Проблема разработки типологической системы учебных ситуаций, задач и заданий по обучению школьников основам трудовой деятельности является одной из актуальных и до конца нерешенных в методике технологического образования школьников. На основе экспериментальных исследований коллективом ученых под руководством В.Д. Симоненко выяснилось, что отсутствие такой системы сегодня приводит к тому, что учитель на уроках технологии вынужден сам конструировать такие ситуации, задачи и задания. Однако они не всегда обеспечивают формирование целостных знаний и умений в области создания изделий.
The article outlines the essence and pedagogical technology of managing students' cognitive activity with the help of the system of training situations and tasks which makes it possible for students to get knowledge on the basis of action-oriented approach. The authors suggest the typology of training situations and tasks used at the main stages of human transforming activity.
Ключевые слова: action-oriented approach, technology, training situation, training task.
Список литературы
1. Балл Г.А. Теория учебных задач: психологический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
3. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность: Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Наука, 1974. С. 21-28.
4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РМФ Белый ветер, 2000. 286 с.
5. Огерчук Л.Ю. Изучение «Технологии» как средство развития логического мышления младших школьников. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1998. 190 с.
6. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР, 1960.
111с.
7. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. 208 с.
8. Хохлова М.В. Формирование опыта субъекта трудовой деятельности младших школьников в процессе обучения «Технологии». Дисс. ... докт. пед. наук. Брянск, 2004. 515с.
Об авторе
М.В. Хохлова - докт. пед. наук, проф., Брянская государственная инженерно-технологическая академия.
А.И. Дынин - аспирант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.
ИНФОРМАЦИЯ
Р.И. Желбанова
О ВЕЛИКОМ ПЕДАГОГЕ И ЕГО ИДЕЯХ (посвящается 120-летию A.C. Макаренко)
Макаренко Антон Семенович (1888-1939) - выдающийся педагог и создатель основ теории и практики воспитания. С 1920 года в течение 16 лет руководил юношескими воспитательными учреждениями - колонией имени М.Горького в Полтаве и коммуной имени Ф.Э.Дзержинского в Харькове.
По мнению А.С.Макаренко вся педагогическая теория должна строиться на обобщении практического опыта воспитания. Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем. Высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой.
Педагогика определяет цель воспитания как подготовку всесторонне развитых членов общества. Макаренко конкретизировал эту цель и говорил о необходимости воспитать патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организаторские умения и навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.
Увлеченность известного педагога-классика А.С.Макаренко проблемами педагогики объясняется его активной жизненной позицией, положительным отношением к подрастающему поколению.
Гуманизм, проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в его возможности. С идеей гуманизма у Макаренко тесно сочетается оптимизм -умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верит в творческие силы человека, убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.
Основой основ его педагогической теории и практики было воспитание детей в коллективе. Руководствуясь в воспитательной работе принципом «как можно больше требования к человеку, как можно больше уважения к нему», Макаренко сформулировал основные пути формирования и развития коллектива, которые убедительно описал в своей наиболее известной работе «Педагогическая поэма» [4].
Главным героем его произведения выступает коллектив. Но настоящий коллектив состоит из разнообразных неповторимых индивидуальностей. Это диалектическое единство личности и коллектива Антон Семенович учитывает постоянно. «Воспитывая отдельную личность, - пишет он в статье «Цель воспитания», - мы должны думать о воспитании всего коллектива... И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив».
Под коллективом Макаренко понимает не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивает, что коллектив — часть общества. «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- пишет Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе» [3].
Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называет «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «один за всех, все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считает «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвигает и разрабатывает важный принцип, который называется «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стиму-
лом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,— это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе... Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных»,— писал Макаренко в «Педагогической поэме» [4].
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с реальными правами коллектива. В этом заключается сущность «системы перспективных линий» А.С.Макаренко, являющаяся одной из частей его учения о воспитании в коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, поддерживает бодрость и жизнерадостность, побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.
А.С.Макаренко отводит важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть. Для этого педагог-воспитатель должен не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь. Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в используемой в его педагогической деятельности эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.), во всей структуре и деятельности возглавляемых коллективов колонии имени М.Горького и коммуны имени Ф.Э.Дзержинского.
Необходимым средством воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко выступает труд. В «Лекциях о воспитании детей» он пишет: «...советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» [1]. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного из американской прагматической педагогики неправильного лозунга о труде как центре всей школьной работы, когда в школьной жизни главное внимание уделялось формированию трудовых навыков в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.
Макаренко правильно считает, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Трудовая деятельность воспитанников занимает большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивается и совершенствуется.
Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем переходит к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигает в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучаются в средней школе и работают на производстве со сложной техникой, требующей квалифицированного труда.
В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умения ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Примеры развития таких умений описаны в книге «Флаги на башнях» [4].
Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управления производством.
Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника, ухаживать за ними и т. п.
Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.
Предложенные им средства воспитания в коллективе и через коллектив, в труде и через труд успешно применяются и сегодня в российских образовательных учреждениях.
Проблемы воспитания чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины отражены в «Лекциях о воспитании детей». В них он подчеркивает: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей» [2].
Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «В советском обществе,— говорит он,— дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.
Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления»,— пишет Антон Семенович. Он указывает, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но такие типы характеров, как «тихони», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных.
Дисциплина развивается и крепнет в организованном коллективе. Рассматривая ее как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдаются крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.
По его мнению, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требует, чтобы они были проду-
манными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они учитывали индивидуальные особенности детей, соответствовали проступку, не были частыми, пробуждали в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
Новаторство А.С.Макаренко сводится к тому, что ребенок был не просто объектом воспитания, но и субъектом воспитания. Кроме того, воспитательное воздействие со стороны педагога сочетается с процессом коллективного самовоспитания. Поэтому дисциплина в возглавляемых им детских коллективах основывается не на бездумном подчинении и насилии над личностью, а на сознательности, понимании воспитанников.
А.С.Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы. Всемирно известные его труды «Книга для родителей» и «Лекции о воспитании детей» не потеряли актуальности и сегодня.
В первой главе «Книги для родителей» он подчеркивает: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди» [ 2 ]. Содержание данного произведения - это не свод педагогических правил, а смена публицистических и научно-теоретических материалов небольшими примерами педагогического характера. «...Трудно надеяться, - говорил A.C.Макаренко на одной из встреч с читателями, - что по книге можно научиться воспитывать. .., но можно научиться мыслить, прийти к тем или иным решениям» [3].
В «Книге для родителей» рассмотрены многие проблемы воспитания, с которыми сталкиваются современные семьи: значение полового воспитания, роль денег в семье, проблемы однодетных и многодетных семей, появление эгоистичных детей и др.
Главными условиями семейного воспитания A.C. Макаренко считает наличие полной семьи и любовь родителей. В известной лекции «О родительском авторитете» Макаренко выделяет следующие ложные авторитеты: подавления, расстояния, педантизма (бюрократ), резонерства(бесконечные нотации и поучения), доброты, любви, подкупа. Им он противопоставлял истинный авторитет. Он пишет, что настоящий родительский авторитет должен основываться на жизни, работе родителей, их гражданской позиции, поведении, отношении к окружающим, знании своих детей и оказании им помощи в развитии (2). Сегодня можно привести множество примеров, подтверждающих это утверждение великого педагога. Советует родителям честно и разумно руководить своими детьми, осознавать свою ответственность перед обществом за их воспитание.
«Каждая семья, - говорит Макаренко, - ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность» [2].
Им охарактеризованы основные средства семейного воспитания (труд, искусство, домашнее хозяйство и др.). Подробно освещены такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение учреждений культуры и др.
Совершенно справедливо замечает: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими, перед всей страной».
В лекции «Общие условия семейного воспитания» он подчеркивает:
- каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в ребенке;
- советуем родителям всегда стараться воспитывать так, чтобы потом ничего не переделывать, так как воспитывать всегда легче, чем перевоспитывать;
- родительское требование к себе, к своему мужу (жене), родительский контроль своих слов и поступков - вот первый и самый главный метод воспитания [3].
Мы считаем, что идеи А.С.Макаренко о воспитании и сегодня еще не до конца осмыслены современной педагогической наукой. Мы надеемся, что учеными будет дан более полный и глубокий их анализ и основополагающие идеи всемирно известного педагога-классика будут стимулировать дальнейшее развитие педагогики и предопределять пути совершенствования такого педагогического процесса многие гады.
Список литературы
1. Гришин, В.А., Зятева, Л.А., Петрова, И.Л., Прядехо, A.A., Сосин, И.Я. Вопросы истории образования. Брянск: Изд-во БГГГУ, 1999. С.123-129.
2. Макаренко, A.C. Книга для родителей: Собр. соч. в 4-х томах. Т.4. М.: Изд-во «Правда», 1987. - С.5-3 54.
3. Макаренко, A.C. О воспитании. М., 1988. С.171-172.
4. Макаренко, A.C. Педагогическая поэма: Собр. Соч. в 4-х томах. Т.1, 2. М.: Изд-во «Правда», 1987. С. 149-570, 5-238.