Научная статья на тему 'О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ФУНКЦИИ ПРАВА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / НОРМА ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гезенко Дарья Павловна

В статье рассматривается вопрос о воспитательном потенциале функций права, в частности, общесоциальной функции права, а именно - воспитательной. Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является развитие высокого правосознания, формирование правовой культуры и позитивных стимулов поведения у граждан. Воздействие на общественные отношения осуществляется посредством функций права, в которых раскрывается его социальное назначение (востребованность обществом). Реализация функций характеризует внешнее проявление права. Поэтому изучение и анализ данной категории способствует более глубокому познанию права, определению его роли и места в обществе, а также всех существующих направлений его воздействия на общественные отношения. В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей цели. С помощью субъектов, в обязанности которых входит выполнение данной функции, происходит процесс донесения правовой информации с последующим контролем ее усвоения. В круг таких субъектов могут быть включены: образовательные организации разных уровней, общественные институты, государство. Конечная же цель воспитательной функции - формирование развитого положительного уровня правовой культуры как молодежи, так и взрослого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON VALUE GUIDELINES OF THE EDUCATIONAL FUNCTION OF LAW IN MODERN SOCIETY

The article deals with the issue of the educational potential of the functions of law, in particular, the general social function of law, namely, educational. The educational function of law is the result of the ability of law to express the ideology of certain classes and social forces and its ability to influence the thoughts and feelings of people. Therefore, one of the most important tasks of the educational function of law is the development of high legal awareness, the formation of a legal culture and positive incentives for behavior among citizens. The impact on social relations is carried out through the functions of law, in which its social purpose (demand by society) is revealed. The implementation of functions characterizes the external manifestation of law. Therefore, the study and analysis of this category contributes to a deeper knowledge of law, the definition of its role and place in society, as well as all existing areas of its impact on social relations. The law expresses advanced, humane prescriptions corresponding to the interests of the individual, as a result of which it receives psychological support from the moment the legal norm is issued. At the same time, legal requirements that do not reflect the desires and moods of people receive their negative assessment and do not find support in their minds. In such cases, the educational function of law does not achieve its goal. With the help of subjects whose duties include the performance of this function, there is a process of conveying legal information with subsequent control of its assimilation. The circle of such subjects may include: educational organizations of different levels, public institutions, the state. The ultimate goal of the educational function is the formation of a developed positive level of legal culture for both youth and the adult population.

Текст научной работы на тему «О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

ГЕЗЕНКО Дарья Павловна,

старший преподаватель кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, e-mail: billy_92@mail.ru

О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о воспитательном потенциале функций права, в частности, общесоциальной функции права, а именно - воспитательной. Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является развитие высокого правосознания, формирование правовой культуры и позитивных стимулов поведения у граждан. Воздействие на общественные отношения осуществляется посредством функций права, в которых раскрывается его социальное назначение (востребованность обществом). Реализация функций характеризует внешнее проявление права. Поэтому изучение и анализ данной категории способствует более глубокому познанию права, определению его роли и места в обществе, а также всех существующих направлений его воздействия на общественные отношения. В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей цели. С помощью субъектов, в обязанности которых входит выполнение данной функции, происходит процесс донесения правовой информации с последующим контролем ее усвоения. В круг таких субъектов могут быть включены: образовательные организации разных уровней, общественные институты, государство. Конечная же цель воспитательной функции - формирование развитого положительного уровня правовой культуры как молодежи, так и взрослого населения.

Ключевые слова: право, функции права, правосознание, общесоциальные функции, воспитательная функция, правовая культура, воспитание, норма права.

GEZENKO Daria Pavlovna,

Senior Lecturer, Department of Theory of Law and Law Enforcement, Saint-Petersburg Uuniversity of the Humanities and Social sciences

ON VALUE GUIDELINES OF THE EDUCATIONAL FUNCTION OF LAW IN MODERN SOCIETY

Annotation. The article deals with the issue of the educational potential of the functions of law, in particular, the general social function of law, namely, educational. The educational function of law is the result of the ability of law to express the ideology of certain classes and social forces and its ability to influence the thoughts and feelings of people. Therefore, one of the most important tasks of the educational function of law is the development of high legal awareness, the formation of a legal culture and positive incentives for behavior among citizens. The impact on social relations is carried out through the functions of law, in which its social purpose (demand by society) is revealed. The implementation of functions characterizes the external manifestation of law. Therefore, the study and analysis of this category contributes to a deeper knowledge of law, the definition of its role and place in society, as well as all existing areas of its impact on social relations. The law expresses advanced, humane prescriptions corresponding to the interests of the individual, as a result of which it receives psychological support from the moment the legal norm is issued. At the same time, legal requirements that do not reflect the desires and moods of people receive their negative assessment and do

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-84-87 NIION: 2018-0076-8/23-589 MOSURED: 77/27-023-2023-8-589

not find support in their minds. In such cases, the educational function of law does not achieve its goal. With the help of subjects whose duties include the performance of this function, there is a process of conveying legal information with subsequent control of its assimilation. The circle of such subjects may include: educational organizations of different levels, public institutions, the state. The ultimate goal of the educational function is the formation of a developed positive level of legal culture for both youth and the adult population.

Key words: law, functions of law, legal consciousness, general social functions, educational function, legal culture, education, rule of law.

Назначение права состоит в урегулировании общественных отношений, которые постоянно находятся в стадии изменений. Для наиболее полного и качественного воздействия на общество праву необходимы инструменты, один из которых отражается в его функциях. Функции права - это основные направления воздействия права на общество. Существуют две основные группы функций права: общесоциальные и специально-юридические. Обе группы функций права важны, однако без общесоциальных функций, в группу которых входит воспитательная функция, невозможно представить процесс, связанный с донесением правовой информации до субъектов, а также контроль за ее усвоением и дальнейшим использованием. Поскольку у понятия воспитательной функции права достаточно много определений и подходов к их определению, то в целом понятие «функции права» можно выразить в следующем понятии: это целенаправленное воздействие на сознание и волю граждан государства и иных субъектов с помощью закрепленных норм в действующем законодательстве по передаче правовых знаний для создания пространства законопослушания, психологических установок и ценностных ориен-таций, повышая авторитет права, требуя уважения и почитания закона, пропагандирует идеи справедливости, демократизма, гуманизма, приоритета прав и свобод личности, непререкаемости авторитета закона, содействуя усилению правовой и политической активности населения. Суть воспитания заключается в целенаправленном и организованном процессе формирования личности, передачи накопленного опыта от старших поколений младшим. Под воспитанием же понимается направленное воздействие на человека со стороны различных общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и подготовки к жизни.

Осуществление и реализация воспитательной функции права невозможно без ряда субъектов, таких как: образовательные учреждения, правоохранительные органы, средства массовой информации и государство. В российском современном обществе правовое воспитание стано-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

вится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на динамику его прогресса. Осмысление концепции развития правовой идеологии, ее восприятие обществом невозможны без соответствующего правового воспитания.

Воспитательная функция права занимает особое место в системе общесоциальных функций права благодаря решению таких задач, как: повышение правовой культуры, снижение преступности и правонарушений, определение уровня правового нигилизма. Эффективность воспитательно-правовой деятельности субъектов определяется состоянием правосознания и правовой культуры общества, особенностями взаимодействия субъектов и объекта в воспитательном процессе, профессиональными качествами субъектов воспитательного воздействия.

К наиболее значительным исследованиям в отечественной юридической науке по вопросу о функциях права относятся работы Т.Н. Радько, который отмечает, что система функций права непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с этим он предлагает в зависимости от различных критериев классификации следующий вариант систематизации функций: применительно к системе права - общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права; основные собственно юридические и не основные: основные социальные и не основные социальные функции [1, с.42].

М.И. Байтин вводит такой критерий как сфера общественных отношений, подпадающих под функциональное действие права. На этом основании он выделяет производные от основных функции: общие - экономическую, политическую, социально-культурную; частные - экологическую, налоговую. Ю.Г. Ткаченко оспаривает разделение функций права на юридические и социальные, поскольку при анализе первых рассматриваются не направления воздействия, а способ, при помощи которого организуются отношения в любой сфере социальной жизни [1, с.43].

Воспитательное действие права включает в себя идеологический аспект, реализуемый, в основном, средствами правовой пропаганды и направленный на повышение правовой культуры.

Через воспитательную функцию права передаются ценности права как элемента духовной культуры общества, а также навыки, правила общественного поведения, зафиксированные в юридических нормах. Поэтому передача социально-правового опыта, фиксируемого в праве как идеологическом явлении - только одно из направлений воспитательного воздействия. Равно и в идеологическом воздействии права присутствует воспитательный компонент, также влияющий и на правовую психологию [1, с.45].

Содержание воспитательной функции охватывает ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально-юридическими, а общесоциальными приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, профилактика правонарушений). Вместе с тем рассматриваемая функция - одна из общих функций права, относящихся к праву как надстроечному явлению в целом, постоянно соприкасающаяся с разными направлениями и сторонами его действия.

Конкретное ее содержание составляет именно правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием специфики права в органической связи с содержанием его регулятивных функций. Соответственно, эта функция обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитания их в духе уважения к труду и закону, нетерпимости к правонарушениям. Тем самым она активно способствует повышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и морали, укреплению законности и правопорядка, формированию правового государства. Поэтому, хотя воспитательная функция не является основной функцией права, ей принадлежит существенная роль в системе функций права, в общем механизме правового воздействия [2, с.278].

Организующее воздействие права на деятельность людей и общественные отношения осуществляется при помощи различных средств политико-правового и социально-психологического порядка. Механизм воспитательного воздействия права, преломляясь через его воспитательную функцию, характеризуется особенностями объекта, функциональной направленностью, своеобразием связей его элементов. Соответственно, основными элементами этого механизма являются:

1) общественное правовое сознание;

2) система норм права;

3) формы и средства правового воспитания;

4) правосознание воспитуемых.

Взятая в системе совокупность всех четырех элементов придает правовоспитательному механизму устойчивый, стабильный и в то же время чрезвычайно гибкий и глубоко динамичный характер.

Механизм реализации воспитательной функции права включает в себя правосознание, представляющее совокупность теорий, чувств, привычек, в которых выражается отношение к праву в целом, и те правовые средства, при помощи которых поддерживаются законность, правопорядок и дисциплина в этих областях, а также обеспечивается ответственность участников правоотношений - правовые нормы и правовое воспитание, влияющее на правовую и духовную жизнь общества.

С формальным компонентом права связана в наибольшей степени его информационная природа: объективирование единого масштаба (в законах, постановлениях и иных нормативных актах), которое нужно для того, чтобы информация о возможном и должном поведении, о последствиях нарушения этого масштаба поступала к адресатам права [2, с.275].

Мотивирующее значение права состоит в формировании правовых убеждений, позитивных установок на правомерное социально-активное поведение. Мотивирующее же действие оказывают не сами нормы права, его принципы, договоры, правоприменительные акты, а содержащаяся в них информация и конкретные меры информационно-психологического воздействия, выступающие их содержанием [2, с.277].

Воспитательная функция права, влияя на правовое воспитание, содействует наиболее четкому развитию государства и социума в нужном направлении. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан, характеристики которых должны соответствовать требованиям, выдвинутым к человеку и его правосознанию как правокультурному члену гражданского общества в правовом государстве [3, с.114].

Таким образом, право через функции имеет возможность регулировать круг общественных отношений. Благодаря специально-юридическим функциям происходит процесс узаконивания норм и внедрения в общество, а благодаря общесоциальным - процесс воспитания, включения в сознание граждан норм правомерного поведения и правильного выбора модели действий, поэтому норма права играет значительную роль в механизме правового воздействия. Самим своим существованием правовые нормы оказывают воспитательное и информативное воздействие.

Взаимосвязь и взаимозависимость нормы права и правового воспитания обеспечивает комплексное влияние на поведение людей. Эти поня-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

тия составляют тот инструментарий, который обеспечивает достижение целей правового воздействия на личность, реализацию ее прав и обязанностей, стимулирует повышение социально-трудовой активности.

Список литературы:

[1] Гаврикова А.А. Место и роль воспитательной функции в системе функций права // Отечественная юриспруденция, 2017. - 47 с.

[2] Левина С.В. Воспитательная функция права и механизм ее реализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010. - 279 с.

[3] Скобелев А.Е. Понятие, структура и общая характеристика правовой культуры // Известия Саратовского университета, 2009.

Spisok literatury:

[1] Gavrikova A.A. Mesto i rol' vospitatel'noj funkcii v sisteme funkcij prava // Otechestvennaya yurisprudenciya, 2017. - 47 s.

[2] Levina S.V. Vospitatel'naya funkciya prava i mekhanizm ee realizacii // Vestnik Tambovskogo uni-versiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2010. - 279 s.

[3] Skobelev A.E. Ponyatie, struktura i obsh-chaya harakteristika pravovoj kul'tury // Izvestiya Saratovskogo universiteta, 2009.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.