Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования толерантного взаимодействия в системе «Учитель-ученик»'

Организационно-педагогические условия формирования толерантного взаимодействия в системе «Учитель-ученик» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабикова Марина Николаевна

На основании теоретического анализа факторов интолерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса и проведенных исследований выявлены факторы, определяющие характер взаимодействия как толерантный, на основе которых выделены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантного взаимодействия в системе «учитель-ученик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of tolerant interactivity formation in the system "teacher pupil"

We made theoretical analyses of intolerant interactivity factors of educational process subjects and found out factors which determined the character of interactivity as tolerant. On the basis of these factors we defined the organizational and pedagogical conditions providing the formation of tolerant interactivity in the system "teacher-pupil".

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования толерантного взаимодействия в системе «Учитель-ученик»»

УДК 373.04

М. Н. ЛАБИКОВА

ГОУ ВПО ОмГПУ, филиал в г.Таре

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕ СКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»_____________________

На основании теоретического анализа факторов интолерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса и проведенных исследований выявлены факторы, определяющие характер взаимодействия как толерантный, на основе которых выделены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантного взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Человечество, вступив в XXI век, столкнулось с новыми проблемами, от решения которых зависит не только дальнейшее развитие, но и само существование современной цивилизации. Утрата нравственных ориентиров, рост проявлений нетерпимости, ожесточенность отношений между людьми, отсутствие взаимопонимания и согласия между ними, ненависть, дискриминация, увеличение агрессии, распространение волнений и конфликтности негативно отразились на всех сферах жизнедеятельности человека и с особой остротой актуализировали проблему взаимоотношений между людьми. Все это привело к интенсивному поиску эффективных механизмов, путей и форм гармонизации социальных отношений, развитию умений индивида «жить сообща», включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства, конструктивного диалога, толерантности.

Проблеме толерантности уделяется особое внимание в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В документе отмечается, что в связи с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и со значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия «особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» [1].

В исследованиях многих авторов (А.Г. Асмолов, Бэтти Э.Риэрдон, Р.Р.Валитова, В.М.Золотухин, С.И.Семенов, М.Б.Хомяков, М. Уолцер и др.) отмечается, что в современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.

За последние годы появились научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется понятие «толерантность», раскрывается сущность толерантного взаимодействия. На сегодняшний день можно выделить ряд работ научных исследований толерантного взаимодействия: И.В.Абакумова (2003), А.Г.Асмолов (2000), Бэтти Э.Риэрдон (2001), Е.Ю.Клепцова (2005), П.Ф. Комогоров (2000), В.Лизинский (2002), И.Г.Пчелинцева (2004), О.Б. Скрябина (2000), П.В.Степанов (2004), Уолцер М. (2000) и др. Широкий круг исследователей, подтверждают, что проблема формирования толерантного взаимодействия представляет собой значительный интерес, а, указанные годы исследований подчеркивают, что данная проблема значительно обозначилась в последнее десятилетие.

Но, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных выше исследований в области решения задач формирования

толерантного взаимодействия мы можем свидетельствовать о недостаточном ее освещении и констатировать, что проблема формирования толерантности требует особого внимания, особенно та ее сторона, где объектом специального изучения выступают условия, способствующие формированию толерантного взаимодействия у субъектов образовательного процесса.

В настоящее время общеобразовательная школа, как и другие образовательные учреждения, испытывает на себе множество отрицательных и негативных последствий растущего социального расслоения, отражает происходящие в обществе процессы. Возросшее число конфликтов, неадекватное оценивание, склонность к применению крайних мер, моральное и психологическое подавление в школьном социуме являются показателями интолерантного взаимодействия в образовательном процессе.

Интолерантное взаимодействие в образовательном процессе представляет собой сложное явление, которое нельзя однозначно оценить как отрицательное. Проявления интолерантности (оскорбления, насмешки, игнорирование, негативные стереотипы, предубеждения, конфликты), с одной стороны, ухудшают морально-психологический климат, вызывают дистрессы, фрустрацию и могут приводить как к нервно-психическим, так и к психосоматическим расстройствам, а с другой стороны - свидетельствуют о накопившихся противоречиях и способствуют поиску путей их решения.

Согласно декларации ЮНЕСКО 1995 года, «... рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно внедрить непосредственно в школьную среду, в ее нравственную атмосферу, ввести во все межличностные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания»[2].

Творческое использование принципа толерантности в образовательном процессе, становится залогом эффективности образования, с одной стороны, а также создает благоприятные условия для дальнейшего распространения толерантности в другие сферы социальных отношений. Это связано с тем, что среда образовательного учреждения обладает мощным потенциалом для раскрытия перед человеком пространства взаимодействия, формирования способности взаимопонимания и сотрудничества, способности общежития в мире толерантности.

Принимая во внимание существующую проблему по формированию толерантного взаимодействия,

ллл\

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

следует признать своевременным и целесообразным необходимость формирования толерантного взаимодействия у субъектов образовательного процесса. При этом недостаточная изученность условий, способствующих формированию толерантного взаимодействия в системе школьного образования, как на уровне структуры и содержания, так и на уровне технологического обучения определяют актуальность проблемы нашего исследования.

Актуальность исследования определяется так же объективно существующими противоречиями между:

- возросшей потребностью образовательного социума в толерантных субъектах и отсутствием у большинства субъектов образовательного процесса навыков толерантного взаимодействия;

- очевидностью интолерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса в практике современной школы и недостаточностью теоретической и практической разработанности данной проблемы;

- необходимостью толерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса и недостаточной разработанностью условий его формирования.

На основании выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования, сущность которой сводится к выявлению комплекса необходимых организационно - педагогических условий, способствующих формированию толерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса, как процесса, требующего специальной и целенаправленной организации.

На наш взгляд, рассмотрению организационно-пе дагогических условий, обеспечивающих толерантное взаимодействие в системе «учитель-ученик» в рамках образовательного процесса должно предшествовать выявление и теоретическое обоснование факторов, обуславливающих их толерантность.

Для объяснения факторов толерантного взаимодействия необходимо, прежде всего, обратиться к самому понятию «фактор». В общественных науках фактор (от лат. factor—делающий, производящий) — это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. В соответствии с данным понятием, под факторами толерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса мы будем понимать причины, которые определяют характер взаимодействия как толерантный.

Многими авторами отмечается, что понимание толерантности достигается путем сравнивания ее с ин-толерантностью. Присоединяясь к данной точке зрения, выявлять причины, определяющие толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса, мы будем путем противопоставления причинам, определяющим интолерантное взаимодействие. Интолерантное взаимодействие мы рассматриваем как деструктивное, конфликтное, которое характеризуется стремлением к превосходству, подавлению партнера по общению.

Как отмечают отечественные и зарубежные авторы (А.Г.Асмолов, Г.В. Безюлева, К. Бютнер, Д. Майерс, Д.Г.Скотт, Г.М. Шеламова и др.) причинами проявления интолерантности в образовательном процессе являются:

- несформированность у педагога, как главного субъекта образовательного процесса, толерантности как профессионально необходимого качества;

- ограниченность информации субъектов о неповторимости и многообразии форм проявления человеческой индивидуальности;

- преобладание в сознании педагогов директивных установок, определяющих их позиции, выбор стратегий и технологий решения задач образования;

- преобладание монологического стиля общения с явным акцентом на авторитарность и манипулирование, что характеризует учебно-дисциплинарную модель педагогического взаимодействия;

- несформированность у субъектов образовательного процесса конфликтологической грамотности.

Проведенные социологические исследования на базе МОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа № 2» подтвердили объективность выделенных причин интолерантного взаимодействия и обозначили острую проблему взаимоотношений в системе «учитель-ученик» в данном образовательном учреждении.

Проведенный нами анализ состояния сформиро-ванности толерантности у учителей школы свидетельствуют о том, что, с одной стороны, учителя отмечают однозначную значимость проблемы формирования толерантности, которую необходимо формировать, в первую очередь, в стенах образовательного учреждения, в процессе обучении и воспитания, а, с другой стороны, отмечают недостаточный сформированный ее уровень у себя.

Экспериментальные данные говорят о том, что только 3% педагогов обладают оптимальным уровнем развития терпимого отношения к детям, 82% педагогов свойственен ситуативный уровень, а 15% педагогов характеризуются низким уровнем развития терпимости к детям. Эти низкие показатели сформированности терпимого, толерантного отношения к детям свидетельствуют о том, что только 3% педагогов способны культивировать и формировать толерантность у своих воспитанников, а 97% педагогов будут испытывать затруднения, так как не способный действовать толерантно во взаимодействии с коллегами, учащимися, их родителями учитель не способен предложить модель поведения, которая бы послужила стимулом и для его партнеров поступать подобным образом.

Для изучения представлений о толерантности учащимся и учителям была предложена анкета, включающая вопросы и шкалу оценивания уровня субъективных представлений, в том числе знаний о понятиях «толерантность» и «интолерантность», «толерантная» и «интолерантная личность», «конфликт», о видах толерантности и способах толерантного общения, о причинах интолерантности в отношениях людей и о способах разрешениях конфликтов, об особенностях конструктивного взаимодействия..

Предметом исследования стали представления 252 учащихся и учителей школы о толерантности, которые подтвердили ограниченность информации респондентов о рассматриваемом феномене (80,8% у учителей и 95,2% у учащихся). Процент, определяющий критический уровень представления о толерантности и у учителей (19,2%) и у учащихся (4,8%) свидетельствует о низкой информированности основных субъектов образовательного процесса о феномене «толерантность», что позволяет сделать вывод, о необходимости расширения границ восприятия окружающего мира, о вооружении знаниями и умениями конструктивно действовать в ситуациях общения и взаимодействия, проявляя толерантность.

Проанализировав типы отношений педагогов к детям по модернизированной нами методике Мара-лова В.Г. «Диагностика типов отношений педагогов к детям», мы также экспериментально смогли обосновать наличие третьей причины интолерантного взаимодействия у субъектов образовательного процесса. В нашем экспериментальном исследовании мы получили данные по семи из восьми теоретически возможных типов отношений педагога к детям. Наиболее представительными оказались три типа:

Таблица 1

Сравнительный анализ факторов интолерантного и толерантного взаимодействия

Факторы интолерантного взаимодействия | Факторы толерантного взаимодействия

Информированность о толерантности

Ограниченность информации | Исчерпывающая информация

Установка личности на общение

Установки, связанные с подавлением, принуждением, стремлением всю деятельность держать под контролем, ограничивать их свободу. Ориентированность педагог взаимод Установки, связанные с ориентацией на равнотравное общение, на сотрудничество, на совместное творчество, взаимопонимание и взаимодействие. кг на модель педагогического ействия

Ориентированность на учебно-дисциплинарную модель педагогического взаимодействия Ориентированность на личностно-ориентированную модель педагогического взаимодействия

Уровень конфликтологической грамотности

Несформированный уровень конфликтологической грамотности Сформированная конфликтологическая грамотность

Сформированностъ толерантности как гро Ьессионально значимого качества у педагога.

Н ес ф ор мир о ванн ост ь Сформированное^

оптимальный, доминирующим и авторитарный, соответственно — 24%, 19%, 32%. То, что оптимальный тип отношений демонстрируют 24% педагогов, в принципе момент положительный, однако хотелось бы, что бы этот процент был больше. 32% учителей составляют авторитарный тип, т.е. это те педагоги, у которых в качестве ведущего в общении с учащимися выступает стремление оценивать их в зависимости от соответствия определенной установки. При этом педагоги, демонстрирующие авторитарный тип отношений, руководствуются директивными установками, которые связаны, прежде всего, с принуждением, стремлением всю деятельность учащихся держать под контролем, ограничивать их свободу, что в данной ситуации определяет позицию ученика как объекта воздействия и, в свою очередь, не способствует выстраиванию доверительных, сотруднических отношений, развитию толерантного взаимодействия у субъектов образовательного процесса.

Согласно методике В.Г.Маралова «Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми» нами были выделены четыре типа ориентированности учителей, из 58 опрошенных. В ходе исследования получены следующие результаты. Более 60% учителей ориентированны на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися, при этом 24,1% учителей демонстрирует умеренную ориентированность на данную модель взаимодействия, а 39,7% учителей характеризуются выраженной ориентированностью. С ярко выраженной ориентированностью на личностную модель взаимодействия с учащимися обнаружено только 15,6% учителей.

Не способность учителей и учащихся в конфликтных ситуациях выбирать конструктивные способы разрешения возникшего противоречия также подтверждены нами экспериментально.

Используя методику К.Томаса (адаптированную к условиям России Н.В.Гришиной) нами были выявлены предпочитаемые стили поведения в конфликте субъектами образовательного процесса. 17% учителей и 12% учащихся потенциально готовы вступать в конфликтное взаимодействие, выбирая стили сотрудничества (8% учителей и 5% учащихся) и компромисса (9% учителей и 7% учащихся). Склонны уйти, избежать конфликтного взаимодействия 51% учителей и 46% учащихся, выбирая стиль уклонения (28% учителей и 31% учащихся) или стиль приспособления (23% учителей и 15% учащихся). Включиться в открытое столкновение, предпочитая стиль соперничества

готовы 32% учителей и 42% учащихся. Как видно из приведенного эксперимента, проблема конструктивного разрешения конфликтов у учащихся и учителей остается актуальной.

Выше мы сделали предположение о возможности рассмотрения факторов, обеспечивающих толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса через противопоставление их факторам, обеспечивающим интолерантное взаимодействие. Поэтому, рассмотрев факторы интолерантного взаимодействия и экспериментально их доказав, в табл. 1 мы приводим сравнительный анализ факторов толерантного и интолерантного взаимодействия.

Понимая под педагогическими условиями такие организационные меры, которые способствуют устранению причин (факторов) интолерантного взаимодействия и реализации толерантного взаимодействия, мы предлагаем комплекс следующих организационно-п едагогических условий, которые способны обеспечить толерантное взаимодействие в системе «учитель — ученик». При этом мы рассматриваем в своей работе лишь те условия, необходимость которых доказана результатами экспериментальной работы, обоснована теоретически, не претендуя на их достаточность и оставляя право за исследователями в поиске других необходимых организационно-педагогических условий.

В общем виде организационно-педагогические условия формирования толерантного взаимодействия, направленные на минимизацию и ликвидацию факторов интолерантного взаимодействия, сформулированы нами следующим образом:

- осуществление комплекса мер по культивированию толерантности у педагога, как компонента его профессиональной культуры, и как черты личности;

- информационное просвещение субъектов образовательного процесса через раскрытие сущностных и содержательных аспектов феномена толерантности;

- создание установки на толерантность, состоящую из осознания значимости, ценности толерантного взаимодействия, готовности и способности субъектов образовательного процесса к сотрудничеству и диалогу;

- организация взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе личностно-ориентир ованного подхода, ориентация педагогов на личностную модель взаимодействия;

- осуществление комплекса мер по повышению конфликтологической грамотности субъектов образования.

Резюмируя выше сказанное, мы можем сделать следующие выводы, которые определяют наше отношение к обсуждаемому вопросу.

Во-первых, многоплановость и противоречивость

ЇЇ31

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

*

социальной действительности предполагают соответствующее реагирование системы образования в вопросах формирования личности, умеющей жить и взаимодействовать в условиях многообразия, разрешать возникающие конфликты и противоречия, выбирая для этого конструктивные способы, что центрирует внимание на вопросах толерантности.

Во-вторых, принятие толерантности в образовательном процессе означает реализацию необходимых условий, способствующих усвоению субъектами образовательного процесса способов рационального, партнерского, неконфликтного, толерантного взаимодействия.

В-третьих, мы считаем, что если сможем оказать реальную помощь в организации толерантного взаимодействия в системе «учитель — ученик», то приобретенный опыт может быть перенесен на все системы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование — 2002. - №4. -с.254-269

2. Толерантность — идеология гражданского мира. — М.: «Бонфи», 2001. — 48с.

ЛАБИКОВА Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры общей педагогики ГОУ ВПО ОмГПУ, филиал в г.Таре, соискатель межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.02.2007 г.

© Лабикова М.Н.

УДК 378.035

М. А. ЛОЩИЛОВА

Омский государственный педагогический университет

О ВХОЖДЕНИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАУКУ И ПРАКТИКУ

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в жизни российского общества, которые требуют от выпускников любого образовательного учреждения ответственного отношения к собственному выбору, умения принимать осознанные решения и действовать с учетом интересов окружающих.

В рамках данной статьи считаем целесообразным рассмотреть состояние социальной ответственности в психолого-педагогической, философской литературе и проанализировать результаты анкетирования, проведенного в Филиале «КемГУ» в г. Юрге.

Для раскрытия сущности социальная ответственность раскроем категорию ответственность. Этимологический анализ термина «ответственность» свидетельствует о том, что в русском, английском, немецком, французском языках ответственность всегда связана с исполнением обязанностей, долга, с необходимостью отчитываться за свои поступки.

Философское понимание «ответственности» отражает «объективный, исторический конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом, выражает социальные и морально- правовые отношения личности к сообществу, которые характеризуются выполнением своего нравственного долга и правовых норм» [8, 469].

В этике «ответственность» определяется как категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, степени участия личности в совершенствовании общественных отношений.

В психологии «ответственность» рассматривается как концентрированный контроль над актами деятельности индивида, критерий исполнения ими нормативов, которые проецируются с помощью диф-

ференцированных форм, как наблюдение и оценка социального поведения.

Педагогический энциклопедический словарь ответственность определяет как отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему[5,182].

Анализ работ, разных авторов по проблеме ответственности позволяет так же увидеть многообразие подходов и неоднозначность характеристики данной категории.

Категорию ответственности выделял С. Т. Шацкий, который впервые сделал попытку анализа педагогических функций самоуправления посредством организации труда детей в условиях загородных объединений. Именно самоуправление ведет к формированию таких качеств личности как ответственность и инициативность.

Также С. Т. Шацкий определял формирование ответственности детей как следствие демократического стиля педагогического руководства.

С именем А. С. Макаренко в педагогике связан новый этап в разработке теоретического подхода к категории ответственности. Макаренко рассматривал ответственность как чувство, переживание личности, а также как функцию органов самоуправления и ха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.