершения общественно опасного деяния и лицах, которые бы могли это сделать.
Наличие обязательства об оформлении на материальном носителе не имеющей ценной и доказательственной информации порождает следующие негативные аспекты: затрачивается время на оформление результатов оперативно-розыскного мероприятия; оформленные результаты не имеют юридической силы и не несут в себе никакой пользы в раскрытии преступления; затрачиваются материально-технические средства; утрачивается возможность полноценного использования тактических особенностей проведения оперативно-розыскного мероприятия в силу необходимости протоколирования;
Кроме того, в рамках ведомственного контроля и прокурорского надзора часто подготавливаются письменные указания о необходимости расширения круга вопросов к опрашиваемым лицам, а также подготовки рапорта или справки о количестве опрашиваемых лиц, полученных результатах и дальнейших планах по раскрытию преступления, что само по себе нарушает принципы уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства.
Таким образом, исполнители, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность сталкиваются с проблемами чрезмерно широких полномочий прокурорского надзора и жесткого ведомственного контроля. В результате лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность придерживаются формального подхода реализации своих полномочий. Необходимость постоянного предоставления отчетов, справок снижает эффективность оперативно-розыскной деятельности, отвлекая силы и средства на формальное исполнение возложенных функций.
С авторской точки зрения, предлагается планомерный отказ от оформления результатов оперативно-розыскной деятельности на бумажных носителях в пользу видеопротоколирования, что позволит избежать излишнего формализма при выполнении служебных обязанностей.
Видеопротоколирование является более объективным и качественным способом фиксации информации на определенном носителе, дающим возможность подробного отражения происходящей действительности^]. В том числе обязанность фиксации управленческих решений по контролю и надзору на электронных носителях позволит увеличить прозрачность.
Внедрение в законодательство ответственности субъектов контроля и надзора повысить эффективность осуществления оперативно-розыскной деятельности и качество обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023).
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.garant.ru (дата обращения: 25.01.2023).
3. Колесников, Андрей Васильевич Прокурорский надзор за исполнением законов при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности : диссертация к.ю.н. // Электронная библиотека диссертаций. URL: https://www.dissercat.com
4. Мурсалимов А.Т. Видеопротоколирование - принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2020. № 1. С. 161 -165.
5. Никитин Е.Л., Дытченко Г.В. Современная парадигма прокурорского надзора за исполнением законом в оперативно-розыскной деятельности // Кримина-листъ № 1 (14). 2014. С. 73-80.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (date of appeal: 01.02.2023).
2. On operational investigative activities: Federal Law № 144-FZ of August 12, 1995 //Official Internet portal of Legal Information. URL: www.garantru (accessed: 25.01.2023).
3. Kolesnikov, Andrey Vasilyevich Prosecutorial supervision over the execution of laws when using the results of operational investigative activities in the investigation of crimes against the person committed in conditions of non-obviousness : dissertation of Candidate of Law // Electronic library of dissertations. URL: https://www.dissercat.com
4. Mursalimov A.T. Video recording - the principle of observance of human and civil rights and freedoms // Actual problems of the state and society in the field of ensuring human and civil rights and freedoms. 2020. No. 1. pp. 161-165.
5. Nikitin E.L., Dytchenko G.V. The modern paradigm of prosecutorial supervision over the execution of the law in operational investigative activities // Criminalist No. 1 (14). 2014. pp. 73-80.