Н.А. Василенко
ГЕМБЛИНГ-ЗАВИСИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ СОШ...
УДК 37.013.42
ГЕМБЛИНГ-ЗАВИСИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ СОШ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
© 2015
Н.А. Василенко, преподаватель социальной педагогики, кафедры «Социальная педагогика»
«Харьковская гуманитарно-педагогическая академия»Харьковского областного совета,
Харьков (Украина)
Аннотация. В статье рассмотрены результаты социально-педагогической профилактики зависимости от компьютерных игр среди учеников-подростков в среднеобразовательных школах. Существенным признаком современности является значительное развитие в обществе негативных явлений, среди которых главное место занимает игромания (гемблинг-зависимость). Раскрыты три направления реализации программы социально-педагогической профилактики игромании: социально-педагогическая работа с родителями, в школе, микрорайоне. Учитывая актуальность проблемы социально-педагогической профилактики зависимости от компьютерных игр среди учащихся общеобразовательных школ целесообразно внедрение соответствующей социально-педагогической программы. Внедрение системы профилактической деятельности среди учащихся началось с социально-педагогической деятельности внутри школы. На организационном этапе сформированы инициативные творческие группы из числа активных представителей школ, в состав которых вошли социальные педагоги, классные руководители, учителя, заместители директоров по воспитательной работе, школьные психологи, родительский комитет. Но с самого начала нашей работы мы столкнулись с непониманием зависимости от компьютерных игр, как проблемы, у учителей с достаточно большим стажем работы и, наоборот, молодые специалисты очень активно включились в работу. Внедрение профилактической деятельности внутри школы мы также осуществляли через организацию деятельности актива класса. С этой целью в школах были назначены ответственные - классные руководители, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе. Первоочередным действием было повышение компетентности учителей школ по вопросу социально-педагогической профилактики игромании среди учащихся-подростков.
Ключевые слова: зависимость от компьютерных игр, программа социально-педагогической профилактики, профилактические мероприятия, учащиеся-подростки, общеобразовательное учебное заведение, компьютерные игры.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Существенным признаком современности является значительное развитие в обществе негативных явлений, среди которых главное место занимает игромания (гем-блинг-зависимость). К. Янг считает, что возникновение игровой зависимости не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным в ходе наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для зависимости от компьютерных игр этот срок значительно сокращается. По данным К. Янг, 25% приобретения зависимости происходит в течение полугода после начала систематического возвращения в строй, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по окончании года [1; 2]. Кроме того, если долгосрочные последствия зависимости от алкоголя или наркотиков хорошо изучены, то применительно к игромании отсутствует возможность длительного наблюдения.
В свою очередь А. Шмелев под игровой компьютерной зависимостью понимает нездоровое увлечение компьютерными играми, в которых игрок берет на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, чувствуя себя в реальности дискомфортно [3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В отечественной науке, к сожалению, еще недостаточно раскрыто данную тему. С медицинской точки зрения проблемой зависимости занимаются такие ученые и специалисты как Л. Либерман, В. Моторин, которые рассматривают в своих трудах причины и анатомию зависимости от компьютерных игр. С психологических позиций влияние компьютерных игр на сознание человека рассматривают И. Бурлаков, М. Иванова, Д. Эльконин, Ю. Ковша, Г. Кочетков, Г. Мешкова, Е. Лысенко, В. Чаговец, Б. Шлимович, А. Шмелев и др. Медицинский аспект данного вопроса разрабатывают А. Бобров, А. Магалиф, Г. Мельник, А. Мудрик, Т. Науменко, С. Семенов и др. Среди отечественных ученых, посвятивших свои исследования проблеме зависимости, можно назвать А. Асмолова, А. Войскунського, Л. Куликова, Н. Замечательную,
Н. Цветкову, А. Цветкова и др. Они исследуют социально-педагогический аспект действия компьютерных игр на социальное развитие, определяя их как один из важных факторов социализации современного человека [4, 5; 6; 7; 8; 9].
Учитывая актуальность проблемы социально-педагогической профилактики зависимости от компьютерных игр среди учащихся общеобразовательных школ целесообразно внедрение соответствующей социально-педагогической программы.
Формирование целей статьи (постановка задания). Несмотря на это, целью статьи является изложение результатов реализации программы социально-педагогической профилактики зависимости от компьютерных игр среди учащихся-подростков общеобразовательных школ.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Эксперимент был проведен в 2013-2014 учебном году на базе Харьковских общеобразовательных школ 1-3 ступеней №24, №32, №145, №161.
В исследовании принимали участие ученики шестых, седьмых, восьмых, девятых классов, общее количество которых составляла 506 подростков, 8 классных руководителей, 4 социальных педагога, 4 школьных психолога, представители ЦСССДМ Фрунзенского района города Харькова, 100 родителей.
Критериями диагностики проблемы профилактики игромании были определены: мотивационно-ценност-ный, предусматривающий признание ценности, дружбы, высокой социальной справедливости, положительного восприятия творчества; качества личности формирование которого приводит к высокой самооценке, выявление высокого уровня коммуникабельности, выраженные проявления социальной взрослости; поведенческий, который характеризуется осознанием коллективной до-суговой деятельности, выраженными разносторонними увлечениями, хобби, активным участием в жизни социума. В соответствии с критериями определены высокий, средний и низкий уровни эффективности профилактической деятельности. Диагностирование подростков показало преимущество среднего и низкого уровня в обеих группах и показало необходимость усиления профилактической работы в СОШ [9; 10; 11; 12; 13].
Теоретическое обоснование критериев и показателей
Н.А. Василенко педагогические
ГЕМБЛИНГ-ЗАВИСИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ СОШ... науки
склонности подростка к развитию игровой зависимости, и программы профилактики дало основания для определения и разработки как традиционных, так и новых форм социально-педагогической деятельности. Так, поскольку три критерия (мотивационно-ценностный, качества личности, поведенческий) в нашей работе связаны между собой, так же как и направления профилактической деятельности (профилактическая деятельность в школе, профилактическая деятельность в семье, профилактическая деятельность в микрорайоне), то эффективность реализации программы напрямую зависела от этих взаимодействий [14;15;16;17].
Внедрение системы профилактической деятельности среди учащихся началось с социально-педагогической деятельности внутри школы. На организационном этапе сформированы инициативные творческие группы из числа активных представителей школ, в состав которых вошли социальные педагоги, классные руководители, учителя, заместители директоров по воспитательной работе, школьные психологи, родительский комитет.
Первоочередным действием было повышение компетентности учителей школ по вопросу социально-педагогической профилактики игромании среди учащихся-подростков. Работа велась в двух направлениях: предоставление теоретических знаний и практических навыков. Реализация теоретического направления состоялась через организацию и проведение методических семинаров, консультаций, лекций тематика которых была направлена на ознакомление учителей с проблемой игромании, а главное - с направлениями профилактической деятельности. Но с самого начала нашей работы мы столкнулись с непониманием зависимости от компьютерных игр, как проблемы, у учителей с достаточно большим стажем работы и, наоборот, молодые специалисты очень активно включились в работу.
Внедрение профилактической деятельности внутри школы мы также осуществляли через организацию деятельности актива класса. С этой целью в школах были назначены ответственные - классные руководители, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе.
В рамках программы проведен цикл бесед («Компьютер и дети», «Компьютерные игры - зависимость и как с ней бороться», «Зачем мне компьютерные игры?», «Значение игры в жизни подростка», «Позитивная виртуальность»), направленных на ознакомление подростков с положительными и отрицательными сторонами влияния компьютерных игр на социальное сознание.
Начиная работу с родителями, мы пытались донести до них мысль, что за информационную безопасность подростков несут ответственность в первую очередь родители, для большинства которых непонятной была мысль о том, что игра может быть опасна для подростков. Мы убедились, после общения с родителями, что они уверены, если подросток играет в компьютерные игры, значит все хорошо, главное чтобы он проводил досуг дома, а не ходил неизвестно где.
Согласно программе мы провели семейный праздник «Отцы и мы», которое имело целью популяризацию семейных ценностей, восстановление утраченных традиций, общение в непринужденной обстановке родителей и подростков. Родители проявили заинтересованность проблемой профилактики игромании, также согласились что они должны выступать помощниками в решении этой проблемы. Дальнейшая работа происходила путем организации профилактической деятельности направленной на сплочение родителей с подростками, где мы выступили организаторами при поддержке социальных педагогов, школьных психологов, администрации школы.
Информационно-просветительская работа с родителями имела целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и се-14
мейном воспитании. Отметим, что не все родители проявили заинтересованность проблематикой профилактической деятельности, так например достаточное количество родителей школы № 161, считают эту проблему существенной. Но большая часть родителей подтвердила и тот факт, что им не хватает знаний по данной проблематике.
Одним из направлений профилактики стала организация вечеров-встреч. Главной целью этих встреч стало положительное и серьезное отношение родителей к социальному развитию своих детей. Проводились также экскурсии. В частности, была проведена экскурсия в дом Леонида Федоровича Быкова - актера Харьковского государственного академического театра им. Т. Шевченко. Подросткам было предложено просмотр фильмов с его участием, которые раскрывают такие понятия как дружба, справедливость, творчество, честь и др.
Логическим продолжением деятельности в этом направлении стали проведения семейных праздников «Новый год», «8 Марта». Целью проведения этих праздников стало привлечение родителей и детей к продуктивному виду досуга с определенной направленностью. Проведение праздников с участием подростков и их родителей, имело много положительных моментов, например, когда общение между родителями и подростками происходит в неформальной обстановке, профилактическая деятельность становится более эффективной, чем когда общение в рамках занятий.
Логически завершенные работы с родителями, в рамках программы, стало проведение «Дня дружбы», где родителям было предложено стать организаторами проведения этого мероприятия.
Благодаря таким мерам состоялось взаимодействие между подростком, школой и родителями. Подростки непосредственно включились во взрослую жизнь, решали проблемы организации и проведения профилактической деятельности, учились ответственности при принятии решений, также организовывали коллективную досуговую деятельность [18; 19; 20; 21].
Следующим шагом реализации программы профилактики стала профилактическая деятельность в микрорайоне, в частности, приглашение в Центр социальной службы детей, семьи и молодежи (ЦСССДМ) куда пришли все желающие подростки. Целью мероприятия было донести до подростков реальные проблемы профилактики игромании, способствовать умению общаться со взрослыми работниками службы по существующим проблем. С одной стороны, происходило приобретения коммуникативных навыков, социального опыта, принятие активного участия во ржи социума, с другой - профилактика отклонений в поведении подростков. Но главной целью похода к ЦСССДМ было - привлечение подростков к волонтерской деятельности.
Отмечено, что после организации студии «Создай игру» подростки начали сами инициировать определенные виды профилактической деятельности. Организация студии стала одним из путей повышения социально-педагогического творчества. Цель этой студии самостоятельное создание подростками сценариев компьютерных игр, рассчитанных на дошкольный возраст (развивающие игры), и на младший школьный возраст (обучающие игры) с учетом психофизиологических особенностей детей, также содержательный досуг, общественно полезная деятельность, социальное развитие подростков, формирование социальных ценностей, пропаганда волонтерской деятельности.
План мероприятий составляли подростки самостоятельно, утверждали социальный педагог психолог. В конце года отчитывались о проведенной по плану работе.
Следующим мероприятием профилактической работы с подростками была организация пейнт-бол клуба. Подростки выбрали руководящую группу клуба, установили постоянную связь с активом классов, принимавших участие в реализации программы. Главной целью
Н.А. Василенко
ГЕМБЛИНГ-ЗАВИСИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ СОШ...
организации клуба стал перенос виртуальной жизни, в обстановку приближенных к реальной (настоящая военная форма, рации и т.д.); также позитивное развитие социальной взрослости. Оружие и декорации переносят подростков на поле боевых действий.
Работа клуба происходила два раза в неделю, после занятий в школе, а в субботу в клуб приходили подростки вместе с родителями.
Еще одним примером организации профилактической деятельности стал волонтерский отряд „Клик", который был организован из учеников-подростков школ, принимавших участие в эксперименте. Целью этого отряда стало привлечение к профилактической деятельности как можно больше подростков, особенно тех, кто не имеет вообще никаких увлечений.
Ученики-волонтеры организовали проведение акции «Избавься от «стрелялки» получи «болванку», подростки организовали перед уроками, на переменах, и после уроков, замену DVD дисков с агрессивными компьютерными играми, на DVD диски чистые, или с записями музыки, фильмов для данной возрастной категории. А в конце акции в СОШ № 161 все диски с записями компьютерных игр, были публично уничтожены.
Наблюдая за акцией, мы увидели, что почти все подростки спокойно отдавали диски с компьютерными играми, а в школе № 32 парень из 6 класса принес даже диски отца. В школе № 145 подростки сами предложили не уничтожать диски, а сделать из них полезные вещи (подставки под горячее, часы и т.д.).
Другая акция, которую провели подростки волонтеры, имела целью распространение информации о вреде и пользе компьютерных игр.
Это было представлено в виде листовок, получили не только ученики 6, 7, 8, 9 классов, а так же и ученики младшей и старшей школы. Показательным был положительное влияние на самосознание подростков, но, к сожалению, не во всех школах эта акция достигла понимания. Так в ОШ № 32 ученики очень скептически отнеслись к листовкам, а в 7 классе даже классный руководитель охарактеризовала проведение акции «бесполезным делом».
Продуктивной практикой профилактики зависимости от компьютерных игр стало театрализованное представление «Суд над компьютерными играми». Разработка сценария осуществлялась подростками во время очередного заседания волонтерского отряда «Клик» с помощью социального педагога, и педагога организатора, а также учителя музыки. Сюжет касался рассмотрения негативных и позитивных сторон компьютерных игр, а также влияния зависимости на социализацию подростков.
Продолжение волонтерской деятельности, направленной на профилактику зависимости от компьютерных игр, стало проведение пресс конференции «Я - игроман». Целью которой стало предоставление возможности высказаться подросткам зависимым от компьютерных игр. Во время проведения этого мероприятия наиболее активными, что касается вопросов, были ученики 6-х классов всех школ. Их интересовало, в какие игры играют игро-маны, сколько времени они уже зависимы, как подростки с зависимостью планируют свой день, сколько часов они вообще спят и т.д. Подростки, которые учатся в 8-х классах ООШ № 145, намного сдержаннее реагировали на информацию предоставленную игроманами.
Еще одним примером профилактической работы стало проведение лекции на тему «Игромания в подростковом обществе». Лекция, как и беседы, проводились во время воспитательных часов, в отдельном помещении. Приглашали компетентных специалистов из медицинских учреждений и ЦСССДМ, также представителей МВД.
Повышение эффективности профилактической деятельности, также происходило через проведение классных часов, с добавлением их к запланированным классным часам школы. Ответственными за содержание были классные руководители [22; 23; 241._
Показательным было положительное влияние на подростков профилактической работы. Так, к примеру, ученики утверждают, что именно участие в пейнт-бол клубе повлияло на их самосознание, самооценку. Также совместное проведение досуговой деятельности очень положительно повлияло на социализацию участников эксперимента. Продуктивной практикой профилактики зависимости от компьютерных игр было и участие подростков в выпусках стенгазеты «Игромания и Я». Интересным был и поход подростков с родителями в лесопарковую зону, для проведения игры «Мы спрятали - поищи!», Целью которой было в сотрудничестве с родителями, в реальных условиях прохождения полосы препятствий (как в сюжете компьютерных игр) найти скрытые «приз» и «бонус».
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы, что внедрение программы социально-педагогической профилактики игромании среди учащихся общеобразовательных школ происходило в трех направлениях: социально-педагогическая деятельность с родителями, социально-педагогическая деятельность в школе, социально-педагогическая деятельность в микрорайоне.
Она имела целью создания благоприятных условий для просоциального развития подростков. Программа состояла из этапов и направлений, предусматривающих профилактическую деятельность среди подростков. Создание соответствующих мероприятий положительно отражалось на развитии дружеских отношений, чувстве справедливости, повышение самооценки, развития коммуникабельности, социальной взрослости, организации коллективной досуговой деятельности, развитию разносторонних увлечений, хобби, прием активного участия в жизни социума.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Янг К. С. Диагноз Итернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-28.
2. Абраменкова В. Ребенок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр Текст. / В. Абраменкова. М.: Лепта Книга, 2008. - 112 с.
3. Шмелев А. Г. Мир поправимых ошибок// Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка - Москва, 1988 - №3. - С. 27-39.
4. Бабаева Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. - С. 11-40.
5. Кочетков Г. Б. Компьютерные игры: свет и тени // Микропроцессорные средства и системы. - 1985. - № 3. -С. 16-20.
6. Барабаш А. Н. По ту сторону игры // Вечерний Барнаул, 2005, № 183.
7. Лысенко Е. Е. Компьютерная игра с точки зрения психолога // Микропроцессорные средства и системы. -1985. - № 3. - С. 15-16.
8. Безпалько О. В. Сощальна педагопка в схемах i таблицях. Навчальний поабник. - К.: Центр навчально! лггератури, 2003. - 134 с. (31 с.)
9. Министерство Здравоохранения Украины Наказ 17.07.2007 № 410 Про утверждение методических рекомендаций.
10. Войскунский А. Е. Групповая игровая деятельность в Интернете// Психологический журнал, 1997 т. 20, 1, с. 126-132.
11. Оранж Т. Медиадиета для детей: руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр / Т. Оранж, Л. О'Флин. - М.; СПб.: ДИЛЯ, 2007. - 272 с.
12. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
Н.А. Василенко
ГЕМБЛИНГ-ЗАВИСИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ СОШ..
13. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 6. - 397 с.
14. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность: учеб.-науч. изд. / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова и др.; С.-Петерб. соц. ин-т РАН и др. СПб.: Мед. пресса, 2001. - 197 с.
15. Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков Текст.: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Друзин Ярославль, 2011. - 196 с.
16. Завражин С. А. Игровая и оккультная аддикции: механизмы формирования и коррекции: учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. А. Завражин, К. Фортова; Владим. гос. пед. ун-т. Владимир: ВГПУ, 2006.
17. Зайцев В. В. Патологическая склонность к азартным играм новая проблема психотерапии / В. В. Зайцев // Соц. и клин, психиатрия. - 2000. - Т. 10, №3. - С. 52-59.
18. Тихонова Ю.И. Социальная организация досуга учащейся молодежи // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 99-105.
19. Говорушина Т.К. Концептуальные основания
управления качеством взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 68-72.
20. Брыксина О.Ф. О подготовке будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности: организация взаимодействия родителей с детьми в сети интернет // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 30-33.
21. Халитов Р.Г., Юсупов И.М. Уровневая модель психосоциального взаимодействия субъектов // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 127-128.
22. Компьютерные игры: Обучение и психологическая разгрузка. - М.: Знание, 1988. - 211 с.
23. Серебреникова Ю.В. Влияние компьютерных игр на агрессивность у подростков 14-15 лет // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 192-196.
24. Колотилова И. В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми. Текст.: дис... канд. пед. наук: 19.00.01/ Колотилова И. В. Москва, 20009. - 234 с.
GAMBLING ADDICTION SECONDARY SCHOOL STUDENTS FROM GAMING EXPERIENCE PROGRAM SOCIO-EDUCATIONAL PREVENTION
© 2015
N.A. Vasilenko, professor of social pedagogy, Social pedagogy department
Public Enterprise «Kharkiv Humanitarian Pedagogical Academy» Kharkov Regional Council,
Kharkov (Ukraine)
Abstract. The article describes the results of socio-educational prevention computer addiction among adolescent students in secondary schools. An essential feature of our time is a significant development in the society of the negative phenomena, among which is dominated by gambling (gambling addiction). Revealed three areas of the program of socio-pedagogical prevention of gambling addiction: social and pedagogical work with parents, school district. Given the urgency of the problem of social and educational prevention computer addiction among school children expedient implementation of appropriate social and educational programs. Implementation of preventive activities among students started with socio-educational activities within the school. In the organizational phase formed creative initiative group from among the active members of the school, which included social educators, class teachers, teachers, deputy directors on educational work, school psychologists, parents' committee. But from the beginning of our work we are faced with a lack of understanding of computer addiction as a problem, teachers with a large enough work experience and, on the contrary, young professionals are actively involved in the work. Implementation of preventive activities within the school, we also carried out through the organization of activities of the asset class. For this purpose, schools were appointed - class teachers, social workers, deputy director of educational work. The immediate action was to increase the competence of teachers of schools on socio-educational prevention of gambling addiction among students, teenagers.
Keywords: computer addiction, the program of social and educational prevention, preventive measures, students, teenagers, general education institution, and computer games.