Научная статья на тему 'О вхождении понятия «Социальная ответственность» в педагогическую науку и практику'

О вхождении понятия «Социальная ответственность» в педагогическую науку и практику Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
431
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лощилова Марина Андреевна

The changes which take place in the life of Russian society demand from graduates responsible attitude to their own choice. This article presents the analysis of scientific approaches to the problem of social responsibility, the results of the tests received in the Yurga branch of Kemerovo University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About introduction of "social responsibility" notion into pedagogical theory and practice

The changes which take place in the life of Russian society demand from graduates responsible attitude to their own choice. This article presents the analysis of scientific approaches to the problem of social responsibility, the results of the tests received in the Yurga branch of Kemerovo University.

Текст научной работы на тему «О вхождении понятия «Социальная ответственность» в педагогическую науку и практику»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

*

социальной действительности предполагают соответствующее реагирование системы образования в вопросах формирования личности, умеющей жить и взаимодействовать в условиях многообразия, разрешать возникающие конфликты и противоречия, выбирая для этого конструктивные способы, что центрирует внимание на вопросах толерантности.

Во-вторых, принятие толерантности в образовательном процессе означаетреализацию необходимых условий, способствующих усвоению субъектами образовательного процесса способов рационального, партнерского, неконфликтного, толерантного взаимодействия.

В-третьих, мы считаем, что если сможем оказать реальную помощь в организации толерантного взаимодействия в системе «учитель — ученик», то приобретенный опыт может быть перенесен на все системы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование — 2002. - №4. -с.254-269

2. Толерантность — идеология гражданского мира. — М.: «Бонфи», 2001. — 48с.

ЛАБИКОВА Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры общей педагогики ГОУ ВПО ОмГПУ, филиал в г.Таре, соискатель межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.02.2007 г.

© Лабикова М.Н.

УДК 378.035

М. А. ЛОЩИЛОВА

Омский государственный педагогический университет

О ВХОЖДЕНИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАУКУ И ПРАКТИКУ

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в жизни российского общества, которые требуют от выпускников любого образовательного учреждения ответственного отношения к собственному выбору, умения принимать осознанные решения и действовать с учетом интересов окружающих.

В рамках данной статьи считаем целесообразным рассмотреть состояние социальной ответственности в психолого-педагогической, философской литературе и проанализировать результаты анкетирования, проведенного в Филиале «КемГУ» в г. Юрге.

Для раскрытия сущности социальная ответственность раскроем категорию ответственность. Этимологический анализ термина «ответственность» свидетельствует о том, что в русском, английском, немецком, французском языках ответственность всегда связана с исполнением обязанностей, долга, с необходимостью отчитываться за свои поступки.

Философское понимание «ответственности» отражает «объективный, исторический конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом, выражает социальные и морально- правовые отношения личности к сообществу, которые характеризуются выполнением своего нравственного долга и правовых норм» [8, 469].

В этике «ответственность» определяется как категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, степени участия личности в совершенствовании общественных отношений.

В психологии «ответственность» рассматривается как концентрированный контроль над актами деятельности индивида, критерий исполнения ими нормативов, которые проецируются с помощью диф-

ференцированных форм, как наблюдение и оценка социального поведения.

Педагогический энциклопедический словарь ответственность определяет как отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему[5,182].

Анализ работ, разных авторов по проблеме ответственности позволяет так же увидеть многообразие подходов и неоднозначность характеристики данной категории.

Категорию ответственности выделял С. Т. Шацкий, который впервые сделал попытку анализа педагогических функций самоуправления посредством организации труда детей в условиях загородных объединений. Именно самоуправление ведет к формированию таких качеств личности как ответственность и инициативность.

Также С. Т. Шацкий определял формирование ответственности детей как следствие демократического стиля педагогического руководства.

С именем А. С. Макаренко в педагогике связан новый этап в разработке теоретического подхода к категории ответственности. Макаренко рассматривал ответственность как чувство, переживание личности, а также как функцию органов самоуправления и ха-

рактеристику организованного коллектива. Главным и системообразующим среди этих понятий является «ответственная зависимость» [3,15].

Огромное значение формированию ответственности личности придавал и В.А. Сухомлинский, который отмечал: «Гражданственность — это, прежде всего, ответственность, долг — та высшая степень духовной жизни человека, на которой он отдает себе служению идеалу» [6,44].

Г.В. Ковалева определяет «ответственность» как интегральное качество личности, определяющее поведение человека на основе осознания им зависимости деятельности от общепринятых целей и ценностей. Н.Я. Голубкова, Н.И. Скорбилина в свою очередь, понимают ответственность как составляющую социального поведения, наряду с социальным самочувствием и социальной идентификацией, как качество личности, которое формируется и развивается в учебно-воспитательном процессе; как цельное качество, определяющее направленность всей жизнедеятельности человека.

Встречается и еще одна точка зрения, авторы которой (А.Ф. Никитин) определяют «ответственность» близко к понятию обязанность как обязательство, как успешное сознательное выполнение человеком социальных или нравственных норм. С.Ф. Анисимов определяет «ответственность» как совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к отдельным своим членам в виде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость [2,20].

Дальнейшее изучение понятия «ответственности» позволило выделить его виды. А.И. Ореховский и многие его сторонники предлагают рассматривать такие виды, ответственности: экономическая, политическая, моральная, социальная. Н.И. Скорбилина предложила выделять внешнюю и внутреннюю, индивидуальную и коллективную, личностную и социальную.

Анализ категории «ответственность» указывает также на наличие разных точек зрения среди исследователей данного феномена по поводу структурных элементов, составляющих его сущность.

В структуру ответственности, как элемента индивидуального нравственного сознания, Е.В. Бондаревская предлагает включить три вида компонентов:

1) нормативный (нравственные знания, моральные понятия, принципы, идеи);

2) оценочный (оценки и самооценки, идейно осознанные оценочные критерии, используемые личностью в практической деятельности);

3) регулятивный (нравственные чувства, отношения, убеждения регулирование поведения человека, представления должны переплавиться в горниле сознания каждого человека).

Возвращаясь к характеристике понятия ответственности, следует рассмотреть также ее функции:

1. Смыслообразующая - проявление ответственности тесно связано с коммунистической идейностью и моралью. Занимать ответственную социальную позицию может лишь тот, кто понимает, для чего он совершает то или иное дело, понимает свой долг, свои обязанности в любых обстоятельствах и при любой обстановке.

2. Нормативно-регулирующая - выражение нравственных отношения данного общества. Поскольку в нравственной ответственности концентрируется весь комплекс моральных требований, которые ориентируют личность в выборе необходимых для пользы обще-

ства поступков, сознание ответственности выступает в виде одного из способов моральной регуляции общественных отношений.

3. Направляющая - проявляется в том, что высоко развитое чувство ответственности рождает в личности новые потребности, которые оценивают поведение ее с точки зрения определенных моральных ценностей данного общества и одновременно выступают в качестве контрольного механизма, связанного с проявлением потребности личности, ее поступков.

4. Координирующая - связана с тем, что ответственность представляет собой синтез социально значимой цели, путей и способов ее достижения.

Принимая позиции всех выше рассмотренных автором, под «ответственностью» мы понимаем качество личности, отвечающее за принятие и выполнение ею определенных обязательств, основанных на требованиях, предъявляемых обществом.

Отечественные исследователи также по-разному понимают социальную ответственность. К. Музды-баев определяет социальную ответственность как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых норм, использовать ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия [4,40]. А.Ф. Плахотный выделяет социальную ответственность как категорию для обозначения меры свободного проявления социальным субъектом своей обязанности и права избрать в конкретных условиях оптимальный вариант отношения к действительности, исходя из прогрессивных интересов общества. Социальная ответственность показатель социальной зрелости личности, и является ее интегральной характеристикой, определяющей поведение человека на основе осознания зависимости деятельности от общепринятых целей и ценностей.

Г.В. Ковалева определяет социальную ответственность как интегральное качество личности, показатель ее социальной зрелости считает ее интегральной характеристикой, определяющей поведение человека на основе осознания зависимости деятельности от общепринятых целей и ценностей. Т.Н. Сидорова рассматривает социальную ответственность как интегральное качество личности, определяющее поведение и деятельность человека на основе осознания и применения им необходимой зависимости этой деятельности от общественных целей и ценностей [7,31]. У Т.Н. Головатенко социальная ответственность служит показателем развития личности, а именно критерием ее социальной зрелости, которая выражается в потребности и самореализации себя в обществе. А.Ф. Никитин понимает социальную ответственность как обязательство, это то, что очень близко по смыслу к понятию обязанность.

Отметим, что в литературе по-разному представлена структура социальной ответственности. В исследовании Е.П. Басовой представлена следующая функциональная структура (таблица 1).

Как видно из таблицы, основными компонентами социальной ответственности является когнитивный, мотивационный и поведенческий.

В работе Г. Ковалевой предложен еще один вариант структуры (таблица 2).

На основании анализа работ отечественных исследователей, можем, говорить о том, что, под социальной ответственностью мы понимаем интегративное качество личности, определяющее поведение человека на основе осознания им социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий в социуме, как добровольно принятое человеком личное обязательство выполнять конкретное дело и

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

*

Функциональная структура социальной ответственности

1. Основные функции 2. Компоненты 3. Результаты функционирования 4. Эмпирические показатели 5. Количественные показатели

1. Смыслообразующая Идейно- нравственный (когнитивный) Ценностные установки и ориентации Знания и умения Степень осведомленности

2. Нормативно -регулируюгцая Волевой (мот ивацио нн ый) Ценностные отношения к ответственности и ее применению Оценочные суждения и мнения Степень солидарности

3. Координирующая Деятельностный (поведенческий) Ответственный характер действий Поведенческие позиции Степень устойчивости

Таблица 2

Структура социальной ответственности

Социальная ответственность

когнитивный мотивационный волевой деятель н остн ый

Система усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в обществе Иерархия мотивов социал ьно- отв ет ст в енн ого поведения Нравственные устремления в реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать деятельность Способность и готовность человека осуществлять осознанный выбор определенной линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия; определять необходимые ограничения в поведении

обеспечивать его удовлетворительное завершение.

С целью выяснения отношения студентов к своим обязанностям, восприятию ими чувства долга, понимание своей ответственности свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного в Филиале ГОУ ВПО «КемГУ» в г. Юрге, которое охватило 185 студентов. При анализе анкет были получены и обработаны следующие результаты.

На вопрос: «Что такое ответственность?» 29,2 % респондентов ответили, что это способность человека выполнять все поручения, исполнять обещания, добросовестно вести себя во время занятий и на переменах.

16,6 % отмечают, что это способность людей отвечать за свои действия, поступки, то есть отвечать за их неисполнение. 9,8 % студентов размышляют, что ответственность - это обязанность, обязательство всех граждан.

8,4 % отметили, что ответственность — это качество личности, которое необходимо формировать и развивать каждому студенту. Для 5,6 % ответственность — это чувство долга, а для 1,2 % ответственность связана с совестью.

На другой вопрос: «Как вы оцениваете свой уровень ответственности?» студентам предложено было выбрать один из трех предложенных уровней: низкий, средний, высокий. Итак, 4 % человек честно оценили свою низкую ответственность (...«на меня нельзя положиться, отсутствие памяти, желания и др.»). 14 % студентов утверждали о наличии высокого, развитого уровня ответственности, что, по их мнению, выражается в исполнении обещаний, действий, поступков; 51 % студентов уверенно заявили о среднем уровне своей ответственности. Хочется отметить и тех, для кого данная анкета вызвала затруднение в силу различных причин. 29,2 % не смогли раскрыть содержание данного понятия совсем и 31 % респондентов не определили свой уровень ответственности. Возможно, на этот вопрос просто не хватило времени, а может, студенты не поняли поставленную перед ними задачу; не смогли выразить свои мысли. Анализируя ответы, хотелось бы подчеркнуть неумение некоторых студентов грамотно и правильно излагать свои мысли, философски обобщать. В ответах немно-

гих студентов есть конкретное представление о том, что такое ответственность.

Анализ результатов показал, что проведенное анкетирование является уместным в филиале, а выявленные проблемы актуальными и волнуют большинство студентов. А это свидетельствуют о заинтересованности студентов в повышении эффективности образовательного процесса филиала «КемГУ» в г. Юрге.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что социальная ответственность зарождается, развивается и формируется в процессе включения субъекта ответственности в общественные отношения.

Таким образом, проведенный выше анализ теоретических подходов к проблеме социальной ответственности, анализа анкетирования среди студентов показывает сложность и актуальность рассматриваемой проблемы на современном этапе.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1980.

2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.

3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: (В 8 т.) / Ред. кол. М.И. Кондаков и др. М., 1984.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

5. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бал. М., 2002.

6. Промашкова И.А. Об ответственности как системном качестве личности студента // Материалы научно-практической конференции: Студент на пороге XXI века. Омск, 2003.

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

8. Сидорова Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии,1987, № 5.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 1993.

ЛОЩИЛОВА Марина Андреевна, аспирантка кафедры педагогики ОмГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 06.02.2007 г.

© Лощилова М.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.