Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov". 2017, 262 p. (in Russian).
10. Novikov A. A. Pedagogical basis of technical-tactical mastery in sports combats (by the example of wrestling). Doctor's thesis. Moscow, All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture. 2000, 62 p. (in Russian).
11. Petrov A. G. 14-16-year-old boxers' individual style formation. Candidate's thesis. Naberezhnye Chelny. 2010, 22 p. (in Russian).
12. Nazarenko L. D., Kolesnik I.S. Physiological bases of boxers sports training system improvement. Zhurnal nauki o zhizni [Life Science Journal]. 2014, no 11(11s), pp. 642-645. Availed as: http://www.lifesciencesite.com.
13. Filimonov V. I., Shiryaev A.G. Boks, kikboksing, rukopashnyj boj: podgotovka v kontaktnyh
Подано: 29.01.2018 Принято: 02.02.2018
edinoborstvah [Boxing, kick-boxing, hand-to-hand combat: training in contact combats]. Moscow, Academy. 2007, 240 p. (in Russian).
14. 15. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
16. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Гатин Фаат Аграфович - аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]
Для цитирования: Гатин Ф.А. Методика повышения уровня технической подготовки квалифицированных боксеров на основе интегративного подхода // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 8-16. DOI 10/14526/01 2018 278
DOI 10/14526/01_2018_279 УДК 796.82
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ АТАКИ И ЗАЩИТЫ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
А.С. Кузнецов — доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806 С.В. Новаковский — доктор педагогических наук, профессор ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.
Ельцина»,
ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002 О.Б. Соломахин — кандидат педагогических наук, профессор Набережночелнинский колледж (филиал) ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ», ул. им. Батенчука Е. Н., дом 21, г.Набережные Челны, Россия, 423807
E-mail: [email protected]
Аннотация. В результате анализа научно-методической литературы выявлено, что в программах на этапе начальной подготовки по греко-римской борьбе не разработаны методические приемы, позволяющие реализовать идеи поэтапного овладения умениями и навыками. Необходимо вначале обеспечить формирование стандартной координации при проведении атакующих приемов, защитные действия должны быть на втором плане. Если изучение технических действий при борьбе лёжа, в партере выполняются при относительно стабильных позициях, то при борьбе стоя усвоение учебного материала происходит в нестабильных условиях сохранения равновесия, в связи с чем возникают серьезные проблемы обеспечения безопасности при обоюдных падениях. Поэтому при борьбе стоя на начальном этапе обучения необходимо обеспечить стабильные условия без внешних динамических помех В начале обучения броскам необходимо добиться усвоения срединной структуры приема, основы которой должны быть заложены в классификации технических действий. Однако ничего конкретного для реализации таких пожеланий на уровне государственных программ предложено не было. В ряде научно-методических публикаций и в содержании программ условия для прочного усвоения срединных структур без сбивающего фактора внешних помех не соблюдены. Предлагается одновременно с изучением атакующего действия изучать защиту и контрприемы против него. Материал. Для выяснения целесообразности параллельного изучения атакующих и защитных действий проведен естественный педагогический эксперимент. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ соревновательной деятельности (бросков) борцов греко-римского стиля, методы математической статистики. Результаты. В статье проведен анализ программ начального этапа обучения в греко-римской борьбе. Выявлено, что в предыдущих программах на этапе начальной подготовки по греко-римской борьбе не разработаны методические приемы, позволяющие реализовать идеи поэтапного овладения умениями и навыками. В результате педагогического эксперимента доказано, что КГ и ЭГ-1 в конце третьего года обучения уступают по соревновательным результатам ЭГ-2, пропустившей участие в соревнованиях 2-го года обучения. Этот факт связан с отставленным эффектом щадящего метода обучения без помех со стороны защиты. Заключение. В результате 3-годичного педагогического эксперимента, охватывающего этап начальной подготовки и первый год тренировочного этапа, выяснилось, что изучать защиту и контрприёмы параллельно с атакующими техническими действиями при борьбе стоя нецелесообразно. Ключевые слова: атакующие приемы, греко-римская борьба, защитные действия, количественный показатель эффективности, контрприем, показатель активности, показатель выигрышности, соревновательная деятельность, этап начальной подготовки.
ABOUT EXPEDIENCY OF ATTACK AND DEFENSE PARALLEL STUDY IN GRECO-ROMAN WRESTLING AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING
Alexsandr S. Kuznetsov — Doctor of Pedagogics, Professor "Naberezhnye Chelny State Pedagogical University", House 28, Nizametdinov str., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia Sergei V. Novakovskiy - Doctor of Pedagogics, Professor "Ural Federal University Named After the First President of Russia B.N. Yeltsin", House 19, Mira str., Ekaterinburg, 620002, Russia Oleg B. Solomakhin — Candidate of Pedagogics, Professor "Plovolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism", House 21, BatenchukE.N. str., Naberezhnye Chelny, 423807, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. As a result of scientific-methodical literature analysis it was revealed that methodical techniques, which help to realize the ideas of gradual skills and abilities mastering, are not developed in Greco-Roman wrestling programs at the stage of initial training. First of all it is necessary to provide standard coordination formation during attacking techniques fulfillment, defensive actions should be considered of secondary importance. If studying technical actions in case of lying fighting, in parterre are fulfilled in terms of relatively stable positions, then in case of standing fighting material mastering happens in terms of non-stable conditions of balance keeping, that is why, there appear serious problems of safety provision in case of cross attacks. In this connection during standing fighting at the initial stage of training it is necessary to provide stable conditions without any outside dynamic interference. At the beginning of teaching throws it is necessary to master medial structure of the technique, the bases of which should be formed in technical actions classification. However, nothing was done for these theses realization in terms of state programs. In some scientific-methodical articles and in the content of the programs conditions for medial structures thorough mastering without distorting factor of outside interference are not taken into consideration. It is offered to study an attacking action simultaneously with defense and counter- techniques against it. Material. In order to reveal expediency ofparallel study of attacking and defensive actions natural pedagogical experiment was held. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, pedagogical experiment, Greco-Roman style wrestlers' competitive activity study, methods of mathematical statistics. Results. The article presents the analysis of the initial stage programs in Greco-Roman wrestling training. It was revealed that in previous programs methodical techniques, which help to realize the ideas of gradual skills and abilities mastering, were not developed at the stage of initial training in Greco-Roman wrestling. As a result of the pedagogical experiment it was proved that at the end of the 3rd year of study the competitive results of the respondents from the CG and the EF-1 were worse than the results of the EF-2, which didn't take part in competitions of the 2nd year of study. This fact is connected with the lagged effect of attenuated method of training without defense interference. Conclusion. As a result of a 3-year pedagogical experiment, which included the stage of initial training and the first year of the training stage, it was revealed that it was impractical to study defense and counter-techniques parallel with attacking technical actions during standing fighting.
Keywords: attacking techniques, Greco-Roman wrestling, defensive actions, quantitative index of effectiveness, counter-technique, activity index, winning rate, competitive activity, initial training stage.
Если изучение технических действий, при борьбе лёжа (дожимания на мосту), в партере (перевороты, сбрасывания и перекаты снизу) выполняются при относительно стабильных позициях, то при борьбе стоя усвоение учебного материала происходит в нестабильных условиях сохранения равновесия [9] в связи с этим возникают серьезные проблемы обеспечения безопасности при обоюдных падениях. Поэтому при борьбе стоя на начальном этапе обучения необходимо обеспечить стабильные условия без внешних динамических помех. «Бросок» - сложная, постоянно меняющаяся система движений, и тем не менее она должна сначала
представляться как нечто стабильное, как своего рода конструкция [11]. В начале обучения броскам необходимо добиться усвоения срединной структуры приема, основы которой должны быть заложены в классификации технических действий [10]. Необходимо вначале обеспечить формирование стандартной координации при проведении атакующих приемов, защитные действия должны быть на втором плане [12]. Однако ничего конкретного для реализации таких пожеланий на уровне государственных программ предложено не было. Эти пожелания, на наш взгляд, еще более укрепляются с появлением Единой классификации технических действий в
спортивной борьбе [15], благодаря чему тренеру представлена структура бросков, начиная от пространственно-смыслового уровня (тип и класс броска) до динамического уровня (группа, подгруппа броска). Для усвоения этих структур бросков необходимо значительное время. Однако согласно ряда научно-методических публикаций [2, 7] и в соответствии с содержанием программ [3, 4, 5] условия для прочного усвоения срединных структур без сбивающего фактора внешних помех не соблюдены. Вместо того чтобы на начальном этапе разработать методические приемы, позволяющие реализовать идеи поэтапного овладения умениями и навыками [7, 14], предлагается одновременно с изучением атакующего действия изучать защиту и контрприемы против него. Естественно, что стабильно ничего не будет усвоено. Появится только неуверенность в возможности реализации атакующего приема, что мы и наблюдали в спортивных классах по греко-римской борьбе средней общеобразовательной школы, где преподавали студенты-практиканты,
мечтающие о разработке ускоренной технологии подготовки чемпионов. Правда, есть пожелания о некотором отдалении изучения защиты на половину года, об обязательном повторении приема через 1 месяц и т.д. [18]. Контрприем не может быть сложнее изучаемого атакующего приема [1]. Однако это еще не решение проблемы, поскольку в государственных программах защиту и контрприемы предлагается изучать параллельно с атакующими действиями.
Для выяснения целесообразности параллельного изучения атакующих и защитных действий необходимо было провести естественный педагогический эксперимент.
В данном исследовании мы предположили, что изучение атакующих действий на этапе начальной подготовки, усвоение срединных структур без включения динамических ситуаций сбивающего характера в виде квалифицированной и даже
неквалифицированной защиты позволят добиться скорейшего усвоения срединных структур, изучаемых бросков и сбиваний (переводов).
Для осуществления эксперимента были созданы 3 группы, одна контрольная и 2 экспериментальные (по 26 человек в каждой), с различными задачами, программами и условиями
педагогического контроля по годам обучения (схема 1). При этом, пройдя «входное» тестирование, участники эксперимента соответствовали физическим нормативам для приема в ДЮСШ и отличались по среднегрупповым показателям незначительно.
Значительное число обучаемых, превышающее нормативы наполняемости групп этапа начальной подготовки, связано с необходимостью иметь статистически достаточное количество испытуемых к концу 3-го года обучения и с одной из задач эксперимента - проверкой меры сохранения контингента обучаемых.
Занимающиеся контрольной группы в течение 3 лет обучались в соответствии с программой для ДЮСШ и СДЮШОР по греко-римской борьбе для 1-3-го годов обучения, в которых предусмотрено параллельное изучение атакующих и защитных действий, начиная с 1 -го года обучения. При этом занятия проводились в соответствии с недельными схемами занятий, составленными в соответствии с идеей о модельных заданиях.
Следует отметить, что в учебниках по спортивной борьбе [13], при обилии рекомендаций по схоластическому планированию роста спортивных результатов, и программах по всем видам борьбы варианты схем занятий, соответствующих определенным
педагогическим задачам, не представлены.
Учащиеся 2-й экспериментальной группы на 1 -м году обучения изучали те же атакующие технические действия при борьбе стоя без параллельного изучения защиты и контрприемов, в соответствии с составленными для них недельными схемами занятий.
На 3-м году обучения изучение атакующих действий при борьбе стоя проводилось параллельно с изучением защиты и контрприемов.
Схема 1 Условия обучения
в контрольных и экспериментальных группах по греко-римской борьбе в ходе естественного педагогического эксперимента по апробации целесообразности параллельного изучения атаки и защиты на этапе начальной подготовки
Год Контрольная группа 1 -я экспериментальная группа 2-я экспериментальная группа
1-й Обучение атакующим приемам с параллельным изучением квалифицированной защиты Обучение атакующим приемам без изучения любой защиты Обучение атакующим приемам без изучения любой защиты
Критерии оценки эффективности для экспериментальных групп: - сохранение контингента занимающихся; - качество демонстрации приемов
2-й То же Обучение атакующим приемам с изучением квалифицированной защиты Обучение атакующим приемам с изучением условной, дозированной защиты
Критерии оценки эффективности для экспериментальных групп: - сохранение контингента занимающихся; - качество демонстрации приемов в условиях возникновения инициируемой тренером динамической ситуации
3-й То же То же Обучение атакующим приемам с изучением квалифицированной защиты
Критерии оценки эффективности для всех участников эксперимента:
- сохранение контингента занимающихся;
- показатель активности;
- количественный показатель эффективности;
- качественный показатель эффективности;
- показатель динамической защищенности;
- показатель комбинационной эффективности
- выигрышность_
Для обеспечения чистоты эксперимента во всех трех группах программа изучения борьбы в партере и лежа оставалась неизменной.
Соревнования на противоборство в конце 1 -го года обучения, в соответствии с
На 2-м году обучения изучение атакующих действий при борьбе стоя проводилось в условиях дозированной защиты в виде сопротивления руками (без перехватов и борьбы за захват).
положением программ для ДЮСШ, не проводились.
По окончании 2-го года обучения было проведено «выходное» тестирование физических качеств,
засвидетельствовавшее относительное равенство среднегрупповых показателей.
После этого были проведены соревнования между участниками контрольной (К), 1 -й экспериментальной группы (ЭГ-1) и представителями других коллективов физкультуры. Участники 2-й экспериментальной группы в этих соревнованиях не участвовали по причине неготовности решать задачи, поставленные перед участниками контрольной и 1 -й экспериментальной групп, т.к. участие в них могло бы негативно повлиять на формирование психологической
устойчивости [15, 17].
Каждый участник провел по 4 схватки. При этом он не должен был встречаться с представителем своей группы. Всего было проведено 96 схваток.
С целью исключения каких-либо помех оценка соревновательной деятельности всех участников
эксперимента проводилась только по результатам борьбы стоя.
В результате соревновательной деятельности участников контрольной группы средний групповой показатель активности (ПА) в контрольной группе составил 0,32. За минуту схватки в
3
попытки Средний показатель них составил показатель контрольной
среднем осуществлялось проведения броска.
количественный эффективности (КОПЭ) у 0,324. Качественный эффективности (КАПЭ) в группе составил 0,134, что свидетельствует о том, что средняя оценка приема составляла 1,34 балла.
У участников 1 -й
экспериментальной группы ПА оказался почти одинаковым, а КОПЭ оказался ниже (0,283). КАПЭ составил 0,118 (при р <0,01).
По показателю выигрышности (Вб) контрольная группа получила 0,534, а 1-я экспериментальная - 0,458 (р <0,001). (рисунок 1, таблица 1).
В конце 3-го года обучения в соревнованиях приняли все участники эксперимента совместно с
представителями других ДЮСШ.
Каждый участник провел по 6 схваток, при этом не должен был встречаться с представителем своей группы. Всего было проведено 168 схваток.
Таблица 1
Результаты соревновательной деятельности участников эксперимента по проверке эффективности параллельного обучения атакующим и защитным действиям на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе после 2-го года обучения
ПА КОПЭ КАПЭ В (б)
К Э-1 К Э-1 К Э-1 К Э-1
0,320 0,324 0,338 0,283 0,134 0,118 0,534 0,458
0, 051 0,037 0,053 0,040 0,034 0,043 0,041 0,071
0,013 0,009 0,013 0,010 0,009 0,011 0,010 0,018
t ß 4,83 3,37 3,64 3,73
< 0,001 < 0,01 < 0,01 < 0,001
В результате соревновательной деятельности участников контрольной группы средний групповой показатель активности (ПА) составил 0,31, количественный показатель
эффективности (КОПЭ) остался почти неизменным, качественный показатель эффективности (КАПЭ) повысился до
0,161, а показатель выигрышности (Вб) снизился до 0,48.
У участников 1 -й
экспериментальной группы показатель активности (ПА) и количественный показатель эффективности (КОПЭ) снизились до 0,31. Качественный показатель эффективности (КАПЭ) повысился до 0,15, показатель
Рисунок 1 - Результаты соревновательной деятельности участников эксперимента по проверке эффективности параллельного обучения атакующим и защитным действиям на этапе начальной подготовки после 2-го года обучения
выигрышности - до 0,48 (Вб) (рисунок 2, таблица 2).
0
□ Контрольная
□ Эксмерим1
ПА
КОПЭ КАПЭ
В(б)
0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
ПА
КОПЭ
КАПЭ
Вб
□ Контрольная
□ Эксперимент1
□ Эксперим2
Рисунок 2 - Результаты соревновательной деятельности участников эксперимента по проверке эффективности параллельного обучения атакующим и защитным действиям на этапе начальной подготовки после 3-го года обучения
У участников 2-й
экспериментальной группы ПА составил 0,35, КОПЭ - 0,36 и КАПЭ - 0,24, Вб -0,53, что при высоком доверительном
интервале межгруппового различия (р <0,01) в значительной степени свидетельствует о высокой эффективности
их соревновательной деятельности (рисунок 2, таблица 2).
Сравнительно по годам обучения участники группы КГ по показателю активности (ПА) результат несколько снизили, по количественному показателю
эффективности (КОПЭ) результаты остались неизменными, по качественному показателю эффективности (КАПЭ) -несколько повысили и по показателю выигрышности (Вб) резко снизили (таблица 3).
Таблица 2
Результаты соревновательной деятельности участников эксперимента по проверке эффективности параллельного обучения атакующим и защитным действиям на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе после 3 -го года обучения
ПА КОПЭ КАПЭ В (б)
Э-1 Э-2 К Э-1 Э-2 К Э-1 Э-2 К Э-1 Э-2
0,314 0,320 0,352 0,339 0,309 0,365 0,161 0,150 0,241 0,481 0,482 0,534
0,03 8 0,040 0,051 0,071 0,040 0,069 0,030 0,035 0,043 0,034 0,046 0,052
0,010 0,010 0,013 0,018 0,010 0,017 0,008 0,009 0,011 0,009 0,012 0,013
t ß 0,43 2,0 2,38 1,46 -2,78 -1,03 0,92 6,5 6,15 0,09 3,05 3,53
p * 0,05 0,05 <0,05 >0,05 0,05 < 0,05 0,05 <0,001 <0,001 >0,05 <0,01 <0,01
- значения t в, показанные в колонках "К", относятся к колонкам "К" - "Э1", - значения t в, показанные в колонках "Э1", относятся к колонкам "Э1" - "Э-2", - значения t в, показанные в колонках "Э2", относятся к колонкам "К" - "Э-2"
Участники группы Э-1 по показателю активности (ПА) результат также несколько снизили, по количественному показателю
эффективности (КОПЭ) результаты повысили, но со статистически
недостоверным различием. По
качественному показателю эффективности (КАПЭ) результаты повысились с достоверным различием. По показателю выигрышности (Вб) результаты также несколько повысились (таблица 3).
Таблица 3
Сравнительные результаты соревновательной деятельности участников педагогического эксперимента по годам обучения
Год обуч. ПА КОПЭ КАПЭ В (б)
К Э-1 Э-2 К Э-1 Э-2 К Э-1 Э-2 К Э-1 Э-2
2-й 0,32 0,34 0,338 0,283 0,134 0,118 0,534 0,458
3-й 0,314 0,32 0,352 0,339 0,309 0,365 0,161 0,15 0,241 0,481 0,482 0,534
ß 0,366 1,487 0,045 1,838 1,8 2,252 3,939 1,109
p > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 <0,05 <0,001 > 0,05
По окончании 3-годичного эксперимента было проведено «выходное» тестирование физических качеств, результаты которого свидетельствуют о незначительном различии между средними групповыми показателями.
За истекший период в контрольной группе осталось 44% занимающихся, в 1-й
экспериментальной группе - 52%, а во 2-й экспериментальной группе - 61%, что свидетельствует об эффективности данной методики не только в спортивном аспекте, но и в социально-психологическом (рисунок 3).
70 60 50 40 30 20 10 0
□ Контрольная
□ Эксперимент1
□ Эксперимент2
Сохраняемость
Рисунок 3 - Результаты сохранения контингента обучаемых - участников эксперимента по проверке эффективности параллельного обучения атакующим и защитным действиям на этапе начальной подготовки после 3 -го года обучения
Заключение.
1. Положительные соревновательные результаты контрольной группы над 1 -й экспериментальной группой после 2-го года обучения можно объяснить тем, что усвоенные к этому времени защита и контрприемы позволяют более успешно решать задачи соревновательной схватки на ранних этапах подготовки.
2. Относительное выравнивание соревновательных результатов участников 1-й экспериментальной группы после 3-го года обучения можно объяснить отставленным эффектом положительного влияния отсутствия защиты и контрприемов на 1 -м году обучения, что в определенной мере позволило закрепить срединные структуры бросков, сваливаний и переводов без помех со стороны квалифицированной защиты.
3. В конце 3 -го года обучения обе группы уступают по соревновательным результатам 2-й экспериментальной группе, пропустившей участие в соревнованиях после 2-го года обучения. Этот факт еще более связан с отставленным эффектом щадящего метода обучения срединным структурам атакующих действий без помех со стороны квалифицированной защиты, поскольку
отсутствие помех обеспечивает обучаемым отсутствие неуверенности в успехе проведения задуманного приема.
Таким образом, в результате 3-годичного естественного педагогического эксперимента, охватившего этап начальной подготовки и первый год тренировочного этапа (спортивной специализации), выяснилось, что изучать защиту и контрприемы параллельно с атакующими техническими действиями при борьбе стоя нецелесообразно.
Литература
1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы / И.И. Алиханов // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1984. - С. 2022.
2. Алиханов И.И., Шахмурадов Ю.А. Тактика вольной борьбы / И.И. Алиханов, Ю.А. Шахмурадов // Спортивная борьба: Ежегодник. -М., 1985. - С. 30-33.
3. Борьба вольная : Программа для спортивных факультетов институтов ФК: (курс специализации) / ГЦОЛИФК. - М., 1974. - 86 с.
4. Борьба классическая : Программа для спортивных факультетов институтов ФК (курс специализации) / ГЦОЛИФК. - М., 1974. - 78 с.
5. Борьба самбо. Программа для детско-юношеских спортивных школ (комплексных и специализированных). - М., 1975. - 87 с.
6. Галковский Н.М., Шахмурадов Ю.А. Перестроить методику начального обучения в вольной борьбе / Н.М. Галковский, Ю.А. Шахмурадов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1981 - С. 3-8.
7. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения / П.Я. Гальперин. -М. : Знание, 1967. - 43 с.
8. Дзюдо. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. - М., 1979. - 111 с.
9. Дмитриев С.В. Биомеханика: в поисках новой парадигмы / С.В Дмитриев. -Нижний Новгород, 1999. - 179 с.
10. Купцов А.П. Эволюция и применение классификации, систематики и терминологии спортивной борьбы : метод. рекоменд. для студ. ГЦОЛИФК / А.П. Купцов. - М., 1980. - 70 с.
11. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям / А.Н. Лапутин. - Киев : Здоровья, 1986. - 213 с.
12. Преображенский С.А. Борьба -занятие мужское / С.А. Преображенский. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 279 с.
13. Спортивная борьба : учебник для ИФК. - М. : ФИС, 1978. - 422 с.
14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М. : МГУ, 1976. - 342 с.
15. Черникова О.А. Психологические особенности спортивных эмоций / О.А. Черникова // Психология и современный спорт. - М. : ФИС, 1973. - С. 190-206.
16. Шулика Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : Дисс. ... д-ра пед. наук / Ю.А. Шулика. -Краснодар, 1993. - 452 с.
17. Юров И.А. Фрустрированность и толерантность борцов / И.А. Юров // Спортивная борьба: ежегодник. - М., 1981. - С. 70-72.
18. Юшков О.П., Сердюков В.П. Начальное обучение в вольной борьбе. / О.П. Юшков, В.П. Сердюков // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1982. - С. 19-23.
19. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
20. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Alikhanov I.I. Biomechanical aspects of wrestling. Sportivnaya bor'ba: Ezhegodnik. [Wrestling: Annual publication]. Moscow. 1984, pp. 20-22. (in Russian).
2. Alikhanov I.I., Shakhmuradov Y.A. Tactics of freestyle wrestling. Sportivnaya bo 'ba:
Ezhegodnik [Wrestling: Annual publication]. Moscow. 1985, pp. 30-33. (in Russian).
3. Bor'ba vol'naya: Programma dlya sportivnyh facul'tetov institutov fizicheskoj kul'tury: (kurs specializacii) [Freestyle wrestling: Program of sports faculties of physical culture Institutes: (course of specialization)]. Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow. 1974, 86 p. (in Russian).
4. Bor'ba klassicheskaya: Programma dlya sportivnyh facul'tetov institutov fizicheskoj kul'tury (kurs specializacii) [Greco-Roman wrestling: Program for sports faculties of physical culture Institutes (course of specialization)]. Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow. 1974, 78 p. (in Russian).
5. Bor'ba sambo. Programma dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol (kompleksnyh I specializirovannyh) [Sambo wrestling. Program for sports schools for children and teen-agers (complex and specialized)]. Moscow. 1975, 87 p. (in Russian).
6. Galkovskiy N.M., Shakhmuradov Y.A. Reorganize the methodology of initial training in freestyle wrestling. Sportivnayabor'ba: Ezhegodnik [Wrestling: Annual publication]. Moscow. 1981, pp. 38. (in Russian).
7. Galperin P.Y. K teorii programmirovannogo obucheniya [To the theory of programmed teaching]. Moscow, Znanie. 1967, 43 p. (in Russian).
8. Dzudo. Pourochnaya programma dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva, shkol vysshego sportivnogo masterstva [Judo. Each lesson program for sports schools for children and teen-agers, specialized schools for children and teen-agers of the Olympic reserve, schools of the greatest sportsmanship]. Moscow. 1979, 111 p. (in Russian).
9. Dmitriev S.V. Biomehanika: v poiskah novoj paradigm [Biomechanics: searching for new paradigm]. Nizhniy Novgorod. 1999, 179 p. (in Russian).
10. Kuptsov A.P. Evolyuciya I primenenie klassifikacii, sistematiki I terminologii sportivnoj bor'by [Evolution and wrestling classification, systematization and terminology use]. Moscow. 1980, 70 p. (in Russian).
11. Laputin A.N. Obuchenie sportivnym dvizheniyam [Teaching sports movements]. Kiev, Zdorove. 1986, 213 p.
12. Preobrazhenskiy S.A. Bor'ba - zanyatie muzhskoe [Wrestling is occupation for men]. Moscow, Physical culture and sport. 1983, 279 p. (in Russian).
13. Sportivnaya bor'ba: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury [Wrestling: textbook for Physical Culture Institute]. Moscow, Physical culture and sport. 1978, 422 p. (in Russian).
14. Talyzina N.F. Upravlenie processom usvoeniya znanij [The process of knowledge mastering
control]. Moscow, Moscow State University. 1976, 342 p. (in Russian).
15. Chernikova O.A. Psychological peculiarities of sports emotions. Psihologiya I sovremennyj sport [Psychology and modern sport]. Moscow, Physical culture and sport. 1973, pp. 190206. (in Russian).
16. Shulika Y.A. A Long-term technical-tactical training in wrestling. Doctor's thesis. Krasnodar. 1993, 452 p. (in Russian).
17. Yurov I.A. Frustration and tolerance of wrestlers. Sportivnaya bor'ba: Ezhegodnik [Wrestling: Annual publication]. Moscow. 1981, pp. 70-72. (in Russian).
18. Yushkov O.P., Serdyukov V.P. Initial training in freestyle wrestling. Sportivnaya bor'ba:
Подано: 19.03.2018 Принято: 21.03.2018
ezhegodnik [Wrestling: Annual publication]. Moscow. 1982, pp. 19-23. (in Russian).
19. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
20. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Кузнецов Александр Семенович - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет», ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806, e-mail: [email protected] Новаковский Сергей Викторович - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина», ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002
Соломахин Олег Борисович - кандидат педагогических наук, профессор, Набережночелнинский колледж (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», ул. им. Батенчука Е. Н., дом 21, г.Набережные Челны, Россия, 423807
Для цитирования: Кузнецов А.С., Новаковский С.В., Соломахин О.Б. О целесообразности параллельного изучения атаки и защиты в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 16-26. DOI 10/14526/01_2018_279
DOI 10/14526/01_2018_280
ВЛИЯНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СПРИНТА И ПОВТОРНУЮ СПРИНТЕРСКУЮ СПОСОБНОСТЬ ФУТБОЛИСТОВ В
МИНИ-ФУТБОЛЕ
Мохамед Беннадия — преподаватель Бенрабах Кхеиредине - преподаватель Кхароуби Фейсал Мохамед - преподаватель Оудах Ахмед Эль-Амин - доктор философии в области спорта, преподаватель