ББК: 83.3 (2Рос-Рус)6 УДК: 831.161.1.0.
Лебедева С.Н.
О ТВОРЧЕСКОМ СОЮЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ «ИЗ НАРОДА»
Lebedeva S. V.
THE CREATIVE UNION OF WRITERS «OF THE PEOPLE»
Ключевые слова: крестьянские писатели, организация, архивные материалы.
Keywords: peasant writers, organization, archive materials.
Аннотация: статья посвящена истории союза (общество, организация) крестьянских писателей 1920-х - начала 1930-х годов. В научный обиход введены архивные документальные материалы из фондов РГАЛИ и РО ИМЛИ РАН, дополняющие историко-литературные факты послеоктябрьского периода.
Abstract: the article is devoted to the history of the union (associaton, organization) of peasant writers(1920s- the beginning of 1930-ies) The archive documentary materials from the funds of Russian state archival depository are introduced into the scientific use. The materials expand historical and literary facts of the post-October period.
Сегодня идет основательное изучение русской литературы 1920-х - 1930-х годов, в историю литературы возвращены многие имена и художественные произведения метрополии и Русского зарубежья, идет процесс восстановления целостности русской литературы ХХ века. В научный литературоведческий оборот вводятся новые материалы - архивные источники, дневники, мемуары, публикуются ранее запрещенные художественные и
публицистические тексты. Историки литературы активно выявляют и собирают произведения из периодики, ведется работа по составлению списков художественных произведений ранее запрещенных авторов. Все это необходимо для создания фундаментальных работ о жизни и творчестве литераторов, углубленного исследования поэтики их произведений, изучения деятельности существующих в послеоктябрьский период многочисленных творческих групп, союзов, объединений, а также выявления общих закономерностей развития русской литературы ХХ века. Без всестороннего изучения литературы с учетом совокупности художественных произведений и авторских судеб невозможно составить подлинно научную картину историко-литературного процесса послеоктябрьского периода.
Вместе с тем, несмотря на усилия ученых, восстановление общей картины литературного процесса первых послереволюционных десятилетий еще далеко не завершено. «20-е годы ХХ века, -пишет Роберт Магвайр, - одно из золотых десятилетий русской литературы»1. Добавим - во многом не изученное десятилетие, как и следующие за ним 1930-е годы. До настоящего времени не вовлечена в научный оборот значительная часть художественной прозы крестьянских писателей 1920-х - 1930-х годов -свидетелей и участников трагических революционных преобразований в деревне. И это несмотря на то, что, по утвердившемуся в отечественной науке мнению, тема переустройства советской деревни заняла важное место в прозе этих лет.
Однако до настоящего времени в поле зрения исследователей крестьянской литературы послеоктябрьских десятилетий оказываются, в основном, одни и те же авторы:
М. Шолохов, Ф. Панферов, Л. Сейфулина, П. Замойский, А. Неверов. Вместе с тем важно осмысление роли в процессе становлении крестьянской литературы и
1 Роберт, А. Магвайр. Красная новь. Советская литература в 20-е годы. - СПб., 2004. - С. 8.
других писателей, о которых современные литературоведы или не упоминают вовсе, или лишь включают их имена в краткие обзоры, общие перечни авторов тех лет. Это относится как к известным в те годы писателям, составившим в дореволюционный период литературу крестьянской «плеяды»1 (С.П. Подъячев, И.Е. Вольнов, С.Т. Семенов, И.М. Касаткин, А.П. Чапыгин и др.), так и к вошедшим в литературу в 20-е годы молодым авторам - А. Тверяку, И. Никитину, А. Дорогойченко, Н. Брыкину, В. Ряховскому, М. Карпову, И. Макарову и др. Забвению крестьянских литераторов способствовало и то, что многие из них были репрессированы, физически уничтожены в конце 30-х годов (И. Касаткин, М. Карпов, И. Макаров, И. Катаев и др.) или погибли во время Великой Отечественной войны (А. Тарасов, А. Молчанов, В. Кудашев и др.).
Отсутствие интереса к творчеству крестьянских авторов отчасти объясняется и встречающимся в различных источниках суждением о художественной
несостоятельности их произведений, якобы не заслуживающих серьезного научного изучения (проза писателей «второго ряда»). Между тем, как справедливо отмечает В. Жирмунский, «произведения писателей второстепенных <...> часто для историка литературы имеют не меньшее значение, чем классиков <...> Общие закономерности литературного процесса иногда легче проследить на примере писателей второго ряда»2.
Сегодня стало очевидным, что деление литераторов на «первый» и «второй» ряды не является бесспорным, окончательно устоявшимся. Распределение по «рядам» (или «планам») сформировалось в те годы, когда художественные достоинства произведений измерялись главным образом политическими и классовыми убеждениями авторов,
идеологическими установками в обществе. Наиболее активно эта тенденция проявилась в первые два послеоктябрьских десятилетия - времени выстраивания литературной иерархии из конъюнктурных соображений. В начале 1929 года Сталин в письме к В.Н. Билль-Белоцерковскому указывал, что при оценке литературы нужно оперировать антитезами «советский-антисо-ветский», «революционный-антиреволю-ционный» и «понятиями классового порядка»3.
Современные литературоведы охотно пишут о различных творческих объединениях, союзах, существовавших в литературном процессе 1920-х - 1930-х годов. Но немногие ученые уделяют внимание творческой организации крестьянских писателей ВСКП - ВОКП -ВОПКП, полная и объективная история которой еще не написана. Между тем критики 1920-х годов выделяли три основные составляющие литературного процесса: пролетарская литература, крестьянская литература и литература «попутчиков». Как справедливо отмечает Н.Н. Примочкина, нельзя не учитывать эту классификацию «несмотря на всю условность и грубость применения классовых, политических критериев к
4
живым и тонким явлениям искусства» . Думается, не следует разрушать логику развития литературы 1920-х - 1930-х годов, игнорируя или не уделяя должного внимания крестьянским писателям -литераторам «из народа» и их творческой организации.
Понятие «крестьянский писатель» используется сегодня прежде всего при рассмотрении историко-литературного процесса 1920-х - начала 1930-х годов. При этом проводится грань между творчеством крестьянских и новокрестьянских авторов -Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевца, П. Орешина, С. Есенина и др., которые не
1 «Плеядой» крестьянских писателей начала ХХ века почти одновременно назвали Н. Страхов и М. Минокин. См.: Страхов Н. И. Иван Касаткин // Касаткин И. Перед рассветом. - М., 1977. - С. 3; Минокин М. В. Современная советская проза о колхозной деревне. - М., 1977. - С. 6.
2 Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций / В.М. Жирмунский.
- СПб., 2004. - 464. - С. 28.
Сталин И. Ответ Билль-Белоцерковскому // Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: сост. Г.А. Белая; автор вступ. ст. В.Г. Воздвиженский. - М., 2001. - С. 217-218.
4 Примочкина, Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов / Н.Н. Примочкина. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1995. - 256 с. - С. 10.
входили в ВОКП, придерживались иных принципов изображения деревни и крестьянства. Представляется
справедливым мнение литературоведа Г.С. Зайцевой, заявившей, что «.черты психобиографического, художественно-тематического, мировоззренческого
порядка, вместе взятые, определяют крестьянскую литературу как некое самостоятельное литературное явление»1. Подчеркнем: «явление», нуждающееся в изучении, достойное рассмотрения как немаловажной составляющей историко-литературного процесса 1920-х - 1930-х годов.
Первые сведения о ВСКП и обозначение «крестьянский писатель» появляются в начале 1920-х годов в официальных документах и наименованиях, в статьях, заметках, рецензиях критиков Л. Авербаха,
В. Ржиги, А. Дивильковского, М. Шишкевича, А. Ревякина, Н. Острогорского (опубликованы, в основном, в журналах «На литературном посту», «Новый мир», «Жернов», «Земля советская»). В качестве важнейшего фактора, указывающего на принадлежность автора к союзу (позже - к обществу) крестьянских писателей, указывалась социальная принадлежность, жизненный опыт литератора.
Примечательно, что еще в начале ХХ века Л. Толстой в беседе с «писателем из народа» С. Семеновым отметил: «Для народа хорошо выходит у тех писателей, кто сам знает народ и живет с ним» . А Максим Горький в многочисленных высказываниях о крестьянских писателях советского периода особо подчеркивал, что они «деревенские люди., живут жизнью деревни» и «не могут не знать, не чувствовать ее» . Это высказывание 1927
1 Зайцева, Г.С. М. Горький и «крестьянские писатели» начала 20 века / Г.С. Зайцева. - Горький, 1985. - 101 с. - С. 9.
2 Семенов, С.Т. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом / С.Т. Семенов. - СПб., 1912. -С. 7.
3 Думается, стоит вспомнить и размышления А. Луначарского на эту тему: литератор не может называться крестьянским, если «сам и не пашет, если он ушел от нивы и стал специалистом-писателем»; крестьянский писатель «должен жить одной жизнью
года Горького обращено к С. Подъячеву и И. Вольнову - представителям старшего поколения крестьянских писателей, начавших творчество на рубеже Х1Х - ХХ веков. Но то же можно сказать и о крестьянских писателях, вошедших в литературу в 1920-е годы - многие из них, покинув деревню по разным причинам, возвращались или поддерживали тесную связь с малой родиной на протяжении всей жизни.
Объединение крестьянских писателей тесно связано с литературно-музыкальным Суриковским кружком (в названии было подчеркнуто: «...кружок писателей из народа»), который существовал в Москве с 1905 года. Истоки кружка - в творчестве писателей-самоучек конца Х1Х века, его появление связано с именем поэта Ивана Захаровича Сурикова, объединившего многих вышедших из народа музыкантов, писателей и поэтов, среди них - А. Бакулин, С. Дергунов, М. Козырев, И. Родионов. В составе кружка начинали творчество Н. Клюев,
С. Клычков, С. Есенин, П. Орешин, А. Ширяевец, после Октябрьской революции образовавшие группу новокрестьянских поэтов. После смерти Сурикова (1880) кружок продолжил существование в соответствии с задачами, обозначенными в уставе. Основными среди них были просветительские: подъем национального самосознания, утверждение в русском обществе самобытных духовно-
нравственных основ, продолжение и углубление традиций классической отечественной литературы.
В 1921 году Суриковский кружок утратил единство. На Московской конференции крестьянских писателей было принято решение об образовании Всероссийского союза крестьянских писателей (ВСКП), принят новый устав с прописанным пунктом о признании советской власти. Председателем союза был избран Г.Д. Деев-Хомяковский (один из руководителей «старого» Суриковского кружка), его ближайшими помощниками стали С.Е. Ганшин, Е.Л. Афонин - тоже
с деревней и оставаться крестьянином по интересам и по методам изложения своих мыслей».
бывшие члены кружка. Решение об формировании союза не приняли немногочисленные бывшие суриковцы, которые не вошли в союз, оставшись в составе Суриковского литературно-музыкаль-ного кружка (упразднен в конце 1933 года). С этого времени понятие «крестьянский писатель» стало активно употребляться вместо ранее встречавшихся формулировок: «писатель из народа», «писатель, вышедший из низин» (Л. Клейнборт), «писатель-самоуч-ка»,
«писатель-мужик» (Горький) и др.
В фонде Г.Д. Деева-Хомяковского Российского государственного архива литературы и искусства хранится документ, датированный 28 октября 1924 года, -«Литературная платформа Всероссийского союза крестьянских писателей, принятая расширенным Пленумом Центрального Совета Союза». В нем говорится, что «основами платформы» союза должны стать следующие положения:
в своих произведениях крестьянский писатель, поэт должен разоблачать темные стороны жизни деревни, беспощадно бороться против посягательств,
направленных на срыв коллективных начал в труде;
крестьянский писатель должен стремиться к теснейшей смычке с передовым отрядом пролетарских
писателей;
- крестьянский писатель в творчестве не должен допускать ничего мистического, должен стремиться дать реальное, полное живой правды изображение и т.д. 1.
В документе особо подчеркивалась задача активного привлечения в союз крестьянских писателей литераторов из народа. Что и происходило: если в начале существования организации в нее входило несколько десятков литераторов, то к Первому съезду крестьянских писателей (июнь 1929 года) их было около тысячи. Примечательно, что в литературу нередко «шли» профессионально неподготовленные и даже малообразованные люди -«колхозный и сельхозрабочий молодняк». При вступлении в союз крестьянских
1 Деев-Хомяковский, Г.Д. // РГАЛИ, ф.1883, оп.2, ед.хр. 155.
писателей они заполняли анкету, указывая социальное происхождение, партийность, род занятий, «вид творчества, который считают для себя более характерным» и даже «литературный псевдоним». Вопрос об образовании в анкете отсутствовал.
В Рукописном отделе ИМЛИ РАН хранятся вступительные документы нескольких крестьян, желавших войти в ВСКП. Один из них - «Лохин Семен Иванович, 1906 года рождения, уроженец деревни Волчий враг Пензенской губернии; без партийный (орфография и пунктуация автора анкеты сохранена - Л.С.), начал писать с 1924 года; наиболее характерный вид творчества - поэзия; литературный псевдоним - Залесный; основная профессия - землепашество». В приложенной к анкете автобиографии Лохин указал, что закончил четыре класса сельской школы, после чего занимался крестьянским трудом. Ощутив «тягу к литературному творчеству», просит принять его «в ряды писателей»2 (заявление датировано 24 октября 1924 года). Просьба была удовлетворена и не только его -подобных лохиных в рядах ВСКП было немало, особенно в первые годы существования общества. В основном, произведения крестьянских «самородков» помещались на страницы журнала «Жернов» (1925-1927 гг.), впоследствии резко раскритикованного М. Горьким.
Вместе с тем подчеркнем: согласно пункту № 12 Платформы ВСКП, принятой на Пленуме Центрального совета 28 октября 1924 года, «члены союза должны были неуклонно повышать общеобразовательные знания, изучать технику письма и слова, производить строгий анализ
художественных достижений как современной, так и предшествующей нашей эпохе литературы»3.
Значительная роль в деятельности ВСКП принадлежала литераторам из Ленинграда. В. Саянов в конце 1920-х годов отмечал: «Наиболее сильной творческой группой крестьянских писателей следует признать ленинградскую группу «Стройка». На первом месте здесь И. Никитин и М.
2 Материалы ВОКП // РО ИМЛИ РАН, ф. 156, оп. 1, ед.хр. 148.
3 ЦГАИПД, ф. 24, оп. 9, ед.хр. 21.
Карпов...»1. Информация о «Стройке» крайне скудна. О ее возникновении в начале 1930-х годов высказался И.М. Васильев: «Весной 1923 года при Петроградском университете организовалась группа начинающих писателей, куда вошли Б. Соловьев, Г. Фиш, В. Саянов и др. Сразу к ней примкнули рабфаковцы Е. Панфилов, Я.А. Тверяк. Группа эта, названная -«Стройка», осенью слилась с группой пролетписательского молодняка при Комвузе им. Зиновьева «Звенья», откуда пришли Мих. Карпов, Д. Мазнин, рук. группы
А. Крайский»2. В зиму 1923-1924 гг. «Стройка» заняла центральное положение в петроградской ассоциации писателей. В конце 1920-х годов некоторые бывшие «стройковцы» вошли в ВОКП.
В союзе крестьянских писателей складывались непростые отношения. Постепенно образовались две группы, лидеры которых - представитель старшего поколения писателей Г. Деев-Хомяковский и молодой писатель П. Замойский -претендовали на руководящую должность объединения. Противостояние завершилось в ноябре 1927 года, на пленуме ВСКП. Деятельность Деева-Хомяковского была признана неудовлетворительной
(«антипартийная работа, <...>
материальные упущения, <...> неэтические поступки»), ему предложили сложить полномочия председателя союза3. Пленум принял решение о переименовании ВСКП во Всероссийское общество крестьянских писателей - ВОКП. Председателем общества избрали отсутствующего на пленуме писателя из крестьян С.П. Подъячева, заместителем - П. Замойского.
1 Саянов, В. Современные литературные группировки / В. Саянов. - М. - Л., 1928.
2 Саянов, В.М. Современные литературные группировки. - М.: Л., 1928. - 100 с. - С. 45.
3 Примечательно, что в заявлении Деева-Хомяковского указаны другие причины ухода с должности председателя: «Невыносимо тяжелая работа по руководству обществом крестьянских
писателей в течение 6,5 лет, федерацией советских
писателей, Литфондом <...>. Я по предложению врачей должен сократить нагрузку вследствие осложнения болезни сердца» (Деев-Хомяковский Г.Д. // РГАЛИ, ф.1883, оп.2.).
Семен Павлович Подъячев, известный и уже немолодой тогда писатель, был далек от окололитературной суеты, жил с семьей в деревне Обольяново, готовил к изданию собрание сочинений, вел активную переписку, боролся с болезнями и бытовой неустроенностью. О своей новой должности он узнал из письма И.М. Касаткина, который участвовал в работе пленума. Фактически обществом стал руководить П. Замойский, в целом деятельность ВОКП осуществлялась под контролем ЦК ВКП (б).
Об отношении Замойского к разгромленным суриковцам (в лице Г. Деева-Хомяковского, прежде всего) свидетельствует его письмо к С.П. Подъячеву с просьбой способствовать объединению «вокруг ВОКП всех уже выявившихся мастеров слова, крестьянских писателей, привлечь их в организацию и окончательно угробить суриковский дух, так провонявший наше общество»4. Под «суриковским» духом Замойский подразумевал «реакционное
народничество», отвергаемое новой властью, «голое» просветительство.
Важно отметить, что с этого времени руководители ВОКП обращают особое внимание на классовое расслоение, неоднородность крестьянства,
непримиримую классовую борьбу в деревне. «Первое из основных положений ВОКП, - писал критик В. Карпинский, -требует признания классового расслоения, классовой борьбы внутри крестьянства, классового подхода к крестьянской художественной литературе и исключения буржуазно-кулацких писателей из крестьянских писательских рядов»5. Очевидно, что эта позиция была определена намеченным партией курсом на коллективизацию и уничтожение кулака как класса.
Пленум 1928 года обновленного ЦС ВОКП вынес на обсуждение вопросы о путях развития крестьянской литературы, платформе общества. Но прежде
Подъячев, С.П. // РГАЛИ, ф. 374, оп. 1, ед.хр.
242.
5
Карпинский, В. Кого же считать крестьянским писателем? / В.Карпинский // Земля советская. -1929. - № 4. - С. 52.
4
необходимо было определиться в главном: кого можно назвать «подлинно крестьянским писателем»? Вопрос вызвал активную дискуссию на страницах «Нового мира» и оппонирующих ему журналов «Земля советская» и «Октябрь». Участники пленума предложили свое определение крестьянского писателя, подчеркнув в качестве основного - классовый принцип. Утверждалось, что не являются крестьянскими писатели «с кулацкой идеологией», а также те, кто «продолжает по традиции переживать дореволюционные народнические мотивы, пассивно воспринимать природу, идеализировать патриархальную жизнь и старые деревенские порядки: религию,
собственность, национализм»1.
Обсуждение вопроса получило продолжение на Первом съезде крестьянских писателей. Этому событию предшествовала серьезная
подготовительная работа. Еще в октябре 1925 года заведующий отделом печати ЦК РКП (б) И.М. Варейкис обратился в Оргбюро ЦК РКП (б) с докладной запиской «О созыве съезда крестьянских писателей», в которой обосновывает необходимость съезда. Варейкис, в частности писал: «По самым скромным подсчетам в РСФСР имеется сейчас не менее 1000 организованных в различные союзы и кружки крестьянских писателей <...> Руководить этим стихийным писательским движением становится все труднее <... > Отсюда возникает настоятельная необходимость в координации и объединении действий центральных литературно-крестьянских группировок <...>». В связи с обращением Варейкиса Оргбюро ЦК приняло постановление «О созыве Всероссийского Съезда
Крестьянских писателей», в котором была определена дата: 25 ноября 1925 года. Однако съезд был созван значительно позже, он начал работу третьего июня 1929 года в Центральном Доме крестьянина в Москве. Главный вопрос повестки - пути крестьянской литературы, основное
направление работы съезда - «выяснение идеологической линии и творческого лица крестьянских писателей». Этому посвятили свои выступления А. Дорогойченко, А. Луначарский, И. Батрак,
А. Ревякин и другие. За неделю работы съезда были заслушаны шесть основных докладов, два содоклада, в обсуждении докладов приняли участие около ста делегатов. Яркими были выступления в прениях
А. Чапыгина (« я ушел в исторический роман <...>»), И. Васильева, А. Ревякина, М. Горького («<...> курсы литературной техники, языкознания нужны для крестьянского писателя»), М. Карпова («<...> наконец-то за крестьянской литературой признали свой путь развития <...>»). Ленинградский писатель М. Карпов проявил искреннюю тревогу за судьбу крестьянской литературы: «Странно, в стране со стомиллионным крестьянским населением и вдруг не может быть крестьянской литературы! <...> Подход к материалу у крестьянского писателя иной, чем у пролетарского писателя. Иной метод работы, иная среда у крестьянства, у крестьянского писателя иное
мироощущение, другой язык, другой образ, свойственные только крестьянству <...> Критик же, не знающий деревни, не всегда понимает и не чувствует произведения крестьянского писателя и критикует как раз за то, что является основным в произведении»3.
Главное направление развития крестьянской литературы, в итоге обозначенное съездом, - «изжитие мелкобуржуазной ограниченности и переход на пролетарские позиции», при этом важно «отмежеваться от враждебной кулацкой литературы» .
Переход на «пролетарские позиции» вызвал необходимость изменения названия общества: на расширенном пленуме ВОКП
1 Материалы ВОКП // РО ИМЛИ РАН, ф. 156, оп. 1, ед.хр. 24.
2 РЦХИДНИ, ф. 17, оп.112, ед.хр. 704.
Пути развития крестьянской литературы: Стенограммы и материалы Первого всероссийского съезда крестьянских писателей. - М.-Л., 1930. - С. 95.
4 Пути развития крестьянской литературы: Стенограммы и материалы Первого всероссийского съезда крестьянских писателей. - М. - Л. 1930. - С. 3.
в марте 1931 года было принято решение «О переименовании ВОКП» - оно стало называться Всероссийское общество (организация) пролетарско-колхозных
писателей (ВОПКП). В документах пленума, в частности, говорится: «Борясь за сплошную коллективизацию единоличного сектора деревни и ликвидацию кулачества как класса, пленум отказывается от названия «крестьянских»1. На пленуме были сформулированы задачи нового общества: «<...> поднять большевистскую
боеспособность, чтобы ликвидировать всякую возможность проникновения в ее ряды кулаков и кулацких агентов; на основе жестокой, беспощадной самокритики начать
социалистического наступления»3.
Деятельность ВОКП - ВОПКП в конце 1920-х годов, после первого съезда, заметно оживилась, чему способствовал и журнал крестьянских писателей «Земля советская» (1929-1933), организованный после упразднения журнала «Жернов». По поводу «Земли советской» П. Замойский писал С. Подъячеву в апреле 1928 года: «Цель альманаха - купно показать крестьянских литераторов, а главное - собрать вокруг ВОКП всех уже выявившихся мастеров слова, крестьянских писателей, привлечь их в нашу организацию <...>»4. Отметим, что «Земля советская» является одним из первых советских «толстых» журналов,
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Антология крестьянской литературы послеоктябрьского периода. - М.: Л., 1931. - 659 с.
2. В борьбе за пролетарскую литературу (редакционная статья) // Перелом. - 1931.
3. Деев-Хомяковский, Г.Д. // РГАЛИ, ф.1883, оп.2, ед.хр. 155.
4. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение. - СПБ., 1996. - 2004. - 464 с.
5. Зайцева, Г.С. М. Горький и крестьянские писатели начала 20 века - Горький, 1985. -101 с. - С. 9.
6. Карпинский, В. Кого же считать крестьянским писателем? // Земля советская. - 1929. - № 4. - С. 47-55.
7. Материалы ВОКП // ОР ИМЛИ РАН, ф.156, оп.1, ед.хр. 148.
8. Материалы ВОКП // ОР ИМЛИ РАН, ф.156, оп. 1, ед.хр. 24.
9. Пути развития крестьянской литературы: Стенограммы и материалы Первого всероссийского съезда крестьянских писателей. - М.: Л., 1930.
10. Подъячев, С П. // РГАЛИ, ф.374, оп. 1, ед.хр. 242.
решительную перестройку и чистку рядов ВОКП, пополняя их новыми пролетарско-колхозными писательскими кадрами»2.
Нередко общество называли организацией пролетарско-колхозных
писателей. Замена слов не была случайной: в целом наименование стало, по словам А.И. Михайлова, «наиболее идеологически выдержанным, поскольку не содержало порочного понятия «крестьянство». Взятое взамен устаревшего слова «общество» слово «организация», - пишет А.И. Михайлов, - действительно, более соответствовало актуальной, поставленной партией перед этим писательским объединением цели: стать «штабом
Постановление пленума ЦС ВОКП «О переименовании ВОКП» // Земля советская. - 1931. -№ 10.
2Там же.
опыт существования которого в новых -советских - условиях нуждается в изучении5.
Период активности общества крестьянских писателей продлился недолго - постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) поставило под вопрос его дальнейшее существование. История ВСКП-ВОКП-
ВОПКП завершилась 1934 годом -
Михайлов, А.И. Ленинградское отделение Российской организации пролетарско-колхозных писателей (1931-1932 гг.) // Из истории литературных объединений Петрограда-Ленинграда (1910-1930-х годов): Исследования. Материалы. - Кн. 1. - СПб., 2002. - 391 с. - С. 331.
4 Подъячев, С.П. // РГАЛИ, ф.374, оп. 1, ед.хр. 242.
5 О роли «Земли советской» в истории ВОКП -
крестьянские литераторы вошли в состав Союза советских писателей. Этому предшествовала «чистка» рядов ВОПКП.
О важности «чисток» в партийных рядах ВОПКП говорится в редакционной статье журнала «Перелом»: «На пути перестройки крестьянского литературного движения в целом применительно к задачам развернутого социалистического
наступления чистка занимает одно из видных мест. Без очищения своих рядов от классово чуждых и примазавшихся элементов невозможна консолидация коммунистических сил крестьянской литературы.»1.
Для многих крестьянских писателей «чистка» закончилась драматично - их творчество было определено как «проникновение в писательские ряды классового врага». Это, в частности, И. Баранкевич, Н. Кузнецов - «оба по происхождению бывшие дворяне, старые борзописцы, скрывшие свое происхождение»; В. Карпатов, «не знающий решений партии и правительства о коллективизации. и вообще мертвый человек»; Д. Щеглов, опрометчиво заявивший членам комиссии, что «обязанность писателя заключается в его творчестве»2.
ВОПКП см.: Лебедева С.Н. «Земля советская»: К истории забытого журнала // Известия Самарского научного центра РАН. - Вып. 9. - Самара, 2009. - С. 141146; Лебедева С.Н. Проза забытых русских писателей 1920-х годов: Художественное осмысление крестьянской темы: монография. - Тольятти, 2009. - 167 с.
1 В борьбе за пролетарскую литературу (редакционная статья) // Перелом. - 1931. - № 5. - С. 37.
2 Там же. - С. 38.
11. Постановление пленума ЦС ВОКП «О переименовании ВОКП» // Земля советская. - 1931. - № 10.
12. Примочкина, Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1995. - 256 с. - С. 10.
13. Роберт, А. Магвайр. Красная новь. Советская литература в 20-е годы. - СПб., 2004. - С. 8.
14. РЦХИДНИ, ф.17, оп. 112, ед.хр. 704.
15. Семенов, С.Т. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. - СПб., 1912. - С. 7.
16. Сталин, И. Ответ Билль-Белоцерковскому // Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: сост. Г.А. Белая; автор вступ. ст. В.Г. Воздвиженский. - М., 2001. - С. 217-218.
17. Саянов, В.М. Современные литературные группировки. - М.: Л., 1928 - 100 с.
18. Михайлов, А.И. Ленинградское отделение Российской организации пролетарско-
колхозных писателей (1931-1932 г.г.) // Из истории литературных объединений Петрограда-Ленинграда (1910-1930-х годов): Исследования. Материалы. - Кн. 1. - СПб., 2002. - 391 с.
19. ЦГАИПД, ф. 24, оп. 9, ед.хр. 21. С.1-3.