Научная статья на тему 'Соревновательный метод как основа централизованной подготовки в греко-римской борьбе'

Соревновательный метод как основа централизованной подготовки в греко-римской борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗНОВИДНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ СХВАТОК / УСТОЙЧИВЫЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ / CENTRALIZED TRAINING / SPECIFI C FEATURES OF COMPETITIVE ACTIVITY / VARIETIES OF COMPETITIVE ACTIVITY / VARIETIES OF COMPETITIVE CONTEST / STABLE TECHNICO-TACTICAL ARSENAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов А. И.

В настоящее время на этапе централизованной подготовки основное внимание уделяется количественной и качественной оценке технико-тактических действий борцов в соревновательном поединке. Особое значение имеет использование массированного объема соревновательных упражнений с положительным или отрицательным функциональным эффектом, что требует серьезной предварительной подготовки с учетом стилей ведения схватки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVE METHOD AS THE FOUNDATION OF CENTRALIZED TRAINING IN GRECO-ROMAN WRESTLING

At present main attention is paid to the qualitative and quantitative evaluation of technico-tactical wrestlers actions in a competitive combat at the stage of centralized training. The use of concentrated volume of competitive exercises together with the positive or negative functional eff ect is of special signifi cance. It demands serious preliminary training taking into account the style of conducting the contest.

Текст научной работы на тему «Соревновательный метод как основа централизованной подготовки в греко-римской борьбе»

PROBLEMS OF THE TRADITIONAL SYSTEM OF TRAINING IN KARATE-DO

I. Bushin, Candidate of Pedagogics, Senior Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

In connection with the fact that Karate-do enters the world sporting arena sports competitiveness has sharpened. The traditional training system doesn't meet the requirements of the real sports struggle fully and it doesn't take into account an important specific principle - the principle of unity of technics and tactics. When you filling the existing scientific-methodical gap in technical

training it will become possible to increase the quality of the competitive activity of athletes-Karatekas.

Key word: Karate-do, testimonial requirements, traditional system of training (education), technical-tactical training, sports single combat.

УДК: 796.8

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

Соискатель Иванов А. И.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В настоящее время на этапе централизованной подготовки основное внимание уделяется количественной и качественной оценке технико-тактических действий борцов в соревновательном поединке. Особое значение имеет использование массированного объема соревновательных упражнений с положительным или отрицательным функциональным эффектом, что требует серьезной предварительной подготовки с учетом стилей ведения схватки.

Ключевые слова: централизованная подготовка, особенности соревновательной деятельности, разновидности соревнователь-

ных схваток, устойчивый технико-тактический арсенал.

В соответствии с данными специалистов, занимающихся вопросами подготовки сборных команд [2, 9], основными направлениями развития спорта высших спортивных достижений в настоящее время можно считать:

- достижение высоких объемов тренировочных нагрузок и рациональное сочетание различных по интенсивности режимов тренировки с ориентацией на соревновательную специфику и планируемый спортивный результат;

- значительное увеличение доли специализированных средств

подготовки; увеличение соревновательной практики в общем объеме подготовки, сбалансированность тренировочных, соревновательных нагрузок и отдыха, специальных восстановительных средств, сбалансированного питания и средств стимуляции работоспособности;

- значительное возрастание роли индивидуализации подготовки [1, 5].

В общем виде принципы системы спортивной подготовки в настоящее время представляются следующим образом:

- принцип направленности на высшее достижение;

- принцип единства общей и специальной подготовки;

- принцип непрерывности процесса подготовки;

- принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

- принцип волнообразности и вариативности нагрузок;

- принцип цикличности тренировочного процесса;

- принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности [6, 7].

В классификационном перечне видов упражнений в соревновательной деятельности (табл. 1) соревнования рассматриваются не только как цель эффективной реализации накопленных в ходе тренировок умений и навыков, а как соревновательный метод тренировочных воздействий в общей системе подготовки спортсменов. Подтверждением этого высказывания является ряд исследований, в которых показано, что в процессе многолетней подготовки от новичка до мастера спорта международного класса соревнования в силу

своего психофизиологического воздействия на спортсмена являются одним из основных факторов, дающих эффект тогда, когда обычные тренировки становятся малоэффективными. Было установлено, что чем выше спортивные результаты высококвалифицированных спортсменов, тем труднее осуществляются расширение и реализация резервных возможностей организма, а, следовательно, и рост спортивной работоспособности [3, 4].

Обстановка и накал спортивных соревнований создают особый эмоциональный фон, усиливающий воздействие физических упражнений и способствующий высшему проявлению функциональных возможностей организма спортсменов за счет резервов, которые трудно выявить в обычных условиях тренировки. Вместе с тем в ходе соревнований совершенствуются и специальные двигательные навыки и умения, накапливается опыт ведения спортивной борьбы.

Таким образом, можно считать, что на этапе централизованной подготовки (федеральный уровень) основное внимание уделяется количественной и качественной оценке действий борцов без анализа их пространственно-смысловой составляющей. Этот факт свидетельствует о том, что коррективы в технико-тактические показатели борца могут вноситься только с позиций:

- увеличения числа попыток проведения приема;

- увеличения соотношения оцененных приемов к числу попыток;

- увеличения балльной стоимости приема.

Общеизвестно, что само по себе соревновательное упражнение уже является эффективным средством подготовки спортсменов. Учитывая особенности про-

Общеразвивающие

Простые: Спортивные

строевые гимнастические

без отягощений спортивные игры

с отягощениями плавание

со снарядами легкоатлетические

на снарядах гребля

туризм

Специальные

Подводящие Имитационные

без партнера без снарядов

с партнером со снарядами

на обучающих машинах на тренажерах

Основные

Учебные с партнером: Схватки с противником:

в строю по разделениям учебные

в строю по команде в целом учебно-тренировочные

вне строя тренировочные

соревновательные

Таблица 1

Упражнения как средства, используемые в процессе подготовки борцов

явления скоростно-силовых качеств спортсменами-единоборцами в соревновательных условиях, есть смысл рассматривать тренировочные схватки как один из основных методов сопряженного совершенствования специальных двигательных качеств. При аналитическом рассмотрении литературных источников мы выделили следующие разновидности тренировочных схваток, которые могут быть использованы в качестве средств сопряженной скоростно-силовой и технико-тактической подготовки единоборцев соревновательным методом:

1. Борьба с противником, превосходящим по силе. Для такого поединка подбирается более сильный, но менее опытный партнер. Проведение приемов в направлении, противоположном приложению силы такого борца, не приносит успеха. Любая попытка преодолеть силу противника за счет собственных мышечных усилий проваливается, а проведение действий с использованием «дополнительных сил» может принести успех. В данном случае вырабатывается навык проведения приемов с использованием «дополнительных сил». Вырабатывается навык проведения приемов в таком направлении, в котором противник противопоставляет наименьшие усилия.

2. Схватки игрового характера проводятся для того, чтобы борцы научились выполнять приемы, используя в основном силу тяжести соперника. В таких схватках ставится задача «поймать» противника, т. е. использовать такой момент, когда можно выполнить прием почти без затраты своих сил. С этой же целью можно пользоваться дифференцированным методом: ставится задача уловить удобный момент, когда можно выполнить прием почти без затраты своих сил. С этой же целью можно пользоваться дифференцированным методом: ставится задача уловить удобный момент,

умышленно созданный противником, для проведения приема по направлению усилий положению, передвижению.

3. Схватки на броски с падением. Борцу дается задание проводить в схватке только броски с падением. В этом случае у спортсмена формируется навык эффективного использования силы тяжести своего тела для выполнения бросков.

4. Схватки с использованием силы противника. Борцу дается задание выполнять прием только в том направлении, в котором прилагает усилия его противник. Иногда дают задание партнеру прилагать постоянные или временные усилия в одном направлении. Проводя приемы в направлении усилий противника, борец получает навык использования этих сил в борьбе.

5. Схватки на выполнение приемов в направлении передвижения противника проводятся для того, чтобы научить борца использовать силу инерции движения противника и моменты инерции равновесия для проведения приемов в направлении передвижения. Организуя такие поединки, тренер дает задание одному борцу передвигаться в одном направлении, а другому выполнять приемы в направлении передвижения.

6. Схватки на проведение приемов с разбега. В этой схватке спортсмен получает навык использования силы инерции своего тела. Для этого он в схватке разрывает дистанцию, «разбегается», создавая, таким образом, достаточную инерцию движения своего тела и использует эту силу для выполнения приема. Преимущество в силе над противником может быть создано не только за счет дополнительных сил, но и умелым использованием биомеханических закономерностей: приложение силы на оптимальном плече рычага, использование рычагов разного рода и т. д.

7. Схватки на «чистую» победу при меньшем коли-

Рис. Разновидности соревновательных схваток

честве попыток. Борцу дается задание выиграть «чисто», проводя прием наверняка. Стараться стремиться к тому, чтобы одна попытка проведения приема вела к победе.

8. Схватки на сохранение статического положения даются для того, чтобы борец мог, сохраняя определенное положение (позу), с наименьшей затратой сил препятствовать проведению приема соперником (рис.).

Естественно, что все специалисты рекомендуют применение методов подготовки с учетом одного из перспективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов - всесторонней индивидуализации тренировочного процесса, начиная от полной реализации дидактических принципов индивидуального подхода в обучении и заканчивая применением средств и методов подготовки, которые максимально соответствуют индивидуальным особенностям конкретного спортсмена [8].

Однако широко рекламируемая индивидуализация подготовки с преобладанием соревновательных упражнений превращается в массированное использование соревновательных действий различной направленности, в ходе которых, в лучшем случае, каждому борцу противопоставляется борец его весовой категории с присущим ему технико-тактическим арсеналом и функциональными особенностями [8]. В ходе таких схваток на этапе централизованной подготовки борец ничего нового практически не приобретает, поскольку все привыкают друг к другу и даже коронный прием провести довольно трудно. Появляется неуверенность в надежности своего технико-тактического арсенала и общая функциональная усталость.

Таким образом, на федеральном уровне (этап централизованной подготовки) имеет место использование массированного объема соревновательных упражнений, в основном, с положительным или отрицательным функциональным эффектом, что требует от региональных тренеров серьезной предварительной подготовки к встречам своих борцов с противниками не только различных функциональных качеств, но и технико-тактической оснащенности, включая стили ведения схватки.

Однако обычная тренировочная работа, как было сказано выше, не обеспечит формирования устойчи-

вых технико-тактических арсеналов в связи с двумя основными причинами:

- нежеланием высококвалифицированных спортсменов доучиваться и, тем более, переучиваться;

- умения и даже навыки, приобретенные не в условиях психологического стресса, которые возможны только в соревновательных схватках, никогда не станут надежными.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акопян, А. О. Анализ соревновательной деятельности юных борцов греко-римского стиля [Текст] // Актуальные проблемы спортивных единоборств / А. О. Акопян, В. М. Игуменов, М. Г. Мамиашвили, П. А. Рожков. - Вып. 2. - М.: ФОН, 2000. - С. 7-11.

2. Блеер, А. Н. Средства и методы соревновательной надежности борцов греко-римского стиля [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Блеер. - М., 1998. - 24 с.

3. Кузнецов, А. С. Организационно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля [Текст]: автореф. дис. . док-ра пед. наук / Александр Семёнович Кузнецов. - Краснодар, 2002. - 41 с.

4. Нелюбин, В. А. Специфика соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов греко-римского стиля в связи с изменениями условий ее реализации [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 23 с.

5. Панков, В. А. Повышение эффективности подготовки борцов с помощью комплексных педагогических технологий [Текст]: автореф. дис. ... док-ра пед. наук / В. А. Панков. - Майкоп, 2002. - 53 с.

6. Тараканов, Б. И. Педагогические основы управления подготовкой борцов [Текст]: монография / Борис Иванович Тараканов. - СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта: СПб., 2000 - 162 с.

7. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Георгий Саахович Туманян. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 592 с.

8. Шулика, Ю. А. Греко-римская борьба [Текст]: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Серия «Образовательные технологии в массовом олимпийском спорте» / Ю. А. Шулика, И. И. Иванов, А. С. Кузнецов, Р. В. Самургашев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

- 800 с.

9. Юшков, О. П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах единоборств [Текст] / О. П. Юшков. - М.: МГИУ, 2001.

- 40 с.

THE COMPETITIVE METHOD AS THE FOUNDATION OF CENTRALIZED TRAINING IN GRECO-ROMAN WRESTLING

A. Ivanov

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

At present main attention is paid to the qualitative and quantitative evaluation of technico-tactical wrestlers' actions in a competitive combat at the stage of centralized training. The use of concentrated volume of competitive exercises together with the positive or negative functional effect is of special significance. It demands serious

preliminary training taking into account the style of conducting the contest.

Key word: centralized training, specific features of competitive activity, varieties of competitive activity, varieties of competitive contest, stable technico-tactical arsenal.

УДК: 796.418.6

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ БАТУТИСТОВ

Заслуженный тренер России, директор ДЮСШОР № 1 Плотников А. И. Муниципальное учреждение дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 1 управления образования муниципального образования, г. Краснодар

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В статье представлены данные многолетних исследований, характеризующие уровень информативности различных показателей физической подготовленности юных батутистов 7-10 лет, которые позволяют на объективной основе разрабатывать научно обоснованные системы педагогического контроля.

Ключевые слова: физическая подготовленность, педагогический контроль, интегральные и суммарные показатели, юные батутисты.

Введение. Центральной проблемой увеличения степени точности технологий педагогического контроля различных личностных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характеристик юных спортсменов является поиск научно обоснованных методических подходов, объективизирующих данный процесс [1, 5, 6]. При этом их разработка должна базироваться на известных положениях теории тестирования состояния человека, предполагающих проверку используемых критериев на соответствие требованиям информативности, надежности и эквивалентности [4].

Методы и организация исследования. Исследование было организовано на базе Муниципального учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.