Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ И ИХ РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ И ИХ РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
715
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИИ ПРАВА / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LAW / STATE / STATE FUNCTIONS / FUNCTIONS OF LAW / LEGAL REGULATION MECHANISM / EDUCATIONAL FUNCTION OF LAW / EDUCATIONAL FUNCTION OF THE STATE / LEGAL CULTURE / LAWFUL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Навальный Сергей Викторович

В статье авторы предприняли попытку исследования проблемы реализации воспитательной функции государства и воспитательной функции права, которые выступают как значимые научные юридические категории, потенциал которых задействован в механизме правового регулирования. Каждое из вышеуказанных правовых феноменов имеет свою доминанту в условиях реализации политико-правового режима. Применительно к тоталитарному и авторитарному политикоправового режимам превалирует воспитательная функция государства, в условиях демократического режима преимущественно задействована воспитательная функция права. Рассматриваемая тема научного исследования недостаточно разработана в правовой доктрине и требует дальнейшего изучения. Авторы делают обоснованные выводы о том, что воспитательная функция государства и воспитательная функция права имеют универсальный характер, направлены на решение конкретных целей и задач, характерных для общества и способствуют формированию правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Навальный Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FUNCTION OF THE STATE AND EDUCATIONAL FUNCTION OF LAW: THE RATIO OF LEGAL CATEGORIES AND THEIR ROLE IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION

In the article, the authors attempted to study the problems of implementing the educational function of the state and the educational function of law, which act as significant scientific legal categories, the potential of which is involved in the mechanism of legal regulation. Each of the above legal phenomena has its own dominant role in the implementation of the political and legal regime. In relation to the totalitarian and authoritarian political and legal regimes, the educational function of the state prevails; in the conditions of a democratic regime, the educational function of law is mainly involved. The topic of scientific research under consideration is not sufficiently developed in the legal doctrine and requires further study. The authors make reasonable conclusions that the educational function of the state and the educational function of law are universal, aimed at solving specif.ic goals and objectives that are characteristic of society and contribute to the formation of a legal culture.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ И ИХ РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ И ИХ РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВЛАСОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, действительной член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска. E-mail: vav.70@mail.ru;

НАВАЛЬНЫЙ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: tgpnsv@mail.ru

Краткая аннотация: В статье авторы предприняли попытку исследования проблемы реализации воспитательной функции государства и воспитательной функции права, которые выступают как значимые научные юридические категории, потенциал которых задействован в механизме правового регулирования. Каждое из вышеуказанных правовых феноменов имеет свою доминанту в условиях реализации политико-правового режима. Применительно к тоталитарному и авторитарному политико-правового режимам превалирует воспитательная функция государства, в условиях демократического режима преимущественно задействована воспитательная функция права. Рассматриваемая тема научного исследования недостаточно разработана в правовой доктрине и требует дальнейшего изучения. Авторы делают обоснованные выводы о том, что воспитательная функция государства и воспитательная функция права имеют универсальный характер, направлены на решение конкретных целей и задач, характерных для общества и способствуют формированию правовой культуры.

Abstract: In the article, the authors attempted to study the problems of implementing the educational function of the state and the educational function of law, which act as significant scientific legal categories, the potential of which is involved in the mechanism of legal regulation. Each of the above legal phenomena has its own dominant role in the implementation of the political and legal regime. In relation to the totalitarian and authoritarian political and legal regimes, the educational function of the state prevails; in the conditions of a democratic regime, the educational function of law is mainly involved. The topic of scientific research under consideration is not sufficiently developed in the legal doctrine and requires further study. The authors make reasonable conclusions that the educational function of the state and the educational function of law are universal, aimed at solving specifc goals and objectives that are characteristic of society and contribute to the formation of a legal culture.

Ключевые слова: право, государство, функции государства, функции права, механизм правового регулирования, воспитательная функция права, воспитательная функция государства, правовая культура, правомерное поведение.

Keywords: law, state, state functions, functions of law, legal regulation mechanism, educational function of law, educational function of the state, legal culture, lawful behavior.

В современный период развития отечественной юридической науки, в условиях, происходящей динамичной трансформации общественной жизни, необходимо особое внимание уделять воспитанию граждан, используя при этом ресурсы воспитательной функции государства и воспитательной функции права. Термин «функция» происходит от латинского «Шпйю» -исполнение, выполнение, компетенция. Функция как философская категория представляет собой «обязанность, круг деятельности, назначение, явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого явления» [9, с.850]. Следует отметить тот факт, что в теории права наличествует значительное количество определений как функций государства, так и функций права как значимых правовых категорий, сформулированных представителями различных научных школ и направлений в различные периоды времени.

С момента свершения Великой Октябрьской революции и до распада СССР, функции государства и функции права служили выражением их классовой сущности. Например, Л.И. Каск считал: «функциями государства это такие стороны содержания его деятельности, которые характеризуют его классовое и общесоциальное назначение» [7, с.9]. По мнению Л.И. Загайнова «функции государства (в том числе экономические), являющиеся средством воплощения основных направле-

ний политики правящего класса (классов), носят политический характер. Эта главная качественная черта присуща функциям государства любого исторического типа» [5, с.18]. М.И. Байтин применительно к функциям права советского периода писал: «это наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права» [2, с. 12]. Классовую сущность данного явления выражает определение, данное Т.Н. Радько: «функция права -обуславливаемое социальным назначением права основное направление его воздействия на общественные отношения, -направление, в котором выражены классовая сущность, служебная роль, цели и задачи права» [13, с. 13].

В современный период исследуемые явления отражают прежде всего их социальную сущность. Так, Н.А. Власенко под «функциями государства понимает основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов» [3, с. 55]. М.Н. Марченко считает:«функции государства это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением» [11, с. 327]. При-

менительно к функциям права можно привести следующие определения, которые предлагают специалисты в современный период времени. По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько: «функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений» [12, с. 172]. Аналогичные определения функций находим у других авторов, которые под ними понимали «способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права» [15, с. 436]. При условии широкого смысла осмысления функций права можно выделить собственно и воспитательную функцию, которая в определенной степени отражает идеологические посылы, культивирующихся в обществе, оказывает влияние на субъектов в части их целенаправленного педагогического воспитания, способствует развитию мотивов, направленных на правомерное поведение.

Следует отметить, что и функции государства, и функции права обладают важнейшими качествами, которые свидетельствуют об их значении в восприятии государственно-правовой действительности. К числу таких качеств необходимо отнести универсальный характер исследуемых функций, проявляющийся в их взаимодействии и взаимовлиянии. Рассматриваемый, вопрос о соотношении функций государства и функций права является достаточно актуальным. Целесообразно выделить общее и особенное в этих правовых категориях.

Общее в функциях государства и функциях права состоит в том, что они: - во-первых, выступают, как значимые правовые категории, освещение роли которых в современных условиях занижена;

- во-вторых, нацелены на решение конкретных задач, характерных для государства и общества, присущими им методами: функции государства реализуются посредством организационных форм (создание соответствующих государственных структур, наполнение их кадровым персоналом, его обучение, обеспечение бюджетного финансирования) и правовых форм: принятие соответствующих нормативно-правовых актов, правоприменительная практика;

Особенное в рассматриваемых научных категориях проявляется в том, что:

- во-первых, функции государства представляют собой основные социально значимые направления его деятельности на всех этапах его развития, а функция права - это проявление его имманентных, сущностных свойств, его внутреннее содержание;

- во-вторых, функции государства тесно связаны с его сущностью, что нельзя сказать о функциях права. Другими словами, нельзя механически связывать функции и сущность права, функции права имеют определенную степень независимости, самостоятельности, индивидуальности;

- в-третьих, функции государства определяются предметной сферой его деятельности, направленной на выполнение стратегических целей и задач, и формируются исходя, из экономических возможностей государства, его нравственного, культурного уровня, из потребностей и интересов граждан, а функции права определяются их социальным назначением;

- в-четвертых, основаниями для классификации функций государства выступают: а) массив управляющего воздействия государства на различные сферы жизнедеятельности общества, исходя из его территориальных пределов; б) методы и приемы воздействия государства на общественные отношения; в) установленные сроки реализации; г) используемые формы права. Критериями классификации функций права являются характер и цели его влияние на общественные отношения, без которого развивающееся общество удовлетвориться не может (регулирование, охрана, воспитание и т.п.);

- в-пятых, функции государства характеризуются особыми формами их реализации (правовые, организационные), а для функций права характерно то, что они развиваются и изменяются в соответствии с потребностями практики. Функции права реализуются посредством правового влияния, в рамках которого необходимо различать собственно юридическое воздействие (правовое регулирование) и неюридическое (идеологическое, психологическое, информационное).

- в-шестых, для функций права характерным признаком является их динамизм; для функций государства данное свойство не актуально в силу того, что государство как властно-политическая организация требует значительно большего количества времени для решения той или иной задачи присущими ему методами.

Какие факторы свидетельствуют о необходимости выделять воспитательную функцию государства и воспитательную функцию права?

1. В настоящий момент имеет место незначительное количество учебников по теории государства и права, в которых авторы обращаются к воспитательной функции государства и к воспитательной функции права. В современной научной литературе остается дискуссионным вопрос о понятии и содержании воспитательной функции государства. Мы полагаем, что под воспитательной функцией государства следует понимать целенаправленное воздействие государства, которое сопряжено с организацией соответствующих государственных учреждений, деятельность которых направлена на осуществление воспитательной работы, а также использование возможностей права в части правового воздействия.

2. Реализация воспитательной функции в современном российском государстве сопряжена с его позиционированием у населения как института публичной власти. Преобладающим остается запрос на ведущую роль государства в экономи-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 5(185)

ческой и социальной сферах. При этом, соглашаясь с тем, что данная роль должна быть ключевой, граждане в отдельных случаях не готовы, в других ситуациях не желают поддерживать ни либеральные модели социальной политики, ни свободную рыночную экономику. Остается устойчивым запрос на равенство перед законом и перед судом. Именно от этого во многом зависит «эффективность функционирования государства, которое в юридической науке оценивается с помощью количественных и качественных критериев, показателей» [16, с. 26-30].

3. Государство, в котором публичная власть реально осуществляется на демократической основе в большей степени способствует функционированию воспитательной функции права. А.А. Швыркин обращает внимание на следующие: «воспитательная функция определяется через воспитательное действие права на общество, осуществляемое в русле преобразований общественных отношений и адаптации их к новым реалиям правового государства и гражданского общества» [17, с. 14]. Вместе с тем, правовое воздействие сопряжено не только с нормативным, но и психологическим, идеологическим влиянием права на чувства, сознание и действия людей. Поэтому применительно к воспитательной функции права можно утверждать также об информационном и ценностно-ориентационном влиянии права на общественное развитие.

4. Воспитательное действие права направлено на обособленный сектор общественного сознания - правосознание и «включает в себя идеологический аспект, реализуемый в основном средствами правовой пропаганды и направленный на повышение правовой культуры» [10, с. 54-59]. Некоторые специалисты считают, что: «воспитательная функция права представляется как господствующее, системное направление его идеологического воздействия» [14, с. 11]. «Через воспитательную функцию права передаются ценности права, как элемента духовной культуры общества, а также навыки, правила общественного поведения, зафиксированные в нормах права» [4, с. 116]. Соответственно, одним из направлений воспитательного воздействия права следует считать передачу социально-правового опыта. В идеологическом влиянии права также присутствует воспитательный компонент. Не случайно в ряде работ рассматривается вопрос о взаимодополнении воспитательной и идеологической функций права.

Следует обратить внимание, на несколько аспектов данной проблемы. Необходимо исходить из того, что сегодня правовое развитие российского общества и государственности не основывается на определенной идейной платформе. Полагаем, что отсутствие четко выраженной правовой идеологии ощущается на всем правовом пространстве России. Поэтому, на наш взгляд, формирование российской правовой идеологии является актуальнейшим вопросом современной

правовой жизни, в силу того, что в ее рамках смогут функционировать, во-первых, идейные противовесы, ограничения, запреты в отношении неправомерных явлений и поступков, а во-вторых, идейные стимулы, мотивы, способствующие проявлению и укреплению правомерных начал в обществе.

5. В условиях демократического государства воспитательная функция права как часть правовой системы превалирует и имеет значительное влияние на организацию гражданского общества, построение демократии, повышение правовой культуры, правосознания, правопорядка, и аналогичных им институтов и всего государства в целом. По мнению И.А. Ильина: «правосознание представляет собой более значительный феномен, чем право. Правосознание есть естественное чувство права и правоты, имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение» [6, с. 259]. Собственно, правосознание и выступает инструментом познания права, именно оно накапливает и хранит знания о праве, которые затем транслируются в социуме. В этой части особо хотелось бы затронуть аспект «конституционного сознания граждан России». Несмотря на то, что Основному закону страны уже больше четверти века, отношение к нему российских граждан не может не тревожить. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на то, что «Конституция РФ не стала для большинства населения, тем нормативным правовым актом, который чтут, и трепетно относятся к его соблюдению. По данным социологов, больше половины россиян не знают основных положений Конституции РФ, но уверены» [8]. Причина этого видимо кроется в том, что история развития конституционных отношений в России непродолжительна, всего более ста лет. Однако более значимым следует считать то обстоятельство, что фактически все советские Конституции во многом носили формальный характер, акцент на их содержание никогда не был определяющим, поскольку - это был, по существу, декларативный политический документ. Его содержание не влияло на общественное сознание. Именно это обстоятельство хранится на «генном уровне» в сознании человека. Подобная ситуация продолжает сохраняться и сегодня. Внешне это проявляется в том, что большинство граждан слабо представляет себе содержание Конституции РФ, не знают своих конституционных прав и обязанностей. А ведь одной из немногочисленных обязанностей гражданина России является обязанность соблюдать Конституцию и законы страны. Внутри самой конституции остро ощущается перекос между правами и свободами человека и гражданина и его обязанностями. В Конституции РФ отсутствует концепция обязанностей гражданина. Не случайно статьи, в которых закреплены конституционные обязанности разнесены по тексту Конституции. Поэтому актуальной задачей остается задача по реализации конституционных обязанностей, и одновременно воспитание моральных нравственных качеств граждан. Забвение наличествующих у граждан обязанностей пе-

ред обществом, государством, конкретным человеком неизбежно влекут нарушения в сфере прав и свобод человека и гражданина. Непреложной истиной должно стать положение, о единстве прав и обязанностей граждан. Об этом должны постоянно помнить и непосредственно руководствоваться, как государственные служащие, так и каждый отдельно взятый конкретный гражданин.

6. Воспитательную функцию права, по мнению авторов настоящей статьи, уместно отнести к социальному явлению, назначение которого обусловлено наличием многочисленных социальных связей в обществе. Воспитательная функция права напрямую связана с нравственным и духовным здоровьем народа. И ее реализация во многом зависит от их содержания. На наш взгляд, наличие духовности в воспитательной функции права - абсолютно необходимое условие ее применимости. Духовность сдерживает распространение правового нигилизма. А.И. Абрамов отмечает: «Воспитательную функцию права отличает то, что объект ее воздействия составляют сознание и воля людей, что качественно отличает ее от любых других функций, объектом воздействия которых выступают общественные отношения» [1, с. 11].. Нравственное основание российского общества должно стать объединяющим началом юридических идей, теорий, программ. В этом случае воспитательная функция права будет задействована в полном объеме и, сможет оказывать влияние на формируемые общественные отношения. Только в контексте духовности и нравственности воспитательная функция права будет способствовать развитию общечеловеческих ценностей.

7. Воспитательная функция права сопряжена с методами поощрения и убеждения. И хотя данные инструменты сегодня ослабили свое влияние в силу разных обстоятельств,

Библиография:

они продолжают наполнять воспитательную функцию государства, и воспитательную функцию права. Так, например, государство сегодня недостаточно обращает внимание на тех, кто добросовестным трудом приумножает его величие. В большинстве случаев эту нишу занимают деятели кино, театра, государственные деятели, реже предприниматели. Сегодня недостаточно снимается достойных художественных фильмов, отражающих реалии нашей сложной жизни. Экран заполонен криминальными разборками, что в определенном смысле способствует воспитанию агрессивности, ведет к экстремистским проявлениям. В силу этого государство упускает реальную возможность задействовать арсенал воспитательной функции. Однако, следует отметить, что в этой ситуации могут быть реализованы возможности гражданского общества. Так, сегодня общественные организации, имеют право реализовать данную функцию в рамках, как всего общества, так и в рамках локальной организации. Мы часто в последнее время становимся свидетелями вручения наград отличившимся гражданам, от имени общественных организаций, предприятий, учреждений, что также можно в определенной степени считать следствием реализации воспитательных возможностей права, посредством усилий общества.

Подводя итог, необходимо отметить, что воспитательная функция государства и воспитательная функция права в современный период времени имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение. Реализация воспитательных функций в их взаимопереплетении и взаимодополнении это одно из важнейших направлений по движению в сторону развития демократии, гражданского общества. Только посредством преодоления деформации правосознания можно добиться существенных перемен в реальной действительности, используя как возможности права, так и возможности государства.

1. Абрамов А.И. Проблемы реализации регулятивной функции права. Дис. кан. юр. Наук.12.00.01. Самара. 2005. С.11.

2. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 12.

3. Власенко Н.А. Теория государства и права: науч.-практическое пособие. М., 2009. С. 55.

4. Галимов М.М. Мурометс О.Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1976. С. 116.

5. Загайнов Л.И. Социалистическое государство и законы экономики. М., 1975. С. 18.

6. Ильин И.А. Соч. В 10-ти т. Т.3. С. 259.

7. Каск Л.И. Функции и структура государства: Монография / Отв. ред. Д.А. Керимов. Л., 1969. С. 9.

8. Конституция ни живая, ни мертвая // https://www.svoboda.org (дата обращения 02.11.2019).

9. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.-С.850.

10. Левина С.В. Место и роль воспитательной функции в системе функций права. //Политика. Власть. Право. Межвузовский сборник научных статей. Вы-пуск.Х^.Часть1.2009. С.54-59.

11. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. С. 327.

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2009. С. 172

13. Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974. С. 13.

14. Слюсаренко И.Л. Воспитательная роль социалистического права и роль ОВД в ее реализации. Автореф. дис. канд. Юр. Наук. Киев. 1982. С.11.

15. Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкина, А.Н. Головастикова, Ю.А. Дмитриев. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 436.

16. Тепляшин И.В. ФастовичГ.Г.Эффективность механизма правового регулирования: анализ подходов//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №3. (51). С.26-30.

17. Швыркин А.А. Воспитательная функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.