Научная статья на тему '«Журнал мой, видимо, ухнул. . . » (к истории «Земли советской»)'

«Журнал мой, видимо, ухнул. . . » (к истории «Земли советской») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
336
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБЫТЫЙ ЖУРНАЛ "ЗЕМЛЯ СОВЕТСКАЯ" / FORGOTTEN MAGAZINE "SOVIET LAND" / ВОКП / VOKP / ТЕМА КРЕСТЬЯНСТВА / THEME OF THE PEASANTRY / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ARCHIVAL MATERIALS / ЭПИСТОЛЯРИЙ / JEPISTOLJARIJ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лебедева С.Н.

Статья посвящена истории крестьянского литературно-художественного журнала «Земля советская» (1929-1933). Рассмотрена концепция и программа журнала, его структура, принципы рубрикации, тематика, проблематика материалов и др. Показана роль журнала в разработке темы деревни в русской литературе 1920-х 1930-х годов. В научный литературоведческий оборот введены архивные материалы из фондов РГАЛИ, ОР ИМЛИ РАН о деятельности редколлегий журнала, о жизни и творчестве ответственных редакторов репрессированных и запрещенных в конце 1930-х годов писателей И.М. Касаткина и М.Я. Карпова. Приведены имеющие отношение к истории «Земли советской» фрагменты писем С.П. Подъячева, И.М. Касаткина, М.Я. Карпова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Y MAGAZINE, APPARENTLY, UHNUL...» (THE HISTORY “OF THE SOVIET LAND”)

He Article is devoted to the history of peasant literary magazine "Soviet Land" (1929-1933). Reviewed the concept and program log, its structure, principles of rubrication, topics, issues etc. The role of the journal in developing the theme of the village in Russian literature 1920 's-1930 's. Scientific literary turnover put archival materials of the RGALI funds, RR IMLI WOUNDS on the activities of the editorial boards of the journal, about the life and work of responsible editors is repressed and denied at the end of the 1930-ies writers I.m. Kasatkina and M. Karpova. Are relevant to the history of the Soviet Land fragments of letters S.p. Pod'jacheva, I. Kasatkina, M. Karpova.

Текст научной работы на тему ««Журнал мой, видимо, ухнул. . . » (к истории «Земли советской»)»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

УДК: 831.161.1.0.

ББК: 83.3 (2 Рос-Рус) 6

Лебедева С.Н.

«ЖУРНАЛ МОЙ, ВИДИМО, УХНУЛ...» (К ИСТОРИИ «ЗЕМЛИ СОВЕТСКОЙ»)

Lebedeva S.N.

«Y MAGAZINE, APPARENTLY, UHNUL ...» (THE HISTORY "OF THE SOVIET LAND")

Ключевые слова: забытый журнал «Земля советская», ВОКП, тема крестьянства, архивные материалы, эпистолярий.

Keywords: forgotten magazine "Soviet Land", VOKP, theme of the peasantry, archival materials, jepistoljarij.

Аннотация: статья посвящена истории крестьянского литературно-художественного журнала «Земля советская» (1929-1933). Рассмотрена концепция и программа журнала, его структура, принципы рубрикации, тематика, проблематика материалов и др. Показана роль журнала в разработке темы деревни в русской литературе 1920-х - 1930-х годов. В научный литературоведческий оборот введены архивные материалы из фондов РГАЛИ, ОР ИМЛИ РАН о деятельности редколлегий журнала, о жизни и творчестве ответственных редакторов - репрессированных и запрещенных в конце 1930-х годов писателей И.М. Касаткина и М.Я. Карпова. Приведены имеющие отношение к истории «Земли советской» фрагменты писем С.П. Подъячева, И.М. Касаткина, М.Я. Карпова.

Abstract: the Article is devoted to the history of peasant literary magazine "Soviet Land" (1929-1933). Reviewed the concept and program log, its structure, principles of rubrication, topics, issues etc. The role of the journal in developing the theme of the village in Russian literature 1920 's-1930's. Scientific literary turnover put archival materials of the RGALI funds, RR IMLI WOUNDS on the activities of the editorial boards of the journal, about the life and work of responsible editors is repressed and denied at the end of the 1930-ies writers I.m. Kasatkina and M. Karpova. Are relevant to the history of the Soviet Land fragments of letters S.p. Pod'jacheva, I. Kasatkina, M. Karpova.

В 1927 году в Центральный совет Всероссийского общества крестьянских писателей (ВОКП1) поступило письмо М. Горького с резкой критикой крестьянского журнала «Жернов»: «Стихи и проза, печатаемые "Жерновом", очень плохи во всех отношениях. Целью журнала должно быть "не широкое культурно-просветительское обслуживание масс", к чему редакция журнала совершенно не способна, а -изучение языка, литературной техники, искусства строить стихи и рассказы»2. Письмо Горького вызвало обсуждение в ВОКП идеи создания нового крестьянского журнала. В 1928 году состоялась встреча приехавшего из Италии Горького с представителями ВОКП литераторами Н. Батраком, А. Ревякиным, Ф. Панферовым, во время которой обсуждался вопрос о создании журнала. Горький поддержал концепцию нового издания, и в начале 1929 года в московском издательстве «Земля и фабрика» (ЗИФ) стал выходить крестьянский журнал «Земля советская».

О «Земле советской» известно немного.

1 В 1931 году ВОКП было переименовано в ВОПКП - Всероссийское общество пролетарско-крестьянских писателей.

2 РГАЛИ, ф.165, оп. 3,ед.хр. 1.

До настоящего времени журнал не стал предметом научного интереса литературоведов, в лучшем случае наименование включается в перечень названий других журналов 1920-х - 1930-х годов. Между тем изучение архивных материалов, анализ опубликованных материалов в журнале за весь период издания дают основание заключить, что его роль в процессе формирования крестьянской литературы - как составляющей части советской литературы ХХ века - значительна. Важно и то, что «Земля советская» является одним из первых советских «толстых» журналов3, опыт формирования и существования которого в нуждается в изучении. В этой связи представляется неверным замалчивание в современных историко-литературных изданиях

4

существование журнала .

В период формирования журнала П. За-

3 В числе журналов: «Красная новь» (1921) -первый «толстый» советский журнал, «Печать и революция» (1921), «Молодая гвардия» (1922), «Сибирские огни» (1922), «Октябрь» (1924), «Звезда» (1924), «Новый мир» (1925).

4 См. о журнале «Земля советская»: С.Н. Лебедева. Проза забытых русских писателей 1920-х годов: Художественное осмысление крестьянской темы. Монография. - Тольятти, 2009. С. 32-56.

мойский в письме С. Подъячеву обозначил цель издания: «... купно показать крестьянских писателей, аглавное - собрать вокруг ВОКП всех уже выявившихся мастеров слова, крестьянских писателей»1. В первый год выхода «литератур-но-художест-венного ежемесячного журнала» редакцию возглавлял А.Я. Дорогойченко, в январе 1930 года ответственным редактором был назначен М.Я. Карпов, в начале 1932 года его сменил И.М. Касаткин, в период редакторства которого журнал закрыли (январь 1933 года). Как видим, два года из четырех лет существования журнала им руководил М.Я. Карпов, принимавший активное участие в организации «Земли советской»: «Для альманаха я хочу выслать первую часть повести «Стенькина поступь» размером 6 п.л.»2, - делился он планами с П. Замойским задолго до выхода первого номера. И позже, в 1929 году, в письме к тому же адресату: «Для "Земли советской" у меня готовится вещь и уже даже - есть»3.

О серьезности отношения М. Карпова к редакторской работе свидетельствуют его письма в Рязань начинающему крестьянскому писателю В.Д. Ряховскому. «15.07.1930, Москва. Дружище Ряховский! Очень хорошо сделал, что вступил в ВОКП, давно бы надо, будем выстраивать свои ряды, организовывать крестьянскую литературу. В Рязани подтягивай ребят. Я всё собираюсь писать и никак не могу преодолеть редакционную работу - здесь лежит пуда полтора рукописей, читаю до головокружения, а своя работа стоит. Над чем работаешь сейчас? Твой Михаил»; «21.11.1930, Москва. Видел твою «С гор потоки». Не нравится мне обложка, а форма, шрифт и бумага - хороши. Не пришлешь ли хронику работы рязанского отдела ВОКП в виде очерка для журнала? Что пишешь? Что заканчиваешь?»; «4.12.1930, Москва. Ты очень кстати прислал свой рассказ4, я думаю, что пущу его в первом номере. Правда, я его еще не читал, не успел, но ведь ты писатель апробированный. Относительно нового романа5 - приветствую, и, конечно, с удовольствием возьму его для «Земли советской». Крепко жму руку. М. Карпов»; «15.03.1931, Москва. Искренне радуюсь твоей работе над романом, надеюсь, он не минует «Землю советскую», ведь надо создавать хороший журнал. Трудно писать? Но зато материал благородный, стоит ра-

1 РГАЛИ, ф.374, оп. 1, ед.хр. 242.

2РГАЛИ, ф. 165, оп. 2, ед.хр. 36.

3 ОР ИМЛИ РАН, ф. 25, оп. 3, ед.хр. 111.

4 Рассказ В. Ряховского «Хозяин», который, вопреки планам М. Карпова, не был опубликован в «Земле советской».

5 Роман В. Ряховского «Дворики».

боты. О рецензии на «С гор потоки»: она написана, но забраковать пришлось, плохая рецензия, ведь это твое переломное произведение заслуживает не просто рецензии, а рецензии-статьи. Знаешь, какая неповоротливость с нашей критикой.. Не умеем о своих вещах кричать, не умеем создавать имен, у нас всё идет 6

серым потоком. » .

Первоначально в редколлегию «Земли советской» входили И. Батрак, А. Богданов, П. Замойский, М. Карпов, А. Субботин, Н. Яковлев. С приходом Карпова в журнал в качестве руководителя редакционный состав обновился, но этот процесс был постепенным, к концу 1931 года редколлегию составили: А. Дорогойченко, И. Васильев, В. Карпинский, А. Завалишин, Н. Острогорский, П. Замойский, А. Ревякин. Был увеличен тираж журнала до восьми, а затем и десяти тысяч (тираж журнала в разные годы колебался: от семи тысяч в 1929 году до десяти тысяч в начале 1932 года; во второй половине 1932 года тираж резко сократился - до шести тысяч экземпляров), расширился объем журнала до десяти печатных листов (в 1929 году объем составлял четыре печатных листа), и редакция заявила о намерении впоследствии довести его до 12 листов (намерение осуществлено не было; к концу 1932 года объем журнала сократился в среднем до семи печатных листов)7. Изменилась лась рубрикация журнала, появились новые «отделы»: «Из прошлого», «Голос читателя», «Литературная консультация».

Многие творческие планы, связанные с редакторской работой, М. Карпов осуществить не успел, так как в январе 1932 года был освобожден от должности. Первый номер журнала за 1932 год редактировал М. Карпов, а во второй книжке в качестве главного редактора указан И.М. Касаткин. Каких-либо официальных комментариев относительно замены редактора не последовало. И всё же рассмотрение опубликованных в конце 1931 - начале 1932 года материалов в «Земле советской» позволяет предположить, что уход Карпова из журнала не был инициативой самого писателя. В третьем номере журнала за 1932 год помещена Резолюция расширенного секретариата ВОПКП, в которой негативно оценивается работа редакции «Земли советской» в период руководства М. Карпова

6 РГАЛИ, ф. 422, оп. 1, ед.хр. 158.

7 Для сравнения: журнал «Октябрь» в середине 1920-х годов выходил объемом 10 п.л. и имел тираж 7 тысяч экземпляров; в начале 1930-х годов объем журналов «Красная новь» составлял 10-12 п.л., «Звезда» - 10-12 п.л.; «Литературный современник» - 10 п.л.

(его фамилия не упоминается)1: «Журнал проявил гнилой либерализм, поместив на своих страницах враждебные нам произведения. До сих пор журналы «Земля советская» и «Комбайн» не повернулись лицом к созданию положительного героя эпохи, ударника социалистического труда!»2. Редакцию журнала обвинили также «в проявлении кулацкой идеологии в критике А. Ревякина, его враждебных меньшевистских и буржуазно-формалистических теориях»3. ях»3. Заменивший М. Карпова И. Касаткин был призван изменить состояние дел в журнале.

Касаткин принял предложение возглавить редакцию «Земли советской» неохотно, сомнениями он делился с С.П. Подъячевым: «23 ноября 1931г. Меня тут обхаживают, чтоб засадить редактором этой "Земли советской", да я боюсь: трудное дело, врагов наживешь полк,

I 4

отказываюсь!» .

С. Подъячев ответил незамедлительно: «25 ноября 1931. Я со своей стороны посоветовал бы тебе занять пост редактора "Земли советской". Эх, хорошо бы это было для тебя! Живая работа. А врагов чего же бояться. С врагами-то и любопытно бороться.»5.

Архивные материалы, связанные с «Землей советской», свидетельствуют о том, что у Касаткина, при всех его сомнениях, не было выбора - «партия приказала». Хотя предчувствия его не обманули. Из писем С. Подъячеву: «6 января 1932. Ох, надел я хомут - трудно...Это пишу глубокой ночью. Читки много! Борьба!»; «3 марта 1932. Эх, трудное дело взвалил я на свои плечи! Дома одних писем вечером десятки напишешь, а спать ложишься с рукописями, да часов до четырех их гложешь. А днем в ре-

1 Заметим, что фамилия писателя появилась в январе 1931 года в дополнении ответственного секретаря ЛО ВОПКП Н. Брыкина к статье В. Мессера «Итоги литературного года», в которой перечислены авторы «новобуржуазной литературы»: Эренбург, Замятин, Булгаков, Заболоцкий и др. Н. Брыкин продолжил перечень: «Сельвинский, Карпов, Овалов» (Вестник знания. 1931. 25 янв.). Судьба самого Н. Брыкина подтвердила мнение современных исследователей о том, что пореволюционные десятилетия - «эпоха трагических метаморфоз», когда «палач» легко превращался в «жертву» и наоборот: в конце 1931 года Брыкин был обвинен «в непонимании советской действительности», «в буржуазно-народни-ческом подходе к теме деревни», во враждебности пролетариату романа «Земля в плену». Подобным образом реализовывался основной лозунг времени о «срывании всех и всяческих масок».

2 Земля советская. - 1932. - № 3. - С. 152.

3 ОР ИМЛИ РАН, ф. 156, оп. 1, ед.хр. 611.

4 РГАЛИ, ф. 374, оп. 3, ед.хр. 13.

5 РГАЛИ, ф. 246, оп. 1, ед.хр. 95.

дакции, как в трамвае: окружат тебя стаями, и

всякий хочет добиться своего правдами и не-

6

правдами .» .

С. Подъячев сочувственно отвечал Касаткину: «8 марта 1932. Из письма вижу, что тебя рвут псы как главного завладевшего "Землей советской". Не сдавай позиции! Грызись!»7.

К редакторской активности и стойкости призывал Касаткина и ленинградский писатель А. Чапыгин: «Дорогой Иванушка! Очень рад, дружок, что ты редактор - почисти "зазнавшихся рябчиков". Но только и они не виноваты -как можно хорошо писать и вообще, - как писать по указке?»8.

Примечательно, что ни в одном из возглавляемых Касаткиным номеров журнала не обозначен редакционный состав, хотя он очень серьезно относился к подбору сотрудников. Об этом свидетельствуют сохранившиеся архивные материалы - протоколы заседания редколлегии от 5 января 1932 года, на котором был утвержден ее состав: Г. Устинов, А. Дорогойченко, П. Замойский, И. Шухов, Е. Пермитин, П. Чацкий, П. Ольтман. Состав редколлегии менялся. Отчасти это объясняется стремлением редактора ввести в журнал литераторов-профессионалов, единомышленников. Но, судя по письмам И. Касаткина С. Подъячеву, с ним порой работали и случайные люди: «12 марта 1932. Ну, Устинов. Ох, и подвел же он меня, сукин сын! Сел ведь писать статью, не был две недели, я ждал честно. Задержал нас, осрамил себя и меня. Поверишь, я до последней минуты не думал, что он запил. Не могу теперь верить ему.»; «25 марта 1932. Ну, дела мои по журналу гуще да гуще. В одиночку приходится работать. Устинова уволил. Спешно ищу новых людей теперь»; «10 мая 1932. Идут переустановки великие! Ну, журнал мой, еще неизвестно, может и закроют, а может и нет. Если бы закрыли, я бы рад был освободиться от чертовой толкотни.»; «28 мая 1932. Времечко тугое. Наш журнал тут чуть было не закрыли. Уцелели! Критики-то все молодежь, зеленые.Погибаю, брат! Разорвался на части. И уже нервы стали пошаливать, и боли старые, что хоть реви. Нет, надо к черту совсем бросать эту музыку! Погибель!». И - январь 1933 года: «Журнал мой, видимо, ухнул. Так ему и надо»9.

По-другому воспринял закрытие «Земли советской» М. Карпов - по его инициативе группа литераторов в марте 1933 года направи-

6 РГАЛИ, ф. 374, оп. 3, ед.хр. 13.

7 РГАЛИ, ф. 246, оп. 1, ед.хр. 95. 8РГАЛИ, ф. 246, оп. 1, ед.хр. 141. 9 РГАЛИ, ф. 374, оп. 3, ед.хр. 13.

ла в Оргкомитет Союза писателей заявление: «Мы, группа писателей, коммунистов, считаем закрытие единственного для деревни журнала политически нецелесообразным, особенно имея в виду только что закончившийся 1 -й Всесоюзный съезд колхозников-ударников, который наметил гигантские задачи перед деревней и, в частности, перед нами, пишущими о деревне. Мы просим фракцию Оргкомитета писателей вынести свое решение по поводу закрытия "Земли советской" и поставить вопрос о журнале в соответствующих директивных органах»1.

Ответа не последовало, история журнала «Земля советская» завершилась. С 1934 года стал выходить новый крестьянский журнал «Колхозник» (1934-1939), редактируемый М. Горьким.

В первый год выхода журнала «Земля советская» его структура была односоставной - он определялся как «литературно-художественный». В 1930 году появилось дополнительное обозначение - «общественно-политический», и журнал стал соответствовать традиционной двусоставной структуре российского «толстого» журнала, в котором, как правило, присутствует художественная проза, поэзия, литературно-критические, публицистические и другие материалы. В первом номере «Земли советской» обозначены основные рубрики журнала («отделы»): «Литературно-художест-венный, беллетристический - произведения русских и зарубежных авторов, а также национальных писателей Советского Союза»; «По земле советской» -очерки по вопросам культуры, строительства и быта города и деревни; «Критика и самокритика» - статьи, обзоры, рецензии; «Искусство в массы» - статьи и иллюстрации по вопросам живописи, кино, театра; «Вопросы литературного творчества» - опыты деревенского литературного молодняка; «Дневник писателя» - размышления литераторов о себе, переписку, воспоминания, отклики на злободневные вопросы и проблемы; «Сатира и юмор», «Трибуна читателя», «Литературная хроника» - о деятельности литературных организаций у нас и заграни-цей»2. Отметим, что уже в первый год выхода журнала некоторые рубрики были упразднены: «Сатира и юмор», «Искусство в массы», а «Вопросы литературного творчества» вошли в «Отдел критики и самокритики». И в последующие годы «отделы» журнала видоизменялись, ориентировались на новые социально-исторические обстоятельства.

Примечательно, что концепция и про-

1 ОР ИМЛИ РАН, ф. 156, оп. 1, ед.хр. 142-а.

2 Земля советская. - 1929. - № 1. - С. 65.

грамма журнала, видимо, продумывались, детализировались в течение всего первого года его существования, редакция начала определяться с задачами в третьем номере за 1929 год и лишь в конце года (№ 11) они были сформулированы. Основное направление издания стало обозначаться подзаголовком - «Орган Всероссийского общества крестьянских писателей» (здесь и далее выделено мной - Л.С.), был определен адресат: «Нужно дать деревне ее литературно-художественный журнал, который в живой художественной форме будет трактовать основные вопросы нашей деревенской действительности, используя живое образное слово...»3; «Журнал рассчитан на культурный и общественный актив деревни как русской, так и других народов СССР, а также на городского читателя, интересующегося советской деревней» .

Очевидно, что редакция журнала стремилась объединить молодых крестьянских писателей («литературный молодняк») и формирующееся новое поколение читателей в деле переустройства российской деревни («журнал будет чутко и вдумчиво поддерживать начинающих писателей деревни, помогая им советами и помещая на своих страницах их лучшие работы». Более того, предполагалось влияние журнала на литературную и общественную жизнь страны в целом. Это определило задачи издания: «Показ творческих достижений крестьянской художественной литературы; отображение в художественных произведениях, очерках и статьях экономического и культурного роста СССР в реконструктивный период; выявление нового человека; постановка и разработка вопросов творчества крестьянских литераторов; борьба с правыми тенденциями в литературе, критические обзоры литератур народов СССР и иностранной; освещение жизни ВОКП.. »5.

Материалы, размещенные в журнале за четыре года, проявили тенденцию постепенного, после 1931 года, выдвижения на первый план идеологического направления журнала, вытеснение художественно-литературных и литературоведческих публикаций. И всё же в целом отдел беллетристики и литературоведческие работы журнала представляют интерес. Уже в 1929 году было опубликовано значительное количество произведений литераторов, писавших о деревне - как известных, так и начинающих творчество: П. Логинова-Лесняка, В. Некрасова, И. Васильева, И. Трусова, А. Новикова-Прибоя, В. Ряховского, А. Дорогойченко,

3 Земля советская. - 1929. - № 3. - С. 65.

4 Земля советская. - 1929. - № 11. - С. 34.

5 Земля советская. - 1929. - № 11. - С. 65.

М. Карпова, А. Маркова, Н. Брыкина, А. Субботина, А. Чапыгина, И. Макарова, А. Тарасова и др. В журнале печатались стихи М. Исаковского, А. Пестюхина, В. Непомнящих, В. Наседкина, Н. Незлобина, И. Батрака, В. Сосюры, Л. Мелковской, М. Герасимова, П. Орешина,

A. Богданова, Н. Клюева, П. Васильева,

B. Соловьева, А. Суркова, С. Щипачева, Н. Рыленкова, М. Светлова и др.

Редакция «Земли советской» была последовательна в осуществлении основной цели -рассказывать о жизни советской деревни во всем ее разнообразии, противоречивости, сложности. Этому способствовали художественные произведения - как проза, так и поэзия. За четыре года в журнале опубликовано 19 романов (или отдельных глав из них) о крестьянской жизни: П. Замойского «Лапти» и «Левин дол», В. Ряховского «С гор потоки», «Дворики», А. Маркова «Комрот Веселов», А. Дорогойчен-ко «Живая жизнь», Н. Брыкина «Враги» (отрывок), И. Васильева «Третья сила», «В гору - под гору» (отрывок), А. Тарасова «Ортодоксы», Е. Пермитина «Когти», И. Макарова «Европа» (отрывок), А. Молчанова «Падение острова», А. Субботина «Соль», Н. Тощакова «На рельсах», М. Карпова «Передовик» и др. Заметим, что художественный отдел «Земли советской» в 1929-1931 годах занимал в среднем 60% - 80% от общего объема публикаций, в последний год существования журнала он ощутимо сократился - до 45%-50%. Особо подчеркнем: оживление жанра романа в советской литературе на рубеже 1920-х - 1930-х годов - заслуга и журнала «Земля советская», критики которого неоднократно инициировали дискуссии о романе, привлекали к нему внимание и читателей, и писателей.

Значительное место в журнале занимала публицистика, что было проявлением общей тенденции литературного процесса начала 1930-х годов - периода перестройки жанровой системы в советской литературе, поиска таких жанров, которые бы соответствовали новым жизненным реалиям. Это были художественно-публицистические произведения - очерк, фельетон, заметки, зарисовки, дневниковые записи. Исключительную роль очерка в процессе социальных изменений неоднократно отмечал М. Горький, по инициативе которого был создан первый советский журнал художественного очерка «Наши достижения». В декабре 1932 Горький предлагал И.М. Касаткину года «организовать на страницах журнала «Земля советская» обзоры жизнедеятельности совхозов, колхозов и коммун. Это было бы весьма полезно!»1.

И. Касаткин не успел реализовать совет Горького.

Круг авторов-очеркистов «Земли советской» определился уже в период редакторства А. Дорогойченко: Р. Акульшин, А. Завалишин, М. Досов, А. Соколов, А. Субботин. В 19311932 годах на страницах «Земли советской» появились очерки М. Карпова, В. Ряховского, И. Шухова, П. Замойского, Н. Брыкина, Н. Ко-чина - известные писатели делились впечатлениями об увиденном во время командировок, размышляли о переустройстве деревни. Темами очерков была не только жизнь крестьян, но и индустриализация, успехи социалистического строительства в стране, причем внимание к этим темам усиливалось: если в 1929 году опубликован лишь один подобный материал (М. Кудряшова «Турксиб»), то в последующие три года - около двадцати: Ю. Уральский «Ужно-уральский гигант», Л. Майрановский «По Советскому Союзу», Л. Раковский «На лесах элистинской стройки», П. Стрижков «Завод черного металла», П. Нилин «Фарфоровая трагедия», А. Платонов

«В краю хвойного шторма» и др. В публицистике нередко сочетались элементы путевого и проблемного, аналитического очерка: «Деревенские заметки» А. Завалишина, «Записки селькора» Н. Кочина, «Из деревенского дневника» С. Юрина, «Записки из блокнота журналиста» П. Нилина и др. Очерк в «Земле советской» постепенно «обживался» новыми героями, в работах начала 1930-х годов все чаще авторы обращались к реальным жизненным историям, биографиям, характерам. Это отразилось в заглавии материалов: «Люди текстиля» Д. Прокофьева, «Дуняшина жизнь» М. Досова, «Агроном Литвиненко», «Энтузиаст картофеля» К. Алтайского, «Комсомолец Ищенко» А. Доро-гойченко и др. Примечательно, что на состоявшемся в 1934 году съезде авторов-очеркистов обсуждалась проблема «психологизации» очерка - писатель «должен не только показать типичные поступки героев, но и представить убедительные их психологические мотивировки». 2

Жанр очерка неоднократно становился предметом обсуждения в «Земле советской», особенно активно о нем заговорили в ходе развернувшейся в начале 1930-х годов дискуссии. Начало дискуссии было положено «Заметкой об очерке» С. Юрина, который дал «практические советы» начинающим очеркистам, подчеркнув особо, что «очерк должен включать в себя все элементы художественной литературы, за ис-

1 РГАЛИ, ф. 246, оп. 1, ед.хр. 33.

2 Канторович В. Вымысел в художественном очерке // Звезда. - 1936. - № 4. С. 289.

ключением сюжетного вымысла». Обсуждение продолжили на страницах журнала критики Л. Лоро, М. Беккер, М. Ошаров и др.1

Интерес представляют полемические статьи В. Красильникова, М. Исаковского, Н. Острогорского о «поэтической публицистике» и «любовно-бытовой поэзии». В каждом номере «Земли советской» представлены стихи 2-3 авторов - отдельные произведения, реже подборки. При этом лирика «на злобу дня» - «поэтическая публицистика», пронизанная пафосом социалистического созидания, доминирует - поэты рассказывали о конкретных исторических событиях, социальных преобразованиях, об ударниках труда: Г. Фиш «Второй съезд Советов», В. Непомнящий «Стихи об Ангарстрое», М. Исаковский «Рассказ колхозника», Н. Клюев «Стихи о колхозе», П. Дружинин «Поэма об ударниках», М. Светлов «Труд», А. Сурков «Рассказ фронтовика» и др. Вместе с тем, на страницах журнала нередко публиковалась интимная, философская, пейзажная лирика, авторы обращались к вопросам морали, нравственности: З. Александрова «Дождь», «Апрель»; Н. Рыленков «Твой путь»; М. Исаковский «Весной», «Утро»; В. Наседкин «Оттепель», «Что это, шорох прибоя?»; П. Хромов «Любовь»; Н. Незлобин «Гроза», «Любовь» и др.

В одиннадцатом номере журнала за 1932 год опубликована статья Н. Острогорского «О лирике и революции, цветах и коммунизме» («в порядке дискуссии», как указал редактор). Автор ищет ответ на вопрос: уместна ли любовная лирика в советскую эпоху? Давая положительный ответ, Острогорский уточняет: «.в связи с разрушением устоев, взглядов, нравственных норм прошлого в современном обществе происходит процесс реформации человеческих чувств.». Критик подчеркивает значимость сформировавшейся в советской поэзии не просто любовной, а «любовно -бытовой лирики» - тесно связанной с общественной жизнью. «Сегодня чувства человека ставятся под более строгий контроль рассудка», - завершает размышления Острогорский.2 Статья не получила откликов (или они не были опубликованы), дискуссия не состоялась. Заметим, что существенный недостаток дискуссий, инициированных редакцией журнала (о лирике, драме, в частности ), - их незавершенность.

Одной из задач редакции журнала было

1 См. материалы дискуссии: С.Н. Лебедева. Проза забытых русских писателей 1920-х годов: Художественное осмысление крестьянской темы. Монография. - Тольятти, 2009. С. 42-45.

2 Земля советская. - 1932. - № 11. - С. 147.

привлечение к творчеству молодых одаренных авторов из крестьянской среды - т.н. «мобилизация в литературу молодняка». 3 Этому способствовали поучительные статьи уже известных авторов, опыт которых был призван помочь «литературным призывникам быстрыми

4

темпами овладеть литературной техникой» : П. Замойского «Как я работаю», И. Батрака «Работа над басней», В. Ряховского «В поисках слова», М. Исаковского «Разговор о стихах» и др.

Молодые литераторы охотно пробовали силы в творчестве, присылали свои произведения в редакцию журнала, о чем с удовлетворением говорил в отчете о деятельности ЦС ВОКП на Первом всероссийском съезде крестьянских писателей П. Замойский: «За три-четыре месяца существования журнала «Земля советская получено более двух тысяч рукописей. Фактически их гораздо больше, так как часто присылают не одну вещь, а целый сборник». 5 О необходимости прочтения рукописей начинающих творчество литераторов, о загруженности этой работой неоднократно упоминают в письмах редакторы М. Карпов и И. Касаткин: «... На столе лежит пуда полтора рукописей, читаю до головокружения», - писал, в частности, М. Карпов В. Ряховскому6; «.читки много, - делился с С. Подъячевым И. Касаткин. - Рукописи встречаются талант-

7

ливые...» .

Одаренным молодым авторам уделялось особое внимание - в «Земле советской» публиковались их произведения, помещались статьи о них: М. Шишкевич писал об И. Макарове, О. Кретова об И. Астанине, И. Еськове, А. Ма-линкин о В. Дюбине, Д. Амурский об И. Шухове, И. Трусове, П. Чацком, В. Трушкове, А. Богданов в статье «М. Горький и начинающие писатели» анализирует произведения «литературного молодняка. Из ряда подобных

3 Важность этого было подчеркнуто в резолюции ЦС ВОКП «Об очередных задачах ВОКП»: «ЦС должен особое внимание уделить вопросам вербовки, подготовки и воспитания литературных кадров общества». Как отметил в конце 1920-х годов критик И.В. Владиславлев, «вербовка» была лишней: «Из народных низин течет сейчас в литературу неудержимым потоком творческая энергия! Каждый новый год продвигает в литературу десятки новых имен, ранее неведомых!»

4 Земля советская. - 1931. - № 4. - С. 120.

5 Пути развития крестьянской литературы: Стенограмма и материалы Первого всероссийского съезда крестьянских писателей. - М.-Л., 1930. С. 153.

6 РГАЛИ, ф. 422, оп. 1, ед.хр. 158.

7 РГАЛИ, ф. 374, оп. 1, ед.хр. 242.

публикаций выделяются статьи критиков, обратившихся к проблеме помощи «начинающим писателям, выросшим из недр Красной армии -бывшим крестьянам».1 В начале 1930-х годов тема армии, «охраны военными мирного крестьянского труда», обороны страны возникает в публикациях журнала все чаще, объяснялось это «усилившейся, плохо прикрытой подготовкой войны против нас.», «обострением международной ситуации на Дальнем Востоке»2, «ростом фашистского движения в Германии, усилением влияния Гитлера»3. Критики и публицисты призывали писателей обратить внимание на армейскую тематику - включиться в работу по укреплению обороноспособности страны. Отметим, что с 1931 года стал выходить «оборонный литературно-художественный» журнал «ЛОКАФ» («Литературное объединение Красной Армии и Флота»), главной задачей которого было привлечь писателей к оборонной тематике, воспитать молодые писательские кадры из военной среды. В 1933 году журнал стал называться «Знамя».

Делу продвижения в литературу нового писателя из крестьянской среды должны были способствовать, по решению ВОКП, литературные кружки («литкружки») в совхозах и колхозах. Работа литкружков в деревенских избах-читальнях активно обсуждалась в рубриках журнала «Трибуна читателей», «Искусство в массы». Заслуживают особого внимания материалы, связанные с именем сибирского учителя А.В. Топорова, организатора литературного кружка читателей и начинающих писателей в деревне «Коммуна Майское утро». Кружок существовал около десяти лет, насчитывал в разные годы от 50 до 100 человек - это были крестьяне, проявлявшие интерес к творчеству современных авторов, многие из них писали сами. Топоров регулярно присылал в «Землю советскую» подробные протоколы заседаний кружка и литературных вечеров, на которых читались и обсуждались рассказы М. Зощенко, роман

Ф. Панферова «Бруски», проза П. Ляшко, роман Ю. Олеши «Зависть», произведения других авторов.

А.В. Топоров обобщил опыт многолетней работы литературного кружка в книге «Крестьяне о писателях», которая вызвала полемику на страницах «Земли советской» (1930 г. №10-11; 1932 г. № 9; 1932 г. № 12). Среди участников

1 Земля советская. - 1929. - № 2. - С. 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Земля советская. - 1932. - № 5. - С. 85.

3 Земля советская. - 1932. - № 12. - С. 90.

дискуссии - критики В. Красильников, М. Чу-мандрин, М. Беккер, Л. Поляк, которые не одобряли отсутствие четких классовых критериев оценки художественных произведений в топоровском кружке: по их словам, члены кружка следовали принципу «лупи, как придумалось, только чтобы по совести».4 Разговор о книге А. В. Топорова предварил широкое обсуждение на страницах «Земли советской» проблемы массовой критики, взаимоотношений писателя и читателя. Завершилась дискуссия статьей самого Топорова «Вопрос остается открытым», в которой учитель предложил «в толстых журналах печатать отзывы низового читателя о художественных произведениях»5.

Отдельные материалы о литературных кружках выходили в рубрике «Искусство в массы» (существовала в «Земле советской» до конца 1929 года), назначением которой было приобщение жителей деревни к разным видам искусства, «культурно-просветительское воспитание крестьян-общественников, строителей социализма в деревне»6. Тематика публикаций рубрики разнообразна: организация драмкружков, изокружков, театра в деревне, работа клубов («культур-фильм в деревню!»), агиттеатров и изб-читален, поддержка в развитии народных промыслов (роспись ковров, изготовление посуды, игрушек, резьба по кости и дереву, плетение кружев), организация досуга: «Деревня получает отбросы эстрады., деревня нуждается в культурном, хорошем развлечении»7. Тема ма народного творчества получила продолжение в статье ученого-фольклориста Ю. Самарина, который призвал крестьян к «собиранию фольклорного материала»8.

Несомненным достоинством журнала является внимание редколлегии к новинкам художественной литературы - в каждом номере «Земли советской» видное место занимают рецензии (в вышедших за четыре года 48 книжках журнала их более 200) на отдельные произведения и сборники Вс. Иванова, А. Фадеева, Н. Брыкина, П. Замойского, М. Карпова, И. Васильева, М. Горького, Д. Фурманова, А. Серафимовича, Н. Клычкова, В. Луговского, М. Исаковского идр.; обзоры публикаций в центральных и периферийных журналах и альманахах: московских «Роман-газете» и журнале «На досуге», самарской «Волжской нови», ленинградском «Переломе», «Сибирских огнях»

4 Земля советская. - 1930. - № 12. - С. 356.

5 Земля советская. - 1932. - № 9. - С. 149.

6 Земля советская. - 1929. - № 2. - С. 57. 7Земля советская. - 1929. - № 6.

8 Земля советская. - 1932. - № 11.

и т.д. Материалы библиографического отдела перекликаются с беллетристикой и аналитической публицистикой журнала - подбор рецензируемых книг, их тематика так или иначе связана с судьбой русского крестьянства. При этом нередко в рецензиях акцент делается на идеологической подоплеке произведений -осуждается невыразительность классовой позиции отдельных авторов, слабое владение марксистко-ленинским методом, «троцкистский характер» произведений. Вместе с тем авторы рецензий приветствуют оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведений советских авторов: «Сила представителей крестьянской поэзии отчасти в том, что они смело противопоставили грусти и тоске есенинского пейзажа весенний пышный расцвет природы»1.

В конце 1929 года круг анализируемых произведений был значительно расширен, о чем от имени редколлегии заявил критик Б. Киреев: «Теперь мы будем писать о тех книгах, которые вообще представляют исключительный интерес»2. Примечательно, что первыми такими произведениями стали книги из серии «Сокровища мировой литературы», вышедшие в издательстве «Академия»: «Декамерон» Боккаччо, «Путешествие Гулливера» Свифта, «Золотой осел» Апулея. По мнению редколлегии журнала, советский читатель должен знать эти произведения: «Мы всецело рекомендуем их тем читателем, кто до сего времени не ознакомился.»3. Всероссийское общество крестьянских писателей уделяло серьезное внимание национальным литературам (в его Платформе значилось: «ВОКП-интернациональная организация крестьянских писателей РСФСР»). Поэтому читатели «Земли советской» имели возможность узнать произведения авторов национальных республик - в отделе беллетристики публиковались художественные произведения в переводе на русский язык с башкирского, молдавского, армянского, узбекского, татарского и других языков. Немаловажно, что и критики не оставляли национальные литературы без внимания - на страницах журнала, преимущественно в номерах 1930 года, помещены обзоры грузинской, башкирской, чувашской, татарской, молдавской крестьянской прозы.

Ведущими критиками журнала были А. Ревякин (с 1929 года руководил отделом критики в «Земле советской»), В. Карпинский,

1 Земля советская. - 1929. - № 3. - С. 47.

2 Земля советская. - 1929. - № 10. - С. 61.

3 Земля советская. - 1929. - № 10. - С. 62.

А. Дивильковский, М. Шишкевич. В 1932 году, при редакторстве И. Касаткина, к ним присоединились Г. Устинов, И. Астахов, Г. Федосеев. Многие статьи были разоблачительными, клеймились литераторы - «троцкисты», «пере-верзевцы», «оппортунисты», писателей обвиняли в «хвостизме», «идеализме», «кулацкой идеологии», «мелкобуржуазных тенденциях», «полонщине», а с конца 1931 года, после разоблачения теории «стержневого образа»4 А. Ревякина, - в «ревякинщине» (работы самого Ревякина перестали выходить в журнале с 1932 года. В 1929-1931 годах критик ежегодно публиковал в среднем по 5-7 объемных статей и обзоров). Особенно активным было разоблачение крестьянских литераторов - попутчиков: «мотивы попутничества» выявлены в прозе А. Демидова, В. Ряховского, А. Чистякова, М. Карпова, в критике А. Ревякина (наряду с «троцкизмом», «переверзианством», «воинственной эклектикой», «чуждыми классовыми позициями» критика).

С «попутчиками» боролись на страницах журнала преимущественно в 1931 году5, а годом позже появились публикации, направленные против «троцкизма» в творчестве крестьянских литераторов: статьи А. Томина, А. Богданова, Г. Устинова, Н. Острогорского6. Обвинения подчас намеренно смягчались жанром публикации - наряду с традиционными жанрами (статья, обзор, рецензия, заметки) критики использовали форму открытого письма, в котором непринужденно, порой даже с элементами интимности анализировали произведения литераторов: К. Алтайский начинает письмо Н. Незлобину по поводу книги стихов «Каменным путем» так: «Николай! Обращаюсь к тебе . Поешь с чужого голоса - пишешь о природе: кедре, весне, зиме.. Все это далеко от эпохи. Ты, Николай, еще не вошел в этот огромный новый мир. »7; А. Ревякин обращается к А. Дорогойченко с открытым пись-

4 Статья А. Ревякина «О стержневом образе» («Земля советская». - 1929. - № 1).

5 В постановлении расширенного пленума ЦС ВОКП « О переименовании ВОКП» читаем: «Подменять крестьянскую литературу кулацкой или ставить знак равенства между «попутчиком» и крестьянским писателем - это значит идти против партийных установок. Такая постановка вопроса находится в резком противоречии с политикой партии в деревне и обнаруживает свое троцкистское происхождение» («Земля советская». -1931. - № 2-3).

6 Характерно, что в конце 1932 года резкой критике был подвергнут и сам Н. Острогорский - за «неверный, политически вредный» роман «Крест».

7 Земля советская. - 1932. - № 7. - С. 159.

мом «Об ответственности писателя», Ф. Михайлов в «Письме другу» размышляет «О наболевших вопросах».

Один из таких вопросов - детская тема в крестьянской литературе, дефицит произведений о детях и для детей. Впервые эта тема возникла на страницах «Земли советской» в середине 1930 года: К. Зелинский подготовил обзор современной детской литературы, состояние которой определено названием статьи -«Недооценка детского фронта литературы». Разговор получил продолжение в публикациях 1931 года: ЦС ВОПКП информировал читателей о подготовке к печати «детского сборника» с недетским названием «За коллективизацию» с целью «создания библиотеки пролетколхоз-ной литературы для детей».

Вопрос о состоянии детской советской литературы значился в повестке 1 -й Всероссийской конференции авторов произведений для детей в феврале 1931 года. С докладом о задачах детской литературы на конференции выступила Н.К. Крупская, в целом невысоко оценившая имеющиеся к тому времени произведения для советских детей. Редакция журнала «Земля советская» не осталась в стороне от обсуждения проблемы и продекларировала намерение напечатать ряд статей о детской литературе и не только крестьянских авторов. Действительно, М. Шишкевич поместил в двух номерах журнала (1931 г., № 8-9) критический обзор произведений для детей Б. Житкова, С. Маршака, К. Чуковского, Д. Хармса, А. Введенского,

И. Вольнова. М. Шишкевич не скупился на жесткие характеристики: признавая талант К. Чуковского, критик упрекает его «в пропаганде буржуазного уклада» в «Мухе -цокотухе»: «Чуковский опрокидывает на ребенка все атрибуты мещанского и кулацкого благополучия.»1; С. Маршак в книге «Почта» пропагандирует «идеи обывательского представления о рабочем классе, не видит и не показывает классовых противоречий в Германии». Анализ детской литературы в «Земле советской» ограничился обзором М. Шишке-вича - возможно, увольнение М. Карпова помешало реализовать планы редколлегии.

Как уже отмечалось, в 1932 году публи-

1 Отметим, что М. Шишкевич не был одинок в негативных оценках произведений для детей К. Чуковского, С. Маршака и других авторов. В частности, А. Грудская в середине 1930-го года писала о «Мухе-цокотухе»: «О чем говорят эти стихи? О силе денежки, о значении именин. О заманчивости золотых застежек, о прелести варенья, угощенья. Зачем эту дребедень прививает Чуковский нашей детворе?».

кации идеологического и общественно-политического содержания стали доминировать в журнале. Это были материалы, связанные с работой ВОПКП: история общества, его платформа, задачи, подробная информация о пленумах, съезде крестьянских писателей, призывы к борьбе с попутчиками, троцкистами и другими «классовыми врагами». Все это способствовало проявлению обозначившейся в начале 1930-х годов тенденции государственного руководства советской литературой и культурой. Журнал все активнее реагировал на происходящие в стране события, не оставался в стороне от официальной политической пропаганды, нацеленной на формирование в сознании советских людей мифологем, идеологических стереотипов, необходимых укрепляющемуся тоталитарному режиму. Одна из форм воздействия политической власти на литературный процесс - постановления, резолюции, призванные регламентировать творческую деятельность (в частности, № 6 за 1932 год «Земли советской» открывало постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций»).

Политико-идеологический «крен» «Земли советской» начала 1930-х годов очевиден. Не вызывает сомнений и то, что тема крестьянства целенаправленно находит воплощение в и программе журнала, его рубрикации, тематике и проблематике материалов разных отделов - беллетристического, публицистического, литературно-критического, библиографического. Можно, думается, говорить о стремлении главных редакторов (в большей мере М.Я. Карпова) и редколлегий сформировать каждый номер «Земли советской» как целостное образование, единую структуру. За четыре года в журнале сменились три редактора, ежегодно обновлялся состав редколлегии, но оставалось неизменным основное направление издания - нести информацию о жизни русского крестьянства в первые два послеоктябрьских десятилетия.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи. - М.: Л.,1931. - 659 с.

2. Дивильковский, А. Художественный рост крестьянской литературы // Земля советская. -1929.- № 5.- С. 144-146.

3. Замойский, П. Кнутом направо // Земля советская. - 1929. - № 1. - С. 47-50.

4. Канторович, В. Вымысел в художественном очерке // Звезда. - 1936. - № 4. - С. 289.

5. «К чему под рукой ружье?» (образ войны в прозе И.М. Касаткина) [Текст] / С.Н. Лебедева // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - №1 (20). Том 1 Филологические науки. - С.110-117.

6. Лебедева, С.Н. Проза забытых русских писателей 1920-х годов: Художественное осмысление крестьянской темы: монография. - Тольятти, 2009. - 167 с.

7. Лебедева, С.Н. «Устал я душой и всяко.» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4 (17). - 28-34.

8. Писатели. Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. - М., 1928. - 395 с.

9. Пути развития крестьянской литературы: стенограмма и материалы Первого всероссийского съезда крестьянских писателей. - М.- Л., 1930.

10. Ревякин, А. «О стержневом образе» // Земля советская. - 1929. - № 1.

11. Ревякин, А. Творческое лицо Алексея Дорогойченко // Земля советская. - 1930. - № 1.

12. Скибина О.М. Беллетристика 80-х годов XIX века как феномен массовой культуры [Текст] / О.М. Скибина // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - №1 (20). Том 1 Филологические науки. - С.133-140.

13. Топоров, А.В. Крестьяне о писателях. - М., 1930.

14. Третьякова Д.В. Субъективная организация повести В. Распутина «Живи и помни» [Текст] / Д.В. Третьякова, Л.А. Мыслицкая // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. -№1 (20). Том 1 Филологические науки. - С.141-152.

15. Шишкевич, М. Литературные портреты // Земля советская. - 1929. - № 5. - С. 55-56.

Архивные материалы

13. РГАЛИ, ф.165, оп. 3,ед.хр. 1, ед.хр. 36.

14. РГАЛИ, ф. 374, оп. 1, ед.хр. 242, ед.хр. 13.

15. РГАЛИ, ф. 422, оп. 1, ед.хр. 158.

16. РГАЛИ, ф. 246, оп. 1, ед.хр. 33, ед.хр. 95, ед.хр. 141.

17. ОР ИМЛИ РАН, ф. 156, оп. 1, ед.хр. 611.

18. ОР ИМЛИ РАН, ф. 25, оп. 3, ед.хр. 111.

19. ОР ИМЛИ РАН, ф. 156, оп. 1, ед.хр. 142-а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.