Научная статья на тему 'Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей группы риска'

Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей группы риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ШКОЛЬНАЯ МЕДИАСТУДИЯ / МЕДИАТВОРЧЕСТВО / SOCIAL RESPONSIBILITY / “RISK GROUP” CHILDREN / WEAK LEARNERS / EDUCATIONAL MEDIA TECHNOLOGIES / SCHOOL MEDIA STUDIO / MEDIA CREATIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чемерилова Ирина Альбертовна

В статье раскрываются история создания и содержание работы школьной медиастудии как творческой формы организации работы со школьниками, относящимися к группе риска. Теоретическим и экспериментальным путем обосновано значение использования медиаобразовательных технологий как средства развития познавательных интересов и мотивации к социальной активности, успешной социализации и творческой самореализации, формирования социальной ответственности у детей группы риска. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области воспитания, использования методов наблюдения, опроса, психологических методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чемерилова Ирина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MEDIA TECHNOLOGIES AS A MEANS TO DEVELOP SOCIAL RESPONSIBILITY AMONG “RISK GROUP” CHILDREN

The article describes the history and activity of a school media studio as a form of creative work with “risk group” schoolchildren. Relying on theoretical and experimental data, the author justifies the importance of educational media technologies as a means to develop “risk group” children’s cognitive interests, social responsibility and motivation for social activity, successful socialization and creative self-realization. The research methodology includes analysing scientific literature, summarizing advanced pedagogical experience, observation, interviews and psychological methods.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей группы риска»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.3.1

Чемерилова Ирина Альбертовна

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

В статье раскрываются история создания и содержание работы школьной медиастудии как творческой формы организации работы со школьниками, относящимися к группе риска. Теоретическим и экспериментальным путем обосновано значение использования медиаобразовательных технологий как средства развития познавательных интересов и мотивации к социальной активности, успешной социализации и творческой самореализации, формирования социальной ответственности у детей группы риска. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области воспитания, использования методов наблюдения, опроса, психологических методик.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/3/1 .html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 7-11. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Общая педагогика

General Pedagogy

УДК 378.1 Дата поступления рукописи: 15.09.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.1

В статье раскрываются история создания и содержание работы школьной медиастудии как творческой формы организации работы со школьниками, относящимися к группе риска. Теоретическим и экспериментальным путем обосновано значение использования медиаобразовательных технологий как средства развития познавательных интересов и мотивации к социальной активности, успешной социализации и творческой самореализации, формирования социальной ответственности у детей группы риска. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области воспитания, использования методов наблюдения, опроса, психологических методик.

Ключевые слова и фразы: социальная ответственность; дети группы риска; слабоуспевающие школьники; медиаобразовательные технологии; школьная медиастудия; медиатворчество.

Чемерилова Ирина Альбертовна, к. пед. н., доцент

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары [email protected]

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

У ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Современное общество нуждается в активных, инициативных, самостоятельных, творчески мыслящих гражданах, готовых нести ответственность за свои решения и действия. Следовательно, важнейшая задача, которая сегодня стоит перед общеобразовательной школой, - воспитание молодых людей, имеющих высокий уровень социальной ответственности. Поэтому актуальность темы исследования определяется необходимостью решения задач воспитания обучающихся, относящихся к «группе риска», с помощью современных методов и средств, к которым относятся и медиаобразовательные технологии. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе обобщения опыта работы школьной медиастудии, методов ее работы выявить воспитательный потенциал медиаобразовательных технологий как средства формирования социальной ответственности у детей группы риска. Для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи:

- выявить содержательные характеристики понятия «социальная ответственность», выделить основные критерии и показатели сформированности социальной ответственности как личностного качества;

- изучить опыт использования медиаобразовательных технологий во внеурочной деятельности школьников на примере работы медиастудии «Новый взгляд», созданной в МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары Чувашской Республики;

- обосновать эффективность использования медиаобразовательных технологий для формирования социальной ответственности у детей группы риска в условиях работы школьной медиастудии.

В ходе исследования было определено, что школьная медиастудия является инновационной формой внеурочной деятельности, раскрыто содержание ее деятельности с использованием медиаобразовательных технологий как способов построения деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей; теоретическим и экспериментальным путем обосновано значение использования медиаобразователь-ных технологий для обогащения социального опыта, развития творческого потенциала, формирования социальной ответственности детей группы риска, что и составило научную новизну данной работы.

Различные авторы (Е. А. Мацефук, М. А. Лощилова, О. А. Лаврентьева, И. А. Гладышева, Е. Н. Бобкова, А. С. Воронин, А. П. Трубников и др.) характеризуют социальную ответственность с разных сторон, ее рассматривают как: социально значимую ценность [8], интегральную характеристику поведения человека, основанную на осознании зависимости своей деятельности от общепринятых целей и ценностей [7]; осознанное отношение личности к своим решениям, действиям и поступкам [6]; устойчивое качество личности, направленное на достижение поставленных целей и преодоление возникающих препятствий [4]; как интегративное качество личности, выступающее показателем её социальной зрелости и определяющее поведение человека на основе осознания им социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий [1]. В словаре

терминов по общей и социальной педагогике мы находим следующее определение ответственности: «Способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе социальным, нравственным и правовым нормам и правилам, в результате чего возникает чувство причастности общему делу, а при несоответствии - чувство невыполненного долга» [3, с. 70]. А. П. Трубников определяет [11] социальную ответственность школьника как сложную интегративную характеристику социально-нравственной воспитанности личности, которая выражает способность личности к контролю, саморегуляции своей деятельности и поведения, добросовестному исполнению принятых в молодежном сообществе норм, представлений о социально-нравственном долге, выполнении данных коллективом поручений, обязанностей, готовность отвечать перед коллективом за совершаемые действия и поступки.

На основании анализа вышеуказанных научных работ отечественных авторов под социальной ответственностью мы будем понимать интегративное качество личности, которое выражает сформированность представлений о долге, обязанностях, умение отвечать за свои решения и поступки, способность к контролю, саморегуляции своей деятельности и поведения, выполнению норм, принятых в обществе, готовность к самореализации в социально значимой деятельности, и выделим основные критерии и показатели сформирован-ности социальной ответственности как личностного качества:

- в когнитивной сфере - установка на активное участие в социально значимой деятельности; сформи-рованность нравственного сознания; устойчивая мотивация включенности в созидательное преобразование окружающего мира; интерес к творчеству; позитивный взгляд на мир;

- в эмоциональной сфере - способность к дружеской поддержке и сотрудничеству с ровесниками и взрослыми в достижении поставленных целей, готовность отвечать за свои действия и поступки, проявление нравственных чувств по отношению к окружающим, умение контролировать свои эмоции в сложных ситуациях;

- в деятельно-практической сфере - стремление участвовать в совместной коллективной творческой деятельности; добросовестное выполнение поручений коллектива, способность к переживанию успехов и неудач своего коллектива; активная жизненная позиция, наличие интересов и увлечений; посещение организаций дополнительного образования.

Особенно остро стоит задача формирования социальной ответственности у детей группы риска, в которую дети попадают из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1) генотипические особенности и врожденные дефекты, нарушения здоровья; 2) неблагоприятные социальные условия и жизненные обстоятельства; социально-педагогическая запущенность; 3) нарушения возрастного и психического развития. К данной категории относятся дети, которые в силу определенных обстоятельств жизни больше других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества, часто испытывают трудности в общении, социальной адаптации, взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Часто эту категорию пополняют и слабоуспевающие школьники. «Хроническое» отсутствие успеха в учебе - предпосылка формирования отклонений в поведении детей и подростков, ведь такие школьники, забросив учебу, находят возможность самовыражения в нарушениях дисциплины, дерзком поведении. К сожалению, у многих из них формируются склонности к девиантному, противоправному или суицидальному поведению.

В современной образовательной среде остро стоит проблема реализации равных образовательных возможностей для каждого обучающегося. В условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ количество неуспевающих учащихся в образовательных организациях Российской Федерации существенно возрастает. Нельзя сбрасывать со счетов и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ребенок обучается в коллективе, в котором происходит постоянно подкрепляемое оценками учителей сравнение детей между собой. Следовательно, возникают такие неблагоприятные для слабоуспевающих учеников условия, при которых они выставляются на всеобщее обозрение сверстников и практически ежедневно переживают ситуацию неуспеха.

На фоне частых школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность слабоуспевающих учащихся и детей группы риска исчезает, а мотивация к обучению и социальной активности существенно снижается. Таким образом, возникает ситуация, при которой на представителях таких категорий обучающихся в образовательных организациях «ставят крест», возможности для раскрытия внутреннего потенциала таких учеников практически сводятся к нулю.

У педагогов зачастую нет веры в способности своих слабоуспевающих учеников, а непрерывный контроль без повышения мотивации у детей из групп риска крайне неэффективен. Отсутствие мотивации к обучению и социальной активности у обучающихся может быть обусловлено и тем, что таким учащимся мало что интересно, они не посещают кружки и секции, не читают книги или просто впустую тратят время.

Социальная ответственность воспитывается и при целенаправленном формировании отношения обучающихся к данному качеству как к ценности. При этом важным условием является обогащение их социального опыта, создание благоприятных условий для самоорганизации, самореализации, самоактуализации; реализации творческого потенциала; развития субъектной позиции воспитанников.

Задача школы заключается в том, чтобы привлечь детей группы риска и слабоуспевающих учеников к новым видам творческой деятельности и социальной активности, формировать социальную ответственность. Поиск путей решения этой задачи привел нас к осознанию того, что применение таких инновационных технологий, как технологии медиаобразования, может решать озвученные проблемы.

Медиаобразование - это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками средств массовой информации, основной задачей которого является подготовить подрастающее поколение к жизни в современных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать ее, осознавать последствия

ее воздействия, овладевать способами общения на основе невербальных и вербальных форм коммуникации. Медиаобразовательные технологии - это способы построения деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей. Они могут успешно использоваться в урочной и внеурочной деятельности.

Возможности медиаобразовательных технологий анализируются многими авторами в современной научной педагогической литературе.

Е. А. Бондаренко освещен процесс формирования медиа- и информационной грамотности ученика и учителя с использованием технологий медиаобразования, указаны направления разработки и применения медиаобразования в школе [2].

Н. П. Рыжих раскрывает способы использования данных технологий в развитии познавательных интересов у детей, возможности медиаобразования для развития способностей обучающихся к самостоятельным суждениям и критическому осмыслению действительности, раскрытия их творческого потенциала [9].

Л. И. Саблукова описывает широкие возможности киноискусства для личностного роста и развития обучающихся, формирования мировоззренческих установок каждого ребенка и его ценностных ориентаций [10].

В научных трудах А. А. Журина подчеркивается, что медиаобразование - это не только важный элемент обучения в школе, не только способ развития ребенка и формирования у него умения работать с информацией, но и один из важнейших компонентов здоровьесберегающих технологий [5].

С целью практической реализации идей медиаобразования в МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары Чувашской Республики была создана школьная медиастудия с символичным названием «Новый взгляд», которую возглавляет молодой учитель истории и обществознания, магистрант ЧГУ им. И. Н. Ульянова Н. В. Иванова [12].

Проект «Инклюзивная киностудия "Новый взгляд"» стал победителем в международном конкурсе малых грантов «Православная инициатива 2016-2017». Данный проект был направлен на создание силами самих учащихся трех документальных фильмов о трех православных храмах г. Чебоксары - Покровско-Татианинском соборе, Храме Новомучеников и исповедников Российских, Введенском кафедральном соборе. Документальные фильмы были выпущены на DVD-дисках и распространены среди образовательных организаций и библиотек города.

Школьная медиастудия является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени и воспитания обучающихся школы. Участники данного школьного объединения набираются исключительно по желанию, при этом учета достижений учащихся в учебе и качества успеваемости изначально при формировании состава медиастудии не было. Поэтому в составе членов школьной медиастудии «Новый взгляд» оказалось немало детей группы риска и слабоуспевающих школьников, которым медиатворчество показалось интересным и захватывающим.

Анализ работы школьной медиастудии показал, что она стала платформой для развития познавательных интересов и мотивации к социальной активности детей групп риска и слабоуспевающих учеников.

Данный факт объясняется тем, что, во-первых, детям доверили новые для них виды активной деятельности: кто-то стал телеведущим или журналистом, кто-то примкнул к фотокорреспондентам или операторам. Детям, которых ранее считали исключительно слабыми и неуспевающими, доверили важное и ответственное дело. Во-вторых, разнообразные и креативные формы медиатворчества значительно повысили активность и работоспособность детей, способствовали их психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.

Медиатворчество стало для школьников эффективным средством самопознания, пробой сил, развивающим способности ориентироваться в окружающем мире; способом научиться тому, чему не может научить обычный урок. Например, участники медиастудии вошли в состав медиаволонтеров школы, тем самым получили возможность проявления творческой инициативы, несущей социально позитивный характер.

Участие в работе школьной медиастудии «Новый взгляд» способствовало развитию социализации обучающихся, поскольку общение с другими участниками медиастудии повлекло за собой совершенствование межвозрастного, конструктивного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ребенка.

Для проведения мониторинга эффективности использования медиаобразовательных технологий в формировании социальной ответственности детей группы риска был организован эксперимент, который реали-зовывался в течение двух лет. В эксперименте участвовало всего 56 учеников 5-9-х классов, отнесенных к категории детей группы риска и слабоуспевающих школьников.

На констатирующем этапе эксперимента были проведены диагностические срезы с помощью отобранных диагностических методик: «Анкеты для выявления уровня социальной зрелости учащихся», вопросника по экспресс-диагностике ответственности; опросника ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности).

Анализ ответов респондентов на вопросы «Анкеты для выявления уровня социальной зрелости учащихся» позволил нам выявить степень их социальной зрелости. Обработка количественных результатов показала, что у 55,5% респондентов выявлен допустимый уровень социальной зрелости. Оптимальный уровень отмечен у 16,7%; критический уровень - у 27,8% респондентов.

С помощью вопросника по экспресс-диагностике ответственности было выявлено наличие или отсутствие у респондентов ответственности как личностного качества.

Ответственность как личностное качество была выявлена у 27,8% школьников; ситуативная ответственность - у 61,1%; отсутствие ответственности, или безответственность, - у 11,1% респондентов.

Диагностика морально-этической ответственности личности с помощью опросника ДУМЭОЛП показала, что высокий уровень морально-этической ответственности наблюдается у 22,2%, средний уровень -у 55,6%, низкий - у 22,2% респондентов (см. Рис. 1).

Уровни исследуемого качества

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

уровень ответственность уровень моральной

социальной как качество ответственности

зрелости

Рисунок 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента

На формирующем этапе эксперимента его участники принимали активное участие в работе школьной медиастудии. В настоящее время она включает в себя продуктивные формы внеурочной деятельности: проектно-исследовательскую деятельность, «живые уроки» (экскурсии для съемок документальных фильмов и телепередач о достопримечательностях города и республики), креативные и творческие виды деятельности (видео- и аудиомонтаж, интервью, создание сценария и т.д.), создание теле- и радиопередач, документальных фильмов. Сама по себе эта деятельность необычна для ребят, интересна по своему содержанию, имеет огромные возможности для развития творчества, вдохновения, эмоционального и интеллектуального развития детей. Школьники смогли попробовать себя в различных видах творческой деятельности, при этом не боясь неудач, осуждения. Мы наблюдали, как даже самые пассивные из детей включались в процесс ме-диатворчества с огромным желанием и увлечением, чтобы проявить себя.

На контрольном этапе эксперимента были проведены вторичные срезы с помощью тех же методик. Количество респондентов с оптимальным и допустимым уровнем социальной зрелости увеличилось на 11% и 5% соответственно. На 16% уменьшилось количество респондентов с низким уровнем социальной зрелости.

Обследование с помощью вопросника по экспресс-диагностике показало, что ответственность как личностное качество была выявлена у 27,8% респондентов, как и при первичном обследовании; ситуативная ответственность была диагностирована у 72,2% респондентов (прирост составил 11,1%); безответственность не была выявлена ни у одного из участников эксперимента.

Диагностика морально-этической ответственности личности с помощью опросника ДУМЭОЛП показала, что наблюдается рост количества респондентов с высоким уровнем морально-этической ответственности (на 5,6%), со средним уровнем морально-этической ответственности (на 5,5%), сокращение количества респондентов с низким уровнем морально-этической ответственности (на 11,1%) (см. Рис. 2).

Уровни исследуемого качества

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

уровень ответственность уровень моральной

социальной как качество ответственности

зрелости

Рисунок 2. Результаты контрольного этапа эксперимента

шт

Высокий Средний Низкий

Высокий Средний Низкий

Таблица. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Диагностические методики Уровни исследуемого качества Итоги констатирующего этапа Итоги контрольного этапа

Анкета для выявления социальной зрелости учащихся допустимый уровень 5,5% 66,5%

оптимальный уровень 16,7% 21,7%

критический уровень 27,7% 11,8%

Вопросник по экспресс-диагностике ответственности наличие качества 27,8% 27,8%

ситуативный уровень качества 61,1% 72,2%

отсутствие качества 11,1% -

Опросник ДУМЭОЛП высокий уровень 22,2% 27,8%

средний уровень 55,6% 61,1%

низкий уровень 22,2% 11,1%

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить содержательные характеристики понятия «социальная ответственность», выделить основные критерии и показатели сформированности социальной ответственности как личностного качества в когнитивной сфере, в эмоциональной сфере и в деятельно-практической сфере; на основе обобщения опыта работы медиастудии «Новый взгляд», созданной в МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары Чувашской Республики, обосновать эффективность использования ме-диаобразовательных технологий для формирования социальной ответственности у детей группы риска. Экспериментальные данные исследования позволили сделать вывод о том, что включение детей группы риска в плодотворную творческую медиасреду способствует их успешной социализации, творческому самовыражению, формирует опыт участия в социальной ценной деятельности, стремление проявлять социальную активность и узнавать что-то новое.

Список источников

1. Бобкова Е. Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: автореф. дисс. ... к. пед. н. Кострома, 2004. 18 с.

2. Бондаренко Е. А. Технологии медиаобразования в современной школе // Научные записки Тернопольского педагогического университета. 2013. № 3. С. 8-13.

3. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2006. 135 с.

4. Гладышева И. А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза: дисс. ... к. пед. н. Кострома, 2006. 227 с.

5. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2012. 405 с.

6. Лаврентьева О. А. Подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 132-137.

7. Лощилова М. А. О вхождении понятия «социальная ответственность» в педагогическую науку и практику // Омский научный вестник. 2007. № 3. С. 114-116.

8. Мацефук Е. А. Формирование у старшеклассников отношения к ответственности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: дисс. ... к. пед. н. Волгоград, 2009. 259 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей / под ред. А. В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. 232 с.

10. Саблукова Л. И. Проблемы экологии души кинозрителя в расширяющемся медиапространстве // Медиаобразование. 2009. № 4. С. 37-41.

11. Трубников А. П. Формирование социальной ответственности старшеклассников в деятельности молодежного центра: автореф. дисс. ... к. пед. н. Курск, 2012. 28 с.

12. Чемерилова И. А., Иванова Н. В. Возможности применения медиаобразовательных технологий в современной школе // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 48. С. 57-61.

EDUCATIONAL MEDIA TECHNOLOGIES AS A MEANS TO DEVELOP SOCIAL RESPONSIBILITY AMONG "RISK GROUP" CHILDREN

Chemerilova Irina Al'bertovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor I. N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary irina 737983@mail. ru

The article describes the history and activity of a school media studio as a form of creative work with "risk group" schoolchildren. Relying on theoretical and experimental data, the author justifies the importance of educational media technologies as a means to develop "risk group" children's cognitive interests, social responsibility and motivation for social activity, successful socialization and creative self-realization. The research methodology includes analysing scientific literature, summarizing advanced pedagogical experience, observation, interviews and psychological methods.

Key words and phrases: social responsibility; "risk group" children; weak learners; educational media technologies; school media studio; media creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.