ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
Анализ результатов показал наличие достоверных связей между КЭА и развитием таких специальных физических качеств как быстрота, скоростно-силовые качества и координация ударных движений. Боксеры с высоким КЭА демонстрируют более высокие показатели выполнения тестовых заданий на скорость, скоростно-силовую подготовленность и на определение дифференцирования силы удара.
После изучения стилей ведения боксерского поединка мы провели сопоставление на наличие соответствия между параметрами формы и содержания стиля боксерского поединка. Проведенный анализ соотношения типичных ударных действий с уровнем развития специальных физических качеств не выявил тенденций частого соответствия. То есть данное исследование позволило определить несовпадение формы и содержания стиля ведения боксерского поединка: в ряде случаев спортсмены не демонстрируют должного проявления специальных физических качеств в свойственных для их стиля ударных действиях.
В заключение следует отметить, что индивидуальнотиповой стиль ведения боксерского поединка характеризуется определенной формой, рисунок которой складывается из дистанционных характеристик ведения поединка, объема использования определенных ударных и защитных действий. Любой стиль может быть как результативным, так и безрезультатным. Эффективность стиля в большей степени обусловлена не формой, а содержанием, поэтому боевые действия, к которым чаще всего прибегает спортсмен, должны быть подкреплены высоким развитием специальных физических качеств. Однако исследование спортивной практики позволило выявить тот факт, что специфичные для спортсмена ударные действия не всегда характеризуются должной силой, быстротой, координацией и пр. В связи с чем изменение стру-
ктуры средств тренировочной деятельности боксеров путем включения упражнений, обеспечивающих процесс развития и высокого проявления физических качеств именно в технике типичных приемов, может являться перспективным способом усовершенствования индивидуальной манеры ведения боксерского поединка.
Библиографический список
1. Градополов, К. В. Планирование тренировки в боксе / К. В. Градополов / Бокс : учебное пособие. — М. : ФиС, 1963. — С. 29-37.
2. Джероян, Г. О. Предсоревновательная подготовка боксеров / Г. О. Джероян, Н. А. Худадов. — М. : ФиС, 1971. — 148 с.
3. Филимонов, В. И. Технико-тактические особенности боксеров — участников Олимпийских игр / В. И. Филимонов, В. Я. Русанов // Бокс : Ежегодник. — М. : ФиС, 1982. — С. 51—53.
4. Джероян Г. О. Тенденции развития тактики современного бокса / Г. О. Джероян, Е. В. Калмыков, Н. А. Худадов // Бокс : Ежегодник. — М. : ФиС, 1980. — С. 49 — 52.
5. Кочур, А. Г. Индивидуализация методов тактической подготовки боксеров высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Г. Кочур. — Киев, 1987. — С. 22.
6. Денискин, В. В. Технико-тактическая подготовка квалифицированных боксеров на предсоревновательном этапе : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Денискин. — Красноярск, 2002. — С. 58 — 67.
7. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 1417.
ТИЩЕНКО Алексей Викторович, аспирант кафедры «Бокс, фехтование и единоборства».
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.06.2011 г.
©А. В. Тищенко
"ДК 796011 Т. В. ВАСИЛИСТОВА
А. Ю. ГРИГОРЬЕВ
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОК ВУЗА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ
Особое значение приобретает укрепление и поддержание физического здоровья и формирования здорового образа жизни студенток вуза, проживающих и обучающихся в условиях северных регионов. Разработка программнометодического обеспечения физического воспитания студенток вуза, проживающих в северных регионах, явилось целью данного исследования.
Ключевые слова: физическое воспитание студенток вуза, климатогеографические особенности северных регионов, программно-методическое обеспечение, фитнес, педагогическая модель.
Одной из приоритетных задач государственной политики в нашей стране является оздоровление населения и прежде всего средствами физической культуры и спорта. В «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2015 г.», а
также в выступлении президента В. В. Путина на заседании Г осударственного совета «О стратегии развития Российской Федерации до 2020 г.» (08.02.2008 г., г.Москва) говорится об усилении комплексных мер: политического, экономического, социального, куль-
турного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [1]. Здоровье нации — это здоровье каждого человека, каждой семьи и всего населения в целом. И в основе всего этого находится женщина, которая выполняет важную репродуктивную и социальную функцию. Состояние здоровья женского населения, их образ жизни является первостепенным государственным вопросом, который отражен в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2006 г.), где говорится: «О создании условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья женщин и девушек, организации для них физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, с учетом специфики их деятельности». Особое значение приобретает укрепление и поддержание здоровья и формирование здорового образа жизни студенток в процессе обучения в вузе. Этот период времени характерен тем, что обучение в вузе требует больших физических и психологических затрат у студенток, в результате которого снижаются показатели здоровья, и это все в целом отрицательно сказывается в дальнейшем на репродуктивных функциях будущих мам. Корректная и системная организация физического воспитания студенток и здорового образа жизни в период учебной деятельности позволяет замедлить регресс физического состояния и репродуктивных функций девушек. Особое значение приобретает физическое воспитание студенток, проживающих и обучающихся в условиях северных регионов. Неблагоприятные климатогеографические особенности северных регионов (продолжительная зима, недостаток солнечных лучей, резкие перепады температуры воздуха, атмосферного давления, силы ветра, гипокинезия, гиподинамия и т.д.) оказывают дополнительное негативное влияния на состояние здоровья студенток, которые проживают в данном регионе. Все это требует комплексного воздействия на укрепление и поддержание физического здоровья студенток, проживающих в условиях северных регионов. Всем этим требованиям отвечает современная оздоровительно-профилактическая система физических упражнений «фитнес». В связи с этим возникает потребность в разработке программно-методического обеспечения физического воспитания студенток вуза, проживающих в неблагоприятных северных регионах страны с учетом специфики и требований к женскому организму и условий жизнедеятельности [2, 3].
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, социологический опрос и анализ отношения респондентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, педагогические наблюдения, методы оценки и контроля сердечно-сосудистой системы, педагогический эксперимент, антропометрические и функциональные методы измерений, методы контроля и оценки двигательной подготовленности студенток, косвенный контроль иммунной системы, математико-статистический анализ результатов педагогического эксперимента.
Организация и этапы исследования. В проведении педагогического эксперимента участвовали студентки 1 —2-х курсов филиала ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» в г. Лесосибирске в количестве 70 человек (35 человек —
экспериментальная и 35 человек — контрольная группа) . Перед началом эксперимента все студентки прошли предварительный медицинский осмотр, где было выявлено общее состояние здоровья занимающихся. Педагогический эксперимент проводился с 2005 г. по 2010 г. в три этапа.
Первый этап исследования (2006 — 2007 гг.): осуществлялся обзор и анализ педагогической, медицинской и другой научно-методической литературы, связанной с тематикой исследования; разрабатывался и формировался методологический аппарат исследования, отбирались и группировались методы изучения и решения поставленных задач педагогического эксперимента.
Второй этап исследования (2007 — 2009 гг.):
проводился педагогический эксперимент по реализации теоретических положений вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток вуза, проживающих в условиях северных регионов. В процессе педагогического эксперимента корректировались содержание, средства, методы и формы оздоровительно-профилактических занятий со студентками на основе применения системы физических упражнений «фитнес»; осуществлялся оперативный, текущий и этапный контроль общего состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся с последующей его коррекцией и др.
Третий этап исследования (2009 — 2010 гг.): проводился системный анализ и обобщение фактологического материала, собранного по результатам педагогического эксперимента; формировались основные выводы и практические рекомендации, осуществлялось литературное оформление работы в форме диссертации.
Для разработки содержания вариативной части программно-методического обеспечения оздоровительных занятий фитнесом студенток, а также на основе учета климатогеографических особенностей проживания в неблагоприятных условиях для жизнедеятельности в северных регионах использовались следующие педагогические принципы: доступность, программно-целевой, индивидуальный, биоритмиче-ский, принцип учета половых различий, принцип «не навреди», учет возрастных изменений, принцип биологической целесообразности, принцип красоты и эстетической гармонии, гармонизации системы ценностных ориентаций человека, принцип взаимосвязи и взаимодействия психических и физических сил человека и принцип интеграции.
В содержание вариативной части оздоровительнопрофилактической программы занятий фитнесом вошли следующие теоретико-практические разделы: силовой и аэробный тренинги, стрейчинг, здоровое питание, индивидуальные и самостоятельные занятия оздоровительным фитнесом, контроль и самоконтроль состояния здоровья (табл. 1).
Занятия проводились два раза в неделю по два часа. Методическая последовательность повышения интенсивности и сложности выполнения комплексов физических упражнений была следующая: первые две недели выполнялась стандартная нагрузка, разучивались простейшие танцевальные движения и упражнения из танцевальной аэробики, последующие две недели увеличивалась продолжительность основной части занятий на 10—15 минут, увеличивалось количество повторений разных «блоков» упражнений. Далее в течение четырех недель увеличивалось по времени и интенсивности выполнение упражнений, где у студенток частота сердечных сокращений поднималась и поддерживалась на уровне 60 — 75 % (120 — 140 уд./мин)
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
от максимально допустимых возможностей организма. В первые три месяца занятий необходимо выполнять движения под музыкальное сопровождение с частотой 110— 120 ударов в минуту и в последующие месяцы можно двигаться с частотой 120 — 140 ударов в минуту. В процессе занятий со студентками запрещалось выполнение следующих упражнений: резкие наклоны головы назад; наклоны туловища назад из любых положений и круговые движения; поднимание туловища из положения лежа на спине в сед или упор сидя; махи прямыми ногами вперед и назад выше угла 90о, поднимание прямых ног из положения лежа на спине, круговые движения коленями в положении стоя или приседе; активные поднимания, круги и сгибания (разгибания) рук с максимальной амплитудой и скоростью; элементы акробатики (мост, стойка на лопатках и др.); сидеть в позе «барьериста». Уже с 19 лет у женщин начинается активное снижение силовых показателей [4].
Студенткам силовые тренировки необходимы из-за высокого уровня женского гормона эстрогена и низкого уровня мужского гормона тестостерона. Поэтому формирование мышечной массы у них происходит медленнее. Занятия, направленные на развитие силовых способностей, необходимо проводить со студентками один раз в неделю, на которых надо применять следующие упражнения с различными отягощениями: приседания, жим лёжа и сидя; работа с гантелями весом 1 — 3 кг; повышение силовых показателей отдельных групп мышц на локальных и комплексных тренажерах. Особое значение имеет в поддержании здоровья студенток, укреплении опорно-двигательного аппарата гимнастика «стретчинг». Стретчинг — это комплекс статических упражнений для развития гибкости, подвижности суставов и эластичности мышц, в основе которого лежат древние системы оздоровительных гимнастик Индии и Китая. Гибкость как качество, характеризующееся степенью подвижности в суставах, начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Уровень развития гибкости зависит от эластичности мышц и связочного аппарата, которые необходимо ежедневно прорабатывать и тренировать не менее одного — двух часов. Максимальная амплитуда движений определяется и функциональным состоянием центральной нервной системой [4]. Физиологической основой упражнений стретчинга (тянуть) является миотатический рефлекс, при котором в насильственно растянутой мышце происходит сокращение двигательных волокон и она активизируется. В результате в мышцах усиливаются обменные процессы, обеспечивается высокий жизненный тонус, увеличивается эластичность апоневрозов, сухожилий и прилегающих связок. В своих занятиях оздоровительным фитнесом со студентками мы используем в заключительной части в течение 10 — 15 минут комплексы упражнений на гибкость из гимнастики стретчинг. Для того чтобы поддерживать все жизненно важные функции, наш организм постоянно расходует энергию. Восполнение энергии в организме человека осуществляется через рациональное питание, которое является составной частью здорового образа жизни. Рациональное питание студенток, проживающих в северных регионах, базируется на следующих принципах: во-первых, его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма; во-вторых, соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма; в-третьих, максимальное разнообразие питания; четвертый принцип: соблюдение режима питания (регулярность, кратность и чере-
Таблица 1
Содержание вариативной части программнометодического обеспечения занятий фитнесом студенток, проживающих в северных регионах, и его распределение в годичном цикле, часах (по 4 часа в неделю)
Содержание программного материала Всего часов Годичный цикл
Осень Зима Весна
IX X XI XII I II III IV V
1 Теоретический материал 9 1 - 1 1 - 1 1 - 1
2 Силовой тренинг 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2
3 Аэробный тренинг 27 3 3 3 3 3 3 3 3 3
4 Стретчинг 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Всего за учебный год: 60 7 6 7 7 6 7 7 6 7
дование приёмов пищи). Контроль состояния здоровья студенток осуществлялся следующий: оперативный (на одном занятии); текущий (в течение месяца); этапный (за полугодие) и итоговый (за год). Критериями контроля состояния здоровья студенток на одном занятии (оперативный) являются: частота сердечных сокращений, самочувствие и артериальное давление; в течение месяца (текущий): вес тела, артериальное давление, желание заниматься, активность; за полугодие (этапный): вес тела, частота сердечных сокращений, артериальное давление, поднимание туловища за одну минуту из положения лежа на спине, прыжок в длину с места; за год (итоговый): рост и вес тела; АД, ЧСС, ОГК, косвенная оценка иммунной системы организма, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Также была разработана структура и содержание педагогической модели реализации вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток, проживающих в северных регионах, на основе занятий фитнесом (рис. 1).
По результатам внедрения вариативной части программно-методического обеспечения студенток, проживающих в северных регионах, на основе занятий фитнесом был проведён теоретический и математико-статистический анализ по следующим блокам критериев: физическая подготовленность, физическое развитие, функциональная подготовленность, косвенная оценка состояния иммунной системы и субъективный анализ состояния здоровья студенток.
Физическая, подготовленность: анализ силовых показателей плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) показал, что данные результаты у студенток за два года занятий (с 1 по 2 курс) фитнесом повысились на 41,6 % (р< 0,05); силовые показатели брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа на спине) стали выше на 39,4 % (р<0,05); скоростно-силовые показатели ног (прыжок в длину с места) повысились на 14,6 % (р<0,05); быстрота движений (бег на месте за 10 секунд) повысилась на 8 % (р< 0,05); общая выносливость (шестиминутный бег) повысилась на 33,9 % (р< 0,05).
Физическое развитие: жизненная ёмкость легких увеличилась на 4,5 % (р< 0,05); динамометрия кистей рук увеличилась на 14,2 % (р< 0,05); вес тела снизился на 4,1 % (р< 0,05).
Функциональная, подготовленность: частота сердечных сокращений в покое сидя снизилась на 2,6 %
Здоровые и социально активные студентки, проживающие в
условиях северных регионов
я
и
я
£Г
И
■Г'
Ч
Я
3
ш
■Г'
о -
О)
рр
я
И
И
и к “ * ч Я
В1 &
° к й
І7Ї
Я
и я
їй <й
8 Э-ч 2
я
м
Щ
ІГІ О
м
И
И 1=1 <-
я
■1
к ч.
я
ч:
д « и з * р.
О г
^ Й ® «и О £
9* 4 Э К я я
О О 1X5
о
о,
Й
!3 Ё
1) п
к Й н
* 5 Ь
5, >> И
° “ ь
& § §
4 я к К
СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ
Агитационно- пропагандистский (сентябрь) Медико- диагностический (октябрь) Оздоровительно- тренировочный (октябрь-май) Контрольнокоррекционный (октябрь, январь, апрель) Индивидуально- самостоятельный
Блоки педагогической модели и их реализация в годичном цикле
Педагогическая модель физического воспитания студенток проживающих в Северных регионах, на основе занятий фитнесом.
Рис. 1. Структура педагогической модели физического воспитания студенток, проживающих в условиях северных регионов, на основе занятий фитнесом
(р< 0,05); артериальное давление снизилось на 5,7 % (р< 0,05).
Косвенная оценка состояния иммунной системы: частота заболеваний ОРЗ за два года снизилась у студенток на 25 % (р< 0,001).
В целом студентки экспериментальной группы после двух лет занятий фитнесом стали чувствовать себя более спокойными, уверенными, жизнерадостными; появилось ощущение комфортного состояния здоровья, снизилась утомляемость в учебной деятельности, стало больше положительных эмоций и времени для различных новых увлечений.
В то же время у студенток контрольной группы, занимающихся по федеральной программе, по окончании второго курса наблюдается регресс по всем вышеуказанным показателям. Таким образом, анализ результатов показал высокую эффективность организационно-педагогических условий занятий оздоровительным фитнесом студенток, проживающих в северных регионах, что позволяет рекомендовать данную адаптированную педагогическую оздоровительную систему для других регионов страны.
На основании теоретических и практических результатов проведенного педагогического эксперимента были сделаны следующие теоретико-практические выводы:
1. Разработано программно-методическое обеспечение физического воспитания студенток в вузе, проживающих в северных регионах, на основе занятий фитнесом предусматривающие реализацию следующих организационно-методических компонентов: целевая установка, задачи поэтапного решения поставленной цели, программно-методический материал, педагогическая модель физического воспитания студенток, методика контроля и коррекции состояния
здоровья студенток, на основе индивидуального дневника здоровья, лечебно-профилактические мероприятия, комплексы динамических упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях, смотры-конкурсы здоровья, красоты и двигательной культуры.
2. Сконструирована педагогическая модель реализации вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток на основе занятий фитнесом, включающая следующие поэтапные блоки: сентябрь (агитационно-пропаган-диский) — привлечение студенток к занятиям здоровым образом жизни; сентябрь-октябрь (медико-диагностический) — обследуется общее состояние здоровья студенток и на основании этого идёт их распределение по группам для занятий фитнесом: октябрь-май (оздоровительно-укрепляющий), в этот период студентки занимаются в учебных группах, оздоравливают и укрепляют свой организм; октябрь, январь и апрель (контрольно-коррекционный), в этот период оценивается состояние здоровья студенток и на основании этого корректируется дальнейший программно-методический материал (индивидуально-самостоятельный), где в летнее время студентки самостоятельно, согласно своей индивидуальной программе на летних каникулах поддерживают своё физическое состояние.
3. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали следующее: силовые показатели плечевого пояса у студенток экспериментальной группы после двух лет занятий фитнесом повысились на 41,6 % (р<0,05); показатели брюшного пресса повысились на 39,4 % (р<0,05); скоростно-силовые показатели ног улучшились на 14,6 % (р<0,05); быстрота движений повысилась на 8 % (р<0,05), общая выносливость улучшилась на 33,9 % (р<0,05). В целом физическая подготовленность у студенток экспериментальной группы
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
за два года занятий фитнесом повысилась на 14 % (р<0,05). В результате системных занятий гимнастикой стретчинг у студенток экспериментальной группы ЖЕЛ повысилась на 2,5 % (р<0,05), показатели динамометрии кистей рук увеличились на 14,2 % (р<0,05); также студентки постройнели, снизили массу тела на 2 % (р<0,05). Физическое развитие улучшилось у студенток на 6,8 % (р<0,05), частота заболеваний ОРЗ за год снизилась на 25 % (р<0,05). Положительная динамика результатов проведенной опытно-экспериментальной работы показала высокую практическую эффективность и социальную значимость организационно-педагогических условий занятий фитнесом студенток, проживающих в северных регионах. Результаты работы можно широко использовать в отрасли, а также в лекционных материалах для студентов физкультурных вузов.
Библиографический список
1. Бондаренко, Е. В. Физическое воспитание студенток на основе использования системы упражнений Бі^уЬаПе 1: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Бондаренко. — Красноярск, 2006. — 24 с.
2. Скворцова, С. О. Формирование компетентности студенток в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой: автореф.дис.канд.пед.наук / С. О. Скворцова. — Москва, 2010. — 24 с.
3. Стручков, В. И. Гармонизация физического воспитания студентов в вузе: теория и практика : монография / В. И. Стручков,
B. В. Пономарев. — Красноярск : СибГТУ, 2010. — 140 с.
4. Шавырина, С. В. Организационно-педагогические условия реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитания студенток вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук /
C. В. Шавырина. — Тула, 2010. — 21 с.
ВАСИЛИСТОВА Татьяна Викторовна, аспирантка кафедры физической культуры и валеологии. ГРИГОРЬЕВ Александр Юрьевич, аспирант кафедры физической культуры и валеологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2011 г.
© Т. В. Василистова, А. Ю. Григорьев
Книжная полка
Ингерлейб, М. Б. Анатомия физических упражнений : справочное пособие / М. Б. Ингерлейб. — М. : Феникс, 2010. - 187 с. - 1ББЫ 978-5-222-17416-6.
В этом уникальном, не имеющем аналогов пособии, физические упражнения разной направленности (начиная от разминок и растяжек и заканчивая силовыми нагрузками на разные виды мышц) рассматриваются с точки зрения анатомического строения и функционирования человеческого тела. Здесь вы найдете сведения из области анатомии и физиологии, которые помогут понять и правильно освоить технику выполнения упражнений любой степени тяжести. Особое внимание уделено лечебному воздействию упражнений при различных заболеваниях и дисфункциях систем организма. Используя предельно наглядную информацию, изложенную в данном пособии, вы не только узнаете об основах мускульной нагрузки при физических упражнениях, но и обо всех вовлеченных в данное упражнение мышцах и органах! Недаром говорят: «Движение — это жизнь. Движение — это здоровье». Главное- правильно двигаться! Ведь многие из известных упражнений при их должном выполнении имеют выраженный лечебный эффект. Вы также почерпнете уникальную информацию о том, какие именно болезни лечит данное упражнение, а при каких состояниях его следует с осторожностью включать в тренировочную программу. Пособие поможет начинающим тренировки определиться с выбором упражнений, учитывая индивидуальные особенности своего организма, практикующим - улучшить качество своих занятий и избежать множества ошибок, излечить уже имеющиеся заболевания или грамотно проводить профилактику болезней, к которым у вас имеется предрасположенность. Книга также станет незаменимым справочным пособием для инструкторов и тренеров, специалистов по физической реабилитации и лечебной гимнастике.
Гришина, Ю. И. Основы силовой подготовки : учебное пособие/ Ю. И. Гришина. — СПб. : СПбГТИ (ТУ), 2011. — 312 с. — 1ББЫ 978-5-222-17583-5.
В данном пособии изложены основы теории силовой тренировки, принципы и правила построения тренировочного занятия, представлены основные упражнения с отягощениями и типовые программы тренировок, чтобы каждый занимающийся, в т. ч. начинающий, мог использовать их грамотно или составить программу самостоятельно в соответствии со своими возможностями. Учебное пособие предназначено для студентов и для всех, кто хочет самостоятельно заниматься атлетической гимнастикой с целью укрепления здоровья, нормализации веса, развития силы и формирования красивых форм тела.
Бранд, Рольф. Айкидо: Учение и техника гармоничного развития / Рольф Бранд. — М. : Фаир, 2009. — 320 с. — КБЫ 978-5-8183-1514-0.
Айкидо: учение и техника гармоничного развития. Айкидо представляет собой синтез традиционных боевых искусств будто (путь воина) и является законченной действенной системой самозащиты как от безоружного, так и от вооруженного противника. Золотое правило айкидо «убереги себя от ударов и удержи противника от их нанесений» ни в коей мере не нарушает извечной гармонии и равновесия сил в природе и в человеке.