Научная статья на тему 'О цикличности развития отечественной криминологии или "до новой смуты!"'

О цикличности развития отечественной криминологии или "до новой смуты!" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / ЦИКЛИЧНОСТЬ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ЭТАПЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дикаев Салман Умарович

Отечественная криминология развивается циклично. Исследования преступности становятся востребованными в преддверии и во время смуты. Укрепление власти и её стабильность знаменуют собой и упадок криминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О цикличности развития отечественной криминологии или "до новой смуты!"»

УДК 343.9 ББК 67.51

С.У. Дикаев

О ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРИМИНОЛОГИИ ИЛИ «ДО НОВОЙ СМУТЫ!»

Аннотация: Отечественная криминология развивается циклично. Исследования преступности становятся востребованными в преддверии и во время смуты. Укрепление власти и её стабильность знаменуют собой и упадок криминологии.

Ключевые слова: криминология; развитие; цикличность; возрождение; этапы; исследование. S.U. Dikaev

ON THE CYCLICAL DEVELOPMENT OF DOMESTIC CRIMINOLOGY OR «UNTIL NEW DISTEMPER!»

Summary: Domestic criminology develops cyclically. Research of crime becomes popular on the eve of distemper and during it. Strengthening of power and its stability also signify a decline of criminology.

Key words: criminology; development; cyclicity; revival; stages; research.

Отечественная криминология, как наука о преступности, развивается циклично. Из истории криминологии мы знаем, что импульс в своём развитии она получила от работы А.Н. Радищева «О законоположении» (1801 г.). Последующие исследования Ш.Т. Эрма-на, П.Н. Ткачёва, позднее М.В. Духовского, И.Я. Фойницкого, Н.Д. Сергиевского и других были сопряжены с общим развитием образования, которое стало доступно разночинцам.

Трудно установить корреляцию между развитием образования, революционным движением и криминологической мыслью в России, но представляется, что определённые закономерности и зависимости улавливаются. Получившие развитие криминологические идеи о причинах преступности, которые виделись в «...дурном политическом устройстве, дурном экономическом состоянии общества, . дурном состоянии общественной нравственности...» [2, с. 5-6], не могли не породить недовольства и смуту. И не только среди провинциальной молодёжи. Кроме того, сами причины преступности говорили о необходимых мерах их устранения, являвшихся по своей сути мерами политическими, требующими изменения устройства государства.

Конечно, одна причина не приводит к столь глобальным последствиям как массовое заражение революционными идеями, Первая

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

мировая война или Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война в России. Но несомненным кажется то, что появление большого числа образованных людей в тот период было серьёзным криминогенным фактором. Своевременное его обнаружение и правильное реагирование на него вполне могли бы повернуть вектор движения России в другое направление. В этом смысле первый этап развития отечественной криминологии, приведший к появлению революционных идей, Первой мировой войне и революции 1917 года, характеризует зарождение отечественной криминологии как предвестницы больших общественных бед.

Конечно, во время войн и революций было не до криминологических исследований. Они не проводились вплоть до утверждения власти Советов. Следующий период развития отечественной криминологии, для которого О.В. Старков определил 1920-1930 годы [3, с. 54-57], характеризуется возобновлением криминологических исследований той же дореволюционной профессурой (А.А. Гер-цензон, М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, А.Н. Трайнин, А.А. Пионтковский, М.Д. Шар-городский и др.).

Устоявшаяся власть большевиков нуждалась в большей информации о процессах, происходящих в обществе, как зеркало отра-

С.У. Дикаев. О ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРИМИНОЛОГИИ 31

жающихся в характере преступлений в регионах. Их выявление является задачей криминологических исследований. Представляется, что этим было обусловлено появление большого числа криминологических кабинетов и клиник по изучению преступности, результаты деятельности которых публиковались и становились общедоступными.

Только потребностью новой власти глубже проникнуться общественными процессами за счёт изучения преступности можно объяснить создание в 1924 году в Москве и Киеве юридических криминологических институтов, а в 1925 году - Государственного института по изучению преступности и преступников НКВД РСФСР. Переименование в 1936 году этого института во Всесоюзный институт юридических наук ознаменовало собой завершение второго этапа развития отечественной криминологии. С утверждением власти Советов в стране появились новые способы получения информации и контроля общества (ВЧК, НКВД), а большинство криминологов разделило участь тех, кого они ранее изучали. Учёных ссылали в лагеря или расстреливали.

Определённой находкой для криминологии стала «раскрутка» суждений В.И. Ленина о классовой природе преступности и постепенном отмирании её причин по мере продвижения к светлому будущему - коммунизму. Она позволила некоторым выжившим смельчакам-криминологам говорить о причинах преступности как бы между прочим: описывая проблемы уголовного права.

Как отмечает Д.А. Шестаков, с различными, но не существенными послаблениями (в их числе создание в 1963 году Всесоюзного института по изучению причин преступности и разработке мер предупреждения преступлений, который обслуживал интересы власти, появление первого учебника «Криминология», изданного в 1966 году под редакцией А.А. Герцензона, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, ряда монографических работ) такой режим существования криминологии держался вплоть до 1986 года [4, с. 86].

В период, когда власть Советов утвердилась, укоренилась коммунистическая идеология, исчезли угрозы для стабильности в обществе, криминология получает определённую отдушину - в контролируемых масштабах. Я.И. Гилинский связывает этот процесс с пе-

риодом хрущёвской «оттепели» и развенчанием культа личности Сталина [1, с. 176]. Ряд крупных криминологических исследований известных учёных (В.Н. Кудрявцев, И.И. Кар-пец, И.С. Ной), проведённых в 60-70 годы ХХ века, вселили некоторую уверенность их последователям, создали плацдарм для деятельности молодых учёных [1, с. 177].

Однако ни сами эти исследования, ни их результаты не могли вредить власти, подвергнуть сомнению правоту единственной идеологии. И власть, и криминологи уверовали, что преступность - явление временное в социалистическом обществе.

Всё меняется со сменой идеологии, вернее, с признанием ошибочности коммунистической идеологии и, вообще, неразумности доминирования в обществе какой-либо идеологии. Это предопределило очередную смуту в России. Криминология освободилась от оков идеологических штампов социалистического мышления и получила возможность для проведения объективных исследований, их сравнения с аналогичными исследованиями зарубежных криминологов.

Самое главное, критические суждения о политическом режиме не только не преследовались, но и возводились в ранг добродетели. Безудержная, зачастую неоправданная критика власти стала обязательным элементом, характеризующим научную новизну исследований и их результатов. Этим обусловлено то, что с 1990 по 2010 годы было проведено бесчисленное количество диссертационных исследований, не говоря уже об издании большого числа монографий, учебников, пособий и статей по криминологии. Возможно, что этим криминология и криминологи внесли свой вклад как в развитие смуты в России, так и её преодоление.

Из вышеуказанного следует вывод, что знания о преступности востребованы в преддверии смуты, в годы нестабильности и не требуются в периоды относительной стабильности. В настоящее время криминология переживает период упадка, что говорит об устойчивости власти, больше не нуждающейся в результатах криминологических исследований. Но долго ли будет сохраняться стабильность власти в России? Когда нам стоит ожидать спрос на криминологические исследования, и, соответственно, оживления криминологии?

4 (47)2017

ПРИСТАТЕИНЫИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Алеф-Пресс, 2014. 574 с.

2. Духовской М.В. Задачи науки уголовного права // Временник Демидовского юридического лицея. Ярославль, 1873. № 10.

3. Старков О.В. Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник / О.В. Старков. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. 1048 с.

4. Шестаков Д.А. Криминология: новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2006. 561 с.

REFERENCES

1. Gilinskiy Y.I. Kriminologiya. Teoriya, istoriya, empiricheskaya baza, sotsial'niy kontrol'. [Criminology. Theory, history, empirical basis, social control]. 3-e izd., pererab. i dop. St.P.: Alef-Press, 2014. 574 p.

2. DukhovskoyM.V. Zadachi nauki ugolovnogo prava. [The tasks of the science of criminal law]. Vremennik Demidovskogo yuridicheskogo litseya. Yaroslavl', 1873, no. 10.

3. Starkov O.V. Kriminologiya: Obshchaya, Osobennaya i Spetsial'naya chasti: Uchebnik. [Criminology: General and Special Parts. A Textbook]. O.V Starkov. St.P.: Izdatel'stvo «Yuridicheskiy tsentr Press», 2012. 1048 p.

4. Shestakov D.A. Kriminologiya: novye podkhody k prestupleniyu i prestupnosti. Kriminogennye zakony i kriminologicheskoe zakonodatel'stvo. Protivodeystvie prestupnosti v izmenyayushchemsya mire: Uchebnik. [Criminology: new approaches to crime. Criminogenic laws and criminological legislation. Counteracting crime in a changing world. A Textbook]. 2-e izd., pererab. i dop. St.P.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2006. 561 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Салман Умарович Дикаев - доктор юридических наук, профессор, соучредитель Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: dikaev@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Salman Umarovich Dikaev - doctor of Laws, professor, co-founder of the Saint-Petersburg International Criminology Club (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: dikaev@mail.ru

РИМИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.