Научная статья на тему 'О целесообразности использования нетрадиционных педагогических технологий в учебном процессе по физической культуре в высшей школе'

О целесообразности использования нетрадиционных педагогических технологий в учебном процессе по физической культуре в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Венгерова Н. Н., Семёнов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О целесообразности использования нетрадиционных педагогических технологий в учебном процессе по физической культуре в высшей школе»

УДК 796.011.3+378.037

Н.Н. Венгерова, М.А. Семёнов

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Институт Международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, [email protected]; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, [email protected]

Состояние соматического здоровья и профессиональной физической работоспособности девушек определяется совокупностью опосредованных кондиционных показателей. Показатели проявления подвижности суставов (гибкости), вообще, и, в частности позвоночника свидетельствуют о степени тугопо-движности и комфортности ощущений при выполнении амплитудных движений. Как известно, «гибкость» относится к группе генетически обусловленных физических качеств с выраженными благоприятными периодами развития и проявления. Выявленную взаимосвязь между уровнем проявления гибкости и осанкой [3] можно рассматривать как закономерность возрастного проявления качества.

Многообразие видов проявления гибкости (статическая, динамическая, баллистическая, функциональная) и технологии её развития - неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса в сложно координационных видах спорта (художественная гимнастика, фигурное катание и т.д.), а также в учебном процессе образовательных учреждениях (ДОУ, средняя и высшая школа). В технологиях современных физкультурно-оздоровительных занятий упражнения на растягивания являются частью педагогического процесса и используются как фрагмент, или как самостоятельное (тематическое) занятие. Название направления - «стретчинг» - в полной мере отражает цели, задачи занятий и характеризует особенности и правила используемых средств [1, 2].

Стандартные условия проведения занятий по физическому воспитанию в высшей школе предполагают использование разнообразных средств с целью создания благоприятных условий протекания процесса адаптации студентов первого курса к новым условиям учебной деятельности. Включение в традици-

онные занятия современных физкультурно-оздоровительных технологий не противоречит основной Программе вузов по данной дисциплине.

Педагогический эксперимент проводился на базе СПб государственного экономического университета в период весеннего семестра 2011-12 учебного года. Свободным методом были определены две группы (контрольная (Гк. п = 32) и экспериментальная (Гэ. п = 50)) с целью выявления степени влияния физкультурно-оздоровительных технологий (стретчинг) на процесс изменения физического и функционального состояния у студенток 17-18 лет. Практические занятия по дисциплине «Физическая культура» проводились в урочной форме, групповые, продолжительностью - 90 минут, частотой 2 раза в неделю, т.е. 13 недель (26 занятий). В качестве музыкального сопровождения использовалась спокойная, медленная музыка с выраженной темой и элементами аутентичности звукам природы, способствующая созданию эмоциональных образов. Занятия в контрольной группе проводились в традиционном формате. В основной части использовались упражнения общей физической подготовки и спортивных игр.

Эффективность включения физкультурно-оздоровительных технологий в учебный процесс определялась по динамике результатов двигательных тестовых заданий: проявление активной и пассивной гибкости позвоночника (глубина наклона вперёд, «мост» из исходного положения лёжа на спине), а также по показателям дыхательной и сердечно-сосудистой систем (жизненная ёмкость лёгких - ЖЕЛ), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС), рассчитывался индекс массы тела (индекс Кетле.) Однородность выборок определена ^критерием Стьюдента по основным показателям: возраст (лет), уровень физического развития и проявления качества «гибкость».

В результате систематических занятий физическими упражнениями у занимающихся как контрольной, так и экспериментальной групп отмечены изменения показателей функционального состояния сердечно - сосудистой системы (таблица).

Снижение показателя общей массы тела у студенток экспериментальной группы повлияло на изменение показателя индекса Кетле до значения верхнего предела нормы для данной возрастной группы.

Теоретически, расчётная величина показателя должной ЖЕЛ при учёте величины роста (см) для занимающихся составила: 4175±75 (мл) и 4150±75 (мл) в контрольной и экспериментальной группах (соответственно), что на

Таблица

Изменения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек 17-18 лет, обучающихся в высшей школе

Группа Рост (см) Масса(кг) Индекс Кетле ЖЕЛ(мл) ЧСС покой

Х1 % Х1 Х2 Х1 % Х1 %

Контр. 167±2 65±2 1,5 24,0 23,3 2200±180 18,1 82 -3,7

Экспер. 166±3 64±2,5 7,8 23,7 21,8 2300±200 39,1 80 -15,0

Улучшение функции респираторной системы определено включением в содержание структурных единиц занятий специальных упражнений для развития аэробной выносливости. Выполнение беговых упражнений с пульсовой стоимостью 125±5 уд/мин продолжительностью 10 минут являлись обязательным фрагментом занятий (разминка) в группах. Обучение и применение техники дыхательных упражнений, совмещённое с выполнением элементами стрет-чинга, определило динамику изменения показателя ЖЕЛ и частоты сердечных сокращение. Средние групповые показатели пульса в покое значительно превышают (24,2±4,2%) принятую норму (60-70 уд/мин). В экспериментальной группе динамика показателя ЧСС в покое по окончанию цикла занятий в три раза выше, чем в контрольной группе.

Первоначальные значения артериального давления (128/80 мм.рт.ст.) превышают расчётное возрастное значение на 13,3% - систолического (СД) и на 14,3% - диастолического (ДД) в контрольной группе, на 10,6% (СД) у девушек экспериментальной группы. Значение ДД соответствует норме. В группах средняя величина пульсового давление (ПД) составляет 53±2. По окончанию педагогического исследования изменений значений артериального давления в контрольной группе не отмечено, тогда как в экспериментальной отмечено соответствие норме.

Степень проявления гибкости позвоночника рассматривалась как результат, определяющий эффективность использования средств физической культуры. Как известно, по состоянию позвоночника и его подвижности можно судить о соматическом здоровье человека, уменьшении риска получения травм спины. Сохранение и увеличение подвижности позвоночника является профилактической мерой против возникновения болевых ощущений.

Первоначальные средние показатели (6±2 см; 7±2 см) проявления активной гибкости (глубина наклона) девушек 17-18 лет значительно (в 2 раза) отличаются от значений возрастной нормы (13 см). Итоговые значения при выполнении тестового задания составили 33,3% и 85,7% (в контрольной и экспериментальной группах, соответственно). Проявление активной гибкости у девушек, выполняющих комплекс упражнений стретчинга, стало соответствовать значениям возрастно-половой нормы.

При выполнении «мостика» из положения лёжа замерялось расстояние между задней стороной стопы (пяткой) и кистями рук, которое составило в среднем: Гк. - 72±3 см; Гэ. - 70±4 см. Изменение результата выполнения тестового задания в экспериментальной группе по абсолютной величине составило 58±2 см, а в контрольной группе показатели остались прежними.

Положительную динамику проявления пассивной гибкости у девушек (Гэ.) можно объяснить включением в занятия упражнений на растягивание связок и сухожилий плечевого сустава, основных мышечных групп, участвующих в выполнении «мостика». Между показателями проявления активной и пассивной гибкости студенток данной группы выявлена корреляционная зависимость с коэффициентом 0,8.

Отмеченные изменения в проявлении активной гибкости в контрольной группе обусловлены выполнением общеразвивающих гимнастических упражнений, включенных в разминку. Отсутствие специальных упражнений для развития гибкости позвоночника девушек в направлении прогиба назад негативно сказалось на результативности выполнения второго тестового задания.

Таким образом, использование средств стретчинга в сочетании с техниками дыхательной гимнастики, включённых в формат традиционного занятия по физическому воспитанию в высшей школе, благоприятно сказывается не только на результативности выполнения тестовых заданий по проявления активной и пассивной гибкости, но и на изменении показателей общей массы тела, индекса Кетле, а также на функциональных показателях (ЖЕЛ, АД, ЧСС в покое) до значений принятой нормы. Указанные изменения опосредованно положительно влияют на изменение показателей соматического здоровья студенток, следовательно, и повышение качества их жизни.

Литература:

1. Казакевич Н.В. Стретчинг - один из основных компонентов тренировки оздоровительной направленности / Фитнесс: становление, тенденции и

перспективы развития в России. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. С. 80-85.

2. Венгерова Н.Н. Стретчинг как часть функциональной подготовки студенток высшей школы / Развитие ФК и спорта: социокультурный, психоло-го-педагогический и медицинский аспект. - Самара, 2011.- С. 115-122.

3. Crawford H.J., Jull G.A. The influence of thoracic posture and movement on range of arm elevation // Physiotherapy Theory and Practice. 1993. 9(3). 143-148).

УДК 612.821:612.176.4

Р.Я. Власенко, А.П. Антипов, В.С. Шабаев

АНАЛИЗ АЭРОБНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ1

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, [email protected]

Введение. Г отовность субъекта к риску рассматривается как особое мотивационное состояние, определяющее результативность его целенаправленной деятельности. Феномен риска может представлять самостоятельную ценность и необходимость в процессе самореализации отдельных личностей [1]. Результат спортивной деятельности зависит не только от уровня работоспособности спортсмена, но и от его мотивационного состояния, которое может приобретать автономность в ситуации неопределенности (риска) [2,3].

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 18 спортсме-нов-добровольцев сопоставимых по спортивной квалификации (кмс) в возрасте от 19 до 22 лет, занимающихся циклическими видами спорта. Готовность субъектов к риску определяли по методике Шуберта. В состоянии покоя (лежа на кушетке) проводили корреляционную ритмографию (КРГ) - 400 кардиоинтервалов, регистрируя показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР). Далее испытуемым предлагалось выполнить тест PWCn^ro результатам которого оценивали аэробную производительность по величине максимального потребления кислорода (МПК), после чего снова регистрировали показатели ВСР.

1 Vlasenko R.Ya., Antipov A.P., Shabaev V.S. The analysis of aerobic productivity of athletes with various readiness for risk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.