Научная статья на тему 'Индивидуализация технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля на этапе спортивного совершенствования'

Индивидуализация технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля на этапе спортивного совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CUSTOMIZATION / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / SPORTS IMPROVEMENT / COMPETITIVE ACTIVITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крикуха Юрий Юрьевич, Кузнецов Александр Семёнович, Глазистов Александр Валерьевич

В данной статье представлены результаты многолетнего исследования, направленного на совершенствование индивидуальной технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля 16—19 лет. Авторам удалось повысить качество технико-тактической подготовки борцов за счет формирования индивидуальных технико-тактических арсеналов при борьбе стоя с учетом встречи с вероятными противниками, обладающими различными пропорциями и длиной тела, с учетом особенностей использования ими различных захватов, а также использования различных тактических способов и стилей ведения борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крикуха Юрий Юрьевич, Кузнецов Александр Семёнович, Глазистов Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of technical and tactical training in Greek-Roman style of wrestling at the stage of sports perfection

This article presents the results of years of research aimed at improving individual technical and tactical training Greek-Roman wrestlers of 16-19 years old. The authors is able to improve the quality of technical and tactical training of fighters due to the formation of individual technical and tactical arsenal in the fight standing up, taking into account the likely meeting with the opponents having different aspect ratios and the length of the body, allowing for the use of different grips, as well as the use of various tactical methods and styles of fighting.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля на этапе спортивного совершенствования»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

УДК 79682 Ю. Ю. КРИКУХА

А. С. КУЗНЕЦОВ А. В. ГЛАЗИСТОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ_________________________________________

В данной статье представлены результаты многолетнего исследования, направленного на совершенствование индивидуальной технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля 16—19 лет. Авторам удалось повысить качество технико-тактической подготовки борцов за счет формирования индивидуальных технико-тактических арсеналов при борьбе стоя с учетом встречи с вероятными противниками, обладающими различными пропорциями и длиной тела, с учетом особенностей использования ими различных захватов, а также использования различных тактических способов и стилей ведения борьбы.

Ключевые слова: индивидуализация, технико-тактическая подготовка, спортивное совершенствование, соревновательная деятельность, эффективность.

Проблема. Содержание программ по греко-римской борьбе для детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва на этапе спортивного совершенствования не способствует формированию разнонаправленных индивидуальных технико-тактических арсеналов в условиях встречи с противниками различных длин и пропорций тела, использующими различные «нестандартные» захваты, а также в условиях встречи с противниками, использующими различные способы воздействия и тактические стили ведения поединка. Проблема совершенствования технико-тактической подготовки может быть успешно решена, если выявленные недостатки найдут свое решение в научных исследованиях.

Актуальность. Российские борцы греко-римского стиля доминируют на мировой спортивной арене. Несмотря на это, как показали результаты последних Олимпийских игр в Афинах в 2004 г. и в Пекине 2008 г., имеет место серьезное соперничество и надеяться только на возможность поиска функционально одаренных спортсменов — значит потерять ранее завоеванные позиции. Обостряющаяся конкуренция на мировой спортивной арене требует научно обоснованных подходов к организации индивидуальной технико-тактической подготовки, начиная с этапа спортивного совершенствования юношей 16—19 лет для формирования полноценного олимпийского резерва [1]. Процесс индивидуальной подготовки

юношей 16—19 лет целесообразно начинать на этапе спортивного совершенствования, когда, как правило, уже сформировались индивидуальные пропорции тела [2, 3]. Однако в программах и методических рекомендациях по греко-римской борьбе нет алгоритмов для проведения технических действий в условиях смены взаимных длин и пропорций тела. По данным педагогических наблюдений, отсутствие планового обучения борцов особенностям борьбы с использованием различных захватов приводит их к неспособности противостоять борцам, использующим нестандартные, сковывающие захваты. В связи с необходимостью сужения индивидуального технико-тактического арсенала, борцу необходимо владеть способностью противостоять противникам, использующим различные методы воздействия и тактические стили ведения поединка, что не находит отражения в программах и методических рекомендациях для этапа спортивного совершенствования.

Цель исследования — повысить качество индивидуальной технико-тактической подготовки борцов 16—19 лет и способствовать достижению высоких спортивных результатов на этапе спортивного совершенствования по греко-римской борьбе за счет разработки теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики.

Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная методика индивидуальной технико-

тактической подготовки юношей 16—19 лет для этапа спортивного совершенствования по греко-римской борьбе позволит повысить результативность борцов за счет использования модели пространственно-смысловой технико-тактической деятельности, а также за счет формирования индивидуальных технико-тактических арсеналов:

— с учетом встречи с противниками различных пропорций и длины тела;

— с учетом встречи с противниками, использующими «нестандартные» сковывающие захваты, связанные с изменением собственной стойки;

— с учетом встречи с противниками, использующими различные стили ведения поединков.

Задачи исследования:

1. Выявить типовые характеристики вероятных противников, обладающих различной длиной и пропорциями тела, а также разработать рекомендации для борцов греко-римского стиля при условии встречи с ними.

2. Выявить содержание разнонаправленных технико-тактических арсеналов с учетом встречи с противниками, использующими различные захваты в условиях одноименной и разноименной взаимных стоек.

3. Определить наиболее вероятные методы воздействия на противника и стили ведения схватки в греко-римской борьбе.

4. Разработать методику индивидуальной технико-тактической подготовки по греко-римской борьбе для этапа спортивного совершенствования, а также экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы; анкетный опрос специалистов; педагогическое наблюдение; модельный эксперимент; тестирование специальной физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования осуществлялись анализ и обобщение научно-методической литературы, формулировались противоречие и проблема исследования, определялись объект и предмет исследования, основные положения гипотезы, формулировались цель и задачи исследования, был организован и проведен модельный эксперимент, осуществлялась первая часть педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью квалифицированных борцов. На втором этапе проводилась вторая часть педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью квалифицированных борцов, осуществлялся анкетный опрос специалистов и спортсменов, разрабатывалась экспериментальная методика технико-тактической подготовки по греко-римской борьбе на этапе спортивного совершенствования, организовывался и проводился трехлетний педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности применения этой методики в учебно-тренировочном процессе борцов 16—19 лет. Экспериментальная работа проводилась на базе отделения греко-римской борьбы БОУ ОО ДОД «СДЮСШОР» г. Омска. На третьем этапе исследования проводились контрольные соревнования между борцами контрольной и экспериментальной групп, осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Результаты исследования. По мнению специалистов, количество используемых борцами приемов

индивидуально, но сужается по мере совершенствования спортивного мастерства [1]. Большинство борцов высокой квалификации имеют один «коронный» прием, который приходится скрывать большим числом вспомогательных технических действий и выжидать подходящего момента для его успешного проведения [4]. На наш взгляд, этот путь не является оптимальным. Тем не менее по мере продвижения к высшему спортивному мастерству сужать технический арсенал необходимо. Данные наших педагогических наблюдений, проводимых с учетом разнонаправленности технического арсенала, свидетельствуют о том, что технические арсеналы борцов греко-римского стиля при борьбе стоя весьма ограничены и заужены, что теряется возможность формирования комбинационной борьбы в стойке.

Основным направлением сокращения числа приемов для индивидуального комплекса, на наш взгляд, является избавление от тактически однотипных приемов с оставлением хотя бы по одному из каждого раздела борьбы.

Арсенал бросков меняется в зависимости от взаимной стойки: один и тот же бросок при проведении его в условиях различных взаимных стоек в проекции на горизонтальную плоскость меняет свою пространственную структуру [1, 5 — 7]. Результаты педагогического наблюдения соревновательной технико-тактической деятельности борцов греко-римского стиля свидетельствуют о том, что большинство борцов предпочитают бороться в определенной стойке в проекции на горизонтальную плоскость и успешно борются в условиях определенной взаимной стойки. Этот факт снижает результативность их действий в условиях смены стоек противниками.

Процесс индивидуальной подготовки целесообразно начинать на этапе спортивного совершенствования, когда, как правило, уже сформировались индивидуальные пропорции тела [2, 3]. До сих пор нет методических рекомендаций и алгоритмов для проведения технических действий в условиях смены взаимных длин и пропорций тела противников в греко-римской борьбе. В результате анализа специальной литературы, анализа соревновательной деятельности и данных анкетного опроса квалифицированных борцов нами выявлено, что борцу необходимо быть готовым к встрече с возможным противником, обладающим по отношению к нему следующими основными усредненными характеристиками:

1. Тем же ростом, теми же пропорциями. 2. Тем же ростом, более сильным плечевым поясом. 3. Тем же ростом, менее сильным плечевым поясом. 4. Большим ростом, тем же плечевым поясом.

5. Большим ростом, более сильным плечевым поясом. 6. Большим ростом, менее сильным плечевым поясом. 7. Меньшим ростом, тем же плечевым поясом. 8. Меньшим ростом, более сильным плечевым поясом. 9. Меньшим ростом, менее сильным плечевым поясом.

В результате анализа специальной литературы, анализа соревновательной деятельности и данных анкетного опроса квалифицированных борцов нами разработаны типовые рекомендации для спортсменов при встрече с вероятными противниками, обладающими различной длиной и пропорциями тела.

Что касается борьбы в различных захватах, то в процессе схватки все время происходит борьба за удобный для проведения основного приема захват, теснения, маневр руками для того, чтобы не дать про-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

тивнику приобрести выгодный захват [1]. В результате педагогических наблюдений соревновательной деятельности выявлено, что далеко не все борцы могут бороться в условиях различных захватов, тем более при смене противником взаимной стойки. На наш взгляд, в этом направлении возможен путь, связанный с готовностью борца вести схватку при различных захватах противника, а также при смене противником взаимной стойки. При этом борец должен обладать способностью к одновременной смене стойки и захвата как основе для проведения неожиданного броска.

В результате модельного эксперимента по апробации проведения бросков и сбиваний в условиях греко-римской борьбы нами установлены оптимальные технико-тактические комплексы для условий различных захватов.

Отсутствие планового обучения борцов особенностям методов воздействия на противника и стилям ведения схватки приводит их к неспособности противостоять некоторым борцам, использующим различные методы воздействия и стили ведения схватки [1]. В связи с необходимостью сужения индивидуального тактического арсенала, борцу достаточно владеть способностью противостоять противникам, использующим различные методы воздействия на противника и стили ведения поединка [6, 7], что и должно обеспечиваться в процессе индивидуальной тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования.

Таким образом, нам была необходима организация индивидуальной технико-тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования для повышения результативности соревновательных технико-тактических действий и адаптации к условиям встречи с противниками различных пропорций и длины тела, использующими различные «нестандартные» захваты, а также различные стили ведения поединка и методы воздействия на противника, т.к. произвольное формирование индивидуальных технико-тактических арсеналов не может обеспечить надежности соревновательной деятельности. В связи с вышеизложенным, целесообразно организовывать технико-тактическую подготовку таким образом, чтобы каждый борец вынужден был побывать в процессе технико-тактической подготовки во всех возможных в соревновательной схватке ситуациях.

Занятия с контрольной группой проводились по традиционной методике, в соответствии с программой по греко-римской борьбе (2004).

Занятия с экспериментальной группой проводились по разработанной нами методике в течение трех лет этапа спортивного совершенствования.

На первом году педагогического эксперимента шло формирование и совершенствование индивидуальных технико-тактических арсеналов в стойке при встрече с противниками различных пропорций и длины тела.

На втором году педагогического эксперимента шло формирование и совершенствование индивидуальных технико-тактических арсеналов в стойке при встрече с противниками, использующими различные нестандартные захваты при различных вза-имоположениях борцов.

На третьем году педагогического эксперимента шло формирование и совершенствование индивидуальных технико-тактических арсеналов в стойке при встрече с противниками, использующими различные стили ведения поединков.

По прошествии года обучения на этапе спортивного совершенствования для проверки степени эффективности введения методики индивидуальной технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе, с помощью которой должна сформироваться способность противостоять противникам различных пропорций и длины тела, были проведены контрольные соревнования между участниками обеих групп с приглашением представителей других спортивных коллективов. Всего было зафиксировано 126 схваток участников эксперимента, каждый из которых провел не менее шести схваток. Участники экспериментальной группы по количественному показателю эффективности (0,399 ± 0,008), качественному показателю эффективности (0,304 ± 0,009), показателю выигрышности (0,521 ± 0,006) превосходят участников контрольной группы.

Таким образом, можно сказать, что организация подготовки по формированию индивидуальных технико-тактических арсеналов на первом году этапа спортивного совершенствования значительно повышает результативность соревновательных технико-тактических действий и высокую степень адаптации к меняющимся биомеханическим условиям при встречах с противниками различной длины и пропорций тела (табл. 1).

По прошествии второго года обучения на этапе спортивного совершенствования для проверки степени эффективности введения методики индивидуальной технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе, с помощью которого должна сформироваться способность противостоять противникам, использующим различные захваты, были проведены контрольные соревнования между участниками обеих групп с приглашением представителей других спортивных коллективов. Всего было зафиксировано 108 схваток участников эксперимента, каждый из которых провел не менее шести схваток. Участники экспериментальной группы по количественному показателю эффективности (0,408 ± 0,009), качественному показателю эффективности (0,293 ± 0,01), показателю выигрышности (0,514 ± 0,005) также превосходят участников контрольной группы.

Организация подготовки по формированию индивидуальных технико-тактических арсеналов на втором году этапа спортивного совершенствования значительно повышает результативность соревновательных технико-тактических действий и степень адаптации к меняющимся биомеханическим условиям при использовании противником различных захватов, даже без прохождения предварительной базовой подготовки по изучению всех возможных захватов (табл. 2).

Таблица 1

Результаты

соревновательной деятельности юношей 16-17 лет в конце первого года педагогического эксперимента

№ п/п ПА КОПЭ КАПЭ В (б)

К Э К Э К Э К Э

п 14 14 14 14 14 14 14 14

М 0,389 0,395 0,354 0,399 0,245 0,304 0,496 0,521

о 0,045 0,035 0,042 0,03 0,046 0,034 0,02 0,021

т 0,012 0,009 0,011 0,008 0,012 0,009 0,006 0,006

t в 0,372 3,225 3,835 3,174

t кр 2,1448 2,1448 2,1448 2,1448

Р > 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

Результаты

соревновательной деятельности юношей 17-18 лет в конце второго года педагогического эксперимента

Результаты

соревновательной деятельности юношей 18-19 лет в конце третьего года педагогического эксперимента

№ п!п ПА КОПЭ КАПЭ В (б)

К Э К Э К Э К Э

n 12 12 12 12 12 12 12 12

М 0,37 0,391 0,366 0,408 0,244 0,293 0,497 0,514

а 0,051 0,022 0,039 0,032 0,044 0,035 0,019 0,017

m 0,015 0,007 0,011 0,009 0,013 0,01 0,006 0,005

t в 1,275 2,875 3,013 2,313

t кр 2,1788 2,1788 2,1788 2,1788

P > 0,05 к 0,05 к 0,05 к 0,05

№ п!п ПА КОПЭ КАПЭ В (б)

К Э К Э К Э К Э

n 12 12 12 12 12 12 12 12

М 0,359 0,374 0,361 0,393 0,239 0,285 0,487 0,514

а 0,042 0,019 0,03 0,023 0,046 0,028 0,025 0,019

m 0,012 0,006 0,009 0,007 0,014 0,008 0,007 0,006

t в 1,113 2,856 2,961 3,046

t кр 2,1788 2,1788 2,1788 2,1788

P > 0,05 к 0,05 к 0,05 к 0,05

По прошествии третьего года обучения на этапе спортивного совершенствования для проверки степени эффективности введения методики индивидуальной технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе, с помощью которой должна сформироваться способность противостоять противникам, использующим различные методы воздействия на противника и различные стили борьбы, были проведены контрольные соревнования между участниками обеих групп с приглашением представителей других спортивных коллективов. Всего было зафиксировано 108 схваток участников эксперимента, каждый из которых провел не менее шести схваток. Участники экспериментальной группы по количественному показателю эффективности (0,393 ± 0,007), качественному показателю эффективности (0,285 ± 0,008), показателю выигрышности (0,514 ± 0,006) превосходят участников контрольной группы.

Организация подготовки по формированию индивидуальных технико-тактических арсеналов на третьем году этапа спортивного совершенствования значительно повышает результативность соревновательных технико-тактических действий и степень адаптации к меняющимся условиям при использовании противником различных методов воздействия и стилей ведения поединка (табл. 3).

Выводы.

1. Формирование на первом году этапа спортивного совершенствования индивидуальных технико-тактических арсеналов юношей 16—17 лет на основе адаптации собственных технико-тактических действий к типовым динамическим ситуациям и особенностям вероятных противников, обладающих различными пропорциями и длиной тела, позволяет повысить результативность соревновательной деятельности.

2. Формирование на втором году этапа спортивного совершенствования индивидуальных техникотактических арсеналов юношей 17—18 лет на основе адаптации собственных технико-тактических действий к типовым динамическим ситуациям и особенностям различных захватов в условиях одноименной и разноименной взаимных стоек, позволяет обеспечить оптимальное сужение индивидуального арсенала бросков, сваливаний и сбиваний, повысить результативность соревновательной деятельности.

3. Формирование на третьем году этапа спортивного совершенствования индивидуальных техникотактических арсеналов юношей 18—19 лет на основе адаптации собственных технико-тактических действий к типовым особенностям ведения схватки с противниками, использующими различные способы воздействия и стили борьбы, позволяет повысить результативность соревновательной деятельности в

условиях возможной непредсказуемости предстоящих поединков.

Библиографический список

1. Кузнецов, А. С. Организация многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе / А. С. Кузнецов. — Набережные Челны : КамПИ, 2002. — 325 с.

2. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.

3. Robergs, R.A. Fisiologia do Exercicio / R.A. Robergs, S.O. Roberts. — Sao Paulo : Phorte Editora, 2002. — 490 p.

4. Коблев, Я. К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо : дис. ... д-ра пед. наук / Я. К. Коблев. - М. : ГЦОЛИФК, 1990. - 328 с.

5. Шулика, Ю. А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки : учеб. пособие для ин-тов ФК / Ю. А. Шулика. — Краснодар : Краснодар. кн. изд-во, 1988. - 142 с.

6. Шулика, Ю. А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю. А. Шулика. - Краснодар, 1993. - 32 с.

7. Шулика, Ю. А. Борьба греко-римская : учебник для СДЮШОР, спорт. фак. пед. ин-тов, техникумов ФК и училищ спорт. резерва / Ю. А. Шулика ; под общ. ред. Ю. А. Шулики. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 796 с.

8. Подливаев, Б. А. Греко-римская борьба : примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / Б. А. Подливаев, Г. М. Грузных. — М. : Советский спорт, 2004. — 272 с.

КРИКУХА Юрий Юрьевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики борьбы и силовых видов спорта Сибирского государственного университета культуры и спорта, г. Омск.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КУЗНЕЦОВ Александр Семёнович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и борьбы Набе-режночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ГЛАЗИСТОВ Александр Валерьевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.04.2012 г.

© Ю. Ю. Крикуха, А. С. Кузнецов, А. В. Глазистов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.