Научная статья на тему 'Метод проблемного обучения как основа индивидуальной тактической подготовки борцов на этапе спортивного совершенствования'

Метод проблемного обучения как основа индивидуальной тактической подготовки борцов на этапе спортивного совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / TACTICAL TRAINING / GRECO-ROMAN WRESTLING / SPORT ADVANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крикуха Юрий Юрьевич

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента по повышению эффективности индивидуальной тактической подготовки борцов 18-19 лет в стойке на этапе спортивного совершенствования в греко-римской борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крикуха Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METOD OF PROBLEM TRAINING AS A BASIS OF INDIVIDUAL TACTIC TRAINING OF FIGHTERS AT THE PHASE OF ADVANCING IN SPORT

This article presents the results of the pedagogic experiment in improving the effectiveness of individual tactical training of fighters in age of 18-19 years in wrestling stance at the stage of sporting advancing in the Greco-Roman wrestling.

Текст научной работы на тему «Метод проблемного обучения как основа индивидуальной тактической подготовки борцов на этапе спортивного совершенствования»

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Юрий Юрьевич Крикуха, соискатель,

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(КамГАФКСиТ) г. Набережные Челны

Аннотация

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента по повышению эффективности индивидуальной тактической подготовки борцов 18-19 лет в стойке на этапе спортивного совершенствования в греко-римской борьбе.

Ключевые слова: тактическая подготовка, греко-римская борьба, спортивное совершенствование.

THE METOD OF PROBLEM TRAINING AS A BASIS OF INDIVIDUAL TACTIC TRAINING OF FIGHTERS AT THE PHASE OF ADVANCING IN SPORT

Jury Jurevich Krikuha, the competitor,

The Kamsky State Academy of Physical Training, Sports and Tourism Naberezhnye Chelny

Annotation

This article presents the results of the pedagogic experiment in improving the effectiveness of individual tactical training of fighters in age of 18-19 years in wrestling stance at the stage of sporting advancing in the Greco-Roman wrestling.

Key words: Tactical training, Greco-Roman wrestling, sport advancing.

ВВЕДЕНИЕ

Российские борцы, в особенности представители греко-римского стиля, доминируют на мировой спортивной арене.

Несмотря на это, как показали результаты последних Олимпийских игр в Афинах в 2004 г. и в Пекине 2008 г., имеет место серьезное соперничество, и надеяться только на возможность поиска функционально одаренных спортсменов - значит потерять ранее завоеванные позиции.

В связи с необходимостью сужения индивидуального технико-тактического арсенала (А. С. Кузнецов, 2002), борцу необходимо владеть способностью противостоять противникам, использующим различные тактические стили и способы ведения поединка, что не находит отражения в программах и методических рекомендациях для этапа спортивного совершенствования (Греко-римская борьба, 2004).

Обостряющаяся конкуренция на мировой спортивной арене требует научно обоснованных подходов к организации индивидуальной тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования для формирования полноценного олимпийского резерва.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА

На основании классификационного комплекса тактики спортивной борьбы (Ю.А. Шулика, 2004) нами разработана экспериментальная программа индивидуальной тактической подготовки борцов греко-римского стиля 18-19 лет в стойке на этапе спортивного совершенствования.

В силу того, что на этапе спортивного совершенствования метод учебного урока теряет свое преимущество, мы предположили, что наиболее эффективным будет метод проблемного обучения, так называемые, занятия в индивидуальном поиске.

Участникам экспериментальной группы, в соответствии с экспериментальной программой, попеременно давались проблемные ситуации. Учащийся сам ищет опти-

мальные способы реализации задания при участии тренера в качестве ненавязчивого советника. Участникам экспериментальной группы попеременно давалось задание: найти оптимальные способы ведения поединка с противником, навязывающим свой метод воздействия и свой стиль ведения схватки.

Группа делилась на две подгруппы. Подгруппе «противников» давалось задание бороться с использованием запланированного на данную неделю метода воздействия на противника или стиля борьбы. Подгруппе «атакующих», напротив, бороться с использованием любых предпочитаемых методов воздействия на противника и стилей борьбы для достижения победы. При этом атакующий мог построить свою тактику на срыве попыток противника навязать ему свой метод или стиль, а также мог переиграть противника в его тактическом стиле.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для повышения эффективности ведения борьбы с противниками, использующими различные тактические стили ведения поединка и способы воздействия на противника, нами был организован педагогический эксперимент. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 12 борцов в каждой на базе ГОУ ДОД ОО «СДЮСШОР» г. Омск, отделения греко-римской борьбы. Однородность групп при комплектовании обеспечивалась по данным тестирования специальной физической подготовленности.

Контрольная группа обучалась в соответствии с программой для СДЮСШОР по греко-римской борьбе (Греко-римская борьба, 2004). Экспериментальная группа обучалась по этой же программе, но с учетом разработанной нами методики индивидуальной тактической подготовки.

В конце учебного года были проведены контрольные соревнования между участниками обеих групп с приглашением представителей других коллективов физкультуры г. Омска и Омской области. Каждый участник должен был провести по 6 схваток. При этом он не должен был встречаться с представителем своей группы. Всего было застенографировано 108 схваток. При сравнительной оценке технико-тактической деятельности борцов результаты борьбы в партере не учитывались.

В результате статистической обработки технико-тактических показателей соревновательных схваток выяснилось, что участники экспериментальной группы превосходят участников контрольной группы (табл. 1): по количественному показателю эффективности (КОПЭ), качественному показателю эффективности (КАПЭ), а также показателю выигрышности (В) при уровне статистической значимости р<0,05.

Таблица 1

Результаты соревновательной деятельности юношей 18-19 лет в конце педагогического эксперимента по проверке эффективности индивидуальной тактической

подготовки на этапе спортивного совершенствования в греко-римской борьбе

№ п/п ПА КОПЭ КАПЭ В (б)

К Э К Э К Э К Э

п 12 12 12 12 12 12 12 12

М 0,359 0,374 0,361 0,393 0,239 0,285 0,486 0,514

а 0,042 0,019 0,030 0,023 0,046 0,028 0,024 0,019

т 0,012 0,006 0,009 0,007 0,014 0,008 0,007 0,006

t в 1,113 2,856 2,961 3,046

р > 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

ВЫВОДЫ

Разработана методика индивидуальной тактической подготовки борцов грекоримского стиля 16-19 лет в стойке.

За основу экспериментальной методики был взят метод проблемного обучения. Участникам экспериментальной группы, в соответствии с содержанием эксперимен-

тальной программы, попеременно давалось задание по поиску оптимальных способов ведения поединка с противниками, навязывающими свои методы воздействия и стили ведения схватки.

Проверена эффективность разработанной методики в условиях соревнований. Об эффективности разработанной нами методики свидетельствуют следующие данные.

В результате статистической обработки выяснилось, что участники экспериментальной группы по количественному показателю эффективности (0,393±0,07), качественному показателю эффективности (0,285±0,08), показателю выигрышности (0,514±0,06) превосходят участников контрольной группы.

По показателям эффективности соревновательной деятельности выявлено статистически достоверное преимущество участников экспериментальной группы (р < 0,05) в сравнении с контрольной группой.

Организация индивидуальной тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования значительно повышает результативность соревновательных тактикотехнических действий и степень адаптации к меняющимся условиям при использовании противником различных методов воздействия и стилей ведения поединка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Греко-римская борьба : примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М. : Советский спорт, 2004. - 272 с.

2. Дементьев, В.Л. Методология профессиональной тактико-технической подготовки тренерских кадров по спортивной борьбе в физкультурных высших учебных заведениях : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Дементьев В.Л. ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2004. - 245 с.

3. Зубарев, Ю.А. Особенности применения основных форм и методов проблемного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов институтов физической культуры / Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 12. - С. 9-13.

4. Кузнецов, А.С. Организация многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе / А.С. Кузнецов. - Набережные Челны : Изд-во Камского пед. ин-та, 2002. - 325 с.

5. Шулика, Ю.А. Борьба греко-римская / под общ. ред. Ю.А. Шулики. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 796 с.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Нина Владимировна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент,

Елена Геннадьевна Федорова, старший преподаватель,

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Аннотация

В статье представлены результаты проведенного исследования по изучению мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров. Выделены преобладающие мотивы, проанализированы особенности изменения мотивов на различных стадиях профессиональной подготовки менеджеров.

Ключевые слова: мотив, мотивация, менеджер, профессиональная подготовка, управленческие кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.