Научная статья на тему 'О целесообразности использования игр с элементами единоборств на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе'

О целесообразности использования игр с элементами единоборств на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игры борцов / педагогический эксперимент / этап начальной подготовки / тренировочный процесс / сохранность контингента занимающихся / games of wrestlers / pedagogical experiment / stage of initial training / training process / preserving the contingent of those / who train

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович, Подливаев Борис Алексеевич, Кузнецов Станислав Александрович

Анализ соревновательной технико-тактической деятельности в грекоримской борьбе свидетельствует о крайней ограниченности технического арсенала [7]. Материалы. Мы предположили, что изучение атакующих действий на начальном этапе усвоения срединных структур, без включения игр за захваты позволит в дальнейшем обеспечить формирование эффективного и активного стиля борьбы с наименьшей затратой времени и сил за захват. Для осуществления эксперимента были созданы 3 группы (по 26 человек в каждой), 1 контрольная и 2 экспериментальные с различными задачами, программами и условиями педагогического контроля по годам обучения. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ соревновательной деятельности (бросков) борцов греко-римского стиля, методы математической статистики. Результаты. Результаты свидетельствуют о незначительном различии между средними групповыми показателями и, соответственно, об отсутствии искажающего влияния физических качеств на результаты соревновательной деятельности участников эксперимента. При этом, за истекший период в контрольной группе осталось 57 % обучаемых, в 1-й экспериментальной группе –38 %, а во 2-й экспериментальной группе 59 %, что свидетельствует не только об эффективности данной методики в учебноспортивном аспекте, но и в социально-психологическом плане. Заключение. В результате трехгодичного, естественного педагогического эксперимента, охватившего этап начальной подготовки и первый год учебно-тренировочного этапа, выяснилось, что на этапе начальной подготовки использовать в играх задания на борьбу за захват не целесообразно, поскольку это приводит к увеличению в ходе схватки использования «межприемья» в ущерб формированию атакующей манеры ведения поединка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович, Подливаев Борис Алексеевич, Кузнецов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the practicability of wrestler’s games use at the stage of initial training in Greco-Roman wrestling

Competitive technical-tactical activity analysis in Greco-Roman wrestling proves the restricted character of technical arsenal [7]. Material. We had the hypothesis that attacking actions study at the initial stage of middle structures mastering, without games for holds inclusion would provide effective and active style of wrestling formation with less time and power expenditure for a hold. For the experiment realization we created 3 groups (26 people each), one control group and 2 experimental groups with different objectives, programs and conditions of pedagogical control according to the years of study. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical observation, pedagogical experiment, competitive activity (throws) analysis among Greco-Roman style wrestlers, methods of mathematical statistics. Results. The research results prove insignificant differences between the average group indices and the absence of the distorting influence of physical qualities on the results of competitive activity of the respondents. At the same time, within the mentioned period there stayed only 57% of students in the control group, in the 1st experimental group 38 %, in the 2nd experimental group 59 %, which proves not only the effectiveness of the created methodology in educationaltraining aspect, but also in social-psychological aspect. Conclusion. As a results of three-year, natural pedagogical experiment, which included the stage of initial training and the first year of educational-training stage, we revealed that it is not reasonable to use in a wrestler’s games tasks for combat for a hold at the stage of the initial training, as it leads to “inter-techniques” increase during the combat and it does harm to the attacking manner of the combat conduct.

Текст научной работы на тему «О целесообразности использования игр с элементами единоборств на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе»

УДК 796.8(075.8) DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-47-54

О целесообразности использования игр с элементами единоборств на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе

Кузнецов А.С.*1, Подливаев БА.2, Кузнецов С.А.3

'Чайковский государственный институт физической культуры г. Чайковский, Россия ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru* 2 Федеральный центр подготовки спортивного резерва г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-3292-5350, podlivaevb @mail.ru 3Набережночелнинский филиала УВО «Университет управления «ТИСБИ»

г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-7708-0403, stanislav.kuznetsov.79@mail.ru

Аннотация: Анализ соревновательной технико-тактической деятельности в греко-римской борьбе свидетельствует о крайней ограниченности технического арсенала [7]. Материалы. Мы предположили, что изучение атакующих действий на начальном этапе усвоения срединных структур, без включения игр за захваты позволит в дальнейшем обеспечить формирование эффективного и активного стиля борьбы с наименьшей затратой времени и сил за захват. Для осуществления эксперимента были созданы 3 группы (по 26 человек в каждой), 1 контрольная и 2 экспериментальные с различными задачами, программами и условиями педагогического контроля по годам обучения. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ соревновательной деятельности (бросков) борцов греко-римского стиля, методы математической статистики. Результаты. Результаты свидетельствуют о незначительном различии между средними групповыми показателями и, соответственно, об отсутствии искажающего влияния физических качеств на результаты соревновательной деятельности участников эксперимента. При этом, за истекший период в контрольной группе осталось 57 % обучаемых, в 1-й экспериментальной группе -38 %, а во 2-й экспериментальной группе - 59 %, что свидетельствует не только об эффективности данной методики в учебно-спортивном аспекте, но и в социально-психологическом плане. Заключение. В результате трехгодичного, естественного педагогического эксперимента, охватившего этап начальной подготовки и первый год учебно-тренировочного этапа, выяснилось, что на этапе начальной подготовки использовать в играх задания на борьбу за захват не целесообразно, поскольку это приводит к увеличению в ходе схватки использования «межприемья» в ущерб формированию атакующей манеры ведения поединка. Ключевые слова: игры борцов, педагогический эксперимент, этап начальной подготовки, тренировочный процесс, сохранность контингента занимающихся.

Для цитирования: Кузнецов А.С.*, Подливаев Б.А., Кузнецов С.А. О целесообразности использования игр с элементами единоборств на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе.. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 47-54. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-47-54

About the practicability of wrestler's games use at the stage of initial training

in Greco-Roman wrestling

Aleksandr S. Kuznetsov*1, Boris A. Podlivaev2, Stanislav A. Kuznetsov3

' Chaykovskiy State Institute of Physical Culture Chaykovskiy, Russia ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru* 2 Federal Center of Sports Reserve Training Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3292-5350, podlivaevb@mail.ru 3Naberezhnye Chelny branch of Management University 'TISBI"

Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-7708-0403, stanislav.kuznetsov.79@mail.ru

Abstract: Competitive technical-tactical activity analysis in Greco-Roman wrestling proves the restricted character of technical arsenal [7]. Material. We had the hypothesis that attacking actions study at the initial stage of middle structures mastering, without games for holds inclusion would provide effective and active style of wrestling formation with less time and power expenditure for a hold. For the experiment realization we created 3 groups (26 people each), one control group and 2 experimental groups with different objectives, programs and conditions of pedagogical control according to the years of study. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical observation, pedagogical experiment, competitive activity (throws) analysis among Greco-Roman style wrestlers, methods of mathematical statistics. Results. The research results prove insignificant differences between the average group indices and the absence of the distorting influence of physical qualities on the results of competitive activity of the respondents. At the same time, within the mentioned period there stayed only 57% of students in the control group, in the 1st experimental group - 38 %, in the 2nd experimental group - 59 %, which proves not only the effectiveness of the created methodology in educational-training aspect, but also in social-psychological aspect. Conclusion. As a results of three-year, natural pedagogical experiment, which included the stage of initial training and the first year of educational-training stage, we revealed that it is not reasonable to use in a wrestler's games tasks for combat for a hold at the stage of the initial training, as it leads to "inter-techniques" increase during the combat and it does harm to the attacking manner of the combat conduct. Keywords: games of wrestlers, pedagogical experiment, stage of initial training, training process, preserving the contingent of those, who train.

For citation: Kuznetsov A.S.*, Podlivaev B.A., Stanislav A. Kuznetsov. About the practicability of wrestler's games use at the stage of initial training in Greco-Roman wrestling. Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. 2020; 15(2): 47-54. DOI: 10.14526/20704798-2020-15-2-47-54

ВВЕДЕНИЕ

По результатам педагогических наблюдений, первенств и чемпионатов России, было выявлено, что технический арсенал борцов при борьбе стоя на 70 % состоит из сбиваний и сваливаний. В партере, в основном, используются перевороты накатом и броски захватом противника за туловище сзади. Основное время в схватках проходит в маневрировании, теснениях, выведении из равновесия, в поисках наилучшего положения для проведения атакующего действия. Это все свидетельствует о серьезных недоработках в методологии многолетней подготовки [2]. При наличии большого учебно-методического материала в греко-римской борьбе по видам подготовки (технической, физической, функциональной и теоретической), не предусматривается полного и системного подхода, что не позволяет повсеместно организовать качественный тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и обеспечить сохранность контингента занимающихся на этапах многолетней

подготовки [1,3,5]. В первую очередь, это касается этапа начальной подготовки, что вынуждает тренеров ориентироваться на субъективный опыт, а администрацию спортивных школ (СШ) и спортивных школ олимпийского резерва (СШОР) лишает возможности организовать эффективный контроль за результатами выполнения требований федерального стандарта. Это приводит к ограниченному формированию технико-тактического арсенала, функциональным перегрузкам, потере зрелищности, что отрицательно сказывается на увеличении количества занимающихся, значительному уходу из групп не только на этапе начальной подготовки, но других этапах в связи с ограниченностью специфического образовательного компонента [4]. Данные анализа специальной литературы, опрос специалистов, педагогические наблюдения свидетельствуют о существовании значительного потенциала повышения качества подготовки спортивного резерва в греко-римской борьбе за счет совершенствования содержания видов

подготовки [3,5,9].

Наряду с перечисленными недостатками в методологической основе спортивной подготовки борцов греко-римского стиля существует еще более замаскированный под новацию недостаток. По данным педагогических наблюдений на городских и региональных соревнованиях, проводившихся путем стенографирования технических действий и их хронометража, выявилась крайне слабая реальная активность (число попыток входа в реальный захват). Связана она, по-видимому, с внедрением в подготовку борцов на начальном этапе подготовки игр, включающих в себя борьбу за приобретение захвата и уклонение от него (6).

Игры успешно используются в греко-римской борьбе на этапе тренировочном (спортивной специализации) и этапе совершенствования спортивного мастерства (8).

На этапе начальной подготовки, когда необходимо овладеть срединными структурами оцениваемых технических действий, игры, в особенности игры в касания и в перехваты, на

наш взгляд, не стимулируют активной борьбы.

Мы предположили, что изучение атакующих действий на начальном этапе усвоения срединных структур, без включения игр за захваты позволит в дальнейшем обеспечить формирование эффективного и активного стиля борьбы с наименьшей затратой времени и сил за захват.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы был проведен педагогический эксперимент на этапе начальной подготовки и первого года тренировочного этапа (спортивной специализации) с целью выяснения целесообразности, или нецелесообразности использования, игр с борьбой за захват.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для осуществления эксперимента были созданы 3 группы (по 26 человек в каждой), 1 контрольная и 2 экспериментальные с различными задачами, программами и условиями педагогического контроля по годам обучения (таблица 1).

Таблица 1 - Условия обучения в ходе естественного педагогического эксперимента о целесообразности изучения игр борца с борьбой за захват на этапе начальной подготовки

Год обучения Контрольная группа 1-ая экспериментальная группа 2-ая экспериментальная группа

1 Обучение с включением игр в касания, за захваты, в теснения, перетягивания Без включения игр Обучение со включением игр в теснения, перетягивания, но без игр в касания и за захваты

2 То же самое Без включения игр То же самое

3 То же самое Без включения игр Обучение с играми в касания, теснения и борьбу за захваты

Критерии оценки эффективности: - показатель активности - отношение минутного числа попыток осуществить реальный захват к 10 попыткам в минуту; - количественный показатель эффективности; - качественный показатель эффективности; - выигрышность - отношение выигранных баллов к выигранным и проигранным баллам; - сохранение контингента занимающихся в %

При этом, пройдя «входное» тестирование, участники эксперимента соответствовали физическим нормативам для приема в спортивные школы (СШ), по средним групповым показателям отличались незначительно.

В группах число принимавших участие в эксперименте превышало нормативных требования по наполняемости групп этапа начальной подготовки, это было связано с

Таблица 2 - Схемы уроков в недельных циклах эффективности использования игр на

необходимостью иметь достаточное количество испытуемых к концу 3-го года обучения, с одной стороны, и проверкой степени сохранения контингента обучаемых, с другой.

Занимающиеся в контрольной группе в течение эксперимента обучались с использованием на каждом занятии игр, включая борьбу за захваты, в соответствии с недельными схемами занятий (таблица 2)

занятий контрольной группы (К) по проверке этапе начальной подготовки в греко-

№ п/п Часть урока Содержание занятия 1-год обучен ия 2-год обучения об! {-год /чен ия

1. Подготовительная часть Вступительная 1 3 5 1 3 5 1 3 5

2. Общеподготовительная + + + + + + + + +

3. Игровые упражнения + + + + + + + + +

4. Игры без борьбы за захват + + + + + + + + +

5. Игры с борьбой за захват + + + + + + + + +

6. Самостраховка + + + + + + + + +

7. Подводящие упражнения + + + + + + + + +

8. Основная часть Повторение пройденного материала + + + + + + + + +

9. Изучение приемов + + + + + + + + +

10. Изучение приемов с подготовками + + + + + + + +

11. Изучение защиты против приемов + + + + + + + + +

12. Изучение контрприемов + + + + + + + +

13. Изучение комбинаций приемов + + + + + + + +

14. Отработка приемов + + + + + + +

15. Отработка защиты и контрприемов + + + + + + + +

16. Отработка комбинаций приемов + + + + + + +

17. Изучение приемов в партере + + + + + + + + +

18. Изучение приемов с подготовками + + + + + + + + +

19. Изучение защиты + + + + + + +

20. Изучение контрприемов + + + + + + +

21. Изучение комбинаций приемов + + + + + +

22. Отработка приемов + + + + + + +

23. Отработка защиты и контрприемов + + + + + + +

24. Отработка комбинаций приемов + + + + +

25. Учебные схватки + + +

26. Учебно-тренировочные схватки + + +

27. Тренировочные схватки + + +

28. Заключительная часть Групповые силовые упражнения + + + + + + + + +

29. Упражнения на расслабление + + + + + + + + +

Занимающиеся 2-й экспериментальной группы на 1-м и 2-м годах обучения изучали те же атакующие технические действия, при борьбе

стоя, без использования в играх элементов борьбы за захваты, в соответствии с недельными схемами уроков (таблица 4).

Таблица 4 - Схемы уроков в недельных циклах занятий 2-й экспериментальной группы (Э-2) по проверке эффективности использования игр борца на этапе начальной подготовки в греко-римской

борьбе

№ п/п Часть урока Содержание занятия ] обу ^-год учения 2-год обучения 3-год обучения

1. Подготовительная часть Вступительная 1 3 5 1 3 5 1 3 5

2. Общеподготовительная + + + + + + + + +

3. Игровые упражнения + + + + + + + + +

4. Игры без борьбы за захват + + + + + + + + +

5. Игры с борьбой за захват + + +

6. Самостраховка + + + + + + + + +

7. Подводящие упражнения + + + + + + + + +

8. Основная часть Повторение пройденного материала + + + + + + + + +

9. Изучение приемов в стойке + + + + + + + + +

10. Изучение приемов с подготовками + + + + + + + +

11. Изучение защиты против приемов + + + + + + + +

12. Изучение контрприемов + + + + + + + +

13. Изучение комбинаций приемов + + + + + + +

14. Отработка приемов + + + + + + +

15. Отработка защиты и контрприемов + + + + + + +

16. Отработка комбинаций приемов + + + + + + +

17. Изучение приемов в партере + + + + + + + + +

18. Изучение приемов с подготовками + + + + + + +

19. Изучение защиты + + + + + + +

20. Изучение контрприемов + + + + + + +

21. Изучение комбинаций приемов + + + + + + +

22. Отработка приемов + + + + + + +

23. Отработка защиты и контрприемов + + + + + + +

24. Отработка комбинаций приемов + + + + + +

25. Учебные схватки + + +

26. Учебно-тренировочные схватки + + +

27. Тренировочные схватки + + +

28. Заключительная часть Групповые силовые упражнения + + + + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Упражнения на расслабление + + + + + + + + +

На 3-м году обучения во 2-й экспериментальной группе использовались игры, включая борьбу за захваты, в соответствии с недельными схемами уроков (таблица 4).

Для обеспечения чистоты эксперимента, во всех трех группах программа изучения борьбы в партере и лежа оставалась неизменной.

Кроме того, на 1-м и 2-м годах обучения были исключены защита, контрприемы динамические подготовки к броскам и комбинации бросков.

Соревнования на противоборство в конце1-го года обучения, в соответствии с положением программ для СШ, не проводились.

В конце 3-го года обучения соревнованиям на противоборство подверглись также все участники эксперимента при участии представителей других спортивных школ.

Каждый участник эксперимента провел по 6 схваток, при этом он должен был встретиться с 2-мя представителями каждой экспериментальной группы и не должен был встречаться с участником своей группы. Всего было проведено 192 схватки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате, у участников контрольной группы показатель активности (ПА) повысился до 0,22, количественного показателя эффективности (КОПЭ) понизился до 0,27 и качественного показателя эффективности (КАПЭ) повысился до 0,16. Показатель выигрышности (Вб) снизился до 0,52.

У участников 1-й экспериментальной группы показатели несколько повысились: ПА - 0,28, КОПЭ - 0,33, КАПЭ - 0,17. Однако, показатель выигрышности несколько снизился (0,47).

У участников 2-й экспериментальной группы ПА составил 0,34, КОПЭ - 0,42 и КАПЭ - 0,21. Показатель выигрышности (Вб) составил 0,62, что, все перечисленное, при высоком доверительном интервале межгруппового различия (р < 0,01), в значительной степени свидетельствует о большей уверенности в эффективности атаки.

Сравнительно по годам обучения,

участники контрольной группы по показателю активности (ПА) результат значительно повысили, по количественному показателю эффективности (КОПЭ) результаты

значительно ухудшили, по качественному показателю эффективности (КАПЭ) - повысили незначительно и по показателю выигрышности (Вб) - резко снизили.

Участники группы Э-1 по показателю активности (ПА) результат незначительно повысили, по количественному показателю эффективности (КОПЭ) результаты значительно повысили. По качественному показателю эффективности (КАПЭ) результаты значительно повысились и по показателю выигрышности (Вб) результаты несколько снизились. Участники группы Э-2 по показателю активности (ПА), по количественному показателю эффективности (КОПЭ), по качественному показателю эффективности (КАПЭ) и показателю выигрышности (Вб) результаты значительно повысили.

По окончании 3-х годичного эксперимента было проведено «выходное» тестирование физических качеств, результаты которого свидетельствуют о незначительном различии между средними групповыми показателями и, соответственно, об отсутствии искажающего влияния физических качеств на результаты соревновательной деятельности участников эксперимента. При этом, за истекший период в контрольной группе осталось 57 % обучаемых, в 1-й экспериментальной группе -38 %, а во 2-й экспериментальной группе - 59 %, что свидетельствует не только об эффективности данной методики в учебно-спортивном аспекте, но и в социально-психологическом плане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Преимущество соревновательных результатов участников контрольной группы после 2-го года обучения над участниками 1-й и 2-й экспериментальными группами было достигнуто за счет раннего формирования у них всего комплекса соревновательных действий, в особенности, борьбы за захват и использования захвата в качестве статической защиты.

2. Снижение соревновательных показателей участников контрольной группы после 3-го года обучения свидетельствует о негативном влиянии раннего освоения борьбы за захват, поскольку за счет статического обеспечения защищенности пропадает стимул к освоению динамической защиты, а высокая статическая защищенность, в свою очередь, порождает неуверенность в успехе атакующего действия, особенно при борьбе стоя, и стимулирует к использованию выжидательной тактики.

3. Преимущество соревновательных результатов участников 2-й экспериментальной группы над результатами участников 1-й экспериментальной группы и результатами участников контрольной группы после 3-го года обучения свидетельствует о том, что отсутствие в игровых заданиях борьбы за захват позволило на начальном этапе подготовки сформировать активный стиль борьбы.

4. Полное отсутствие игр в 1-й экспериментальной группе привело к значительному отсеву учащихся, начиная с 1-го года обучения.

Таким образом, в результате трехгодичного, естественного педагогического эксперимента, охватившего этап начальной подготовки и первый год учебно-тренировочного этапа, выяснилось, что на этапе начальной подготовки использовать в играх задания на борьбу за захват нецелесообразно, поскольку это приводит к увеличению в ходе схватки использования «межприемья» в ущерб формированию атакующей манеры ведения поединка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болтиков Ю.В. Повышение мотивационных факторов в целях обеспечения массовости и результативности учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы: Автореф. дис. Канд. пед. наук. М.: МОГИФК. 2002: 23.

2. Кузнецов А.С., Мубаракзянов Р.Б. Влияниеизменений правилнасоревновательную деятельностьспортсменов,занимающихсягреко-римской борьбой. Педагогико-психологические

и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; 1(30): 55-61. DOI:

3. Кузнецов А.С. Организационно-методические основы построения многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе: дис.. д-ра пед. наук. Краснодар. КГАФК. 2002: 471.

4. Кузнецов А.С. Организационно-методические основы сохранения контингента учащихся ДЮСШ. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002; 1:

30-32.

5. Кузнецов А.С. Оптимизация базовой технической подготовки борцов греко-римского стиля: дис... канд. пед. наук. Краснодар. КГАФК. 1995: 215.

6. Кузнецов А.С., Новаковский С.В., Соломахин О.Б. О целесообразности параллельного изучения атаки и защиты в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 16-26. DOI:

7. Подливаев Б.А. Анализ соревновательной деятельности борцов на Олимпийском турнире в Сиднее по вольной и греко-римской борьбе. Спортивные единоборства на рубеже столетий: пути и преспективы развития. Всероссийская науч.-практ. конф, посвящ. 80-летию проф. Каф. борьбы ЕМ. Чумакова. М.: ГРАФК. 2001: 14-19.

8. Подливаев Б.А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе. Теория и практика физической культуры.

1999; 9: 55-57.

9. Соломахин О.Б. Упорядочение педагогических принципов в методике начального этапа подготовки в спортивной борьбе: автореф. дис. канд. пед. наук. М. 2002: 38.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2020

Кузнецов Александр Семенович - доктор педагогических наук, профессор, Чайковский государственный институт физической культуры, 617764, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: kuznetsov-as@mail.ru

Подливаев Борис Алексеевич - кандидат педагогических наук, профессор, Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 105064, г. Москва, ул. Казакова, дом 18/8, e-mail: podlivaevb@ mail.ru

Кузнецов Станислав Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: stanislav.kuznetsov.79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.