УДК 371.015 М.Т.КАМОЛОВА
ББК 74.200.53
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОПТИМАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Различные личностные качества воспитанника свидетельствуют о качестве семейного и школьного воспитания. Мы исходим из того, что положительные качества личности воспитанника могут быть следствием успешного взаимодействия семьи и школы, а отрицательные следствием отсутствия сотрудничества, также неправильной постановки как школьного, так и семейного воспитания. Мы выделили 10 признаков, атрибутов, отрицательного влияния, безразличия, бездействия воспитателей по отношению к воспитанникам.
«Баловство»- одно из самых распространенных отрицательных влияний родителей на своих детей, которое проявляется в чрезмерной опеке воспитанника, предоставлении неограниченной свободы воспитаннику, в результате чего избалованные дети начинают диктоват свои условия сначала родителям, а потом и всем другим окружающим. О пагубных последствиях данного отрицательного воздействия высказывали свое мнение многие видные педагоги. В частности, педагог, детская писательница Е.Н.Водовозова в своем произведении «Господа дети...», «Все для детей и ничего от детей» написала: «Излишняя предупредительность, или, проще сказать, баловство. ведет к печальным результатам не только в нравственном отношении, но и в физическом: по наблюдениям специалистов по нервным болезням, большинство так называемых истерически больных в детстве были балованными детьми, их не приучили управлять собой, своими чувствами, мыслями, вниманием, ограничивать свои желания, умерять требования, жертвовать своими удовольствиями спокойствию других, обходиться без постоянной помощи» (1,372). Итак, налицо детская диктатура, которая полностью деградирует личность воспитанника. В результате, в его действиях не наблюдается разумное начало. Ибо такие дети не прислушиваются к голосу разума, как своего собственного, так и взрослых. Они рабы своих желаний и пристрастий. Для них самое главное - удовлетворение своих материальных потребностей, прихотей и капризов, все- остальное второстепенное. Они сами ничего не умеют делать. Они привыкли, что все для них должны делать другие, сначала родители, потом другие. Для них чуждо понятие «обязанность», они имеют только права, причем растерянные,как это за счет ущемления прав других, прежде всего родителей, которые и сами виноваты в том каким стал ребенок. Таджикская народная педагогика данному явлению также отведела заметное место, как бы предупреждая родителей о пагубных последствиях такого неправомерного, с воспитательной точки зрения, отношения родителей к своим детям. Народная мудрость гласит: «Бача азиз, одобаш аз вай хам азиз». «Дитя мил, но его нрав куда важнее», или же «Эрка - балои жон» - «Избалованный ребенок- угроза покою и жизни окружающих людей». Эти народные мудрости являются результатом многовекового опыта, они как бы предупреждают и предостерегают родителей о том, что не следует баловать детей. Здесь уместно привести еще одну народную мудрость, которая четко и однозначно фиксирует результат хорошего и плохого, правильного и неправильного воспитания: «Фарзанди нагз - боги падар, фарзанди бад - доги падар». В переводе это означает, что хорошо воспитанный ребенок является гордостью родителей, а плохо воспитанный ребенок позорит имя родителей. Из всего сказанного исходит следующее умозаключение: как будущих родителей, так и молодых родителей следует готовить к правильному отношению к своим детям. Главное, чтобы родители дали детям разумное, правильное воспитание. Это своего рода, профилактика от данной «воспитательно болезни»,
лечение которое очень трудно, ибо перевоспитание значительно труднее и сложнее, нежели воспитание.
Цель и задачи опытно-экспериментальной работы по решению проблемы «баловство» имеет долгосрочный характер. Искоренение данного негативного педагогического явления требует разработки коррекционных мер диагностического и прогностического характера. Это касается не только субъектов воспитания, но и объекта воспитания, самих воспитанников. Безусловно, прежде всего все, включая и самих воспитанников, должны осознать вредность данного негативного педагогического явления. Это было осуществлено нами посредством повышения уровня информированности всех субъектов воспитания. Для целенаправленной подготовки будущих учителей в содержание темы «Семейное воспитание» курса педагогики был включен материал о проблеме «баловство» и путей и способов искоренения данного негативного педагогического явления. На практическом занятии были анализированы педагогические ситуации по решению данной проблемы. Также, как на теоретическом, так и на практическом занятии, был рассмотрен вопрос подготовки будущих родителей к эффективной организации семейного воспитания, с целью не допущения ими «баловства» в отношении детей. В процессе педагогической практики внимание будущих учителей было акцентировано на поведении избалованных детей, которые относились к группе трудновоспитуемых. Много проблем они доставили учителям как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Это они явились первыми нарушителями дисциплины в классе. Можно было избегать всего этого негатива, если бы родители правильно воспитывали своих детей. Этим самим подчеркивалась значимость решения данной проблемы. В содержание темы «Содержание и методика работы классного руководителя» также была включена проблема «баловства», где вниманию будущих учителей представлены способы эффективной работы классного руководителя в плане их сотрудничества с родителями по недопущению «баловства» в семейном воспитании. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы 12% будущих учителей показали высокий уровень готовности к в решению данной проблемы. Это означает, что они, как на теоретическом, так и на практическом уровнях, знают и умеют решать данную проблему, что выражается в их умении оказать методическую помощь родителям в плане профилактики и коррекции «баловства», знают и умеют работать с избалованными детьми. 54% будущих учителей показали средний уровень готовности к решению данной проблемы. Это означает,что они лишь частично готовы к решению проблемы «баловства». Это выражается в том, что они могут оказать методическую помощь лишь некоторым родителям и лишь по некоторым аспектам данной проблемы. Также они могут осуществить воспитательный контакт, но далеко не со всеми избалованными детьми. 34% будущих учителей показали низкий уровень готовности. Это означает, что они поверхностно усвоили данную проблему и способы ее решения. Поэтому они еще не знают и не умеют работать как с родителями, так и с самими избалованными детьми. В этом плане данная проблема нуждается в еще более глубоком и всесторонем изучении, поиске способов эффективной профессионально-педагогической подготовки данной категории будущих учителей. Необходимо каждому из них оказать индивидуально-дифференцированную методическую помощь, для того, чтобы они осознали всю глубину данной педагогической проблемы, а также необходимо найти более эффективные приемы приучения их к работе с избалованными детьми. К сожалению, с первого раза это не удалось. Необходимо в этом плане проведение дополнительной опытно-экспериментальной работы, например, с подключением в работу опытных родителей, которые могут подсказать им более эффективные пути организации семейного воспитания, а также с привлечением опытных классных руководителей, которые могли бы оказать действенную помощь в этом плане.
«Игромания» является также одной из распространенных воспитательных «болезней», которая проявляется в том, что у воспитанника сформировалось неправильное отношение к игровой деятельности. Она также может быть следствием безразличного отношения родителей к чрезмерной увлеченности ребенка игровой деятельности.
Игровая деятельность, конечно, является важным ведущим видом деятельности для ребенка. При правильной постановке игровая деятельность положительно влияет на формирование сознания и поведения воспитанника. Правильная постановка игровой
деятельности способствует рациональной подготовке ребенка к учебно-познавательной и трудовой, деятельности. Раскрывая отличие игровой деятельности от трудовой А.С.Макаренко отметил: «Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве или в руководстве этим производством, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним косвенное отношение: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для ребенка» (2, 215).
Когда для воспитанника учебно-познавательная деятельность становится главным, ведущим видом деятельности, тогда игровая деятельность должна стать вспомогательным, второстепенным видом деятельности, которая при правильной постанове может помочь воспитаннику более целесообразно и рационально участвовать в учебно-познавательной деятельности.
Даже во взрослой жизни, участвуя в трудовой деятельности, человек в свободное время может заниматься игровой деятельностью, как бы для отдыха. Таким образом, игровая деятельность на всех этапах жизни человек имеет определенное место в развитии личности.
Но в случае с «игроманией» мы имеем дело с тем, что игра теряет свою деятельностную ценнревращается в самоцель, в пустое времяпрепровождение. Активность воспитанника всецело направляется на игру, даже в ущерб учебно-познавательной и трудовой деятельности. Ребенок забывает о своих обязанностях. Особенно в век информационных технологий многие дети как бы заражены компьютерной игроманией, которая отнимает у них много времени, сил, нервов, денег и т.д. К этой категории в большинстве случаев примыкают дети из обеспеченных семей, особенно избалованные дети. Особенно опасно, с воспитательной точки зрения, когда дети играют на деньги или же на другие материальные ценности. Если они начинают зарабатывать или проигрывать деньги во время азартных игр, то вряд ли в будущем они будут заниматься трудовой деятельностью для того, чтобы заработать себе и своей семье на жизнь. Исходя из этого, родители очень серьезно и сознательно должны относиться к игровой деятельности своих детей. Это должно стать объектом постоянного контроля и надзора со стороны родителей. А.С.Макаренко также решительно боролся с игрой в карты в Колонии: «Игру в карты я решительно запрещаю. Больше вы играть в карты не будете. Играть в карты - значит обкрадывать товарища. -Пусть не играют. У нас в колонии многие колонисты голодают, не едят сахара, хлеба» (3, 71). Как видно, далеко не все игры можно рекомендовать детям. Игры в карты не должно быть даже в семейном кругу среди взрослых, так как дети начинают им подражают. Поэтому очень тщательно следует обдумать вопрос о выборе вида игровой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих учителей к перевоспитанию такого отрицательного недуга, как игромания, которым страдает определенная категория воспитанников, включала в свое содержание поиск оптимальных способов теоретической и практической подготовки. При этом предусматривалось два варианта. Первый вариант -это подготовка будущих учителей как будущих классных руководителей, и второй вариант -подготовка будущих учителей информатики к воспитательной работе. Исходя из этого, при первом варианте мы оптимизировали содержание таких тем, как: «Содержание и методика работы классного руководителя», «Организация внеклассной, внешкольной работы школьников». Практическая подготовка проходила непосредственно в ходе педагоги-ческой практики. Как будущие классные руководители, будущие учителя должны были знать и уметь работать как с родителями, так и с самими воспитанниками по искоренению их вредной привычки -«игромании». Необходимо было доказать и убедить, как родителей, так и воспитанников, что «игромания» - это пустое времяпрепровождение, и оно имеет определенный психический, нравственный и экономический вред: особенно многочасовые игры на компьютере и на мобильном телефоне.
Здесь большое преимущество имеют будущие учителя информатики, ибо они могут предложить этой категории воспитанников более разумное использование их увлечения компьютером в нужное русло. Например, они могут предложить им использование компьютера в образовательных целях, тогда это будет способствовать более эффективной
подготовке выпускников школ к труду. Здесь же уместено использование рассказов, лекций, бесед о целесообразном использовании компьютерной техники и информационных технологий в жизнедеятельности человека. Вместе с тем, нельзя допустить как переоценку, так и недооценку игровой деятельности в жизни воспитанников. Особенно уместно разумное и целесообразное сочетание физических и умственных видов игры. В связи с тем, что «игромания» представляет собой чрезмерное увлечение умственными играми на компьютере, необходима привлекать воспитанников к физическим видам игр. В данном случае необходима целесообразная подготовка будущих учителей физической культуры.
В результате проведения обучающего эксперимента мы получили следующие данные: 13% будущих учителей справились с данной задачей на высоком уровне, что выразилось в том, что они смогли осуществить воспитательную работу с родителями и самими учениками по искоренению данного воспитательного недуга. 66% будущих учителей показали средний уровень. Эта категория будущих учителей справилясь с данной задачей частично, допустить некоторые незначительные ошибки и пробелы. 21% будущих учителей показали низкий уровень готовности к данной воспитательной работе, что означает: они еще не готовы вести воспитательную работу в данном направлении. Поэтому им мы рекомендовали посредством самообразования и изучения опыта передовых классных руководителей улучшить свои показания в данном виде воспитательной работы.
В целом напрашивается вывод,что семье и школе необходимо совместно найти оптимальный вариант привлечения подрастающего поколения к сбалансированному их участию в игровой, учебной и трудовой деятельности. Всестороннее развитие личности требует участия воспитанников в разнообразных видах деятельности.
Еще одной -на из разновидностей учебно-воспитательной «болезни», при которой школьник формально посещает школу,является «школьное безделье». Что же отрицательного в этом случае? Какие негативные последствия имеет «школьное безделье»? Ещё выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский обратил на это особое внимание: «Один ученик решает задачу или читает, а другие 30 или 40 человек тратят попусту время и привыкают к самому гибельному и самому вредному препровождению его».
При таком методе иному счастливому ученику удается целую неделю, каждый день по шести часов, провести без мысли в голове, без занятия в руках, стараясь только сохранить ту неподвижность тела и тот тупой и бессмысленно внимательный взгляд, который требуется классной дисциплиной» (1,215). Здесь все зависит от организации целостного педагогического процесса. Какую роль мы дадим ученику, такую роль он и выполняет. К сожалению, и в настоящее время школьнику в школьном «театре» отведена второстепенная роль, а главная роль отведена учителю, который все делает сам. Вот что говорит по этому поводу учитель-новатор С. Д. Шевченко: «Классно- урочная система обучения может функционировать на основе коллективной деятельности, но не функционирует.
Причина, на мой взгляд, в другом - в жесткой авторитарной организации процесса. Учащимся ничего не остается, все за них выполняет учитель - он организует, он контролирует, он проверяет и т.д.» (4,27). Как видим, учителю отведена активная роль, а ученику - пассивная. Вазникает резонный вопрос: - «Если все делает сам учитель, то зачем ученику вообще посещать школу?».Следует помнить,что педагогический процесс организуется, прежде всего, не для учителя, а для ученика. Это должно стать педагогической аксиомой. И второе, активным должен быть ученик. Свою активность учитель должен проявлять не только в объяснении и закреплении, а также при контроле и оценке знаний, умений и навыков учащихся, а в том, чтобы организовать внутриколлективное взаимообъяснение и взаимозакрепление, взаимопроверку и взаимооценку. Самостоятельное дидактическое функционирование ученического коллектива является основой успеха в преподавательской деятельности. Иными словами, должен быть четкий механизм активизации учеников на всех этапах усвоения знаний, умений и навыков учащихся посредством внедрения активных форм организации обучения. К сожалению, учителя в большинстве случаев предпочитают сами делать все. Это то же своего рода «баловство», но на уровне школьного воспитания. Поэтому следует изменить систему вузовской подготовки будущих учителей, а также следует осуществить переподготовку учителей, в плане их
ориентации на коллективные, фронтальные, активные формы организации учебного процесса, когда ученики перестанут быть только потребителями готовых знаний, умений и навыков, а превратятся в производителей знаний,умений и навыков. Только в таком случае у них с формируются воля и характер, положительные нравственно-трудовые качества. И самое главное, они могут стать сознательными, активными и самостоятельными. Решение этой задачи -весьма сложный и трудный,этап работы но она должна быть решена. Ибо «школьное безделье», - как учебно-воспитательная «болезнь», способно искалечить судьбу детей, делая их непригодными для самостоятельной жизни. Тогда можно заключить, что школа не справилась с задачей подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Поэтому и семья не должна быть равнодушна к правильному решению данной задачи.
Цель и задачи опытно- экспериментальной работы по искоренению такого негативного дидактического явления, как «школьное безделье», имеют важное значение ввиду того, что они влияют на качество подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Пустое времяпрепровождение в школе также опасно, как и пустое времяпрепровождение после школы. Если они привыкают бездельничать на уроках, то естественно, их дальнейшее перевоспитание и переубеждение будет очень сложным и трудным делом. В ходе опытно-экспериментальной работы мы опирались, прежде всего, на опыт учителей-новаторов в направлении педагогики сотрудничества, ибо именно они обнаружили формы проявления данного явления в школах и осуществили поиск оптимальных вариантов их устранения. Действительно, и наше многолетнее наблюдение показывает, что ряд учителей любит работать только с успевающими, способными, активными учениками, когда как другие ученики остаются вне поля их зрения. А ведь необходимо учить всех, а не отдельных учеников. И Коменский поставил перед собой цель -разработать науку и искусство учить всех всему. И педагоги-новаторы исходят из того, что мы должны обучить каждого, каждый должен работать, т.е. учиться на каждом уроке. Исходя из этого теоритического положения относительно организации учебного процесса, мы оптимизировали и модернизировали содержание профессионально- педагогической подготовки будущих учителей. В частности, на основе теоритической подготовке внедрили соответствующий учебный материал по данной проблеме к темам «Методы обучения», «Формы организации обучения» раздела «Дидактика» курса педагогики. Это должно было способствовать ознакомлению будущих учителей с разнообразием и многообразием методов и форм организации обучения. Вместе с тем, будущие учителя, в частности, получили более насыщенное представление о типах и видах уроков, о способах и приёмах привлечения всех учеников к усвоению, закреплению, контролю и оценке знаний, умений и навыков. В ходе педагогической практики все это апробировалось, ошибки и недостатки практикантов в данном направлении устранялись посредством активной помощи педагогов, методистов и опытных учителей школ. В результате, 18% будущих учителей справились с данной задачей, т.е. с задачей привлечения всех учеников к работе на уроках на высоком уровне. Это означает, что они знают и умеют работать как с успевающими, так и со среднеуспевающими и неуспевающими учениками. 67 % будущих учителей показали средний уровень готовности. Это означает, что они умеют работать далеко не со всеми категориями учеников, особенно со слабоуспевающими, и охватывают лишь половину среднеуспевающих учеников. Определенный процент учеников все же остается вне поля их зрения. 15% будущих учителей показали низкий уровень готовности. Они умели работать лишь с успевающими учениками. Мы им рекомендовали ещё более углублённо и всесторонне изучить теорию, а в практическом аспекте -сотрудничать с опытными учителями школ, чтобы устранить данный дидактический пробел.
Вместе с тем, мы приучили постоянно обращять внимание на эту проблему и способы её оптимального решения и в ходе анализа уроков, считая решение данной проблемы одной из ключевых задач урока. Устранение данного пробела зависит не только от учителей, но и от родителей. Они тоже должны быть заинтересованы в том, как учатся их дети. В этом и заключается основа успеха сотрудничества школы и семьи, ибо именно дома ежедневно ученик готовится к урокам,что говорит о необходимости надлежащего контроля со стороны родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антология педагогической мысли России второй половине XIX - начала XX в./ сост. П.А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990.- 608с.
2. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1977. - 397 с. - 1т.
3. Макаренко, А.С. О воспитании. Сост. И авт. вступить статьи В.И. Хелемендик/ А.С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1977- 397 с.
4. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого/С.Д.Шевченко.- М.: Просвещение, 1991.- 175с.
REFERENCES:
1. Antology of Russian pedagogical idea in the second half of XIX century and the beginning of XX century. Compiler lebedev. - M.: Pedagogic, 1990. - 608 p.
2. Makarenko, A.S. Pedagogical sclection of compositions: 2 v./ A.S. Makarenko. - M.: Prosveshenie ,1977. - 397 p - 1 v.
3. Makarenko, A.S. About up bicading .Compiler and author of the introductory article V. S. Khelemendik. / A.S. Makarenko.- M.: Politizdat, 1977.- 397 p.
4. Shevchenko, S.D .School lesson:how to teach of each/ S.D.Shevchenko. - М.: Prosveshenie, 1991.175 p.
Некоторые психолого-педагогические проблемы семейного и школьного воспитания и оптимальные способы их решения
Ключевые слова: семейное воспитание, школьное воспитание, социально-педагогические проблемы, баловство, игромания, школьное безделье, отрицательное воспитательное влияние, отношение воспитателей к воспитанникам, профессионально- педагогическая подготовка будущих учителей, школьная дисциплина
В данной статье рассматриваются некоторые широко распространенные недуги семейного и школьного воспитания, такие как «баловство», «игромания», «школьное безделье», которые отрицательно влияют на сознание и поведение детей. Автор исследует причины их возникновения и вместе с тем рекомендует соответствующие способы их профилактики и коррекции. Указанные недуги семейного и школьного воспитания формируют отрицательные личностные качества, которые пагубно сказываются на будущем ребёнка, на формировании его жизненных позиций. Он становится пассивным существом, нарушается его отношение к другим людям, родителям и другим членам семьи, учителям и к ученикам. В связи с этим возникают острая воспитательная необходимость в формировании сознательной дисциплины, как в семье, так и в школе, в чётком соблюдении режима дня, режима питания, режима учёбы. С учётом всех этих недостатков и проблемов семейного и школьного воспитания и следует организовать профессионально- педагогическую подготовку будущих учителей к воспитательной работе с детьми.
Some psychological and pedagogical problems offamily and school bringing up and
optimal ways of their deciding
Keywords : family bringing up, school bringing up, psychological and pedagogical problems, spoiling, naughtiness, play mania, school idleness, negative bringing up influence, the attitude of educators to pupils, professional and pedagogical preparation of future teachers, school discipline.
In the given article are considered some widely distributed illness of family and school bringing up, as spoiling, play mania, school idleness, which influences negative to consciousness and behavior of children. The author of article investigates the causes of their origin and also recommends suitable
ways of their prophylactic and correcting. Specified illness of family and school bringing up forms negative quality of personality, which disastrously influences to future life of child, in forming his life position. He becomes a passive creature violates his attitude to other people, to parents and other members offamily, to teachers and pupils. In this way arises a sharp bringing up necessity in forming conscious discipline as in family, so in school, also in precise keeping to the daily time-table, diet, studies. Keeping in mind all these shortcomings of family and school bringing up it is necessary to organize, professional and pedagogical preparation of future teachers to bringing up works with children.
Сведения об авторе:
Камолова Мунира Тургуновна, аспирантка кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Kamolova Munira Turgunovna, a graduate student the Department of general pedagogics Khujand State University named after academician B. G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]